Библия Синодальный перевод Послание к Евреям Глава  10

Послание к Евреям святого апостола Павла
 


Глава 
10

Евр.10  с толкованием

1
Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.

Евр.10:1  с толкованием

2
Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.

Евр.10:2  с толкованием

3
Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,

Евр.10:3  с толкованием

4
ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.

Евр.10:4  с толкованием

5
Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.

Евр.10:5  с толкованием

6
Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.

Евр.10:6  с толкованием

7
Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.

Евр.10:7  с толкованием

8
Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил",

Евр.10:8  с толкованием

9
потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе.

Евр.10:9  с толкованием

10
По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.

Евр.10:10  с толкованием

11
И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.

Евр.10:11  с толкованием

12
Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,

Евр.10:12  с толкованием

13
ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.

Евр.10:13  с толкованием

14
Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.

Евр.10:14  с толкованием

15
О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:

Евр.10:15  с толкованием

16
Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,

Евр.10:16  с толкованием

17
и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.

Евр.10:17  с толкованием

18
А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

Евр.10:18  с толкованием

19
Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым,

Евр.10:19  с толкованием

20
который Он вновь открыл нам через завесу, то есть плоть Свою,

Евр.10:20  с толкованием

21
и имея великого Священника над домом Божиим,

Евр.10:21  с толкованием

22
да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,

Евр.10:22  с толкованием

23
будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.

Евр.10:23  с толкованием

24
Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.

Евр.10:24  с толкованием

25
Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.

Евр.10:25  с толкованием

26
Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи,

Евр.10:26  с толкованием

27
но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.

Евр.10:27  с толкованием

28
Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью,

Евр.10:28  с толкованием

29
то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

Евр.10:29  с толкованием

30
Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой.

Евр.10:30  с толкованием

31
Страшно впасть в руки Бога живаго!

Евр.10:31  с толкованием

32
Вспомните прежние дни ваши, когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий,

Евр.10:32  с толкованием

33
то сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других, то принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии;

Евр.10:33  с толкованием

34
ибо вы и моим узам сострадали и расхищение имения вашего приняли с радостью, зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.

Евр.10:34  с толкованием

35
Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние.

Евр.10:35  с толкованием

36
Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное;

Евр.10:36  с толкованием

37
ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит.

Евр.10:37  с толкованием

38
Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя.

Евр.10:38  с толкованием

39
Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.

Евр.10:39  с толкованием

Толкования на главу Евр.10
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание евреям Святого Апостола Павла

Евр.10

Глава 
10

Евр.10  с толкованием

Закон, имея тень будущих благ.
 

Евр.10:1 с толкованием
То есть будучи образом грядущих благ Нового Завета, которые Христос дарует принявшим этот Завет.
 


А не самый образ вещей.
 

Евр.10:1 с толкованием
То есть не самую истину. Каких же вещей? Нашей жертвы, отпущения грехов. Ибо ветхозаветные вещи, будучи неясными, уподоблялись теневому очертанию: новозаветные же подобны изображению, то есть истине, так как они являются в блеске и совершенстве. Так объясняет св. Иоанн Златоуст. Не бесполезно же принять к сведению и то, что дает понять в этом месте Григорий Богослов. И в других словах, но особенно ясно в слове на Пасху, он говорит: законная Пасха — решительно утверждаю — была образом темнее образа. Таким образом, дает понять что тенью у апостола называется закон; образом же — совершаемое ныне в Церкви, как отражение других более совершенных благ, которые получат в удел достойные в будущем веке; они-то у апостола называются теперь вещами. Посему, как изображение чем-нибудь отличается от первообразной вещи, так и нынешние таинства отличаются от более совершенных вещей будущего века; и насколько очертание уступает образу, настолько и закон уступает Новому Завету.
 


Одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может (δύναται) 13 сделать совершенными приходящих с ними.
 

Евр.10:1 с толкованием
Смысл этого места таков: если бы жертвы законные имели силу, то их не приносили бы всегда: однажды принесенные и оказавшие пользу, они прекратились бы. Но так как их приносили каждый год, постоянно, то ясно, что они не имели силы усовершить. И потому после первой жертвы приносили вторую, а затем еще третью. Подобно тому, как и между лекарствами действительны те, кои, будучи употреблены однажды, излечивают; те же, которые часто употребляются, тем самым показывают свое бессилие. Но спрашивается: что же? А мы разве не непрестанно приносим бескровные жертвы? Конечно, всегда; но мы совершаем воспоминание о смерти Христовой. И эта жертва — одна, а не много их, так как однажды была принесена. Мы постоянно приносим Одного и Того же Агнца, а лучше: совершаем воспоминание о том приношении, как бы ныне совершаемом. Следовательно, жертва — одна. Что же касается того, что жертва приносится во многих местах, то не много ли Христов? — нет, один — везде, и полный там, и здесь полный, одно Тело Его. И как приносимый во многих местах Он есть одно Тело, а не много тел; так и жертва одна. Ибо мы приносим ту жертву, которая тогда была принесена. Там же агнец, принесенный вчера, был другим, сравнительно с сегодняшним. И нынешний агнец приносился не для воспоминания о вчерашнем, но как сам по себе представляющий жертву? Итак, в каком смысле апостол говорит теми же жертвами? Жертвы были теми же, поскольку приносились одни и те же виды жертв, как например, сегодня агнец и завтра агнец, но они были различны по числу. Некоторые же говорили, что жертвы были теми же по способу приношения, то есть совершались чрез заклания, или всесожжение, по виду же различны, каковы овцы, быки, горлицы, голуби. Выражение δύναται — могут — хотя находится в списках с буквой ν, однако я нашел примечание, требующее его без буквы ν. Закон, говорит, имея тень будущих благ, никогда не может сделать (δύναται) совершенными приходящих. И действительно, сообразуясь с грамматической точностью, необходимо Писание сохранять так, чтобы в нем не вышло погрешности. А так как в Писании нет ни одного слова о правилах речи, то мы и будем понимать его это место так, как содержат списки, именно: никогда не могут (δύναται), очевидно, приносящие, приступающих сделать совершенными.
 


Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
 

Евр.10:2 с толкованием
Читай в вопросительной форме. Если бы, говорит, прекратились грехи, то разве не прекратились бы и самые приношения, так как нуждающиеся в их помощи получили бы ее в достаточной степени и не имели бы никакого сознания грехов? То есть ничто уже более из осознанного ими не требовало бы врачевания, в силу того, что однажды очищенное является излеченным.
 


Но жертвами каждогодне напоминается о грехах.
 

