Библия Синодальный перевод Первое послание к Фессалоникийцам Глава  5

Первое послание к Фессалоникийцам (Солунянам) святого апостола Павла
 


Глава 
5

1Фес.5  с толкованием

1
О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,

1Фес.5:1  с толкованием

2
ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.

1Фес.5:2  с толкованием

3
Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.

1Фес.5:3  с толкованием

4
Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.

1Фес.5:4  с толкованием

5
Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.

1Фес.5:5  с толкованием

6
Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.

1Фес.5:6  с толкованием

7
Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.

1Фес.5:7  с толкованием

8
Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,

1Фес.5:8  с толкованием

9
потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,

1Фес.5:9  с толкованием

10
умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.

1Фес.5:10  с толкованием

11
Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.

1Фес.5:11  с толкованием

12
Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,

1Фес.5:12  с толкованием

13
и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.

1Фес.5:13  с толкованием

14
Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.

1Фес.5:14  с толкованием

15
Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем.

1Фес.5:15  с толкованием

16
Всегда радуйтесь.

1Фес.5:16  с толкованием

17
Непрестанно молитесь.

1Фес.5:17  с толкованием

18
За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.

1Фес.5:18  с толкованием

19
Духа не угашайте.

1Фес.5:19  с толкованием

20
Пророчества не уничижайте.

1Фес.5:20  с толкованием

21
Все испытывайте, хорошего держитесь.

1Фес.5:21  с толкованием

22
Удерживайтесь от всякого рода зла.

1Фес.5:22  с толкованием

23
Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.

1Фес.5:23  с толкованием

24
Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.

1Фес.5:24  с толкованием

25
Братия! молитесь о нас.

1Фес.5:25  с толкованием

26
Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.

1Фес.5:26  с толкованием

27
Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.

1Фес.5:27  с толкованием

28
Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.

1Фес.5:28  с толкованием

Толкования на главу 1Фес.5
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на первое послание к фессалоникийцам Святого Апостола Павла

1Фес.5

Глава 
5

1Фес.5  с толкованием

О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия.
 

1Фес.5:1 с толкованием
Излишне и бесполезно знать времена и сроки конца (Деян.1:7). Даже и апостолам Господь не открыл этого, когда они, подойдя, спрашивали Его. Но Павел из неизреченных слов (2Кор.12:4), может быть, мог знать и об этом.
 


Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
 

1Фес.5:2 с толкованием
Под днем Господним нужно разуметь как общую кончину, так и частную кончину каждого, ибо и эта последняя неизвестно когда наступит для каждого. И это полезно для нас по многим причинам. Во-первых, потому, что если бы человек знал свой последний час, то Он стал бы беспрерывно совершать всякий грех, а потом, к концу жизни, приступил бы к купели. Во-вторых, потому, что многие, если бы узнали, что завтра умрут, причинили бы своим врагам бесчисленные бедствия, или просто с отчаяния, или из желания насытиться кровью врагов своих, — чего теперь не бывает, благодаря тому. что их удерживает страх смерти и любовь к жизни. Кроме того, люди, привязанные к жизни, могли бы умереть от печали, если бы узнали роковой час своей смерти. Наконец, и праведники, подвергаясь опасностям, не заслуживали бы такой награды; потому что казалось бы, что так как они знают, что умрут не теперь, а после стольких-то лет, то поэтому и не щадят себя. Ныне же, когда неизвестно, перенесут ли они опасности, а тем не менее они не щадят себя, — добродетель их несомненна. Подобно как и три отрока еврейских потому больше заслуживают удивления, что они, не зная точно, спасутся ли от огня, все-таки не поклонились идолу (Дан.3:24). Итак, кончина наша, как тать ночью. Вы знаете об этом, фессалоникийцы, из того, что сказал Господь; не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф.24:42). 8
 


Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
 

1Фес.5:3 с толкованием
Так как оскорбляющие фессалоникийцев проводили жизнь в удовольствиях, то апостол утешает теперь верующих, говоря: не думайте, что они избегнут наказания. Придет и им погибель, неожиданная погибель тяжелая и заключающая в себе много горестей, подобно мукам рождающей женщины. Но если придет Илия и антихрист, почему же Павел говорит теперь, что погибель застанет их внезапно? Потому, что антихрист и Илия — знамение общей кончины; пришествие же Христова еще нет; оно будет внезапно и неизвестно когда. Обрати внимание на сравнение с муками рождения. Ибо и там женщина знает, что она родит; но когда именно, — этого еще не знает. Оттого многие женщины, ничего не предвидя, рождали и чрез семь месяцев, и в дорогах. И как они, играя и смеясь, внезапно подвергаются невыразимым мукам, так и души тех, которые ныне проводят жизнь в забавах, с наступлением того дня, никак не избегнут мучения.
 


Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
 

1Фес.5:4 с толкованием
То есть вы не ведете темной и нечистой жизни. Итак, что же? Ужели кончина не настанет для них неожиданно, хотя бы они и не были нечисты? Настанет неожиданно, но не принесет им никакой скорби. Ибо и вор не может сделать никакого вреда бодрствующим и имеющим свет, хотя бы и успел войти к ним, — напротив, находящихся во тьме и спящих он обирает совершенно и уходит.
 


Ибо все вы — сыны света и сыны дня.
 

1Фес.5:5 с толкованием
Как сынами геенны называются делающие достойное геенны и сынами противления — непослушные, так сынами света и дня называются те, которые делают дела света.
 


Мы — не сыны ночи, ни тьмы.
 

1Фес.5:5 с толкованием
То есть греха.
 


Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
 

1Фес.5:6 с толкованием
То есть не будем нерадеть о добрых делах. Усиление бодрствования есть трезвенность. Ибо можно бодрствовать, но не быть трезвенным; поэтому апостол как бы говорит: будем делать добрые дела трезвенно и внимательно.
 


Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся.
 

1Фес.5:7 с толкованием
Спящими называет здесь апостол во зле пребывающих, как неподвижных на добродетель и погруженных в мечтательные прелести. Таковы, действительно, дела настоящей жизни, нисколько не отличающиеся от сонных мечтаний. Далее, опьянением называет не одно опьянение от вина, но и от всяких страстей, как выводящее человека из обыкновенного состояния и омрачающее владычественное души, то есть ум. Итак, вам не следует быть таковыми, ибо вы не сыны ночи и тьмы, а сыны дня чрез крещение и восприятие ига заповедей Божиих.
 


Облекшись в броню веры и любви.
 

1Фес.5:7 с толкованием
Не достаточно бодрствовать и трезвиться, следует и быть вооруженным. Ибо кто бодр и трезв, но не имеет оружия, того тотчас могут одолеть разбойники. Сказав: в броню веры и любви, апостол указал этим на догматы и праведную жизнь, что, собственно, и значит трезвиться. И следует не просто иметь это, но как броню. Ибо броню ничто не может скоро рассечь, напротив, она составляет нечто в роде оплота для груди, и ни одна из раскаленных стрел диавола не коснется нас.
 


И в шлем надежды спасения.
 

1Фес.5:7 с толкованием
Как шлем, закрывая самую важнейшую у нас часть — голову, спасает и сохраняет ее, так и упование оберегает ум и спасает его, не попуская ничему извне упасть в него. Обрати внимание на указанные им в другом месте (1Кор.13:13) веру, надежду и любовь, сии три, которые он и теперь заповедует приобретать.
 


Потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа, умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
 

1Фес.5:9 с толкованием
Потому, говорит, должно приобретать это оружие, что не положил нас Бог в гнев, то есть не на то определил, чтобы мы гнев Его несли, но чтобы приобрести нас Себе и спасти, дав за нас Сына Своего на смерть. Итак, мы должны ожидать в опасностях всего полезного и великого. Ибо если мы веруем, что Он не пощадил за нас Своего Сына, то будем надеяться, что Он и тем скорее избавит нас от этих опасностей. Будем же иметь пред собой этот пример и возлюбим как Его, так и ближних. Для того, говорит, умер Христос, чтобы бодрствуем ли мы, то есть живем, или спим, то есть умираем, жили вместе с Ним. Иной сон апостол разумел выше и иной разумеет здесь. То, что здесь он говорит, имеет такой смысл: не бойтесь телесных опасностей, не бойтесь и смерти, если мы и умрем, то будем живы, ибо жив Тот, Кто так возлюбил нас, что умер за нас.
 


Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
 

1Фес.5:11 с толкованием
Видишь? Так что же отговариваешься: я не учитель? Увещавайте, говорит, друг друга, так как учители не имеют возможности научить всех.
 


Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас.
 

1Фес.5:12 с толкованием
Так как сказал: увещавайте друг друга, то, чтобы они не заключили, что их самих возводит он в достоинство учителей, и чтобы не восстали против учителей, говорит: если я вам и поручил назидание друг друга, все-таки убеждаю, чтобы вы относились к ним с честью. Ибо учители принуждены переносить много трудностей, которые честь для них, конечно, несколько облегчит.
 


И предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас.
 

1Фес.5:12 с толкованием
Если ты почитаешь тех, кто предстательствует за тебя пред человеком, то во сколько раз больше ты должен изъявлять полную признательность предстательствующим за тебя пред Богом? В Господе, то есть не в мирских вещах предстательствует он, а в духовных, которые в Господе, — молит за тебя, возрождает тебя чрез крещение, наблюдает за тобой, вразумляет и врачует тебя, — в полночь, если позовешь, идет. Видишь, как он предстательствует о тебе.
 


И почитать их преимущественно с любовью за дело их.
 

1Фес.5:13 с толкованием
Не просто, сказал, любите, но: преимущественно, как дети родителей. Ибо, кто любит Христа, тот будет любить и служителя Его, каков бы он ни был, потому что чрез него он сподобился страшных Тайн. Если ты взял честную жену, то не уважаешь ли ты и не любишь ли того, кто доставил тебе ее? Ты получил Царство Небесное, и гнушаешься того, кто доставил его. Внимай Павлу: за дело их, говорит он, любите их.
 


Будьте в мире между собою.
 

1Фес.5:13 с толкованием
Пишет еще: с ними, то есть с учителями. Ибо он знал возможность зарождения неудовольствий против них. Так как они обличают и удерживают их от дурного, то и бывают ненавидимы. Поэтому должно быть в мире с ними, и притом не по внешнему виду, но в себе самих.
 


Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных.
 

1Фес.5:14 с толкованием
Здесь апостол обращается к учителям. Не со строгостью, говорит, или с надменностью делайте выговоры, но с кротостью вразумляйте. Ибо, придя в отчаяние, человек становится более дерзким, когда делают ему строгий выговор. Бесчинные же те, которые поступают против того, что определено Богом. Бог каждому определил свой чин; преступающий его есть бесчинник. Пьяница, ругатель, корыстолюбец и все согрешающие живут бесчинно.
 


Утешайте малодушных.
 

1Фес.5:14 с толкованием
Малодушен тот, кто не переносит искушения. Он именно и есть посеянный на камне (Мф.13:5). Таким образом, и он нуждается в поддержке.
 


Поддерживайте слабых.
 

1Фес.5:14 с толкованием
То есть поддерживайте слабых в вере, как и в другом месте говорит: немощного в вере принимайте (Рим.14:1).
 


Будьте долготерпеливы ко всем.
 

1Фес.5:14 с толкованием
И к бесчинным, и малодушным, и слабым. Ибо это самое приличное средство для учителя, могущее обратить всех, даже самых грубых.
 


Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло.
 

1Фес.5:15 с толкованием
Если не должно воздавать злом за зло, то тем более — злом за добро, или начинать делать зло и вредить тому, кто ничем не повредил.
 


Но всегда ищите добра и друг другу и всем.
 

1Фес.5:15 с толкованием
Недостаточно того, чтобы не платить злом за зло; нужно, говорит, отплатить за себя добром, тому, кто причинил зло. Этому именно учит апостол, когда говорит: ищите добра. То есть усиленно старайтесь делать добро, как по отношению друг к другу, то есть к верным, так и по отношению ко всем, то есть и к неверным.
 


Всегда радуйтесь.
 

1Фес.5:15 с толкованием
Хотя бы вы впали в искушение. Смотри: после того, как он сказал, что не должно воздавать злом за зло, дальше он повелевает радоваться. Если человек воспитан так, что никому не мстит за себя, напротив, даже благодетельствует человеку, причинившему печаль, то откуда же может проникнуть в него жало скорби?
 


Непрестанно молитесь, за все благодарите.
 

1Фес.5:17 с толкованием
Апостол показал путь к постоянной радости, к непрестанной молитве и благодарению. Ибо, кто привык обращаться к Богу и благодарит Его за все, что послужило на пользу, — очевидно, тот будет иметь постоянную радость.
 


Ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе.
 

1Фес.5:18 с толкованием
Как же будешь всегда благодарить? Если сознаешь, что в том воля Божия, чтобы всегда тебе быть благодарным к Нему, как всегдашнему благодетелю во Христе Иисусе, то есть чрез содействие Господа Иисуса. Ибо и Он Сам содействует нам в том, чтобы быть благодарными: Он научил нас делать то, чему мы научились из Евангелия.
 


Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте.
 

1Фес.5:19 с толкованием
Так как нынешняя жизнь есть ночь, то Бог дал нам ясный светильник, — Духа Святого. Но этот светильник одни сделали более ярким, как все святые; а другие погасили, как пять дев, которые оставили его без елея, как коринфский блудник, который влил в него нечистоту. Посему сказал: Духа не угашайте, то есть дара. Запирайте двери, то есть чувства, чтобы не вошел дух лукавства, и не погас бы светильник. Не приносите земных забот, и светильник останется неугасимым. Или и так можно понимать: были у них пророки Божии и лжепророки. Так как неизвестно было, что истинный Пророк, то они отвращались от всех. Поэтому апостол и говорит им: Духа, то есть дара в истинных пророках, не угашайте отвращением, как от лжепророков, и не презирайте пророчеств от Святого Духа.
 


Все испытывайте 9, хорошего держитесь.
 

1Фес.5:19 с толкованием
Итак, что же? неужели нам принимать и лжепророков? Нет, говорит. Но все испытывайте, то есть и ложное, и истинное с испытанием разбирайте, и потом пророчества, оказавшиеся добрыми, принимайте, то есть почитайте их за истинные и имейте во внимании.
 


Удерживайтесь от всякого рода зла.
 

1Фес.5:22 с толкованием
Не только от того или другого, но просто от всякого, и от ложного пророка, и от греха.
 


Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте.
 

1Фес.5:23 с толкованием
К наставлению апостол присоединяет и молитву, чтобы с обеих сторон они имели безопасность. Что значит: во всей полноте? То есть телом и душой, как это видно дальше.
 


И ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа.
 

1Фес.5:23 с толкованием
Дух, то есть дар Святого Духа, который мы получили чрез крещение. Если мы сохраним светильник Его ярким и неугасимым, то мы войдем в чертог Жениха; и душа, и тело тогда будут непорочны, если дух в нас будет сиять. Григорий Нисский говорит: так как человек состоит из всякого вида душ — души физической, чувственной и разумной, то апостол словом дух обозначил разумную часть; душа — чувственную, тело — физическую жизнь в нас. Итак, он молится о том, чтобы все они и во всем сохранились непорочными, во всем благоугодными Богу.
 


Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
 

1Фес.5:24 с толкованием
Посмотри, какое смирение! После того, как он произнес за них молитву, говорит: не подумайте, что вы будете спасены по моим молитвам, но по благости призвавшего вас Бога. Ибо если Он призвал ко спасению, а Он верен, то есть истинен, то непременно сделает по воле Своей и спасет.
 


Братия! молитесь о нас.
 

1Фес.5:24 с толкованием
Обрати внимание на смирение: и Павел просил их молитв.
 


Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
 

1Фес.5:26 с толкованием
Так как он, будучи в отсутствии, не мог приветствовать их лобзанием собственных уст, то желает приветствовать чрез других, как и мы говорим: поцелуй за меня такого-то. А так как бывает и лукавое целование, как целование Иуды, то он говорит: лобзанием святым.
 


Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
 

1Фес.5:27 с толкованием
Не столько ради наставления, сколько ради того, чтобы побеседовать с ними чрез послание: доказательство горячей любви. Заклинает же для того, чтобы если не уважают его, то по крайней мере ради клятвы исполнили бы то, что было им заповедано. Так страшны были для древних христиан заклинания! Но, увы, не таковы они ныне, не таковы они для нас.
 


Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами: Аминь.
 

1Фес.5:28 с толкованием
Все блага, говорит. Он даровал нам. Итак, постарайтесь привлечь себе обильнейшую благодать, живя достойно того, что уже даровано вам. Сия же благодать да хранит и нас от всякого пути неправого; да живем во славу Отца и Сына и Святого Духа. Ему подобает всякая слава во веки. Аминь.
 


Примечания


Блж. Феофилакт читает не знаете, в который час тать (κλέπτης) приидет.


В греч. тексте блж. Феофилакта πάντα δε δοκιμάζετε вместо δοκιμάζοντες.

Источник: http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/index.html
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к фессалоникийцам

1Фес.5

Глава 
5

1Фес.5  с толкованием

1
А о годах и временах, братья, то есть когда настанет время этому и когда будет время антихриста, - нет нужды об этом писать вам.

1Фес.5:1  с толкованием

2
Ибо сами по себе знаете и как научены этому от нас, что и сами мы узнали из Евангелия Господа нашего, что день Господень, как тать ночью, когда никто не ожидает этого, так приидет (Мф.24:43).

1Фес.5:2  с толкованием

3
Ибо когда будут говорить: вот - мир и безопасность, тогда их внезапно настигнет погибель, как мука родами неожиданно настигает беременную, - и не избегнут ее. Это - то же, что сказал Господь наш: как было во дни Ноя и Лота, когда ели и пили, женились и выходили замуж, доколе не нашел на них и их всех не истребил потоп и огонь (Мф.24:38-39).

1Фес.5:3  с толкованием

4
Вы же, братья, не находитесь (будьте) во тьме, то есть в делах тьмы, чтобы вас день тот, как тать, не застал.

1Фес.5:4  с толкованием

5
Как сыны света, запасайтесь делами света и ожидайте тот день откровения (славы).

1Фес.5:5  с толкованием

6
Итак, да не спим в отношении доброго жития, как и прочие, кои не ожидают того дня, но да бодрствуем делами нашими и да трезвимся верою нашею.

1Фес.5:6  с толкованием

7
Ибо те, кои спят и упиваются, они ночью спят и упиваются, то есть все дела, враждебные свету, они совершают ночью.

1Фес.5:7  с толкованием

8
Мы же, будучи сынами дня, то есть сынами Евангелия, трезвимся в добрых делах, и да облекаемся совершенством веры и любовью совершенною, - возложим на себя шлем надежды спасения жизни.

