Библия Синодальный перевод Первое послание к Тимофею Глава  5

Первое послание к Тимофею святого апостола Павла
 


Глава 
5

1Тим.5  с толкованием

1
Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев;

1Тим.5:1  с толкованием

2
стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.

1Тим.5:2  с толкованием

3
Вдовиц почитай, истинных вдовиц.

1Тим.5:3  с толкованием

4
Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.

1Тим.5:4  с толкованием

5
Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь;

1Тим.5:5  с толкованием

6
а сластолюбивая заживо умерла.

1Тим.5:6  с толкованием

7
И сие внушай им, чтобы были беспорочны.

1Тим.5:7  с толкованием

8
Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

1Тим.5:8  с толкованием

9
Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа,

1Тим.5:9  с толкованием

10
известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.

1Тим.5:10  с толкованием

11
Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.

1Тим.5:11  с толкованием

12
Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру;

1Тим.5:12  с толкованием

13
притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

1Тим.5:13  с толкованием

14
Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию;

1Тим.5:14  с толкованием

15
ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

1Тим.5:15  с толкованием

16
Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

1Тим.5:16  с толкованием

17
Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.

1Тим.5:17  с толкованием

18
Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей.

1Тим.5:18  с толкованием

19
Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.

1Тим.5:19  с толкованием

20
Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.

1Тим.5:20  с толкованием

21
Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.

1Тим.5:21  с толкованием

22
Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым.

1Тим.5:22  с толкованием

23
Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.

1Тим.5:23  с толкованием

24
Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.

1Тим.5:24  с толкованием

25
Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.

1Тим.5:25  с толкованием

Толкования на главу 1Тим.5
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на первое послание к Тимофею Святого Апостола Павла

1Тим.5

Глава 
5

1Тим.5  с толкованием

Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев 7.
 

1Тим.5:1 с толкованием
Не о том говорит апостол, кто имеет в Церкви звание пресвитерское, а о всяком престарелом человеке. А если он имеет нужду в исправлении? В таком случае, говорит, ты поступай с ним, как с отцом.
 


Стариц, как матерей.
 

1Тим.5:1 с толкованием
Так как обличение тяжело переносится, особенно когда молодой человек, обличает старого — тогда оно становится втройне безрассудным, поэтому, говорит, ты смягчай его кротостью.
 


Молодых, как сестер.
 

1Тим.5:1 с толкованием
Так как этот возраст отличается большой смелостью и не переносит обличений, поэтому, говорит, должно смягчать их снисходительностью.
 


Со всякою чистотою.
 

1Тим.5:1 с толкованием
Так как беседы с молодыми женщинами порождают подозрения, а между тем епископ должен беседовать и с ними, то ты, говорит, должен не только остерегаться греховного соединения, но не должен подавать и никакого повода к подозрению. Апостол заповедует это Тимофею не ради него, а ради нас, последующих епископов, чтобы мы остерегались подозрений.
 


Вдовиц почитай, истинных вдовиц.
 

1Тим.5:1 с толкованием
Почему ничего не говорит о девах? Может быть потому, что тогда еще не было их там. Почитать же вдовиц он повелевает потому, что они не имеют мужей, которые бы заступались за них, а самое состояние их казалось зазорным и достойным порицания. Поэтому они должны пользоваться у священника большим уважением и больше всего, потому, что они достойны этого, как истинные вдовицы. А какие это вдовицы? — увидишь дальше. Следовательно, можно не иметь мужа и еще не быть вдовой. Выражение почитай стоит вместо: будь к ним милосерден и доставляй им потребное.
 


Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью (εύσεβεΐν).
 

1Тим.5:4 с толкованием
То есть да учатся дети и внучата почитать свою мать, доставляя ей покой и содержание. Ибо εύσεβεΐν — благочестиво относиться здесь означает — покоить мать или бабку на старости дет. Достоинство родителей есть божественное достоинство, так что покоить их значит быть благочестивым, и напротив, не покоить их на старости есть нечестие.
 


И воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.
 

1Тим.5:4 с толкованием
Воздать родителям, то есть матери или бабке. Обрати внимание на благоразумие Павла, как он трогает доброе чувство, именно чувство воздаяния родителям за их воспитание и возращение. К этому он прибавляет и основание: ибо сие угодно Богу.
 


Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога.
 