Евр.10:2 с толкованием
Жертвы, говорит, ничего другого не производят, как только воспоминание грехов, то есть обличение. Они не доставляют прощения грехов, но тем, что их всегда приносят, показывают, что грехи народа остаются не отпущенными. Ибо если бы грехи были отпущены, то что за нужда была бы в жертвах? Сказав: напоминается, он дал тебе понять, что жертвы совершались не ради последующих грехов, но и ради предшествующих, как, очевидно, не отпущенных. Ибо ежегодно, как говорится, за народ приносилась кровь тельцов. Посему, так как грехи были одни и те же, то и жертва приносилась та же самая. Однако нигде последующие грехи не были одними и теми же с предшествующими. Не ясно ли, что прежние грехи оставались неразрешенными, и потому всегда приносилась одна и та же жертва, подобно тому как одно и то же лекарство, будучи всегда употребляемо, показывает, что одна и та же болезнь всегда мучит больного.
 


Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
 

Евр.10:4 с толкованием
Еще более делает сильной свою речь указанием на ничтожество приносимых жертв и на силу болезни, подобно тому, как если бы кто, опытный во врачебном искусстве, видя, что больному проказой предлагают траву, называемую меркуриальной (λινόζωστιν), сказал: невозможно исцелить проказу меркуриальной травой (пролеской).
 


Посему Христос, входя в мир, говорит.
 

Евр.10:5 с толкованием
Христос, входя в мир во плоти, говорит устами Давида. Цель у апостола здесь такова: так как он показал, что жертвы бессильны и бесполезны, то, чтобы кто-нибудь не сказал ему: зачем же иудеи еще совершают их? ибо тогда еще стоял у них храм и все законное исполнялось — почему же они не прекратились? — то теперь, раскрывая это, и говорит, что хотя жертвы по воле Божией и прекратились, но иудеи, склонные к честолюбию и всегда противящиеся Духу Святому, еще придерживались их. Показывает и то, что они были отвергнуты Богом пред воплощением Господа. И заметь, апостол на это обращает здесь внимание. Ибо не сказал: вошедши, но входя в мир, чтобы показать, что и прежде, чем вошел, возненавидел их жертвы.
 


Жертвы и приношения Ты не восхотел (Пс.39:6).
 

Евр.10:5 с толкованием
Очевидно, установленные законом. Приношение же здесь обозначает нечто отличное от жертвы, и я думаю, что этим именно обозначаются бескровные жертвы.
 


Но тело уготовал Мне (Пс.39:6).
 

Евр.10:5 с толкованием
То есть Ты определил, чтобы Тело Мое сделалось всесовершеннейшей жертвой.
 


Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
 

Евр.10:6 с толкованием
Ни всесожжении, ни приношений за грехи Ты не восхотел, не счел достойными принятия. Имена же жертв были различны, очевидно, в силу различных причин: одни — за грехи (Лев.4:3), другие — за погрешности (Лев.6:5), иные — о спасении (Числ.6:14), другие — о милости (Числ.6:5), иные — обетов (Лев.27:7), и еще иные — об очищении (Лев.14:32). Итак, все жертвы были отменены, так как Ты не восхотел жертвы и приношения.
 


Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже (Пс.39:8-9).
 

Евр.10:7 с толкованием
Видишь ли, что жертвы были отвергнуты еще до воплощения? Ибо после того, как Ты отвергнул жертвы, тогда сказал Я — Христос: вот, иду исполнить волю Твою. Воля же Бога Отца — в том, чтобы Сын был заклан за мир, чтобы люди оправдались, но не чрез жертвы, а чрез смерть Сына Его. Ибо, говорит, я возвещал правду Твою в собрании великом (Пс.39:10). Потом, между прочим, говорит: в начале книги написано о Мне. Так необходимо сочетать эти слова. Началом книги называет свиток закона или книгу Ветхого Завета. Итак, в этой книге написано о Моем пришествии и о том, что Я должен быть заклан за мир. Или началом книги называет начало книг Ветхого Завета. Ибо в первой книге Моисея, книге Бытия, когда говорит: сотворим человека по образу Нашему (Быт.1:26), дает разуметь о Божественности Христа.
 


Сказав прежде, что "ни жертвы, ли приношения, ни всесожжении, ни жертвы за грех, — которые приносятся по закону, — Ты не восхотел и не благоизволил", потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже".
 

Евр.10:8 с толкованием
Сам Павел изъясняет слова Давида. Ты спросишь: что же? Разве жертвы по закону не были по воле Божией? Правда, были по воле Божией, но обозначение воли — двоякое. Желает кто-нибудь чего-нибудь предпочтительно пред всем прочим, как Павел: желаю, чтобы все люди были, как и я (1Кор.7:7), то есть безбрачными. Желает кто-нибудь и по снисхождению, как тот же самый Павел: я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак (1Тим.5:14) — это воля снисходительная. Чтобы не рассвирепели против Христа, — он и снизошел. Так и Бог прежде не хотел тука и крови, когда же увидел, что евреи, принося жертвы идолам, сильно придерживаются этих самых жертв, дозволил им приносить в честь Его жертву. Почему же Павел привел это свидетельство, имея бесчисленное множество других? По причине бесстыдства иудеев. Так как они говорили, что Древнее устройство разрушилось не вследствие своего несовершенства, но вследствие грехов приносящих жертвы, и выставляли на вид, что еще Исаия порицает грехи их, говоря: руки ваши полны крови (Ис.1:15), также и сам Давид, сказав: не приму тельца из дома твоего (Пс.49:9), далее присоединяет: грешнику же говорит Бог (Пс.49:16). Посему, так как это говорили наиболее честолюбивые из евреев, то Павел приводит свидетельство, в котором ветхозаветное учреждение само по себе считается отверженным от Бога по причине несовершенства его самого, а не за грехи народа. Ибо в 39-м псалме, из которого взято это свидетельство, пророк не упоминает о грехах народа. А что по этой именно причине он воспользовался указанным свидетельством, послушай его самого.
 


Отменяет первое, чтобы постановить второе.
 

Евр.10:8 с толкованием
Что — первое? Жертвы. Что — второе? Воля Отца, то есть принесение в жертву на кресте тела Христова. Итак, те отменяются, чтобы установлено и утверждено было чрез заклание Христа приношение, какое восхотел Отец. Таким образом, жертвы отвергаются не за грехи приносящих, но по причине собственного их несовершенства.
 


По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
 

Евр.10:10 с толкованием
По этой воле Отца, говорит, мы были освящены, освященные принесением тела Христова, бывшим единократно; ибо это должно быть подразумеваемо. Ибо мы, которые уверовали, что освящены принесением Единородного, освящены по воле Отца. Отсюда, не законные постановления составляют волю Божию, но приношение по Христу и освящение чрез это приношение.
 


И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
 

Евр.10:11 с толкованием
Итак, стоять есть отличие служащего; сидеть же, как Христос, есть отличие того, кому служит.
 


Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда.
 

Евр.10:12 с толкованием
Сам же Христос одну, говорит, принес жертву, — собственное Свое тело, — за наши грехи, навсегда достаточную нам, чтобы не было нужды во второй.
 


Воссел одесную Бога 14, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его (Пс.109:1).
 

