Библия Синодальный перевод Послание к Евреям Глава  12

Послание к Евреям святого апостола Павла
 


Глава 
12

Евр.12  с толкованием

1
Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

Евр.12:1  с толкованием

2
взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Евр.12:2  с толкованием

3
Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

Евр.12:3  с толкованием

4
Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,

Евр.12:4  с толкованием

5
и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

Евр.12:5  с толкованием

6
Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

Евр.12:6  с толкованием

7
Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

Евр.12:7  с толкованием

8
Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

Евр.12:8  с толкованием

9
Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

Евр.12:9  с толкованием

10
Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

Евр.12:10  с толкованием

11
Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Евр.12:11  с толкованием

12
Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени

Евр.12:12  с толкованием

13
и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

Евр.12:13  с толкованием

14
Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.

Евр.12:14  с толкованием

15
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;

Евр.12:15  с толкованием

16
чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.

Евр.12:16  с толкованием

17
Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.

Евр.12:17  с толкованием

18
Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре,

Евр.12:18  с толкованием

19
не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово,

Евр.12:19  с толкованием

20
ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою);

Евр.12:20  с толкованием

21
и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете".

Евр.12:21  с толкованием

22
Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,

Евр.12:22  с толкованием

23
к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,

Евр.12:23  с толкованием

24
и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

Евр.12:24  с толкованием

25
Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,

Евр.12:25  с толкованием

26
Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

Евр.12:26  с толкованием

27
Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

Евр.12:27  с толкованием

28
Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,

Евр.12:28  с толкованием

29
потому что Бог наш есть огнь поядающий.

Евр.12:29  с толкованием

Толкования на главу Евр.12
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание евреям Святого Апостола Павла

Евр.12

Глава 
12

Евр.12  с толкованием

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей.
 

Евр.12:1 с толкованием
Не сказал: поднимающееся над нами, но: вокруг, то есть отовсюду нас охватывающее. Свидетелями же называет не только лиц новозаветных, но и ветхозаветных, и эти последние засвидетельствовали о величии Божием, как три отрока, и Даниил, и все пророки. Не сказал же: все множество, но облако, как наиболее приличное в настоящем наставлении. Так как те, к кому писал апостол, объяты были огнем скорбей, то, говорит, воспоминание о свидетелях, подобно облаку, охватывая вас отовсюду, освежит вас.
 


Свергнем с себя всякое бремя.
 

Евр.12:1 с толкованием
То есть бремя земных занятий и попечение о них. Ибо, говорит, это ничто иное, как тщетное бремя. Так почему же вы огорчаетесь при освобождении от них?
 


И запинающий нас грех.
 

Евр.12:1 с толкованием
Или легко обладающий нами, или легко могущий подвергнуть нас беде. Ибо если мы пожелаем, то легко подчиняемся греху. Или чрез грех легко подпасть беде, ибо нет ничего столь опасного, как грех.
 


И с терпением будем проходить предлежащее нам поприще.
 

Евр.12:1 с толкованием
Не сказал: станем биться, или: станем бороться, но ставит на вид то, что было легче всего в деле подвига; не сказал: усилим подвиг, но: будем оставаться в том самом подвиге. Одни путем воздержания, другие путем милости, третьи путем иной какой-нибудь добродетели должны подвизаться; вы же — терпением. Ибо оно вам нужно, как и выше было сказано.
 


Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса.
 

Евр.12:2 с толкованием
То есть если мы желаем научиться подвигу терпения, то будем взирать на Христа, как и учащиеся искусствам — на учителей, о чем Он и Сам говорил: научитесь от Меня (Мф.11:29), и снова: если хозяина дома назвали веельзевулом, не тем ли более домашних его; и: ученик не выше учителя (Мф.10:24-25). Что же значат слова: начальника и совершителя? То есть Сам Он и веру изначала внедрил в нас: ибо не вы Меня говорит, избрали, но Я избрал вас (Ин.15:16): Сам же и усовершает, чтобы вы обладали верой совершеннейшей.
 


Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление.
 

Евр.12:2 с толкованием
Ибо Ему можно было и не пострадать, и не умереть: будучи безгрешным, Он не подлежал смерти, что и Сам говорит: идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин.14:30). Итак, если бы Он не желал, то не был бы распят, о чем и Сам говорил: имею власть отдать (жизнь Мою) (Ин.10:18). Однако Он претерпел крест, то есть не просто смерть, но постыдную, и пренебрег позор такой смерти. Не сказал: пренебрег печаль, ибо Он без печали понес это.
 


И воссел одесную престола Божия.
 

Евр.12:2 с толкованием
Видишь ли конец терпения, куда оно ведет, что и в другом месте сказал: посему и Бог превознес Его (Флп.2:9), говоря относительно плоти. Итак, Он может и вам воздать за притеснения ради Него. Ибо престол одесную показывает равенство Его с Отцом.
 


Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников.
 

Евр.12:3 с толкованием
Если кто помышляет о страданиях подобных же себе рабов и получает достаточное утешение, то сколько более размышления о страданиях Владыки, претерпевшего такое поругание, то есть насмешки, поношения, удары по лицу, — то, что противоречило учению Его, — крики у Пилата и, наконец, крест. Выразительно сказано: такое, то есть терпя до смерти, и притом — с разбойниками, и притом от грешников, очевидно, язычников, или и самих иудеев.
 


Чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
 

Евр.12:3 с толкованием
Размышление о Христе возвысит души ваши и восстановит нервы, и не даст ослабеть и придти в отчаяние при притеснениях.
 


Вы еще не до крови сражались.
 

Евр.12:4 с толкованием
Два вида утешения — противоположные друг другу: один — когда кто-либо говорит другому: ты много потерпел, помни об этом; другой — когда говорят: ты еще не претерпел ничего великого. Первый ободряет усталую душу, имеющую многих свидетелей страдания ее; другой смиряет душу, намеревающуюся возвыситься, и возбуждает беспечную. Павел пользуется теперь обоими этими видами по отношению к евреям. Ибо сказав выше, что выдержали великий подвиг страданий (Евр.10:32), и убедив их подражать самим себе, теперь, напротив, показывает, что они еще не совершили ничего достойного похвалы, дабы не возгордились. И обрати внимание на его мудрость. Напомнив о ветхозаветных святых, перенесших такие великие страдания, и о Самом Господе, потом показывает, что их скорби ничтожны. Ибо, говорит, вы не дошли еще до смерти, вы терпите преследования и хищение имущества: Христос же дошел до смерти. Словом сражались показывает, :что хотя грех чем-то сильно и противодействует им, но они остаются твердыми и сильными в борьбе, правда, еще не в благоприятной, но довольно легкой.
 


