Библия Синодальный перевод Послание к Ефесянам Глава  3

Послание к Ефесянам святого апостола Павла
 


Глава 
3

Еф.3  с толкованием

1
Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.

Еф.3:1  с толкованием

2
Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,

Еф.3:2  с толкованием

3
потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),

Еф.3:3  с толкованием

4
то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,

Еф.3:4  с толкованием

5
которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,

Еф.3:5  с толкованием

6
чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,

Еф.3:6  с толкованием

7
которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Еф.3:7  с толкованием

8
Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово

Еф.3:8  с толкованием

9
и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом,

Еф.3:9  с толкованием

10
дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия,

Еф.3:10  с толкованием

11
по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем,

Еф.3:11  с толкованием

12
в Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.

Еф.3:12  с толкованием

13
Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.

Еф.3:13  с толкованием

14
Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа,

Еф.3:14  с толкованием

15
от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле,

Еф.3:15  с толкованием

16
да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке,

Еф.3:16  с толкованием

17
верою вселиться Христу в сердца ваши,

Еф.3:17  с толкованием

18
чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота,

Еф.3:18  с толкованием

19
и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.

Еф.3:19  с толкованием

20
А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем,

Еф.3:20  с толкованием

21
Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.

Еф.3:21  с толкованием

Толкования на главу Еф.3
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к ефесянам

Еф.3

Глава 
3

Еф.3  с толкованием

1-12
Ради сего я, Павел, узник Иисуса Христа за вас язычников, то есть подвергаюсь узам то от вас, то от самих Евреев, не по какой другой причине, но потому, что благовествую вам сие Евангелие, - если конечно слышали вы тайну благодати и тверды в домостроительстве не подзаконном, а духовном, - домостроительство, говорю благодати Божией, данной мне в вас, то есть ради вас. Поелику по откровению на пути в Дамаск известною мне стала эта тайна, как немного от сего (прежде) написал я к вам, - дабы вы могли читать и разуметь мудрость, скрытую в тайне Христовой, которая другими поколениями, хотя пророки и написали о ней прикровенно, однако не была поведана сынам человеческим, как ныне открыта была Апостолам Его в Духе Святом, то есть чрез дары Духа. Это для того, чтобы быть язычникам сонаследниками прежних праведников чрез тело Его, то есть чтобы вместе с ними вы получали обетование, которое есть именно плоть Его, уже обетованная, так что вместе получили ее Евреи и язычники чрез Христово Евангелие, - коего стал я служителем, распорядителем по изобилию даров благодати Божьей, данной мне не по подвигу немощного тела, но по действию силы Его. Мне, кто наименьшим оказываюсь (есмь) не только всех Апостолов, но даже всех Святых, крещенных очевидно, дана благодать сия, когда я не был достоин ее, благовестить у язычников, не природу Христову, но неизследимое богатство Христово, - и просветить всех людей, чтобы узнали они, что есть (в чем состоит) домостроение сего таинства, так как избрал жизнь духовную вместо подзаконной, которое (таинство) сокрыто было от вечности (веков), от того именно времени, у Бога, Который все создал; ибо хотя и возвещено было в тайных предъуказаниях Его пришествие, однако о том, что тело Его в пищу будет раздаваемо, ведал один только Бог, у Коего это и было сокрыто. В церкви, говорит, да будет известна многоразличная премудрость Божия начальствам и властям, кои на небесах суть: - или священников и князей народа называет властями небесными ради различных очищений проказы и других недугов, в которых чрез них бывала некоторым помощь с неба; или же сказал о начальствах и властях, по заблуждению восстающих на нас, поелику они не познали Сына; (посему диавол) посредством знамения, которое требовал от Него в пустыне, и изречения, которое привел Ему из пророков, наверно узнать Его хотел (Мф.4:1 сл. Лк.4:1 сл.). Итак, среди церкви увидели они многообразную Премудрость Божию. Потом еще говорит, что по предопределению веков (вечному), то есть прежде мира, в церкви сие сотворил чрез Иисуса Христа, в Коем ми возъимели доступ, сообщенный нам чрез упование веры Его.

