Библия Синодальный перевод Послание к Ефесянам Глава  2

Послание к Ефесянам святого апостола Павла
 


Глава 
2

Еф.2  с толкованием

1
И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим,

Еф.2:1  с толкованием

2
в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,

Еф.2:2  с толкованием

3
между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,

Еф.2:3  с толкованием

4
Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,

Еф.2:4  с толкованием

5
и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, —

Еф.2:5  с толкованием

6
и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,

Еф.2:6  с толкованием

7
дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.

Еф.2:7  с толкованием

8
Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:

Еф.2:8  с толкованием

9
не от дел, чтобы никто не хвалился.

Еф.2:9  с толкованием

10
Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Еф.2:10  с толкованием

11
Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками,

Еф.2:11  с толкованием

12
что вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире.

Еф.2:12  с толкованием

13
А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.

Еф.2:13  с толкованием

14
Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду,

Еф.2:14  с толкованием

15
упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир,

Еф.2:15  с толкованием

16
и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.

Еф.2:16  с толкованием

17
И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким,

Еф.2:17  с толкованием

18
потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.

Еф.2:18  с толкованием

19
Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,

Еф.2:19  с толкованием

20
быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

Еф.2:20  с толкованием

21
на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

Еф.2:21  с толкованием

22
на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Еф.2:22  с толкованием

Толкования на главу Еф.2
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к ефесянам

Еф.2

Глава 
2

Еф.2  с толкованием

1-10
И вас, некогда мертвых грехами жития вашего, по воле начальника власти в воздухе и духа, поелику он есть начальник над воздухом, так что может воспринимать от него подобие видимого образа, и начальник над духом нечистоты, - тот, говорит, который уже возобладал в сынах непослушания, не желающих веровать Евангелию, - в (числе) коих и мы все обращались в похотях плоти нашей, творя не волю Божию, но волю (земного) помышления и плоти нашей, и были мы по природе чадами гнева, как и прочие, кои даже до настоящего времени упорствуют в непослушании. Мы все говорит, поелику и себя самого Апостол включает в число их, так что и он был чужд той благодати, которая помиловала и помилует всех, кои веруют и получают крещение ею. Бог же по великой любви Своей, коею возлюбил нас, помиловал нас, милосердно, - и когда мы были мертвы грехами нашими, оживотворил нас посредством крещения во Христе, благодатию Его спасая нас, поелику даром спас нас, - и воздвиг нас с Ним уже данным нам обетованием, прежде чем мы пали бы, - и посадил нас с Ним в небесах, то есть удостоил нас чести и славы посредством плоти Его, которую посадил на небесах: дабы открыть векам грядущим в воскресении Его преизобильное богатство благодати Своей, которая была чрез Христа в этом веке нашем. Ибо благодатию Его призваны (спасены?) вы, именно чрез веру призваны. И это не от вас, не вами сделано и не вашими делами, но Божий дар есть, дабы кто не похвалился делами своими, но да хвалится благодатью, которая помиловала его: Его ведь (ибо) мы (есмы) творение, созданные вновь в Господе нашем Иисусе Христе для дел добрых, к коим Он прежде, то есть когда избрал нас, предъуготовал нас, чтобы в них ходили мы.

Еф.2:1  с толкованием

11-22
Посему и вы помните, что некогда вы также язычники были по плоти, поелику дела плоти совершали, и называемы были вы необрезанием от обрезанных Евреев. И были вы в то время без Христа, хотя и сохранялись для призвания Христова, и отчуждены были от общества и учреждений Израиля, то есть от соблюдения постановлений закона. Чужие же вы не обетованию, но завету обетования, - и другой надежды не имели, поелику не знали обетования, - и без Бога в мире жили, ибо не ведали Бога истины. Ныне же, так как вы сделались Христовыми чрез веру вашу, - вы, кои далеко были от Него, соделались близкими Ему в крови Его, которую принимаете; ибо Он есть мир наш, то есть Он создал мир между Евреями и язычниками, поелику соделал обоих одним заветом и разрушил плотью Своею средостение вражды, то есть безумие идолослужения, лежавшее на всех и скрывавшее истину, и дозволил разуму человеческому переноситься на небеса. И закон земных заповедей духовными повелениями Своими упразднил, дабы двух, очевидно язычников и Евреев, создать в Себе Самом в одного новаго человека, творя мир - и сдружить обоих в одном теле (одним телом), которое умерщвлено за обоих, - и чрез крест Свой убил вражду, то есть уничтожил и истребил вражду между нами и Богом. И пришедши благовестил мир вам, язычникам, дальним и Евреям близким: потому что чрез Него мы возъимели доступ. Прежде мы соединялись и разделялись друг с другом благодаря своим законам, ныне же явился для нас доступ в одном Духе к Отцу всяческих, то есть чрез Духа Коего восприяли мы от самого крещения, так что между получившими Его уже нет более ни Иудея ни язычника, ибо все во всем Христос есть. Итак уже вы не (есте) чужие обетованиям завета и не пришельцы в отношении наследства, уготованного и соблюдаемого для вас, - но вы есте (со)граждане святых и свои Богу. И построены вы на основании, очевидно проповеди, Пророков и Апостолов, тогда как Сам Иисус Христос стал главою угла, то есть Увенчателем и Запечатлителем сего духовного учения. И в нем все домостроение Церкви утверждается, стройно соединяется и растет в здание храма святого; разумей по подобию храма святого в жилище божества: поелику в Нем и вы вместе с самою Церковью соустрояетесь, чтобы быть вам жилищем божества чрез Духа Святого.

