Библия Синодальный перевод Первое послание к Тимофею Глава  3

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
 


Глава 
3

1Тим.3  с толкованием

1
Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает.

1Тим.3:1  с толкованием

2
Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,

1Тим.3:2  с толкованием

3
не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,

1Тим.3:3  с толкованием

4
хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;

1Тим.3:4  с толкованием

5
ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?

1Тим.3:5  с толкованием

6
Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.

1Тим.3:6  с толкованием

7
Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую.

1Тим.3:7  с толкованием

8
Диаконы также должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы,

1Тим.3:8  с толкованием

9
хранящие таинство веры в чистой совести.

1Тим.3:9  с толкованием

10
И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.

1Тим.3:10  с толкованием

11
Равно и жены их должны быть честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем.

1Тим.3:11  с толкованием

12
Диакон должен быть муж одной жены, хорошо управляющий детьми и домом своим.

1Тим.3:12  с толкованием

13
Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.

1Тим.3:13  с толкованием

14
Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе,

1Тим.3:14  с толкованием

15
чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.

1Тим.3:15  с толкованием

16
И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.

1Тим.3:16  с толкованием

Толкования на главу 1Тим.3
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на первое послание к Тимофею Святого Апостола Павла

1Тим.3

Глава 
3

1Тим.3  с толкованием
Верно слово.
 

Так как было сомнительно, что матери могут пожинать плоды добродетели своих детей, то апостол говорит: верно слово, то есть не ложно сказанное и пусть никто не сомневается.
 


Если кто епископства желает, доброго дела желает.
 

1Тим.3:1 с толкованием
Наставление, предписываемое Тимофею касательно епископа, относится к епископам всей вселенной. Если кто, говорит, ищет епископства, я не препятствую; ибо он желает доброго дела. Пусть же он ищет не одного начальства и власти, ибо и Моисей желал дела, а не начальства: он защитил несправедливо обиженного и наказал обидчика. Епископство так называется потому, что имеет надзор за всеми.
 


Но епископ должен быть непорочен.
 

1Тим.3:2 с толкованием
То есть быть украшенным всеми добродетелями, чтобы ни сам себя, ни другие не порицали его. Поэтому, если кто сознает за собой грехи, пусть и не ищет такого звания, от которого удалил себя своими поступками. Ибо начальник должен быть светильником, чтобы все, смотря на него, просвещались и руководились его жизнью.
 


Одной жены муж.
 

1Тим.3:2 с толкованием
Если человек, связанный узами брака, заботится о мирских делах, а епископ не должен заботиться о мирском, то как же апостол говорит: одной жены муж? Некоторые полагают, что он указал на безбрачие епископа. А если не это должно здесь разуметь, то — что он, имея жену, может жить, как будто не имея ее, то есть не подчиняясь ее желаниям. Говоря сие, апостол не законополагает, что епископ непременно должен быть женатым. Ибо как мог повелеть это говоривший: желаю, чтобы все люди были, как и я (1Кор.7:7)? Но если бы по тогдашнему времени, говорит, и случилось это, то пусть он будет мужем одной жены. Это сказано также и ради иудеев, у которых дозволялось многоженство. Некоторые же без всякого основания полагали, что апостол говорит это относительно церкви, — именно говорят, чтобы епископ не переходил от церкви к церкви: потому что это есть любодеяние.
 


Трезв.
 

1Тим.3:2 с толкованием
То есть быть осторожным, всегда неусыпным, внимательно-наблюдательным, чтобы все видеть и всегда быть готовым ко всякому нужному делу.
 


Целомудрен.
 

1Тим.3:2 с толкованием

То есть поступать во всем благоразумно. Благочинен, честен (κόσμον) 3.
 

1Тим.3:2 с толкованием
То есть благолепно-честен.
 


Страннолюбив.
 

1Тим.3:2 с толкованием
Ибо если он к одним только местным жителям приветлив, радушен и милостив, то пристрастен. Но ему следует к странникам быть еще более щедрым; ибо это очевиднее свидетельствует о его братолюбии.
 


Учителен.
 