1Тим.5:5 с толкованием
Сказав выше: почитай тех вдовиц, которые суть истинные вдовицы, а не тех, которые не истинные, то есть у которых есть кому заботиться о них, теперь он говорит, кто есть истинная вдовица: та, говорит, которая никого не имеет, кто бы о ней пекся, не имеет ни сына, ни внука, и на Бога возложила все упование. Вот о какой следует иметь попечение, вот о какой милосердовать, доставляя ей все потребное.
 


И пребывает в молениях и молитвах день и ночь.
 

1Тим.5:5 с толкованием
И справедливо. Ибо, не имея никого другого, она прибегает к Богу. Так как, вероятно, они печалились вследствие того, что совершенно не имели покровителей, то апостол утешает их тем, что взамен всего они имеют Бога. Если имеет награду та, которая воспитывает своих детей, то не умалено и твое достоинство тем, что ты не имеешь детей.
 


А сластолюбивая (σπαταλωσα) заживо умерла.
 

1Тим.5:5 с толкованием
Так как многие женщины избирают вдовство для того, чтобы с большей независимостью делать приятное себе, то он говорит: сластолюбивая (σπαταλωσα) женщина, хотя она по видимости и живет этой чувственной жизнью, по духу же умерла. Но если женщине непозволительно предаваться наслаждениям, где во всяком случае и природа, и возраст часто оказываются немощными, то что скажут сластолюбивые мужчины?
 


И сие внушай им, чтобы были беспорочны.
 

1Тим.5:7 с толкованием
Видишь, что он желает, чтобы это было законом. Не на произвол оставляет, поблажать утехам или нет, но запрещает это, как грех. Ибо такое значение имеет слово внушай (παράγγελλε), оно стоит вместо: со всею строгостью запрещай дерзать на это.
 


Если же кто о своих и особенно о домашних не печется.
 

1Тим.5:8 с толкованием
Сластолюбивая женщина, говорит, потому уже умерла и погибла, что всю заботу употребляет на себя. Между тем должно заботиться о своих то есть верных, и особенно о домашних, то есть принадлежащих к роду, разумеет всякую заботу — и о душе, и о теле.
 


Тот отрекся от веры.
 

1Тим.5:8 с толкованием
Почему? Потому что дела его такие не суть дела верующего. Если бы он веровал в Бога, то слушался бы слов его: от единокровного своего не укрывайся (Ис.58:7). Говорят, что они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются (Тит.1:16).
 


И хуже неверного.
 

1Тим.5:8 с толкованием
Потому что последний если и презирает чужих, то по крайней мере не презирает близких себе, конечно, побуждаемый природой; А он нарушает и закон Божий, и закон природы, и поступает несправедливо. Кто же поверит, что такой человек может быть милостивым к чужим? А если он действительно милостив к чужим, то не тщеславие ли это? Поразмысли: если хуже неверного тот, кто не заботится о домашних, то куда причислить того, кто обижает своих? Ведь всякому для спасения недостаточно своей собственной добродетели, если он, сам будучи добродетелен, не учит и не убеждает быть таковыми своих родственников.
 


Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа.
 

1Тим.5:9 с толкованием
Так как выше апостолов сказал, что сластолюбивая женщина и не заботящаяся о своих домашних недостойна быть в числе вдов, то теперь он учит нас, что она должна иметь. На первом месте апостол ставит определенно ее лета, а причину этого указывает после. Впрочем, он не просто за один возраст одобряет шестидесятилетнюю; ибо и таковая может оказаться недостойной. Потом апостол требует от нее единобрачия, как знака ее степенной честности и любви к целомудрию.
 


Известная по добрым, делам.
 

1Тим.5:9 с толкованием
Это и есть то, что делает ее достойной в числе вдов. Затем апостол перечисляет, в частности, ее дела.
 


Если она воспитала детей.
 

1Тим.5:9 с толкованием
Воспитание детей не в том состоит, чтобы просто кормить детей, а воспитать, как должно, подобно тому, как и выше сказал: если пребудет в вере и любви и в святости (1Тим.2:15).
 


Принимала странников 8.
 

1Тим.5:9 с толкованием
Видишь ли, что благодеяния своим он ставит выше благодеяний к чужим людям? Сказав прежде: если она воспитала детей, потом уже прибавляет: принимала странников. Хотя бы какая-нибудь вдовица и имела недостаток в чем-либо, все же она имеет дом, живет не на открытом воздухе.
 


Умывала ноги святым.
 