Еф.2:11  с толкованием

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание эфесянам Святого Апостола Павла

Еф.2

Глава 
2

Еф.2  с толкованием

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа.
 

Еф.2:1 с толкованием
Выше он сказал, что Бог в нас явил ту же самую силу и действие, что и во Христе. О Нем сказано, что воскресил Его из мертвых и посадил Его выше всех. А потом теперь говорит и о нас: и вас, говорит, мертвых (смертью не телесной, которая началась с Адама, но душевной, которая происходит от нас самих, смертью греха) воскресил и воздвиг. Итак, той же самой силой и Господа воздвиг от телесной смерти, и нас от душевной смерти греха, а изменение настроения души гораздо важнее воскрешения мертвых, как и выше сказано. Мысль этого места действительно такова, но слишком растянута до слов: оживотворил со Христом; так как много вставлено и есть повторение в словах: Бог, богатый милостью. Итак, сказав, что они мертвы и показав, каким образом мертвы, именно заблуждениями и грехами, — он успокаивает двояким образом, словами: в которых вы некогда жили, а не теперь, и добавлением, что вследствие порабощения диаволу вы грешили, и не от вас зависело все, а и от помощника вашего, который так сильно властвовал над вами. Вы грешили, таким образом, по обычаю мира сего, то есть помышляя о мирском и временном и худо пользуясь этим веком. Ибо не век сей зол, но злоупотребление им. Он дан в руководителя, поскольку, будучи тленным и скоропреходящим, может возбуждать нас к нетленному и неизменному; а мы, предавшись тлению и течению его, сделали его не руководителем, а противодействователем. Князем же, господствующим в воздухе, он называет диавола, а не Демиурга, как думают нечестивые манихеи. Князем называет потому, что люди сами себя подчинили ему и более ему служат, чем Богу. Однако такая власть его существует только в этом веке и не переходит за пределы воздуха, потому что имеет место не на небе, а под небом. Посему и Павел называет его князем, господствующим в воздухе, не в том смысле, что он господствует над воздухом и распоряжается им, а потому, что он любит обитать в нем. Ибо диавол, будучи духом, и живет в воздухе, как бы духе (πνεύματι), и доныне в нем имеет власть и силу, властвуя над теми, которые сами себя ему подчинили. А некоторые под князем, господствующим в воздухе, разумеют князя воздушных сил. Посему, говорят, и прибавил: духа, то есть князя и властителя всякого воздушного духа. Ибо после того, как он однажды соделался князем, он, по-видимому, не лишился власти и после своего падения.
 


Действующего ныне в сынах противления.
 

Еф.2:1 с толкованием
Не сказал: принуждающего, но — действующего. Отсюда ясно, что властвует над добровольно ему подчинившимися. Ибо, если бы против нашей воли господствовал, то принуждал бы. И из следующего видно: действует, говорит, в сынах противления, то есть в тех, которые не повинуются Богу, а повинуются ему добровольно.
 


Между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов.
 

Еф.2:3 с толкованием
Не этим только успокаивает их, говоря, что греховность наша происходила от диавола, но и тем, что и сам себя, и всех прочих ставил в одно с ними положение; так как никто не был безгрешен. Похотями плоти называет те, которые происходят от плотского мудрования. Что он здесь не порицает плоти, — это ясно. Ибо сказав: исполняя желания плоти, присовокупляет: и помыслов, то есть не помышляя ни о чем духовном. Поэтому не плоть достойна осуждения, но помышление, которое влечет к страстным удовольствиям. Или же таким образом: мы оскверняем ум, помышляя злое, и плоть, совершая это. А делами плоти можешь считать прелюбодеяние и тому подобное, а делом помыслов — зависть, злопамятство и тому подобное.
 