1Тим.3:2 с толкованием
Указанные пред сим качества требуют и от подчиненных, но более всего они должны принадлежать епископу.
 


Не пьяница.
 

1Тим.3:2 с толкованием
Не о том говорит здесь апостол, кто упивается вином, но о бранчивом и заносчивом.
 


Не бийца.
 

1Тим.3:2 с толкованием
Здесь идет речь не о тех, которые бьют руками, но о тех, которые безвременно возмущают совесть братии.
 


Не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив.
 

1Тим.3:3 с толкованием
Научает, как можно быть не пьяницей и не бийцей. Кто кроток, тот не будет сварлив. Так как выше сказал, что ему должно быть страннолюбивым, то теперь прибавляет: не сребролюбив, показывая, что он будет страннолюбив, если не будет сребролюбив, и вместе научая, что под предлогом страннолюбия не должен он собирать сокровищ.
 


Хорошо управляющий домом своим.
 

1Тим.3:3 с толкованием
Об этом говорят также и внешние писатели, что хороший домоправитель в скором времени может сделаться и хорошим правителем государства.
 


Детей содержащий в послушании со всякою честностью.
 

1Тим.3:4 с толкованием
В собственном доме он должен показывать пример, ибо кто поверит, что чужого покорит себе тот, кто сына своего не умел удержать в зависимости? Как сделает чужих честными, когда своим кровным попустит жить нечестно? Со всякой честностью значит — и в слове, и в деле, и в одежде, — и притом пред всеми и во всякое время.
 


Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
 

1Тим.3:5 с толкованием
Дом есть не что иное, как малая церковь. Поэтому, если он не может быть хорошим правителем того, что не велико, и легко определимо, и легко ведомо, то где ему управлять нравами и помыслами недомыслимыми стольких душ? Достоин внимания вопрос, почему апостол, предъявляя к мирянам такие требования: умертвите земные члены ваши (Кол.3:5), и еще: те, которые Христовы, распяли плоть (Гал.5:24), от епископа требует теперь меньшего, не соответствующего столь высокому званию, именно: быть не пьяницей, не бийцей и так далее. И Христос, повелевая взять крест свой, говорит: пастырь добрый полагает душу свою за овец (Ин.10:11). Поэтому Павлу следовало требовать от епископа, чтобы он проводил почти ангельскую жизнь, чуждую страстей, приличную высоте его жизни. Послушай, что с такой строгостью в образе жизни немного можно было найти людей, между тем епископов требовалось много, которые бы предстоятельствовали в каждом городе. Поэтому апостол и требовал умеренной добродетели, которой можно было найти у многих. Но ныне, увы! Куда мы — епископы — упали, так что в нас не обретается и тени даже такой умеренной добродетели! Помилуй нас, Господи!
 


Не должен быть из новообращенных.
 

1Тим.3:6 с толкованием
Апостол говорит здесь не о том, кто был юн возрастом, как юн был и Тимофей, что мы узнаем из слов Павла: никто да не пренебрегает юностью твоею (1Тим.4:12), но о новообращенном. Ибо, говорит, я насадил (1Кор.3:6). Так как многие из язычников обращались и крестились, то не сразу, говорит, новокрещенного возвышайте до такой власти.
 


Чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом.
 

1Тим.3:6 с толкованием
Если кто, прежде чем быть исправным учеником, сделается учителем, тот, говорит, возгордится и подвергается тому же осуждению и наказанию; какому подвергается за свою гордость диавол.
 


Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних.
 

1Тим.3:6 с толкованием
То есть от язычников, чтобы и они не порицали его за что-либо, а, напротив, уважали. Но что, если он покажется им хорошим, а на самом деле не будет таким? Это представит большое затруднение. Ибо враги порицают людей праведных. Впрочем, апостол выставляет на вид не одно это, но вместе с прочими добродетелями, говоря: надлежит ему также иметь доброе свидетельство. А что, если они напрасно будут говорить о нем худо, чтобы оклеветать его? Этого не может быть: потому что человека безукоризненной жизни и они уважают. Они порицают учение его, а не жизнь, подобно как и апостолов они не называли любодеями и нечестивыми, но — обманщиками, что относилось к одной только проповеди. Если же встретится такой случай, что человека оклевещут ложно, все-таки его не должно поставлять в епископы. Ибо не должно быть того, чтобы чьи-либо души не освещались своим светильником. Да светят, говорит, дела ваши, чтобы видели люди (Мф.5:16) 4. Если же должно иметь свидетельство от врагов, то тем более от друзей.
 


