Библия Синодальный перевод Бытие Глава  30

Бытие
 


Глава 
30

Быт.30  с толкованием

1
И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю.

Быт.30:1  с толкованием

2
Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева?

Быт.30:2  с толкованием

3
Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее.

Быт.30:3  с толкованием

4
И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков.

Быт.30:4  с толкованием

5
Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына.

Быт.30:5  с толкованием

6
И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан.

Быт.30:6  с толкованием

7
И еще зачала и родила Валла, служанка Рахилина, другого сына Иакову.

Быт.30:7  с толкованием

8
И сказала Рахиль: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла. И нарекла ему имя: Неффалим.

Быт.30:8  с толкованием

9
Лия увидела, что перестала рождать, и взяла служанку свою Зелфу, и дала ее Иакову в жену, [и он вошел к ней].

Быт.30:9  с толкованием

10
И Зелфа, служанка Лиина, [зачала и] родила Иакову сына.

Быт.30:10  с толкованием

11
И сказала Лия: прибавилось. И нарекла ему имя: Гад.

Быт.30:11  с толкованием

12
И [еще зачала] Зелфа, служанка Лии, [и] родила другого сына Иакову.

Быт.30:12  с толкованием

13
И сказала Лия: к благу моему, ибо блаженною будут называть меня женщины. И нарекла ему имя: Асир.

Быт.30:13  с толкованием

14
Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии [сестре своей]: дай мне мандрагоров сына твоего.

Быт.30:14  с толкованием

15
Но [Лия] сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь, за мандрагоры сына твоего.

Быт.30:15  с толкованием

16
Иаков пришел с поля вечером, и Лия вышла ему навстречу и сказала: войди ко мне [сегодня], ибо я купила тебя за мандрагоры сына моего. И лег он с нею в ту ночь.

Быт.30:16  с толкованием

17
И услышал Бог Лию, и она зачала и родила Иакову пятого сына.

Быт.30:17  с толкованием

18
И сказала Лия: Бог дал возмездие мне за то, что я отдала служанку мою мужу моему. И нарекла ему имя: Иссахар [что значит возмездие].

Быт.30:18  с толкованием

19
И еще зачала Лия и родила Иакову шестого сына.

Быт.30:19  с толкованием

20
И сказала Лия: Бог дал мне прекрасный дар; теперь будет жить у меня муж мой, ибо я родила ему шесть сынов. И нарекла ему имя: Завулон.

Быт.30:20  с толкованием

21
Потом родила дочь и нарекла ей имя: Дина.

Быт.30:21  с толкованием

22
И вспомнил Бог о Рахили, и услышал ее Бог, и отверз утробу ее.

Быт.30:22  с толкованием

23
Она зачала и родила [Иакову] сына, и сказала [Рахиль]: снял Бог позор мой.

Быт.30:23  с толкованием

24
И нарекла ему имя: Иосиф, сказав: Господь даст мне и другого сына.

Быт.30:24  с толкованием

25
После того, как Рахиль родила Иосифа, Иаков сказал Лавану: отпусти меня, и пойду я в свое место, и в свою землю;

Быт.30:25  с толкованием

26
отдай [мне] жен моих и детей моих, за которых я служил тебе, и я пойду, ибо ты знаешь службу мою, какую я служил тебе.

Быт.30:26  с толкованием

27
И сказал ему Лаван: о, если бы я нашел благоволение пред очами твоими! я примечаю, что за тебя Господь благословил меня.

Быт.30:27  с толкованием

28
И сказал: назначь себе награду от меня, и я дам [тебе].

Быт.30:28  с толкованием

29
И сказал ему [Иаков]: ты знаешь, как я служил тебе, и каков стал скот твой при мне;

Быт.30:29  с толкованием

30
ибо мало было у тебя до меня, а стало много; Господь благословил тебя с приходом моим; когда же я буду работать для своего дома?

Быт.30:30  с толкованием

31
И сказал [ему Лаван]: что дать тебе? Иаков сказал [ему]: не давай мне ничего. Если только сделаешь мне, что я скажу, то я опять буду пасти и стеречь овец твоих.

