Библия Синодальный перевод Первая книга Царств Глава  28

Первая книга Царств
 


Глава 
28

1Цар.28  с толкованием

1
В то время Филистимляне собрали войска свои для войны, чтобы воевать с Израилем. И сказал Анхус Давиду: да будет тебе известно, что ты пойдешь со мною в ополчение, ты и люди твои.

1Цар.28:1  с толкованием

2
И сказал Давид Анхусу: ныне ты узнаешь, что сделает раб твой. И сказал Анхус Давиду: за то я сделаю тебя хранителем головы моей на все время.

1Цар.28:2  с толкованием

3
И умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его. Саул же изгнал волшебников и гадателей из страны.

1Цар.28:3  с толкованием

4
И собрались Филистимляне и пошли и стали станом в Сонаме; собрал и Саул весь народ Израильский, и стали станом на Гелвуе.

1Цар.28:4  с толкованием

5
И увидел Саул стан Филистимский и испугался, и крепко дрогнуло сердце его.

1Цар.28:5  с толкованием

6
И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков.

1Цар.28:6  с толкованием

7
Тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть женщина волшебница.

1Цар.28:7  с толкованием

8
И снял с себя Саул одежды свои и надел другие, и пошел сам и два человека с ним, и пришли они к женщине ночью. И сказал ей Саул: прошу тебя, поворожи мне и выведи мне, о ком я скажу тебе.

1Цар.28:8  с толкованием

9
Но женщина отвечала ему: ты знаешь, что сделал Саул, как выгнал он из страны волшебников и гадателей; для чего же ты расставляешь сеть душе моей на погибель мне?

1Цар.28:9  с толкованием

10
И поклялся ей Саул Господом, говоря: жив Господь! не будет тебе беды за это дело.

1Цар.28:10  с толкованием

11
Тогда женщина спросила: кого же вывесть тебе? И отвечал он: Самуила выведи мне.

1Цар.28:11  с толкованием

12
И увидела женщина Самуила и громко вскрикнула; и обратилась женщина к Саулу, говоря: зачем ты обманул меня? ты — Саул.

1Цар.28:12  с толкованием

13
И сказал ей царь: не бойся; [скажи,] что ты видишь? И отвечала женщина: вижу как бы бога, выходящего из земли.

1Цар.28:13  с толкованием

14
Какой он видом? — спросил у нее Саул. Она сказала: выходит из земли муж престарелый, одетый в длинную одежду. Тогда узнал Саул, что это Самуил, и пал лицем на землю и поклонился.

1Цар.28:14  с толкованием

15
И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне, [ни в видении]; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать.

1Цар.28:15  с толкованием

16
И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?

1Цар.28:16  с толкованием

17
Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду.

1Цар.28:17  с толкованием

18
Так как ты не послушал гласа Господня и не выполнил ярости гнева Его на Амалика, то Господь и делает это над тобою ныне.

1Цар.28:18  с толкованием

19
И предаст Господь Израиля вместе с тобою в руки Филистимлян: завтра ты и сыны твои будете со мною, и стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян.

1Цар.28:19  с толкованием

20
Тогда Саул вдруг пал всем телом своим на землю, ибо сильно испугался слов Самуила; притом и силы не стало в нем, ибо он не ел хлеба весь тот день и всю ночь.

1Цар.28:20  с толкованием

21
И подошла женщина та к Саулу, и увидела, что он очень испугался, и сказала: вот, раба твоя послушалась голоса твоего и подвергала жизнь свою опасности и исполнила приказание, которое ты дал мне;

1Цар.28:21  с толкованием

22
теперь прошу, послушайся и ты голоса рабы твоей: я предложу тебе кусок хлеба, поешь, и будет в тебе крепость, когда пойдешь в путь.

1Цар.28:22  с толкованием

23
Но он отказался и сказал: не буду есть. И стали уговаривать его слуги его, а также и женщина; и он послушался голоса их, и встал с земли и сел на ложе.

1Цар.28:23  с толкованием

24
У женщины же был в доме откормленный теленок, и она поспешила заколоть его и, взяв муки, замесила и испекла опресноки,

1Цар.28:24  с толкованием

25
и предложила Саулу и слугам его, и они поели, и встали, и ушли в ту же ночь.

1Цар.28:25  с толкованием

Толкования на главу 1Цар.28
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на Первую книгу Царств

1Цар.28

Глава 
28

1Цар.28  с толкованием

Вопрос 62. Почему писатель, написав выше (1Цар.25:1), о кончине Самуила, снова упомянул о ней? (1Цар.28:3)

Намереваясь повествовать о волшебнице, он вынужден был упомянуть о смерти Самуиловой.
 


Вопрос 63. Как должно разуметь повествуемое о волшебнице? (1Цар.28:7 и т.д.)