Чтобы не впасть в нарекание.
 

1Тим.3:7 с толкованием
Имеет в виду поношение со стороны язычников, что может пресечь благотворное действие проповеди.
 


И сеть диавольскую (του διαβόλου).
 

1Тим.3:7 с толкованием
Или что они скоро умертвят его, или что он будет впадать в те же самые грехи, в какие и они. Да и быть соблазном для многих — тоже сеть диавола.
 


Диаконы также.
 

1Тим.3:7 с толкованием
Почему же апостол опустил пресвитеров? Потому что все, что он сказал о епископах, относится и к пресвитерам. Действительно, и они получили право учительства и предстоятельства в Церкви, и уступают епископам только в праве совершать рукоположение. Итак, говорит, и диаконы также, то есть должны иметь то же самое, именно: быть страннолюбивыми, кроткими, несварливыми, и прочее.
 


Должны быть честны.
 

1Тим.3:7 с толкованием
Они должны, говорит, кроме сказанного, иметь и честность.
 


Не двоязычны.
 

1Тим.3:7 с толкованием
То есть не лукавы, не хитры, не держа одно на уме, а говоря другое, — одно одним, а другое другим.
 


Не пристрастны к вину, не корыстолюбивы.
 

1Тим.3:8 с толкованием
Не сказал: не пьяницы, потому что это уже крайне низко, но: не пристрастны к вину. Ибо кое-кто, хотя и не упивается, однако пьет много и настроение души ослабляет. Древние, входя в святилище, совсем оставляли употребление вина. Корыстолюбивый — тот, кто не отказывается ни от какой выгоды, откуда бы она ни приходила. Принимай здесь не корыстолюбивого за неподкупного и несребролюбивого.
 


Хранящие таинство веры в чистой совести.
 

1Тим.3:9 с толкованием
То есть с хранением правого догмата, имеющим и жизнь непорочную. Ибо чистая совесть бывает при непорочной жизни.
 


И таких надобно прежде испытывать, потом, если беспорочны, допускать до служения.
 

1Тим.3:10 с толкованием
Как, говорит, относительно епископа я требовал, чтобы он был не новокрещен, так требую, чтобы и эти не были допускаемы до служения, не быв испытаны, но после того, как, быв довольно испытаны, окажутся безукоризненными: подобно тому, как новокупленному рабу никто не поручит распорядительной какой-либо должности, прежде чем он по времени окажет себя на то годным.
 


Равно и жены их должны быть честны.
 

1Тим.3:11 с толкованием
Не о случайных каких-либо женщинах говорит апостол, но о диакониссах. Ибо сие служение очень нужно и полезно для Церкви. Если бы он говорил не о них, то какая нужда среди речи о мужчинах-диаконах говорить о женщинах?
 


Не, клеветницы.
 

1Тим.3:11 с толкованием
То есть не клеветницы, которые, как обычно старухам, ходят по домам и нашептывают одной про другую.
 


Трезвы.
 

1Тим.3:11 с толкованием
То есть бодрствовать. Так как легок и удобопрельстим род сей, то не должно, говорит, им дремать, но быть бодрыми и бдительными.
 


Верны во всем.
 

1Тим.3:11 с толкованием
То есть стойки и в слове, и в делах.
 


Диакон должен быть муж одной жены.
 

1Тим.3:12 с толкованием
Видишь ли, что и от диаконов апостол требует той же самой добродетели, какой требовал и от епископов. Ибо и они одинаково должны быть чисты и непорочны.
 


Хорошо управляющий детьми и домом своим.
 