Еф.3:1  с толкованием

13-20
Посему прошу вас не унывать в скорбях (из-за скорбей) этих наших, кои мы ежедневно терпим не за себя, но за вас. Ведь если бы захотели, мы могли бы проживать в каком-либо одном месте и там чтить Бога, - и в таком случае мы не подвергались бы гонениям. Но поелику мы восхотели спасать всех язычников и для этого и проповедуем всем язычникам, то ради этого и терпим преследование от всех язычников. Итак, не унывайте, ибо это самое терпение наше есть слава ваша. Ради этого преклоняю колена мои к Отцу Господа нашего Иисуса Христа, - от коего (именуется) всякое отечество небесных и земных, то есть на небесах - Того же отца, и на земле - всех рождающихся. Да даст Он вам по богатству славы Своей, силою (укрепиться) чрез Духа Его, то есть чтобы или духовными делами укреплялись бы в Нем, - или посредством добродетели, которую не могут похитить гонители, вы утверждались в крещении Духа, Коего приняли: - как в самом внутреннем человеке нашем, который восприемлет Духа, (да даст) вселится Христу чрез веру и истину и любовь Его, изливающуюся в сердцах ваших, так чтобы тверд был корень ваш, основание, то есть веры вашей. Да возможете понять со всеми святыми и узнать, что есть высота и глубина, долгота и широта, в чем, как мы прежде сказали вам, состоит совершение сего таинства, - и (чтобы знать) каково (есть) превосходство знания любви Христовой, явленной нам, дабы вы исполнились всею полнотою Божиею. Ему, Который может выше всего, что соделал нам, сделать нам не так, как просим, но гораздо более чем просим и помышляем, по сокровенной силе Своей, которая действует в нас, Ему слава во Иисусе Христе от церкви во всех родах во веки веков. Аминь.

Еф.3:13  с толкованием

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание эфесянам Святого Апостола Павла

Еф.3

Глава 
3

Еф.3  с толкованием

Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.
 

Еф.3:1 с толкованием
Указав на попечение о нас Христа, говорит затем и о своем попечении. Так как, говорит, Господь мой явил такие дела в отношении к нам, то необходимо и мне по возможности содействовать. Посему я узник за вас. И если Он был распят, то я, по крайней мере, нахожусь в узах за вас. Словами же за вас язычников указал на следующее: "не только мы вас не гнушаемся, но даже и узы принимаем ради вас и за честь себе поставляем именоваться узниками Христовыми".
 


Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас.
 

Еф.3:2 с толкованием
Намекает на слова Божий к Анании: он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами (Деян.9:15). И откровение тайны, потому что не от человека узнал ее, называет домостроительством благодати. Ибо, говорит, благодать Божия распорядилась таким образом, чтобы я был призван свыше и подвергся слепоте за неповиновение, чтобы таким именно образом придти к повиновению. Но для вас, говорит, была дана мне эта благодать. Ибо сам мне сказал, что Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян.22:21). Посему вы есть дело благодати, и я от себя ничего не принес.
 


Потому что мне через откровение возвещена тайна.
 

Еф.3:3 с толкованием
Вот дело благодати — откровение тайны. И поистине тайна — из крайнего ничтожества возвести язычников в почетное положение, высшее, чем иудеев.
 


О чем я и выше писал кратко.
 

Еф.3:3 с толкованием
Указывает на вышесказанное им, что язычники, бывшие вдали, призваны, что они надстроены поверх патриархов и тому подобное.
 


То вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой.
 

Еф.3:4 с толкованием
Я написал, говорит, не сколько должно, а по силе вашей и вместимости. И из этого вы можете воспринять и понять мое разумение тайны Христовой, то есть как я уразумел тайну Христову, или как я понял, что Он сидит одесную Отца и нас посадил с Собой, что в Себе создал обоих во единого нового человека, и прочее, относящееся к тайне. Поймите же достоинство моего разумения из того, что столько мне Бог открыл. А что это знак великой чести, слушай: не сделал Он того никакому другому народу (Пс.147:9), именно, что Израилю возвестил уставы Свои и суды Свои (Пс.147:8).
 


Которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым 6.
 

Еф.3:5 с толкованием
Что же? Неужели не знали пророки? А как же Христос говорит: "Моисей и пророцы обо Мне писали"; и "исследуйте писания..." и "они свидетельствуют о Мне" (Ин.5:39)? Но Павел, во-первых, говорит то, что не было открыто всем людям, так как прибавил: которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих. А во-вторых, то, что таким образом не было открыто и пророкам, как теперь самым делом явлено апостолам и новозаветным пророкам, Духом Святым. Ибо если бы Дух не научил Петра, последний не принял бы в Церковь язычника Корнилия с его домашними (Деян.10:3). И заметь, не относительно обрезания, а относительно язычников дает Дух откровение, потому что великим было делом принятие в Церковь презираемых язычников. И настолько древние не знали этой тайны, что даже и великий Петр нуждался в наставлении Духа относительно этого.
 


Чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе 7 посредством благовествования.
 

Еф.3:6 с толкованием
Тайна состоит в том, что язычники стали сонаследниками и соучастниками обетования Израилева. Ибо израильтяне участвовали в обетовании, как народ святой; и язычники, доселе нечистые, стали участниками с ними того же обетования, но каким образом? Во Христе, то есть через веру во Христа, которая дошла до них чрез благовестие. И не удовольствовался названием сонаследниками и сопричастниками, — но, чтобы показать большую близость и единение, назвал составляющими одно тело. Ибо язычники со святыми израильтянами составили одно тело, управляемое единой главой — Христом.
 


Которого, служителем сделался я, по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.
 

Еф.3:7 с толкованием
Я стал служителем сего благовествования и нахожусь в узах ради Него; но это не мое дело, а дар божественной благодати, которая дана мне не просто и не скудно, но обильно и щедро, как свойственно давать всесильному Богу. Или же — так как Он даровал мне это служение, то снабдил меня и силой. Ибо бесполезно достоинство, если не соединена с ним сила. Три вещи нам нужно вносить в служение: душу, готовую на опасности, мудрость и разум, и жизнь беспорочную, а Божие дело — давать силу, чрез которую все это стало бы действительным.
 


Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия.
 

Еф.3:8 с толкованием
Намереваясь говорить о величии Божественной благодати, смотри, с каким смирением говорит он о себе. Ибо после столь славных деяний он называет себя самым меньшим, не между апостолами, а между всеми святыми, то есть верующими. И это, как выражение смирения, выше слов: я недостоин называться апостолом (1Кор.15:9).
 


Благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово.
 

Еф.3:8 с толкованием
Какая благодать, говорит, мне дана? Благовествовать язычникам. Ибо другие были посланы к обрезанным, а он к язычникам. Потому он и имеет нужду в благодати, что наименьшему вверено было наибольшее. Но, получив повеление обратить к Евангелию худших, чрез это становится великим, хотя и казался малым. Итак, это дело принадлежит благодати. Если же богатство Христово остается неисследованным даже и после Его явления, то не тем ли более неисследима сущность Его? Как же после этого Евномий хвалился постигнуть ее?
 


И открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге.
 

Еф.3:9 с толкованием
Что призваны будут язычники, это, может быть, знали Духом и пророки и ангелы; но чтобы они были призваны к таким благам, чтобы даже воссесть на престоле Божием, — кто мог сего ожидать? Посему он и называет это тайной, сокровенной в Боге от веков, то есть издавна, от начала. Ибо неизреченно это смотрение и одному Ему ведомо.
 


Создавшем все Иисусом Христом.
 

Еф.3:9 с толкованием
Прекрасно напомнил о творении: сотворил, говорит, все Бог чрез Христа. Ибо без Него, говорит, ничто не начало быть (Ин.1:3). И это чрез Него открывает.
 


Дабы ныне соделалась известною через Церковь начальствам и властям на небесах многоразличная премудрость Божия.
 

