Библия Синодальный перевод Первое послание к Коринфянам Глава  11

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
 


Глава 
11

1Кор.11  с толкованием

1
Будьте подражателями мне, как я Христу.

1Кор.11:1  с толкованием

2
Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.

1Кор.11:2  с толкованием

3
Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.

1Кор.11:3  с толкованием

4
Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.

1Кор.11:4  с толкованием

5
И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.

1Кор.11:5  с толкованием

6
Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

1Кор.11:6  с толкованием

7
Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.

1Кор.11:7  с толкованием

8
Ибо не муж от жены, но жена от мужа;

1Кор.11:8  с толкованием

9
и не муж создан для жены, но жена для мужа.

1Кор.11:9  с толкованием

10
Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.

1Кор.11:10  с толкованием

11
Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.

1Кор.11:11  с толкованием

12
Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же — от Бога.

1Кор.11:12  с толкованием

13
Рассудите сами, прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?

1Кор.11:13  с толкованием

14
Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него,

1Кор.11:14  с толкованием

15
но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?

1Кор.11:15  с толкованием

16
А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.

1Кор.11:16  с толкованием

17
Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.

1Кор.11:17  с толкованием

18
Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю.

1Кор.11:18  с толкованием

19
Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.

1Кор.11:19  с толкованием

20
Далее, вы собираетесь, так, что это не значит вкушать вечерю Господню;

1Кор.11:20  с толкованием

21
ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается.

1Кор.11:21  с толкованием

22
Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.

1Кор.11:22  с толкованием

23
Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб

1Кор.11:23  с толкованием

24
и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

1Кор.11:24  с толкованием

25
Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

1Кор.11:25  с толкованием

26
Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.

1Кор.11:26  с толкованием

27
Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.

1Кор.11:27  с толкованием

28
Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.

1Кор.11:28  с толкованием

29
Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем.

1Кор.11:29  с толкованием

30
Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.

1Кор.11:30  с толкованием

31
Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы.

1Кор.11:31  с толкованием

32
Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

1Кор.11:32  с толкованием

33
Посему, братия мои, собираясь на вечерю, друг друга ждите.

1Кор.11:33  с толкованием

34
А если кто голоден, пусть ест дома, чтобы собираться вам не на осуждение. Прочее устрою, когда приду.

1Кор.11:34  с толкованием

Толкования на главу 1Кор.11
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на первое послание к коринфянам Святого Апостола Павла

1Кор.11

Глава 
11

1Кор.11  с толкованием

Хвалю вас, братия, что вы все мое помните.
 

1Кор.11:2 с толкованием
Окончив речь о ядении идоложертвенного, грехе тяжком, теперь исправляет грех несколько легчайший. Ибо у него в обычае между тяжкими грехами вставлять менее важные. Что же это было? То, что женщины и молились, и пророчествовали (тогда пророчествовали и женщины) с открытой головой, а мужчины и во время пророчества, покрывали головы, как занимавшиеся любомудрием (φιλοσοφία). Это был обычай эллинский. Апостол уже замечал об этом, быть может, во время своего пребывания у них; но одни из них послушались, а другие не послушались. О покорных он говорит: хвалю вас, что вы мое помните. Хотя в виду имелось одно то, чтобы мужчины не покрывали голову; однако, он говорит: все мое помните. Ибо у него всегдашний обычай благоразумно похвалить тех, кого похвала могла поощрить к большему совершенству.
 


И держите предания так, как я передал вам.
 

1Кор.11:2 с толкованием
Отселе очевидно, что и Павел и прочие апостолы многое преподавали и без письма.
 


Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос.
 

1Кор.11:3 с толкованием
Судя по ходу речи, он, видимо, продолжает беседу с теми, кого хвалит за хранение преподанного им; но на самом деле он исправляет непокорных. Слыша, что Христос есть глава всякому мужу, разумей: верному. Ибо мы, верующие — тело Его, а не язычники, почему Христос не глава им.
 


Жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
 

1Кор.11:3 с толкованием
Муж глава жене, потому что господствует над нею. Бог глава Христу, потому что есть причина Его, как Отец Сына. Сказанное о главе не нужно понимать в одинаковом смысле и о Христе. Христос — глава нам и потому, что Он Творец наш, и потому, что мы — Его тело, а Отец глава Христу, как причина Его. Если же название Отца главой Христа будешь понимать и по человечеству, в таком смысле, в каком Сам Христос назван главой нам, тут не будет ничего нечестивого. Ибо Отец называется и Богом Христа по человечеству (Ин.20:17). Поскольку же Он восхотел уподобиться нам, и назвался и братом нашим и главой, то ничего нет нового, если Он принимает и имена уничиженные, и Отца Своего по Божественности имеет главой по человечеству, как Царя Своего и Бога Своего.
 


Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
 

1Кор.11:4 с толкованием
Мужу воспрещает иметь покрытую голову не всегда, но только во время молитвы и пророчества. Не сказал также просто: с покрытой головой, но: имеющий на голове (κατά κεφαλής έχων), дабы уничтожить покрытие головы не только одеждой, но и волосами. Ибо и тот, кто отрастил волосы, имеет на голове, именно, эти волосы, почему же он бесчестит голову свою? Потому, что поставлен начальником и властителем, а между тем сам делает себя подвластным. Ибо покрытие головы означает наложение власти на голову, покрывало на голове занимает место властителя, и служит знаком подчинения. Или так: постыжает свою главу — Христа, унижая себя и теряя свободу. Ибо как малое тело постыжает голову, так и тот, кто от Бога создан свободным и самовластным, но сам унижает себя как подчиненного, постыжает Христа, который есть глава его, как тела. Достойно исследования, почему апостол выставляет это как грех. Мужу и жене, одному признаком власти, а другой — подчинения, дано многое и иное, между прочим и то, чтобы один имел голову непокрытую, а другая — покрытую. Как же не грех переступать пределы природы, и мужу украшаться волосами, а жене не покрываться? Искореняет это явление, как признак своеволия, которое весьма губительно в делах церковных. Ибо и ереси отсюда, от того, что каждый выходит из пределов узаконенного.
 


И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
 

1Кор.11:5 с толкованием
Были, как я сказал, и женщины с даром пророчества, например, дочери Филиппа (Деян.21:9) и многие иные. Чем же постыжает голову свою? Тем, что объявляет голову каким-то изгнанником, отступившись от вверенной ей Богом власти. Знай также, что мужу воспрещает быть покрытым, как сказано, во время молитвы и пророчества, а жене воспрещает быть не только в это, но и во всякое время. Ибо сего он желает, когда говорит: ибо это то же, как если бы она была обритая. Как быть обритой ей всегда стыдно, так и быть непокрытой стыдно всегда же. Волосы заменяют собой покрывало. Посему снимающая с себя покрывало похожа на снявшую с себя волосы.
 


Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
 

1Кор.11:6 с толкованием
Продолжает доказывать, что быть непокрытой сходно с тем, что быть остриженной; и как стыдно последнее, то стыдно и первое. Всем этим выражает, что женщине всегда стыдно быть непокрытой.
 


Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия.
 

1Кор.11:7 с толкованием
Первой причиной выставил то, что муж имеет главой Христа, и посему не должен покрываться. Теперь представляет и другую причину, то, что он есть слава Божия, то есть наместник Божий и образ Его. Посему представителю власти Царя всех должно являться пред Него со знаками этой власти, то есть с непокрытой головой. Ибо она служит знаком, что муж не подвластен никому из земных, но сам господствует над всем, как образ Божий.
 


А жена есть слава мужа.
 

1Кор.11:7 с толкованием
То есть подчинена мужу. Посему и являться ей должно с знаком подчинения, а таким знаком служит — иметь покрытую голову.
 


Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа.
 

1Кор.11:8 с толкованием
Выставляет причины, по которым муж преимуществует пред женой, именно: жена создана из ребра его, и не он создан для нее, а она для него. Ибо сказано: сотворим ему помощника (Быт.2:18). Как же мужу покрываться, когда он так почтен от Бога? В таком случае он похитит себе женскую одежду, и сделает то же, как если бы, получив диадему, сбросил ее с головы, а надел одежду раба.
 


Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для Ангелов.
 

1Кор.11:10 с толкованием
По сему сказанному, говорит, жена должна иметь знак своего подчинения, то есть если не иное что, то на голове покрывало, из благоговения пред ангелами, дабы и пред ними не явиться бесстыдницей. Ибо как покрытой головой, опущенными вниз глазами жена доказывает свой почтительность и верность положения подчиненной, так непокрытой головой она обнаруживает бесстыдство, которого отвращаются и ангелы, присущие верующим. Климент же, автор книги Строматы, довольно тонко разумел под ангелами праведников Церкви. Жена, говорит он, должна покрываться, дабы не соблазнить их на блуд.
 


Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе.
 

1Кор.11:11 с толкованием
Говорит это потому, что придал больше преимущества мужу, доказав, что жена от него, и для него, и под властью его. Чтобы не возвысить мужей сверх надлежащего, а жен не унизить, говорит, что при первоначальном творении жена, действительно, так создана от мужа, но теперь и муж не рождается без жены. Впрочем, в Господе, то есть все творит Бог, и оживотворяет семя и укрепляет утробу.
 


Ибо как жена от мужа (εκ του ανδρός), так и муж через жену (δια γυναικός).
 

1Кор.11:12 с толкованием
Жена, говорит, от мужа. Ибо доселе еще остается за мужем то свойство, что жена от него. А муж через жену, то есть жена служит рождению человека, а большее действие — в семени. Посему о муже нельзя сказать во всей строгости, что он от жены, но от отца своего чрез жену, как послужившую рождению. А о Господе Павел сказал не так, но: родился от (εκ) жены (Гал.4:4). Он побоялся употребить предлог δια, дабы не подать еретикам повода говорить, что Господь прошел чрез Деву, как чрез канал, — или потому, что в рождении Его не участвовал муж, а был Он плодом чрева одной только Ее.
 


Все же — от Бога.
 

1Кор.11:12 с толкованием
Это совершенство не мужа, но Божие. Если же все совершается силой Божией, Сам же Он установил порядок отношений между мужьями и женами, то не спорь, а повинуйся.
 


Рассудите сами.
 

1Кор.11:12 с толкованием
Опять самих их поставляет судьями, дабы вполне подтвердить то, чего желает.
 


Прилично ли жене молиться Богу с непокрытою головою?
 

1Кор.11:13 с толкованием
Здесь намекает на нечто Страшное, на то, что бесчестие восходит до Бога.
 


Не сама ли природа учит вас, что если муж растит волосы, то это бесчестье для него, но если жена растит волосы, для нее это честь, так как волосы даны ей вместо покрывала?
 

