Библия Синодальный перевод Послание к Евреям Глава  11

Послание к Евреям святого апостола Павла
 


Глава 
11

Евр.11  с толкованием

1
Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом.

Евр.11:1  с толкованием

2
В ней свидетельствованы древние.

Евр.11:2  с толкованием

3
Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.

Евр.11:3  с толкованием

4
Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

Евр.11:4  с толкованием

5
Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.

Евр.11:5  с толкованием

6
А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Евр.11:6  с толкованием

7
Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

Евр.11:7  с толкованием

8
Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет.

Евр.11:8  с толкованием

9
Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования;

Евр.11:9  с толкованием

10
ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

Евр.11:10  с толкованием

11
Верою и сама Сарра (будучи неплодна) получила силу к принятию семени, и не по времени возраста родила, ибо знала, что верен Обещавший.

Евр.11:11  с толкованием

12
И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.

Евр.11:12  с толкованием

13
Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле;

Евр.11:13  с толкованием

14
ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества.

Евр.11:14  с толкованием

15
И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться;

Евр.11:15  с толкованием

16
но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Евр.11:16  с толкованием

17
Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного,

Евр.11:17  с толкованием

18
о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя.

Евр.11:18  с толкованием

19
Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование.

Евр.11:19  с толкованием

20
Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.

Евр.11:20  с толкованием

21
Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова и поклонился на верх жезла своего.

Евр.11:21  с толкованием

22
Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.

Евр.11:22  с толкованием

23
Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.

Евр.11:23  с толкованием

24
Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой,

Евр.11:24  с толкованием

25
и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение,

Евр.11:25  с толкованием

26
и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние.

Евр.11:26  с толкованием

27
Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского, ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.

Евр.11:27  с толкованием

28
Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.

Евр.11:28  с толкованием

29
Верою перешли они Чермное море, как по суше, — на что покусившись, Египтяне потонули.

Евр.11:29  с толкованием

30
Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.

Евр.11:30  с толкованием

31
Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными.

Евр.11:31  с толкованием

32
И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

Евр.11:32  с толкованием

33
которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

Евр.11:33  с толкованием

34
угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

Евр.11:34  с толкованием

35
жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

Евр.11:35  с толкованием

36
другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

Евр.11:36  с толкованием

37
были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

Евр.11:37  с толкованием

38
те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

Евр.11:38  с толкованием

39
И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

Евр.11:39  с толкованием

40
потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Евр.11:40  с толкованием

Толкования на главу Евр.11
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание евреям Святого Апостола Павла

Евр.11

Глава 
11

Евр.11  с толкованием

Вера же есть осуществление ожидаемого.
 

Евр.11:1 с толкованием
Наконец, апостол описывает нам веру, говоря, что она есть осуществление того, чего еще нет, и обоснование того, что еще не наступило. Например, воскресение еще не наступило, но вера утверждает это и ставит перед нашими глазами.
 


И уверенность в невидимом.
 

Евр.11:1 с толкованием
Уверенность, то есть показание, обнаружение невидимого. Ибо она делает то, что эти вещи созерцаются нашим умом, как существующие. Итак, если вера имеет такую силу, то зачем вы хотите на самом деле увидеть их, чтобы отпасть от веры? Ведь это есть не что иное, как отпадение от того, чем живы праведники. Ибо праведный верою жив будет (Авв.2:4; Рим.1:17).
 


В ней свидетельствованы древние.
 

Евр.11:2 с толкованием
То есть в той же самой вере все древние были свидетельствованы Богом: они исповедали, что почитали Его.
 


Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое.
 

Евр.11:3 с толкованием
Так как веру поносят те, кто не понимает силы ее, кто говорит, что она — дело недоказанное и, очевидно, обман, то показывает, что величайшие дела совершаются верой, а не рассуждениями. Ибо и на то, что Бог сотворил словом существующее из несуществующего, какое доказательство есть у нас? Никакого, одна только вера. Итак, верою познаем, что веки устроены словом Божиим, то есть что веки словом Божиим совершились. Почему верой? потому что видимое произошло из невидимого: этого требует вера. Или и так: Словом Божиим, Которым все существующее вызвано к бытию из несуществующего. Когда же слышишь "веки", разумей все вечное, обнимаемое ими, а именно, и времена, и все содержащееся в них; в несобственном смысле "веки" означают и времена, тогда как в собственном смысле век есть нечто иное, чем время: век — один, а не много их.
 


Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин (Быт.4:3-5).
 

Евр.11:4 с толкованием
Так как вера — великое дело и требует мужественной души, между тем верующие евреи стали немощны и, хотя в начале они и проявили веру, но впоследствии, под влиянием постоянных скорбей, предались малодушию, — то он ободряет их сначала собственным их подвигом, затем Писанием, сказав: праведный верою жив будет; далее соображениями, говоря: же вера есть осуществление ожидаемого, — теперь ободряет их примерами великих ветхозаветных мужей. Ибо всякий раз, как находит человек соучастников в страданиях, то успокаивается и чувствует облегчение. Итак, выводит Авеля и говорит, что он верой принес жертву лучшую, то есть более ценную, сравнительно с жертвой брата. Ибо кого другого он видел пред собой? Отца, или мать? но они оскорбили Бога. Брата? но он не почтил Его. Итак, только одной верой он был приведен к тому, чтобы принести в жертву лучшее из того, что имел, веруя, что получит награду.
 


Ею получил свидетельство, что он праведен, как освидетельствовал Бог о дарах его.
 

Евр.11:4 с толкованием
Ибо Бог сказал Каину: аще право принесл еси, право же не разделил еси (Быт.4:7) 19; об Авеле засвидетельствовал, что и право (т.е. правильно, — Прим. ред.) принес, так как принес Даровавшему то, что получил от Него, и право разделил, потому что выбрал лучшее, как Владыке. Говорят же, что и огонь, сошедши с неба, истребил жертву, из чего Каин и узнал, что Авель был предпочтен. И как иначе? Поэтому один из переводчиков с еврейского на греческий язык так передал: Господь призрел на жертвы Авеля и воспламенил их (ср. Быт.4:4).
 


Ею он и по смерти говорит (λαλεί) еще.
 

Евр.11:4 с толкованием
То есть чрез ту самую веру говорит еще, то есть вера произвела то, что он еще ныне живет, и поставила его для всех учителем, едва только не говорящим: подражайте мне, люди, и будучи праведны, угождайте Творцу. Итак, говорит тем, что его прославляют, о нем проповедуют, о нем вспоминают, как и небо говорит, будучи только видимым. Ибо не столько действует слово, сколько страдание его. Сказал же это для того, чтобы показать малодушным что праведник и здесь в известной мере наслаждается почетом? поэтому и вы будете наслаждаться. В некоторых списках, впрочем, сказано: λαλείται — говорит от себя, но, я думаю, это неправильно.
 


Верою Енох переселен был так, что не видел смерти (Быт.5:24); и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу.
 

Евр.11:5 с толкованием
Он показал веру больше, чем Авель. Ибо то, что случилось с Авелем, способно смутить, потому что, несмотря на праведность Авеля, было допущено, чтобы он был убит братом. Ибо что такое, если бы убийца был наказан? Какая от этого польза убитому уже? Итак, великую веру он показал, уверовав, что если и не ныне, то в будущем веке — Бог воздаятель, и ею угодил Богу и, угодив, переселен. Итак, верою переселен, то есть вера, которой он угодил, переселила его. Смотри, как чрез Авеля Бог показал, что определение Его о смерти истинно; чрез Еноха же снова показал, что это определение временно и будет уничтожено. Итак, что он живым был переселен и что теперь еще живет, — мы знаем, но где, или как, — неизвестно, так как в Писании не сказано об этом.
 


А без веры угодить Богу невозможно 20.
 

Евр.11:6 с толкованием
Если кто не уверует, что есть воздаяние добрым и злым, тот не угодит. Ибо как может кто-нибудь идти трудным путем добродетели, не будучи убежден в том, что в будущем веке есть разнообразные и постоянные воздаяния? Слушай и дальнейшее.
 


Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.
 

Евр.11:6 с толкованием
То, что Бог есть и что Он воздает, — это мы содержим по вере, ибо некоторые утверждают, что все существующее существует само собой; а что оно такое, по существу, это совершенно непостижимо для здравомыслящих. Что значит: ищущим Его? То есть тем, кто старается жизнью угодить Ему, а не тем, кто слишком занимается внешней мудростью. Обрати внимание на мудрость Павла, как он повсюду добавляет: воздает, ради малодушия верующих евреев.
 


Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего (Быт.6:12).
 