Еф.3:10 с толкованием
Ни горние начала и власти, ни дольние не знали тайны прославления язычников. Ибо и ангелы и архангелы знали только то, что Израиль был уделом Господа и народом Его. И Гавриил также знал только то, что Он (Мессия) спасет народ Свой от его грехов. А что и язычники достигнут такой чести, это узнали теперь и горние, и дольние силы через Церковь, то есть через благодеяния, оказанные нам. Ибо благодеяния к нам были для них учителями мудрости Божией. И называет премудрость не просто различной, а многоразличной, указывая на ее особенное превосходство и непостижимость. И Григорий Нисский говорит, что прежде вочеловечения небесные силы просто знали Божественную мудрость, именно: так как Он сотворил все единой Своею волею, то они признавали Его могущественным, и так как все сохранял своим мудрым промыслом, то считали мудрым промыслителем. И в этом нет ничего разнообразного, то есть чтобы иное было и иное Он соделал. Но по воплощении Бога Слова из противоположного возникает противоположное, из смерти — жизнь, из немощи — сила, из бесчестия — слава и из всего, казалось бы, низкого — благоприличное. Таким-то образом стала ведома многоразличная премудрость и сила Божия небесным силам. Ибо, когда мы узнали, тогда и они — чрез нас, видя, каких благ удостоена Церковь, и чрез нее приходя к познанию.
 


По предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе, Господе нашем.
 

Еф.3:11 с толкованием
Хотя теперь только познана, говорит, мудрость того, что совершилось с нами, но оно издревле было предопределено. По предвечному определению, то есть по предведению будущих веков. Ибо Бог знал будущее и таким образом предопределил. Выражение которое Он исполнил во Христе Иисусе относится к мудрости или к домостроительству, которое совершил Отец чрез Сына. А Златоуст, читая вместо: ήν εποίησεν — которое исполнил, ων εποίησεν — которые сотворил (исполнил), говорит, что веки (т.е. века, время, — Прим. Ред.) Бог сотворил (или исполнил — εποίησεν) чрез Сына.
 


В Котором мы имеем дерзновение и надежный доступ через веру в Него.
 

Еф.3:12 с толкованием
Что все чрез Христа произошло, это видно, говорит, из того, что Он есть Тот, Который привел нас. Однако не как пленники мы приведены, и не как грешники, но имеем дерзновение, и не просто, а с надеждой и упованием. Откуда же нам это? От веры, говорит: она, освободив от грехов, вложила в нас дерзновение и упование.
 


Посему прошу вас не унывать при моих ради вас скорбях, которые суть ваша слава.
 

Еф.3:13 с толкованием
Посему, говорит. Почему же? Потому что велика тайна вашего звания и великое дело мне вверено, именно проповедь к вам, и необходимо мне подвергнуться узам и терпеть зло от непонимающих тайну и сопротивляющихся ей; посему умоляю вас, не унывайте, то есть не страшитесь и не смущайтесь, как будто происходит что-то странное. Ибо слава ваша в том более и состоит, что Бог так возлюбил вас, что не только Сына Своего отдал за вас, но и нас, рабов Своих, ради вашей пользы подверг опасностям и узам. Если же мои скорби служат к вашей славе, то гораздо больше вы прославитесь чрез собственные скорби. Посему, даже если бы и сами вы подверглись скорбям, не падайте духом.
 


Для сего преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле.
 

Еф.3:14 с толкованием
Так как вы удостоились такой любви и непостижимы те блага, которые вы получили и которые еще получите в будущем, то я молю, говорит, чтобы дарована вам была благодать вселившегося в вас Христа, — благодать постигнуть это и познать, насколько вы возлюблены. А что эта мольба напряженная, обозначает словами: преклоняю колени мои. От верховного Отца, говорит, всякое отечество: на земле — племена называет отечествами, получившие такое название от имени отцов; на небесах же, — так как там никто ни от кого не рождается, — отечествами обозначает отдельные сонмы, то есть и горние, и дольние чины Он сотворил, и от Него произошли те, которые именуются отцами.
 


Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви.
 