Евр.10:13 с толкованием
Следовательно, Христос не только Первосвященник, но и Бог. После исполнения дела, ради которого Он по домостроительству и получил наименование Первосвященника, — Он, наконец, воссел, как Бог, ожидая, пока враги Его будут положены в подножие ног Его. Враги же Его — это неверующие и демоны, которые и сами покорятся: то есть злоба их останется бессильной, так как они будут преданы огню неугасимому. А теперь пока Павел врагами называет преимущественно неверующих евреев, утешая верующих из иудеев, потерпевших бесчисленное множество мучений от них. Не унывайте, говорит, ибо восстающие ныне на вас будут покорены, или, лучше, будут попраны. И это, очевидно, потому, что Христос сидит одесную Отца. Так как это произошло, то и исполнится, по сказанному в псалмах. Почему же они не тотчас были положены в подножие ног Его, то есть не были удалены из мира? Ради верующих, которые будут рождаться от них.
 


Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
 

Евр.10:14 с толкованием
Совершенно, говорит, освободил от грехов освящаемых и помазуемых Кровию Его, чрез крещение в смерть. Так как все крещаемые соединяются подобием смерти Его, то ясно, что они освящаются Кровию Его.
 


О сем свидетельствует нам и Дух Святый.
 

Евр.10:15 с толкованием
Что свидетельствует? — то, что Он совершенно избавил нас от грехов одним приношением, так что мы не имеем нужды во втором.
 


Ибо сказано: вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более (Иер.31:33-34).
 

Евр.10:16 с толкованием
Видишь ли. Сам Бог свидетельствует, что Он даровал очищение грехов? Даровал же в то время, когда давал Новый Завет. Новый же Завет Он даровал и утвердил смертью Сына Своего, как было раньше показано (Евр.8:6).
 


А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
 

Евр.10:18 с толкованием
Если за одну жертву было даровано отпущение грехов, то какая еще нужда после этого во второй жертве? Поэтому указывается, что мы, получив прощение грехов, были приведены в совершенство единым приношением Христа, и уж более не нуждаемся в другой жертве. Итак, иудейские жертвы не нужны и, будучи совершаемы по упорству, давно уже признаны бесполезными теми, кто ныне совершает их.
 


Итак, братия, имея дерзновение.
 

Евр.10:18 с толкованием
После того, как показал превосходство Первосвященника нашего пред ветхозаветными и приношения Христова пред жертвами по закону, и что чрез это приношение мы освободились от грехов, прерывает догматическое учение, давая отдых слушателю, и вполне благовременно переходит к нравственному учению. И только что упомянув об отпущении грехов, наконец убеждает, чтобы они более не впадали в них: имея, говорит, дерзновение, по причине отпущения грехов. Как грех причиняет стыд и неуверенность, так отпущение грехов дает смелость.
 


Входить во святилище.
 

Евр.10:18 с толкованием
Так как нам отпущены были грехи, то мы и имеем дерзновение входить во святилище, то есть в небо.
 


Посредством Крови Иисуса Христа.
 

Евр.10:18 с толкованием
То есть через кровь. Ибо, удостоившись через крест и кровь Христа прощения грехов, мы получили дерзновение.
 


Путем новым (πρόσφατον — недавним) и живым, который Он вновь открыл нам 15.
 

Евр.10:19 с толкованием
Что касается до входа в Святилище, то Он Сам обновил нам путь, то есть Он сам сделал путь новым, Сам начав его и Сам первый прошедши им. Вместо того, чтобы назвать путь новым — νέαν, назвал его πρόσφατον — недавним, открытым для наших времен. Похвалой для нас служит то, что мы удостоены того, чего не был удостоен Авраам; нам ныне отверсто небо. Живым назвал потому, что первый путь во Святилище, по закону, был смертоносным. Более уже тот путь не имеет места, но для принимающих его становится причиной смерти. Этот же (новый, — Прим. ред.) путь так ведет к жизни, что и сам живет и останется таким постоянно. Или под живым уразумей подобно 16 недавнему (πρόσφατον), вместо нового и цветущего, как бы в противоположность входу в ветхозаветное Святилище: ибо тот путь — путь смерти.
 


Через завесу, то есть плоть Свою.
 

Евр.10:19 с толкованием
Он обновил нам путь этот в небо плотью Своею: ибо когда она была вознесена на кресте и вознеслась, тогда открылось нам небесное. Поэтому и справедливо он назвал ее завесой. Ибо в том и заключается отличительное свойство завесы, что когда она отнята, открывается то, что находится внутри.
 


И имея великого Священника над домом Божиим.
 

Евр.10:21 с толкованием
Имея Священника, очевидно, Христа, дом же — это мы, верующие (Евр.3:6), согласно следующим словам: вселюсь в них и буду ходить в них (2Кор.6:16, ср. Лев.26:12). Или, что, я думаю, лучше, — небо: ибо и то называет Святилище, и говорит, что в нем служит Первосвященник, ходатайствуя о нас.
 


Да приступаем.
 

Евр.10:21 с толкованием
К чему? в вере и к духовному служению, или — к небу, где наш Первосвященник.
 


С искренним сердцем.
 

Евр.10:21 с толкованием
То есть с чуждым лукавства, нелицемерным по отношению к братьям, или не сомневающимся, нисколько не колеблющимся и не недоумевающим относительно будущих благ, и потому не впадающим в малодушие. Итак, продолжает.
 


С полною (εν πληροφορίοι) верою.
 

Евр.10:21 с толкованием
Научает нас, под каким условием мы не впадаем в малодушие, а именно, если будем иметь полноту (πληροφορίαν) веры, то есть веру и твердую и совершеннейшую. Ибо можно веровать, но не вполне. Так, например, некоторые говорят, что воскресение для одних будет достоянием, а для других — нет; это не есть полная, напротив — несовершенная вера. Итак, да приступаем с полной верой. Так как ничто здесь не видимо, — ни храм, ни небо, ни Первосвященник — Христос, но скрыто от нас, как и в Ветхом Завете первосвященник, входя во Святая Святых, не был видим, то поэтому необходима вера полная и несомненная.
 


Кроплением очистив сердца от порочной совести.
 

Евр.10:22 с толкованием
Сказав о вере, теперь показывает, что требуется не одна только вера, но и добродетельная жизнь. Иудеи окропляли тело, мы же сердца, чтобы не сознавать за собой ничего лукавого. Мы будем окроплены самой добродетелью, или благодатью Духа, отпустившего нам в купели грехи и укрепившего нас так, что, если постараемся, мы не впадаем уже более в грех.
 


И омыв тело водою чистою.
 

Евр.10:22 с толкованием
Водой крещения. Чистой же, или делающей чистыми, или не имеющей примеси крови, как в древности с примесью пепла. Хотя благодать Духа в крещении и души очищает, однако Павел соединил здесь видимое с невидимым. По крайней мере, при самом совершении крещения для тела берется вода. Так как мы двойственны, то и очищение двоякое.
 


Будем держаться исповедания упования неуклонно.
 