Евр.11:7 с толкованием
Ной, говорит, получил откровение от Бога, то есть был научен относительно неизвестных дел и не остался неверующим. Напротив, хотя воздух был чист, все предавались неге и не ожидали никакой опасности, ибо и не было заметно ничего такого, однако он, поверив Богу, убоялся потопа и приготовил ковчег, посредством которого спас от потопа всех своих домашних (Быт.6:22). Заметь, что обещает Бог, то предрекает и Дух, как сказано о Симеоне: ему было обещано Духом Святым (Лк.2:26). Итак, Дух — Бог.
 


Ею осудил он (весь) мир.
 

Евр.11:7 с толкованием
То есть показал, что они достойны наказания, так как они, даже и видя, что строился в это время ковчег, не пришли в чувство, или не поверили, что будет потоп.
 


И сделался наследником праведности по вере.
 

Евр.11:7 с толкованием
То есть он получил ту пользу, что явился праведным пред Богом: каковое имя (праведности) даровала ему вера.
 


Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие.
 

Евр.11:8 с толкованием
Так как верующие из евреев смотрели на него и прочих патриархов, как на получивших бесчисленные блага, то он намерен показать, что никто еще ничего не получил. Поэтому говорит, что верою Авраам повиновался, получив повеление оставить отечество. Ибо кого он знал, кому бы мог подражать? Отец у него был идолопоклонник, пророков он не слыхал. Поэтому повиноваться Богу, как говорящему истину о том, что Он обетовал, и покинуть то, чем он владел, было с его стороны делом веры.
 


И пошел, не зная, куда идет.
 

Евр.11:8 с толкованием
Хотя бы даже он и знал, кто побудил его, оставив готовое, искать то, что не готово? но он не знал, какова вообще та земля, в которую он призывается.
 


Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой.
 

Евр.11:9 с толкованием
Ту землю, говорит, которую Бог обетовал даровать ему и семени его, он населил как чужую. В каком смысле чужую? Ибо он купил и могилу для Сарры (Быт.23:4), и однако, не усомнился и не сказал: солгал Бог, но уверовал, что Обетовавший, без сомнения, дарует ее.
 


И жил в шатрах.
 

Евр.11:9 с толкованием
Он населил землю настолько ему чужую, что не имел даже собственного дома, но жил в шатрах, что свойственно пришельцам, кои, не имея собственного участка, переходят с одного места на другое.
 


С Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования.
 

Евр.11:9 с толкованием
И Исаак и Иаков, говорит, жили на ней также, как на чужой. Исааку завидовали филистимляне, и слуги Авимелеха отняли у него колодцы и его жену, и потом он переходил с одного места на другое (Быт.26:3). Иаков же не только был гоним со страхом пред Исавом, но и на обратном пути из Месопотамии купил место, где поставил палатку, и то переходил в Вефиль, то в Ефрафу, не останавливаясь на одном месте, как пришелец (Быт.35:3). Между тем, и они были наследниками обетования, как и их отец. Ибо сказано: дам тебе и потомкам твоим землю (Быт.17:8). Однако они не были неверующими.
 


Ибо он ожидал города, имеющего основание.
 

Евр.11:10 с толкованием
Потому, говорит, на земле той и поселились в палатках, не имеющих основания, что ожидали небесного града с истинными основаниями, всегда твердыми и никогда не гибнущими. Почему и Бог, видя, что они презирают обетования земных благ, отложил их, уготовляя им лучшие, как достойным таких, а не земных. Потом, они, получав земное обетование, пренебрегали им и стремились к небесному. Вы же, верующие, получив обетование о небесном, желаете земного; и как вам не стыдно?
 


Которого художник и строитель Бог.
 

Евр.11:10 с толкованием
Какая похвала этому городу, что художником его является Бог!
 


Верою и сама Сарра (будучи неплодна).
 

Евр.11:11 с толкованием
Словами и сама Сарра апостол пристыжает их, как бы так говоря: женщина уверовала, и неужели вы не устыдитесь, если окажетесь малодушнее женщины? Как же уверовала та, которая засмеялась? Да, уверовала, хотя и рассмеялась, ибо потом, будучи обличена, она устрашилась, что было плодом веры. Ибо ясно, что она уверовала, что Беседующий с ней есть кто-то великий и выше человека.
 


Получила силу к принятию семени.
 

Евр.11:11 с толкованием
То есть она получила способность к восприятию и удержанию в себе семени Авраама. Или, так как люди, тщательно изучившие это, говорят, что и женщина вносит от себя как бы некое семя, то ни в каком случае так не должно быть понято выражение: к принятию семени, то есть как будто и сама Сарра дала семя.
 


И не по времени возраста родила.
 

Евр.11:11 с толкованием
Выше сказал, что была бесплодна, теперь говорит, что и не по времени возраста родила. Итак, у нее был двоякий недостаток, — один от природы, — была бесплодна, другой — от старости.
 


Ибо знала, что верен Обещавший.
 

Евр.11:11 с толкованием
Верен, то есть считала истинным, ибо Он обещал: буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры будет сын (Быт.18:14).
 


И потому от одного, и притом омертвелого, родилось так много, как много звезд на небе и как бесчислен песок на берегу морском.
 

Евр.11:12 с толкованием
Вера совершила не только то, что она родила, но и столько родила, сколько не родят и плодовитые жены. Таким образом, два чуда. В каком же смысле они были бесчисленными? Ведь они часто были исчисляемы. Или это сказано преувеличенно, по обычаю Писания, как например: мы видели города, достигающие даже до неба (ср. Числ.13:29); или сказал: бесчислен, имея в виду тех, которые постоянно рождаются вновь.
 


Все сии умерли в вере, не получив обетований.
 

Евр.11:13 с толкованием
Здесь возникают два вопроса: как апостол, сказав о Енохе, что он переселен был так, что не видел смерти, теперь говорит: все сии умерли? и еще, как сказал он теперь: не получив обетований, хотя сказал, что Авель говорит еще, в силу того, что всеми прославляется? и что Енох переселен был, что Ной получил награду, будучи спасен с домом своим и будучи назван праведным; и что Авраам родил сына от Сарры. Поэтому слова: все сии умерли понимай в таком смысле: те, которые умерли, исключая, разумеется, не видевших смерти. Не получив обетований — справедливо сказано о всех. Ибо не одними только этими благами щедродатель Бог наградил за великие подвиги веры, — Авеля тем, что он в славе у людей, Еноха — переселением, Ноя — спасением от потопа, Авраама — деторождением; напротив, ясно, что это только предвкушение и залог истинных благ, которые предварительно подавались святым ради нас малодушных, чтобы на основании этих мы верили и истинным благам. Но им же уготовано нечто великое, что и на сердце человеку не приходило, чего они еще не получили, как и Господь говорит в Евангелии, что отрекшийся всего в нынешнем веке получит во сто крат, а в будущем наследует жизнь вечную (Мф.19:29).
 


А только издали видели оные, и радовались.
 

Евр.11:13 с толкованием
Здесь апостол дает понять, что они и видели и радовались, то есть предчувствовали тайны о Царстве Небесном, о воскресении и неизреченных благах: метафора взята из жизни мореплавателей, которые издалека завидев желанные города, прежде чем войти в них, предварительно обращаются к ним с приветствием и уже считают их своими. Или разумеет и потомков Авраама, что они не получили обетовании относительно земли, но издалека предвидели их, за четыре рода ранее, именно, что потомки их, выйдя из Египта, сделаются наследниками этих обетовании. Но это толкование, как относящееся только к потомкам Авраама, не стоит в связи с словами: все сии.
 


И говорили о себе, что они странники, и пришельцы на земле.
 

Евр.11:13 с толкованием
Не только на обетованной земле, но и на всей вселенной. Поэтому и не подобало получить ее. Они были достойны не ее, а неба. Потомки же их получили ее, ибо они были достойными земли. Я у вас пришлец и поселенец (Быт.23:4), говорил Авраам сынам Хетовым. Но они и все были таковы, как свидетельствует Давид: странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои (Пс.38:13).
 


Ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному.
 

Евр.11:14 с толкованием
Называя, говорит, самих себя странниками, показывают, что они ищут отечества. Итак, посмотрим, какого ищут отечества: земного ли, которое оставили, как Авраам Месопотамию? Но ему можно было возвратиться туда. А так как он не возвратился, то ясно, что он не о ней вспомнил и не она была для него отечеством, но желал иного, лучшего отечества, то есть небесного, в которое еще не имел времени войти.
 


Посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом.
 

