Библия Синодальный перевод Первое послание к Фессалоникийцам Глава  3

Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) святого апостола Павла
 


Глава 
3

1Фес.3  с толкованием

1
И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни,

1Фес.3:1  с толкованием

2
и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей,

1Фес.3:2  с толкованием

3
чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.

1Фес.3:3  с толкованием

4
Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.

1Фес.3:4  с толкованием

5
Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш.

1Фес.3:5  с толкованием

6
Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас,

1Фес.3:6  с толкованием

7
то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры;

1Фес.3:7  с толкованием

8
ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.

1Фес.3:8  с толкованием

9
Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,

1Фес.3:9  с толкованием

10
ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?

1Фес.3:10  с толкованием

11
Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.

1Фес.3:11  с толкованием

12
А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,

1Фес.3:12  с толкованием

13
чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.

1Фес.3:13  с толкованием

Толкования на главу 1Фес.3
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на первое послание к фессалоникийцам Святого Апостола Павла

1Фес.3

Глава 
3

1Фес.3  с толкованием

И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни.
 

1Фес.3:1 с толкованием
То есть: избрали и предпочли.
 


И послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом.
 

1Фес.3:2 с толкованием
Такова забота святого апостола Павла об учениках, что когда он сам был удерживаем какими-нибудь стеснительными обстоятельствами, то посылал других навестить своих учеников. Это же сделал и тогда, послав Тимофея. И говорит о нем с такой похвалой, не столько его возвышая, сколько воздавая им честь тем, что столь необходимого в такое время он отвлек для них от дела служения сотрудника благовествования.
 


Чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей.
 

1Фес.3:2 с толкованием
Так как фессалоникийцы смущались тем, что учитель их подвергался искушениям, то они имели нужду в утверждении и утешении, чтобы не отстать от веры. Ибо немалое смущение для учеников составляют искушения учителя, подобно тому, как для воинов раны вождя.
 


Чтобы никто не поколебался в скорбях сих.
 

1Фес.3:3 с толкованием
Апостол указывает здесь, какую пользу имело принести им утверждение от лица святого Тимофея. Это, говорит, чтобы не приходили в смятение, то есть не падали духом и не расслаблялись в виду моих искушений. Ибо диавол, когда улучит благоприятное время для искушения, колеблет нетвердых напоминанием прежнего покоя, чтобы они отстали от того, что было причиной скорбей. Некоторые же говорили, что σαίνεθαι колебаться, смущаться — поставлено вместо ταράττεσθαι — возбуждаться — метафора, взятая от собак которые, когда ласкаются, машут хвостами.
 


Ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
 

1Фес.3:3 с толкованием
Да слышим, что христианам суждено скорбеть: ибо не об одних апостолах он сказал сие. Итак, когда мы на то назначены, то что нового, если мы испытываем скорбь? Поэтому мы должны оставаться невозмутимыми не только от прошедших искушений, но и будущих. Это нам более должно быть свойственно.
 


Ибо мы и тогда, как были у вас, предсказывали вам, что будем страдать, как и случилось, и вы знаете.
 

1Фес.3:4 с толкованием
Великое утешение для учеников в том, когда учитель наперед сказал им о скорбях. Ибо впоследствии они не смущались их, как неожиданных. Поэтому и Христос говорил апостолам: Я сказал вам о том прежде, нежели сбылось, дабы вы поверили (Ин.14:29). Не это только Павел сказал им, а и многое другое, что также сбылось.
 


Посему и я, не терпя более, послал.
 

1Фес.3:5 с толкованием
О Павел! если ты предсказал им, что будешь терпеть скорбь, и что им не следует тревожиться за эту скорбь, то зачем ты снова посылаешь? Оказывается, что ты еще не вполне доверяешь им. По великой любви, говорит, делаю это. Ибо любящие опасаются и за то, что безопасно. Вместе с тем и искушений было много, и чрезмерное множество бедствий устрашило меня. Потому и не сказал: заметив в вас нечто, я послал, но не терпя более, что происходит от любви.
 


Узнать о вере вашей.
 

1Фес.3:5 с толкованием
Здесь некоторые спрашивают: почему тот, кто восходил до третьего неба, кто слышал неизреченные глаголы (2Кор.12:6), не знает, что происходило с фессалоникийцами, но посылаете Тимофея узнать о вере их? Можно сказать, что не все знали и святые, жившие до Христа и после Христа. Ибо и Елисей не знал о жене Сонамитянке (4Цар.4:8). И Илия думал, что он остался один, между тем как было еще семь тысяч других (3Цар.19:10). И прежде их Самуил получает наставление не обращать внимания на лицо старшего брата Давидова (1Цар.16:7). Так и апостолы не знали всего. И это было по особенному попечению Божию, чтобы ни сами они не превозносились, ни другие не думали о них слишком много, и чтобы последующие христиане не могли говорить, что они совершали подвиги добродетели, будучи выше людей, а поэтому сами предались бы беспечности; напротив, чтобы мы знали, что и они не всегда надеялись на помощь Божию, но совершали подвиги собственными трудами.
 