Быт.30:31  с толкованием

32
Я пройду сегодня по всему стаду овец твоих; отдели из него всякий скот с крапинами и с пятнами, всякую скотину черную из овец, также с пятнами и с крапинами из коз. Такой скот будет наградою мне [и будет мой].

Быт.30:32  с толкованием

33
И будет говорить за меня пред тобою справедливость моя в следующее время, когда придешь посмотреть награду мою. Всякая из коз не с крапинами и не с пятнами, и из овец не черная, краденое это у меня.

Быт.30:33  с толкованием

34
Лаван сказал [ему]: хорошо, пусть будет по твоему слову.

Быт.30:34  с толкованием

35
И отделил в тот день козлов пестрых и с пятнами, и всех коз с крапинами и с пятнами, всех, на которых было несколько белого, и всех черных овец, и отдал на руки сыновьям своим;

Быт.30:35  с толкованием

36
и назначил расстояние между собою и между Иаковом на три дня пути. Иаков же пас остальной мелкий скот Лаванов.

Быт.30:36  с толкованием

37
И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них [Иаков] белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях,

Быт.30:37  с толкованием

38
и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал пред прутьями.

Быт.30:38  с толкованием

39
И зачинал скот пред прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами.

Быт.30:39  с толкованием

40
И отделял Иаков ягнят и ставил скот лицем к пестрому и всему черному скоту Лаванову; и держал свои стада особо и не ставил их вместе со скотом Лавана.

Быт.30:40  с толкованием

41
Каждый раз, когда зачинал скот крепкий, Иаков клал прутья в корытах пред глазами скота, чтобы он зачинал пред прутьями.

Быт.30:41  с толкованием

42
А когда зачинал скот слабый, тогда он не клал. И доставался слабый скот Лавану, а крепкий Иакову.

Быт.30:42  с толкованием

43
И сделался этот человек весьма, весьма богатым, и было у него множество мелкого скота [и крупного скота], и рабынь, и рабов, и верблюдов, и ослов.

Быт.30:43  с толкованием

Толкования на главу Быт.30
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Бытие прп. Ефрем Сирин Глава  30

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия

Быт.30

Глава 
30

Быт.30  с толкованием
Лия родила Рувима, Симеона, Левия и Иуду, и перестала рождать; Рахиль же оставалась неплодною. А поелику слышала она от Иакова, что Авраам молился о неплодной Сарре, и был услышан, молился и Исаак о Ревекке, и также был услышан; то думала, что заключенная утроба ее не отверзается, потому что Иаков не молится о ней. И потому с гневом и со слезами говорит мужу:
 


1
даждь ми чада, аще же ни, умру аз. Она была разгневана, и потому сказала: даждь ми чада, а не: помолись, чтобы даны мне были чада. Посему, Иаков вразумляет ее, что отцы его, хотя и были услышаны Богом, но не вдруг, - Авраам после ста, а Исаак - после двадцати лет. Но Рахиль, когда услышала, что нужно ей великое терпение, чтобы не изнемочь ей от долгого ожидания, говорит Иакову:

Быт.30:1  с толкованием

3
вниди к рабе моей, и да родит на коленах моих, и получу от нее утешение. И поелику она представляла ему: вот Авраам взял Агарь, и исполнил волю Сарры, потому что любил ее; а ты не убеждаешься моими словами, потому что не любишь меня; то, чтобы не повторяла она непрестанно неотступной просьбы своей, дать ей чад, соглашается взять чуждую тот, кого родители послали взять дочь Лаванову. И конечно для того, чтобы вместе с сынами свободных и сыновей рабынь сделать наследниками, берет он и рабынь и свободных.

Быт.30:3  с толкованием
Итак, Иаков взял Валлу, и она зачала, и родила Дана и Невфалима. Лия же видя, что перестала она рождать, стала принуждать Иакова, чтобы он взял и ее рабыню. И когда говорил он Лие: есть у тебя утешение, потому что имеешь детей; тогда отвечала она: несправедливо ты подчиняешь одну рабыню другой. Если сделал ты обиду мне рабынею Рахили, то сделай обиду и ей моею рабынею. Посему, чтобы не огорчать Лии, прекратить раздор между сестрами, и водворить мир в доме, берет Иаков Зелфу; и она зачала, и родила Гада и Ассира.
 