Евр.11:14 с толкованием
В силу такой добродетели, говорит, они являются настолько великими пред Богом, что Он, будучи Богом всего мира, невидимого и видимого, не стыдится называть Себя особо их Богом (Исх.3:15), так как они являются равноценными всей твари, или лучше, Бог называемся Богом видимого мира, как Творец и Господь; поэтому Он — Бог и языческих народов; а для них Он, как друг, что важнее.
 


Ибо Он приготовил им город.
 

Евр.11:14 с толкованием
Он настолько не стыдится их, что считает их своими, что приготовил им город, которого они желали, город на небесах.
 


Верою Авраам, будучи искушаем (Быт.22:1).
 

Евр.11:14 с толкованием
Выше всех по вере Авраам. Ибо здесь вступила в борьбу с божественным повелением не только природа, но и слово Божие. Ибо Кто сказал: дам тебе и потомкам твоим землю (Быт.17:8), — Тот же повелевает: принеси во всесожжение сына твоего (Быт.22:2). Поэтому говорится, что Авраам искушаем, не потому, что Бог имел нужду испытать добродетель его, но чтобы мы этим испытанием и делами научились добродетели его. Заметь же, что искушения настолько полезны, что Бог не только другим попускает причинять их верующим, но и Сам искушает, чтобы явить их более опытными.
 


Принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: в Исааке наречется тебе семя. Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить.
 

Евр.11:17 с толкованием
Достойно удивления то, что он, не имея другого сына, на котором мог бы ожидать исполнения обетования, но имея только одного, однако принес его в жертву. Почему же? по великой вере. Ибо он веровал, что Бог силен и после заклания его, воскресив его из мертвых, исполнит обетование, и чрез него, ожившего, умножит семя. В каком же смысле Исаак был единородным, когда у него был еще и Измаил? Но что касается обетования, то он был единородным: ибо он и был в собственном смысле семенем: ибо в Исааке наречется тебе семя (Быт.21:12).
 


Почему и получил его в предзнаменование.
 

Евр.11:17 с толкованием
Что значит: в предзнаменование? то есть в образ, в показание тайны, относящейся ко Христу. Ибо как тогда Исаак был оставлен, овен же был заклан, так один Христос, будучи в одно и то же время Богом и человеком, по человечеству был принесен в жертву за нас, Божественная сущность же осталась непричастной страданию. Вообще же, Авраам был образом Бога Отца, Исаак — Сына Божия: так как Бог по Своему великому человеколюбию решил совершить это великое и превосходящее разум таинство — отдать Сына Своего за нас, то и желал даровать это, не как собственный Свой дар, но как бы отплатить долг, говоря при этом как бы следующее: Я ничего нового не даю человеческому естеству, принося за него в жертву Сына Своего. Ибо Авраам принес сына своего, чтобы для Меня заклать его. Почему Я возвращаю долг, а не дар даю. Или в предзнаменование, то есть в овне Авраам принес Исаака в жертву, то есть заменил овном, который был образом Исаака, то есть заклан был изображавший собой Исаака.
 


Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава.
 

Евр.11:20 с толкованием
Как он мог бы обещать сыновьям своим столько благ, сам живя на чужой земле, если бы он не веровал, что Бог дарует обетованное? Что значит: в будущее? Или — в блага будущего века, ибо они знали о воскресении и для них понятны были эти благословения, или — в блага на этой земле, которые имели получить они сами, или потомки их. Предпочитает же Иакова Исаву, как добродетельного, как получившего права первородства и во всем достойного предпочтения.
 


Верою Иаков, умирая, благословил каждого сына Иосифова (Быт.48:14) и поклонился на верх жезла своего.
 

Евр.11:21 с толкованием
Сыновья Иосифа — Манассия и Ефрем; и хотя Манассия был старший, Ефрем же — младший, однако Иаков благословил Ефрема более великими благословениями и крестообразным возложением рук, и так сильно верил, что сбудутся его благословения и колено Ефремове будет господствовать, что и самим делом показал. Ибо поклонился Иосифу в знаменование поклонения всего народа. Как же поклонился? на верх жезла своего, то есть опершись на жезл по причине старости. Некоторые говорят: поклонился на верх жезла Иосифа, знаменуя чрез жезл скипетр царствования, долженствующий быть предметом поклонения.
 


Верою Иосиф, при кончине, напоминал об исходе сынов Израилевых и завещал о костях своих.
 

Евр.11:22 с толкованием
До такой степени, говорит, веровал, что израильтяне будут освобождены из Египта, что даже заповедал им с клятвой, чтобы они вынесли с собой кости его (Быт.50:25). А и сделал это не потому, что заботился о могиле, — он как весьма мудрый знал, что Господня земля (Пс.23:1) — но чтобы внушить народу полную уверенность, что обетование Божие во всяком случае исполнится и что они выйдут из Египта. А чтобы они не оставались в Египте по причине тамошнего нечестия, — это так угодно Богу, что и ему самому не хотелось сложить костей своих в Египте.
 


Верою Моисей по рождении три месяца скрываем был родителями своими, ибо видели они, что дитя прекрасно, и не устрашились царского повеления.
 

Евр.11:23 с толкованием
Перечислив великих мужей, при помощи веры совершивших свои подвиги, говорит и о родителях Моисея, людях неизвестных, ободряя тех малодушных тем, что даже второстепенные дела таких людей имеют значение. Далее выставляет на вид даже блудниц, чтобы еще более пристыдить их. Итак, говорит, ради чего скрыли трехмесячного ребенка, и притом вопреки повелению убивать детей мужского пола? Как не убоялись? Ясно, они веровали, что он будет спасен. Почему же они веровали, что он будет спасен? потому что видели они, что дитя прекрасно, то есть красиво, привлекательно на вид, и уверовали, что Бог возлюбил его прямо с пеленок. Они, как говорят, и намеревались бросить его, но, когда дитя мило улыбнулось, оставили его: так у него все было божественно.
 


Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение.
 

Евр.11:24 с толкованием
Дошел до самого дорогого для них примера, — до Моисея, почему и останавливается на нем пространнее. Строй его мыслей таков: верою Моисей отказался называться сыном дочери фараоновой. Когда? Придя в возраст, то есть достигши уже мужества. Очевидно, потому, что надеялся взамен того получить нечто большее. Слово же отказался показывает сильную ненависть и внутреннее отвращение к распоряжениям царя. Смотри, как он называет грехом — не страдать с братьями. Это и чрез пророков Бог порицает: и не болезнуете о бедствии Иосифа (Ам.6:6); и еще: не исходила оплакивать дому ближнего своего (общая мысль из 5 гл. Амоса). И на сетующих у пророка Иезекииля полагается знамение; а тех, которые не терпели ничего подобного, ангелам дается повеление избивать (Иез.9:4-6). Если же те, кто добровольно не страдает со страждущими, погрешают, то что должно думать о тех, кто причиняет зло другим и вообще совершает зло? Итак, участие в царской роскоши называет временным греховным наслаждением.
 


И поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища.
 

Евр.11:26 с толкованием
Не сказал: блага, отложенные на небесах, но, показывая добродетель его и снова их ободряя, сказав: поношение Христово. Ибо как впоследствии Христа поносили те, кто был Им облагодетельствован, и, наконец, распяли, — так прежде поступили и с Моисеем те, кои пользовались от него благодеяниями. Ибо тот самый еврей, который Моисеем был избавлен от руки египтянина, на другой день сказал ему: кто поставил тебя начальником или судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? (Исх.2:14). Вообще, без сомнения, подвергнуться поношениям или мучениям со стороны своих ближних и благодетельствуемых, — это поношение Христово. И всякое поношение за добро, направленное против делающего его, и вообще напрасное нападение, — это поношение Христово. Так и Господь подвергался злословию, назывался другом мытарей за то что вкушал с ними ради спасения их. Посему, как роскошь греховна, так поношение — Христово. Итак, не негодуйте, если терпите притеснения со стороны соплеменников, взирая на столь славного Моисея и, что еще важнее, на Самого Христа. И ропот на Моисея при скале был поношением Христовым. Ибо скала — это Христос (1Кор.10:4).
 


Ибо он взирал на воздаяние.
 

Евр.11:26 с толкованием
Очевидно, очами веры.
 


Верою оставил он Египет, не убоявшись гнева царского.
 

