Библия Синодальный перевод Первая книга Царств Глава  15

Первая книга Царств
 


Глава 
15

1Цар.15  с толкованием

1
И сказал Самуил Саулу: Господь послал меня помазать тебя царем над народом Его, над Израилем; теперь послушай гласа Господа.

1Цар.15:1  с толкованием

2
Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шел из Египта;

1Цар.15:2  с толкованием

3
теперь иди и порази Амалика [и Иерима] и истреби все, что у него; [не бери себе ничего у них, но уничтожь и предай заклятию все, что у него;] и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла.

1Цар.15:3  с толкованием

4
И собрал Саул народ и насчитал их в Телаиме двести тысяч Израильтян пеших и десять тысяч из колена Иудина.

1Цар.15:4  с толкованием

5
И дошел Саул до города Амаликова, и сделал засаду в долине.

1Цар.15:5  с толкованием

6
И сказал Саул Кинеянам: пойдите, отделитесь, выйдите из среды Амалика, чтобы мне не погубить вас с ним, ибо вы оказали благосклонность всем Израильтянам, когда они шли из Египта. И отделились Кинеяне из среды Амалика.

1Цар.15:6  с толкованием

7
И поразил Саул Амалика от Хавилы до окрестностей Сура, что пред Египтом;

1Цар.15:7  с толкованием

8
и Агага, царя Амаликова, захватил живого, а народ весь истребил мечом [и Иерима умертвил].

1Цар.15:8  с толкованием

9
Но Саул и народ пощадили Агага и лучших из овец и волов и откормленных ягнят, и все хорошее, и не хотели истребить, а все вещи маловажные и худые истребили.

1Цар.15:9  с толкованием

10
И было слово Господа к Самуилу такое:

1Цар.15:10  с толкованием

11
жалею, что поставил Я Саула царем, ибо он отвратился от Меня и слова Моего не исполнил. И опечалился Самуил и взывал к Господу целую ночь.

1Цар.15:11  с толкованием

12
И встал Самуил рано утром и пошел навстречу Саулу. И известили Самуила, что Саул ходил на Кармил и там поставил себе памятник, [но оттуда возвратил колесницу] и сошел в Галгал.

1Цар.15:12  с толкованием

13
Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа.

1Цар.15:13  с толкованием

14
И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу?

1Цар.15:14  с толкованием

15
И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили.

1Цар.15:15  с толкованием

16
И сказал Самуил Саулу: подожди, я скажу тебе, что сказал мне Господь ночью. И сказал ему Саул: говори.

1Цар.15:16  с толкованием

17
И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем?

1Цар.15:17  с толкованием

18
И послал тебя Господь в путь, сказав: "иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их".

1Цар.15:18  с толкованием

19
Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа?

1Цар.15:19  с толкованием

20
И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил;

1Цар.15:20  с толкованием

21
народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу Богу твоему, в Галгале.

1Цар.15:21  с толкованием

22
И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов;

1Цар.15:22  с толкованием

23
ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем [над Израилем].

1Цар.15:23  с толкованием

24
И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое; но я боялся народа и послушал голоса их;

1Цар.15:24  с толкованием

25
теперь же сними с меня грех мой и воротись со мною, чтобы я поклонился Господу [Богу твоему].

1Цар.15:25  с толкованием

26
И отвечал Самуил Саулу: не ворочусь я с тобою, ибо ты отверг слово Господа, и Господь отверг тебя, чтобы ты не был царем над Израилем.

1Цар.15:26  с толкованием

27
И обратился Самуил, чтобы уйти. Но [Саул] ухватился за край одежды его и разодрал ее.

1Цар.15:27  с толкованием

28
Тогда сказал Самуил: ныне отторг Господь царство Израильское от тебя и отдал его ближнему твоему, лучшему тебя;

1Цар.15:28  с толкованием

29
и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему.

1Цар.15:29  с толкованием

30
И сказал [Саул]: я согрешил, но почти меня ныне пред старейшинами народа моего и пред Израилем и воротись со мною, и я поклонюсь Господу Богу твоему.

1Цар.15:30  с толкованием

31
И возвратился Самуил за Саулом, и поклонился Саул Господу.

1Цар.15:31  с толкованием

32
Потом сказал Самуил: приведите ко мне Агага, царя Амаликитского. И подошел к нему Агаг дрожащий, и сказал Агаг: конечно горечь смерти миновалась?

1Цар.15:32  с толкованием

33
Но Самуил сказал: как меч твой жен лишал детей, так мать твоя между женами пусть лишена будет сына. И разрубил Самуил Агага пред Господом в Галгале.

1Цар.15:33  с толкованием

34
И отошел Самуил в Раму, а Саул пошел в дом свой, в Гиву Саулову.

1Цар.15:34  с толкованием

35
И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся, что воцарил Саула над Израилем.