Чтобы как не искусил вас искуситель.
 

1Фес.3:5 с толкованием
Я, говорит, не предполагал, что вы поколебались, разве только потому, что подверглись искушениям. Видишь ли, что смущение в скорбях есть дело диавола, и в особенности когда одни соблазняются вследствие того, что другие испытывают несчастие. Так он поступил с Иовом, смутив его жену тем, что тот страдал. Впрочем, диавол искушает, не зная, одолеет ли, что видно из примера Иова; однако, будучи бесстыдным, он нападает, и если видит какую-нибудь слабость, остается и выжидает; если же видит силу, — отступает.
 


И не сделался тщетным труд наш.
 

1Фес.3:5 с толкованием
Если бы они уклонились, о Павел, что тебе? Твой труд не останется без полной награды у Бога. Однако, говорит, по причине сильной любви, я считал бы труд мой потерянным.
 


Теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей.
 

1Фес.3:6 с толкованием
Я, говорит, ожидал того, а случилось противоположное. Обрати внимание на великую радость Павла! Не сказал: весть, но: добрую весть. Столь великим благом считал он твердость их в вере. И радовался их любви, потому что она была знаком их веры.
 


И что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас.
 

1Фес.3:6 с толкованием
То есть вспоминаете о нас с похвалами и одобрением. Послушайте, ученики, и научитесь всегда сохранять добрую память о своих учителях. Ибо этим вы доставите пользу самим себе, а не им. Весьма великое утешение и радость для фессалоникийцев составляет то, что Павел знает, что он любим ими, — это еще более воспламенит в них любовь.
 


То мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия.
 

1Фес.3:7 с толкованием
Удивительное дело! Павел изъявляет им благодарность за то, что они не поколебались. Мы, говорит, не чувствуем более скорбей, но утешились не в одной какой скорби, но во всякой. Ибо радость о вас стала противовесом всех нужд наших.
 


Ради вашей веры.
 

1Фес.3:7 с толкованием
Вы, говорит, подкрепили меня. Между тем в действительности было наоборот: он сам, не уступая искушениям, укрепил их, а похвалу им воздает. Ибо вы, говорит, не дали мне чувствовать моих искушений.
 


Ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе.
 

1Фес.3:8 с толкованием
Не сказал: мы утешились, но: мы живы, показывая тем, что преткновение их он считает смертью для себя, а преуспеяние их, стояние и утверждение во Христе — жизнью.
 


Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим.
 

1Фес.3:9 с толкованием
Такова, говорит, наша радость о вас, что мы не в силах даже достойно благодарить Бога за вас. Ваше преуспеяние мы считаем даром Божиим. Ибо не человеческой душе и не человеческому усилию свойственно такое высокое чувство. Вот почему, обязанные благодарить Его, мы не находим достойной благодарности.
 


Ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше.
 

1Фес.3:10 с толкованием
Заметь усиление в выражении! Всеусердно молясь о том, чтобы видеть их, подобно тому, как земледелец, слыша, что возделываемое им поле изобилует плодами, нетерпеливо желает видеть его собственными глазами.
 


И дополнить, чего недоставало вере вашей.
 

1Фес.3:10 с толкованием
Если выше засвидетельствовал их стояние, то каким образом теперь говорит: чего недоставало вере вашей? Не всем учением они воспользовались, и им недоставало, может быть, сведений о воскресении и о другом подобном. Также много было лжеучителей, поэтому и сказал: чего недоставало. Там, где он опасался за самую веру, говорит: послали Тимофея, чтобы утвердить вас (1Фес.3:2); А здесь говорит: дополнить, что более относится к учению, чем к утверждению. Ибо несовершенным мы называем то, чему недостает немногого.
 


Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.
 

1Фес.3:11 с толкованием
Если уже в послание апостол влагает свою молитву, то этим показывает, что он и у себя молился о том, чтобы увидеть их. Вместе с тем и оправдывает себя, что он находится вдали от них не по нерадению, как бы так говоря: Сам Бог да прекратит искушения, отовсюду препятствующие нам идти к вам прямой дорогой.
 


А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем.
 