Евр.11:27 с толкованием
Что скажешь? В книге Исхода ведь написано: Моисей испугался, потому что узнали об этом деле (Исх.2:14). Но: не убоявшись понимай здесь в том смысле, что Моисей снова явился в Египет и принял на себя начальство над евреями. Ибо боящемуся совсем не следовало возвращаться и приниматься за прежнее. Но так как он снова возвратился, то показал, что верует в Бога. Итак, почему же не остался в Египте, но оставил его, если, действительно не боялся? Потому, что подвергать себя явной опасности и говорить: неужели Бог не спасет меня? — это свойственно искушающему Бога и диавольское дело, как и диавол говорил Господу: бросься вниз (Мф.4:6). Или не убоявшись гнева царского понимай так, что он убежал, уверовав, что убежит и что царь, как разгневанный против него, не будет преследовать его с своей стороны, а если и будет преследовать, то не схватит его. Знаком этого служит то, что он предпочел проводить время вдали от ближних, и скрылся. Посему это — дело веры.
 


Ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд.
 

Евр.11:27 с толкованием
Ибо, как бы видя, что Бог пребывает с ним, так все терпел. Ибо иметь всегда в уме Бога — дело весьма великого терпения, как и Давид говорит: всегда видел я пред собою Господа (Пс.15:8) и далее.
 


Верою совершил он Пасху и пролитие крови, дабы истребитель первенцев не коснулся их.
 

Евр.11:28 с толкованием
Павел всюду попутно вводит таинство, как и здесь в ряду увещания упоминает о таинстве пасхи. Ибо пролитие крови той, то есть помазание косяков, обозначало пролитие Крови Господней, помазуясь которой, мы избегаем в ночи этой жизни истребителя перворожденных у всех тех, кто помазан. Посему Моисей, уверовав тогда, что помазание кровью спасет первенцев, повелел народу сделать это. Хотя то была кровь агнца, но однако, поскольку она изображала Кровь Христа, она обнаружила такую силу. Вы же, будучи помазаны истинной Кровию, ужели не надеетесь оградиться ею? Конечно, да. И совершил пасху, то есть вкушение агнца и опресноков, и горьких трав, и уверовал, что народ, вышедши из Египта, будет спасен. Ибо обряд той вечери был приноровлен к выходу.
 


Верою перешли они Чермное морс, как по суше.
 

Евр.11:28 с толкованием
Чтобы не говорили: к чему выставляешь неподражаемых мужей? в пример привел и народ. Подражайте, говорит, по крайней мере тем из толпы, кто уверовал, что вода не потопит их, и так ободрились, надеясь на Бога, что они пройдут среди моря по суше (Исх.14:21-22); таким образом, вера невозможное делает возможным. Почему же вы не веруете?
 


На что покусившись, Египтяне потонули.
 

Евр.11:29 с толкованием
И никто, говорит, не может сказать, что то было в воображении, что воды не было. Ибо что было море, — это доказали египтяне, которые, хотя постарались войти в море, но были потоплены им, так как вода вдруг устремилась против них, при переходе же евреев она стояла стеной: так и впоследствии пламень, направленный против трех отроков, показал, что он действительно пламень, когда истребил вавилонян, равно как и львы, приготовленные против Даниила, разорвали клеветников его.
 


Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении.
 

Евр.11:30 с толкованием
Верою: ибо когда Бог повелел, то Иисус Навин и народ не усомнились в этом и не сказали: что такое? Разве трубные звуки могут разрушить камни и крепости? но уверовали, что это будет, и было (Нав.6:19).
 


Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем) 21, не погибла с неверными.
 

Евр.11:31 с толкованием
Вот, о чем я и выше сказал, выводит самую презренную личность, чтобы устыдить их и чрез нее, если они, действительно, окажутся хуже такой женщины, и вместе с тем показал, что сила веры велика, если она производит такое действие даже и в презренных людях. Итак, и она показала свою веру, скрыв мужей, которых разыскивали, как соглядатаев. Она не скрыла бы, если бы не уверовала, что город будет взят. Ибо так говорила она: Я знаю, что вы возьмете эту землю; ибо мы слышали о делах ваших (ср. Нав.2:9-10). И она поверила слышанному; те же, кто не поверил чудесам Божиим, погибли.
 


И что еще скажу?
 

Евр.11:31 с толкованием
Доведя речь до блудницы и достаточно пристыдив их качеством этого лица, потом ради краткости не перечисляет всех по отдельности, чтобы не показаться не знающим приличия: однако и не умалчивает совсем, но, казалось бы, прекращая речь, не оставляет без внимания. И таким образом, и не утомляет слушателя, и нисколько не хуже поучает тому, чего хочет, чрез перечисление большого количества лиц.
 


Недостанет мне времени, чтобы повествоввть.
 

Евр.11:31 с толкованием
Какого? Или вообще сказано это, как принято у нас говорить, гиперболически; или: времени, потребного для послания.
 


О Гедеоне (Суд.6:11-26), о Вараке (Суд.4:4-9), о Самсоне (Суд.14-16) и Иеффае (Суд.11-12), о Давиде (1Цар.16-31; 2Цар.1-24 и др.), Самуиле (1Цар.1-10) и (других) пророках.
 

Евр.11:31 с толкованием
Некоторые спрашивают: по какой причине помещает здесь Иеффая, и Самсона, и Варака. Что ты говоришь? Сказав о блуднице, почему ему не сказать о них? Нет нужды рассказывать мне об остальной жизни их; но если они просияли верой, то на это обрати внимание. Ибо апостол занимается не жизнеописанием, но показанием веры.
 


Которые верою побеждали царства (Суд.7).
 

Евр.11:31 с толкованием
Воины, бывшие с Гедеоном.
 


Творили правду.
 

Евр.11:31 с толкованием
Кто? Они же и Самсон. Они отразили врагов своих сородичей и единоплеменников, явившись, с одной стороны, человеколюбивыми по отношению к своим, с другой, — восстав на врагов, обижавших их. В этом и заключается свойство правды — воздавать каждому по достоинству.
 


Получали обетования.
 

Евр.11:31 с толкованием
Как например, Давид. Ибо говорит: клялся Господь Давиду: от плода чрева твоего посажу на престоле твоем (Пс.131:11). Чувственно это исполнилось на Соломоне, духовно же — на Господе Иисусе, Истинном Соломоне, мирном, самом Мире. Так толкуют имя Соломон, то есть мирный.
 


Заграждали уста львов.
 

Евр.11:31 с толкованием
Даниил (Дан.6 и Дан.14) и Самсон.
 


Угашали силу огня.
 

Евр.11:31 с толкованием
Три отрока (Дан.3:10-22). Не сказал: угашали огонь, но силу огня, что сильнее. Ибо хотя он окружал их, но не имел силы жечь их.
 


Избегали острия меча.
 

Евр.11:31 с толкованием
Также три отрока, или вернее сказать — Илия — меча Иезавели (3Цар.2-18) и сам Давид — меча Саула.
 


Укреплялись от немощи.
 

Евр.11:31 с толкованием
Возвратившиеся из плена вавилонского: ибо они ничем не отличались от костей мертвецов, как сказано у Иезекииля (Иез.37:11-14). Но и немощный Езекия получил прибавление жизни (4Цар.20:1-11).
 


Были крепки на войне, прогоняли полки чужих.
 

Евр.11:34 с толкованием
Это также относится к тем же самым, возвратившимся из Вавилона. Ибо соседние народы, всегда завидовавшие им, тогда еще более нападали на них, но они, уповая на силу Божию, верой побеждали их (1Мак.6:28-42; 2Мак.8:1-6 и др.). Более же всего подходит это к Самсону.
 


Жены получали умерших своих воскресшими.
 

Евр.11:35 с толкованием
Сарептская вдова чрез Илию (3Цар.17:20-23) и соманитянка чрез Елисея (4Цар.4:32-37).
 


Иные же замучены были.
 

Евр.11:35 с толкованием
То есть обезглавлены, как Иоанн Креститель (Мф.14:3-11), как Иаков, сын Зеведеев (Деян.12:2). Некоторые, впрочем, мучение объясняли в смысле бичевания палками.
 


Не приняв освобождения.
 

Евр.11:35 с толкованием
То есть они могли бы не обличать тех, кого они обличали, и таким образом избавиться от наносимого им наказания, но они не пожелали этого.
 


Дабы получить лучшее воскресение.
 

Евр.11:35 с толкованием
Лучшее — не такое, какое дети тех жен; или лучшее сравнительно с прочими людьми. Ибо святые в блеске будут подняты на облаках в сретение Господа, что в другом месте (Флп.3:11) называет восстанием — έξανάστασις. И вообще — в жизнь вечную. Остальные же будут пребывать внизу, и воскресение будет им в вечное наказание.
 


Другие испытали поругания.
 

Евр.11:35 с толкованием
Например, Елисей, сделавшийся предметом насмешки для отроков (4Цар.2:23), или Самсон — для иноплеменников, после того, как ему выкололи глаза (Суд.16:25).
 


И побои.
 