Еф.3:16 с толкованием
Чего же я молю для вас? Да даст вам Бог, богатый и желающий прославления имени Своего, утвердиться в борьбе с искушениями, так чтобы не только не смущаться ими, но и переносить их. И не довольствуется выражением утвердиться, но прибавляет: крепко, прося изобильных для них благ. Как же утвердиться? Д_ухом Его, ибо Он есть подающий крепость. Как и Исаия называет Его "Духом крепости". И не только утвердиться, но гораздо более и сильнее, — вселиться Христу в сердца ваши, не на поверхности, а в глубине. Каким же образом? Верою. Ибо в верных сердцах обитает Христос, приходя с Отцом и творя в них обитель, как Он и предсказал (Ин.14:23). А этого вы достигните, когда укоренитесь в любви Его и не будете колебаться и смущаться. Итак, апостол испрашивает для них двух благ: чтобы они укрепились Духом и чтобы вселился Христос в сердца их; или же чтобы вы, говорит, утвердились и стали достойными того, чтобы вселился Христос в сердца ваши.
 


Могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота.
 

Еф.3:16 с толкованием
О чем вначале он молился, чтобы дан был им Дух премудрости и откровения к познанию того, в чем состоит упование звания их и прочее, — то и теперь говорит: чтобы вы могли постигнуть со всеми верующими тайну совершенного ради вас, — она столь велика, что простирается по всем направлениям. Посему и описал ее внешними чертами, приписывая ей и верх, и низ, и боковые стороны. Ибо, говорит, хотя я и объяснял, невозможно из моих слов понять это в достаточной мере, но только через Духа Святого: не иначе вы можете постигнуть это, как получив подкрепление от Духа. Ибо нужна великая крепость, и если не вселится в вас Христос, мы ничего не в состоянии сделать. Григорий же Нисский говорит, что широтой, долготой, глубиной и высотой обозначается крест: посему апостол молился за ефесян, чтобы они возмогали постичь тайну Креста. Ибо все домостроительство им объемлется и самое важное в нем — Крест, в котором особенно проявляется любовь Божия, как и Господь говорит (Ин.14:12). Посему и Павел указывает на эту любовь.
 


И уразуметь превосходящую разумение любовь Христову.
 

Еф.3:19 с толкованием
И да возможете, говорит, познать любовь Христову, превышающую всякое разумение. Как же мы познаем ее, когда она превышает всякое понимание? Во-первых, он сказал, что любовь превосходит понимание, конечно, человеческое; а вы не человеческой мыслью, но Духом познаете ее. Потом, не то он сказал, что познаете точную меру ее, но то именно, что она велика и превышает всякое понимание. Сие молю познать вам Духом. И кто же, говорит, не знает сего? Все: и те, которые ропщут на обыденную действительность, и те, которые отдают предпочтение мамоне пред Богом. Так как, если бы познали ее, мы и на Провидение не роптали бы, и к настоящему не были бы привержены, отступив от Бога, так нас возлюбившего. Заметь также, если любовь Его превышает всякое понимание, насколько же более существо Его?
 


Дабы вам исполниться всею полнотою Божиею.
 

Еф.3:19 с толкованием
Двояко это понимали: или да познаете, говорит, что во Отце, Сыне и Святом Духе приемлет от нас Бог поклонение, потому что это составляет полноту Бога — троичность; или же — да исполнитесь, говорит, всякой добродетели, которой исполнен Бог. Но лучше, думаю, понимать таким образом: будьте совершенны во всем по образу Божия совершенства, познавая, насколько возможно, всё божественное.
 


А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем. Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века. Аминь.
 

Еф.3:20 с толкованием
Я, говорит, прошу, но Он и больше, чем заключается в моей молитве, сделает. Ибо не только все, чего кто просит, но и больше Он может сделать, и несравненно больше, то есть щедро и с избытком. И вдвойне избыток указывает: несравненно и больше. Ибо возможно сделать и более просимого, но не несравненно, что значит щедро и с избытком. Но Бог может и то, и другое. Как Он и действительно возмог и совершил в нас великое и необычайное, усыновив враждебных Ему язычников, так что уже из того, что Он совершил для нас, ясно и то, что сказано. И справедливо заканчивает речь славословием, прославляя благодетеля и вместе с тем показывая величие совершенного для нас. Ибо не удивлялся бы, если бы не даровал Бог столько, сколько нужно для возбуждения удивления и прославления. Не просто также говорит: Тому слава, но во Христе Иисусе. Ибо подлинно никто не может и прославить Бога, как только благодатью и силой Христовой. Ибо Он подает нам дар прославления и научает, как сие совершить. В Церкви слава Божия, и справедливо: потому что она пребывает непрестанно и врата ада не одолеют ее (Мф.16:18). Посему и славословие это будет вечно.
 