Евр.10:23 с толкованием
То есть твердо будем держать упование, исповеданное нами. Ибо в начале веры мы уповали, что и сами взойдем на небо; и когда вступили в союз веры, мы исповедали, что веруем в воскресение мертвых и в жизнь вечную. Итак, будем держаться этого исповедания.
 


Ибо верен Обещавший.
 

Евр.10:23 с толкованием
Дает силу, чтобы мы держались твердой надежды, особенно если мы размыслим о достоинстве Обещавшего. Ибо верен, то есть истинен Христос, сказавший: где Я, там и слуга Мой будет (Ин.12:26).
 


Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам.
 

Евр.10:24 с толкованием
Указывает на совершенство любви. Ибо, говорит, будем внимательны друг к другу, то есть, будем смотреть, нет ли кого добродетельного, чтобы подражать такому, не для того, чтобы позавидовать, но чтобы найти себе большее поощрение к совершению тех же самых добрых дел, какие у него. Поощрение же это есть дело любви, а не зависти. Ибо, как железо острит железо, так и душа, общаясь с душой, возбуждает ее к тому же самому, однако в любви. Или и потому, что вы, обращаясь друг с другом, воспламеняетесь к тому, чтобы любить и быть любимыми.
 


Не будем оставлять собрания своего.
 

Евр.10:24 с толкованием
Знает, что общее собрание рождает любовь, поэтому убеждает не оставлять собрания и не затевать отделений и противозаконных сходбищ, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф.18:20). Молитва Церкви даже разрешила Петра от уз и освободила его из темницы (Деян.12:5).
 


Как есть у некоторых обычай.
 

Евр.10:25 с толкованием
Здесь он делает упрек отделяющимся.
 


Но будем увещевать друг друга.
 

Евр.10:25 с толкованием
То есть друг друга утешая и друг друга наставляя, и научая, и убеждая. Брат от брата помогаем, яко град тверд 17 (Притч.18:19).
 


И тем более, чем более усматриваете приближение дня оного.
 

Евр.10:25 с толкованием
Дня кончины. Ибо пока мы, говорит, еще не удаляемся из этого мира, зачем нам разделяться друг с другом? Это было утешением для них, уставших под гнетом испытаний, как и в другом месте говорит: Господь близко, не заботьтесь ни о чем (Флп.4:5-6).
 


Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим.
 

Евр.10:26 с толкованием
Из наиболее полезного он убедил, что мы имеем дерзновение, что мы удостоены прощения; а теперь устрашает наиболее печальным. Смотри, как он снисходителен. Произвольно грешим, говорит: как будто, если невольно согрешишь, то существует некое умеренное прощение. Заметь также: не сказал: согрешили, но грешим, то есть нераскаянно пребываем во грехе. Так, если мы не будем пребывать во грехе, но обнаружим раскаяние, то будет прощение. Итак, где те, которые говорят, что здесь отвергается покаяние? Получив познание истины — разумеет или Христа, или все догматы.
 


То не остается более жертвы за грехи.
 

Евр.10:26 с толкованием
Говорит это не для того, чтобы отвергнуть покаяние, как измыслили некоторые 18, но показывает, что нет второго крещения, а потому нет и второй смерти Христа. Смерть Христа он называет жертвой, как и в последующих словах. Ибо единой жертвой Он усовершил навеки: крещение наше изображает смерть Христа. Посему, как та едина смерть, так и это крещение едино. Итак, что же ты так бесстрашно согрешаешь, когда нет надежды, что ты без труда изгладишь грехи посредством крещения? Итак, вместо этого займись добрыми делами.
 


Но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников.
 

Евр.10:27 с толкованием
Смотри, как он как бы одушевил огонь. Как зверь раздраженный не успокаивается до тех пор, пока не схватит кого-нибудь и, пожрав, утолит ярость, так и тот огонь, как бы распаляемый ревностью на нарушителей заповедей Божиих и свирепея за них, кого схватит, того всегда пожирает. Ибо не сказал: готовый съесть, но пожрать, очевидно, навечно. Противниками называет не только неверующих, но и верующих, однако поступающих против заповедей Божиих.
 


Если отвергшийся закона Моисеева.
 

Евр.10:27 с толкованием
От менее важного доказывает справедливость будущего наказания, чтобы и его слову было больше веры. Закон называет Моисеевым, потому что он многое установил.
 


При двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью (Втор.17:6).
 

Евр.10:28 с толкованием
Связь речи такая: отвергся ли кто закона Моисеева, то при наличии двух или трех свидетелей без милосердия наказывается смертью, то есть если бы двумя или тремя свидетелями было заявлено, что он нарушил закон.
 


То сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет гот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета.
 

Евр.10:29 с толкованием
Передает на суд самим, что мы обычно делаем по отношению к твердо всеми признаваемому, обращая слушателей в судей. Что же означает: попирает? то есть презирает. Как презираемых людей мы ставим ни во что, так и Христа, ставя ни во что, мы, таким образом, приходим к тому, что согрешаем. И не почитает за святыню Кровь завета, то есть считает ее не лучше всего другого. Завета, потому что ради нее был утвержден с нами завет, дающий нам наследие благ, как мы сказали выше. Это сказано о таинствах. Ибо, когда мы, приобщаясь Пречистого Тела и Крови, плоть, принявшую Тайны, погружаем в грязь телесной нечистоты, разве мы вместе с этим не попираем Сына Божия? Пыль земли не так недостойна Божественного Тела, как нечистота. Воспользуйся сказанным и против несториан. Они, считая Христа простым человеком, и Кровь Его мнят скверной, ничем не отличающейся от прочего.
 


Которою освящен.
 

Евр.10:29 с толкованием
Здесь показывает бесчувственность и неблагодарность, ибо, говорит, надлежало со страхом относиться к освящению, которого удостоен был в Крови.
 


И Духа благодати оскорбляет.
 

Евр.10:29 с толкованием
Ибо недостойно распорядившийся дарованным благодеянием оскорбил Благодетеля. Не сделал ли Он тебя сыном Божиим? ты же делаешься рабом страстей. Не пришел ли Он, чтобы вселиться в тебя? ты же вводишь в себя диавола. Итак, не оскорбление ли это Духу?
 


Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь (Втор.32:35). И еще: Господь будет судить народ Свой (ср. Пс.134:14). Страшно впасть в руки Бога живаго (Ср. Лк.18:7-8)!
 

Евр.10:30 с толкованием
Это сказал по связи, чтобы показать, что Господь принял на Себя отмщение грешникам. Ибо сказал это чрез пророка. Утешает также и тех, кто впадал в малодушие по причине искушений со стороны, притесняющих их иудеев. Он как бы так говорил: не падайте духом, у вас есть Отмститель и Воздаятель, Который живет вечно, Которого ни в каком случае не избегнут оскорбляющие вас Вы впали в руки тех смертных людей, а они — в руки Бога вечно живого, от Которого они не скроются.
 