Евр.11:35 с толкованием
Многие из пророков, потом Петр и Иоанн (Деян.5:40-41).
 


А также узы и темницу.
 

Евр.11:36 с толкованием
Например, Иеремия (Иер.33:1) и Михей (3Цар.22:26), и впоследствии апостолы (например, Петр и Иоанн — Деян.5:18 и др.).
 


Были побиваемы камнями.
 

Евр.11:36 с толкованием
Например, Навуфей (3Цар.21:1-15), а потом и Стефан (Деян.6:8-15 и Деян.7:1-60).
 


Перепиливаемы 22.
 

Евр.11:36 с толкованием
Например, Манассией — Исаия, которого, говорят, перепилили даже деревянной пилой, чтобы это было для него тягчайшим наказанием, хотя он и без того был мучен сверх меры.
 


Умирали от меча.
 

Евр.11:36 с толкованием
Например, Михей и Захария, Иоанн Креститель и Иаков. Смотри, как одни по вере избегали острия меча, другие же умирали от меча. Таково значение веры; она совершает великие подвиги и терпит великие мучения, и при этом нисколько не думает, что страдает. Итак, почему вы, никогда еще не испытавшие ничего подобного, сетуете?
 


Скитались в милотях и козьих кожах.
 

Евр.11:37 с толкованием
Например, ученики Илии, — так они были нестяжательны. Так как евреи еще не имели такого понятия об апостолах, то после упоминания о них переходит к славному пророку, взятому на небо. Выражение скитались обозначает, что они подвергались преследованиям, и потому не оставались в одном месте. Милоть же — это кожа козы, или овцы.
 


Терпя недостатки.
 

Евр.11:37 с толкованием
Например, тот же самый Илия и Елисей. Ибо женщины питали их.
 


Скорби, озлобления.
 

Евр.11:37 с толкованием
Не мало скорбей доставляла Илии Иезавель, преследовавшая его.
 


Те, которых весь мир не был достоин.
 

Евр.11:38 с толкованием
Не можете, говорит, сказать, что они, будучи грешниками, претерпели это, но такими, кои ценнее и самого мира. Миром Писание называет и множество людей, и самое творение. Здесь можно разуметь и то, и другое. Посему, говорит, если противопоставить им все творение вместе с людьми, которые заключаются в нем, то не найдешь ничего равного им по достоинству. Здесь возбуждает сердца их, чтобы они не заботились ни о чем мирском, если мир не достоин святых. Позор (ύβρις) для тебя, если ты здесь получишь награду. Ибо ты показал, что сам ты ничего не стоишь. Если весь мир не достоин одного святого, то зачем ты заботишься иметь в нем свою долю?
 


Скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
 

Евр.11:38 с толкованием
Например, Илия, а также пророки, которых тайно питал Авдий в пещере (3Цар.18:9). Даже пустыню, говорит, не решались населять безбоязненно, но и оттуда были изгоняемы страхом, и они переходили из одного места в другое. Однако они веровали, что получат от Бога вечное утешение, и потому переносили это.
 


И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного.
 

Евр.11:39 с толкованием
Что, говорит, вы малодушествуете от того, что, находясь в подвиге, не получили еще наград? Все указанные святые, хотя уже и были засвидетельствованы, что благоугодили верой, однако еще не получили небесных обетовании. Впрочем, некоторые удостоились земных обетовании, как Давид. Но не этого они искали. То, что на небе, — вот действительные обетования.
 


Потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.
 

Евр.11:40 с толкованием
Лучшим называет то, что относится к нашей чести. Чтобы не казалось, что они имеют преимущество пред нами в том, что увенчиваются первыми, Бог определил для всех одно время для увенчания. И не сказал: дабы — они не без нас были увенчаны, но: дабы не без нас достигли совершенства. Посему тогда они и окажутся совершенными. Ныне же вообще имеют залог к чести. Иначе откуда у них сила — являться на помощь призывающим их? Откуда у них дерзновение на ходатайство пред Богом? Совершенство они приимут тогда. Итак, справедлив ли Бог к ним, если они предварили нас в подвигах, а в получении венцов ожидают нас? Напротив, это и для них вожделенно, именно, достигнуть совершенства вместе с братьями. Все мы — единое тело; больше удовольствия телу, когда оно увенчается всецело. Ибо Бог — чадолюбивый Отец, у Которого много сыновей: одни из них, скорее окончив дела свои, возвратились с полей, другие же еще остаются там, запятые трудами. Тем, которые потрудились прежде, Он даровал некоторое предвкушение, заповедав им дожидаться братьев на окончательный пир: они же, будучи человеколюбивы, с радостью ожидают, чтобы им насладиться общим торжеством.
 


Примечания


Свт. Иоанн Златоуст: Что тебе пришло на мысль сделать приношение, это похвально; а то, что ты несправедливо разделил (избрал плоды на жертву), это послужило причиной того, что принесенное тобою отвергнуто (In Gen.18:6).


Слово Богу у блж. Феофилакта опущено.


Слова, поставленные в скобках, у блж; Феофилакта не читаются.


После перепиливаемы в русском синодальном переводе читаем: подвергаемы пытке, но последние слова у блж. Феофилакта опущены.

Источник: http://www.ccel.org/contrib/ru/xml/index.html
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к евреям

Евр.11

Глава 
11

Евр.11  с толкованием

1
Но вера наша не погибнет от отчаяния, ибо она утверждается на истинной надежде. Есть также и свидетели, удостоверяющие в ней. Это - люди древнего времени, в коих она открывалась, хотя ее и не видно было у людей, живших в среднее время, между древним и новым. Есть и доказательство того, что она открывает невидимое. Какое же это доказательство? - Свидетельство о древних, то есть удостоверение Писания о вере, что именно ею свидетельствованы древние отцы.

Евр.11:1  с толкованием
Итак, Апостол начал говорить не о той (только) вере, которая преемственно процветала у прежних отцов и отринута была Евреями, но также и о той, которая существует от начала мира до настоящего времени и дошла до самих Евреев. Почему, говорит, вы отступаете от этой веры? Ведь без нее, как вы знаете, и мир никогда не существовал, если он создан не на ваших глазах, но по вере словам Моисея или по преданию предшественников Моисея уразумеваете, что Бог создал мир словом Своим; так что все это видимое произошло от того невидимаго, то есть: или из ничего создано, или все это видимое сотворено невидимым Богом.
 


4
Верою лучшую приносил жертву Авель, нежели Каин, который принес плохо выбранное: поелику вера Авеля и неверие Каина отпечатлелись в дарах их. Ведь если бы Авель не верил в мздовоздаяние, он не избрал бы и не принес бы лучших жертв, - так как он видел брата своего, что он отовсюду набрал плохих колосьев с нерадением и, принеся их, положил на жертвенник. Итак, ради этой веры Авель получил свидетельство относительно себя, что он праведен, - но не от человека получил он это удостоверение, а от Бога, Который дал свидетельство дарам его, так что даже и до настоящего времени он говорит ею, то есть свидетельствуется ею (Быт.4:1 сл.).

Евр.11:4  с толкованием

5
Верою Енох перенесен был и не вкусил смерти: ведь если бы он не веровал, что исполнение заповеди могло впоследствии ввести его туда, откуда изгнан был Адам за преступление заповеди, - то он не стал бы стараться о том, чтобы угодить Богу, в продолжение трех сот лет до своего переселения (Быт.5:21-24 ср. Сирах.44:15).

Евр.11:5  с толкованием

6
А без веры, то есть если человек не верует, что существует истинный Бог и Что Он для ищущих Его мздовоздаятелем бывает, - не станет добровольно стараться о том, чтобы угодить Ему и искать Его.

Евр.11:6  с толкованием

7
Верою Ной получил откровение о том, что еще не было видимо, то есть о событиях, кои имели быть чрез сто и двадцать лет после получения им откровения, - и по страху своему пред угрозою об отдаленных наказаниях (предстоявших тогдашним людям за их нечестие и неверие) приготовил себе ковчег, с великим трудом, для спасения дома своего. Тою же верою осужден мир, который не поверил, - и та же вера соделала Ноя наследником обетования (Быт.6:8 сл.).

Евр.11:7  с толкованием

8
Верою, повинуясь (Богу), Авраам оставил отца и семейство свое, чтобы идти не в собственное владение, но в наследие, ему уготованное.

Евр.11:8  с толкованием

9
Верою поддерживаемый, переселился он навсегда и обитал в месте обетования, как пришлец в чужом владении, - в шатрах поселившись там с Исааком и Иаковом, сонаследниками обетования того (Быт.12:1 сл.).

