Библия Синодальный перевод Числа Глава  21

Числа
 


Глава 
21

Числ.21  с толкованием

1
Ханаанский царь Арада, живущий к югу, услышав, что Израиль идет дорогою от Афарима, вступил в сражение с Израильтянами и несколько из них взял в плен.

Числ.21:1  с толкованием

2
И дал Израиль обет Господу, и сказал: если предашь народ сей в руки мои, то положу заклятие [на них и] на города их.

Числ.21:2  с толкованием

3
Господь услышал голос Израиля и предал Хананеев в руки ему, и он положил заклятие на них и на города их и нарек имя месту тому: Хорма.

Числ.21:3  с толкованием

4
От горы Ор отправились они путем Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути,

Числ.21:4  с толкованием

5
и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.

Числ.21:5  с толкованием

6
И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из [сынов] Израилевых.

Числ.21:6  с толкованием

7
И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас змеев. И помолился Моисей [Господу] о народе.

Числ.21:7  с толкованием

8
И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив.

Числ.21:8  с толкованием

9
И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив.

Числ.21:9  с толкованием

10
И отправились сыны Израилевы и остановились в Овофе;

Числ.21:10  с толкованием

11
и отправились из Овофа и остановились в Ийе-Авариме, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца;

Числ.21:11  с толкованием

12
оттуда отправились, и остановились на долине Заред;

Числ.21:12  с толкованием

13
отправившись отсюда, остановились у той части Арнона в пустыне, которая течет вне пределов Аморрея, ибо Арнон граница Моава, между Моавом и Аморреем.

Числ.21:13  с толкованием

14
Потому и сказано в книге браней Господних:

Числ.21:14  с толкованием

15
Вагеб в Суфе и потоки Арнона, и верховье потоков, которое склоняется к Шебет-Ару и прилегает к пределам Моава.

Числ.21:15  с толкованием

16
Отсюда [отправились] к Беэр; это тот колодезь, о котором Господь сказал Моисею: собери народ, и дам им воды.

Числ.21:16  с толкованием

17
Тогда воспел Израиль песнь сию: наполняйся, колодезь, пойте ему;

Числ.21:17  с толкованием

18
колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа с законодателем жезлами своими. Из пустыни [отправились] в Матанну,

Числ.21:18  с толкованием

19
из Матанны в Нагалиил, из Нагалиила в Вамоф,

Числ.21:19  с толкованием

20
из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, обращенной лицем к пустыне.

Числ.21:20  с толкованием

21
И послал Израиль послов к Сигону, царю Аморрейскому, [с предложением мирным,] чтобы сказать:

Числ.21:21  с толкованием

22
позволь мне пройти землею твоею; [мы пойдем дорогою,] не будем заходить в поля и виноградники, не будем пить воды из колодезей [твоих], а пойдем путем царским, доколе не перейдем пределов твоих.

Числ.21:22  с толкованием

23
Но Сигон не позволил Израилю идти через свои пределы; и собрал Сигон весь народ свой и выступил против Израиля в пустыню, и дошел до Иаацы, и сразился с Израилем.

Числ.21:23  с толкованием

24
И поразил его Израиль мечом и взял во владение землю его от Арнона до Иавока, до пределов Аммонитских, ибо крепок был предел Аммонитян;

Числ.21:24  с толкованием

25
и взял Израиль все города сии, и жил Израиль во всех городах Аморрейских, в Есевоне и во всех зависящих от него;

Числ.21:25  с толкованием

26
ибо Есевон был город Сигона, царя Аморрейского, и он воевал с прежним царем Моавитским и взял из руки его всю землю его до Арнона.

Числ.21:26  с толкованием

27
Потому говорят приточники: идите в Есевон, да устроят и утвердят город Сигона;

Числ.21:27  с толкованием

28
ибо огонь вышел из Есевона, пламень из города Сигонова, и пожрал Ар-Моав и владеющих высотами Арнона.

Числ.21:28  с толкованием

29
Горе тебе, Моав! погиб ты, народ Хамоса! Разбежались сыновья его, и дочери его сделались пленницами Аморрейского царя Сигона;

Числ.21:29  с толкованием

30
мы поразили их стрелами; погиб Есевон до Дивона, мы опустошили их до Нофы, которая близ Медевы.

Числ.21:30  с толкованием

31
И жил Израиль в земле Аморрейской.

Числ.21:31  с толкованием

32
И послал Моисей высмотреть Иазер, и взяли [его и] селения, зависящие от него, и прогнали Аморреев, которые в них были.

Числ.21:32  с толкованием

33
И поворотили и пошли к Васану. И выступил против них Ог, царь Васанский, сам и весь народ его, на сражение к Едреи.