1Тим.5:9 с толкованием
Сказал это потому, что многие вдовицы хотя и принимают странников, но не служат им сами, а служат их служанки. Поэтому, желая, чтобы вдовица была деятельна и не ленилась, он повелевает ей служить самой: леность свойственна женщине более изнеженной. Кроме того, чтобы какая-нибудь вдовица, по нежеланию принимать странников, не оправдывалась совершенной бедностью, будто у нее нет никаких средств для этого, апостол говорит: для того, чтобы умыть ноги, нет нужды в больших издержках и богатстве. А святые — все те, которые имеют правую веру и живут благочестиво, хотя бы и не творили знамений.
 


Помогала бедствующим.
 

1Тим.5:9 с толкованием
Деньгами, заступлением и посредничеством.
 


И была усердна ко всякому доброму делу.
 

1Тим.5:10 с толкованием
Например, если сама не могла сделать, по крайней мере принимала участие в делах другой, прислуживала. Апостол побуждает вдовицу нести телесное послушание — постелить, например, постель, успокоить, к чему наиболее способны женщины.
 


Молодых же вдовиц не принимай.
 

1Тим.5:10 с толкованием
Почему апостол ничего не заповедует относительно возраста дев, не смотря на то, что подвиг этот был гораздо важнее? Несомненно потому, что такой подвиг есть подвиг возвышенного душевного настроения и великого усердия. Напротив, когда апостол требует от дев непрестанного служения Господу в безмолвии и попечения о Господнем, тут он предъявляет и требует от них великой тщательности. Отсюда же становится очевидным и самое определение возраста жизни. Притом молодые вдовицы сами подали повод к такому постановлению тем, что не выдержали вдовства; между тем среди дев ничего подобного не было.
 


Ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.
 

1Тим.5:11 с толкованием
То есть когда обесчувствеют, расслабеют и возгордятся против Христа, не желая иметь Его своим Женихом, тогда, наконец, они вступают в брак; ибо избрали вдовство легкомысленно. Обрати внимание на то, что и вдова также имеет Христа своим Женихом, как и дева.
 


Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру.
 

1Тим.5:12 с толкованием
Верой апостол называет обет. Нарушили, говорит, договор со Христом, и за то подлежат осуждению.
 


Притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам.
 

1Тим.5:13 с толкованием
Кроме упомянутого уже осуждения за грехи, они виновны еще в другом, именно в том, что приучаются к праздности, потому что ходят по домам. А праздность научает всякому злу. Следовательно, праздность неприлична не только мужчинам, но и женщинам.
 


И бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
 

1Тим.5:13 с толкованием
Справедливо. Ибо, ходя по домам, они ничего другого не делают, как переносят сплетни от одной к другой, от этой к той, и, выведывая обо всем, необходимо впадают в любопытство, а говоря всем обо всем, впадают в болтливость.
 


Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом.
 

1Тим.5:14 с толкованием
Преимущественно, говорит, я желал чтобы они не нарушали обетов. Так как они сами желают брака, то и я, снисходя им, хочу этого. Ибо лучше им управлять домом, то есть иметь попечение о своем доме и нести труды и заботы о нем, чем, ходя по домам, болтать и проводить время в праздности. Сказав: рождали детей, апостол показал, что для чадородия должно вступать в брак, чтобы многих привести к Богу.
 


И не подавали противнику никакого повода к злоречию; ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.
 

1Тим.5:15 с толкованием
Так как сказал: чтобы управляли домом, то, чтобы не показалось, что он дает им свободу предаваться сластям житейским, прибавил: не подавали никакого повода к злоречию. Так, говорит, заботься о доме, чтобы не повредить душе. Сверх того, здесь апостол совершенно ясно указывает цель, для чего делает молодым вдовам такое снисхождение. Для того, говорит, чтобы не дать диаволу повода насмеяться над ними, если они, став невестами Христовыми, потом, по свойственному молодости непостоянству, впадут в нечистые дела. Для того веду их под иго брака, чтобы, не имея времени и покоя, они не имели возможностей наделать кучу вышепоказанных недобрых дел.
 


Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать.
 

1Тим.5:16 с толкованием
Ибо вдовы верных не должны были получать пропитание от неверных, чтобы не казалось, будто имеют в них нужду. Выражением должны их довольствовать апостол указал на достаточное удовлетворение нужды, а не на роскошь.
 


И не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.
 

1Тим.5:16 с толкованием
Таким образом, верные, питающие своих вдов, вместе помогают и вдовам церковным, именно тем, что Церковь не обременяется и вследствие этого лучше может довольствовать тех, которых она питает, именно истинных вдов, то есть совершенно беззащитных и одиноких.
 