Евр.11:9  с толкованием

10
Из наследия обещанного, которого они не получили (еще тогда), явствовало, что они ожидали того града, имеющаго твердыя основания, коего художник и строитель есть Бог.

Евр.11:10  с толкованием

11
Верою и сама Сара силу к восприятию семени получила, и не по времени возраста, уже безплодная, родила: то есть силу и молодость восприняла, кои требуются для зачатия и рождения. А это все совершилось с нею потому, что она, живя среди Хананеев язычников, верным почитала того, Кто обещал ей дать это (Быт.17:19).

Евр.11:11  с толкованием

13
По вере умерли все они, не получив (исполнения) обетований, но из отдаленных времен их усматривали, то есть: хотя они уже и прежде того (до исполнения обетования) были в той земле, но очевидно они еще не обладали ею, - как и Авраам сказал сынам Аморреев: странник и пришлец я у вас (Быт.23:4).

Евр.11:13  с толкованием

14
Ибо те, кои это говорили, находясь в наследии своем, являли тем самым, что они другого отечества ищут, не в Харане или собственнаго своего отечества в Халдее, откуда вышел Авраам.

Евр.11:14  с толкованием

15
И если бы они стремились к тому именно отечеству, из коего вышли, и о нем вспоминали, то имели бы ведь в течении долгой жизни своей время возвратиться.

Евр.11:15  с толкованием

16
Если же не возвратились, хотя и могли бы, если бы пожелали, - то этим самым ясно показали, что гораздо лучшаго желали, то есть небеснаго. Посему не стыдится Бог называться Богом их: разумеются слова, сказанные Моисею: Я - Бог Авраама, и Исаака, и Иакова, - это есть имя Мое вечное и памятование о мне из рода в род (Исх.3:15).

Евр.11:16  с толкованием

17-19
Верою искушаем был Авраам и в жертву принес Исаака (Быт.22:10 сл.), коего по обетованию он получил, чтобы в нем названо было ему семя (Быт.21:12). Но Авраам нимало не усумнился в том, что если и умертвить его (Исаака), все же будет ему наречено в нем семя. Он думал и помышлял в душе своей, что и из мертвых воскресить силен Бог, откуда его и в притчу получил, то есть: чтобы в нем научились воскресению мертвых, - и чтобы в нем познал сынов духа, кои имели быть у него.

Евр.11:17  с толкованием

20
Верою в будущее благословил Исаак сына своего Иакова и потом Исава: то есть спустя много веков исполнилось благословение того и другого (Быт.27:27 сл.).

Евр.11:20  с толкованием

21
Так и Иаков верою благословил каждаго сына Иосифова: хотя они были благословлены в земле Египетской, и уже после многих лет совершилось наконец благословение их в наследии их; однако он поклонился краю жезла своего, поелику веровал он, что его сын Иосиф действительно похоронит его в могилах отцов своих. (Быт.47:29-31; 48:15 сл.).

Евр.11:21  с толкованием

22
Верою Иосиф, умирая, (напоминал, и прочее): то есть при Смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской (Быт.50:24).

Евр.11:22  с толкованием

23
Верою Моисея, после рождения, скрывали три месяца родители его, и не убоялись угроз царя, скрывая его в течение тех трех месяцев (Исх.2:2 сл.).

Евр.11:23  с толкованием

24-25
Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой: ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия.

Евр.11:24  с толкованием

26-27
Пред Египетскими богатствами, кои могли достаться ему, предпочел он ревность о Христе, о Коем и сам написал. И так как он с надеждою взирал на мздовоздаяние, то оставил Египет и ушел, не убоявшись гнева царскаго и того, чтобы не нашли его (беглеца); так как Бог, являвшийся ему не внешним образом, был как бы видим для него (как это открывается) в терпении (его).

Евр.11:26  с толкованием

28
Верою совершил пасху и пролитие крови: то есть прежде заклания агнца он веровал, что первенцы Египетские будут умерщвлены при посредстве его и Евреи спасутся чрез него (Исх.12:11 сл.).

Евр.11:28  с толкованием

29
Верою перешли Чермное море: поелику, то есть, народ веровал, что войдя в море, он, как по сухой земле, пройдет по средине его. Напротив Египтяне, войдя в него без веры, нашли в средине его воздаяние за свои прегрешения (Исх.14:22 см.).

Евр.11:29  с толкованием

30
Верою Иисуса и народа пали стены города Иерихона, ибо с верою обходили его семь раз мирно и без сражения, и при звуке голоса веры разрушились башни и укрепления его в седьмой день (Нав.6:20).

Евр.11:30  с толкованием

31
Верою Раав блудница не погибла: ибо слава о чудесах, совершившихся в Египте и в пустыне, привела ее к вере, что евреи действительно овладеют землею Ханаанскою, как сказал Бог Аврааму. Если же Апостол упомянул о соглядатаях, кои были приняты ею с миром, то желал этим показать, что в чистоте и непорочности вышли от нее, ибо не для блуда входили к ней (Нав.2:1; 6:16.24).

Евр.11:31  с толкованием

32
Но чтобы не перечислять отдельно и подробно всех дел веры ветхозаветных праведников, он потом только кратко указывает на них. И что еще, говорит, скажу? ведь не достанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (Суд.7:1 сл.), - и Вараке, верою своею победившего войско Сисара (Суд.4:4 сл.), - и Самсоне, который, благодаря своей вере, избил ослиною челюстью тысячу человек (Суд.15:15), - и Иеффае, который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских (Суд.11:33), - и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа (1Цар.17:4 сл.) - и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян (1Цар.7:10), - и о других пророках.

Евр.11:32  с толкованием

33
Кои чрез веру побеждали царства, пророчеством, а не мечом (Дан.3:27), - и совершали правду, разумей, посредством наказаний, кои они наводили на нечестивых (3Цар.18:40 - 21:19 и др.), - и получили обетования, Илия, восхищенный на небо (4Цар.2:1 сл.), - и заграждали уста львов - Даниил (Дан.6:22).

Евр.11:33  с толкованием

34
Угашали силы огня - Анания и его сотоварищи (Дан.3:23 сл.), - избегали острия меча - те, коих Халдеи с мудрецами Вавилонскими старались истребить (Дан.3:1 сл.), также Урия (Иер.26:29), и Илия (3Цар.19:3) и пророки, - укреплялись от немощи - Езекия царь (4Цар.20:1 сл. Ис.38:1 сл.) и Елисей, - были крепки на войне - Авраам, Лот, Моисей, Иисус, - полки прогоняли чужих - Самсон, Варак, Давид и прочие, кои упомянуты выше.

Евр.11:34  с толкованием

35
Получали жены из воскресения мертвецов своих: Силомея и Сарептянка от Илии и его ученика (3Цар.17:17 сл. 4Цар.4:17 сл.). Другие же, предаваемые на смерть, презирали жизнь свою, как семь братьев Маккавеев вместе с матерью своею (2Мак.6:1 сл. 7:1 сл.): и хотя они и не совершили того, что совершали общники их по вере, но ожидали и желали смерти, веруя, что они удостоятся получить лучшее воскресение.

Евр.11:35  с толкованием

36
Другие же поруганиям и побоям подвергались, как Елисей (4Цар.2:23), - темницам и узам, как Иеремия и Михей (Иер.20:2; 33:1; др. 3Цар.22:26-27).

Евр.11:36  с толкованием

37
Были побиваемы камнями - Моисей, Навоф (Навуфей 3Цар.21:13, ср. 2Пар.24:20), - разсекаемы были, как Захария и Исаия, - искушаемы были разнообразно, как Иов (Иов.1:1 сл.), - убийством меча умирали - Михей, Урия, Иоанн (Иер.26:23 ср. 3Цар.19:10; Мф.14:10 и парал.), - скитались в милотях и козьих кожах, как Илия и Елисей (3Цар.10:13-19; 4Цар.2:8; 4Цар.2:13-14), - терпя недостатки, скорби, озлобления.

Евр.11:37  с толкованием

38
Коих недостоин был мир: пророки, коих скрыл (от преследования Иезавели) Авдий и кормил пищею, - в пустынях скитавшиеся, в горах и пещерах и ущелиях земли: когда то есть слава скрывавшихся дошла до слуха Иезавели, и она стала искать их, тогда Авдий заставил их удалиться и скрываться в других местах (3Цар.18:4-13; 3Цар.19:4-13 и др.).

Евр.11:38  с толкованием

39
И эти великие скорби свидетельствуют о всех их, что они пребывали в вере, так как не получали обетований своих (при своей жизни).