И были по природе чадами гнева, как и прочие.
 

Еф.2:3 с толкованием
Это сказано вместо: — мы оскорбляем и прогневляем Бога, и ничто другое были на самом деле, как гнев; подобно тому, как дитя человеческое по природе есть человек, так и мы. И как сынами геенны и сынами погибели называются достойные того, так и чадами гнева называются делающие достойное гнева. Слово же по природе поставлено вместо: истинно и подлинно, как и прочие, ибо никто не был свободен от гнева.
 


Бог, богатый милостью.
 

Еф.2:3 с толкованием
Мы делали дела, достойные неумолимого гнева, но Бог, говорит, не просто милостив, но и богат милостью.
 


По Своей великой любви, которою возлюбил нас.
 

Еф.2:4 с толкованием
И любовь от многой милости. Ибо иначе как бы мы — чада гнева — удостоились любви?
 


Мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом.
 

Еф.2:5 с толкованием
Здесь окончание прежде начатой мысли, а прочее все — вставка. Опять Христос посредник, и дело достойно доверия: ибо, если начаток (первенец) жив, то и мы живы; так как Бог оживотворил Его и нас: Его в действии, а нас в силе теперь, а немного после — и в действии. Вот необычайное величие силы Его, именно что Он мертвых, сынов гнева, оживотворил. В этом упование нашего звания.
 


Благодатью вы спасены.
 

Еф.2:5 с толкованием
С глубоким душевным потрясением он высказал это, изумляясь неизреченному дару Божию. Ибо не трудом и не собственными делами, говорит, вы спасены, но только благодатью. Ибо, что касается дел, вы достойны были наказания и гнева.
 


И воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе.
 

Еф.2:6 с толкованием
Как потому, что начаток и глава Христос, говорю, воскрешен, и нас чрез Него Бог воскресил, точно таким же образом, если глава сидит, сидит вместе и все тело. Посему говорит: во Христе Иисусе, то есть потому, что Он восседает, и мы восседаем. Или же: воскресил с Ним должно понимать не о воскрешении, но об оживотворении чрез крещение. Как же после этого посадил? Если терпим, говорит, с Ним и царствовать будем (2Тим.2:12). И Христос говорит: сядете на двенадцати престолах (Мф.19:28), и в другом месте: а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую не от Меня зависит, но кому уготовано (Мк.10:40). Итак, это уже уготовано.
 


Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
 

Еф.2:7 с толкованием
Чтобы кто-нибудь не усомнился в сказанном, он старается сделать речь более убедительной, говоря: если не ради любви к нам, то, по крайней мере, из желания явить Свою благость непременно это исполнит. Теперь многие не верят сему, в будущем же веке все узнают, что нам Бог даровал, видя святых в неизреченной славе. Что же касается выражения во Христе Иисусе, оно значит: не ко Христу одному относится сие, но чрез Него перейдет и на нас, как от начала ко всему: с Ним оживем, с Ним и воссядем. Так говорит великий Иоанн Златоуст в толковании на этот отрывок, а в толковании на Евангелие от Матфея говорит, что никто не воссядет тогда. Подлинно нужен дар Духа и откровения, чтобы уразуметь глубину этих тайн. Ибо, если бы премудрый учитель Иоанн не сказал ясно, что мы будем посажены, то иной мог бы сказать, что во Христе мы уже сидим, равно как и то, что во Христе мы удостаиваемся поклонения от ангелов. Ибо не мы лично удостаиваемся поклонения, но так как наше естество, соединенное с Богом Словом, приемлет поклонение, то и на нас переходит эта честь. В этом смысле и говорит теперь, что и мы воссядем.
 


Ибо благодатью вы спасены через веру.
 

Еф.2:8 с толкованием
Сказав о том, что касается Бога, именно, что мы спасены благодатью, присовокупляет и то, что принадлежит нам — через веру, чтобы не нарушить свободы воли.
 


И сие не от вас, Божий дар.
 

Еф.2:8 с толкованием
Снова как бы уничтожает это, говоря, что и вера не от нас; потому что если бы Он не пришел, если бы не призвал, мы и не последовали бы. Как веровать, говорит, в Того, о ком не слышали? (Рим.10:14). Так что и вера — дар Божий. Или же иначе: не веру называет даром Божиим, а спасение через веру, — вот что есть дар Божий. Ибо пусть вера и наша, но как бы она одна могла спасти, если бы Бог не благоволил принимать нас ради ее, чтобы не совсем быть нам безучастными в деле нашего спасения, — но являться привносящими нечто и от себя.
 


Не от дел, чтобы никто не хвалился.
 