1Кор.11:14 с толкованием
Как же не бесчестие для мужа растить волосы, когда он чрез это принимает вид женщины и, поставленный для господства, принимает знак подчинения? Но для женщины ращение волос есть честь, потому что она сохраняет в сем случае собственный чин, а сохранение своего чина — для каждого честь. Для чего же нужно надевать и другое покрывало, если волосы служат одеянием? Для того, чтобы выразить свою подчиненность не одной только природой, но и свободным произволением.
 


А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии.
 

1Кор.11:16 с толкованием
Подлинно противоречить в подобных предметах — дело любопрения, а не размышления и разумения. Поскольку, может быть, коринфяне, желая помудрствовать, пускались в рассуждения, чтобы доказать безразличие в сем деле, то апостол говорит, что ни мы не имеем такого обычая, то есть или спорить, или чтобы мужу растить волосы, а жене не покрываться; ни прочие церкви. Поэтому вы противитесь не нам только, но и всей Церкви. Это должно показать слушателям — ничто не делать сверх обычая апостольского.
 


Но, предлагая сие, не хвалю вас.
 

1Кор.11:17 с толкованием
Как первые верующие, имея все общее, питались за общим столом, так из подражания им, хотя и несовершенного, в некоторые установленные дни, быть может, праздничные, в Коринфе после причащения Тайн предлагалось общее угощение: богатые приносили яства, бедные были ими приглашаемы и угощаемы. Чрез разделение же этот чудный, дружелюбный и любомудрый обычай был извращен, и не всеми соблюдался. Чтобы исправить это, Павел и пишет; и поскольку при обличении в пороке, прежде сего помянутом, он имел много покорных, то говорил: хвалю вас (1Кор.11:2); а как в настоящем случае дело было в ином положении, то говорит: предлагая сие, не хвалю вас, то есть не хвалю вас потому, что снова завещаю вам и убеждаю вас в том, о чем я намерен говорить. Вам по собственному уразумению следовало бы ни грешить совершенно, ни вынуждать к увещанию.
 


Что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее.
 

1Кор.11:17 с толкованием
Вам следовало бы преуспевать к лучшему и делать собрания более щедрые, а вы уменьшили и господствовавший уже обычай, и хотя сходитесь в одной церкви, но не для того, чтобы есть вместе. Это-то и худо очень, то есть то, что вы изменились к худшему.
 


Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения.
 

1Кор.11:18 с толкованием
Не тотчас начинает речь о трапезах, но прежде порицает их за то, что между ними бывают разделения. Ибо действительно, оттого и ел каждый порознь, что между ними были разделения.
 


Чему отчасти и верю.
 

1Кор.11:18 с толкованием
Дабы не сказали, что клевещущие на нас лгут, не сказал ни: верю, дабы не сделать их более бесстыдными, ни: не верю, дабы не явиться напрасным обличителем, но: отчасти верю. Да и вероятно, что обычай этот нарушали не все, но часть, некоторые.
 


Ибо надлежит, быть и разномыслиям между вами.
 

1Кор.11:19 с толкованием
Говорит не о разномыслиях в догматах, но о таких разделениях, каково, например, относительно столов. Что же значит: надлежит? То, что, так как вы люди, то дело возможное и неизбежное, что не все ходят право. Посему-то я и верю. Подобно и Господь сказал: должно прийти соблазнам (Мф.18:7), то есть поскольку в мире есть злые, то будут и придут соблазны.
 


Дабы (ϊνα) открылись между вами искусные.
 

1Кор.11:19 с толкованием
Слово дабы означает здесь не причину, но последствие дела, как видно из многих мест. Ибо когда гордые не принимают за свой стол, тогда являются искусные, то есть бедные, потому что они терпят презрение, а прежде сего терпение их не было видно. Или искусными называет тех, которые хранят еще обычай относительно стола; ибо не все же нарушали его. Итак, когда нарушители оказываются неискусными, оказываются искусными хранители.
 


Далее, вы собираетесь так, что это не значит вкушать вечерю Господню.
 

1Кор.11:20 с толкованием
Собрание служит знаком любви и общения: однако на деле не бывает этого. Господней вечерей называет общий стол, как подражание той Тайной Вечере, которую Господь вкушал с своими учениками. Посему и назвал Обед вечерей. Итак, заметьте, говорит, чего вы лишаетесь; вы лишаетесь подражания трапезе Владыки своего.
 


Ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу.
 

1Кор.11:21 с толкованием
Эту Господню вечерю вы претворили в свою частную. Ибо доколе она была общая, она и называлась Господнею вечерей; ибо блага Владыки общи для всех рабов. Поскольку же всякий поспешает есть свою вечерю, не дожидаясь бедных, но ест сам по себе, то вы бесчестили свою вечерю, сделавши ее вместо Господней частной.
 


Так что иной бывает голоден, а иной упивается.
 

1Кор.11:21 с толкованием
Бедный голодает, а богатый упивается. Итак, два порока, один — презираете бедных, другой - сами упиваетесь, сами потребляя то, что следовали предложить и бедным. Выразительно сказал: упивается.
 


Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить?
 

1Кор.11:22 с толкованием
Если вы не намерены есть все вместе, то почему не едите у себя дома?
 


Или пренебрегаете церковь Божию?
 

1Кор.11:22 с толкованием
Ибо когда ты обращаешь вечерю Господню в частную, вкушая сам по себе; то ты оказываешь пренебрежение и к церкви, я к месту.
 