1Фес.5:8  с толкованием

9
Поелику (Бог) не определил нас на гнев, то есть на погибель, но к спасению жизни, то есть: или чтобы спасали мы наши души от прикосновения похотей и жили в Господе нашем; или чтобы спаслись мы чрез Него для жизни с Ним в воскресении.

1Фес.5:9  с толкованием

10
Дабы, бодрствуем ли, или спим, - вместе с Ним жили, то есть: будем ли мы живы, или мертвы, - вместе с Ним дарует нам возлететь (на небо).

1Фес.5:10  с толкованием

11
Итак, утешайте друг друга и назидайте один другаго этими словами, - как и прежде писал я вам, так и поступали вы.

1Фес.5:11  с толкованием

12
Будьте признательны к тем, кои трудятся у вас делами своими, и к тем, кои предстоятельствуют вами в Господе, то есть молят Господа за вас и научают вас добродетельной жизни.

1Фес.5:12  с толкованием

13
Преизобильною любовью делайте их близкими себе, и ради дела их, то есть ради доброго их жития, присоединяйтесь к ним, чтобы получать вам от них пользу.

1Фес.5:13  с толкованием

14
Вразумляйте, говорит, безчинных, кои праздную проводят жизнь и предаются только пустым занятиям. Утешайте малодушных, кои скорбели о потере излюбленных своих удовольствий. Навещайте немощных в вере и будьте великодушны ко всем, кои имеют нужду в вашей помощи.

1Фес.5:14  с толкованием

15
Смотрите, оскорбляющим вас зло за зло не воздавайте, но всегда добро преследуйте, не только друг ко другу, но и ко всем.

1Фес.5:15  с толкованием

16
И во всем радуйтесь, то есть в скорбях ваших.

1Фес.5:16  с толкованием

18
И во всем благодарите, то есть за поднимающиеся на вас гонения, и за окружающее вас спокойствие. За все, что бывает с вами, будьте благодарны, ибо от воли Божией бывает это для исправления вас и для испытания вас.

1Фес.5:18  с толкованием

19
Духа не угашайте, то есть тех, кои говорят языками духа, не заставляйте молчать.

1Фес.5:19  с толкованием

20
И пророчеств, - или древних, или же тех из вас, кои удостаиваются быть пророками, - не уничижайте.

1Фес.5:20  с толкованием

21
Все вновь испытывайте, и доброе, то есть согласное с Евангелием, содержите.

1Фес.5:21  с толкованием

22
От всяких зол, кои чужды новой вере вашей, удерживайтесь.

1Фес.5:22  с толкованием

23
Сам же Бог мира да освятит вас и да усовершает вас до времени кончины мира. Целым дух и душу и тело ваше да сохранит без порока, от самого крещения и до пришествия Господа нашего.

1Фес.5:23  с толкованием

24
Верен Господь наш, который Сам это совершит, и вы пребудете от крещения до откровения Господа нашего.

1Фес.5:24  с толкованием

27
Заклинаю вас, братья, прочитать это послание пред всеми братьями, разумей, когда будет собрана вся церковь, поелику в сем послании укрепляются немощные и скорбные утешаются, - достойные ободряются, а праздные и предающееся пустым занятиям чрез это послание быть может вразумятся прекратить порочную жизнь.

1Фес.5:27  с толкованием
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.227-240.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к фессалоникийцам

1Фес.5

Глава 
5

1Фес.5  с толкованием

А о летех и о временех, братие, не требе есть вам писати, сами бо вы известно весте, яко день Господень, якоже тать в нощи, тако приидет.
 

1Фес.5:1 с толкованием
Апостол пишет сие, как наученным уже предварительно; внезапность же Владычнего пришествия уподобляет татю. Ибо тать старается утаиться, но стерегущий дом ощущает приход татя, а ленивый и сонливый бывает окраден. Так, трезвенный познает признаки Владычнего пришествия.
 


Егда бо рекут: мир и утверждение, тогда внезапу нападет на них всегубителство, якоже болезнь во чреве имущей, и не имут избежати.
 