Подвизаясь против греха.
 

Евр.12:4 с толкованием
Против диавола, который есть самый грех, как изобретатель и наставник ему; или против того же самого греха и позорных страстей его, враждебных и губительных для нас.
 


И забыли утешение.
 

Евр.12:4 с толкованием
Вы настолько опустились и ослабели, что забыли даже и речи, призывающие вас к мужеству, хотя еще не претерпели чего-нибудь великого. Ибо великие и достойные похвалы страдания часто производят забвение о необходимом.
 


Которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня (Притч.3:11).
 

Евр.12:5 с толкованием
Ибо Соломон говорит не собственным сыновьям, но всем могущим слышать, разумеется, и вам: поэтому прибавляет: как.
 


И не унывай, когда Он обличает тебя (Притч.3:11).
 

Евр.12:5 с толкованием
Итак, искушения посылаются Богом; если же Богом, то, без сомнения, для нашей пользы. Ибо или Самому Ему угодно прежде подвергнуть нас искушениям, чтобы тем избавить от грехов, или допускает их для испытания и для больших наград.
 


Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Притч.3:12).
 

Евр.12:6 с толкованием
Из числа любимых Богом нельзя найти никого, кто бы был без скорбей. Но вот не подвергаются ли бичеванию разбойники и воры? Итак, не они ли сыны? Нет. Ибо не сказал, что всякий бичуемый — сын, но: всякий сын подвергается бичеванию. Итак, разбойников бичуют не как сыновей, но их наказывают, как злодеев. Сказав же здесь наперед, что наказывает (παιδεύει), потом прибавил: бьет (μασηγοϊ) для того, чтобы бичевание сына ты понимал не в смысле мщения за зло, но в смысле научения. Которого принимает, то есть которого допускает к Себе, принимает чаще сравнительно с другими, которого приближает в качестве близкого друга.
 


Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.
 

Евр.12:7 с толкованием
На примере тех, о коих они думали, что они оставлены Богом, показывает им, что они составляли для Бога предмет попечений. Ибо если бы вы были чужды скорбей, то оказалось бы, что вы незаконные дети, а не сыны. Ибо какой отец печется о воспитании и целомудрии незаконных сыновей? А так как вы подвергаетесь притеснениям, то поэтому жизнь ваша является целомудренной и воздержанной, — как и все вышеуказанные, очевидно, праведны, кои и сынами Божиими были наименованы: очевидно, этому не противоречит и то, что Бог поступает с вами, как с сынами, и печется о вас, чтобы вы, будучи невоспитанны, не отпали, и чтобы Он за это не лишил вас наследства.
 


Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
 

Евр.12:9 с толкованием
На основании их собственных обстоятельств снова показывает, что необходимо терпеть. Ибо если, когда отцы по плоти наказывали нас, мы не осмеливались отступать, но, подвергаясь стыду, терпеливо переносили все, что они причиняли нам, то тем более теперь, когда Бог наказывает нас. Смотри же, не сказал: будем терпеть тем более, но: должны покориться, показывая, что не терпеть скорбей дело противника и врага Божия. Отцу духов, или даров, или бесплотных сил, или, что и ближе всего, Отцу душ. Ибо в противоположность плотским отцам назвал духовным. И прибавил: чтобы жить, с целью показать, что тот, кто не повинуется, и не живет: ибо он вне Бога, Который есть жизнь.
 


Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней.
 

Евр.12:10 с толкованием
По своему произволу. Конечно, то, что приятно отцу, не приносит пользы сыну: ибо многие учат и постыдному. Для немногих дней. Ибо они не могут во все время воспитывать нас, чтобы сделать совершенными. Ибо или смерть отца, или возмужалость, или жестокость сына останавливают воспитание; Бог же, всегда воспитывая, может сделать совершенными.
 


А Сей — для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
 

Евр.12:10 с толкованием
Бог же ведет воспитание к нашей пользе, не с тем, чтобы получить от нас что-нибудь, но чтобы еще более приобщить нас к Его святости, то есть чистоте Его, так, чтобы, говорит, мы сделались способными к восприятию благ Его. Итак, воспитание есть приобщение к святости, и совершенно естественно: ибо обращает душу к святому Богу, не позволяя ей обращаться к чему-нибудь человеческому.
 


Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью.
 

Евр.12:11 с толкованием
Опять от общей мысли взял повод к убеждению и говорит: всякое наказание, и Божие, и человеческое, кажется не радостью, а печалью. Прекрасно говорит: кажется, ибо в действительности не печаль. Ибо как было бы оно собственно печалью, будучи матерью радости? Но по отношению к нам, с недовольством относящимся к воспитанию, сказано: кажется.
 


Но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
 

Евр.12:11 с толкованием
Что значит: мирный? — то есть непоколебимый, легкий, приятный. Ибо печалящийся чувствует смятение, а радующийся чувствует некую легкость и спокойствие. Это же — плод правды, потому что Бог, будучи праведным, успокаивает там опечаленных в этом веке. Смотри же, что воспитание называет упражнением (γυμνασίαν), так как оно укрепляет верующих и делает их как бы атлетами и более твердыми. Итак, для чего вы избегаете того, что укрепляет души ваши?
 


Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени.
 

Евр.12:12 с толкованием
Говорит, как к бойцам и ратоборцам. Из писания же Исаии (Ис.35:3) взял он это, показывая чрез метафору главнейших частей, что все ослабели душой. Ибо руки — символ деятельности, ноги же — движения. Итак, у того, кто впадает в уныние, сначала душевные органы, а затем последовательно и телесные ослабевают.
 


И ходите прямо ногами вашими (Притч.4:26), дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.
 