Примечания


У блж. Феофилакта опущено слово Святым.


Слово "Иисусе" опущено у блж. Феофилакта.

Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. -М, 2000. [OCR 07.02.2002]
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к ефесянам

Еф.3

Глава 
3

Еф.3  с толкованием

Сего ради аз Павел юзник Иисус Христов о вас языцех. Аще убо слышасте смотрение благодати Божия данныя мне в вас, яко по откровению сказася мне тайна, якоже преднаписах вмале: о немже можете чтуще разумети разум мой в тайне Христове.
 

Еф.3:1 с толкованием
Апостол хочет сказать: Известившись о сем вашем призвании, в точности дознав, кто вы, и как, и на что призваны, прошу и умоляю Бога всяческих утвердить вас в вере и даровать вам от веры проистекающее спасение. Но весьма многое вставил он в сию мысль, означая опять величие благодеяния. Пересказывает же, как сам он призван, как сподобился Божественной благодати и поставлен проповедником язычников, давая тем знать, что ему весьма прилично проповедовать и что не чужое дело присвояет себе, но исполняет повеленное. А сие: преднаписах вмале — не значит, как предполагали иные, будто бы писал он другое послание. Он сказал: преднаписах, не о том, что касалось его самого, но о тайне. Ибо сие выразил словами: яко по откровению сказася мне тайна: якоже преднаписах вмале, то есть о чем написал теперь; так как о сем рассуждал от самого начала и до сего места. О сем же говорит и в последующем.
 


Я же во инех родех не сказася сыном человеческим, якоже ныне открыся святым Его Апостолом и Пророком Духом.
 

Еф.3:5 с толкованием
Хотя тайна известна была и древним пророкам, но не так, как ныне. Ибо не видели самих дел, но преднаписали сказанное о них. Так и Господь в Священном Евангелии сказал: мнози пророцы и царие восхотеша видети, яже вы видите, и не видеша (Лк.10:24). А ныне открыл Бог сперва апостолам, потом пророкам. Ибо во время апостолов многие имели пророческую благодать. Что же открыл?
 


Быти языком снаследником и стелесником и спричастником обетования Его о Христе Иисусе, благовествованием, емуже бых служитель по дару благодати Божия, данныя мне по действу силы Его.
 

Еф.3:6 с толкованием
Поелику нарек верных единым телом, то говорит, что язычники соделались стелесниками. И поелику наследие почиталось принадлежащим иудеям, то наименовал еще язычников снаследниками. И как иудеи думали, что им одним даны обетования, о чем сказал Апостол и в Послании к Римлянам: ихже обетования (Рим.9:4), то назвал также язычников спричастниками обетования. Все же это дано им благовествованием которого, говорит Павел, я проповедник и служитель, по неизреченной щедрости Призвавшего и по неизглаголанной силе Его. Говорит же, для чего упомянул о силе.
 


Мне меншему всех святых дана бысть благодать сия, во языцех благовестити неизследованное богатство Христово.
 

Еф.3:8 с толкованием
На мне показал действенность собственной силы Своей, призвав меня, недостойного, и вверив мне обучение язычников. При сем Апостол заградил бесстыдные уста Евномию, назвав богатство Христово неисследованным. Ибо Евномий, называя Отца творцом Христовым, утверждал себе, что постиг сущность Самого Отца. Божественный же Апостол не только Божественное естество Христово, но и богатство назвал неисследованным. А как проповедуешь, если богатство неисследованно? Сие самое, говорит Апостол, я проповедую, что оно неисследованно. Ибо сие и присовокупляет.
 