1Фес.5:3 с толкованием
Весьма приличен пример этот. Зачавшая во чреве знает, что носит в себе зародившийся плод, но не знает времени родов; так и мы знаем, что приидет Господь всяческих, но вовсе не дано нам ясного познания о самом времени пришествия. А потому всегда должно ожидать дня сего. Так и Господь сказал в Божественном Евангелии: якоже во дни Ноевы ядяху, пияху, женяхуся, посягаху, дондеже прииде потоп, и погуби вся (Лк.17:26-27): тако будет и пришествие Сына человеческаго (Мф.24:37). Всем же этим изобразил Господь внезапность пришествия.
 


Вы же, братие, несте во тме, да день вас якоже тать постигнет: вси бо вы сынове света есте и сынове дне: несмы нощи, ниже тмы.
 

1Фес.5:4 с толкованием
Апостол продолжает приточный образ речи и тмою называет неведение, а днем — ведение. Посему говорит: Прияв луч Боговедения, бегайте начинаний тьмы, чтобы не был внезапно произнесен на вас приговор о наказании. И, продолжая наставление, присовокупил:
 


Темже убо да не спим, якоже и прочии,
 

1Фес.5:6 с толкованием
то есть порабощенные злочестию, но да бодрствуим и трезвимся Потом Апостол извлекает пользу из того, что бывает в жизни.
 


Спящии бо в нощи спят, и упивающиися в нощи упиваются. Мы же, сынове суще дне, да трезвимся.
 

1Фес.5:7 с толкованием
Сие сказал Апостол и в другом месте: Нощь прейде, а день приближися, отложим убо дела темная и облечемся во оружие света (Рим.13:12). То же оружие предлагает и здесь.
 

Облечемся в броню веры и любве, и шлем упования спасения. Да ограждают нас, говорит Апостол, вместо брони вера в Бога и любовь к ближнему и несокрушимым для нас шлемом да будет упование обетованного спасения.
 


Яко не положи нас Бог в гнев, но в получение спасения Господем нашим Иисус Христом, умершим за нас.
 

1Фес.5:9 с толкованием
Ибо не для того призвал нас Бог, чтобы предать наказанию, но чтобы сподобить спасения и соделать Своими присными, при содействии Владыки Христа, Который за нас приял смерть.
 


Да, аще бдим, аще ли спим, купно с Ним живем.
 

1Фес.5:10 с толкованием
Да и по смерти, и пока еще живы, с Ним участвуем в жизни. Ибо Апостол назвал бдящими бывших в то время еще живыми, а спящими — скончавшихся.
 


Сего ради утешайте друг друга и созидайте кийждо ближняго, якоже и творите.
 

1Фес.5:11 с толкованием
Поэтому ободряйте друг друга и утверждайте в сей вере. Так Апостол, окончив и сие слово, предлагает им наставление об учителях.
 


Молим же вы, братие, знайте труждающихся у вас, и настоятелей ваших о Господе, и наказующих вы, и имейте их по преизлиха в любви за дело их: мирствуйте в себе.
 

1Фес.5:12 с толкованием
Справедливость требует, чтобы учители удостаивались от вас всякой чести, чтобы вы воздавали им надлежащую награду и не прекословили тому, что говорят они. Ибо сие означают слова: мирствуйте в себе. Сказано же: настоятелей ваших о Господе, вместо: молящихся о вас и ходатайствующих за вас пред Богом. А сие имейте их по преизлиха в любви значит: удостаивайте их большей чести, воздаваемой с искренним расположением.
 


Молим же вы, братие, вразумляйте безчинныя.
 

1Фес.5:14 с толкованием
Так назвал Апостол живущих в праздности как не сохраняющих положенного чина. Их-то повелел не ненавидеть, а вразумлять.
 


Утешайте малодушныя.
 