Еф.2:9 с толкованием
Это не значит, чтобы Бог отверг нас, имеющих дела, но — что и тех, которые погибли бы с делами, спас благодатью, так что после этого никто не имеет права хвалиться. Ибо слово чтобы (ίνα) выражает не причину, а последствие дела.
 


Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
 

Еф.2:10 с толкованием
Чтобы ты, услышав, что не делами оправданы, не стал беспечным по отношению к делам, он говорит, что теперь после веры нужны дела. Ибо ты создан во Христе Иисусе и стал новой тварью после того, как умер в тебе в крещении ветхий человек. И как вначале ты призван был от небытия к бытию, так теперь призван к благобытию: ты создан не для того, чтобы быть бездеятельным, но с тем, чтобы делать и ходить в добрых делах, то есть весь путь жизни совершать в них, не два или три года, а весь путь твоей жизни. Ибо на это указывает он словом исполнять. Ибо Бог предназначил к сему, поэтому нельзя уклоняться от этого определенного Богом дела. На добрые дела, не на одно дело, а на все: ибо если будет недостаток в одном — нарушается добродетель. А Григорий Богослов выражение созданы на добрые дела понимал не в смысле создания в крещении, но относил к первому творению.
 


Итак помните, что вы, некогда язычники по плоти, которых называли необрезанными так называемые обрезанные плотским обрезанием, совершаемым руками, что вы были в то время без Христа.
 

Еф.2:11 с толкованием
Сказав, что Он спас их, мертвых, теперь намеревается показать, кому сделал их равными и сонаследниками, и именно израильтянам, — велико ведь было их достоинство, — и говорит: итак помните. Итак (посему). Почему же? Потому что вы созданы на добрые дела, ибо одного этого достаточно, чтобы побудить нас заботиться о добродетели. Помните же сказал потому, что те, которые поднимаются из совершенного ничтожества на высоту, обыкновенно забывают прежнее. Что же помните? Что в прежнее время вы были удалены от Христа, а теперь стали близ Него, как и Израиль. Такова именно цель этих слов. Но заметь, как искусно он ниспровергает обрезание, показывая, что оно отличается от необрезания только словом, а не на делах. Вы, он говорит, язычники по плоти, а не по духу, и которых называли, а не сущие на самом деле, подобно тому, как если бы он сказал, что по плоти вы меньше, а не по духу. И опять словами плотским обрезанием указывает на преимущество, состоящее только в словах и плоти. Таким образом необрезание не было чем-нибудь тяжким и гнусным, хотя и говорили так те, которые хвалились обрезанием; быть же вне Христа — это действительно ужасно и несносно. Почему же, намереваясь показать, что они участники славы израильтян, уничтожает достоинство последних? Но смотри, в чем уничтожает: не в необходимом. Ибо не необходимо обрезание, а безразлично. В необходимом же даже очень возвышает, называя израильтян святыми и присными Богу.
 


Отчуждены от общества Израильского.
 

Еф.2:11 с толкованием
Не сказал: отлучены (κεχωρισμένοι), но отчуждены, потому что и израильтяне были вне законной и по Богу жизни, но не как чуждые, а как нерадивые.
 


Чужды заветов обетования.
 

Еф.2:11 с толкованием
Вот в чем состояло великое разделение. Ибо не сказал: не держащиеся — προσέχοντες — завета, но совершенно чуждые — ξένοι — ему. А израильтяне, хоть и лишились обетовании, но не как чуждые им. Какие же заветы и обетования? Потомству твоему даю Я землю сию (Быт.15:18), и многое другое обетовал, понимаемое совершенно духовно.
 


Не имели надежды.
 

Еф.2:11 с толкованием
Надежды без сомнения относительно будущего: воскресения и воздаяния.
 


И были безбожники в мире.
 

Еф.2:11 с толкованием
Хотя и поклонялись богам, но это не были боги. Прибавил же в мире, чтобы показать, что они были ниже Израиля не только в небесном, но и в том, что есть на земле славного. Ибо израильтяне и в отношении богопочтения были и славны и знамениты.
 


А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою.
 

Еф.2:13 с толкованием
Мы были вдали от Бога, не по месту, а по сердечному расположению и жизни, но теперь стали близко, не жизнью (ибо ничего мы не привнесли от дел), а во Христе Иисусе и Кровию Его. Ибо, пролив Кровь Свою и отдав Себя за нас. Он освободил нас из плена, который удалял нас от Него, и приблизил к Себе. Но можешь и так понимать: мы были вдали от израильтян, а теперь стали близ них.
 


Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно.
 