Евр.11:39  с толкованием

40
Мы же хотя и позднее их подверглись испытаниям, однако и к нам относились прежние обетования, дабы не без нас они достигли совершенства, то есть не так, что кто подвизался прежде, тот и награду получит прежде, но один день назначен для мздовоздаяния за все скорби, кои терпели и терпят люди.

Евр.11:40  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к евреям

Евр.11

Глава 
11

Евр.11  с толкованием

Есть же вера уповаемых извещение, вещей обличение невидимых.
 

Евр.11:1 с толкованием
Ибо невидимое видим мы верою. Она делается для нас оком к созерцанию уповаемого и не пришедшее еще в бытие показывает уже состоявшимся. Когда все мертвые еще во гробах, вера живописует нам воскресение и научает представлять бессмертие в прахе тел. Потом Апостол показывает славных прежде бывших святых, прославившихся верою.
 


В сей бо свидетелствовани быша древнии,
 

Евр.11:2 с толкованием
то есть древле жившие, до закона и под законом просиявшие святые. На первом же месте поставляет Апостол первоначально преданное нам в письмени. А первое в письмени преподанное нам учение — таково: В начале сотвори Бог небо и землю, и прочее, сказанное о творении.
 


Верою разумеваем совершитися веком глаголом Божиим, во еже от неявляемых видимым быти.
 

Евр.11:3 с толкованием
Ибо не телесное око видело, как созидал Бог всяческих, но вера наставила нас, что присносущный Бог сотворил не сущее.
 

Ибо сему нет примера у людей, однако же, ничему подобному не научаемые природою, наставницею необычайного имеем веру. Люди созидают из существующего, а Бог всяческих из несуществующего произвел существующее.
 


Верою множайшую жертву Авель паче Каина принесе Богу, еюже свидетелствован бысть быти праведник, свидетелствующу о дарех его Богу: и тою умерый еще глаголет.
 

Евр.11:4 с толкованием
Множайшею назвал Апостол как драгоценнейшую. И сие явно из обвинения, изреченного Каину; ибо сказал ему Бог: еда аще право принесл еси, право же не разделил еси (Быт.4:7)? Следовательно, Авель и разделил право, и принес благочестно; то же и другое сделал, имея наставницею веру. А сие: еще глаголет, значит: до настоящего времени славен, пресловут и восхваляется всеми благочестивыми.
 


Верою Енох преложен бысть не видети смерти: и не обреташеся, зане преложи его Бог. Прежде бо преложения его свидетелствован быст, яко угоди Богу.
 

Евр.11:5 с толкованием
Бог преложил благоугодившего; а благоугодил, уверовав, что Бог подвигоположник благочестия. Потом Апостол выражается положительно.
 


Без веры же невозможно угодити Богу.
 

Евр.11:6 с толкованием
Привел же и доказательство положения и представил оное уже в виде несомненного изречения. Веровати же подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающым его мздовоздаятель бывает. Кто не уверовал, что сие действительно так, тот не приемлет на себя трудов добродетели. Ибо и земледелец не стал бы проливать пот, возделывая землю, если бы не уверен был, что соберет плоды трудов; так и кормчий, имея в виду пристань, переносит всякого рода опасности.
 


Верою ответ приим Ное о сих, яже не у виде, убоявся, сотвори ковчег во спасение дому своего: еюже осуди мир, и правды, яже по вере, бысть наследник.
 

Евр.11:7 с толкованием
Вера настроила Ноя приготовить ковчег. Если бы некрепко веровал в Повелевшего сделать сие, то, подобно другим людям, возлюбил бы лукавство. Осуди же мир тем, что один из всех людей шел путем прямым. И правды, яже по вере, бысть наследник, то есть преуспевал в правде, потому что не подзаконную вел жизнь, но, сделавшись питомцем веры, удостоился похвал.
 


Верою зовом Авраам послуша изыти на место, еже хотяше прияти в наследие, и изыде не ведый, камо грядет.
 

Евр.11:8 с толкованием
Сие: зовом Авраам, сказал Апостол по причине перемены имени. Ибо, называясь Аврамом, наименован Авраамом. Поверив же Призвавшему, оставил отеческий дом и последовал, не зная, какую землю обещает дать ему; ибо Призвавший сказал ему: Иди в землю, юже ти покажу (Быт.12:1).
 


Верою прииде Авраам на землю обетования, якоже на чужду, во кровы вселися со Исааком и Иаковом, снаследниками обетования тогожде.
 

Евр.11:9 с толкованием
Да и пришедши в обетованную землю, не стал ее владетелем, но и сам, и сын, и внук вели жизнь переселенцев, на собственной по обетованию земле обитая, как на чужой. Потому и домов не строили, но проводили жизнь, вселяясь в кровах. Однако же веровали, что Обетовавший истинен, даже и не видя свидетельства событий, согласующихся с верою.
 


Ждаше бо основания имущаго града, ему же художник и содетель Бог.
 

Евр.11:10 с толкованием
Авраам не настоящего желал, но вожделевал будущего, потому что будущее поистине твердо и прочно. Ибо словом основания Апостол означил долгое пребывание, а градом нерукотворенным назвал небесное житие. Сие же сказал он и выше: Не в рукотворенная бо святая вниде Христос, но в самое небо (Евр.9:24).
 


Верою и сама Сарра силу во удержание семене прият и паче времене возраста роди, понеже верна непщева Обетовавшаго.
 

Евр.11:11 с толкованием
Сперва рассмеялась Сарра, не уведав естества Обетовавшего и зная пределы человеческой природы, ибо отказывали ей в рождении не только старость, но и заматорелость ложесн. Но впоследствии, дознав, кто Обетовавший, и уверовала, и родила, как уверовала.
 


Темже и от единаго родишася, да еще умерщвленнаго, якоже звезды небесныя множеством и якоже песок вскрай моря безчисленный.
 

Евр.11:12 с толкованием
От единаго, то есть от Авраама. Но если под одним разуметь будем и обоих, то не погрешим; ибо сказано: будета два в плоть едину (Быт.2:24). Потом Апостол доказывает, что все они в совокупности верою видели воздаяния за благие труды, в настоящей же жизни не насладились оными. А как скоро сие таким образом показано и Судия вместе с тем признан праведным, то доказана также и будущая жизнь. Ибо очевидно, что прошедшие весь путь добродетели, а в настоящей жизни не приявшие наград за труды, непременно приимут, потому что Судия справедлив. Следовательно, будет некая другая жизнь, в которой провозгласятся имена победивших. Сему же учит Апостол в следующих словах:
 


По вере умроша сии вси, не приемше обетований, но издалеча видевше я, и целовавше, и исповедавше, яко страннии и пришелцы суть на земли.
 

Евр.11:13 с толкованием
Так патриарх Авраам сказал сыном Хеттеевом: преселник и пришлец аз есмь у вас, дадите ми стяжание гроба между вами, и погребу мертвеца моего от мене (Быт.23:4). И тот, кто приял обетование обладать всею землею, не владел местом и в три локтя. О сем и добропобедный Стефан сказал: и не даде ему ниже стопы ногу (Деян.7:5). Так и блаженный Давид, будучи даже царем и обладателем оной земли, часто взывал: яко преселник аз есмь у Тебе и пришлец, якоже вси отцы мои (Пс.38:13).
 


Ибо таковая глаголющии являются, яко отечествия взыскуют.
 

Евр.11:14 с толкованием
Именующие себя странниками, говорит Апостол, дают сим видеть, что ничего настоящего не признают собственностию, но вожделевают иных вещей. О сем и Господь сказал: аще в чужем верни не бысте, ваше кто вам даст (Лк.16:12)?
 


И аще бы убо оно помнили, из негоже изыдоша, имели бы время возвратитися.
 

Евр.11:15 с толкованием
Ибо если бы патриарх почитал отечеством Харран или землю Халдейскую и потому, обитая в Палестине, именовал себя переселенцем, то, если бы хотел, весьма легко мог возвратиться.
 


Ныне же лучшаго желают, сиречь небеснаго. Темже не стыдится сими Бог, Бог нарицатися их: уготова бо им град.
 

Евр.11:16 с толкованием
Не о здании каком сказует сие Апостол, но о житии на небесах. Сие говорит он и несколько ниже: Но приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр.12:22). Кстати же употребил слово: не стыдится. Ибо Господь сил, Владыка Ангелов, Творец неба и земли, на вопрос: что имя Ему? — оставя все прочее, сказал: Я Бог Авраамов и Бог Исааков и Бог Иаковль: сие Мое имя есть вечное, и память родов родом (Исх.3:13, 15).
 


Верою приведе Авраам Исаака искушаемь, и единороднаго приношаше, обетования приемый, к немуже глаголано быст: яко о Исааце наречется тебе семя.
 