1Фес.5:14 с толкованием
Малодушными наименовал тех, которые неумеренно печалятся об умерших, а также немужественно переносят нападения противников.
 


Заступайте немощныя.
 

1Фес.5:14 с толкованием
Подкрепляйте тех, которые не имеют непоколебимой веры.
 


Долготерпите ко всем.
 

1Фес.5:14 с толкованием
И к своим, и к чужим. Ибо сие присовокупил Апостол.
 


Блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст: но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем.
 

1Фес.5:15 с толкованием
Сие написал Апостол и в Послании к Римлянам: Не побежден бывай от зла, но побеждай благим злое (Рим.12:21).
 


Всегда радуйтеся.
 

1Фес.5:16 с толкованием
И в нищете, и в болезни, когда вас бесчестят, мучат, заключают в узы.
 


Непрестанно молитеся.
 

1Фес.5:17 с толкованием
И сие не есть что-либо невозможное. Ибо нетрудно, и когда ешь, песнословить Бога, и когда идешь, просить Божия содействия.
 


О всем благодарите.
 

1Фес.5:17 с толкованием
Не только в благоприятных, но и в неприятных обстоятельствах, потому что Великодаровитый знает, что полезно для нас.
 


Сия бо есть воля Божия о Христе Иисусе в вас.
 

1Фес.5:18 с толкованием
Нетрудно Ему утишить всякую бурю, но угодно треволнениями привести нас ко спасению.
 


Духа не угашайте.
 

1Фес.5:19 с толкованием
А чем угашается Дух?
 


Пророчествия не уничижайте.
 

1Фес.5:20 с толкованием
Иные говорят, что диавол и во время апостолов против пророков истинных воздвигал лжепророков, а потому некоторые, по причине пророчеств ложных, возбраняли пророчествовать и предвозвещавшим истинное. И посему Апостол повелевает им не возбранять пророчественной благодати, потому что делающие это как бы угашают подаваемое благодатию озарение. Сие дают видеть и последующие слова.
 


Вся же искушающе, добрая держите.
 

1Фес.5:21 с толкованием
Нетрудно распознавать вам, что от Божия Духа и что от противника. Посему, отвергая, что от прелести, держитесь того, что от истины. Потом Апостол дает общее правило.
 


От всякаго вида злаго отгребайтеся.
 

1Фес.5:22 с толкованием
Включил сюда вместе и догматическое, и нравственное.
 


Сам же Бог мира да освятит вас всесовершенных,
 

1Фес.5:23 с толкованием
то есть совершенно: и всесовершен ваш дух и душа и тело непорочно в пришествие Господа нашего Иисуса Христа да сохранится. Духом назвал Апостол дарование и желает, чтобы оно сохранялось в них до Владычнего пришествия; хранение же сие следует за чистотою души и тела.
 


Верен Призвавый вас, Иже и сотворит.
 

1Фес.5:24 с толкованием
Ибо призвавший ко спасению будет содействовать доброму вашему намерению. Потом Апостол снова показывает смиренный о себе образ мыслей.
 


Братие, молитеся о нас.
 

1Фес.5:25 с толкованием
Сказал же сие не для того только, чтобы найти для себя помощь в молитве, но чтобы и их научить смиренному о себе образу мыслей.
 


Целуйте братию всю лобзанием святым. Заклинаю вы Господем прочести послание сие пред всею святою братиею.
 

1Фес.5:26 с толкованием
Присовокупил заклинание, заботясь о том, чтобы все приобрели пользу от чтения. Ибо вероятно, что первые, получившие послание, не всем сообщили оное.
 


Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.
 

1Фес.5:28 с толкованием
Да сподобимся ее и мы; сподобимся же, если пожелаем. Ибо преподавший сие благословение есть Апостол и учитель всем нам. Посему если сохраним постановленные законы, то получим и благословение законодавца о Христе Иисусе Господе нашем. С Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
 

Первое послание к Фессалоникийцам писано из Афин.