И унижаете неимущих?
 

1Кор.11:22 с толкованием
Бедных озабочивает не столько то, что вы не питаете их, сколько то, что вы их пристыжаете, обличая их нищету, тогда как сами вы располагаетесь величаво и упиваетесь.
 


Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю.
 

1Кор.11:22 с толкованием
Обличив в погрешности, смягчает свою речь. Он мог бы сказать, что это достойно тысячи смертей; а он что говорит? Похвалить ли вас? За это не похвалю. Поступает так для того, дабы сделать их снисходительнее к бедным. Ибо если бы он до конца простер свое сильное обличение, то они ожесточились бы против нищих, так как апостол из-за них поносит их.
 


Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал.
 

1Кор.11:23 с толкованием
Для чего упоминает о тайнах и об оной вечере? Весьма кстати, для того, чтобы убедить, что Владыка твой всех удостоил одной и той же трапезы, а ты отвергаешь и презираешь однородного с тобой. Как он говорит, что принял от Господа, когда не был в то время с Господом, а был гонителем? Для того, чтобы ты знал, что и ныне на таинственной трапезе преподает тайны Сам же Господь, как и тогда.
 


Что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое.
 

1Кор.11:24 с толкованием
Вспомните, говорит, что Он преподал вам это таинство последним, притом в ту ночь, в которую был предан на заклание, и не отлучил предателя своего от трапезы, а ты презираешь своего брата. Ты научен был благодарить, ибо и Он благодарил, чтобы дать нам образец, а ты совершаешь недостойное благодарности, ибо унижаешь Церковь, и, тогда как иной голоден, упиваешься. Он всем вообще сказал: приимите, ядите, и притом Тело Свое, которое преломил равно за всех, предав на смерть, а ты спешишь есть, не предлагаешь общего хлеба, чтобы раздать многим, но оставляешь самому себе.
 


Сие творите в Мое воспоминание.
 

1Кор.11:24 с толкованием
Что ты говоришь? Если бы ты творил воспоминание о Сыне или Отце, то совесть замучила бы тебя, если бы ты не исполнил узаконенного и не позвал бедных, а творя воспоминание о Владыке, ты и просто не разделяешь трапезы.
 


Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови.
 

1Кор.11:25 с толкованием
И в Ветхом Завете были чаши, в которые после жертвоприношения отливали кровь бессловесных (Исх.24:6-8), и принимали ее бокалом и чашею. Итак, вместо крови бессловесных, которая запечатлевала Ветхий Завет, Я ныне полагаю Свою Кровь, запечатлевая ею Новый Завет. Итак, не смущайся, когда слышишь о крови. Ибо если в Ветхом Завете ты принимал кровь бессловесных, не тем ли более должен ныне принимать Кровь Божественную?
 


Сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.
 

1Кор.11:25 с толкованием
И чрез чашу, говорит, ты творишь воспоминание смерти Владыки. Как же ты один только сам пьешь и упиваешься, когда страшная Чаша сия дана равно для всех?
 


Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.
 

1Кор.11:26 с толкованием
Вы, говорит, должны быть в таком настроении, как бы принимали жертву от Самого Христа, в тот самый вечер и возлежа на том самом месте. Ибо вечеря сия — та самая, и мы возвещаем, то есть вспоминаем, ту самую смерть, до второго пришествия.
 


Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней.
 

1Кор.11:27 с толкованием
Намекает, что они сами причащаются недостойно, потому что презирают бедных. Чем же виноват бывает причащающийся недостойно? Тем, что и он пролил кровь. Ибо как те, которые тогда прободали, прободали не для того, чтобы пить, но чтобы пролить, так и тот, кто пьет недостойно, а потому и не получает от сего никакой пользы, напрасно пролил кровь. Иудеи разорвали хитон Царя, а кто недостойно причащается, тот бросил его в грязь, то есть в душу свою. Не равное ли бесчестие? Поэтому и виновен он в равной мере.
 


Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей.
 

1Кор.11:28 с толкованием
Когда у Павла в какое-нибудь предложение по необходимости входит другое, он обыкновенно исследует и последнее. Так и теперь. Предшествовала речь о трапезах. Но поскольку он завел речь о Тайнах, то занимается ею, как самым необходимым, и указывает высочайшее благо в том, чтобы приступать с чистой совестью, и говорит: я не поставляю судьей над тобой другого, но тебя самого. Итак, оправдайся пред своей совестью, и таким образом приступай, не тогда, когда будут праздники, но когда найдешь себя чистым и достойным.
 


Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе.
 

1Кор.11:29 с толкованием
Не по существу Тайн (ибо они животворящи), но по недостоинству приступающего, подобно тому, как смотреть на солнце вредно для испорченных глаз.
 


Не рассуждая о Теле Господнем.
 

1Кор.11:29 с толкованием
То есть не исследуя, ни помышляя о величии предлежащего. Ибо если бы мы сознавали, что в известное , время предлежит, нам не нужно было бы другого пробуждения: одно это пробудило бы нас быть бдительными.
 


Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает.
 

1Кор.11:30 с толкованием
Доказательство сказанного возьмите из того, что происходит между вами. Ибо оттого и случаи безвременной смерти, и продолжительные болезни, что многие причащаются недостойно. А те, которые до самой глубокой старости не испытывают болезней, уже не грешат? Грешат. Но тем, которые приступают недостойно, предлежат не одни только здешние наказания, но еще более тяжкие в другой жизни. Мы же и здесь не были бы наказываемы, если бы не грешили, как он и продолжает.
 


