Библия Синодальный перевод Книга пророка Даниила Глава  7

Книга пророка Даниила
 


Глава 
7

Дан.7  с толкованием

1
В первый год Валтасара, царя Вавилонского, Даниил видел сон и пророческие видения головы своей на ложе своем. Тогда он записал этот сон, изложив сущность дела.

Дан.7:1  с толкованием

2
Начав речь, Даниил сказал: видел я в ночном видении моем, и вот, четыре ветра небесных боролись на великом море,

Дан.7:2  с толкованием

3
и четыре больших зверя вышли из моря, непохожие один на другого.

Дан.7:3  с толкованием

4
Первый - как лев, но у него крылья орлиные; я смотрел, доколе не вырваны были у него крылья, и он поднят был от земли, и стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано ему.

Дан.7:4  с толкованием

5
И вот еще зверь, второй, похожий на медведя, стоял с одной стороны, и три клыка во рту у него, между зубами его; ему сказано так: "встань, ешь мяса много!"

Дан.7:5  с толкованием

6
Затем видел я, вот еще зверь, как барс; на спине у него четыре птичьих крыла, и четыре головы были у зверя сего, и власть дана была ему.

Дан.7:6  с толкованием

7
После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него.

Дан.7:7  с толкованием

8
Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно.

Дан.7:8  с толкованием

9
Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь.

Дан.7:9  с толкованием

10
Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги.

Дан.7:10  с толкованием

11
Видел я тогда, что за изречение высокомерных слов, какие говорил рог, зверь был убит в глазах моих, и тело его сокрушено и предано на сожжение огню.

Дан.7:11  с толкованием

12
И у прочих зверей отнята власть их, и продолжение жизни дано им только на время и на срок.

Дан.7:12  с толкованием

13
Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.

Дан.7:13  с толкованием

14
И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.

Дан.7:14  с толкованием

15
Вострепетал дух мой во мне, Данииле, в теле моем, и видения головы моей смутили меня.

Дан.7:15  с толкованием

16
Я подошел к одному из предстоящих и спросил у него об истинном значении всего этого, и он стал говорить со мною, и объяснил мне смысл сказанного:

Дан.7:16  с толкованием

17
"эти большие звери, которых четыре, означают, что четыре царя восстанут от земли.

Дан.7:17  с толкованием

18
Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков".

Дан.7:18  с толкованием

19
Тогда пожелал я точного объяснения о четвертом звере, который был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами,

Дан.7:19  с толкованием

20
и о десяти рогах, которые были на голове у него, и о другом, вновь вышедшем, перед которым выпали три, о том самом роге, у которого были глаза и уста, говорящие высокомерно, и который по виду стал больше прочих.

Дан.7:20  с толкованием

21
Я видел, как этот рог вел брань со святыми и превозмогал их,

Дан.7:21  с толкованием

22
доколе не пришел Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые.

Дан.7:22  с толкованием

23
Об этом он сказал: зверь четвертый - четвертое царство будет на земле, отличное от всех царств, которое будет пожирать всю землю, попирать и сокрушать ее.

Дан.7:23  с толкованием

24
А десять рогов значат, что из этого царства восстанут десять царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних, и уничижит трех царей,

Дан.7:24  с толкованием

25
и против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон, и они преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени.

Дан.7:25  с толкованием

26
Затем воссядут судьи и отнимут у него власть губить и истреблять до конца.

Дан.7:26  с толкованием

27
Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство - царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему.

Дан.7:27  с толкованием

28
Здесь конец слова. Меня, Даниила, сильно смущали размышления мои, и лице мое изменилось на мне; но слово я сохранил в сердце моем.

Дан.7:28  с толкованием

Толкования на главу Дан.7
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу пророчества Даниила

Дан.7

Глава 
7

Дан.7  с толкованием

1
В первое лето Валтасара царя халдейска Даниил сон виде.