Достойно начальствующим (προεστωτες) пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении.
 

1Тим.5:17 с толкованием
Кто достойно начальствует — этому учит Господь, говоря: пастырь добрый полагает жизнь свою (Ин.10:11), ничего не щадя ради попечения об овцах. Честью апостол называет доставление всего необходимого, как видно из последующего. Ибо учители в изобилии должны иметь необходимое, дабы, ничем не развлекаемые, заботились об учении. Так жили и левиты в Ветхом Завете. Сугубую честь, или по отношению к вдовицам, или по отношению к диаконам, или просто — сугубую честь, то есть великую. Где же говорящие, будто не нужны слова, а нужна жизнь? Пусть они послушают теперь Павла, как он слово ценит больше всего, говоря: сие нужно нам, равно как и другое. Ибо когда речь идет о догматах, тогда какую имеет тут силу жизнь? Слова же апостол требует не хвастливого, но исполненного силы Писания и разума, хотя бы оно и просто произносилось.
 


Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего (Втор.25:4); и: трудящийся достоин награды своей (Мф.10:10).
 

1Тим.5:18 с толкованием
Приводит свидетельства- одно из закона, другое свидетельство Христа. В том и другом смотри, какой труд требуется от учителя. Молотить — это самый тяжелый труд: и учитель также должен быть готов ко всякого рода трудам, нуждам и огорчениям. Выражением трудящийся апостол показывает, что не должно искать неги и покоя. Трудящийся достоин награды своей, или пищи. Этими словами апостол указывает на благосостояние: ибо если трудящийся достоин награды, то тем более пищи. Но нетрудящийся — недостоин.
 


Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях.
 

1Тим.5:19 с толкованием
Неужели на молодого должно принимать обвинение, а на другого кого-либо нет? Напротив, апостол как бы так говорит: ни на кого, а особенно на пресвитера. Не сказал: не обвиняй, но: даже совсем не принимай обвинения. Ибо по самому возрасту они погрешают меньше юношей. Пресвитером апостол называет здесь человека, достигшего старости. Так как многие обвиняются по подозрению, то по древнему закону должно, говорит, чтобы были свидетели, обличающие виновного. Но что, если они солгут? Это редко случается, и на суде это может быть обнаружено. Хорошо бы иметь по крайней мере двух свидетелей, петому что грехи совершаются тайно. А что, если грехи будут явны, свидетелей же не будет, а только худое мнение? Об этом выше апостол сказал: надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних (1Тим.3:7).
 


Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели.
 

1Тим.5:20 с толкованием
То есть тех, которые упорствуют в грехе и которых найдешь по тщательном исследовании, обличай сильно и строго, не для удовлетворения своему гневу, но чтобы прочие страхом вразумлялись. Ибо епископу должно быть и страшным. Ибо как бывает вредно осуждать необдуманно, так гибельно и не обличать виновных, потому что чрез это распространяется греховная болезнь на многих. Как же Господь сказал в Евангелии: если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним (Мф.18:15)? Но Господь же повелевает и обличать пред обществом упорствующего во грехе. Итак, что же? Не произведет ли обличение пред обществом соблазна? Напротив, больше бывает соблазна, когда не обличают всем известного грешника. Поэтому и Бог, выставляя как бы на вид, наказал фараона (Исх.14:4), Навуходоносора (Дан.4:22) и многих других, с целью вразумить живущих на земле людей.
 


Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя.
 

1Тим.5:21 с толкованием
Сказав о многом в вышеприведенных словах, теперь начинает говорить в суде и при этом весьма страшно заклинает Тимофея. Он не постыдился даже и Тимофея охранить таким увещанием. Ибо если о себе сказал: чтобы, проповедуя другим, самому не оказаться недостойным (2Кор.9:27), то тем более не постыдился сказать сие о Тимофее. Приказывает же он во свидетели Отца и Сына для того, чтобы в грядущий судный день, если бы что-нибудь совершилось вопреки долга, ему остаться правым, так как он строго увещевал его. Для чего он присоединяет еще ангелов? Для того, что в день суда ангелы будут торжественно сопровождать Господа. И у нас есть обычай брать во свидетели и важных, и незначительных лиц. И Иаков берет во свидетели Бога и холм. И Моисей говорит: свидетельствуюсь небом и землею (Втор.4:26). Ибо так милостив к нам Бог, что принимает и рабов, приводимых вместе с Ним во свидетели. Избранными же ангелов назвал потому, что и демоны — ангелы, но отверженные.
 


Сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
 

1Тим.5:21 с толкованием
То есть будь ровен к тем, о коих идет суд, чтобы не было предварительного решения, то есть чтобы никто не предубедил тебя и, наперед привлекая тебя к себе, не расположил тебя произнести суд и постановить решение. Ничего не делай по пристрастию, склоняясь на одну сторону. Как бы так говорилось: приглашает тебя одна сторона помочь ей; так ты не делай по сему приглашению.
 


Рук ни на кого не возлагай поспешно.
 

1Тим.5:22 с толкованием
Апостол дошел и до главнейшего, чем преимущественно держится церковь, то есть до хиротонии и говорит: не возлагай поспешно, то есть не по первом и не по третьем испытании, но неоднократно и тщательно исследовав, так как это дело не безопасно. А каким образом? — Слушай.
 


И не делайся участником в чужих грехах.
 

1Тим.5:22 с толкованием
Так как ты виновник того, что совершит он в будущем, то поэтому ты становишься участником как благих его дел, так и греховных. Но ты виновен и за прежние его грехи, потому что презрел их и сделал тьму светом, а не дал ему оплакать их и придти в состояние сокрушения.
 


Храни себя чистым.
 

1Тим.5:22 с толкованием
Здесь о целомудрии дает ему урок.
 


Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов.
 

1Тим.5:23 с толкованием
Видишь ли, что, имея сколько недугов, Тимофей еще истощал себя употреблением воды? Научись же и ты не огорчаться, когда кто-нибудь дает наставления относительно воздержания, ибо и Тимофею, который столько времени употреблял воду, так что часто стал подвергаться недугам, Павел дает заповедь о воздержании, и не просто сказал: употребляй вино, но ограничил сие употребление, прибавил: немного. Для здоровья, говорит, а не для удовольствия. Ибо юность горяча, и от вина скоро приходит в движение. Почему же не исцелил его Павел, который платками своими воскрешал мертвых (Деян.19:12)? Чтобы мы, когда и теперь видим святых людей, подверженных недугам, не соблазнялись и не думали, будто древние выше нашего естества, но верили, что и они люди, подобные нам; наконец, чтобы и сам Тимофей не возгордился своей добродетелью. Об этом пространнее сказано у святого Иоанна Златоуста, в начале так называемой книги проповедей О статуях. Но кажется, Тимофей от природы был болезненный человек, подвергался недугам не желудка только, но и других частей, поэтому апостол и прибавил: и частых твоих недугов.
 


Грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии.
 

1Тим.5:24 с толкованием
Так как апостол, рассуждая о хиротонии, сказал: не делайся участником в чужих грехах, то справедливо Тимофей мог так возразить: но что же я буду делать, если я не знаю? Отвечая на это, апостол говорит: некоторые грешат явно и открыто, что приводит их на суд, то есть вследствие этого их уже осуждают и презрение к ним идет впереди их, о чем уже знаешь и ты. Грехи же других людей не вдруг делаются явными, но ты можешь открыть их при расследовании. На это он намекает выражением: впоследствии. Таким образом, тебе надлежит остерегаться и их при рукоположении. Или же — хотя они и укроются здесь, и ты рукоположишь их, не имея против них совершенно никакого обвинения, но там они не укроются. Ибо дела не уничтожаются с жизнью, а идут позади их. Василий Великий так объяснил это место в новой самостоятельной главе, не относящейся к рассуждению о хиротонии. Например, кто-нибудь ведет блудную жизнь; или ворует, того такой грех наперед ведет к осуждению, привлекая только его одного. Если же кто учит дурному и устроит школу, ведущуюся гибельной мудростью, — такой грех продолжает твориться и без него. Он не прекращается с его смертью, но остаются и после него наследники заразы, каковы языческие мудрецы и все вообще писавшие против церковного учения. Они дадут ответ не только за то, что сами заблуждались, но и за то, что послужили причиной заблуждения для других, их последователей.
 


Равным образом и добрые дела явны; а если и не таковы, скрыться не могут.
 

1Тим.5:25 с толкованием
Величайшее утешение для праведных заключается в том, что добрые и недобрые дела бывают и здесь известны, но особенно там, где все обнажено.
 


Примечания


Последних слов — младших, как братьев — в тексте блж. Феофилакта нет.