Ибо если бы, мы судили сами себя, то не были бы судимы.
 

1Кор.11:31 с толкованием
Не сказал: если б мы наказывали сами себя, но только: если бы мы судили и осуждали себя, то и здесь не были бы судимы Богом, и избегали бы наказаний и здешних и тамошних.
 


Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.
 

1Кор.11:32 с толкованием
Поскольку, говорит, мы не делаем такого легкого и удобного дела, то есть самоосуждения, то и Бог не поступает с нами так нещадно, но здесь наказывает, дабы помиловать там. Наказываемся (παιδευόμεθα), говорит, здесь: не казням подвергаемся, но получаем отеческие внушения, дабы там не быть осужденными с миром, то есть с неверующими. Ибо верующие, находясь под покровом Божиим, здесь получают возмездие по грехам своим.
 


Посему, братия мои, собираясь, на вечерю, друг друга ждите.
 

1Кор.11:33 с толкованием
Опять возвратился к слову о бедных, после того как упомянул о наказаниях и смерти. И не сказал: друг другу уделяйте, но: ждите, — дабы показать, что приносимое туда общее, и должно ожидать общего собрания.
 


А если кто голоден, пусть ест дома.
 

1Кор.11:34 с толкованием
Слово пристыжающее. Ибо говорите ними, как с детьми, которые в чувстве голода раздражительны, и осуждает их чревоугодие. Посему и, выводя их из церкви, посылает в дом, и там немало пристыжает их.
 


Чтобы собираться вам не на осуждение.
 

1Кор.11:34 с толкованием
То есть во вред себе и осуждение. Собрания определены для того, дабы собирающиеся по любви были взаимно полезны, а если не так, то лучше быть дома. Говорит это не для того, чтобы они оставались дома, но для того, чтобы сильнее привлечь их к собраниям в должном виде.
 


Прочее устрою, когда приду.
 

1Кор.11:34 с толкованием
Говорит или о других каких-нибудь погрешностях, бывших между ними и требующих распоряжения, или о том самом, что, вероятно, некоторые будут защищаться против сказанного. Но покуда сказанное мной должно быть соблюдаемо. Если же кто имеет сказать что-либо другое, то пусть ожидает моего прибытия. Устрашает же их своим прибытием для того, чтобы они смирились и исправились, если имеют что нехорошего.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к коринфянам

1Кор.11

Глава 
11

1Кор.11  с толкованием

1
Итак, подражателями мне будьте, как и я Христу. Поелику вы не видали Христа, так чтобы Он был для вас примером, то нам подражайте, - так как и мы подвизаемся в подражание Христу.

1Кор.11:1  с толкованием

2
Превознес их даже до гордости, говоря: хвалю вас, братья, что всегда меня помните, - и как я предал заповедь, так держите.

1Кор.11:2  с толкованием

3
Глава, говорит, мужа Христос есть, глава же жены муж ее есть, а глава Христа есть Бог Его. Этими двумя примерами хотел показать, что как то тело, которое названо Христом, поскольку оно одной природы с человеком, есть глава мужа, и как муж, имеющий одинаковую с женою природу, есть глава жены: так и глава Сына не есть какой-либо другой, от Него отличной природы, так как Бог имеет ту же природу и есть глава Его.

1Кор.11:3  с толкованием

4
Итак, всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает голову свою.

1Кор.11:4  с толкованием

5
А всякая жена, молящаяся или пророчествующая с непокрытою головою, постыжает голову свою. Речь эту он ведет о женщинах Рима, Коринфа и других городов, в которых они, входя в Церковь для молитвы и иногда для пророчествования, пророчествовали с открытою головою, - что, однако ж, не по какому-либо бесстыдству делали они, - следуя древнему обычаю. Словами, которые Апостол сказал о главе мужа и жены, он хотел ввести обычай носить покрывала на голове женщинам, которые с давних времен ходили без покрывала, с открытою головою.

1Кор.11:5  с толкованием

9
Не создан, говорит, муж для жены, но, как все для Адама создано, так и Ева для Адама сотворена.

1Кор.11:9  с толкованием

10
Посему должна жена честь иметь на голове ради ангелов, то есть священников, ибо хотя инде понуждает ее к повиновение, везде, однако, ради священства в повиновении его есть.

1Кор.11:10  с толкованием

12
После же того, как умалил и унизил жену, опять превознес ее и восхвалил, говоря: как жена от мужа, так и муж чрез жену. Вот, говорит, с своей стороны она скорбью (дето)рождения воздает мужу то, что должна бы (воздать) ему за время, в которое она взята была от него время сна без мук рождения.

1Кор.11:12  с толкованием

16
Если же из Греков какой-либо любитель споров возразит против этого, говоря: древний обычай это, и потому не должно оставлять его, - то (ответим) мы, - именно в странах Сирии живущие, такого обычая не имеем, ни церкви Божии, кои основаны в других странах.

1Кор.11:16  с толкованием

17
Ибо не к лучшему ушли вы (вперед), но чрез это к худшему низойдя, склонились; ибо ради этого вы низошли до таких изветов.