Дан.7:1  с толкованием

2
Видех, говорит он, и се четыре ветри небеснии налегоша на море великое,

Дан.7:2  с толкованием

3
и четыре звери велицыи исхождаху из моря. Море есть мир; четыре ветра небесные - правители четырех царств, и четыре зверя, выходящие из моря, четыре царя различни между собою могуществом.

Дан.7:3  с толкованием

4
Первый аки львица имущий криле, криле же его аки орли. Это есть царство вавилонское. И сие видение Даниилово сходно с видением тела, которое Даниил истолковал царю Навуходоносору. Значение видений одно: вавилонское царство, представленное там в образе золота, которое лучше всякого вещества, здесь представляется в образе сильного льва и легкокрылого орла.

Дан.7:4  с толкованием

5
И се зверь вторый подобен медведице, и на стране единой ста, и три ребра во устех его, среде зубов его. Сим изображается царство Дария царя мидийского. Ибо как в теле, которое видел Навуходоносор, мидийское царство было представлено под образом серебра, которое малоценнее золота, так здесь представляется оно в образе медведя, который неповоротливее льва. Слова же: и на стране единой ста, показывают, что Дарий будет царствовать в своем только царстве, не как предшествовавший ему Навуходоносор, который владычествовал над всею землею. И три ребра, о которых сказано, что были они во устех его среде зубов его, означают три народа: Мидян, Персов и Халдеев. И сице глаголаху ему: востани, яждь плоти многи. Здесь разумеется царство Вавилонян, которое опустошено, и как бы пожрано Мидянами.

Дан.7:5  с толкованием

6
И видех, и се зверь ин аки рысь: тому же крила четыре и четыре главы, и власть дадеся ему. Сие говорится о царстве персидском. Как в теле, которое видел Навуходоносор, царство сие представляется под образом твердой меди, так и здесь представляется под образом легкой и быстрой рыси. А тем, что рысь имеет четыре крыла и четыре головы, означается, что царство сие распространит свое владычество по четырем ветрам небесным. И власть дадеся ему, т.е. царству сему порабощены будут народы, как Господь чрез Исаию Пророка говорит о Кире самому Киру: крепость царей разрушу и т.д. (Ис.45:1).

Дан.7:6  с толкованием

7
Видев: и се зверь четвертый, зубы его железни велии, ядый, и истончевая, останки же ногами своими попираше. Это Александр, царь греческий, которого пророк и там представляет под образом твердого железа, и о котором здесь говорит, что у него большие железные зубы. И сии зубы означают сильные воинства, с которыми Александр покорит всех царей. Сказано же, что он есть и истончевает, потому что Александр будет разорять людей, их виноградники и нивы отдаст на потоптание войскам своим, истребит и как бы в точиле истнит весь мир и красоты его. Еще говорит Пророк о сем звере: различаяся паче всех зверей, т.е. крепостью, и рогов десять ему. Сии десять рогов суть десять царей, восставшие после Александра.

Дан.7:7  с толкованием

8
И се рог мал взыде среде их. Это - гонитель Антиох, который произник и усилился из среды десяти царей. И трие рози преднии исторгнушася, и в розе том уста, глаголюща великая. Исторгнуты не самые три рога, но потомство сих рогов. Рог глаголал великая; это - хулы его на Божество.

Дан.7:8  с толкованием

9
Зрях, и престоли поставишася, и Ветхий деньми седе. Престолы поставляются как бы для суда; и именно: поставляются для суда над Греками, но предъизображают тайну Сына, Который будет судить живых и мертвых. Ветхим же деньми называет его Пророк, давая сим разуметь вечное рождение Его от Отца.

Дан.7:9  с толкованием

10
Тысяча тысящь предстояху Ему, и тьмы тем служаху Ему. Это не есть определенное число служителей Божиих. Напротив того, это - наше число; а служители Божии неизчетны. И книги отверзошася, в которых вписаны определенные на вечную погибель.