1Тим.3:12 с толкованием
Везде он говорит об управлении детьми, чтобы прочие не имели повода к соблазну.
 


Ибо хорошо служившие приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса.
 

1Тим.3:13 с толкованием
Степень, то есть успех. Ибо те, которые показали себя трезвенными в низших должностях, скоро достигнут и высших, чтобы иметь великое дерзновение в вере; то есть чтобы быть более славными не в мирских достоинствах, не в богатстве, но в вере, то есть во всех словах и делах по вере. Так те, кто хорошо исполнял обязанности диакона, были потом славны и на степенях пресвитерства и епископства.
 


Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в Доме Божием.
 

1Тим.3:14 с толкованием
Дабы чрез то, что делает ему наставление касательно таких предметов, не повергнуть ученика в скорбь, как будто Павел более не увидится с ним, — он говорит: не потому я пишу это, что уже больше не приду; напротив, я приду. Впрочем, если случится, что замедлю, ты должен иметь образец, как подобает тебе жить. Прекрасно апостол сказал: надеясь. Так как, видимый Духом, он не знал, куда должно идти, то справедливо он сомневается и относительно своего прихода к Тимофею.
 


Который есть Церковь Бога живаго.
 

1Тим.3:14 с толкованием
Не говори, что Церковь люди собрали. Она есть дело Бога, — Бога живого и страшного, а не мертвого и немощного, каковы боги эллинов.
 


Столп и утверждение истины.
 

1Тим.3:14 с толкованием
Апостол сравнивает здесь с иудейским храмом Церковь и говорит, что тот подлинно был образом и тенью, как например, звонки, дорогие украшения и первосвященник с жертвами. А Церковь есть истины утверждение. Ибо все, в ней совершаемое, истинно, а не образно, каково то, что в церкви подзаконной: вместо звонков в ней блистательная проповедь; вместо дорогих украшений, одежд священных — преславная жизнь, богатая внутренними плодами; Первосвященник в ней — Сын Божий; великая жертва — Божественное Тело Его.
 


И беспрекословно — великая благочестия тайна.
 

1Тим.3:16 с толкованием
Домостроительство нашего спасения есть тайна. Сия тайна великая, тайна благочестия: ибо она выше всякого сомнения. Что же это за тайна, которую все знают? Весьма многие, но не все. Если же и все знают, то ныне, а прежде не все знали. Притом знают все, что Бог воплотился, а как воплотился, — это сокрыто, и потому — тайна. Обрати же внимание, какова к нам любовь Божия, если Он всецело открыл нам тайну Свою.
 


Бог явился во плоти.
 

1Тим.3:16 с толкованием
Так как Павел, давая наставление о священниках, ничего не сказал такого, что находится в книге Левит, — то, говорит, пусть никто не удивляется, если я не рассуждаю о таких маловажных вещах. Великое — наше, и ничего там такого нет. Здесь Бог явился. Каким образом? Во плоти; Ибо по Божественности Он невидим.
 


Оправдал Себя в Духе.
 

1Тим.3:16 с толкованием
Или говорит то, что совершив все для спасения людей, хотя Он и не убедил некоторых из непреклонных, однако оправдал Сам Себя, как исполнивший Свое дело; или — то, что Он не сотворил греха, и не было лести в устах Его (Ис.53:9). И праведники по закону духом находились в рабстве. Ибо закон заключал в себе угрозы и наказания, а духа усыновления не имел. Господь же исполнил всякую правду в Духе Святом, будучи с Ним единосущен и имея Его в Себе по природе, а чрез Себя и нам даруя возможность оправдаться чрез Него. Ибо праведники по Евангелию, будучи духовными, далеко превосходят тех, которые некогда оправдывались в законе.
 


Показал Себя Ангелам.
 

1Тим.3:16 с толкованием
О таинство! С нами и ангелы увидели Сына Божия, не видевши Его прежде. Ибо говорит Евангелие: и ангелы приступили и служили Ему (Мф.4:11). И не здесь только, но от самого рождения до вознесения они служили Ему. Во время рождения ангелы поют песнь Ему и благовествуют о Нем пастырям; и во время вознесения служат Ему.
 