1Цар.15:35  с толкованием

Толкования на главу 1Цар.15
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на Первую книгу Царств

1Цар.15

Глава 
15

1Цар.15  с толкованием

Вопрос 32. Как должно разуметь сказанное: раскаяхся, яко помазах Саула на царство? (1Цар.15:11)

Неоднократно говорили мы, что раскаяние Божие есть изменение в Божием домостроительстве. Например: Бог повелел избрать на царство Саула по телесной его доброзрачности, но не потому, что Сам увеселяется телесным ростом (Он Творец и великорослых и малорослых), а в угождение народу, смотревшему на все только чувственными очами. А что Бог предпочитает часто малорослых великорослым и юных старцам, свидетель сему Закхей, который, мал будучи ростом, принял в дом свой Владыку; - свидетель Самуил, который, будучи юн, сподобился Богоявления; - свидетель Давид, предпочтенный братьям, которые были и больше и старше. Возжелав сего-то Давида поставить царем, и семени его сохранить царство, ради имевшего от него по плоти родиться Царя твари, и обращая слово к людям, Бог употребил человеческий образ речи, и сказал: раскаяхся, яко помазах Саула на царство. когда надлежало бы сказать: другому хочу отдать власть царскую, а Саула лишить владычества.
 


Вопрос 33. Почему Бог лишил Саула царства за дело человеколюбия? (1Цар.15:26)

Бог предвидел будущие его преступления, злоумышления против благодетельствующих, избиение священников, нарушение клятв, обращение к чревовещательнице. Но и одного преступления заповеди об Амаликитянах достаточно было, чтобы подвергнуть Саула решительному наказанию. Ибо должно было уразуметь сему недальновидному, что одна капля Божия человеколюбия препобеждает всякую человеческую доброту. Но когда Бог повелел наказать, этот жалкий сжалился; и когда произнесен Богом смертный приговор, он, как полагал, дарил жизнь; и когда Бог не велел пользоваться ничем из военной добычи, он из стад взял себе тучных овец и волов, а из всего прочего - лучшее. Сам положив заклятие никому не принимать пищи, или пития, хотел предать смерти преступившего зарок сей по неведению; а когда Бог всяческих наложил заклятие на Амаликитян, не за нечестие их, но за неприязнь к израильскому народу, взял себе не малое что-либо, но большую часть того, на что положено заклятие; не уцеломудрил его и пример Ахаров. Поэтому не мал, но весьма велик, грех его. Пророк напоминал ему слова, произнесенные им пред вступлением на царство, сказав: еда не мал был еси пред ним, чтобы стать вождем от скиптра Вениаминова, малейшаго из колен Израилевых? Т. е. не говорил ли ты: муж Иеминей есмь аз наименьшаго колена из всех колен Израилевых? (1Цар.9:21) Однакоже Господь помазал тебя в царя над всем Израилем, и посла тя Господь путем (1Цар.15:18). Потом Пророк говорит, какие заповеди дал Саулу, и как он преступил их, устремившись на корысти. Ибо к осуждению его служили, не столько противозаконное милосердие, сколько ненасытность, и любостяжательность, и страсть сребролюбия, поработившись которой, преступил он заповедь. Но Саул употребил Адамово слово, ибо сказал:послушах гласа людей (1Цар.15:20). Так говорил и Адам: жена, юже дал еси со мною, та ми даде от древа и ядох (Быт.3:12). И поелику Саул говорил, что волов и овец взял для жертвы, то услышал от Пророка: вот не хощет Господь всесожжений и жертв, якоже послушания гласа Господня. Се послушание благо паче жертвы, и покорение паче тука овня. Яко грех есть чарование, и преогорчение - неправда, а Терафимы наводят болезнь и труды4. Понеже уничижил еси глагол Господень,уничижит тя Господь не быти тебе царем во Израили (1Цар.15:22, 23). Слово Терафим Акила перевел: услужливость и взаимновзятие. А слово: чарование, думаю, указывает на неразумие некоторых. Ибо, вероятно, иные почли худым предзнаменованием, победителю не воспользоваться добычею. Слово же: Терафим поставлено вместо слова: наблюдение. Ибо, как Ефуд посвящен был Богу, и чрез него вопрошающим давалось знать, что делать; так посредством Терафимов объявлялись идольские прорицания. Ибо, в подобие Ефуду, Терафим посвящен был идолам; и о сем яснее сказано нами в книге Судей. А по переводу Акилы можно разуметь и иначе, то есть, Богу угодно исполнение повеления, а не приношение даров, потому что неприятно Ему служение вопреки Его воле, и оно уготовляет бедствия. Научая же, что определение Божие неизменно, Пророк присовокупил: не обратится, ниже раскается Святый Израилев, занеже не яко человек есть, еже раскаятися Ему (1Цар.15:29). По сему месту разуметь должно значение слова: раскаяваюсь.
 


Вопрос 34. Почему Пророк заклал Агага? (1Цар.15:33)

Потому же почему и Финеес Замврия. Ибо все, повелеваемое Богом, благочестно.
 


Примечания


Место сие у бл. Феодорита читается по ватиканскому списку.