Евр.12:13 с толкованием
Здесь как бы к скороходам говорит, как и выше сказал: с терпением будем проходить. Итак, говорит: стези правы сотворите (в русском переводе — ходите прямо ногами вашими). Стезя же — или след бегущей колесницы, отпечатлевающийся на земле (колея, — Прим. ред.), или место, находящееся под ногами бегущих. Итак, говорит, да будут стези ваши, или пути ваши легкими и ровными, то есть да не будет ничего грубого и скорбного и неровного в душах ваших, но прямо, без печали и легко ходите, дабы хромая, то есть по природе будучи настроены слишком малодушно, как иудеи, ибо таков этот народ, или хромая относительно веры в будущее, не были принуждены блуждать, и чрез то не были бы совращаемы с пути ноги ваши, то есть не сделались бы вы совершенно лукавыми. Ибо тот, кем овладевает естественное или в начале случайно приключившееся малодушие, не укрепляя себя, но все более и более поддаваясь ему, совершенно незаметно доходит до крайней степени отчаяния, так что отсюда трудно становится удержать его. Но постарайтесь, чтобы скорее исцелилась хромота ваша, то есть если вы и доселе имеете какое-либо неверие, то скорее исправьтесь. Ибо разве место неверию в терпеливом? Смотри же, как явно вводит мысль о покаянии, и заметь, что это ради новациан.
 


Старайтесь иметь мир со всеми.
 

Евр.12:14 с толкованием
Что выше сказал: не будем оставлять собрания своего (Евр.10:25), — это и теперь делает, приводя к любви. И убеждает быть в мире не только с друзьями, но и с врагами. Ибо, говорит, если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим.12:18). Если же будете иметь такое настроение, то при притеснениях не будете малодушествовать. Обрати внимание и на слово иметь, то есть старайтесь, привлекая к себе самим, крепко держать мир и с людьми, находящимися далеко.
 


И святость.
 

Евр.12:14 с толкованием
То есть чистоту: если кто безбрачен — сохраняя девство; если же в браке, то — целомудрие: не потому, что брак есть святыня, но потому, что вследствие законного отношения сохраняет неповрежденной святыню от крещения.
 


Без которой никто не увидит Господа.
 

Евр.12:14 с толкованием
Ибо ни блудники, ни прелюбодеи, ни изнеженные, ни наложницы мужчин (блудницы или сожительствующие с мужчинами вне брака, — Прим. ред.) не наследуют Царствия Небесного (1Кор.6:9-10). Как и Господь говорит в Евангелии: блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф.5:8).
 


Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией.
 

Евр.12:15 с толкованием
Подобно тому, как некто, проходя длинный путь в сопровождении множества людей, говорит: смотрите, чтобы кто-нибудь не отстал. Ибо я стараюсь не о том, только, чтобы не сблизились, но чтобы вы и за другими наблюдали, то есть навещали, узнавали, разведывали, что касается немощных: если бы и один оказался последним, то чтобы и им не пренебрегали. Веру же и доброе поведение и будущие блага называет благодатью Божией, ибо все это от благодати.
 


Чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда.
 

Евр.12:15 с толкованием
Это находится во Второзаконии (Втор.29:18). Метафору же он взял от растений. Что говорит в другом месте: малая закваска заквашивает все тесто (Гал.5:9), то говорит и здесь, чтобы кто-нибудь лукавый не был допущен на погибель большинства: отсеки корень горечи, то есть греха, чтобы не дал ростков, то есть чтобы других не сделал такими же. А что грех горек, что нет ничего более горького, — это знали те, кто после совершения его угрызается совестью. Заметь, не сказал: горький корень, но: корень горечи; ибо горький корень может приносить сладкие плоды, но корень горечи, то есть источник и причина (этой самой горечи, — Прим. ред.) не может принести когда-либо сладкий плод.
 


И чтобы им не осквернились многие.
 

Евр.12:15 с толкованием
Ибо, видя нечестивых, легкомысленные вступают в соревнование с ними и таким образом оскверняют души. Итак, пусть будут вырублены такие корни.
 


Чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
 

Евр.12:16 с толкованием
Не говорит того, что Исав был блудником, но здесь остановись: чтобы не было между вами какого блудника. Ибо хотя намекает, что у них некоторые были гадкими, однако не желает обличать их, но притворно обнаруживает незнание, чтобы исправились. Потом снова сказал: или нечестивца, как Исав, то есть ненасытного, мирского, оскверняющего и попирающего духовное; ибо он отдал, и притом за одну снедь, данное ему от Бога преимущество первородства (Быт.25). Это и есть нечестие, именно пренебрежение к божественному. Здесь показывает им, какое зло — нерадивость, потому что старший, впав в малодушие и не устояв против желания поесть, сделался младшим.
 


Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен.
 

Евр.12:17 с толкованием
Отвержен был словами отца своего: вот, я поставил его господином; что же я сделаю для тебя, сын мой? (Быт.27:37). Некоторые же объясняют: был отвержен Богом. Итак, во-первых, отвержен был Богом. Ибо Бог был причиной того, что обманутый Исаак благословил Иакова. Что же касается отвержения, последовавшего за этим, когда он просил благословения, — то, нужно думать, оно было со стороны отца, или в одно время и от обоих; ибо ясно, что и отец отвергнул его по воле Божией.
 


Не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.
 

Евр.12:17 с толкованием
Итак, не отрицает ли Павел здесь покаяния? Ни в каком случае. Таким образом, в каком смысле говорит, что покаяния места не обрете, аще и со слезами поискал его? Во-первых, выражение его (αύτν) понимай не так, что здесь нужно разуметь покаяние, но благословение (εύλογίαν); покаяния бо места не обрете, — это в скобках. Ибо разве дело покаяния — говорить: приближаются дни плача по отце моем; и я убью Иакова, брата моего (Быт.27:41)? Таким образом, потому не обрете покаяния, что искал его не так, как должно было. Ибо если он и плакал, однако не слезами покаяния, но — зависти и вражды, так как он не выносил и не любил превосходства над ним, как и печаль Каина не была плодом покаяния, но — зависти, и он оказался убийцей. Таким образом, это имеет или такой смысл, как я сказал; или: что Павел весьма мудро устрашает еще не павших, выражая такую мысль, что при великих грехах нет места покаянию; делает это он с целью страхом предохранить их от падения. Когда же он увидел, что некоторые пали, то снова увещевает их — не отчаиваться, как и в Послании к Галатам: дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос (Гал.4:19). Итак, Павел не отрицает здесь покаяния, но ограждает верующих от падения.
 


Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку (ср. Исх.19:19).
 

Евр.12:18 с толкованием
Показывает, что если не терпят и в то же время не верят в обетования, то они гораздо более виновны, чем ветхозаветные. И смотри, как делает сравнение. Показав превосходство Нового Завета пред Ветхим во многих отношениях, как это уже известно, выставляет теперь и ветхозаветные великие и чудесные события, бывшие на горе Синай (Втор.5:22), и показывает, что они ничтожны и не могут сравниться с событиями Нового Завета. Ибо там, говорит, много образов для устрашения младенчествующего того народа. Присоединяет также и огонь, чтобы открыть карательную силу Законодателя и чтобы Он тотчас же явился страшным. Облако и мрак указывали на значение Ветхого Завета, как тени. Ибо если тот завет был образом, то ясно, что пока не пришла истина, образы были неясными, почему и не знали, что они обозначают. Чрез них же открывалось невидимое Божие. Ибо, говорит, облако — подножие ног Его. Буря же побудила беспечных евреев к вниманию. Трубы же означали как бы присутствие царя. Ибо это будет и во второе пришествие Христово.
 


И гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово.
 

Евр.12:19 с толкованием
Ибо слышали, что говорит Бог, для того, чтобы законоположение было достойным веры и чтобы не подумали, что это — слова Моисея. Вообще же голос Божий страшен, а Моисея — слаб. Поэтому они отказались слушать Бога, говоря Моисею: говори ты с нами, чтобы не говорил с нами Бог (Исх.20:19).
 


Ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было.
 

Евр.12:20 с толкованием
То есть не могли они выносить ушами, как страшное, то, что говорил Бог. Итак, они стали причиной явления Бога во плоти, чтобы сделаться доступным для них.
 


Если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение.
 

Евр.12:21 с толкованием
Показывает превосходство Нового Завета и в этом. Ибо Ветхий Завет, не имея ничего столь великого, как Новый, был чем-то ужасным, так что по нему нельзя было и зверю прикасаться к горе (Исх.19:12), то есть какому-нибудь из тех животных, какие имелись у народа. Новый же Завет, обладая всем совершенством, не содержит в себе страшного, напротив, все — милостивое.
 


Что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете" (Ср. Втор.9:19).
 

Евр.12:21 с толкованием
Если же великий Моисей, вошедший в облако, так чувствовал себя, то как народ?
 


Но вы приступили.
 

Евр.12:21 с толкованием
Те не приблизились, но стояли вдали: вы же приступили. Не видишь ли превосходство?
 


К горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму.
 

Евр.12:22 с толкованием
Вместо Синая мы имеем мысленную гору Сион и мысленный город Иерусалим, то есть самое небо, а не пустыню, как те.
 


И тьмам Ангелов, к торжествующему собору.
 

Евр.12:22 с толкованием
Вместо народа, у нас тьмы ангелов, вместо страха — радость, что и обозначено словом торжествующему. Ибо где торжество, там радость. Итак, это торжество происходит среди ангелов.
 


И церкви первенцев, написанных на небесах.
 

Евр.12:23 с толкованием
Первородными называет верующих, посвященных Богу, освященных, имена которых в книге жизни, как и Господь говорил ученикам Своим: имена ваши написаны на небесах (Лк.10:20). А так как Бог — Отец всех, то все люди — сыновья Его: первородные же из них — уверовавшие и достойные усыновления по преимуществу. Или сыновьями называются и все вообще верующие; первородными же называются те, которые угодили Богу и которые за слово и за жизнь удостоились быть посланниками Божиими.
 


И к Судии всех Богу.
 

Евр.12:23 с толкованием
Здесь и устрашает их. Ибо Он — Судия всех, не иудеев только, но и всех верующих. Итак, бойтесь этого. Показывает вместе с этим и то преимущество их пред ветхозаветными, что те не вынесли и одних слов и не решились приблизиться даже к горе, — вы же приступили и к Самому Судии, то есть Христу. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну (Ин.5:22).
 


И к духам праведников, достигших совершенства.
 

Евр.12:23 с толкованием
То есть душам, оказавшимся славными и совершенными пред Богом, очевидно, в силу веры, как он ясно показал: и вы будете с ними соединены, если будете подражать им.
 


И к Ходатаю нового завета Иисусу.
 

Евр.12:24 с толкованием
Не к рабу Моисею, но к Господу нашему Иисусу.
 


И к Крови кропления.
 

Евр.12:24 с толкованием
То есть очищения. Ибо Кровь Христа, окропившая нас, очистила и освятила нас.
 


Говорящей лучше, нежели Авелева.
 

Евр.12:24 с толкованием
Разве кровь Авелева говорила? Да. Ибо сказано: голос крови брата твоего вопиет ко Мне (Быт.4:10). Или что и выше сказано, то и ныне говорит, известное и воспеваемое всеми. Но Кровь Христа издает более светлый и более ясный голос, вопия самым делом, что она всех освятила. Но и иначе говорит: там, где нет чистой мысли, — пробуждает и побуждает высказываться. Ибо Сам Дух ходатайствует воздыханиями неизреченными (Рим.8:26). А святой Кирилл Иерусалимский так еще понял, что кровь Авеля вопияла против убийства, а Кровь Христа ходатайствует за нас пред Отцом Его.
 


Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего.
 

Евр.12:25 с толкованием
Не отвратитесь чрез неверие обетованиям Его и отчаяние. Кто же говорящий, как не Христос? Ибо если Кровь Его говорит, то тем более Он Сам.
 


Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания.
 

Евр.12:25 с толкованием
Чего не избежали? Наказания, погибели. Глаголавшим же на земле называет Моисея, или и Бога, сошедшего с неба, однако говорившего на земле чрез Моисея. Ибо на горе Синае Он глаголал, то есть беседовал, рассуждал и все установил.
 


То тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес.
 

Евр.12:25 с толкованием
То есть Христа, пророчествующего с небес, то есть после вознесения Своего, даровавшего нам закон чрез Духа. Не то сказал, будто один закон был тогда, а ныне другой, но образ законоположения имеет различие. Ибо тогда, говоря на земле, дал закон; теперь же, как сказано, по вознесении. Посему он был бы еще более страшным. Но не иной был тогда, и не иной ныне. Слушай далее его самого.
 