Проповедан в народах, принят верою в мире.
 

1Тим.3:16 с толкованием
Проповедан в народах, находившихся в отчаянии и обольщении, и не только проповедан, но и принят верою в мире, что служит великим знамением силы Проповеданного и истины проповеди.
 


Вознесся во славе.
 

1Тим.3:16 с толкованием
То есть на облаках, когда Ему служили и ангелы. Конечно, вознесся на небо не как Илия, как бы на небо, чтобы не сказать, что и самое вознесение есть слава.
 


Примечания


Одному греческому слову в русском синодальном переводе соответствуют два.


Место это, как видно, приведено блж. Феофилактом не буквально.

Источник: http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/index.html
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею

1Тим.3

Глава 
3

1Тим.3  с толкованием

1-3
Если кто, говорит, пресвитерства желает, то должно ему быть безукоризненным в добрых делах, коих без пресвитерства нельзя совершать, - то есть не связывать себя чьими-либо дарами и подарками. Одной жены муж (да будет), чтобы в качестве жены своей он не обладал еще решительно никакою другою женщиною.

1Тим.3:1  с толкованием

4
Также и дети его да не поступают по примеру сынов Илия (1Цар.2:12 сл.), но пусть повинуются отцам своим и всему народу со всякою чистотою и постоянством.

1Тим.3:4  с толкованием

5
Ведь если своих сыновей он не может держать в повиновении, то как сможет наблюдать порядок в церкви Божией?

1Тим.3:5  с толкованием

6
Не новообращенным (он должен быть), дабы, превознесшись, не впал в гордость, которая составляет главное отличие диавола.

1Тим.3:6  с толкованием

8
Диаконы также да будут святыми служителями, - в душах своих чистыми от любостяжения, а в телах своих свободными от страстей.

1Тим.3:8  с толкованием

9
И твердыми да будут во время гонения в таинствах веры, и благочестно да служат таинству Тела Христова в чистоте совести своей.

1Тим.3:9  с толкованием

10
И они же да испытываются прежде в некоторых делах, низших диаконской должности.

1Тим.3:10  с толкованием

11
Жены их также да не будут служанками диавола, но кроткими. Своим бесстыдством они пусть не подвергают хулению своих мужей и на ближних своих пусть не злословят пред мужьями своими, как управителями их, - но всегда да бодрствуют в добрых делах, и да будут верны во всем, - да не впадают в волшебства и заклинания.

1Тим.3:11  с толкованием

14-15
Это я тебе пишу не потому, чтобы я лишился надежды видеть тебя; но, если замедлю, чтобы знал ты, как должно тебе в доме Божием обращаться, который есть (Церковь Бога живаго), столп твердыни и истины среди мира, ибо только благодаря Церкви и стоит мир.

1Тим.3:14  с толкованием

16
И достоверно засвидетельствовано, что велико есть таинство сей правды, которое мы проповедуем. Явлено во плоти, от Девы, оправдано в Духе, то есть чрез оправдание Святого Духа, показано Ангелам во время рождения Его, проповедано народам со знамениями и чудесами, принято верою в мире, благодаря учению Евангелия Его, и вознесено в славе Ангелов и учеников в то время, когда облако взяло Его (Деян.1:9).

1Тим.3:16  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею

1Тим.3

Глава 
3

1Тим.3  с толкованием

Верно слово,
 

1Тим.3:1 с толкованием
не ложно и истинно,
 


аще кто епископства хощет, добра дела желает.
 

