Библия Синодальный перевод Бытие Глава  12

Бытие
 


Глава 
12

Быт.12  с толкованием

1
И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе;

Быт.12:1  с толкованием

2
и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение;

Быт.12:2  с толкованием

3
Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

Быт.12:3  с толкованием

4
И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана.

Быт.12:4  с толкованием

5
И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.

Быт.12:5  с толкованием

6
И прошел Аврам по земле сей [по длине ее] до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи.

Быт.12:6  с толкованием

7
И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему.

Быт.12:7  с толкованием

8
Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа [явившегося ему].

Быт.12:8  с толкованием

9
И поднялся Аврам и продолжал идти к югу.

Быт.12:9  с толкованием

10
И был голод в той земле. И сошел Аврам в Египет, пожить там, потому что усилился голод в земле той.

Быт.12:10  с толкованием

11
Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом;

Быт.12:11  с толкованием

12
и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых;

Быт.12:12  с толкованием

13
скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя.

Быт.12:13  с толкованием

14
И было, когда пришел Аврам в Египет, Египтяне увидели, что она женщина весьма красивая;

Быт.12:14  с толкованием

15
увидели ее и вельможи фараоновы и похвалили ее фараону; и взята была она в дом фараонов.

Быт.12:15  с толкованием

16
И Авраму хорошо было ради ее; и был у него мелкий и крупный скот и ослы, и рабы и рабыни, и лошаки и верблюды.

Быт.12:16  с толкованием

17
Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову.

Быт.12:17  с толкованием

18
И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя?

Быт.12:18  с толкованием

19
для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми [ее] и пойди.

Быт.12:19  с толкованием

20
И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было, [и Лота с ним].

Быт.12:20  с толкованием

Толкования на главу Быт.12
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  12

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.12

Глава 
12

Быт.12  с толкованием
Бог явился Авраму,
 


1
и рече ему: изыди от дому отца твоего, и иди в землю, юже ти покажу.

Быт.12:1  с толкованием

2
И сотворю тя в язык, велий. Аврам оставил родителей своих, потому что не хотели с ним идти, но взял с собою Лота, потому что поверил он обетованию, какое дано было Авраму. И Бог хотя не сделал Лота участником в наследии Аврамовом, однако же и сынам Аврамовым не попускал войти в наследие сынов Лотовых. Так, Аврам взял с собою Лота и Сару, и пошел

Быт.12:2  с толкованием

5
в землю Ханаан.

Быт.12:5  с толкованием

10
И бысть глад на земли: и сниде Аврам во Египет.

Быт.12:10  с толкованием

11
И рече Аврам Саре:

Быт.12:11  с толкованием

12
егда увидят тя Египтяне, рекут, яко жена его есть сия.

Быт.12:12  с толкованием

13
Рцы убо, яко сестра ему есмь, и будет жива душа моя тебе ради. Аврам сказал сие как человек; а Сара отведена в дом царев, чтобы обнаружилась любовь ее к мужу, когда и в плену не променяла мужа своего на царя, и чтобы дщери Сары в лице ее видели поучительный для себя пример, а именно, что, как Сара не прельстилась царством египетским, так они не должны прилепляться к египетским идолам, к чесноку и луку, и как весь дом Фараонов подвергнут казням для избавления Сары, так при избавлении чад ее будет поражен весь Египет. Домочадцы Фараоновы наказаны были за то, что выхваляли красоту Сары и возбуждали в царе желание взять ее; сам же Фараон наказан за то, что увел ее насильно и против воли заставлял быть его женою. Ибо, если бы не боялась Сара, что умертвят и ее и мужа ее, то не отдалась бы Фараону.

Быт.12:13  с толкованием

Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  12

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.12

Глава 
12

Быт.12  с толкованием

Вопрос 63. Иные говорят, что Фараон переспал с Саррой? Поэтому какое попечение видел о себе Авраам от Бога всяческих, если попустил Он, чтобы супруга Авраамова стала виновна в прелюбодействе? (Быт.12:15)

Для чего же и мучи... казньми великими и страшными Фараона и весь дом его (Быт.12:17), если не восхотел воспрепятствовать беззаконному союзу? И сам Фараон в оправдание, представляет неведение, укоряет Авраама, что супругу назвал сестрой, и уверяет, что взял Сарру с намерением не обидеть ее, но иметь женой. Ибо говорит: что сие, сотворил еси мне..., яко жена твоя есть? Вскую рекл еси, яко сестра ми есть? и поях ю себе в жену. И ныне се жена твоя пред тобою: поемь ю отъиди (Быт.12:18-19). И не сказал только, но и сделал, и приложил о нем всякое попечение, ибо сказано: заповеда Фараон мужем о Аврааме, проводити его, и жену его, и вся елика быша его (Быт.12:20). Таким образом явствует, что Правитель всяческих связал Фараона болезнью, как только была похищена Сарра, болезнь же угасила вожделение; и ловец, имея добычу в сетях, не насладился своим ловом, потому что воспрепятствовала болезнь.
 


Вопрос 64. Почему Писание здесь умолчало, что Сарра сохранилась непорочной, а в повествовании об Авимелехе выразило это ясно (Быт.20:4)?

Тогда Сарре надлежало родить Исаака. По этому, чтобы о семени Авраамовом не было подозрения, Божественное Писание сказало там ясно, что Авимелех не прикоснуся ея. Но из того и другого места можно видеть, как природа научила самых варваров, что прелюбодеяние есть худое и достойное наказания дело. Это выразил и Фараон, укорив Авраама, и Авимелех, сказал Богу всяческих: Господи, язык неведущий и праведен убиеши ли? Не сам ли ми рече: сестра ми есть? И сия ми рече: брат ми есть? чистым сердцем и в правде рук сотворих сие (Быт.20:4-5). Писатель приводит и Божий ответ. Ибо говорит: рече же Авимелеху Бог во сне: и Аз познах, яко чистым сердцем сотворил еcи сие, и пощадех тя, прикоснуться ей,да не согрешшиши ко Мне: сего ради не попустих ти коснутися ея. Ныне же отдаждь жену мужу, яко пророк есть, и помолится о тебе, и спасешься ты и весь дом твой: аще же не отдаси, веждь, яко умреши ты (Быт.20:6-7). Научает же сим нас божественное слово, что Бог любителям правды не попускает согрешить по неведению. Поэтому явно, что воспрепятствовал согрешить и Фараону, как по закону брака взявшему себе Авраамову сестру. Поскольку же Авимелех, как вероятно, был лучше Фараона; то Фараона удержал Бог от беззакония вразумлением, а Авимелеху не дал Сам прощения за обиду и преступление, но ожидал, когда попросит ему оное обиженный, и сподобил его Своего кроткого явления, и в снисходительных словах показал, на какое он отваживался беззаконие.Рече же Авимелех Аврааму: что умыслив сотворил еси сие? Рече же Авраам: рекох бо: негли несть благочестия на месте сем, и убиют мя жены ради моея. Ибо истинно сестра ми есть по отцу, а не по матери (Быт.20:10-12). Она действительно мне сестра; потому что дочь отца моего, впрочем, не дочь матери моей.