Библия Синодальный перевод Послание к Филиппийцам Глава  1

Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
 


Глава 
1

Флп.1  с толкованием

1
Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами:

Флп.1:1  с толкованием

2
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.

Флп.1:2  с толкованием

3
Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас,

Флп.1:3  с толкованием

4
всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою,

Флп.1:4  с толкованием

5
за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне,

Флп.1:5  с толкованием

6
будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа,

Флп.1:6  с толкованием

7
как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.

Флп.1:7  с толкованием

8
Бог — свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа;

Флп.1:8  с толкованием

9
и молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве,

Флп.1:9  с толкованием

10
чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов,

Флп.1:10  с толкованием

11
исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.

Флп.1:11  с толкованием

12
Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,

Флп.1:12  с толкованием

13
так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,

Флп.1:13  с толкованием

14
и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедывать слово Божие.

Флп.1:14  с толкованием

15
Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.

Флп.1:15  с толкованием

16
Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;

Флп.1:16  с толкованием

17
а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.

Флп.1:17  с толкованием

18
Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,

Флп.1:18  с толкованием

19
ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,

Флп.1:19  с толкованием

20
при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.

Флп.1:20  с толкованием

21
Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение.

Флп.1:21  с толкованием

22
Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.

Флп.1:22  с толкованием

23
Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше;

Флп.1:23  с толкованием

24
а оставаться во плоти нужнее для вас.

Флп.1:24  с толкованием

25
И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере,

Флп.1:25  с толкованием

26
дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.

Флп.1:26  с толкованием

27
Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую,

Флп.1:27  с толкованием

28
и не страшитесь ни в чем противников: это для них есть предзнаменование погибели, а для вас — спасения. И сие от Бога,

Флп.1:28  с толкованием

29
потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него

Флп.1:29  с толкованием

30
таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.

Флп.1:30  с толкованием

Толкования на главу Флп.1
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к филиппийцам

Флп.1

Глава 
1

Флп.1  с толкованием

1
Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа: как в следующем за сим послании, в начале его, назвал Тимофея своим братом (Кол.1:1), так здесь не восхотел наименовать себя Апостолом, дабы в обоих посланиях указать на равенство в отношении к рабству Христу. Всем, говорит, святым, сущим в Филиппах, со Епископами и Диаконами, их правителями.

Флп.1:1  с толкованием

2
Благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, Который призвал нас в свое усыновление, - и от Господа нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа.

Флп.1:2  с толкованием

3
Благодарю Бога моего во всякой памяти вас, которая ежедневна, - то есть ради доброй памяти о гонениях, кои вы всегда переносите: может быть ради добра, сделанного ими Апостолу во время преследования его (в Филиппах), он ежедневно вспоминал это, никогда о нем не забывая.

Флп.1:3  с толкованием

4-5
И хотя во всех молитвах и прошениях я молюсь за освобождение ваше от этих гонений, однако с радостию моление творю об общении веры вашей и Евангелии за то, что вы утверждены в них от перваго дня до нынешняго времени, поелику вы не отставали от нас во всех гонениях, бывших против нас.

Флп.1:4  с толкованием

6
Уверенный в этом самом и зная, что Начавший в вас дело благое, в коем преуспеваете теперь, Он будет совершать его в вас даже до дня Иисуса Христа, когда вы будете собраны от века сего.

Флп.1:6  с толкованием

7
Так совершенно справедливо мне помышлять о том, что предстоит вам, ибо в сердце моем имею вас всех, так как по благодати, укрепившей вас, вы соделались причастниками и сообщниками моими в то время, когда я в городе вашем решился выступить с защитою за непререкаемую истину Евангелия (Деян.16).

Флп.1:7  с толкованием

8
Ибо свидетель мне есть Бог о том, как вожделею и люблю вас уже с того времени.

Флп.1:8  с толкованием

9-10
И о том молюсь и прошу, чтобы любовь ваша более и более преизобиловала и умножалась, - не без познания, но во всякой духовной мудрости, так чтобы этою мудрою любовью умели вы различать и определять наилучшее, и чтобы были вы, как и ныне, тверды и чисты и без преткновения в день суда Христова.

Флп.1:9  с толкованием

11
И исполнены не земного плода или законного, но плода правды, что совершали вы чрез Иисуса Христа в похвалу славы Божией.

Флп.1:11  с толкованием

12
Но желаю дать вам знать, братья, что хотя беды наши все умножаются, но то, что с нами было, более и более к успеху послужило Евангелия Божия, - то есть возрастают и увеличиваются страдания и бедствия мои при проповеди Евангелия.

Флп.1:12  с толкованием

13
Так что узы мои известны стали о (во) Христе в великолепной и великой претории Рима и открылись пред взором всего мира.

Флп.1:13  с толкованием

14
И большинство братьев, кои в Господе, ободрены узами моими, то есть утвердились и укрепились, видя узы мои, - отважно презрели смерть и в ужасном городе без страха слово Божие проповедали.

Флп.1:14  с толкованием

15
Но поелику некоторые из чужих увидали, что благовестники (Евангелисты) слова (Божия) снискивают себе любовь и почтение, то одни из них из зависти, другие же из соревнования сделались проповедниками слова, коего некогда не желали.