1Тим.3:1 с толкованием
Апостол обвиняет не просто пожелание, но любоначалие, и учит заботиться не о чести, но о добродетели, не сана желать, но домогаться дела, требуемого саном. Епископом же называет здесь пресвитера, как доказали мы это, толкуя Послание к Филиппийцам. Но нетрудно дознать сие и отсюда, потому что после законов епископам пишет законы, относящиеся к диаконам. А как сказал я, одних и тех же называли некогда и пресвитерами, и епископами, ныне же называемых епископами именовали апостолами. Но по прошествии времени апостольское наименование оставили действительным апостолам, а епископское наименование приложили к называемым древле апостолами. Так, Епафродит был апостолом филиппийцев. Ибо сказано: вашего посланника и служителя потребе моей (Флп.2:25). Так, апостолами были у критян Тит, у жителей Азии Тимофей. Так, из Иерусалима христианам антиохийским писали апостолы и пресвитеры. Впрочем, если божественный Павел узаконил сие и пресвитерам, то явно, что епископам первым надлежит сохранять сии законы, как приявшим большую честь.
 


Подобает убо епископу быти непорочну,
 

1Тим.3:2 с толкованием
не подавать ни одного справедливого повода к укоризне. Ибо слово: непорочну (άνεπίληπτον), значит: неукоризненну. И сам Апостол подвергался всякого рода клеветам говорили: иже развратиша вселенную, сии и зде приидоша (Деян.17:6). Да и Господь повелевает пренебрегать соблазняющихся напрасно. Ибо апостолам, когда сказали: Веси ли, яко фарисее слышавше слово соблазнишася, — отвечал: Оставите их: вожди суть слепи слепцем (Мф.15:12, 14). Посему повелевается не подавать никакого основательного предлога к обвинению.
 


Единыя жены мужу.
 

1Тим.3:3 с толкованием
Проповедь была в начале. Язычники не упражнялись в девстве; иудеи не дозволяли его, потому что плодородие почитали благословением. Итак, поелику в то время невозможно было без труда найти соблюдающих плотскую чистоту, Апостол повелевает рукополагать из бывших в брачном состоянии тех, которые чтили целомудрие. Хорошо, по моему мнению, сказано: единыя жены мужу. Ибо в древности иные, и язычники, и иудеи, имели обычай по закону брака жить вместе с двумя, тремя и более женами. А иные и ныне, хотя царские законы запрещают иметь в одно время двух жен, живут со многими и имеют наложниц. Посему говорили, будто бы, по апостольскому слову, целомудренно живущий с одною только женою достоин епископского рукоположения, потому что, говорят они, Апостол не отвергал и второго брака, а многократно повелевал вступать в оный; так, говорит: Жена привязана есть законом, в елико время живет муж ея: аще же умрет муж ея, свободна есть, за негоже хощет, посягнути, точию о Господе (1Кор.7:39); и еще: Глаголю же безбрачным и вдовицам (1Кор.7:8), и совокупив тех и других, положил им один закон, потому что двоебрачие в действительности бывает не от произвола, но ради воздержности. Если кто, сам оставив первую жену, сопрягается с другою, то достоин он порицания и подлежит обвинению, а если смерть расторгла союз с первою женою и потребность естества принуждает вступить в союз с другою женою, то второй брак совершается не по произволу, но по обстоятельствам. Имея в виду сие и подобное сему, допускаю толкование так разумевших.
 


Трезвену,
 

1Тим.3:3 с толкованием
бодрственному и способному предусматривать, как должно действовать.
 


Целомудру.
 

1Тим.3:3 с толкованием
Это — душевное преспеяние.
 


Честну,
 

1Тим.3:3 с толкованием
степенну и в выговоре, и в наружности, и во взгляде, и в походке, чтобы и в теле видно было душевное целомудрие.
 


Страннолюбиву,
 

1Тим.3:3 с толкованием
доброхотно принимающему пришельцев.
 


Учителну.
 

1Тим.3:3 с толкованием
Апостол разумеет не краснословием отличающегося, но обученного Божественному и способного подать надлежащий совет.
 


Не пиянице.
 

1Тим.3:3 с толкованием
Сие сам истолковал Апостол в предписании диаконам: не вину многу внимающым (1Тим.3:8).
 


Не бийце.
 

1Тим.3:3 с толкованием
Запрещает не наказание налагать вовремя, но делать сие не должным образом. А что повелевает наказывать, о сем, как услышим, скажет вскоре сам: согрешающих пред всеми обличай (1Тим.5:20). И еще: обличи, запрети, умоли (2Тим.4:2). Так и сам, пиша к галатам, сказал: О несмысленнии Галате (Гал.3:1), и еще: тако ли несмисленни есте (Гал.3:3)?
 