Дан.7:10  с толкованием

11
Видех, и убися зверь, и погибе тело его; его тело, т.е. тело не греческого царства, но тело Александра.

Дан.7:11  с толкованием

12
И прочих зверей преставися власть, т.е. власть Мидян, Вавилонян и Персов. И продолжение жития дадеся им. Сим показывается, что они не совершенно погибнут, но отнята будет у них власть над народом Божиим.

Дан.7:12  с толкованием

13
Видех, и се на облацех небесных, яко сын человечь бяше. В сем заключается пророчество о судьбе Иудеев, которые преодолевали Греков и всех окрестных царей. Но пророчество увенчалось вполне на Господе нашем. Ибо ему дана власть над всеми народами, племенами и языками, как Сам Он сказал: дадеся Ми Отцем Моим всяка власть на небеси и на земли (Мф.28:18).

Дан.7:13  с толкованием

14
И Тому поработают. Это равнозначительно сказанному: о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных и земных и преисподних (Флп.2:10). Власть Его власть вечная, яже не прейдет, и царство Его не разсыплется. Согласно с сим сказанное Ангелом Марии: и царствию Его не будет конца (Лк.1:33).

Дан.7:14  с толкованием

15
Вострепета дух мой на ложи моем.

Дан.7:15  с толкованием

16
И приидох ко единому от служителей стоящих, и известия просих от него: и сказание словес возвести ми. Пророк говорит, что дух его на ложе своем опечален был бедствиями, какие должен был перенести народ его, и присовокупляет: истолковал мне Ангел, что виденные мною четыре зверя суть четыре царства: вавилонское, которое теперь продолжается, и мидийское, персидское и греческое, которые восстанут; после же них

Дан.7:16  с толкованием

18
преймут царство сыны народа твоего, святии Вышняго, называемые святыми Вышняго по причине тайны сокровенной в их праведниках; и их обладание царством будет до века и века веков.

Дан.7:18  с толкованием

19
И вопрошах испытно о звери четвертом и о роге его, т.е. Антиохе, который

Дан.7:19  с толкованием

21
творяше рать со святыми, и укрепися на них; - со святыми, т.е. со священниками.

Дан.7:21  с толкованием

22
Дондеже прииде Ветхий деньми, и суд даде святым, т.е. святым из дома Маккавеев, чтобы преодолели его.

Дан.7:22  с толкованием

25
И святым Вышняго возбранит, т.е. священникам возбранит священнодействовать. И помыслит пременити времена и быта и закон, т.е. законы их, времена их праздников и новомесячий. И предадутся в руку его даже до времене, и времен и полувремене, т.е. до трех лет с половиною.

Дан.7:25  с толкованием

26
И судище сядет, чтобы отмстить за утеснение святых, т.е. священников, блюстителей закона Вышняго, истребить и погубить малый рог, Антиоха, который угнетал и гнал ревнителей из дома Маккавеев. И сей нечестивец исторгнут из числа живых, а им даны власть и господство. Потом Пророк Даниил говорит:

Дан.7:26  с толкованием

28
до зде скончание словесе, т.е. окончание истолкования бывшего сна. Размышления моя смущаху мя, и зрак мой пременися на мне, от помышления о том, что малый рог причинит народу иудейскому и священникам. И глагол в сердцы моем соблюдох, чтобы не опечалить им слушателей моих.

Дан.7:28  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на видения пророка Даниила (отрывок)

Дан.7

Глава 
7

Дан.7  с толкованием

7
После сего видел в видении ночном: и вот, зверь четвертый, страшный и ужасный весьма, зубы его железные и большие и когти его медные; пожирает и сокрушает, и остатки попирает ногами своими, и он отличен был от всех прежних зверей.

Дан.7:7  с толкованием
Четвертым зверем называет пророк Римское царство. Не дал же ему имени, потому что Римское государство, составленное из многих народов, возобладало во вселенной. Сперва управлялось царями, потом — иногда народом, а иногда вельможами, напоследок же возвратилось под прежнюю, царскую власть.
 

