Библия Синодальный перевод Бытие Глава  14

Бытие
 


Глава 
14

Быт.14  с толкованием

1
И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского,

Быт.14:1  с толкованием

2
пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор.

Быт.14:2  с толкованием

3
Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое.

Быт.14:3  с толкованием

4
Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера, а в тринадцатом году возмутились.

Быт.14:4  с толкованием

5
В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме,

Быт.14:5  с толкованием

6
и Хорреев в горе их Сеире, до Эл-Фарана, что при пустыне.

Быт.14:6  с толкованием

7
И возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре.

Быт.14:7  с толкованием

8
И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим,

Быт.14:8  с толкованием

9
с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, — четыре царя против пяти.

Быт.14:9  с толкованием

10
В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы.

Быт.14:10  с толкованием

11
Победители взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли.

Быт.14:11  с толкованием

12
И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли.

Быт.14:12  с толкованием

13
И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы.

Быт.14:13  с толкованием

14
Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана;

Быт.14:14  с толкованием

15
и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска;

Быт.14:15  с толкованием

16
и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.

Быт.14:16  с толкованием

17
Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина царская;

Быт.14:17  с толкованием

18
и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, —

Быт.14:18  с толкованием

19
и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли;

Быт.14:19  с толкованием

20
и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего.

Быт.14:20  с толкованием

21
И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе.

Быт.14:21  с толкованием

22
Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли,

Быт.14:22  с толкованием

23
что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама;

Быт.14:23  с толкованием

24
кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю.

Быт.14:24  с толкованием

Толкования на главу Быт.14
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  14

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.14

Глава 
14

Быт.14  с толкованием
Потом царь еламский Кедорлаомер с тремя союзниками своими пришел на брань с царем содомским и четырьмя союзниками его, обратил в бегство царя содомского и союзников его, взял все богатство содомское, Лота с имением его, и удалился. Аврам же взял триста восемнадцать рабов своих и вместе с Аниром и его союзниками погнался в след за царем еламским, поразил его и возвратил пленных с имением их, также и Лота племянника своего со всем достоянием его. Поелику же имение Содомлян перемешано было с имением побежденных царей; то Аврам отказался от добычи, отнятой у царей им побежденных.
 


18
И Мелхиседек царь салимский изнесе хлебы и вино: бяше же священник Бога вышняго.

Быт.14:18  с толкованием

19
И благослови Аврама, и рече: Благословен Бог вышний, Иже предаде враги твоя под руки тебе; и даде ему десятину Аврам от всего. Сей Мелхиседек был Сим; он по величию своему был царь, как родоначальник четырнадцати племен; но также был он и первосвященник, потому что по преемству приял священство от отца своего Ноя. Сим жил не только до времен Аврама, как говорит Писание, но до Иакова и Исава, сынов Аврамова сына. Его вопрошать ходила Реввека, и Сим сказал ей, что два народа во чреве ее, и старший поработает младшему (Быт.25:22.23). Но Ревекка мимо мужа своего, который так чудесно спасен от заклания, и мимо свекра своего, которому так часто были божественные откровения, не пошла бы вопрошать его, если бы не знала о величии его от самого Аврама и сына его.

Быт.14:19  с толкованием
И Аврам не принес бы ему десятины, если бы не знал, что он несравненно выше его. Нельзя подумать, что кого либо из Хананеев или Содомлян вопрошала Ревекка, и что кому-нибудь из них Аврам принес десятину возвращенного им достояния. Поелику дни жизни Мелхиседека простирались до времен Иакова и Исава; то вероятно сказанное, что он был Сим. Отец его Ной жил на востоке, Сим же обитал среди двух поколений, то есть среди сынов Хамовых и своих сынов, составляя как бы преграду между тем и другим племенем; ибо опасался, чтобы потомки Хамовы не увлекли его сынов в идолопоклонство.
 


Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  14

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.14

Глава 
14

Быт.14  с толкованием

Вопрос 65. Откуда вел свой род Мелхиседек? (Быт.14:18)

Когда божественный Павел говорит: без отца, без матере, без притча рода (Евр.7:3); кому знать истину? Вероятно же, что Мелхиседек происходил от племен, населявших Палестину; потому что у них был царем и священником. Священником же был Бога всяческих, ибо сказано: бяше... священник Бога вышняго (Быт.14:18). Поэтому и патриарх Авраам приносит ему в дар десятину военной добычи, а как праведник и друг Божий принимает от него благословение. Ибо Мелхиседек имел на себе образ Владычнего священства; почему, конечно, за дар Аврааму дал хлеб и вино, как привыкший, может быть, и приносить сие в дар Богу всяческих, потому что и в этом, надлежало ему показать в себе образ.