Еф.2:14 с толкованием
Ибо прежде вочеловечения Слова была великая вражда между обрезанием и необрезанием; а теперь мы примирились, став единой верой. Ибо теперь мы называемся уже не обрезанием и необрезанием, но одно имеем знамение — веру. Представь себе: два человека, один раб, другой усыновленный; тот и другой нанесли оскорбление одному и тому же лицу: один — сделав поступок, достойный лишения сыновства, другой — убежав; потом оба они сделаны наследниками и приближенными. И вот они удостоились одинаковой чести и два стали едино. Точно так же язычники и израильтяне оказались преступниками: те как рабы, а израильтяне — как сыны. Итак, что же? Неужели важное дело иметь общение с израильтянами? Ты возвел нас на небеса, и вот теперь указываешь на это, как на нечто важное? Да, говорит: то должно воспринимать верой, а это самыми делами. Впрочем, не то говорит, что привел нас к достоинству израильтян, а то, что и нас, и их возвел в лучшее состояние. Однако благодеяние к нам выше, потому что тем обещал, а нам не обещал, и мы были вдали, как указывает вышеприведенный пример.
 


И разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею.
 

Еф.2:14 с толкованием
Объясняет, в чем состояла преграда, и говорит: во вражде к Богу и язычников, и иудеев, — во вражде, которая происходила, от наших преступлений, как и пророк говорит: беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом (Ис.59:2). Итак, эту преграду, вражду, Он разрушил Своею Плотию. Каким образом? Положив во плоти конец вражде. Ибо, так как Он соединил плоть с Божеством, ясно, что совершил примирение, ибо два естества соединились и сочетались между собой. А с другой стороны, Он разрушил вражду и тем, что явился безгрешным и исполнил весь закон. Ибо закон был оградой, то есть дан для безопасности, чтобы ограждать; а при нарушении он создает преграду — грех, чрез который мы не в безопасности остаемся, а удаляемся от Бога.
 


А закон заповедей учением.
 

Еф.2:14 с толкованием
Дабы кто не сказал: что же, если мы освободившись от прежнего нарушения закона, опять вынуждены соблюдать его? — он говорит, что и его упразднил. Ибо, дав нам закон для утверждения нас, вместо того, чтобы наказать нас, когда мы его не соблюли, Он совсем отменил закон, подобно тому, как если бы кто, поручив ребенка воспитателю, когда он не повиновался, взял его от воспитателя. Законом же заповедей называет его, потому что он был устроителем жизненного порядка; а веру называет учением, потому что она устанавливается чрез учение или догматы. Поэтому апостол как бы так сказал: вместо жизни Он ввел веру. Ибо получили мы оправдание не вследствие заповедей, определявших делать то или другое, но "если уверуешь сердцем и исповедуешь устами, спасешься" (ср. Рим.10:9). Или же называет учением запретительные заповеди Господни, именно: а Я говорю вам: не клянись вовсе (Мф.5:34), или не гневаться (Ис.54:9) и тому подобное.
 


Дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека.
 

Еф.2:15 с толкованием
Не сделал эллина иудеем, но обоих возвел в лучшее состояние. И не сказал: переменить, но: создать, — дабы сильнее выразить свою мысль, и то, что затем от естественных дел нам отступать не должно. В Себе (έν έαυτω) же сказано или вместо "чрез себя самого" ( δι έαυτου), потому что не другой кто-нибудь сделал это, но Сам, как бы расплавив иудея и язычника, создал одного нового и дивного человека. Или это значит, что Он Сам первый представил образец и пример, Сам явился наперед тем, чем соделал тех (эллинов и иудеев); и что стал посредине между обоими, держа, с одной стороны — эллина, с другой — иудея, смешав их и удалив все враждебное, сверхъестественно воссоздал посредством огня и воды. Итак, в человеческой природе, которую Он принял, в природе общей и язычнику, и иудею и принятой ради обоих, — в ней-то, освобожденной от всякого тления и ветхости, Он создал двух в единого нового человека, свободного от греховной дряхлости и неправды. И тот, и другой характеризуется уже не своими собственными качествами, но обоих характеризует свойство единого человека, созданного по образу Христа. Но еще лучше поймешь эти слова, если мысленно представишь Господа краеугольным камнем, а сих двоих построенными на Нем стенами;
 


Устрояя мир.
 

Еф.2:15 с толкованием
И в отношении друг к другу (иудей ведь тогда сближается с язычником, когда становится верным), но особенно к Богу, что и важнее, как показывает ниже.
 


И в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста.
 