Пророк говорит, что зверь страшный и ужасный весьма, потому что царство это сделалось могущественнее всех прежних царств. И, об истукане говоря, пророк четвертым веществом поставил железо и добавил: _ как железо сокрушает и раздробляет все, так все сокрушит и раздробит (Дан.2:40). Но здесь говорит: зубы у зверя железные; из чего явствует, что и здесь подразумевается то же царство. Сказано: пожирает и сокрушает. И действительно великие подати возлагаемы были на подданных Римлянами. И остатки, сказало, попирает ногами своими. Под ногами пророк разумеет воинство царства сего; немало вреда причиняется им жителям городов и сел. И он отличен был от всех прежних зверей, потому что Римское царство сделалось могущественнее и знаменитее царств, бывших прежде него. И десять рогов дано было ему, говорит пророк. Это значит, что к концу царства в одно и то же время восстанут десять царей, из которых одни будут сильны, а другие слабы. Это показал пророк и в истукане, виденном во сне [Навуходоносора]. Ибо и там перстов на ногах десять, и из них некоторая часть железная и некоторая часть глиняная (Дан.2:42); толкуя же сие, блаженный Даниил сказал, что некоторая часть царства будет крепка, а часть — бессильна. А из этого явствует, что тот и другой сон означают одно и то же.
 


8
[Я] рассматривал эти рога, продолжает пророк, и вот, другой рог малый вышел видимо между ними, и три из прежних рогов исторгнуты были от лица его; и вот глаза, как глаза человеческие, в роге том, и уста, говорящие великое, и брань творил со святыми.

Дан.7:8  с толкованием
Здесь Даниил разумеет Антихриста, появляющегося между десяти рогов. Говоря же, что рог сей исторг три рога, бывшие прежде него, дает понять, что он сокрушит трех царей из десяти царствующих в одно и то же время. Называет рог сей малым как происходящий от малого Иудейского колена, но видимым, потому что после этого сделается значительным. А под очами пророк разумеет смышленость и хитрость, употребив которые, [он] обольстит многих. Но и уста, сказано,говорящие великое, то есть говорящие высокомерно и надменно. Ясно же учит нас сему блаженный Павел, говоря: да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек беззакония, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, выдавая себя за Бога (2Фес.2:3-4). Это-то разумея, и блаженный Даниил сказал: и уста, говорящие великое, и творил брань со святыми, то есть употребит все меры, желая всех людей завлечь в сообщники своего лукавства и подвергнуть всех одному с собой наказанию. Но, поступая так, говорит пророк, весьма скоро и сокрушится.
 


9-10
Видел я, — продолжает Даниил, — наконец, поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одежда Его была бела, как снег, и волосы главы Его — как чистая волна; престол [Его] — пламень огненный, колеса его — огонь пламенеющий. Река огненная текла пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли Ему. Судилище село, и раскрылись книги.