Вспомните прежние дни ваши.
 

Евр.10:32 с толкованием
Итак мы не даром говорили, что слова Мне отмщение он прикровенно вводит для их утешения. Ибо вот, теперь яснее говорит с ними, убеждая их не выходить из терпения. Итак, говорит, не подражайте кому-нибудь другому, но сами себе. При начале веры вашей вы боролись; о борьбе этой вы всегда и вспоминайте, чтобы чрез беспечность не погубить того, чего вы прежде достигли путем борьбы. Заметь духовную мудрость: потрясши сначала души их напоминанием о геенне, теперь успокаивает их похвалами, но не льстя им, а убеждая их собственным их примером. Ибо большего вероятия заслуживает тот, кто советует кому-нибудь подражать себе самому и тем делам, которые он раньше совершил.
 


Когда вы, быв просвещены, выдержали великий подвиг страданий.
 

Евр.10:32 с толкованием
Быв просвещены — говорит или о крещении, или вообще о познании таинства и о благах, ожидавших верных. Ибо, когда вы были просвещены знанием будущего, вы столько претерпели. Не сказал: искушений, но выдержали подвиг, что служит выражением мужества и силы, и подлинно великий подвиг они выдержали.
 


То сами среди поношений и скорбей служа зрелищем для других.
 

Евр.10:33 с толкованием
Обрати внимание на похвалу. Именно, человек с благородной душой имеет потребность в том, чтобы претерпеть поношения, как пророк свидетельствует: говорили мне всякий день: где Бог твой? (Пс.41:4) и: ибо не враг поносит меня — это я перенес бы (Пс.54:13); и: не предавай меня на поругание безумному (Пс.38:9). Впрочем, Иов вознегодовал против поношения, хотя все страдания переносил мужественно, как адамант. Если же поношение случится открыто и на глазах многих, то такое поношение требует еще более сильной души: это здесь он и обозначил выражением: служа зрелищем. Размысли же, как велики были они, презрев ради Христа и славу, и богатство, — подвергаясь же обидам и сделавшись позором, то есть как бы будучи выставляемы на зрелище и претерпевая все это, быть может, от каких-нибудь низких и ничего не стоящих людей.
 


То принимая участие в других, находившихся в таком же состоянии.
 

Евр.10:33 с толкованием
Вы, говорит, не только претерпевали ваши скорби, которые, казалось бы, были наведены на вас против вашей воли, но вы были настолько благородны, что сделались общниками апостолов, живущих так, то есть в скорбях и поношениях, и добровольно подвергли себя тому, чтобы вместе с ними претерпевать мучения и принять участие в их страданиях. Не сказал: меня одного, но вообще всех, для усиления похвалы их.
 


Ибо вы и моим узам сострадали.
 

Евр.10:34 с толкованием
Вы не только в своих страданиях не нуждались в утешении, но и для других явились утешением, свидетель чего — я.
 


И расхищение имения вашего приняли с радостью.
 

Евр.10:34 с толкованием
Сказав, между прочим, как они были общниками других, теперь снова говорит, как они переносили и собственные свои скорби. Быть ограбленным, — это большое дело; ибо вы ограблены были потому, что уверовали. Конечно, вы могли и не уверовать. Приняли же обозначает добровольное терпение, и то, что охотно избрали. Что же касается выражения: с радостью, то оно приравнивает вас к апостолам; кои возвратились, радуясь, что подвергались бесчестью за имя Господне (Деян.5:41).
 


Зная, что есть у вас на небесах имущество лучшее и непреходящее.
 

Евр.10:34 с толкованием
И это, говорит, вы делали с рассуждением, с пониманием и с верой. Ибо вы знали, что вы имеете лучшее и пребывающее имение, не гибнущее и не расхищаемое, как это.
 


Итак не оставляйте упования вашего.
 

Евр.10:35 с толкованием
Словом не оставляйте показывает, что они еще не отпали, однако нуждаются и в подкреплении, и в ограждении. Сказал же: упования, потому что они, столько с терпением перенесшие ради Бога, имеют великое дерзновение.
 


Которому предстоит великое воздаяние.
 

Евр.10:35 с толкованием
Ибо вы исповедники, признавшие за лучшее иметь имение на небесах.
 


Терпение нужно вам.
 

Евр.10:35 с толкованием
Вам не нужно ничего другого, кроме одного терпения: все прочее вы имеете, и вам не нужно ничего прикладывать.
 


Чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное.
 

Евр.10:36 с толкованием
Воля Божия — в том, чтобы мы терпели до конца. Ибо, говорит, претерпевший до конца спасется (Мф.10:22). Апостол же убеждает их в этом подобно тому, как если кто, видя, что ратоборец, поборов всех состязателей, потом, не дожидаясь замедливших с наградами за победу, хочет уйти, не вынося жажды и зноя, говорит ему: исполнив все, подожди немного и получишь венки. Поборись и ты с промедлением венков, победи и ты это терпением.
 


Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит (Авв.2:3).
 

Евр.10:37 с толкованием
Приводит пророка Аввакума, говорящего, что Судия близок, с целью воздать. Если же и Аввакум тогда говорил: еще немного, очень немного, и Грядущий придет, то ясно, что теперь Он еще ближе. Выражение совсем немного обозначает весьма непродолжительный промежуток времени.
 


Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя (Авв.2:4).
 

Евр.10:38 с толкованием
Итак, нужно веровать, хотя мы будем и праведниками. Если же праведный поколеблется, то есть подвергнется какому-нибудь сомнению и недоумению, или поколеблется — вместо: придет в уныние под влиянием искушений, то не благоволит, то есть не радуется душа Моя о нем. Чья душа? Божия, по особенному способу выражения Писания, подобно как в следующем месте: праздники ваши ненавидит душа Моя (Ис.1:14), или: душа Христа.
 


Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души.
 

Евр.10:39 с толкованием
Так как устрашил словами: не благоволит душа Моя, то говорит, что мы не из числа погибающих по причине колебания и впадения в малодушие или сомнение, но из числа твердых в вере, чтобы сохранить собственные души, то есть приобрести, сберечь и спасти. Ибо обладание, приобретение и есть спасение.
 


Примечания


По тексту блж. Феофилакта: могут.


У блж. Феофилакта вместо одесную Бога читается: одесную Отца.


У блж. Феофилакта и св. Иоанна Златоуста читается так: который вновь открыл нам путем новым и живым.


Т.е. слово "живой" употреблено как синоним слову недавний, т.е. новый, цветущий. Прим. ред.


В русском переводе: Озлобившийся брат неприступнее крепкого города. Прим Ред.


Новатиане. См. блж. Епифания, еп. Кипрского Против ересей. 39 или 49: том I.