Но кротку,
 

1Тим.3:3 с толкованием
умеющему переносить сделанные против него проступки, ибо оставлять без внимания, что терпят обиду другие, — не признак скромности. Сказано: началствуяй, со тщанием (Рим.12:8).
 


Не сварливу.
 

1Тим.3:3 с толкованием
Не любящему заводить тяжбы о делах. Ибо сие дает видеть присовокупляемое.
 


Не сребролюбцу.
 

1Тим.3:3 с толкованием
Не сказал Апостол: нестяжательному, потому что дает соразмерные законы, но: не любящему денег. Ибо возможно иметь у себя деньги, но распоряжаться ими, как должно, и не им раболепствовать, но быть господином их.
 


Свой дом добре правящу,
 

1Тим.3:3 с толкованием
то есть с справедливостию и равнодушием.
 


Чада имущу в послушании со всякою честностию,
 

1Тим.3:4 с толкованием
учащему детей всякой добродетели. Ибо требуется, чтобы действовало не одно расположение самих детей, но и собственное его произволение.
 


Аще же кто своего дому не умеет правити, како о Церкви Божией прилежати возможет?
 

1Тим.3:5 с толкованием
Кто не умеет распоряжаться малым, тому можно ли вверять попечение о важнейшем и Божественном?
 


Не новокрещенну, да не разгордевся в суд впадет диаволь.
 

1Тим.3:6 с толкованием
Новокрещенным (νεόφητοζ — новонасажденным) называет Апостол недавно уверовавшего. Ибо говорит: Аз насадих (1Кор.3:6). Не отвергает же, как предполагали иные, юного возрастом? потому что блаженный Тимофей, к которому писал это Апостол, будучи еще юным, принял сии законы. Ибо говорит ему: никтоже о юности твоей да нерадит (1Тим.4:12). Да и сам божественный Апостол, будучи в юности, сподобился призвания. Дал же разуметь, что было поводом к совращению диавола? ибо говорит: разгордевся пал. Посему, если кто не обучен предварительно Божественному и, включенный в список учеников, не упражнялся сперва в добродетели, то, вследствие первоседания дав в себе место страсти высокомерия, подпадет одному с диаволом наказанию. Ибо судом Апостол назвал здесь наказание.
 


Подобает же ему и свидетелство добро имети от внешних, да не в Поношение впадет и в сеть неприязнену.
 

1Тим.3:7 с толкованием
Внешними называет Апостол неверных: кто до рукоположения весьма много был очерняем ими, тот и после будет весьма порицаем и навлечет много укоризн на все общество, да и всего скорее снова обратится к прежней беззаконной жизни, так как диавол употребит к этому все свои козни.
 


Диаконом такожде.
 

1Тим.3:8 с толкованием
И они да водятся такими же законами.
 


Честным,
 

1Тим.3:8 с толкованием
отличающимся целомудрием.
 


Не двоязычным,
 

1Тим.3:8 с толкованием
не говорящим одному то, другому другое, но украшающим язык истиною.
 


Не вину многу внимающым.
 

1Тим.3:8 с толкованием
Кому вверено богослужение, тем преимущественно надлежит освободиться от этой страсти.
 


Не скверностяжателным.
 

1Тим.3:8 с толкованием
Скверностяжатель не тот, кто, как предполагали иные, гонится за малыми выгодами, но кто готов собирать выгоды с вещей срамных и крайне неприличных.
 


Имущим таинство веры в чистей совести,
 

1Тим.3:9 с толкованием
то есть подтверждающим веру делами. Ибо чистою совестию назвал Апостол добрые дела. Делатель их не уязвляется совестию.
 


и сии убо да искушаются прежде, потом же да служат, непорочни суще.
 

1Тим.3:10 с толкованием
Надобно, чтобы прежде испытана была жизнь их, а потом уже сподобились они духовной благодати.
 