Дан.7:9  с толкованием
Пророк говорит, что рог, говоривший великое, высокомерное и надменное и брань творивший со святыми, на все это отваживался, пока не село судилище. Надлежит знать, что Бог, Который бесплотен, прост, не имеет образа, не приемлет никакого очертания, имеет же естество неописанное; многократно, как угодно Его воле, для пользы тварей, образует видения; и можно видеть, что иначе являлся Он Аврааму, иначе Моисею, в ином образе Исаии, а также в другом виде явился Иезекиилю. Посему, когда видишь различие откровений, не предполагай Бога многообразным, но слушай, что Сам Бог говорит устами пророка Осии: Я видения умножил и в руках пророческих уподобился (Дан.2:10) Уподобился, сказал, а не видим был, потому что, как угодно Ему, образует видения. Так, конечно, и блаженный Иезекииль, увидев, что Явившийся составлен был из электра и огня, когда писал откровение, присовокупил: сие подобие славы Господней (Дан.2:1). Посему и здесь блаженный Даниил видением Ветхого днями научается вечности. Понимая так, и некоторые из переводчиков вместо слов Ветхий днями поставили:ветхими Творящий дни. Видит же пророк чистоту волос и белизну одежды, научаемый всем этим непорочности и святости не только естества Божия, но и представления о Нем, то есть правды, помышления, попечения, суда. Поскольку пророк видел рог, говорящий высокомерные слова и замышляющий тысячи козней против рабов Божиих, то [благодаря] молниеносно сияющей во всем чистоте понимает, что эти дерзости совершаются не по небрежению, но по неизреченному домостроительству попускающего Бога. И чтобы не подумал кто, будто Бог, как благий, хочет оказать помощи святым и не может, [Даниил] видит и престол, сделанный из огня, и колеса огненного естества, и огненную реку, омывающую престол, и тысячи тысяч служащих и тьмы тем предстоящих. И одним из этого постигает он Божие всемогущество, а другим Божию чистоту и непорочность, ветхостью же — вечность, премудрость, кротость. К этому пророк прибавляет: судилище село; и раскрылись книги, то есть судилище решило, что время быть суду, и раскрыло памятные записи о том, что сделано каждым; ибо сии записи называет пророк книгами. Если же думает кто, что это означает обетование Господа, которое дал Он апостолам, сказав: поставлено будет двенадцать престолов, и сядете судить двенадцать колен Израилевых (Мф.19:28), то в этом нет ничего невероятного, потому что обетование Истины не ложно.
 


11
Видел тогда, говорит пророк, что за изречение высокомерных слов, какие говорил этот рог, зверь был сокрушен и погиб, и тело его предано на сожжение огню.

Дан.7:11  с толкованием
Когда по причине неистовства этого рога был совершен суд, разрушилось тогда, говорят Даниил, и четвертое царство, и тело зверя предано на сожжение огню. Нужно заметить, что не сказал просто: предан зверь, но тело его предано на сожжение огню. Поскольку под зверем подразумевается все царство, и в царстве одни пятомцы благочестия, а другие делатели греха, и, следуя божественному Писанию, мы обыкновенно называем первых духовными, а последних — плотскими, то справедливо сказал пророк, что на сожжение огненное предается не зверь, но тело зверя, то есть люди огрубевшие, плотские, не помышляющие ни о чем духовном.
 


12
И у прочих [зверей] отнята власть, и продолжение жизни дано им до времени.

Дан.7:12  с толкованием
Власть других зверей прекратилась уже, говорит пророк, хотя и многолетний круг времени провели они в обладании, ибо каждому определено известное время для царствования. Когда же совершилось это и другие царства прекратились уже прежде сего, а заслужившие наказание в четвертом царстве преданы были огню, тогда, говорит пророк,
 


13-14
Видел я во сне ночном: вот, на облаках небесных шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, и честь, и царство, и всё люди, племена и языки служили Ему; власть Его — власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится.

Дан.7:13  с толкованием
Подлинно сейчас может сказать иной Иудеям, что когда-то сказал им пророк: у тебя было лицо блудницы, не постыдилась во всем (Нер 3:3). Ибо что яснее этих слов? Действительно, более евангельски и апостольски, нежели пророчески и гадательно, проповедал пророк. О чем Господь сказал в Евангелии: узрите Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с ангелами Его (Мф.24:30; 26:64), и [о чем] блаженный Павел говорит: Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые восстанут нетленными, и мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем (1Фес.4:16-17), тому ясно научил нас блаженный Даниил, предвозвещая второе пришествие Спасителя. Как ясно называет Его Сыном человеческим по воспринятому Им естеству, так говорит, что грядет на облаках, по собственному Своему обетованию, чтобы показать власть и принять честь, власть и царство от Ветхого днями, как человек. Это и во втором псалме от лица Самого Господа говорит блаженный Давид: Господь сказал мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе (Дан.2:7-8). Это же говорит и блаженный Даниил, ибо сказано: и все люди, племена и языки служили Ему. И, показывая нескончаемость царства, пророк продолжает: власть Его — власть вечная, которая не прейдет, и царство Его не разрушится. Так описав откровение, пророк прибавил:
 


15
Вострепетал дух мой в теле моем, Данииле, и видения головы моей смутили меня.