Которого глас тогда поколебал землю.
 

Евр.12:26 с толкованием
Не видишь ли, что и тогда говоривший был Тот Самый, Кто и ныне пророчествует нам с неба. Ибо Его голос тогда, во время законодательства, землю колебал.
 


И Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.
 

Евр.12:26 с толкованием
О двух землетрясениях мы узнаем из Писания: первое было при даровании закона на Синае, как Давид говорит: земля убоялась (Пс.75:9); второе же — при явлении во плоти Христа. Ибо сказано: встревожился весь Иерусалим (Мф.2:3) и: потрясутся идолы египетские (Ис.19:1). Ибо они были потрясены, то есть они были лишены такого состояния, чтобы обманывать питающих их, и сила их была низвергнута. Следовательно, выражение еще раз указывает на третье потрясение, которое случится после второго пришествия, или на обновление при скончании мира, когда все изменится, переходя из тления в нетление. Об этом сказано у пророка Аггея (Агг.2:7).
 


Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного.
 

Евр.12:27 с толкованием
То есть изменение тленной твари, которая по природе своей способна колебаться; так как она сотворена, то есть получила начало бытия, то, несомненно, имеет и конец. Ибо все сотворенное получило начало, а потому, по самой природе своей, имеет и конец. И ангелы по природе не бесконечны; бессмертие же получили по божественной благодати.
 


Чтобы пребыло непоколебимое.
 

Евр.12:27 с толкованием
То есть будущие блага. Ибо когда изменится все тленное, тогда все, назначенное праведникам, будет нетленным и неколебимым, не подлежащим никакому колебанию или изменению.
 


Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать.
 

Евр.12:28 с толкованием
Так как, говорит, мы удостоимся благ, непреложных и непоколебимых, то и получим такое царство, здесь уже принимая залог его — духовные блага, будем хранить благодать, то есть не будем скорбеть и падать духом, но возблагодарим и Даровавшего уже таковые и имеющего еще даровать.
 


Которою будем служить благоугодно Богу.
 

Евр.12:28 с толкованием
Которою (т.е. благодатью и будем служить, — Прим. ред.) — благодарением. Ибо если мы благодарны, тогда и служим благоугодно, как бы зная, какой у нас Владыка. Ибо если мы не благодарим и за освобождение от бедствий и за притеснение, то и не служим благоугодно. Какой-нибудь раб, ропща на господина своего (ибо ропщет тот, кто не как должно служит ему), разве благоугодно служит? Потому он и сам в другом месте говорит: не ропщите (1Кор.10:10); и еще: все делайте без ропота (Флп.2:14). За ропот же израильтяне умерли в пустыне.
 


С благоговением и страхом.
 

Евр.12:28 с толкованием
То есть не будем говорить ничего безрассудного, ничего бесстыдного, но пусть и внешность выражает уважение к людям и страх пред Богом.
 


Потому что Бог наш есть огнь поядающий (Втор.4:24).
 

Евр.12:29 с толкованием
Показав, с одной стороны, что ветхозаветные события внушают страх, а с другой — что в Новом Завете нет ничего такого, — он, чтобы они не относились презрительно к кротости, говорит: с благоговением и страхом возблагодарим Бога. Ибо душа, поддаваясь отчаянию во время бедствий, теряет стыд. Или: служение наше должно совершаться с благоговением и страхом. Ибо Бог наш есть огонь, а потому нам должно иметь страх, чтобы Он не погубил нас, как нерадивых и равнодушных. Ибо говорит: да будут сыны Израиля благоговейны. Это же доставляет им и утешение, а именно то, что мы имеем такого Бога, Который может истребить врагов наших.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к евреям

Евр.12

Глава 
12

Евр.12  с толкованием

1
Посему и мы, кои такое имеем вокруг нас, как бы собравшееся, облако, множество свидетелей бремени нашего, то есть предстоящее нам облако скорбей и бед, кои приведут к совершенству весьма многих, имеющих надежду во Христе и умирающих за Него, - сложим с себя все, чтобы не оказаться нам медлительными в борьбе с грехами, кои всегда готовы ввести нас в преступление, - и с терпением да устремимся к предлежащему нам подвигу, (приготовленному) не от одних только гонителей, но и от самого диавола.

Евр.12:1  с толкованием

2
Да взираем не на людей, так как из них один достиг известной степени совершенства, другой не достиг, но да взираем на виновника веры, Иисуса Христа, Который соделался вождем и совершителем веры нашей: то есть тем, что начал Он на Иордане борьбу с врагом, происходившую в пустыне (Мф.4:1 сл. и парал.), и окончил ее в Иерусалиме на кресте, воздвигнутом на Голгофе преследователями. Итак, будем подражать Ему и терпеть за Него гонения, как и Сам Он пострадал, поелику радость имел о нас и претерпел муки креста от распинателей, пренебрегши посрамлением, и потом возсел одесную престола Божия.

Евр.12:2  с толкованием

3
Итак, поразмыслите о Том, Кто ради Своей любви к нам столько претерпел от грешников, - не от тех, коим Сам Он был противником, но от тех, кои по неверию своему стали противниками для душ своих (себе самим), - чтобы вам не изнемочь в скорбях ваших и не ослабеть душами вашими во время искушений ваших.

Евр.12:3  с толкованием

4-6
Ибо, хотя вы доселе и имели преследования, однако еще не подверглись убиению, - и хотя вы противоборствовали в меньшем подвиге, однако доселе вы еще не до подвига крови против греха подвизались. Это сказал он потому, что они были преданы миру и закону, обрезывались и продолжали еще исполнять предписания закона. Приводит им притчу в пример из Премудрости Соломоновой, говоря: Сын мой! не пренебрегай научения Господня и не унывай, ибо кого любит Господь, и наказывает (Притч.3:11-12).

Евр.12:4  с толкованием

7
Итак, когда вы подвергаетесь наказанию, терпите, поелику как сынов принимает вас Бог после покаяния, которое вызывается в вас этим наказанием. Ибо какой есть сын такой, коего не наказует отец его.

Евр.12:7  с толкованием

8
Если же без наказания Его остаетесь, коего причастниками сделались все и стали благоугодны Ему, то следовательно по делам своим вы незаконныя дети (есте), а не сыны.