Источник: http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/index.html
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к евреям

Евр.10

Глава 
10

Евр.10  с толкованием

1
Ибо закон есть тень, то есть все его земные обещания представляют собою только подобие будущих благ, - он не был самым образом вещей совершенным, поелику был несовершен. Подзаконные люди еще только ожидали совершенства; ибо если бы они были совершенны, то они не приносили бы одне и теже жертвы каждый год, кои никогда не могли приходящих (с этими жертвами) сделать совершенными.

Евр.10:1  с толкованием

2
Ибо если бы оне делали совершенными их, то прекратилось бы священство их, так как перестали бы приносить жертвы свои. И если бы свободна была от греха совесть их, то они однажды были бы очищены от нечистоты плотской.

Евр.10:2  с толкованием

3-4
Но ими (жертвами) напоминание грехов ежегодно бывает у них; ибо не могла кровь тельцов и козлов уничтожать грехи.

Евр.10:3  с толкованием

5-7
Посему и Господь наш, когда входит в мир, говорит словами Давида; жертв и приношений Ты не восхотел, тело же уготовал Мне, дабы принесением его в жертву упразднить ветхозаветные жертвоприношения. И потом прибавляет, говоря: вот Я уже пришел, чтобы совершить волю Твою, Боже (Пс.39:7-8).

Евр.10:5  с толкованием

8-10
Но в словах: иду совершить волю Твою, отменяет первое, чтобы второе постановить; так как тем самым Евангелием, которое упразднило приношения жертв, восхотел Он освятить нас посредством приношения тела Иисуса Христа, совершенного однажды.

Евр.10:8  с толкованием

11-13
Между тем как всякий священник, поставленный среди народа, одне и теже жертвы часто приносил, кои никогда не могли снять и очистить грехи: напротив Сын, однажды за грехи наши принесши себя в жертву, на всегда возсел одесную Бога, потом ожидая, доколе положатся враги Его (Пс.2:8).

Евр.10:11  с толкованием

14
Ибо Он одним приношением Себя Самого (в жертву) соделал нас совершенными посредством крещения и освятил нас до кончины века (на всегда).

Евр.10:14  с толкованием

15-17
Свидетельствует о сем освящении грехов в Новом Завете пророк Иеремия, говоря так: дам законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, - и грехов и беззаконий их уже не вспомяну более (Иер.31:33-34).

Евр.10:15  с толкованием

18
Но где такое прощение обещал нам, т.е. отпустить грехи наши, там уже нет необходимости совершать приношения, предписанные законом, за грехи наши.

Евр.10:18  с толкованием

19-21
Итак мы имеем, братья, дерзновение входить во святилище, которое есть вера наша, - которое посредством крови Его обновило нам сей путь веры; ибо и древние имели ее, но бывшие потом (в средине между древними и нами) люди утратили ее, а в настоящее время Он опять возобновил ее в нас чрез завесу, то есть чрез плоть Свою: поелику Он есть также и Первосвященник наш; ибо если Он умер за грехи наши, то Он есть для нас первосвященник, не над скиниею временною, но над домом Божиим.

Евр.10:19  с толкованием

22-23
Да приступаем к Нему с истинным сердцем, чтобы достигнуть нам совершенства в вере, которую Он насадил в нас, - и да будет окропление над сердцами нашими, то есть да будут чрез Него омыты сердца наши, чтобы нам очиститься от совести лукавой, проявляющейся в помышлении зла, - и омоем тело наше крещением освящения, - будем держать в скорбях наших надежду, которая должна исполниться в свое время, - и чрез постоянное исповедание будем стоять неуклонно и да не колеблемся, приходя в отчаяние по причине отдаленности исполнения того, что нам обетовано, ибо верен Обещавший нам.

Евр.10:22  с толкованием

24-25
Из-за внешних гонений или внутренних скорбей да не оставляем друг друга без помощи, как есть обыкновение такое у некоторых, но будем утешать друг друга, - особенно когда увидите приближение дня скорби или гонения.

Евр.10:24  с толкованием

26-27
Если же колеблемся и своевольно грешим после того, как получили это познание истины, данное нам чрез Христа: то уже не имеем жертвы лучшей, чем та, которую Христос принес за грехи. Но страшное наказание суда и ярость огня пожрет врагов, кои были противниками себе самим и ближним.

Евр.10:26  с толкованием

28-29
Ибо если те, кои преступали немощный закон Моисеев, (бывший прообразом закона Христова), без всякаго милосердия, по показанию двух или трех свидетелей, подвергались смерти, и не давалось места покаянию: то сколь более, думаем, худших будет достоин наказаний тот, кто попирает не закон Моисеев, но Сына Божия, и кровь нового завета Его простою считает, то есть такою же, как кровь телицы, кропившуюся на завет Моисеев, между тем как она (кровь Нового Завета) безмерно превосходнее той (ветхозаветной), поелику чрез нее мы освящены в крещении от греха и беззакония, - и тот, кто духу благодати, вкропленной в нас, наносит оскорбление? - Это суть те, кои Евангелие считают таким же, как закон Моисеев.

Евр.10:28  с толкованием

30-31
После сего, устрашив их свидетельством из пророка: судит Господь народ Свой (Втор.32:35-36 и Пс.134:14), Апостол возвращается к напоминанию им той первой радости, которая была у них вслед за обращением их в христианство.

Евр.10:30  с толкованием

32
Вспомните, говорит, прежние дни, в кои вы, быв крещены, многия страдания и подвиги выдержали: - то суть грехи ваши.

Евр.10:32  с толкованием

33
То поношения, то скорби, говорит. Это указывает на то, что закон заставлял их открывать свои грехи над жертвами ихними, - а позор от людей побуждал их не открывать своих грехов; это, говорит, те самые скорби, кои вы имели при объявлении своих грехов, и те поношения, кои препятствовали вам открывать свои грехи. Итак, те угрызения совести, которые вы предпочитали и которые доставляли вам столь великую скорбь и столь сильные страдания, теперь принесены вами (в жертву) с благоговением и скромностью в крещении водами вместе с очищением, вами полученным. А также и зрелищем переселения были вы во дни преследования вас, и общниками также труждающихся сделавшись, как и вы труждались.

Евр.10:33  с толкованием

34
И даже до сего времени узникам сострадали вы и расхищение имений ваших не оплакивали, но напротив радовались в душе, поелику знали и надеялись, что лучшие блага вам уготованы на небе вместо того худшего и тленного, которое отнято у вас.

Евр.10:34  с толкованием

35
Итак, смотрите, не лишайте себя той уверенности, которую, как думаю я, вы усвоили себе, ибо вы знаете, что за нее предстоит великое мздовоздаяние.

Евр.10:35  с толкованием

36
В терпении подобает вам творить волю Божию, чтобы получить эти, обещанные вам дары.

Евр.10:36  с толкованием

37
Не падайте же духом; ибо еще мало несколько-несколько, - Грядущий приидет во втором пришествии, - Он, Кто приходил в первом пришествии.