Еф.2:16 с толкованием
Не сказал: умирить (καταλλάξη), но — примирить (άποκαταλλάξη), то есть снова примирить, показывая, что и в древности посредством закона человеческое естество было примиряемо с Богом, но затем, так как чрез преступление закона вражда еще более усилилась, то оно опять возымело нужду в примирении с Богом, которое, как окончательное, справедливо и называется примирением (άποκαταλλαγ). В едином теле — то есть в Своем. Ибо должное нам наказание сам подъял чрез крест, что и выше сказал: Плотию. И опять двоих создаст в Себе. А по мнению некоторых, в едином теле значит то, что обоих ставших как бы единым телом, которому Он есть глава, примирил с Богом.
 


Убив вражду на нем 5.
 

Еф.2:16 с толкованием
Не сказал: разрушив, но сильнее — убив, чтобы она уже не восставала. Каким же образом после этого опять возникает вражда? Она никогда не восстает, но рождает другую, потому что опять грешишь. В нем же — или в кресте, или в теле Своем. Ибо вражду Он убил и на кресте, и в Своем теле, в котором и подъял крест.
 


И, придя, благовествовал мир вам, дальним и близким.
 

Еф.2:17 с толкованием
Не другого послал, но Сам пришел, явившись в положении слуги и раба, и благовествовал мир, — к Богу, без сомнения: дальним — язычникам и ближним — иудеям, так как эти более близкими казались Богу. И Христос ведь говорил: мир оставляю вам (Ин.14:27); мужайтесь: Я победил мир (Ин.16:33), и еще: Отец Мой возлюбит вас (Ин.14:23), и: все, чего будете просить, будет вам (Мк.11:24). А это все — признаки мира.
 


Потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе.
 

Еф.2:18 с толкованием
Своею смертью уничтожил гнев и потом сделал нас любезными Отцу чрез Духа, облагодатствовав нас одинаковой благодатью. Потому что не даровал им — более, как близким, а нам — меньше, как дальним; но в едином Духе обоим даровал единую благодать и таким образом привел к Отцу. Или в употреблено вместо "чрез", и тогда смысл был бы такой: чрез Него и Духа приведены мы к Отцу.
 


Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым.
 

Еф.2:19 с толкованием
Так как Сын пребывает во век, то те, которые не улучат вышнего града, суть странники и пришельцы. Но мы — не таковы теперь, а сограждане святых; не просто иудеев, а святых их — патриархов и пророков, и приписаны к тому же самому граду, граду, находящемуся на небе, вечному, которого и те усиленно искали.
 


И свои Богу.
 

Еф.2:19 с толкованием
Чего те едва достигли посредством великих трудов, то мы получили чрез благодать, став своими (домашними) Богу. Вот упование нашего призвания: ибо в той именно надежде мы призваны, чтобы получить сие.
 


Быв утверждены на основании Апостолов и пророков.
 

Еф.2:20 с толкованием
Желая показать тесное единение язычников с пророками и апостолами, говорит: быв утверждены, как бы говоря: основанием служат пророки и апостолы, а вы дополнили остальную постройку, так что все составили один Божий храм. Это и значит быть надстроенными поверх патриархов и пророков, что в другом месте он называет привитием (Рим.11:19). Апостолов поставил в начало, хотя они по времени были последние.
 


Имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.
 

Еф.2:20 с толкованием
Все держит на Себе Христос. Ибо краеугольный камень поддерживает и стены, и основания. И заметь: иногда он называет Его свыше содержащим все, в каковом случае нарицает Его главой, иногда же снизу носящим на Себе все здание, подобно краеугольному камню; а иногда называет и самим основанием.
 


На котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе.
 

Еф.2:21 с толкованием
На краеугольном, говорит, камне, то есть Христе, все здание, именно — все верующие, соединенные органически и безраздельно, растут и восполняются, чтобы стать храмами Божиими. И поставлю жилище Мое среди вас, говорит, и буду ходить среди вас (Лев.26:11-12). Ибо и вообще Церковь (έκκλησία), то есть собрание всех верующих, есть храм Божий, и в частности каждый человек. В Господе же сказано вместо — благодатью Господа, а не нашими трудами. А словом слагаясь показывает, что не иначе можем сложиться в храм Божий, как ведя такую жизнь, которая соответствует краеугольному камню.
 


На котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.
 

Еф.2:22 с толкованием
И все верующие созидаются в Нем, и вы также, ефесяне, чтобы быть жилищем Божиим в Духе, то есть чрез содействие Духа. Или же Духом сказал в противоположность чувственному строению, как бы говоря: жилище Божие духовное. Такое созидание и совершается до второго пришествия чрез верующих.
 


Примечания


У блаженного Феофилакта: "в нем" вместо: "на нем".

Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. -М, 2000. [OCR 07.02.2002]
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к ефесянам

Еф.2

Глава 
2

Еф.2  с толкованием

И вас сущих прегрешеньми мертвых и грехи вашими, в нихже иногда ходисте.
 