Евр.12:8  с толкованием

9
Но если благодаря наказанию отцов наших мы боялись их: то сколь более должны мы пребывать в повиновении благодаря научению отцев духовных, чтобы жить?

Евр.12:9  с толкованием

10
Это потому, говорит, что отцы наши на малое время, по своему произволению, наказывали нас, поелику они укрепляли нас и увещевали касательно того, что было для нас вредно. Бог же действует в нас на пользу будущих времен, чтобы соделать нас причастниками Его богатств.

Евр.12:10  с толкованием

11
Ведь всякое наказание на время кажется не радостию, но печалию, после же плод благ доставляет наученным, и пользу получают от него. И вознаграждением их служит правда: сказал это для доказательства того, что хотя они и чрез научение его преуспевают, однако не иначе, как при праведном мздовоздаянии им и благодати.

Евр.12:11  с толкованием

12-13
А опустившияся руки и разслабевшия колена расправьте (Ис.35:3); то есть стези ног ваших, во время гонений на вас со стороны преследователей, да не будут кривы, дабы хромое, то есть кто погрешает вследствие отрицания (веры), не падало (Притч.4:26) и не радовало грех, но исцелялось, так чтобы чрез исцеление его грех подвергся бы болезни.

Евр.12:12  с толкованием

14
Мира достигайте со всеми в святости души вашей, без которой, как я выше написал вам, никто не может узреть Господа.

Евр.12:14  с толкованием

15
Наблюдайте, чтобы кто из вас не лишился благодати Божией, которая излилась на нас чрез Евангелие Господа нашего. И чтобы какой-либо корень горечи, вверх возросши, то есть какая-либо (еретическая) секта, не причинил вам вреда и чтобы многие не погибли чрез него.

Евр.12:15  с толкованием

16
Да не будет кто из вас блудным и скверным, как Исав, который за одну снедь продал первородство свое (Быт.25:31 сл.).

Евр.12:16  с толкованием

17
Но если для него была заперта дверь, то для нас она не заперта. Знаете, что хотя и желал он унаследовать благословение, (но) был отвержен; ибо не обрел места покаянию. Раскаяние Исава и слезы его были не к тому направлены, чтобы оправдаться (стать праведным) более, чем брат его, но к тому, чтобы получить власть над братом своим. Посему, хотя со многими слезами домогался (благословения отца в первородстве), однако оно не было дано ему. Не оправдания искал он, как я сказал, но преимуществ первородства. Ведь если бы он просил о том, чтобы быть больше брата своего в царстве небесном, то конечно ему в этом не было бы отказано. Но как он пренебрег полезным для души своей и просил более тучной земли, чем была у брата его; то и не получил оправдания, которого он совсем не просил, и был лишен того, что предвосхитил у него Иаков по вере своей (Быт.27:30 сл.).

Евр.12:17  с толкованием

18
Не приступили, говорит, вы к осязаемой горе, которая огнем пылала, - не к той, на которой был дым, мрак и буря и прочее, что совершилось на горе Синае (Исх.19:16; Втор.4:41).

Евр.12:18  с толкованием

19-20
А как народ не мог стерпеть (того, что заповедуемо было), то просил, чтобы не продолжалось к нему слово (Исх.20:18-19; Втор.18:16).

Евр.12:19  с толкованием

21
И столь страшно было видение, что даже Моисей, названный богом для них (Исх.4:16; 7:1), так сказал: я в страхе и трепете (ср. Втор.9:19).

Евр.12:21  с толкованием

22
Но вы приступили к Иерусалиму небесному, и к собранию многих тысяч ангелов.

Евр.12:22  с толкованием

23
И к церкви, которая на небесах, где вы написаны: в ней находятся первенцы, то есть первые и главные, и духи праведников, то есть древних отцов ваших, достигших совершенства.

Евр.12:23  с толкованием

24
И к Завету не Моисееву, но тому Новому, коего Посредник есть Иисус, соделавшийся Ходатаем между нами и Богом. И к окроплению крови Его, лучше говорящему, нежели Авель: ставит им на вид превосходство крестной смерти Христовой пред столь прославленною у них кончиною Авеля.

Евр.12:24  с толкованием

25
Смотрите, не соблазняйтесь еретическими сектами и не отрекитесь от Сего Говорящаго. Ибо если те не могли избежать Того, Кто на земле давал закон, но отказались и просили, чтобы Он говорил чрез Моисея: то много более мы будем повинны осуждению, если отвратимся от Говорящего с небес. Разумеет или глас с неба, бывший на реке Иордане: сей Сын возлюбленный (Мф.3:17 и парал.), - или же Того, Кто говорил с ним (Апостолом) на пути в Дамаск (Деян.9:4 сл.).

Евр.12:25  с толкованием

26
Кого глас, говорит, поколебал землю тогда горы Синайской, ныне же обещал, говоря: еще во второй раз поколеблю не только землю, но и небо (Агг.2:7). Это же самое высказывается в изречении Господа Нашего, Говорящего: силы небесныя поколеблются (Мф.24:29).

Евр.12:26  с толкованием

27
А выражение: еще во второй раз, означает изменение колеблемаго, поелику оно преложится и прейдет. Изменятся же и прейдут не они (небо и земля), но движения тех светил, кои чрез отклонение производят зиму, а чрез поднятие рождают лето.

Евр.12:27  с толкованием

28
Непоколебимое, говорит, царство приемлем. Если рай, который не преходит, обетован был праведникам, то следовательно не преходит и земля, дабы с уничтожением земли не уничтожился и рай, который не преходящ. А если земля не преходит, хотя и подвергнется уничтожению все, что произвела земля после преступления заповеди, - если так это будет: то следовательно и небеса не прейдут, хотя и не останутся течение дня и ночи и времена лета и зимы. Посему твердо да содержим благодать, чрез которую служим, - да содержим именно Евангелие благодати, чтобы чрез него служить нам для благоугождения Богу.

Евр.12:28  с толкованием

29
Ибо и Бог есть в огне пылающий и истребляющий силы огня, разумей, страшные угрозы ваших гонителей.

Евр.12:29  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к евреям

Евр.12

Глава 
12

Евр.12  с толкованием

Темже убо и мы, толик имуще облежащь нас облак свидетелей, бремя всяко отложше и удобь обстоятелный грех, терпением да течем на предлежащий нам подвиг.
 