Числ.21:33  с толкованием

34
И сказал Господь Моисею: не бойся его, ибо Я предам его и весь народ его и всю землю его в руки твои, и поступишь с ним, как поступил с Сигоном, царем Аморрейским, который жил в Есевоне.

Числ.21:34  с толкованием

35
И поразили они его и сынов его и весь народ его, так что ни одного не осталось [живого], и овладели землею его.

Числ.21:35  с толкованием

Толкования на главу Числ.21
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Числа прп. Ефрем Сирин Глава  21

Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Чисел

Числ.21

Глава 
21

Числ.21  с толкованием

6
И посла Господь на люди змиев ядовитых, и угрызаху людей. Потом

Числ.21:6  с толкованием

7
помолися Моисей о тысячах угрызенных, и был услышан. Но если он и сам согрешил: то почему не молился о душе своей? Хотя молился он, чтобы войти ему в землю обетованную, но не молился о прощении ему греха. А если он согрешил, то надлежало ему заботиться об отпущении греха, а не о земле ханаанской. Лучше было ему очистившись умереть в пустыне, нежели виновному в грехе войти в землю и увидеть ее. Значит, не молился он о грехе, потому что не было греха; молился же о земле, потому что желал войти в нее. Но чего желал он, того не дал ему Бог, а даровал, что было больше просимого. Ибо овладение землею было отложено на долгое время, а ему предварительно дано увидеть ее.

Числ.21:7  с толкованием

9
Сотвори змию медяну, и бысть егда угрызаше змия человека, и взираше на змию медяну, и оживаше. Евреев за то, что роптали на манну - хлеб ангельский, угрызали змеи, которые питаются прахом, и не ропщут на то. Пред дверьми скинии воздвиг Моисей сие изображение, чтобы туда обращали взор свой отвратившиеся мыслью от Бога, и чтобы досточтимым для них соделалось место, из которого исходило им врачевание. Представлен же в сем образ Того, Кто сказал: якоже Моисей вознесе змия в пустыни для исцеления сынов народа своего, тако подобает вознестися Сыну человеческому (Ин.3:14) на крест для спасения всех народов.

Числ.21:9  с толкованием

17
Тогда воспе Израиль песнь сию: восходи кладезь, пойте ему.

Числ.21:17  с толкованием

18
Кладязь сей ископаша князи, изсекоша его вожди народа, жезлами своими указали от пустыни в Манфанаил. Сказано: ископали кладезь князи, то есть, ископали принадлежавшие к дому Моисееву, иссекли вожди народа, то есть, начальники колен, указали его жезлами своими, то есть, властью своею. Говорят, что за Евреями шел и камень, и когда стояли они на одном месте, истекали двенадцать источников, а когда переходили с одного места на другое, источников не было, но не лишались однако же и воды; когда же приходили на место, тогда бывшие из дома Моисеева и начальники колен выходили с жезлами своими, воспевали хвалебную песнь, и источники наполнялись обильно водою. От пустыни в Манфанаил;

Числ.21:18  с толкованием

19
от Манфанаила в Наадиил, от Наадиила в Вамоф, долину на верх холма. Верх холма изображает естество Божие; Вамоф - Престолы; Наадиил - Ангелов; Манфанаил - Пророков; пустыня - явление Апостолов и призвание народов.

Числ.21:19  с толкованием

27
Сего ради говорят приточницы: приидите во Есевон, то есть, придите Евреи в наследие свое. Да соградится и созиждется град Сион; хотя город сей был разрушен, когда овладели им сыны Израилевы, однако же после возобновили и воссоздали оный сыны Рувимовы, когда получили в наследие себе.

Числ.21:27  с толкованием

Библия Толкования на Числа блж. Феодорит Кирский Глава  21

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на книгу Чисел

Числ.21

Глава 
21

Числ.21  с толкованием

Вопрос 38. Почему от угрызения змей повелел Бог врачевать медным змием (Числ.21:9)?

И сие прообразовало спасительное страдание; потому что чрез змия прозяб грех; почему змий и понес на себе проклятие от Бога всяческих. Поэтому змий есть образ греха и клятвы. А поелику Владыка Христос, как говорит божественный Апостол, пришел в подобии плоти греха (Рим.8:3); потому что действительно приял на Себя тело, греха же не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1Пет.2:22); то спасительное страдание прообразуется медным змием. Ибо, как медный змий был изображением змиев, но не имел змииного яда, так и единородный Сын имел человеческое тело, но не имел греховной скверны. И как угрызаемые змеями, взирая на медного змия, получали спасение; так уязвляемые грехом, несомненно веруя в страдание Спасителя нашего, оказываются победителями смерти, и приобретают вечную жизнь.