Библия Синодальный перевод Первая книга Царств Стих  15:25

Первая книга Царств
 


Глава 
15

1Цар.15  с толкованием
показать остальные стихи главы...

22
И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;

1Цар.15:22  с толкованием

23
ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем].

1Цар.15:23  с толкованием

24
И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их;

1Цар.15:24  с толкованием

25
теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу [Богу твоему].

1Цар.15:25  с толкованием

26
И отвечал Самуил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем.

1Цар.15:26  с толкованием

27
И обратился Самуил, чтобы уйти. Но [Саул] ухватился за край одежды его и разодрал ее.

1Цар.15:27  с толкованием

28
Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя;

1Цар.15:28  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих 1Цар.15:25
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на Первую книгу Царств

1Цар.15

Глава 
15

1Цар.15  с толкованием

Вопрос 33. Почему Бог лишил Саула царства за дело человеколюбия? (1Цар.15:26)

Бог предвидел будущие его преступления, злоумышления против благодетельствующих, избиение священников, нарушение клятв, обращение к чревовещательнице. Но и одного преступления заповеди об Амаликитянах достаточно было, чтобы подвергнуть Саула решительному наказанию. Ибо должно было уразуметь сему недальновидному, что одна капля Божия человеколюбия препобеждает всякую человеческую доброту. Но когда Бог повелел наказать, этот жалкий сжалился; и когда произнесен Богом смертный приговор, он, как полагал, дарил жизнь; и когда Бог не велел пользоваться ничем из военной добычи, он из стад взял себе тучных овец и волов, а из всего прочего - лучшее. Сам положив заклятие никому не принимать пищи, или пития, хотел предать смерти преступившего зарок сей по неведению; а когда Бог всяческих наложил заклятие на Амаликитян, не за нечестие их, но за неприязнь к израильскому народу, взял себе не малое что-либо, но большую часть того, на что положено заклятие; не уцеломудрил его и пример Ахаров. Поэтому не мал, но весьма велик, грех его. Пророк напоминал ему слова, произнесенные им пред вступлением на царство, сказав: еда не мал был еси пред ним, чтобы стать вождем от скиптра Вениаминова, малейшаго из колен Израилевых? Т. е. не говорил ли ты: муж Иеминей есмь аз наименьшаго колена из всех колен Израилевых? (1Цар.9:21) Однакоже Господь помазал тебя в царя над всем Израилем, и посла тя Господь путем (1Цар.15:18). Потом Пророк говорит, какие заповеди дал Саулу, и как он преступил их, устремившись на корысти. Ибо к осуждению его служили, не столько противозаконное милосердие, сколько ненасытность, и любостяжательность, и страсть сребролюбия, поработившись которой, преступил он заповедь. Но Саул употребил Адамово слово, ибо сказал:послушах гласа людей (1Цар.15:20). Так говорил и Адам: жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа и ядох (Быт.3:12). И поелику Саул говорил, что волов и овец взял для жертвы, то услышал от Пророка: вот не хощет Господь всесожжений и жертв, якоже послушания гласа Господня. Се послушание благо паче жертвы, и покорение паче тука овня. Яко грех есть чарование, и преогорчение - неправда, а Терафимы наводят болезнь и труды4. Понеже уничижил еси глагол Господень,уничижит тя Господь не быти тебе царем во Израили (1Цар.15:22, 23). Слово Терафим Акила перевел: услужливость и взаимновзятие. А слово: чарование, думаю, указывает на неразумие некоторых. Ибо, вероятно, иные почли худым предзнаменованием, победителю не воспользоваться добычею. Слово же: Терафим поставлено вместо слова: наблюдение. Ибо, как Ефуд посвящен был Богу, и чрез него вопрошающим давалось знать, что делать; так посредством Терафимов объявлялись идольские прорицания. Ибо, в подобие Ефуду, Терафим посвящен был идолам; и о сем яснее сказано нами в книге Судей. А по переводу Акилы можно разуметь и иначе, то есть, Богу угодно исполнение повеления, а не приношение даров, потому что неприятно Ему служение вопреки Его воле, и оно уготовляет бедствия. Научая же, что определение Божие неизменно, Пророк присовокупил: не обратится, ниже раскается Святый Израилев, занеже не яко человек есть, еже раскаятися Ему (1Цар.15:29). По сему месту разуметь должно значение слова: раскаяваюсь.
 


Примечания


Место сие у бл. Феодорита читается по ватиканскому списку.