И просветити всех, что есть смотрение тайны сокровенныя от веков в Бозе, создавшем всяческая Иисусом Христом.
 

Еф.3:9 с толкованием
Не исследываю неисследованное, но научаю неведущих откровенной ныне тайне. Ибо прежде была она сокровенна и ведома одному Богу, Который все сотворил, имея содейственником Сына.
 


Да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия, по предложению век, еже сотвори о Христе Иисусе Господе нашем.
 

Еф.3:10 с толкованием
Ибо невидимые силы не знали сей тайны, но по Домостроительству Церкви дознали неизреченную Божию премудрость. Говорит же Апостол: по предложению век, то есть предположил сие прежде веков, сотворил же Домостроительством Владыки Христа.
 


О Немже имамы дерзновение и приведение в надеянии верою Его.
 

Еф.3:12 с толкованием
Ибо, в Него уверовав, Им приведены мы к Богу и Отцу.
 


Темже молю вы не стужати си в скорбех моих о вас, еже есть слава ваша.
 

Еф.3:13 с толкованием
Посему испрашиваю того, чтобы воспользоваться мне Божиею помощию и ради вашего спасения мужественно перенести встречающиеся скорби. Ибо мое терпение в этом есть ваша слава. Все сие вставлено Апостолом в средину речи; потом обращается он к слову о молитве и говорит:
 


Сего ради преклоняю колена моя ко Отцу Господа нашего Иисуса Христа, из Негоже всяко отечество на небесех и на земли именуется.
 

Еф.3:14 с толкованием
Бог есть в собственном и подлинном смысле Отец. Ибо не был прежде сыном, а потом стал Отцом, но всегда Он Отец, и Отец по естеству. Другие отцы, как плотские, так и духовные, свыше заимствовали сие наименование. Называет же Апостол отцами на земли отцов по естеству, а отцами на небесех нарицает отцов духовных. Таков был и сам божественный Апостол. И сие дал видеть, пиша к коринфянам, ибо говорит: Аще и многи пестуны имате о Христе, но не многи отцы: о Христе бо Иисусе благовествованием аз вы родих (1Кор.4:15). Посему говорит: Прося и умоляя, преклоняю колени мои и молюсь Отцу Господа Иисуса Христа, Который подлинно есть Отец, не от другого заимствовал отечество, но Сам сообщил оное другим. О чем же ты молишься?
 


Да даст вам по богатству славы Своея, силою утвердитися Духом Его во внутреннем человеце, вселитися Христу.
 

Еф.3:16 с толкованием
И богатство имеет Он неизреченное, и силу неизмеримую. Посему молюсь, чтобы и вам достигнуть того, да соделаются души ваши, по благодати Духа, обителию спасшего вас Христа. Потом учит, что им должно привнести от себя на устроение сего храма.
 


Верою в сердца ваша: в любви вкоренени и основани.
 

Еф.3:17 с толкованием
Потребны вера и любовь, чтобы вам процветать ими, как бы некиим основанием и корнем имея незыблемость.
 


Да возможете разумети со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, разумети же преспеющую разум любовь Христову, да исполнитеся во всяко исполнение Божие.
 

Еф.3:18 с толкованием
Верою и любовию возможно нам достигнуть духовной благодати, а при ее посредстве дознать величие совершившегося Домостроительства. Ибо широтою, долготою, глубиною и высотою Апостол изобразил величие, потому что сими измерениями означается величина. А сие: да исполнитеся во всяко исполнение Божие, значит: да будете иметь Его совершенно вселившимся в вас. Потом догматическое слово сие заключает Апостол славословием.
 


Могущему паче вся творити по преизбыточествию, ихже просим или разумеем, по силе действуемей в нас, Тому слава в Церкви о Христе Иисусе, во вся роды века веков, аминь.
 

Еф.3:20 с толкованием
Песнословлю Его, потому что и может, и хочет, и дарует более того, нежели сколько просим. Но и всем надлежит песнословить Его и в настоящей, и в будущей жизни. Так, показав им богатство Божия благодеяния, побуждает к разным видам добродетели.