1Кор.11:17  с толкованием

18-19
Кроме того, когда вы сходитесь на собрание ваше в церковь, слышу, что разделения бывают между вами и распри происходят, дабы и искусные и терпеливые известны стали у вас. Собирались они для (празднования) Пасхи в пятый день (недели), в вечернее время, в которое Господь наш роздал Тело Свое на вечери; и уже после того, как наедались и напивались, преломляли потом Тело и принимали. Поелику же некоторые из них постились и терпеливо дожидались товарищей своих, а иные, не первыми приходившие, наевшись и напившись, спешили взять Тело и уйти, - то позднее приступавшие, которые не наедались, вследствие этого удручались стыдом и большою скорбью. Вот в этом-то и обвиняет и укоряет их, говоря:

1Кор.11:18  с толкованием

20-21
Когда сходитесь вы в одно место в день Господа нашего, то каждый предвосхищает свой ужин для ядения: одни из вас бывают голодны, а другие пьяны.

1Кор.11:20  с толкованием

22
Зачем же Церковь Божию презираете, обращая ее как бы в кормчу, - и стыдите не имущих, кои по нужде и бедности своей не приготовились?

1Кор.11:22  с толкованием

23
Я ведь предал вам это: как принял я от Господа моего, то предал вам.

1Кор.11:23  с толкованием

24-25
Ведь, хотя Он после вечери преломил и дал им (Апостолам) Тело и Кровь Свою, однако ж, не между голодными и упившимися роздано было Тело то, как это у вас делается ныне.

1Кор.11:24  с толкованием

26
Но всякий раз, когда будете есть хлеб сей и чашу пить, смерть Господа нашего будете вспоминать. Но смерть Господа нашего, поистине, непристойно вспоминать при таком смятении и беспорядке; и не должны, если Он дан нам по благодати, вкушать Его с нерадением и пренебрежением.

1Кор.11:26  с толкованием

27
И как тот, кто не приобщается и не участвует в сем таинстве, не имеет жизни, - так и всякий, кто станет есть сей хлеб и пить чашу недостойно, повинен будет (в преступлении в отношении к) Телу и Крови Господа. Распространяется это также и на все народы и века.

1Кор.11:27  с толкованием

29
Ибо ядущий и пиющий недостойно, суд себе ест и пьет.

1Кор.11:29  с толкованием

30
Посему у вас многие немощны и больны, - те, что поражены в телах своих, поелику дерзко приступили к Телу Христову, - и многие умерли, поелику без страха и трепета приступили к врачевству жизни.

1Кор.11:30  с толкованием

31
Но если бы мы разсуждали себя самих и (потом) приступали бы к Нему, то без сомнения не были бы судимы, не осуждались бы Им.

1Кор.11:31  с толкованием

32
Если же подвергаемся суду, то от Господа получаем наставление чрез это, дабы вместе с этим миром не подвергнуться осуждению в конце.

1Кор.11:32  с толкованием

33
Итак, братья, когда сходитесь, друг друга дожидайтесь.

1Кор.11:33  с толкованием

34
А кто голоден и не имеет терпения дожидаться товарищей своих, тот дома пусть ест, дабы не к осуждению собираться вам.

1Кор.11:34  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к коринфянам

1Кор.11

Глава 
11

1Кор.11  с толкованием
Подражателе мне бывайте, якоже и аз Христу.
 

Соревнуйте сим моим мерам в деле Домостроительства, потому что и я подражаю Владыке, Который иначе беседовал с иудеями, а иначе с апостолами, и иное предлагал совершенным, а иное несовершенным. Так заключив обвинение во вкушении идоложертвенного, Апостол исправляет иные еще погрешения. Ибо коринфские женщины имели обычай и во время молитвы не покрывать глав, а иные, величаясь своим красноречием, покушались даже и учить в церкви. Посему Апостол исправляет здесь это.
 

Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите.
 

И это — не истинная похвала, потому что Апостол укоряет их паче, как не сохранивших им данных уставов.
 


Хощу же вас ведети, яко всякому мужу глава Христос есть: глава же жене муж, глава же Христу Бог.
 

1Кор.11:1 с толкованием
Мужам желая подчинить жен и уча, что на преподавание учения не надлежит отваживаться той, которой издревле Бог повелел состоять под властию мужа, употребил Апостол сей образ выражения. Ибо, не Божественные преподавая догматы и не богословие излагая, дал речи такой порядок. Но последователи Ария и Евномия и из этого пытаются доказывать, что Сын есть тварь и создание, потому что сказано: Глава Христу Бог. Следовательно, и жена — создание мужа, так как глава жене муж! Но жена — не создание мужа, а из сущности мужа. Значит и Сын — не создание Божие, но из сущности Божией. Сие же, что всякому мужу глава Христос есть, говорит божественный Апостол, как очевидно, о верующих. И Христос — глава наша не по Божеству, а по человечеству, ибо мы нарицаемся телом Его; главе же надлежит быть однородною с телом. Посему по человечеству Он — наша глава. Следовательно, по человечеству и Его глава — Бог. Если же угодно им утверждать, что сказано сие и по Божеству, то пусть знают, что как в рассуждении нас, имеющих человеческое естество и верующих в Него, именуется Он главою по человечеству, потому что по человечеству единосущен с нами, так Отец, именуясь Его главою, показывает Свое с Ним единосущие; и Один и Тот же единосущен Отцу по Божеству и нам по человечеству. Главою же Его именуется Отец, как Отец и Виновник.
 


Всяк муж, молитву дея или пророчествуяй покрытою главою, срамляет главу свою.
 