Евр.12:1 с толкованием
Повсюду, говорит Апостол, предстоят нам образцы благочестия, и такое множество, густотою уподобляющееся облаку, свидетельствует о силе веры. Посему, взирая на них, облегчим себя для течения, свергнем с себя бремя лишних забот. Таким образом возможем избежать и удобно совершаемого греха. Но прежде всего другого имеем мы нужду в терпении, чтобы победить в предстоящем подвиге. Удобь же обстоятелным Апостол назвал грех, как легко совершаемый и пребывающий, потому что и око обольщается приманкой, и слух услаждается, и осязание приводится в щекотание, и язык весьма поползновенен, и помысл стремителен к худшему. Но Апостол представляет и важнейший Первообраз.
 


Взирающе на началника веры и совершителя Иисуса.
 

Евр.12:2 с толкованием
То и другое сказал Апостол о Христе по Его человечеству.
 


Иже вместо предлежащия Ему радости претерпе крест, о срамоте нерадив, одесную же престола Божия седе.
 

Евр.12:2 с толкованием
Он мог и не страдать, говорит Апостол, если бы пожелал сего, но потерпел страдание и по страдании восседит с родшим Его Отцом.
 


Помыслите убо таковое Пострадавшаго от грешник на них 4 прекословие, да не стужесте, душами своими ослабляеми.
 

Евр.12:3 с толкованием
Сие: на них (είζ έαύτούζ), сказано вместо: на себе самих (είζ έαύτούζ). Помыслите, говорит Апостол, в себе самих, коликое прекословие претерпел от грешник Владыка всех. Из сего получите достаточное утешение. Потом Апостол предлагает им и более сильное врачевство.
 


Не у до крове стасте, противу греха подвизающеся, и забысте утешение, еже вам яко сыном глаголет: сыне мой, не пренемогай наказанием Господним, ниже ослабей, от Него обличаемь. Егоже бо любит Господь, наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. (Притч.3:11-12)
 

Евр.12:4 с толкованием
Сие не противно сказанному прежде. Ибо там Апостол засвидетельствовал о них, что с удовольствием приняли разграбление имений и мужественно переносили укоризны за благочестие (Евр.10:33-34), а здесь порицает их, как ослабевающих. Кстати же сказал: не у до крове стасте, противу греха подвизающеся, сравнительно показывая, чего им недостает против тех, которые камением побиени быша, и претрени быша, и убийством меча умроша. Потом, напомнив увещание, взятое из притчи, Апостол присовокупил:
 


Аще наказание терпите
 

Евр.12:4 с толкованием
(если мужественно терпите налагаемые наказания),
 


якоже сыновом обретается вам Бог: который бо есть сын, егоже не наказует отец? Аще же без наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо прелюбодейчищи есте, а не сынове.
 

Евр.12:7 с толкованием
Отцы, говорит Апостол, имеют обычай наказывать законных детей и, видя, что учители их бьют, не огорчаются, потому что видят плод от наказания. О детях же незаконнорожденных небрегут и не удостаивают их равного попечения. Посему если и вы уклоняетесь от наказания, то принадлежите к числу детей незаконнорожденных.
 


К сим, плоти нашей отцы имехом наказатели, и срамляхомся: не много ли паче повинемся Отцу духовом, и живи будем?
 

Евр.12:9 с толкованием
Принимая наказание, налагаемое отцами плотскими, ужели не возлюбим наказания, налагаемого Отцом духовным? И Отца духовного Апостол назвал Отцем духовом, как источник духовных дарований, с которыми дал нам и достоинство всыновления. Потом показывает и различие в наказании.
 


Они бо в мало дний, якоже годе им бе, наказоваху: а Сей на пользу, да причастимся святыни Его.
 

Евр.12:10 с толкованием
О плотских сказал: яко же годе бе; потому что не все учат полезному. Но говоря о Боге, показал плод наказания; ибо говорит: Ему угодно соделать нас святыми и причастниками Своей святыни. Потом выражается определительно.
 


Всякое бо наказание в настоящее время не мнится радость быти, но печаль: последи же плод мирен наученым тем воздает правды.
 

Евр.12:11 с толкованием
Начатки всякого обучения прискорбны и крайне огорчительны, но приносят достоудивительные плоды: мир по Богу и достохвальную праведность.
 

Так и Господь сказал, что узкая врата, и тесный путь вводяй в живот (Мф.7:14).
 


Темже ослабленныя руки и ослабленная колена исправите: и стези правы сотворите ногами вашими, да не хромое совратится, но паче да изцелеет.
 

Евр.12:12 с толкованием
В этом иное привел Апостол из притчей, а иное из пророчества Исаиина; ибо сему: стези правы сотворите ногами, — учит наставление, помещенное в притчах (Притч.4:26); а сие: укрепитеся, руце ослабленыя и колена разслабленая, сказал пророк Исаия (Ис.35:3). А сим божественный Апостол дает разуметь, что ослабевшие при множестве опасностей делались медлительнейшими на пути благочестия. Сего же достаточно к низложению Новатовой кичливости. Ибо Апостол подвизавшихся славно, потом ослабевших, укрепляет в силах и врачует целебными пособиями покаяния, сказав: хромое, и обещав исцеление. Предлагает же им и правила деятельной добродетели.
 


Мир имейте со всеми.
 

Евр.12:14 с толкованием
Это сказал и в Послании к Римлянам: Аще возможно, — говорит, — еже от вас, со всеми человеки мир имейте (Рим.12:18). Делай свое дело; покажи усердие.
 


И святыню, еяже кроме никтоже узрит Господа.
 

Евр.12:14 с толкованием
Святынею Апостол назвал целомудрие. А в нем можно преуспевать и живущим в браке; ибо честна женитва, и ложе нескверно: блудником же и прелюбодеем судит Бог (Евр.13:4).
 


Смотряюще, да не кто лишится благодати Божия.
 

Евр.12:15 с толкованием
Имейте попечение не о себе только, но и друг о друге, и колеблющегося поддержите, и имеющего нужду в руководстве уврачуйте.
 


Да не кий корень горести, выспрь прозябаяй, пакость сотворит, и тем осквернятся мнози.
 