Еф.2:1 с толкованием
Ибо умертвила нас действенность греха; она зачала смерть.
 


По веку мира сего.
 

Еф.2:1 с толкованием
Миром называет создания, а веком настоящую жизнь.
 


По князю власти воздушныя: духа, иже ныне действует в сынех противления.
 

Еф.2:2 с толкованием
Ясно научил нас Апостол, что древле диаволу вверена была власть над воздухом. Но, лишившись оной за лукавство, сделался он учителем злочестия и лукавства. Однако же владычествует не над всеми, но над не приемлющими только Божественных вещаний. Ибо их назвал Апостол сынами противления, напоминая ефесянам Божие благодеяние, а именно, что сподобил их спасения, когда по причине греха были еще мертвы и находились под властию диавола. А чтобы напоминания о прежней жизни не приняли за обвинение, причисляет к ним и себя самого, показывая, что болезнь сия была всем общая.
 


В нихже и мы вси жихом иногда в похотех плоти нашея, творяще волю плоти и помышлений, и бехом естеством чада гнева, якоже и прочии.
 

Еф.2:3 с толкованием
Апостол показал, что не одна плоть, но и самая душа заслуживает обвинение, потому что первоначально приемлет в себя наклонность к худшему, а потом уже с помощию плоти приводит в действие, что замышлено умом. Сказал же Апостол: естеством чада гнева, то есть достойны гнева и крайнего наказания. Так, антихриста наименовал сыном погибели (2Фес.2:3), то есть достойным погибели.
 


Бог же, богат сый в милости, за премногую любовь Свою, еюже возлюби нас, и сущих нас мертвых прегрешеньми, сооживи Христом.
 

Еф.2:4 с толкованием
Но, когда были мы столько худы, Владыка Бог, имея бездну благости, соделал нас причастниками бессмертной жизни Владыки нашего. Сие разумеет Апостол, сказав: сооживи Христом. Ибо, так как воскрес Он, надеемся воскреснуть и мы, потому что в Нем наше преспеяние. Потом Апостол яснее показывает величие дара.
 


Благодатию есте спасени.
 

Еф.2:4 с толкованием
Ибо не за доблестную жизнь нашу призваны мы, но по любви Спасшего нас.
 


И с Ним воскреси и спосади на небесных во Христе Иисусе.
 

Еф.2:6 с толкованием
Поелику воскрес Он, и мы воскресли упованием; поелику Он совосседит со Отцом, и мы участвуем в этой чести; потому что наша глава совосседит, наш начаток соцарствует. В наше облекся Он естество.
 


Да явит в вецех грядущих презелное богатство благодати Своея благостынею на нас о Христе Иисусе.
 

Еф.2:7 с толкованием
Величие уповаемых благ ныне совершенно неизвестно неверным, да и верные якоже зерцалом в гадании (1Кор.13:12); потому что верою ходят, а не видением (2Кор.5:7); но тогда узрят лицем к лицу. Тогда и верные и неверные увидят от нас восприятое для всей твари достопоклоняемое естество и соцарствующих святых. Аще бо умрохом, — говорит Апостол, — то с Ним и оживем: аще терпим, с Ним и воцаримся (2Тим.2:11-12).
 


Благодатию бо есте спасени чрез веру.
 

Еф.2:8 с толкованием
Благодать Божия сподобила нас сих благ, а мы привнесли одну веру; но и в той содейственною бывает Божественная благодать. Ибо и это присовокупил Апостол.
 


И сие не от вас, Божий дар: не от дел, да никтоже похвалится.
 

Еф.2:9 с толкованием
Ибо не сами собою мы уверовали, но, будучи призваны, приступили, и от приступивших Господь не потребовал чистоты жизни, но, прияв одну веру, даровал отпущение грехов.
 


Того бо есмы творение, создани во Христе Иисусе на дела благая, яже прежде уготова Бог, да в них ходим.
 

Еф.2:10 с толкованием
Апостол сказал здесь: создани, разумея возрождение, то есть Бог призвал нас по неизреченной благости, мы повиновались и, уверовав, получили спасение. Но как до крещения не требовал от нас деятельной добродетели, так по крещении повелевает позаботиться о ней. Ибо сие означают слова: на дела благая, да в них ходим. Снова же Апостол напоминает ефесянам прежнее, чтобы показать величие Божия благодеяния.
 


Темже поминайте, яко вы, иже иногда языцы.
 

Еф.2:11 с толкованием
(здесь должно поставить знак препинания)
 


Во плоти, глаголемии необрезание от рекомаго обрезания во плоти, рукотвореннаго.
 