1Кор.11:2 с толкованием
Коринфяне и на сие отваживались безразлично, ибо по эллинскому обычаю и волосы отращивали, и с покрытыми головами молились Богу.
 


Всяка же жена, молитву деющая или пророчествующая откровенною главою, срамляет главу свою: едино бо есть и тожде остриженней. Аще бо не покрывается жена, да стрижется: аще ли же срам жене стрищися или бритися, да покрывается.
 

1Кор.11:3 с толкованием
Обычаем растить волосы Апостол достаточно доказал, что жене прилично покрываться.
 


Муж убо не должен есть покрывати главу, образ и слава Божия сый. Жена же слава мужу есть.
 

1Кор.11:4 с толкованием
Человек есть образ Божий не по телу и не по душе, но по одному праву начальства. Посему так как ему вверено начальство над всем, что на земле, то и называется образом Божиим. А жена, состоя под властию мужа, слава мужу есть и как бы образ образа. Ибо хотя и она начальствует над другими, но повелено ей быть в подчинении у мужа. Потом и иным образом доказывает сие Апостол.
 


Несть бо муж от жены, но жена от мужа.
 

1Кор.11:5 с толкованием
Посему мужи имеют первенство и по порядку создания.
 


Ибо не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради.
 

1Кор.11:7 с толкованием
И сего достаточно в доказательство, что муж достоин верховной власти, потому что не он приведен в бытие на потребность жене, а она — на потребность мужу.
 


Сего ради должна есть жена власть имети на главе Ангел ради.
 

1Кор.11:8 с толкованием
Покрывало Апостол назвал властию, как бы так говоря: пусть показывает подчиненность, прикрывая себя, и особенно ради Ангелов, которые приставлены к людям, потому что им вверено попечение о них. Так и в Деяниях сказано: Не сам он, но Ангел его есть (Деян.12:15). И Господь говорит: Блюдите, да не презрите единаго малых сих, верующих в Меня: аминь бо глаголю вам, яко Ангели их выну видят лице Отца Моего Небеснаго (Мф.18:10). Поелику же Апостол сказанным давал мужам сильный повод к превозношению, то по необходимости присовокупил:
 


Обаче ни муж без жены, ни жена без мужа
 

1Кор.11:9 с толкованием
в мире; потому что от супружества и взаимного их общения размножился род.
 


Якоже бо жена от мужа, сице и муж женою.
 

1Кор.11:10 с толкованием
И не удовольствовался сим Апостол, но указал Виновника их.
 


Вся же от Бога.
 

1Кор.11:11 с толкованием
И опять самих коринфян призывает в судии.
 


В вас самех судите, лепо ли есть жене откровенней Богу молитися? Или и не самое естество учит вы, яко муж убо аще власы растит, безчестие ему есть. Жена же аще власы растит, слава ей есть? Зане растение власов вместо одеяния дано бысть ей.
 

1Кор.11:12 с толкованием
Если жена вменяет себе в честь иметь волосы, отъятие же их почитает бесчестием, то пусть рассудит, как бесчестит она Давшего волосы, приступая не с подобающею стыдливостию и честию.
 


Аще ли кто мнится спорлив быти, мы таковаго обычая не имамы, ниже церкви Божия.
 

1Кор.11:12 с толкованием
Слова сего достаточно к тому, чтобы пристыдить и крайне спорливых, ибо Апостол показал, что таково мнение не его одного, но и всех церквей Божиих. Итак, против сей погрешности употребив приличное врачевание, Апостол, по примеру наилучших врачей, врачует и другую немощь. Был обычай в церквах после таинственной литургии иметь общую трапезу богатым и бедным, и это служило великим утешением для бедных, потому что достаточные приносили из дому припасы, а живущие в нищете по общению веры участвовали в пиршествах. Но с течением времени совершалось это не как должно, и достаточные стали пренебрегать бедных. Дознав это, божественный Апостол пишет и о сем, что надлежало.
 


Сие же завещавая не хвалю, яко не на лучшее, но на хуждшее сбираетеся.
 

1Кор.11:13 с толкованием
Упрекаю вас справедливо, ибо должно было вам с течением времени приумножать добродетель, а вы утрачиваете ее и умаляете сие богатство.
 


Первое убо, сходящымся вам в церковь, слышу в вас распри сущыя, и часть некую (сих) верую.
 

1Кор.11:16 с толкованием
Апостол разумеет распри не догматические, но происходящие от любоначалия, в которых обвинял и в начале послания. Весьма же премудро умерил силу обвинения, ибо не сказал просто: верю, но: и часть некую (сих) верую.
 


Подобает бо и ересем в вас быти, да искуснии явлени бывают в вас.
 

1Кор.11:17 с толкованием
Ересями называет Апостол прения, а не разногласия в догматах. Слово же подобает не означает необходимости. Подобно сему и сказанное Господом, что нужда есть приити соблазном (Мф.18:7). Как в точности предвидящий будущее, предрек Он, что предвидел, но не Сам принудил, чтобы сделалось это. Впрочем, это не вредит, говорит божественный Апостол; при обличении живущих порочно оказывается благоискусство мужей доблестных.
 


Сходящымся убо вам вкупе, несть Господскую вечерю ясти.
 