Евр.12:15 с толкованием
Сие написал и коринфянам: Не весте ли, яко мал квас все смешение квасит (1Кор.5:6)? Корнем же горести наименовал и лукавые учения, и развращенную жизнь. Ибо сие и присовокупил:
 


Да не кто блудодей, или сквернитель, якоже Исав, иже за ядь едину отдал есть первородство свое.
 

Евр.12:16 с толкованием
Блудодейством Исава Апостол назвал чревоугодие, ибо по причине оного Исав отдал благословение первородных. Но не погрешит и тот, кто блудом Исава назовет беззаконный его брак, потому что взял за себя жен иноплеменных.
 


Весте бо, яко и потом похотев наследовати благословение, отвержен бысть: покаяния бо места не обрете, аще и со слезами поискал его.
 

Евр.12:17 с толкованием
И сие последователи Новатовы почитают своим оружием, но поражены будут собственными своими стрелами. Ибо Исав плакал, не покаяние принося, но завидуя благополучию брата. Сие же самое потерпел и Каин; ибо сказано: испаде лице его (Быт.4:5), но не оттого, что худо принес жертву, а оттого, что видел брата предпочтенным по Божию определению. Сие подразумевал и божественный Апостол в сказанном им; ибо говорит: покаяния места не обрете, то есть не нашел пути к покаянию, и не о том проливал слезы, что умыслил худое, и сетовал не о грехе, но о доброй участи Иакова. Об этом свидетельствуют слова его; ибо сказал: Да приближатся дние плача отца моего, да бых убил Иакова брата моего (Быт.27:41). Не без намерения же божественный Апостол упомянул об Исаве, но научая, что и он, будучи первородным, за чревоугодие и злонравие лишен благословения, и иудеи, отличенные первородством и за чревоугодие порабощенные излишествам закона, утратили спасение, а язычники — народ новый, для которого Иаков служил прообразом, — воспользовались первородством. Посему Апостол уверовавшим из иудеев предписывает не соревновать беззаконию первородного, но приобщиться благословению народа младшего. Начиная отсюда, Апостол обращает речь еще к иному сравнению, показывая превосходство преподанных благ Владыкою Христом.
 


Не приступисте бо к горе осязаемей, и разгоревшемуся огню, и облаку, и сумраку, и буре, и трубному звуку, и гласу глагол, егоже слышавшии отрекошася, да не приложится им слово.
 

Евр.12:18 с толкованием

Не терпяху бо повелевающаго: аще и зверь прикоснется горе, камением побиен будет: (Исх.19:13) и тако страшно бе видимое, Моисей рече: пристрашен есмь и трепетен.
 

Евр.12:21 с толкованием
Страшно было, говорит Апостол, происходившее на горе Синай: видимый огонь, кружащийся всюду дым, мрак, тьма, буря и страшные звуки трубы. И это производило столько боязни, что не только народ сказал богомудрому Пророку: Глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог (Исх.20:19), но и сам законодатель, убоявшись, говорит: пристрашен есмь и трепетен. И Апостол показал, что было страшного, но не открыл, какой прозяб от сего плод. Сказал: видимое (φανταζόμενον, представляемое), потому что евреи видели не Самого Бога всяческих, но некое представление Божия пришествия. Наконец открывает Апостол цель благодати и говорит:
 


Но приступисте к Сионстей горе и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных на небесех написанных, и Судии всех Богу и духом праведник совершенных и к Ходатаю завета новаго Иисусу, и Крови кропления, лучше глаголющей, нежели Авелева.
 

Евр.12:22 с толкованием
Там, говорит Апостол, страх, а здесь праздник и торжество; то было на земле, а это — на небесах; там тысячи людей, а здесь тмы Ангелов; там неверные и беззаконные, а здесь Церковь первородных на небесех написанных, и духи праведник совершенных; там завет ветхий, здесь новый; там ходатаем раб, здесь — Сын; там кровь бессловесных животных, здесь — Кровь словесного Агнца. Сие же: лучше глаголющей, нежели Авелева, значит: кровь, вещающая делами и показывающая собственную свою действенность, потому что кровь Авелева восхваляется, сия же содевает спасение людей. А первородными назвал Апостол избранных, потому что первородные по закону получали двойную часть из наследства. Сказал же сие Апостол и показывая их превосходство, и предписывая им приступать с большею рачительностию.
 


Блюдите (же), да не отречетеся Глаголющаго. Аще бо не избежаша они отрекшиися пророчествующаго на земли, множае паче мы отрицающиися небеснаго.
 

Евр.12:25 с толкованием
Поелику те говорили: Глаголи ты с нами и да не глаголет к нам Бог (Исх.20:19), то Апостол повелевает верующим не соревновать грубости предков, не оставлять подобно им Владыку, не прибегать к служителю, вместо Бога не избирать Моисея и вместо нового не оставаться при ветхом, притом, говорит он, и не с неба, но на горе Синай дал тем Бог законоположение, а мы ожидаем пришествия Владыки с неба. И научая, что законодатель и ветхого, и нового один, Апостол присовокупил:
 


Егоже глас землю тогда поколеба.
 

Евр.12:26 с толкованием
Ибо гора поколебалась, давая знать о присутствии Божием.
 


Ныне же обетова, глаголя: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом.
 

Евр.12:26 с толкованием
Он, говорит Апостол, и тогда потряс землею; Он и предрек, что с землею потрясет и небом.
 


А еже еще единою, сказует колеблемых преложение, аки сотворенных, да пребудут, яже суть неподвижимая.
 

Евр.12:27 с толкованием
Землетрясения, говорит Апостол, бывают часты, и посему слово единою означает и некоторый переворот в вещах, и переход тленного в нечто лучшее, что будет уже иметь постоянную природу.
 


Темже царство непоколебимо приемлюще, да имамы благодать, еюже служим благоугодно Богу с благоговением и страхом.
 

Евр.12:28 с толкованием
Слово непоколебимо употребил Апостол вместо: непрекращающееся. Показал же, как должно приносить службу Богу. Потом приводит на память Божии слова, посредством страха делая их более усердными.
 


Ибо Бог наш огнь поядаяй есть. (Втор.4:24)
 

Евр.12:29 с толкованием
И снова предлагает нравственное наставление.
 


Примечания


Блаж. Феодорит читает: έιζ άυτούζ; более же употребительное чтение: έιζ Αύτόν.