Евр.11:17 с толкованием
Бог обетовал множество потомков Исааковых соделать подобными песку морскому, и Сам повелел Исааку стать жертвою. Посему патриарх, осаждаемый двумя противоположными помыслами, когда, притом, и естество терзало его жесточае всякого исполнителя казни, все преодолел без труда и принес жертву. Но Апостол показывает и тот помысл, водясь которым Авраам рассеял все другие помыслы.
 


Помыслив, яко и из мертвых воскресити силен есть Бог.
 

Евр.11:19 с толкованием
Патриарх преоборол родившийся в нем помысл о множестве потомков, уверовав, что и умерщвленному, по Божию изволению, можно стать живым.
 


Темже того и в притче прият,
 

Евр.11:19 с толкованием
то есть как бы в знамение и прообраз воскресения. Ибо Исаак, умерщвленный готовностию отца, ожил по гласу Воспретившего заклание. Но в нем предначертан и образ спасительного страдания; почему и Господь сказал иудеям: Авраам отец ваш рад бы был, дабы видел день Мой: и виде, и возрадовася (Ин.8:56).
 


Верою о грядущих благослови Исаак Иакова и Исава.
 

Евр.11:20 с толкованием
Ибо не дал бы невидимых благословений, если бы не веровал, что за словами последует дело.
 


Верою Иаков умирая коегождо сына Иосифова благослови и поклонися на верх жезла его.
 

Евр.11:21 с толкованием
Ибо предзнаменовал царскую власть Ефрема и подчинение ему десяти колен; посему самим собою предобразует их поклонение.
 


Верою Иосиф умирая о исхождении сынов Израилевых памятствова и о костех своих заповеда.
 

Евр.11:22 с толкованием
Ибо не дал бы заповеди о костях, если бы не веровал Божиим обетованиям.
 


Верою Моисей родився сокровен бысть три месяцы от отец своих, зане видеша красно отроча и не убояшася повеления царева.
 

Евр.11:23 с толкованием
Ибо, взглянув на наружность младенца, понадеялись, что он сподобится Божией о нем попечительности.
 


Верою Моисей, велик быв, отвержеся нарицатися сын дщере фараоновы, паче же изволи страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха сладость.
 

Евр.11:24 с толкованием
Ибо, воспитываемый в царских чертогах, всякою наслаждающийся роскошью, называющийся сыном царевны, он не предпочел бы бедственную жизнь единоплеменников, если бы не видел Подвигоположника, взирая очами веры. Греха же сладостию Апостол назвал жизнь с злочестивыми.
 


Болшее богатство вменив египетских сокровищь поношение Христово, взираше бо на мздовоздаяние;
 

Евр.11:26 с толкованием
то есть поношение во образе Христа, уподоблявшееся поношениям Христовым, какому противники отваживались подвергать благочестие.
 


Верою остави Египет, не убоявся ярости царевы: невидимаго бо яко видя, терпяше.
 

Евр.11:27 с толкованием
Хотя Египет оставил и убоялся, но дерзновенно поразил египтянина. Посему Апостол указал на бегство вместо причины бегства.
 


Верою сотвори пасху и пролитие крове, да не погубляяй перворожденная коснется их.
 

Евр.11:28 с толкованием
Ибо без веры как поверил бы он, что кровию овчею будет остановляема смерть? Но он посредством образа прозревал в самую истину и представлял себе силу Владычней крови.
 


Верою преидоша Чермное море аки по сусе земли: егоже искушение приемше Египтяне истопишася.
 

Евр.11:29 с толкованием
С верою Моисей, ударив жезлом по водам, уготовил народу необычайный оный путь, который стал гробом для египтян.
 


Верою стены иерихонския падоша, обхождением седмих дний.
 

Евр.11:30 с толкованием
Звук труб, издаваемый с верою, подобно стенобитным орудиям, ниспроверг стены.
 


Верою Раав блудница не погибе со сопротивльшимися, приимши соглядатели с миром.
 

Евр.11:31 с толкованием
И беззаконие жизни не воспрепятствовало спасению, потому что вера прикрыла греховные язвы. Достойна же удивления апостольская мудрость, а лучше сказать, песнословить надлежит действенность Божия Духа в том, что с Моисеем, Авраамом, Ноем, Енохом и другими святыми сопряжены жены иноплеменницы и блудницы, чтобы и сила веры была видима, и смирилась надменность иудеев. Ибо шестьсот тысяч истреблено их в пустыне за неверие и не принесло им пользы житие по закону, а Раав хотя была далека от сродства с Авраамом, чужда жизни подзаконной и большую часть времени провела в распутстве, но верою приобрела спасение и начертала собою образ Церкви. Как она с верою приняла соглядатаев, так Церковь — Апостолов. И как она в знамение спасения получила вервь червлену (Нав.2:18), так Церковь в Владычней крови насладилась вечных благ. Таким образом упомянув о наименованных им и увидев множество перечисленных, божественный Апостол о прочих упоминает вкратце.
 


И что еще глаголю? Не достанет бо ми повествующу времени о Гедеоне, Вараце же и Сампсоне и Иеффаи, о Давиде же и Самуиле.
 

Евр.11:32 с толкованием
Апостол выставил имена их, но умолчал о роде их заслуг. Но в последующем за сим, правда неясно, говорит, однако же, о преимуществах каждого. Потом о других упоминает вообще и говорит:
 


И о других пророцех.
 

Евр.11:32 с толкованием
Сказует же, в чем они преуспели.
 


Иже верою победиша царствия.
 

Евр.11:33 с толкованием
Гедеон низложил мадианитян, Сампсон — филистимлян, Варак — Сисару, Давид — аммонитян, амаликитян и оба племени сириан (2Цар.10:6), Самуил — филистимлян.
 


Содеяша правду.
 

Евр.11:33 с толкованием
Это общая заслуга всех святых.
 


Получиша обетования.
 

Евр.11:33 с толкованием
И Аврааму обетовал Бог о семени его благословить все народы (Быт.22:18), и Исааку и Иакову дал то же благословение, да и Давиду изрек обетования о Владыке Христе и истину оных доказал самим делом. Обетовал также возвращение из Вавилона и исполнил сие обетование.
 


Заградиша уста львов
 

Евр.11:33 с толкованием
— Даниил.
 


Угасиша силу огненную
 

Евр.11:33 с толкованием
— Анания, Азария и Мисаил.
 


Избегоша острия меча
 

Евр.11:33 с толкованием
— победившие в войнах.
 


Возмогоша от немощи.
 

Евр.11:33 с толкованием
Возвратившиеся с Зоровавелем, освободившиеся из плена и победившие восставших на них соседей.
 


Быша крепцы во бранех
 

Евр.11:33 с толкованием
— и перечисленные выше, и дети Маттафии: Иуда, Ионафан и Симон.
 


Обратиша в бегство полки чуждих.
 

Евр.11:34 с толкованием
Апостол одно и то же выразил различно.
 


Прияша жены от воскресения мертвых своих.
 

Евр.11:35 с толкованием
Это чудеса великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына вдовицы, а другой сына соманитяныни.
 


Инии же избиени быша, не приемше избавления, да лучшее воскресение улучат.
 

Евр.11:35 с толкованием
Елеазар, семь Маккавеев и их матерь.
 


Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами и темницею.
 

Евр.11:36 с толкованием
Те же самые, и кроме них, многие другие.
 


Камением побиени быша.
 

Евр.11:36 с толкованием
Священник Захария, сын Иодаев.
 


Претрени быша.
 

Евр.11:36 с толкованием
Говорят, что претерпел это пророк Исаия.
 


Искушени быша.
 

Евр.11:36 с толкованием
Авраам и Иаков.
 


Убийством меча умроша.
 

Евр.11:36 с толкованием
О сем и Господь сказал: Иерусалиме, Иерусалиме, избивый пророки и камением побиваяй посланныя к тебе (Мф.23:37).
 


Проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени, скорбяще, озлоблени: ихже не бе достоин мир, в пустынех скитающеся и в горах и в вертепах и в пропастех земных.
 

Евр.11:37 с толкованием
Так великий Илия; так Елисей, великий наследник его благодати; так большая часть пророков, которые и домов не имели, но рубили дерева и строили себе кущи.
 


И сии вси послушествовани бывше верою, не прияша обетования. Богу лучшее что о нас предзревшу, да не без нас совершенство приимут.
 

Евр.11:39 с толкованием
Многочисленны и велики были их подвиги; однако же они не сподобились еще венцов, потому что Бог всяческих от других ожидает подвигов, чтобы, когда закрыто будет поприще, всех победоносцев вместе удостоить провозглашения.