Евр.10:37  с толкованием

38
Ведь праведник (говорит Господь у пророка Аввакума) бывает жив тогда, когда в нем обретается вера и терпение; если же кто колеблется и мучится сомнением оттого, что не приходит мздовоздаятель, то не будет угоден он душе моей и в тот день (Авв.2:3-4).

Евр.10:38  с толкованием

39
Мы же не пребываем в сомнении, которое вредит совершению подвига нашего и нас к погибели ведет, но в вере, коею совершаем приобретение души нашей и которая возвышает нас над всем.

Евр.10:39  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к евреям

Евр.10

Глава 
10

Евр.10  с толкованием

Сень бо имый закон грядущих благ, не самый образ вещей, на всякое лето темиже жертвами, ихже приносят выну, никогдаже может приступающих совершити.
 

Евр.10:1 с толкованием
Вещами называет Апостол будущую жизнь, а образом вещей — евангельское житие, сению же образа вещей — Ветхий Завет. Ибо образ яснее представляет первообразное; оттенок же образа слабее дает это видеть. Ему-то уподобил Апостол немощь Ветхого Завета. Ибо говорит: Принося многие жертвы, и притом ежегодно, не могут совершити живущих по закону.
 


Понеже престали бы быти приносимы, ни едину ктому имущым совесть о гресех служащым, единою очищенным.
 

Евр.10:2 с толкованием
Посему-то приемлют они конец, как не имеющие силы соделать совесть чистою.
 


Но в них воспоминание грехов на коеждо лето бывает.
 

Евр.10:3 с толкованием
Апостол показал и немощь, и пользу закона, потому что хотя отъять грехов не может, но осуждает их, внушает страх и понуждает прибегать к благодати.
 


Невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи.
 

Евр.10:4 с толкованием
Ибо какого человекоубийцу или отцеубийцу освободила от ответственности кровь бессловесных? Посему-то и блаженный Давид взывал: Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши (Пс.50:18). А божественный Апостол приводит и другое свидетельство.
 


Темже входя в мир, глаголет: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси: всесожжений такожде о гресе не благоволил еси. Тогда рех: се, иду: в главизне книжней написася о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже. (Пс.39:7-9)
 

Евр.10:5 с толкованием
Потом Апостол толкует сие свидетельство.
 


Выше глаголя: яко жертвы и приношения и всесожжений и такожде о гресех не восхотел еси, ниже благоволил еси: яже по закону приносятся. Тогда рече: се, иду сотворити волю Твою, Боже.
 

Евр.10:8 с толкованием
Показав, говорит Апостол, что неугодно Богу приношение в жертву бессловесных, указал потом на Себя и на предречения о пришествии Его, ибо сие выразил словами: в главизне книжней написася о Мне. И еще то же говорит иначе.
 


Отъемлет первое, да второе поставит.
 

Евр.10:8 с толкованием
Первым назвал Апостол жертву бессловесных, а вторым — жертву словесную, принесенную Самим Христом.
 


О нейже воли освящени есмы принесением тела Иисус Христова единою.
 

Евр.10:10 с толкованием
Ясно показал Апостол, что воля Божия есть спасение людей. Сие изрек и Господь: Се есть воля Отца Моего (Ин.6:39), да всяк веруяй в Меня не погибнет, но имать живот вечный (Ин.3:16).
 


И всяк убо священник стоит на всяк день служа и тыяжде множицею принося жертвы, яже никогдаже могут отъяти грехов.
 

Евр.10:11 с толкованием
Ибо священникам повелено было приносить одни и те же непрерывные жертвы, однако же никогда не совершалось ими разрешение грехов.
 


Он же едину о гресех принес жертву, всегда седит одесную Бога, прочее ожидая, дондеже положатся врази Его подножие ног Его! Единем бо приношением совершил есть во веки освящаемых.
 

Евр.10:12 с толкованием
Там и множество жрецов, и множество жертв, а пользы никакой. А здесь Один и Тот же, и жрец и жертва, совершил разрешение грехов и не имеет нужды в другом служении, но соприсущ с родшим Его Отцом, ожидая конца настоящей жизни. Ибо тогда, как Богу и Владыке, поклонятся Ему все неприязненные. А враги Его: первый диавол, и полчище демонов; потом из иудеев и язычников не приявшие луча веры; после них и скопище еретиков, осмелившееся изрекать на Него хулы. Потом Апостол, намереваясь положить конец сему сличению, снова припоминает пророчество Иеремии и не сказывает имени Пророка, а дает разуметь вещавшего чрез Него Духа и говорит:
 


Свидетелствует же нам и Дух Святый, по реченному бо прежде: сей завет, Егоже завещаю к ним по днех онех, глаголет Господь, дая законы Моя на сердца их, и в помышлениих их напишу их: и грехов их и беззаконий их не имам помянути ктому. (Иер.31:33-34)
 

Евр.10:15 с толкованием
Потом чудно присовокупляет:
 


А идеже отпущение сих, ктому несть приношения о гресех.
 

Евр.10:18 с толкованием
Ибо оно излишне, когда даровано отпущение. Бог же обещал отпущение, ибо говорит: грехов их и беззаконий их не имам помянути ктому. А сие совершено новым заветом, потому что и во всесвятом крещении приемлем отпущение грехов. Но в будущей жизни, когда даровано нам будет бессмертие, будем жить без всякого греха, так как грех не может тревожить соделавшихся бессмертными.
 

О, если бы и нам улучить сию жизнь! Улучим же, в настоящей жизни усердно возлюбив труды добродетели и ради ее прияв на себя подвиги. Будет же содействовать нам и Сам Владыка — Податель будущих благ. Ему и с Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
 


Имуще убо дерзновение, братие, входити во святая кровию Иисуса, путем новым и живым, егоже обновил есть нам завесою, сиречь плотию Своею, и Иереа велика над домом Божиим: да приступаем со истинным сердцем во извещении веры.
 

Евр.10:19 с толкованием
Сделав уже сличение, показав, что и покой сей гораздо лучше подзаконного, а также сопоставив одни с другими и священство и завет и дав видеть превосходство священства и завета нового, Апостол предлагает наконец наставление, убеждая держаться того, что выше. Словом же святая Апостол назвал небо, ибо так сказал прежде сего: не в рукотворенная бо святая вниде Христос, но в самое небо (Евр.9:24); и путем во святая нарек доблестную жизнь и воскресение из мертвых; обновлением пути — первое шествие во святая, потому что Владыка, восстав из мертвых, первый восшел на небеса. Посему Апостол назвал путь и новым и живым: новым, как в первый раз тогда открывшийся, а живым, потому что прекращена смерть, ибо улучившим воскресение невозможно подпасть снова смерти. А завесою наименовал Апостол Владычнюю плоть, ибо чрез нее сподобляемся вшествия во Святое Святых. Как подзаконный архиерей чрез завесу входил во Святое Святых, иначе же войти ему было невозможно, так и уверовавшие в Господа чрез причащение Всесвятого Тела удостаиваются жительства на небесах. Домом Божиим Апостол нарек верных. По необходимости же прибавил: во извещении веры. Поелику и святилище скинии, и Жертва, и Первосвященник — все невидимо, созерцается же только верою, то посему смысл сказанного таков: так как показано, говорит Апостол, что под благодатию все гораздо выше бывшего под законом: и небо нам отверсто, и путь благолепен, и им первый прошел Сам Владыка Христос, то да приступаем с искренним расположением, веруя, что это действительно так, и всякому колебанию мыслей не давая места в душе. Сие-то Апостол назвал извещением.
 