Иные говорят, что волшебница действительно вызвала Самуила. А другие опровергли это мнение и полагают, что обольститель людей демон показал Самуилов образ, и говорил то, что он часто слышал говорившим Самуила, но не знал времени Сауловой смерти. А я первое мнение признаю хульным и злочестивым. Ибо не верю, что вызывающие мертвых могут извести чью бы то ни было душу, а не только душу Пророка, и такого Пророка. Явно, что души пребывают в другом некоем месте, ожидая воскресения тел. Потому весьма злочестиво верить, что чревовещательницы имеют такую силу. Другое же мнение показывает более неразумие, нежели злочестие. Ибо, покусившись опровергнуть первое хульное мнение, представили себе ложным сделанное предречение, и потому приписали оное наставникам во лжи демонам. Но я, читая книгу Паралипоменон, нашел, что написавший сию историю сказал так: и умре Саул за беззакония своя, имиже беззаконнова Господеви по словеси Господню, понеже не сохрани его, и яко вопроси Саул волшебницы, еже вопросити, и отвеща ему Самуил Пророк. И не взыска Господа... и уби его (1Пар.10:13-14). Из сего явствует, что Сам Бог всяческих, как Ему было угодно, представив образ Самуилов, произнес определение, так как не могла сделать сего волшебница, а Бог и чрез противников произнес приговор. Ибо слышим, говорит Он: аще приидет к Пророку ложному, Аз Господь отвещаю ему (Иез.14:9). Так и чрез Валаама благословил народ, чрез нечестивого прорицателя предрек булущее и провозвестил спасение вселенной; и при сем не дух нечистый говорил, но действовал Божий и всесвятый Дух. Поеликуже иные представляли предречение ложным, то почитаю полезным вкратце разсудить и о сем. Писатель сказал предварительно, что во дни оны собрашася иноплеменницы в полки своя изыти братися со Израильтяны (1Цар.28:1), и приидоша и ополчишася в Сонаме: и собра Саул вся мужи Израилевы, и ополчишася в Гелвуе. И виде Саул полки иноплеменничи, и убояся, и ужасеся сердце его зело. И вопроси Саул Господа, и не отвеща ему Господь ни во сне, ни в явлениях, ни во Пророцех (1Цар.28:4-6). Явлениями же назвал открываемое посредством ефуда. И рече Саул отроком своим: поищите ми жены волшебницы(1Цар.28:7). Итак явно, что Саул искал волшебницы, когда Евреи и иноплеменники ополчились уже на брань. И сказано: виде полки иноплеменничи, и убояся, и ужасеся сердце его зело. Пришедши же к волшебнице, и выслушав от Бога определение, немедленно упал, потому что не ел ни во весь день той (1Цар.28:20), ни ночью, когда тайно оставил войско, и пошел вопросить волшебницу. Но по совету жены принял пищу, и к концу ночи возвратился в войско. Сие показывает история:и принесе пред Саула, и пред отроки его, и ядоша, и восташа, и отъидоша в нощь ону (1Цар.28:25). Потом с разсветом произошла битва. Посему истинно предреченное: заутра умрешь ты и Иоанафан сын твой с тобою, и тебя и полк Израилев предаст Господь в руки иноплеменничи (1Цар.28:19). Ничего такого не предрекал божественный Самуил, когда был еще жив, предрек же одно отъятие царства; не делал никакого упоминания и об Иоанафане. А здесь предсказал и его и Иоанафанову гибель, и поражение народа, и победу иноплеменников. Предполагают, что между предсказанием и битвою прошло много дней, и тогда уже писатель, как обычно в Писании, возвратился к повествованию о сей войне. Но не хотят вникнуть, что и о смерти Самуиловой писатель, сказав уже прежде, после многих повествований снова говорит. И Самуил умре: и рыдаше по нем весь Израиль. и погребоша его в Армафеме, во граде его (1Цар.28:3). Повторил же сие повествование, как говорил я, для того, чтобы начать повествование о волшебнице. Так повторил и повествование о войне, чтобы показать, как воеводы иноплеменников воспретили Давиду идти с ними на брань, как он, пришедши в Кеиль, нашел его разоренным, и догнав Амаликитян, одержал над ними решительную победу, и побил всех, кроме немногих, и отнял у них всю добычу, и свое собственное, и им принадлежавшее. Когда же писатель окончил сие повествование, возвратился к слову о войне с иноплеменниками, и разсказал, как убиты Саул и Иоанафан. А времени же свидетельствует и начало второй книги Царств. Ибо сказано: и бысть егда умре Саул, и Давид возвратися победив Амалика, и пребысть Давид в Секелазе дни два. И бысть в третий день, и се муж прииде от полка людей Сауловых, ризы же его раздраны, и персть на главе его(2Цар.1:1, 2), Но почитаю нужным снова вкратце изложить сказанное. Когда собралось войско иноплеменников, воеводы Анхусовы увидели Давида, и вознегодовав, убедили Анхуса отпустить Давида, как врага. Давид, возвратившись, нашел Кеиль сожженным. Посему не медленно устремившись и нашедши Амаликитян наслаждающихся награбленным, победил их, и вместе с своею собственностию отнял и их имущество. Когда же происходило сие, Саул, оставив воинский стан, пошел к волшебнице. Услышав определение о себе, и со скорбию вкусив пищи, всю ночь провел в пути, и к утру пришел в стан, а потом начато сражение, и он убит. Следовательно предречение истинно, потому что было оно божественное, но произнесено, думаю, не Самуилом. Волшебница сказала, какой облик она видит, а Саул по облику предположил, что - это Самуил. История же называет явившагося Самуилом, потому что Саул так был уверен. Так Писание явившихся Аврааму Ангелов и Владыку их наименовало мужами, потому что, за мужей приняв их, патриарх предложил трапезу. Так и тех, которые не боги, именует богами. Господь наш над всеми боги (Пс.134:5). Так и здесь явившийся в образе Самуила, был ли это Ангел, или призрак, показывавший облик Самуилов, наименован Самуилом, чтобы Саул, с верою приняв изреченное определение, в скорбях кончил жизнь.
 


Вопрос 64. Почему волшебница узнала Саула? (1Цар.28:12)

Обольстителю людей демону не трудно было открыть ей, кто беседует с нею. А что Давид не участвовал в сражении вместе с иноплеменниками, сие, полагаю я, было делом Божественного смотрения, потому что не презрел Бог гибнущего народа, но всячески промышлял и о народе, и о Сауле.