Дан.7:15  с толкованием
Ибо видение это, говорит, было весьма страшно, и неведение значения таинственных явлений смущало ум и наполняло смятением.
 


16
И пришел к одному из стоящих, и просил его объяснить все сие.

Дан.7:16  с толкованием
Стоящими называет пророк те тысячи тысяч и тьмы тем, которыми не число определенное показал он, но выразил множество, превосходящее всякое число, и служащих, и предстоящих; потому что почетнейшие не только предстояли, но и принимали повеления; прочие же тем, что стою со страхом, изъявляли готовность служить. И как в человеческих судилищах одни из подчиненных стоят, показывая этим, что судилище страшно, а другие исходят и входят, принося судье ответы: так и в этом наиболее страшном судилище Даниил видел, что тьмы тем предстоят, а тысячам тысяч вверено служение. Посему, подойдя и прося объяснить откровение у одного из стоящих, говорит пророк, познал я истину. Ибо сказал он мне:
 


17-18
Эти четыре больших зверя — четыре царства восстанут на земле, а когда прейдут, примут царство святые Всевышнего и будут владеть им во веки и во веки веков.

Дан.7:17  с толкованием
Нужно обратить внимание на то, что и здесь назвал четыре царства, как и в видении истукана говорил о четырех же, и не думать, что царство, означенное глиной, отличное от царства, означенного железом. Ибо там сказал, что конец железного царства слабее, и здесь также изрек, что из десяти рогов три исторгнуты, очевидно, как более слабые, чем другие. Посему, говорит, царства эти разрушатся, а истинное и нескончаемое царство дано будет святым Всевышнего. И потому, продолжает, возлюбив это царство, ни во что не ставь царства настоящего века, которые в непродолжительном времени примут конец.
 


19
И спросил [я] подробнее о звере четвертом, который был отличен от всех зверей, страшном весьма, с зубами железными и когтями медными, [который] пожирал и сокрушал, и остатки попирал ногами своими.

Дан.7:19  с толкованием
Должно заметить, что зубы называет железными, а когти медными. Поскольку Римское царство со всех берет дань, то зубы пророк назвал железными. А поскольку многие из царства Македонского поступают на военную службу — и что у зверя когти, то у царя воины, — то справедливо назвал когти медными и третье царство нарек медным. Вопросил, говорит пророк,
 


20
И о десяти рогах его, которые на голове его, и о четвертом, вышедшем и исторгнувшем первые три, и у рога того глаза его и уста, говорящие великое, и вид его более прочих.

Дан.7:20  с толкованием
Не должно удивляться, что выше пророк назвал сей рог малым, а здесь говорит: и вид его более прочих. Надлежит тщательно вникнуть в эти слова. Ибо, когда видел рог сей появляющимся, назвал его малым, как возникающий в малом народе Иудейском и обладающий пока незнатным царством. Но по исторжении им трех предшествовавших ему рогов, согласно видению своему, называет его более прочих. Посему продолжает спрашивать: почему
 


21-22
Рог тот вел брань со святыми и укреплялся против них, то есть уничижил их, доколе не пришел Ветхий днями, и суд дал святым Всевышнего, и время пришло, и царство приняли святые.

Дан.7:21  с толкованием
Попросил я, говорит пророк, объяснить мне, что значит сей рог, поступающий кичливо, произносящий высокомерные слова, уничтожающий общество святых, пока Ветхий днями не произносит над ним справедливый приговор, не отдает царство святым и не сокрушает его державы.
 


