Библия Синодальный перевод Первая книга Царств Глава  24

Первая книга Царств
 


Глава 
24

1Цар.24  с толкованием

1
И вышел Давид оттуда и жил в безопасных местах Ен-Гадди.

1Цар.24:1  с толкованием

2
Когда Саул возвратился от Филистимлян, его известили, говоря: вот, Давид в пустыне Ен-Гадди.

1Цар.24:2  с толкованием

3
И взял Саул три тысячи отборных мужей из всего Израиля и пошел искать Давида и людей его по горам, где живут серны.

1Цар.24:3  с толкованием

4
И пришел к загону овечьему, при дороге; там была пещера, и зашел туда Саул для нужды; Давид же и люди его сидели в глубине пещеры.

1Цар.24:4  с толкованием

5
И говорили Давиду люди его: вот день, о котором говорил тебе Господь: "вот, Я предам врага твоего в руки твои, и сделаешь с ним, что тебе угодно". Давид встал и тихонько отрезал край от верхней одежды Саула.

1Цар.24:5  с толкованием

6
Но после сего больно стало сердцу Давида, что он отрезал край от одежды Саула.

1Цар.24:6  с толкованием

7
И сказал он людям своим: да не попустит мне Господь сделать это господину моему, помазаннику Господню, чтобы наложить руку мою на него, ибо он помазанник Господень.

1Цар.24:7  с толкованием

8
И удержал Давид людей своих сими словами и не дал им восстать на Саула. А Саул встал и вышел из пещеры на дорогу.

1Цар.24:8  с толкованием

9
Потом встал и Давид, и вышел из пещеры, и закричал вслед Саула, говоря: господин мой, царь! Саул оглянулся назад, и Давид пал лицем на землю и поклонился [ему].

1Цар.24:9  с толкованием

10
И сказал Давид Саулу: зачем ты слушаешь речи людей, которые говорят: "вот, Давид умышляет зло на тебя"?

1Цар.24:10  с толкованием

11
Вот, сегодня видят глаза твои, что Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: "не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа".

1Цар.24:11  с толкованием

12
Отец мой! посмотри на край одежды твоей в руке моей; я отрезал край одежды твоей, а тебя не убил: узнай и убедись, что нет в руке моей зла, ни коварства, и я не согрешил против тебя; а ты ищешь души моей, чтоб отнять ее.

1Цар.24:12  с толкованием

13
Да рассудит Господь между мною и тобою, и да отмстит тебе Господь за меня; но рука моя не будет на тебе,

1Цар.24:13  с толкованием

14
как говорит древняя притча: "от беззаконных исходит беззаконие". А рука моя не будет на тебе.

1Цар.24:14  с толкованием

15
Против кого вышел царь Израильский? За кем ты гоняешься? За мертвым псом, за одною блохою.

1Цар.24:15  с толкованием

16
Господь да будет судьею и рассудит между мною и тобою. Он рассмотрит, разберет дело мое, и спасет меня от руки твоей.

1Цар.24:16  с толкованием

17
Когда кончил Давид говорить слова сии к Саулу, Саул сказал: твой ли это голос, сын мой Давид? И возвысил Саул голос свой, и плакал,

1Цар.24:17  с толкованием

18
и сказал Давиду: ты правее меня, ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом;

1Цар.24:18  с толкованием

19
ты показал это сегодня, поступив со мною милостиво, когда Господь предавал меня в руки твои, ты не убил меня.

1Цар.24:19  с толкованием

20
Кто, найдя врага своего, отпустил бы его в добрый путь? Господь воздаст тебе добром за то, что сделал ты мне сегодня.

1Цар.24:20  с толкованием

21
И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и царство Израилево будет твердо в руке твоей.

1Цар.24:21  с толкованием

22
Итак поклянись мне Господом, что ты не искоренишь потомства моего после меня и не уничтожишь имени моего в доме отца моего.

1Цар.24:22  с толкованием

23
И поклялся Давид Саулу. И пошел Саул в дом свой, Давид же и люди его взошли в место укрепленное.

1Цар.24:23  с толкованием

Толкования на главу 1Цар.24
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на Первую книгу Царств

1Цар.24

Глава 
24

1Цар.24  с толкованием

Вопрос 56. Как должно разуметь сказанное: Саул вниде в пещеру облегчиться от бремени (άνα σκευάσασθαι)? (1Цар.24:4)

Седмьдесят перевели скромно. Акила выразил сие яснее, и говорит: вошел испразднитися. А Иосиф выражается: для естественного извержения. Пещера была весьма велика; потому что внутри себя помещала Давида и с ним скрывавшихся. Божественный Давид и в сем случае показал свойственное ему любомудрие. Когда бывшие с ним покушались умертвить Саула, не допустил он до убийства, сказав: никакоже ми от Господа, аще сотворю глагол сей господину моему Христу Господню, еже нанести руку мою нань, яко Христос Господень есть(1Цар.24:7). Но отрезал воскрилие одежды у Саула в обличение его злобы, и в доказательство собственного своего любомудрия. История показала нам при сем крепость любомудрого разсудка; сказано: вострепета Давиду сердце его, яко отреза воскрилие одежды (1Цар.24:6); то есть, до сего только позволил простираться покушению, воспретил же идти далее, но кроткими словами пытался уврачевать ненависть и угасить гнев. Ибо говорит он: почто слушаеши словес людей глаголющих: се Давид ищет души твоея? в день сей видеста очи твои, яко предаде тя Господь в руце мои, и не восхотел убити тебе, и пощадех тя, и рех: не нанесу руки моея на Господа моего, яко помазанник Господень сей есть и отец мой(1Цар.24:10, 11). Кто не восхвалит добродетели Пророка? Избранный на царство назвал отцем и господином злоумышляющего, и христом Господним лишенного благодати; потому что чтил и отмененное уже Божие поставление Саула в царя. В подтверждение слов своих Давид показал воскрилие, чтобы Саул, познав любомудрие, уважил благодеяние. Сие и сказал Давид: разумей, и виждь днесь, яко несть злобы е руце моей, ниже презорства и нечестия, ниже согреших к тебе(1Цар.24:12).
 


Вопрос 57. Как должно разуметь сказанное: от беззаконника изыдет преступление; руки же моя не будет на тя? (1Цар.24:14)

Давид сделанное против него предал Божию суду. Он говорил: да судит Господь между мною и тобою,... рука же моя не будет на тя (1Цар.24:13). Потом присовокупил притчу, и она выражает, что грешить - дело беззаконных, а терпеливо переносить прегрешения - дело научившихся любомудрствовать. Водясь же безмерным смирением, Давид называет себя псом умершим и блохою (1Цар.24:15), чтобы избытком уничижения смягчить непреклонное сердце. И пораженный сим Саул признал его благодеяние; потому что сказал Давиду: праведен ты паче мене, яко ты воздал ми еси благая. аз же тебе воздах злая (1Цар.24:18). И последующие слова заключают в себе похвалу, а при похвале преднарекают и обладание царством; ибо Саул говорил: вем, яко царюя царствовати имаши, и стати имать в руце твоей царство Израилево (1Цар.24:21). Притом просил, чтобы род его пользовался тою же попечительностию Давида, какою пользовался он сам. Ибо говорит: и ныне кленися ми Господем, яко не искорениши семене моего по мне, и не погубиши имени моего от дому отца моего. И клятся Давид Саулу (1Цар.24:22, 23). Такова немощь злобы! Вождь стольких тысяч умоляет беглеца, и пришедший со множеством воинов просит спасающагося бегством оказать ему человеколюбие.