По подлинному тексту читается прежде: аще святых нозе умы, а потом: аще странные прият.

Источник: http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/index.html
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею

1Тим.5

Глава 
5

1Тим.5  с толкованием

3
Вдовиц почитай, кои истинно вдовы суть, то есть давай им пропитание.

1Тим.5:3  с толкованием

4
Если же какая вдовица имеет детей и внучат, то пусть научается она от тебя прежде проявлять свои дары в доме своем, а потом уже и на других. Если же они не исполнили справедливого долга и со своей стороны не воздали должного за те благодеяния, коими они обязаны были отцу и матери: то кто же поверит, что ими будут довольны чужие, когда столь большое недовольство имеют на них семейные их? Ибо сие дело, о коем сказал я, приятно пред Богом.

1Тим.5:4  с толкованием

8
Если же кто о своих, и особенно о домашних своих, не заботится, тот от веры отрекся, поелику не исполняет того дела, которого требует вера, - и он (есть) невернаго хуже, поелику делает то чего он не желал делать.

1Тим.5:8  с толкованием

9
Кроме того, избирай вдовицу на должность диаконниссы такую, которой не менее шестидесяти лет (есть), которая была одного мужа женою. Ибо если к первому мужу была так постоянна любовь ее, что после его смерти она не вышла замуж за другого: то сколь более постоянною и твердою будет она в любви к Богу?

1Тим.5:9  с толкованием

10
Если в добрых делах имеет свидетельство, если детей своих воспитала и их не раздала чужим, - если во всяком добром деле усердствовала, - такова должна быть она.

1Тим.5:10  с толкованием

11-12
Молодых же вдов избегай, ибо плоха надежда на них. Они почитаются ради степени (диаконниссы) и вдаются в роскошь. Плоть одолевает, и они желают выходить замуж, предпочитая осуждение, потому что прежнюю веру отвергли, то есть прежний обет свой (вдовства).

1Тим.5:11  с толкованием

13
А вместе и бездельныя приучаются они обходить дома, говоря также то, чего не должно.

1Тим.5:13  с толкованием

14
Потому лучше желаю, чтобы молодыя (вдовы) вступали в брак, да не подадут никакого повода сатане для хуления.

1Тим.5:14  с толкованием

15
Ибо многия (вдовы) уже совратились в след сатаны.

1Тим.5:15  с толкованием

17
Хорошо умеющие управлять народом пресвитеры двойной чести пусть удостаиваются сравнительно с теми товарищами их, кои ниже их по делам своим, - особенно трудящиеся в слове и учении.

1Тим.5:17  с толкованием

18
Ибо о них написано в законе: не заграждай рот вола молотящаго (Втор.25:4), - и в Новом (Завете) сказано: достоин (есть) работник мзды своей (Лк.10:7; Мф.10:10).

1Тим.5:18  с толкованием

19
Против пресвитера обвинение тайно отнюдь не принимай, но не иначе, как при двух или трех свидетелях.

1Тим.5:19  с толкованием

21
Во всем, что ты делаешь, ничего не делай по пристрастию, чтобы подчинялись тебе, - и при удовлетворении прошений не оказывай (пред)почтения ходатайству знатных лиц.

1Тим.5:21  с толкованием

22
Рук поспешно, без испытания, ни на кого не возлагай и не приобщайся грехам тех, кого ты поставляешь.

1Тим.5:22  с толкованием

24
Некоторых людей грехи явны суть для них самих, предшествуя пред ними к судилищу судьи, - а у тех, кои поспешают возложением рук, грехи их не только идут пред ними и вместе с ними, но и последуют за ними, то есть и после себя они оставляют беззакония тех, коих поставили на должность (церковную).

1Тим.5:24  с толкованием

23
Отныне не одну только воду пей, не скажу и того, чтобы ты пил вино, - но немного (вина) пей, ради желудка твоего и частой твоей немощи, - слаб он сделался от многих постов, - а также ради многочисленных немощей, кои непрестанно посещают тебя по причине болезни желудка твоего.

1Тим.5:23  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею

1Тим.5

Глава 
5

1Тим.5  с толкованием

Старца не укоряй, но умоляй якоже отца.
 

1Тим.5:1 с толкованием
Апостол разумеет здесь не иерея, но преклонного летами. Это дают видеть и последующие слова.
 


Юношы, якоже братию: старицы, якоже матери: юныя, якоже сестры, со всякою чистотою.
 