23
И сказал мне, говорит пророк, так: зверь четвертый — четвертое царство будет на земле, которое превзойдет все царства и будет пожирать всю землю, попирать ее и сокрушать ее.

Дан.7:23  с толкованием
Древние познавали это из таинственных видений, а мы знаем это из опыта. Ибо видим исполнение пророчества, видим, как взыскиваются подати, многих угнетает нищета и ежедневно совершается все прочее.
 


24
И десять рогов его, сказано, десять царей восстанут.

Дан.7:24  с толкованием
Надобно заметить, что не сказал: восстанут один за другим преемственно, но: восстанут в одно и то же время. А что это действительно так, свидетельствует прибавляемое: И после них восстанет, говорит, иной царь, который превзойдет злодеяниями всех прежних, и трех царей смирит. Если царствовали не в одно и то же время, но преемственно один после другого, то как же смирит он в одно время? Посему ясно, что, по предсказанию, десять царей восстанут при конце в одно время. Антихрист же, восстав и приняв царство последний, будет воевать с ними и сокрушит трех из них. Но, не довольствуясь победой над людьми, сказано,
 


25
И словеса на Всевышнего возглаголет, и святых Всевышнего приведет в ветхость, или, как читается в некоторых списках, смирит и помыслит отменить времена и закон.

Дан.7:25  с толкованием
Будет поступать с таким бешенством и неистовством, что на Бога всевышнего изрыгнет слова высокомерные и хульные, а тех, которые усердно Ему служат и причастны святыни, подвергнет всем родам казней, даже вообразит возможным совершенно истребить господствующее благочестие и отменить предписываемый им доблестный образ жизни. Ибо это дает понять, говоря: помыслит отменить времена и закон, то есть образ жизни, соблюдаемый в то время. Потом прибавляет: и преданы будут в руку его, то есть попустят Божий промысел. И, показывая продолжение бедствий в заключительное время, ибо не до конца забыт будет нищий, надежда бедных не погибнет навек (Пс.9:19), после слов: преданы будут в руки его, прибавил: до времени и времен и полувремени. Яснее передал нам это пророк в конце пророчества. Ибо говорит: от времени прекращения всегдашней жертвы дастся мерзость запустения на тысячу двести девяносто дней (Дан.12:11). Посему временем, временами и полувременем называет три с половиной года, когда этот рог будет иметь власть говорить великое.
 


26
И воссядет судилище, говорит пророк, и отнимет у него власть губить и истреблять до конца.

Дан.7:26  с толкованием
Это ясно преподал нам и блаженный Павел, ибо, сказав переданное нами прежде, прибавил и следующее: пока удерживающий ныне не будет [взят] от среды. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. Его же пришествие будет по действию Сатаны, со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих (2Фес.2:7-10). А смысл этих слов такой: удерживающему ныне должно быть устраненным; ибо истребится существующее заблуждение и прекратится идольская прелесть, и тогда явится беззаконник. Это и Господь изрек в священном Евангелия: проповедано будет Евангелие во всех краях земли; и тогда придет конец (Мф.24:14). Отсюда, научившись, блаженный Павел внушает Фессалоникийцам, а через них и всем любителям благочестия: не думайте, что враг истины явится ныне, ибо прежде истребится удерживающее идольское заблуждение и утвердится проповедь Евангелия, а уже потом появится беззаконник. Затем показывает и погибель его: которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. После сего объясняет, каким образом явится он (беззаконник): его же пришествие будет по действию Сатаны, ибо диавол будет подражать вочеловечению Бога и Спасителя нашего. И как Господь, явившись в естестве человеческом, сотворил наше спасение, так и диавол, восприняв достойное своего лукавства орудие, посредством его покажет свою деятельность, обольщая беспечных людей ложными знамениями, чудесами и призраками чудес. И апостол, объясняя, почему Бог всяческих попустит совершится этому, присовокуплял: за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи, да будут осуждены все, не веровавшие истине, но благоволившие неправде (2Фес.2:10-12). То же самое и Господь изрек Иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин.5:43). Это же и ангел говорит, открывая Даниилу: и словеса на Всевышнего возглаголет, и святых Всевышнего приведет в ветхость, и помыслит отменить времена и закон, и преданы будут в руку его до времени и времен и полувремени. И воссядет судилище и отнимет у него власть губить и истреблять до конца. Видите, как сказанное ангелом загадочно Павел изложил ясно? Господь, предсказывая восстание на святых, сказал: ибо тогда будёт великая скорбь, какой не было от начала мира доныне и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни (Мф.24:21-22). Потом, дав совет святым Своим ученикам, а через них и всем людям не обольщаться словами тех, которые будут говорить: вот, здесь Христос, или там (Мф.24:23), потому что Он не скрыто и не тайно, но явно со славою явится, добавил: тогда увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их (Мф.24:30-31). Это же предсказывая Даниилу, ангел добавил к сказанному:
 