Женам такожде,
 

1Тим.3:11 с толкованием
то есть диакониссам,
 


честным, не клеветливым, трезвенным, верным во всем.
 

1Тим.3:11 с толкованием
Что поставил в закон мужам, то же почти самое поставляет и женщинам. Как диаконов нарек честными, так честными же нарекает и диаконисс; как тем предписал быть не двоязычными, так и сим поставляет в обязанность быть не клеветливыми; как тем узаконил не вину многу внимать, так и сим повелел быть трезвенными.
 


Диакони да бывают единыя жены мужие.
 

1Тим.3:12 с толкованием
Разуметь сие должно по прежнему толкованию.
 


Чада добре правяще и своя домы.
 

1Тим.3:12 с толкованием
Сие поставил в закон и называемым у него епископами.
 


Ибо служившии добре степень себе добр сникают, и многое дерзновение в вере, яже о Христе Иисусе.
 

1Тим.3:13 с толкованием
Если и меньшую честь имеют в этой жизни, то, исполнив врученное им служение, на почетнейшую степень возведены будут в жизни будущей и приимут дерзновение пред Владыкою Христом.
 


Сия пишу тебе, уповая приити к тебе скоро: аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии жити: яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины.
 

1Тим.3:14 с толкованием
Ни божественные пророки, ни богомудрые апостолы не предвидели всего; что служило на пользу, то и открывала им благодать Духа. Сие означает и незнание, выраженное в настоящих словах Апостола. Ибо сказав: уповаю приити, присовокупил: аще же замедлю. Ибо часто задерживала его какая-нибудь другая потребность. Посему говорит: Пишу это, научая, как должно вести себя тем, кому вверено попечение о других; потому что домом Божиим и Церковию назвал собрание уверовавших; их наименовал столпом и утверждением истины, потому что, утверждаясь на камне, пребывают незыблемыми, делами своими проповедуя истину догматов. Сказав сие о Церкви, Апостол по необходимости ввел сюда и догматическое учение.
 


И исповедуемо велия есть благочестия тайна.
 

1Тим.3:16 с толкованием
Тайною называет сие Апостол, как издревле предреченное, но явленное впоследствии.
 


Бог явися во плоти.
 

1Тим.3:16 с толкованием
Ибо сущий Бог и Божий Сын, имея невидимое естество, когда вочеловечился, соделался для всех явным. Ясно же научил нас Апостол о двух естествах, сказав, что естество Божие явилось во плоти.
 


Оправдася в Дусе,
 

1Тим.3:16 с толкованием
потому что, восприяв на Себя естество человеческое, сохранил его свободным от греха. Но изречение сие имеет и другой смысл. Оправдася в Дусе. Духом Божиим творит чудеса; ибо говорит: Аще ли Аз о Дусе изгоню бесы (Мф.12:28). И так чудесами доказано и соделано явным, что Христос — истинный Бог и Сын Божий. Так и сотник, у Креста видя, что колеблется земля и вселенная наполнилась мглою, воскликнул: воистину Сей Сын бе Божий (Мк.15:39).
 


Показася Ангелом,
 

1Тим.3:16 с толкованием
потому что невидимого Божия естества не видели и Ангелы, увидели же воплотившееся.
 


Проповедан бысть во языцех.
 

1Тим.3:16 с толкованием
Распятый у иудеев.
 


Веровася в мире.
 

1Тим.3:16 с толкованием
Не только проповедан, но и уверовали в Него, и от уверовавших приемлет Божеское поклонение.
 


Вознесеся во славе.
 

1Тим.3:16 с толкованием
Хотя совершилось сие прежде проповеди, но Апостол отнес это на конец, научая, что справедливо уверовали проповеди, потому что Повелевший проповедовать — на небесах и имеет седение одесную. Так, упомянув о Домостроительстве и по духовной благодати предузрев еретические терния, какие посеяли Валентин, Василид, Маркион и Манес, которые все одинаково отрицали вознесение плоти, восставали против Ветхого Завета и в других поддерживали различные заблуждения, Апостол по необходимости предсказывает о сем.