1Тим.5:2 с толкованием
Поелику, кому вверены души, тому необходимо беседовать и с юными женами, то Апостол не без нужды присовокупил: со всякою чистотою, чтобы при телесном целомудрии сохранять и душевное и не допускать в себя никакого вреда посредством или зрения, или слуха. Потом снова обращается к учению о церковных чинах.
 


Вдовицы чти сущыя истинныя вдовицы. Аще ли кая вдовица чада или внучата имать, да учится прежде свой дом благочестиво устроити и взаем воздаяти родителем: сие бо есть благоугодно пред Богом. А сущая истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь.
 

1Тим.5:3 с толкованием
Вдовам, не имеющим никакого ниоткуда источника к удовлетворению своих нужд, надлежит пользоваться, говорит Апостол, церковным вспоможением. Они же, как освобожденные от забот, имеют у себя одно дело — пребывать всегда в божественных молитвах. А имеющим у себя чад или внуков надлежит иметь попечение о них и воздавать им тою же попечительностию, какою сами пользовались от отцов, чтобы вознаграждение, следовавшее родителям, передать детям и от них восприять за то их услугами.
 


Питающаяся же пространно, жива умерла.
 

1Тим.5:6 с толкованием
Неумеренностию в пище подавляет она в себе разумную силу и делает, что сила сия в теле ее, как в гробе каком, остается неподвижною.
 


И сия завещавай, да непорочни будут.
 

1Тим.5:7 с толкованием
Сие сказал Апостол не о тех одних, которые удостоены церковного о них попечения, но и о тех, которые посвятили себя воспитанию чад.
 


Аще же кто о своих, паче же о домашних не промышляет, веры отвергся есть и невернаго горший есть.
 

1Тим.5:8 с толкованием
Сие сказал Апостол и о матерях, и о детях. Ибо как матерям надлежит детей воскормить и обучить благочестию, так и детям надобно оказывать надлежащие услуги родителям.
 


Вдовица да причитается не менши лет шестидесятих.
 

1Тим.5:9 с толкованием
Не сказал: да будет, но: да причитается; потому что, которые в цветущем возрасте и в силах работать и снискивать пропитание, тем надлежит трудами смирять порывы молодости.
 


Бывши единому мужу жена,
 

1Тим.5:9 с толкованием
И из сего явствует, что не двоебрачие отметает Апостол, но узаконил целомудренную жизнь в браке: Ибо, дав выше закон о втором браке, вступившим в оный не воспретил пользоваться телесными услугами, так как ясно повелевает всем делать добро.
 


В делех добрых свидетелствуема.
 

1Тим.5:9 с толкованием
Потом исчисляет дела сии по родам их.
 


Аще чада воспитала есть.
 

1Тим.5:9 с толкованием
Апостол требует не только воспитать, но и воспитать благочестиво. Сие говорит Бог и об Аврааме, что заповедал сыном своим и дому своему по себе сохранять все суды Господа Бога (Быт.18:19).
 


Аще странныя прият.
 

1Тим.5:9 с толкованием
Потом сказывает, каких именно странных.
 


Аще святых нозе умы.
 

1Тим.5:9 с толкованием
Ибо так поступали в древности. Так Лидда приняла самого Апостола и бывших с ним. Так о Фиве сказал он: заступница многим быст, и самому мне (Рим.16:2).
 


Аще скорбных снабде.
 

1Тим.5:9 с толкованием
Апостол взыскует не количества подаяния, но качества расположения. Таковы были в Священном Евангелии две лепты вдовицыны.
 


Аще всякому делу благу последовала есть.
 

1Тим.5:10 с толкованием
Кратко поименовал все виды добродетели.
 


Юных же вдовиц отрицайся: егда бо разсвирепеют противу Христа, посягати хотят, имущыя грех, яко первыя веры отвергошася.
 

1Тим.5:11 с толкованием
Решившись для Христа жить во вдовстве целомудренно, вступают во второй брак.
 


Купно же и праздны учатся обходити домы, не точию же праздны, но и блядивы, любопытны, глаголющыя, яже не подобает.
 

1Тим.5:13 с толкованием
Показал причины, по которым не включает их в список вдовиц. А сказанное: разсвирепеют, значит: пользуясь церковным вспомоществованием и без заботы удовлетворяя телесным потребностям, живут в праздности; и праздность приводит за собою лукавые мысли.
 