27-28
Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет святым Всевышнего, и царство Его — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему.

Дан.7:27  с толкованием
Здесь конец слова. Это значит: таков конец всего в жизни сей: все царства земные примут конец, вечное же царство будет дано святым Всевышнего, и они, царствуя, будут усердно Ему повиноваться и служить, ибо царство Его вечное и не имеющее конца. Пророк, выслушав сие, говорит: я, Даниил, исполнился великого страха, и потому не успокоились во мне помыслы мои, но смущались и непрерывно приходили в смятение, отчего и в лице моем произошла большая перемена. Однако не разглашал явленных мне тайн, но хранил их в сердце. Сему научил нас блаженный Даниил, а я, оставив теперь обвинять Иудеев, весьма дивлюсь некоторым учителям благочестия, которые четвертого зверя назвали Македонским царством. Им нужно, во-первых, принять во внимание, что третий зверь имел четыре главы, из чего ясно видно происшедшее по смерти Александра разделение царства на четыре части. А потом не должно упускать из виду, что четвертый зверь в одно и то же время имел десять рогов и малый рог исторг три бывшие перед ним рога. Но царство Александра приняли четыре, а не десять царей. И если, оставив все прочее, обращусь к концу, то нужно понять сказанное, что по истреблении четвертого зверя царство будет дано святым Всевышнего; потому и судилище село. Но святые Всевышнего не приняли царство после Антиоха Эпифана. Если блаженные Маккавеи приобрели некоторую силу, то не надолго. Иуда военачальствовал три года, Ионафан девятнадцать годов, Симон восемь; и прочие — опасаюсь, чтобы, говоря о каждом, не продлить речи, — после кратковременной власти или умирали, или по некоторым обстоятельствам лишались военачальства. Притом же, не все они святые, но некоторые из них вдавались в пороки. А если, положим, все они святы, то Ирод, истребив их, объявлен был царем всей Иудеи. Поэтому будет ли истинно сказанное ангелом, что, по сокрушении этого рога, царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет святым Всевышнего, и царство Его — царство вечное? Ибо все это неприменимо к Маккавеям; ими царская власть не была вверяема, но как военачальники побеждали они и вскоре восприняли конец. Посему под четвертым царством остается разуметь царство Римское, потому что при конце его восстанут в одно время десять царей, творец же всякого лукавства и наставник [в нем] явится последним, все то делая и претерпевая, что открыто нам о нем в пророчестве. По низложении же его откроется пришествие Бога и Спасителя нашего, наступят суд всех людей и открыты будут книги — эти памятники того, что сделано в жизни каждым. Будет предано огню тело зверя, то есть те, которые отняли владычество у души, предоставили власть телу и были водимы в жизни плотским умом. Даст же праведный Судия царство святым, взывая: придите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от сложения мира (Мф.25:34). Да даст же Он получить оное всем нам по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым слава Отцу со Святым духом во веки веков! Аминь.