1Фес.3:12 с толкованием
Видишь ли неудержимый порыв любви в том, что он молится о них, чтобы Господь исполнил и преисполнил их в любви. И не только друг ко другу, но и ко всем. Ибо в том и обнаруживается любовь к Богу, что она стремится обнять всех. Если же ты одного любишь, а другого нет, то это любовь человеческая.
 


Какою мы исполнены к вам.
 

1Фес.3:12 с толкованием
С нашей стороны, говорит, она уже есть; просим, чтобы на будущее время была и с вашей стороны. Нас имейте мерой и образцом любви.
 


Чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь. 3
 

1Фес.3:13 с толкованием
Апостол показывает, что любовь приносит пользу им самим, а не тем, которых любят. Да преисполнит, говорит, вас Господь любовью, чтобы утвердить сердца ваши. Под Господом разумей Духа, как и истолковал это Василий Великий. Ибо кто другой утвердит непорочными пред Богом и Отцом в пришествие Христово, как не Дух всецело? Не сказал: утвердит вас, но: сердца. Ибо из сердца исходят злые помыслы (Мф.15:19). Можно быть злым, не делая никакого зла, как то: быть завистливым, коварным, злопамятным, держаться превратного учения. Итак, тогда, действительно, непорочен человек, когда он очищает свое сердце; тогда он имеет и святость. Ибо, хотя святостью, главным образом, называется целомудрие, как и нечистотой — блуд и прелюбодеяние, но вообще всякий грех есть нечистота, а всякая добродетель — святость. Апостол желает, чтобы они были непорочными пред Богом и Отцом, как теперь (это и есть настоящая добродетель пред Богом, а не пред людьми, так как человеческое суждение шатко), так в пришествие Христово: ибо и Он нас будет судить пред лицем Отца Своего. Итак, да будете, говорит, непорочны, как и все святые.
 


Примечания


Слова аминь у блж. Феофилакта недостает.

Источник: http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/index.html
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к фессалоникийцам

1Фес.3

Глава 
3

1Фес.3  с толкованием

1-2
Хотя я не мог придти к вам, однако не мог снести и разлуки с вами. Посему, сам я благоволил остаться в Афинах, а к вам, хотя мне и нужны были здесь многие помощники, послал Тимофея, сотрудника моего в Благовестии Божием, чтобы Тимофей, придя к вам, утвердил вас, укрепил то есть вас, и поощрил веру вашу.

1Фес.3:1  с толкованием

3
Дабы никто из вас не колебался по причине скорбей, окружающих вас, ибо к этому самому мы и назначены, то есть страдать и терпеть.

1Фес.3:3  с толкованием

4
Ведь и прежде говорили мы вам и предуготовили вас, как бы посредством пророчества, что нас имеют постигнуть страдания, как и случилось, и знаете.

1Фес.3:4  с толкованием

5
Посему и я, уже не терпя (более), послал к вам узнать (о вере вашей), чтобы как не искусил вас искуситель, и вы не обратились бы к идолослужению, и тщетным был бы труд наш у вас.

1Фес.3:5  с толкованием

6-7
Теперь же когда (только что) пришел Тимофей к нам от вас и возвестил нам веру вашу в Бога и любовь к нам и добрую память, которую имеете о нас, и что всегда желаете нас видеть, как и мы также вас: то (посему) утешились мы в скорби нашей, которая угнетает нас еще и теперь, - успокоились в гонениях на нас, кои окружают нас доселе.

1Фес.3:6  с толкованием

8
Итак, теперь мы живем пред Богом, если только вы твердо стоите в этой самой вере Господа нашего.

1Фес.3:8  с толкованием

9-10
Ибо какую другую благодарность можем Богу воздать за всю радость, которою радует нас добрая слава ваша, кроме того, что молимся пред Богом о том, чтобы видеть лице ваше и посредством укрепления словом нашим восполнить недостаток веры вашей.

1Фес.3:9  с толкованием

11-13
Сам же Бог да откроет и да управит путь наш к вам из среды тех, кои причинили препятствие слову нашему, и да преумножит любовь вашу, которую имеете друг к другу, и да уровняет ее с нашею любовью к вам, - и да утвердит сердца ваши без порока, чтобы пребывать вам в той святыне, коею вы облечены в крещении, - и чтобы в ней сретить вам Господа нашего в день, когда придет Он со всеми святыми Его.

1Фес.3:11  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к фессалоникийцам

1Фес.3

Глава 
3

1Фес.3  с толкованием

Темже уже не терпяще, благоволихом остатися во Афинех едини, и послахом Тимофея брата нашего и служителя Божия и споспешника нашего во благовестии Христове, утвердити вас и утешити о вере вашей, яко ни единому смущатися в скорбех сих.
 