После того
 


14
Рувим обрете яблока мандрагорова на поли, и принесе я к Лии матери своей. А мандрагоры, как говорят, есть душистый и вкусный земляной плод, похожий на яблоко. За сии-то мандрагоры Лия, растворив веселье верою, ввела к себе в ночь сию Иакова. Ибо написано:

Быт.30:14  с толкованием

17
И послуша Бог Лии, и заченши роди Иссахара.

Быт.30:17  с толкованием

18
И рече Лия: даде ми Бог мзду мою, зане дах рабу мою мужу моему. Если бы не по Божией воле было то, что Иаков взял Зелфу; то Бог не воздал бы Лии за Зелфу никакой награды. Итак, Лия зачала, и родила Иссахара, а потом Завулона и Дину сестру их.

Быт.30:18  с толкованием

22
Помяну же Бог Рахиль, и родила она Иосифа и сказала:

Быт.30:22  с толкованием

24
уразумела я теперь, что приложит мне Господь, а не муж мой. После того, как родился Иосиф, сказал Иаков Лавану:

Быт.30:24  с толкованием

26
отдаждь ми жены и дети моя, ихже ради работах тебе, да отъиду. Лаван же поелику любил не Иакова, а себя, говорит в ответ:

Быт.30:26  с толкованием

27
усмотрих, яко благослови мя Бог ради тебя.

Быт.30:27  с толкованием

28
Раздели мзду свою у мене, и дам ти. Иаков согласился на раздел, потому что и не имел еще от Бога позволения идти. Но Бог, предвидя, что Лаван лишит награды того, кому сказано Богом: я пойду с тобою, и изведу тебя оттуда, обогатил Иакова стадами Лавановыми без всякой обиды Лавану. Ибо, как Лаван дознал самым опытом. Бог в стадах его умножил овец пестрых и с крапинами, чтобы уразумел он, что с Иаковом Бог, и не причинял ему более обид.

Быт.30:28  с толкованием

Библия Толкования на Бытие блж. Феодорит Кирский Глава  30

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Бытия

Быт.30

Глава 
30

Быт.30  с толкованием

Вопрос 86. Многие обращают в повод к непотребству то, что Иаков имел четырех жен (Быт.30:3)

Нужно вникать в намерение каждого дела. Так рассуждая, найдем, что Патриарх Иаков, обручившись с одной Рахилью, против воли вступил в союз с Лией. Почему, вскоре узнав обман, и огорчился и жаловался на тестя. Валлу же взял в жену не по сластолюбию, но в утешение супруги. Ибо, когда Рахиль печалилась о бесчадии, и неразумно говорила: даждь ми чада, аще же ни, умру аз (Быт.30:1); Патриарх благочестно укорил ее, и указал на Творца природы, вразумив, что не брак производит детей, но дает их Бог, установитель брака. Ибо сказал ей: еда вместо Бога аз есмь, Иже лиши тя плода утробнаго (Быт.30:2)? Но вместе, утешая ее, согласился на просьбу; просила же она взять в жену ее рабу, чтобы своим детищем наименовать рожденное рабою. Тоже было и в рассуждении Зелфы; потому что Лия, также перестав рождать, упрашивала его дать ей плод от этой нивы. А сие нимало не дает видеть в Патриархе сластолюбия, показывает же кротость Иакова, и то, как старался он угождать женам. Сверх сего нужно принять во внимание, что никакой закон не возбранял тогда многоженства, и весьма счастливыми почитали соделавшихся отцами многих чад. И что сие истинно, свидетельствуют Божественные обетования. Ибо Аврааму Бог всяческих изрек: воззри на небо, и изочти звезды, аще возможеши исчести я..., и присовокупил: тако будет семя твое (Быт.15:5). И еще: соделаю семя твое..., яко песок вскрай моря, иже не изочтется от множества (Быт.22:17; Быт.32:12). Но Бог не даль бы сего обетования, если бы не признавал, что многочадие есть великое благо.
 