Хощу убо юным вдовицам посягати, чада раждати, дом строити, ни едины же вины даяти противному хулы ради.
 

1Тим.5:14 с толкованием
Божественный Апостол говорит: Хощу, а Новат говорит: не хочу. Но Апостол сказывает, для чего он хочет, именно, чтобы, подчиненные мужьям и занятые заботою о доме, избавились от вреда, порождаемого праздностию. Потом еще яснее представляет причину сего.
 


Се бо некия развратишася вслед сатаны.
 

1Тим.5:15 с толкованием
Закон постановляется на основании опыта.
 


Аще кто верен или верна имать вдовицы, да довлит их, и да не тяготится церковь, да сущих истинных вдовиц удоволит,
 

1Тим.5:16 с толкованием
то есть вдовиц, не имеющих ниоткуда никакого пособия. Повелевает Апостол делать сие верным. О вдовицах же, которые живут между неверными, но украшаются верою, Апостолу желательно, чтобы оные пользовались попечительностию о них Церкви.
 


Прилежащии же добре пресвитери сугубыя чести да сподобляются, паче же труждающиися в слове и учении.
 

1Тим.5:17 с толкованием
Так достохвально дело учения. Апостол же употребил слово сугубыя вместо: большей чести. Подтверждает же слово свое свидетельством Писания.
 


Глаголет бо Писание: вола молотяща не обротиши (Втор.25:4); и: достоин делатель мзды своея (Мф.10:10)
 

1Тим.5:18 с толкованием
Одно свидетельство привел Апостол из ветхозаветного, а другое из новозаветного Писания.
 


На пресвитера хулы не приемли, разве при двою или триех свидетелех.
 

1Тим.5:19 с толкованием
Закон повелевает это о всех. Ибо сказано: при двою или триех свидетелях да станет всяк глагол (Втор.19:15). Наипаче же надлежит так поступать в рассуждении пресвитера. Ибо случается, что он, так как вверено ему предстоятельство в церкви, оскорбит кого-либо из согрешающих, и те, будучи за сие расположены к нему неприязненно, соплетают клеветы. Посему должно представиться это число свидетелей.
 


Согрешающих пред всеми обличай, да и прочии страх имут.
 

1Тим.5:20 с толкованием
Не осуждай прежде обличений, явно обличенных в каких-либо беззакониях не удостаивай пощады; а на уличенных произноси приговор в присутствии всех, чтобы из страха наказания избегали греха. Потом Апостол и самого Тимофея устрашает грозным свидетельством.
 


Засвидетелствую пред Богом и Господем Иисус Христом, и избранными Ангелы, да сия сохраниши без лицемерия, ничесоже творя по уклонению.
 

1Тим.5:21 с толкованием
Два дает повеления: не осуждать, положившись на достоверность обвинителей, или не делать сего по враждебному расположению прежде личного исследования; и после явных обличений не откладывать приговора, из милости к судимому нарушая справедливость. В ряду с Богом и со Христом Апостол поставил Ангелов, не как равночестных, но как рабов, потому что и мы нередко в один ряд с высшими ставим низших; в присутствии вместе рабов, и господ, и иереев, и мирян говорим: Всеми ими свидетельствуюсь тебе. Так и блаженный Павел говорит: Свидетельствую тебе при Боге, и Сыне Его, и при служителях Его.
 


Руки скоро не возлагай ни на когоже, ниже приобщайся чужым грехом.
 

1Тим.5:22 с толкованием
Надлежит исследовать прежде жизнь рукополагаемого, а потом призвать на него благодать Духа.
 


Себе чиста соблюдай.
 

1Тим.5:22 с толкованием
Не делай себя подлежащим осуждению. Потом Апостол повелевает и телу оказывать соразмерное угождение.
 


Ктому не пий воды, но мало вина приемли, стомаха ради твоего и частых твоих недугов.
 

1Тим.5:23 с толкованием
Исцеляя других словом, ученику предлагает Апостол врачевание вином, веруя Изрекшему: сила бо Моя в немощи совершается (2Кор.12:9). Потом снова продолжает слово о рукоположении.
 


Неких же человек греси предъявлени суть, предваряюще на суд: неким же и последствуют. Такожде и добрая дела предъявлена суть: и сущая инако, утаитися не могут.
 

1Тим.5:24 с толкованием
Не все, говорит Апостол, грешат явно, иные совершают тайно; однако ж скрытое ныне со временем открывается. Посему ожидай научения опытом.