1Фес.3:1 с толкованием
Поелику встретили мы препятствие идти к вам, то послали Тимофея, который есть брат наш и которому вверено Божественное Евангелие. Послали же его не другое предложить вам учение, но утвердить вас в учении прежнем и утешить вас, чтобы мужественно переносили козни сопротивных, не колебались и не отступали от прежней своей решительности. При сем заметить должно, что того, кому вверено Христово Евангелие, Апостол назвал служителем Божиим, научая сим, что Сына признает не меньшим Отца.
 


Сами бо весте, яко на сие истое лежим.
 

1Фес.3:1 с толкованием
Сие изначала предвозвестил нам Владыка Христос. Почему не новое чтолибо терпим, но что Он предрек: Се, посылаю вас яко овцы посреде волков (Мф.10:16); и: блажени изгнани правды ради: яко тех есть Царствие Небесное, и многое сему подобное.
 


Ибо егда у вас бехом, предрекохом вам, яко имамы скорбети, еже и бысть, и весте.
 

1Фес.3:4 с толкованием
Предсказанное засвидетельствовано тем, что действительно с нами было.
 


Сего ради и аз ктому не терпя, послах разумети веру вашу, да не како искусил вы искушаяй, и вотще будет труд наш.
 

1Фес.3:5 с толкованием
Посему-то, так как не мог переносить более чрезмерно озабочивающей меня мысли, послал я, желая дознать, не приключилось ли вам какого вреда от искушений и не потерян ли труд, какой для вас мы потерпели. Так показав предшествовавшую свою заботу, извещает и о радости, какую ощутил он от добрых вестей, принесенных досточудным Тимофеем.
 


Ныне же пришедшу Тимофею к нам от вас и благовестившу нам веру вашу и любовь, и яко имате память о нас благу, всегда желающе нас видети, якоже и мы вас: сего ради утешихомся, братие, о вас, во всяцей скорби и нужде нашей, вашею верою.
 

1Фес.3:6 с толкованием
Апостол выставил три достойныя любви черты: веру, любовь и памятование об учителе. Вера же дает видеть твердость благочестия, а любовь — деятельную добродетель; памятование об учителе и любовь к нему свидетельствуют о привязанности к учению. Сие-то, говорит Апостол, соделало нас благодушными, и забыли мы наносимые нам скорби, какие потерпели ради вашей веры, то есть за то, что проповедуем вам.
 


Яко мы ныне живи есмы, аще вы стоите о Господе.
 

1Фес.3:8 с толкованием
Вашу твердость признаем для себя жизнию.
 


Кое бо благодарение Богу можем воздати о вас, о всяцей радости, еюже радуемся вас ради пред Богом нашим? Нощь и день преизлиха молящеся видети лице ваше и совершити лишение веры вашея.
 

1Фес.3:9 с толкованием
Великость веселия препобеждает песнопение уст, ибо не в силах мы вознести Богу песнь, равносильную радости, какая доставлена нам вами. И ночь и день умоляем Владыку доставить нам возможность увидеть вас и укрепить и преподать приличное учение. Сие-то означают слова: совершити лишение веры вашея, то есть выполнить недостаточное. Но сию пользу доставляет им и писаниями. Начинает же молитвою.
 


Сам же Бог и Отец наш, и Господь наш Иисус Христос да исправит путь наш к вам,
 

1Фес.3:11 с толкованием
то есть да исполнит наше желание и уничтожит встречающиеся затруднения. И сие научает равенству Отца и Сына. Ибо Апостол употребил не предлог διά, но союз καί! (и), давая сим знать, что Отец и Сын домостроительствуют одно и то же, как одно и то же созидают. А что Домостроительство одно, свидетельствует о сем и присовокупляемое. Ибо Апостол, оставив лицо Бога и Отца, упоминает об едином Сыне и говорит:
 


Вас же Господь да умножит и да избыточествит любовию друг ко другу и ко всем, якоже и мы к вам, во еже утвердити сердца ваша непорочна в святыни, пред Богом и Отцем нашим, в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми
 

1Фес.3:12 с толкованием
Его. Преспеяние в любви божественный Апостол назвал исполнением всего закона. Посему молится, чтобы Господь восполнил их числом и соделал избыточествующими в любви, то есть приобретшими совершенную любовь, так чтобы им нимало не иметь в ней недостатка и оказывать оную не только друг другу, но и всем единоверным, где бы они ни находились. Ибо так и мы, говорит Апостол, будучи вдали от вас, расположены к вам, желая утвердить сердца ваши, чтобы свободными от всякого порока и ныне видимы вы были пред Богом всяческих и со всеми святыми сретили Владыку Христа.