Еф.2:11 с толкованием
И обрезание принадлежит плоти, и необрезание также плоти. Сие значит: вы глаголемии обрезание во плоти (называли же вас так имеющие рукотворенное обрезание плоти) не имели никакого общения в благословениях Израиля. Ибо сие показывает присовокупляемое.
 


Яко бесте во время оно без Христа, отчуждени жития Израилева, и чужди от завет обетования, упования не имуще, и безбожни в мире.
 

Еф.2:12 с толкованием
Апостол хочет показать, что Владыка Христос соделался для них снабдителем всех благ. Ибо прежде, нежели уверовали в Него, говорит он, были вы лишены Боговедения и не получали благ, обетованных Израилю.
 


Ныне же о Христе Иисусе вы, бывшии иногда далече, близ бысте кровию Христовою.
 

Еф.2:13 с толкованием
Ибо вас, живущих далеко и отлученных от Израиля, Владыка Христос соделал присными Себе. Это и выразил Апостол словами: близ бысте.
 


Той бо есть мир наш, сотворивый обоя едино и средостение ограды разоривый: вражду плотию Своею, закон заповедий ученьми упразднив.
 

Еф.2:14 с толкованием
Он соделался охранителем мира, Он устроил, что уверовавшие из израильтян и из вас составляют одно тело, и положил конец закону, который, подобно какой-то стене, разделял вас друг от друга, прежде же всего прекратил вражду на Бога, собственную плоть Свою дав за нас в искупительную цену; а совершив сие, уничтожил и то, что разлучало вас и их. Сие выразил Апостол словами: закон заповедий. Ибо Христос не отменил сего: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не возводи на ближнего твоего свидетельства ложного, а также и сего: почитай отца твоего и матерь твою, и сего: не пожелай жены ближнего твоего и сему подобного. На сие самое указал Владыка Христос желавшему дознать путь к жизни вечной. А ученьми Апостол назвал евангельское учение, потому что в добровольном избрании заключается преспеяние в усовершении себя. Ибо сказано: могий вместити да вместит (Мф.19:12), и: аще хощеши совершен быти, продаждь имение твое (Мф.19:21); и: егда поститеся (Мф.6:16). А это — не законоположение, но дело добровольного избрания Законополагает же то, что в самом начале, создав естество наше, начертал в нем.
 


Да оба созиждет Собою во единаго новаго человека, творя мир; и примирит обоих во единем теле Богови крестом, убив вражду на нем.
 

Еф.2:16 с толкованием
Убил вражду на Кресте, принесши нескверную жертву. Примирил же обоих, то есть уверовавших из язычников и из иудеев, в едином теле, принесенном за всех, чтобы составили они одно тело. А всех верующих назвал Апостол одним человеком, потому что одна у всех глава — Владыка Христос, тело же составляют сподобившиеся спасения.
 


И пришед благовести мир вам, дальним и ближним.
 

Еф.2:17 с толкованием
Дальними называет язычников, а ближними иудеев.
 


Зане тем имамы приведение обои во единем Дусе ко Отцу.
 

Еф.2:18 с толкованием
Сие подобно сказанному Господом: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною (Ин.14:6). Привел нас ко) Отцу, говорит Апостол, привел же, сподобив духовной благодати.
 


Темже убо ктому несте странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу.
 

Еф.2:19 с толкованием
Святыми называет здесь Апостол не только тех, которые под благодатию, но и тех, которые под законом и прежде закона. Ибо и об Аврааме сей Апостол сказал, что ждаше основания имущаго града, емуже художник и содетель Бог (Евр.11:10). Весьма высокого достоинства сподобились вы, говорит Павел, и тем, что стали присными Богу, и тем, что соделались сожителями святых.
 


Наздани бывше на основании Апостол и Пророк.
 

Еф.2:20 с толкованием
Пророками называет здесь пророков не Нового, но Ветхого Завета. Предпоставил же им апостолов, потому что чрез них прияли мы Божественную проповедь.
 


Сущу краеугольну Самому Иисусу Христу.
 

Еф.2:20 с толкованием
Как нарек Его главою тела, так называет и краеугольным камнем здания, потому что смыкает две стены и, подобно углу, соединяет уверовавших из иудеев и из язычников.
 


О Немже всяко создание составляемо растет в Церковь святую о Господе: о Немже и вы созидаетеся в жилище Божие Духом.
 

Еф.2:21 с толкованием
В истолкованном выше Церковь назвал исполнением Божиим, а здесь называет храмом и жилищем. Соединение же тех и других производит угол, а здание совершает благодать Духа, чрез проповедников истины преподающая Божественные уроки.