Библия Синодальный перевод Первая книга Царств Глава  2

Первая книга Царств
 


Глава 
2

1Цар.2  с толкованием

1
И молилась Анна и говорила: возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем.

1Цар.2:1  с толкованием

2
Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш.

1Цар.2:2  с толкованием

3
Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены.

1Цар.2:3  с толкованием

4
Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силою;

1Цар.2:4  с толкованием

5
сытые работают из хлеба, а голодные отдыхают; даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает.

1Цар.2:5  с толкованием

6
Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;

1Цар.2:6  с толкованием

7
Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.

1Цар.2:7  с толкованием

8
Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.

1Цар.2:8  с толкованием

9
Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силою крепок человек.

1Цар.2:9  с толкованием

10
Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь свят. Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, и да не хвалится богатый богатством своим, но желающий хвалиться да хвалится тем, что разумеет и знает Господа.] Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего.

1Цар.2:10  с толкованием

11
[И оставили Самуила там пред Господом,] и пошел Елкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Илии священнике.

1Цар.2:11  с толкованием

12
Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа

1Цар.2:12  с толкованием

13
и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический, во время варения мяса, приходил с вилкой в руке своей

1Цар.2:13  с толкованием

14
и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми Израильтянами, приходившими туда в Силом.

1Цар.2:14  с толкованием

15
Даже прежде, нежели сожигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: дай мяса на жаркое священнику; он не возьмет у тебя вареного мяса, а дай сырое.

1Цар.2:15  с толкованием

16
И если кто говорил ему: пусть сожгут прежде тук, как должно, и потом возьми себе, сколько пожелает душа твоя, то он говорил: нет, теперь же дай, а если нет, то силою возьму.

1Цар.2:16  с толкованием

17
И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу.

1Цар.2:17  с толкованием

18
Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод.

1Цар.2:18  с толкованием

19
Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы.

1Цар.2:19  с толкованием

20
И благословил Илий Елкану и жену его и сказал: да даст тебе Господь детей от жены сей вместо данного, которого ты отдал Господу! И пошли они в место свое.

1Цар.2:20  с толкованием

21
И посетил Господь Анну, и зачала она и родила еще трех сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа.

1Цар.2:21  с толкованием

22
Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми Израильтянами, и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания.

1Цар.2:22  с толкованием

23
И сказал им: для чего вы делаете такие дела? ибо я слышу худые речи о вас от всего народа [Господня].

1Цар.2:23  с толкованием

24
Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу [о вас, не делайте так, ибо нехороша молва, которую я слышу]; вы развращаете народ Господень;

1Цар.2:24  с толкованием

25
если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем? Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти.

1Цар.2:25  с толкованием

26
Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей.

1Цар.2:26  с толкованием

27
И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: так говорит Господь: не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?

1Цар.2:27  с толкованием

28
И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтоб он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мною? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сожигаемых жертв сынов Израилевых?

1Цар.2:28  с толкованием

29
Для чего же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и для чего ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего — Израиля?

1Цар.2:29  с толкованием

30
Посему так говорит Господь Бог Израилев: Я сказал тогда: "дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицем Моим вовек". Но теперь говорит Господь: да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены.

1Цар.2:30  с толкованием

31
Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем [никогда];

1Цар.2:31  с толкованием

32
и ты будешь видеть бедствие жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю и не будет в доме твоем старца во все дни,

1Цар.2:32  с толкованием

33
Я не отрешу у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах.

1Цар.2:33  с толкованием

34
И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день.

1Цар.2:34  с толкованием

35
И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить пред помазанником Моим во все дни;

1Цар.2:35  с толкованием

36
и всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: "причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание".

1Цар.2:36  с толкованием

Толкования на главу 1Цар.2
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на Первую книгу Царств

1Цар.2

Глава 
2

1Цар.2  с толкованием

Вопрос 5. Что такое Ефуд? (1Цар.2:18)

Акила назвал его изящным верхним одеянием. Но мы, изъясняя книгу Исход и книгу Судей, сказали уже, что чрез него Владыка Бог проявлял многое неведомое.
 


Вопрос 6. Почему Самуил, быв еще левитом, употреблял Ефуд, предоставленный одному Первосвященнику (1Цар.2:18)?

Вероятно, что Илий, увидев изобилующую в Самуиле божественную благодать, и зная, что он рожден необычайно, обещан до рождения и воспитывается в божественной скинии, как святого Назорея, испрошенного у Бога (что означает и самое имя: Самуил), еще весьма юного удостоил сей чести.
 


Вопрос 7. Почему Илий понес наказание за детей, хотя делал им приличные увещания? (1Цар.2:23-25)

Беззаконие детей требовало не слабых, но самых суровых и крепких врачевств. Посему их, после первого и второго увещания не оставлявших порочной жизни, надлежало изгнать из священных оград: потому что не только сами нарушали закон, но и для других служили образцем беззакония. Поелику же Илий естество свое предпочел Сотворшему; то лишен богоданной благодати. Сие объявил ему и Бог чрез Пророка. Ибо сказано: почто ты воззрел еси на фимиам Мой и на жертву Мою безстудным оком? и прославил сыны твоя паче Мене, еже благословляти начаток всякия жертвы Израилевы предо Мною? Сего ради сия глаголет Господь Бог Израилев: рекох, дом твой, и дом отца твоего прейдет предо Мною до века: а ныне не тако, глаголет Господь: никакоже Мне, зане токмо прославляющия Мя прославлю, а уничижающия Мя уничижатся (1Цар.2:29, 30). Хотя, по-видимому, предречение сие только род Илиев лишает первосвященства; однако же дает разуметь и прекращение всего иудейского священства. Ибо сказано: рекох дом твой, и дом отца твоего преидет предо Мною до века. Обетование же о священстве дано не Ифамару, но Аарону. Посему произнес приговор на все их колено. И свидетельствует о сем видимое. Ибо, после того, как распят Владыка Христос, разорен их храм, опустело Святое Святых, и лишены они и первосвященства и пророчества. Сие выражают и последующие слова: се дние идут, и потреблю семя твое, и семя дому отца твоего, и не будет старца в дому твоем во вся дни. И узриши державу сущую во всех, ими же разблажает Израиля, и не будет старца в дому твоем во вся дни (1Цар.2:31, 32). Разумеет же: державу сущую Бога, Который есть Сын. Ибо Сам говорит: Аз есмь Сый (Исх.3:14); и Иеремия: о Сый Владыко Господи(Иер.1:6). Его державою назвал священство по чину Мельхиседекову. Сие же яснее выразил чрез несколько слов. Ибо сказал: возставлю себе Жерца верна, Иже вся, яже в сердце Моем и яже в души Моей, сотворит: и созижду Ему дом верен, и предыдет пред помазанными Моими во вся дни (1Цар.2:35). Сие приличествует не кому-либо из людей, а единому только Господу нашему Иисусу Христу, Который по человечеству наименован нашим Архиереем. Ибо сказано: имуще... Архиерея великаго, прошедшаго небеса Иисуса Господа нашего (Евр.4:14); и еще: не имамы бо Архиерея немогуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха (Евр.4:15). Сказанное: по вся дни - не прилично людям смертным, живущим малое время. Помазанными же назвал самих святых Апостолов и преемственно приявших их учение. Посему предречение сие собственно относится к Спасителю Христу, в смысле же историческом - к Садоку, который, ведя род от Елеазара, приял священство чрез Соломона.