1Кор.11:18 с толкованием
Господскою вечерею Апостол называет Владычнее таинство, потому что оного одинаково причащаются все: и живущие в бедности, и хвалящиеся богатством, и слуги, и господа, и начальники, подначальные. Посему должно было, говорит Апостол, чтобы и общие трапезы действительно были общими и уподоблялись Владычней вечери, которая всем одинаково предлагается. Ныне же не так вы поступаете.
 


Кийждо бо свою вечерю предваряет в снедение, и ов убо алчет, ов же упивается.
 

1Кор.11:19 с толкованием
Апостол показал, что общие трапезы совершенно противоположны трапезе Владычней, потому что сей трапезы все равно причащаются, а там ов убо алчет, ов же упивается. Не сказал Апостол: пьет или насыщается, но: упивается, усугубляя обвинение: и тем, что пьет один, и тем, что упивается. Потом продолжает с строгою укоризною.
 


Еда бо домов не имате, во еже ясти и пити? Или о церкви Божией нерадите, и срамляете не имущыя?
 

1Кор.11:20 с толкованием
Если приходите роскошествовать, то в домах это делайте. Ибо это — и оскорбление, и явное поругание церкви. Не самое ли неуместное дело — внутри храма Божия, в присутствии Владыки, Который предложил нам общую трапезу, вам роскошествовать, а нуждающимся алкать и быть в стыде по причине бедности?
 


Что вам реку? Похвалю ли вы о сем? Не похвалю.
 

1Кор.11:21 с толкованием
Апостол водится обычною ему кротостию; укоряет духовно, а не как судия. Потом яснее напоминает им о священных таинствах.
 


Аз бо приях от Господа, еже и предах вам, яко Господь Иисус в нощь, в нюже предан бываше, прием хлеб, и благодарив преломи, и рече: приимите, ядите: сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое: сие творите в Мое воспоминание. Такожде и чашу по вечери, глаголя: сия чаша новый завет есть в Моей Крови: сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание.
 

1Кор.11:22 с толкованием
Апостол напоминает коринфянам о той священной и всесвятой ночи, в которую Господь положил конец пасхе прообразовательной, показал первообраз прообраза, отверз двери спасительному таинству и не только одиннадцати апостолам, но и предателю преподал Честное Тело и Честную Кровь. Апостол же учит, что всегда можно пользоваться благами оной ночи.
 


Елижды бо аще ясте хлеб сей и чашу сию пиете, смерть Господню возвещаете, дондеже приидет.
 

1Кор.11:22 с толкованием
Ибо по пришествии Его не будет уже потребности в назнаменующем тело, потому что явится самое тело. Поэтому сказал Апостол: дондеже приидет. Представил же сие божественный Апостол только для примера, давая видеть неуместность того, на что отваживались коринфяне. Начав же слово о таинствах, предлагает и о сем надлежащие наставления.
 


Темже иже аще яст хлеб сей или пиет чашу Господню недостойне, повинен будет Телу и Крови Господни.
 

1Кор.11:23 с толкованием
Здесь Апостол наносит чувствительный удар болезнующим любоначалием, также соблудившему и вместе с ними тем, которые равнодушно ели идоложертвенное, а кроме них, и нам, с лукавою совестию осмеливающимся вкушать Божественные Тайны. Сие же: повинен будет Телу и Крови, дает разуметь, что как предал Его Иуда и наругались над Ним Иудеи, так бесчестят Его и те, которые Всесвятое Тело Его приемлют нечистыми руками и влагают в скверные уста. Так устрашив, Апостол делает надлежащие наставления.
 


Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет.
 

1Кор.11:26 с толкованием
Сам себе соделайся судьею, в точности исследуй сделанное тобою в жизни, испытай совесть — и тогда принимай дар.
 


Ядый бо и пияй недостойне, суд себе яст и пиет, не разсуждая Тела Господня.
 

1Кор.11:27 с толкованием
Ибо, прияв дар противозаконно, не только не получишь от того спасения, но еще понесешь наказание за поругание дара. В будущем же удостоверяет Апостол тем, что уже совершилось.
 


Сего ради в вас мнози немощни и недужливи, и спят доволни.
 

1Кор.11:28 с толкованием
О сем Апостол сказал, как об исполнившемся на деле, ибо не решился бы писать о том, чего не было, зная, что это явная ложь.
 


Аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осужденьи были. Судими же, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся.
 

1Кор.11:29 с толкованием
Если бы захотели мы рассудить, что сделано нами в жизни, и произнесли сами на себя справедливый приговор, то не услышали бы от Бога осуждающего на мучение определения. Впрочем, и тяжко согрешивших Владыка наказывает в меру, чтобы не были мы преданы гибели с нечестивыми. А что слово о Тайнах Апостол предложил для примера, уча коринфян, чтобы они общие трапезы в церквах делали, взирая на оную священную трапезу, о сем свидетельствует присовокупляемое им.
 


Темже, братие моя, сходящеся ясти, друг друга ждите: Аще ли кто алчет, в дому да яст: да не в грех сходитеся. О прочих же, егда прииду, устрою.
 

1Кор.11:30 с толкованием
Ибо не о всем можно было писать, но, написав более о нужном, прочее соблюл Апостол до своего прибытия.
 

А мы, и из сего извлекши пользу, будем бегать всего, что вредит вере, позаботимся же иметь попечение о бедных, и предварительно очистив совесть, потом уже будем причащаться Божественных Таин, чтобы принять в себя вселяющегося в нас благого Владыку. С Ним Отцу со Всесвятым Духом слава и велелепие ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.