Окроплени сердцы от совести лукавыя и измовени телесы водою чистою: да держим исповедание упования неуклонно.
 

Евр.10:23 с толкованием
И сие опять Апостол сказал сравнительно. Ибо по закону употребляли окропления и часто омывали тело; живущие же по новому завету всесвятым крещением очищают душу и соделывают совесть свободною от прежних скверн. Посему кроплением и водою чистою Апостол назвал божественное крещение, а исповеданием упования — веру в будущие блага.
 


Верен бо есть Обещавый.
 

Евр.10:23 с толкованием
Истинен давший обетование. Качеством же лица Апостол доказал твердость обетования.
 


И да разумеваем друг друга в поощрении любве и добрых дел.
 

Евр.10:24 с толкованием
Апостол говорит: Будем взирать друг на друга, и каждый да поревнует преспеяниям ближнего. Ибо и железо изощряется железом, и камень, если тереть его камнем же, порождает пламень.
 


Не оставляюще собрания своего, якоже есть неким обычай.
 

Евр.10:25 с толкованием
Ибо дело любви — не разделение, но совершенное единение, так как и собранием назвал Апостол согласие. Дает же разуметь некоторых, как осмелившихся расторгнуть сие согласие.
 


Но друг друга подвизающе, и толико паче, елико видите приближающийся день.
 

Евр.10:25 с толкованием
Ибо с каждым днем делаемся более близкими к пришествию Владычнему. Так и в Послании к Римлянам Апостол сказал: Ныне ближайшее нам спасение, нежели егда веровахом (Рим.13:11). Потом устрашает их напоминанием о суде.
 


Волею бо согрешающым нам по приятии разума истины, ктому о гресех не обретается жертва, страшно же некое чаяние суда и огня ревность, поясти хотящаго сопротивныя.
 

Евр.10:26 с толкованием
Но сим Апостол не покаяние отрицает, а говорит, что нет другой жертвы, потому что однажды заклан был за нас Владыка Христос. И слово волею употребил Апостол, научая, что сделанное против воли пользуется некоторым снисхождением. А сопротивными он назвал не только врагов истине, но и осмеливающихся идти вопреки Божественным законам. И неуместность сего доказывает опять сравнением с бывшим под законом.
 


Отверглся кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелех умирает. Колико мните горшия сподобится муки, иже Сына Божия поправый, и кровь заветную скверну возмнив, еюже освятися, и Духа благодати укоривый?
 

Евр.10:28 с толкованием
Если нарушающий Моисеев закон, будучи уличен, предается смерти, то смотрите, скольких достоин смертей не чтущий Самого Бога Моисеева, пренебрегающий Честную Кровь, как обыкновенную, и ругающийся над самою благодатию Духа. Апостол опять в виде увещания показал различие, а именно: один — Сын, другой — раб; те жертвы — жертвы бессловесные, а сия — словесная и всесвятая. И закону противопоставил не закон, но кровь и Духа, потому что ими доставляется нам спасение. Угрозу же подтверждает Апостол свидетельствами Писания.
 


Вемы бо Рекшаго: Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь. И паки: судит Господь людем Своим. (Втор.32:35-36)
 

Евр.10:30 с толкованием
Подкрепив же слово свое свидетельствами, определительно произносит угрозу.
 


Страшно (есть) еже впасти в руце Бога живаго.
 

Евр.10:31 с толкованием
Поелику же сего, чем давал им разуметь их леность и нерадение о Божественном, достаточно было, чтобы опечалить их, то суровость сказанного Апостол срастворяет напоминанием о том, в чем оказали уже преспеяние, ибо ничто не возбуждает так к усердию, как воспоминание о собственных преспеяниях.
 


Воспоминайте же первыя дни ваша, в нихже просветившеся, мног подвиг подъясте страданий, ово убо, поношеньми и скорбьми позор бывше, ово же, общницы бывше живущым тако: ибо узам моим спострадасте и разграбление имений ваших с радостию приясте, ведяще имети себе имение на небесех пребывающее и лучшее.
 

Евр.10:32 с толкованием
Хочу, чтобы привели вы себе на память те славные подвиги. Ибо, как скоро прияли свет Боговедения, одержали вы победу во многих славных борьбах, то сами подвергаясь злословию и осмеянию и с великим благодушием лишаясь имущества, то пребывая в общении с терпящими это и всякого рода оказывая им услуги. Все же это делали с усердием, потому что имели упование обетованных на небесах благ. Потом Апостол продолжает увещание.
 


Не отлагайте убо дерзновения вашего.
 

Евр.10:35 с толкованием
Ибо вследствие победы приобрели вы великое дерзновение. Указывает же Апостол и на награды за подвиги.
 


Еже имать мздовоздаяние велико.
 

Евр.10:35 с толкованием
Научает также, как можно получить сии награды.
 


Терпения бо имате потребу, да волю Божию сотворше, приимете каждый обетование.
 

Евр.10:36 с толкованием
Ибо награда равномерна труду, по делу уделяется и воздаяние. И ободряя их, как слишком нерадивых, потому что нападения противников были жестоки, указывает Апостол на приближающегося Подвигоположника, Который в непродолжительное время даст и венцы.
 


Еще бо мало елико елико, Грядый приидет и не укоснит.
 

Евр.10:37 с толкованием
Владыка близко, говорит Апостол, придет весьма скоро и за труды вознаградит небесными благами. И поелику, вероятно, некоторые сомневались в этом, то Апостол кстати присовокупил:
 


А праведный от веры жив будет. (Авв.2:4)
 

Евр.10:38 с толкованием
Устами пророков, говорит он, сказал сие Бог. Почему и тогда, как имел еще силу закон, врачевство веры служило ко спасению.
 


И аще обинется, не благоволит душа Моя о нем.
 

Евр.10:38 с толкованием
Обиновением здесь названо сомнение.
 


Мы же несмы обиновения в погибель, но веры в снабдение души.
 

Евр.10:39 с толкованием
Ибо чрез веру делаемся своими Богу. Потом Апостол показывает и до закона, и под законом чрез веру соделавшихся боголюбивыми и славными. А сим вдруг достигает двоякой цели: и показывает силу веры, потому что в чем не успел закон, то совершила вера; и подает утешение упадающим духом, по причине восстания сопротивников, показывая, что все приобретшие приснопамятную славу шествовали по таковым волнам. И, во-первых, преподает нам самое определение веры.