Вопрос 87. Почему жены ревновали одна другой?

Дочери неблагочестивого мужа, именовавшего богами истуканов, были [и сами] несовершенны. Посему-то законоположник Бог запрещает подобный брак, и говорит: сестру жены твоея да не поимеши в наложницу (Лев.18:18).
 


Вопрос 88. Для чего Писание упоминает о случае (Быт.30:11)?

Собственно Писанию принадлежат словеса Духа, Божественные повеления, изречения людей благочестивых; прочее же передает оно исторически. Поэтому надо обращать внимание не только на слова, но и на лице говорящего. Слова:благо мне случися (Быт.30:11), изречены не Иаковом, но его женой Лией, воспитанной, как сказано, не в благочестии, и мало наставленной в божественном. Так и отец ее сказал: усмотрех бо по полету птиц (Быт.30:27); а Божественный закон запрещает гадать по полету птиц. Посему таковых слов никто да не признает собственно божественным Писанием; потому что писатель, как излагающий историю, вносит и сказанное неблагочестивыми. Так божественнейший Моисей внес и хульное Фараона слово: не вем Господа, и Израиля не отпущу (Исх.5:2). Но слово сие не Божественного Духа, а злочестивого царя. Так слышим еще, говорит Сеннахирим: да не обольщает тебя Бог твой, на которого уповаешь, говоря о нем, что спасет Господь Иерусалим от руки моей (4Цар.18:32 и пр.). Но мы научаемся из сего, не хулить, а осуждать хулу.
 


Вопрос 89. Да и сам Иаков сказал Лавану: благослови тя Господь ногою моею 2 (Быт.30:30)

Смысл изречения ясен; ногою назвал пришествие, как бы говоря: по причине моего прибытия и моего попечения насладился ты богоданными благами; потому что Бог, призирая на мое благочестие, сподобил всякого благословения и порученное мне тобою.
 


Вопрос 90. Для чего Иаков пьющим овцам клал остроганные жезлы (Быт.30:37)?

Как взял жен, желая чадородия, надежду же рождать полагал не в браке, но в установителе брака - Боге; так и жезлы острогал, не на них полагаясь, но ожидая Божественной помощи. Посему сподобился Божественного явления, и слышал глас:воззри очима твоими, и виждь козлы и овны восходящия на овцы и козы, белыя и пестрыя, и пепеловидныя пестрыя: видех бо, елика тебе Лаван творит. Аз есм Бог явившийся тебе на месте Божии, идеже помазал Ми еси тамо столп, и обетовал Ми еси тамо обет (Быт.31:12-13). Поскольку темный и пестрый скот был вручен сынам Лавановым, и стада их находились в расстоянии трех дней пути; то Защитник обидимых показывает Иакову поемлющихся пестрых овнов и козлов, чтобы он опытом познал, каким промышлением пользуются возложившие свое упование на Бога всяческих. Нужно же заметить, что, явившегося назвав выше Ангелом, теперь показывает, что Он и Бог, потому что Сам говорит: Аз есмь Бог явившийся тебе на пути. Видел же он Ангелов, восходящих и нисходящих по лествице, а Господа утверждавшегося вверху ее. Его-то наименовал здесь и Ангелом и Богом, - Богом по естеству, Ангелом же, да знаем, что явившийся не Отец, но единородный Сын. Ибо чьим Ангелом будет Отец? Сын же - и Бог, и великого совета Ангел; потому что возвестил нам тайны Отца 3. Ибо говорит: яже слышах от Отца Моего, сказах вам (Ин.15:15). Так и того, кто призвал Авраама, наименовал и Ангелом и Богом.
 


Примечания


В славянском переводе: пришествием моим.


Сравни: "Не следует удивляться, что Христос назван Ангелом Всемогущего Бога. Как по причине образа раба, в котором Христос явился к людям, Он - раб: так Ангел Он ради Евангелия, которое возвестил людям. Если эти два слова перевести с греческого, то Евангелие значит Благая весть, и Ангел - вестник" (блж. Августин Иппонийский †430г.).