Флп.1:15  с толкованием

16
Но некоторые и по благорасположению (по благому намерению) Христа проповедуют; иные из любви к нам, зная, что мы назначены к тому, чтобы могли совершить защиту Евангелия.

Флп.1:16  с толкованием

17
Другие же из соревнования к нам Христа возвещают, а не по чистым побуждениям, ибо в проповедь свою вносят некоторые слова для того, чтобы посредством такого привнесения утеснение вызвать узам моим.

Флп.1:17  с толкованием

18
Впрочем я и о тех, кои думают увеличить скорбь мою, радуюсь и веселюсь, ибо я стараюсь о том, чтобы, по (притворному) предлогу ли, или по истине, (только бы) Христос возвещался.

Флп.1:18  с толкованием

19
Знаю ведь, - разумей в смысле: надеюсь, - что это мне сохраняется для жизни спасения за то, что я радуюсь о тех, кои для увеличения стеснительности уз моих возвещают Христа, хотя и не чистоте проповедуют Его.

Флп.1:19  с толкованием

20
Поелику я ожидаю в надежды моей, что ни в чем до конца посрамлен не буду ради уз моих, но как всегда, то есть как во всех бедствиях моих, в этом также бедствии дерзновенно возвеличен будет Христос в теле моем, или чрез смерть мою, если умертвят меня, или чрез жизнь мою, если бы стали подвергать меня мучениям.

Флп.1:20  с толкованием

21
Ведь жизнь моя не есть жизнь моего тела, которую враги мои стараются отнять у меня, но жизнь моя Христос есть, от Коего не могут отлучить меня.

Флп.1:21  с толкованием

22-23
И если умру, то все-таки прибыль есть для меня смерть моя, так как за Христа умираю. Если же и эта жизнь тела для меня плод души есть чрез дела мои; то что из двух мне надо избрать, не знаю: разрешиться от этого тела, чтобы присоединиться к воинству Христову, и это я почитаю за гораздо более лучшее для утешения вашего, так как, изъятый от ежедневных страданий, я всегда буду со Христом, -

Флп.1:22  с толкованием

24
но и оставаться здесь плотию почитаю благом для вашего укрепления.

Флп.1:24  с толкованием

25-26
И, на сие надеясь, знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для успеха вашего и радости в вере, дабы, когда опять приду к вам, преумножилась мне похвала сия, коею чрез вас хвалюсь во Христе.

Флп.1:25  с толкованием

27-28
Посему и ни в чем не страшитесь пред противниками, - это, то есть конец, для них к погибели, а для вас к жизни и вечному спасению.

Флп.1:27  с толкованием

29-30
Ведь не за грехи ваши увеличиваются бедствия ваши, ибо это, как дар, предоставлено вам, именно не только веровать во Иисуса Христа, но и за Него страдать, такой же подвиг имея, какой вы видели во мне, когда я был у вас (Деян.16), и какой ныне издалека услышали о мне.

Флп.1:29  с толкованием

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание филиппийцам Святого Апостола Павла

Флп.1

Глава 
1

Флп.1  с толкованием

Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа.
 

Флп.1:1 с толкованием
Здесь апостол не выставляет своего апостольского достоинства, но просто называет себя рабом Иисуса Христа. Велико, конечно, и это наименование, только оно более общего характера. Когда же он пишет к Тимофею и коринфянам, то называет себя апостолом. Почему это? Потому что там хотел он многое устроить, а потому и выставил на вид свое апостольское достоинство. Здесь же ничего подобного он не заповедует, но как бы считает их равными себе.
 


Всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах.
 

Флп.1:1 с толкованием
Так как и иудеи называли себя святыми, поскольку они были народом святым, то апостол и прибавил - во Христе Иисусе, потому что находящиеся во Христе Иисусе действительно святы, а те (иудеи) нечисты.
 


С епископами и диаконами.
 

Флп.1:1 с толкованием
Епископами он назвал здесь пресвитеров, так как в одном городе многих епископов не было. В то время ещё не было различия в названиях, и сами епископы назывались диаконами и пресвитерами. Поэтому, когда Павел писал к Тимофею, как епископу, он говорил: исполняй служение (την διακονίαν) твое (2Тим.4:5), и затем: которое дано тебе с возложением рук священства (1Тим.4:14), то есть епископов, потому что пресвитеры не рукополагали епископа. С другой стороны, и пресвитеры назывались епископами (επίσκοποι), так как и они, очевидно, наблюдали за народом, чтобы очищать и просвещать нуждающихся. Почему же он теперь пишет к клиру, чего в другом месте нигде не делал? Потому что они сами послали Епафродита, который принес апостолу потребное для него.
 


Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
 

Флп.1:2 с толкованием
Прилагает обычное приветствие, желая им быть исполненными благодати, чтобы они не превозносились друг пред другом и чрез это не лишились мира и единодушия; потому что благодать получают те, которые свободны от гордости.
 


Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас.
 

Флп.1:3 с толкованием
Всякий раз, как вспоминаю о вас, говорит апостол (а это я делаю всегда), я прославляю Бога за то, что вы столько успели в добродетели. Но, несмотря на то, что вы так славны в божественном, я не перестаю молиться о вас, но молюсь за всех, чтобы вы еще и еще преуспевали.
 


Принося, с радостью молитву мою.
 

Флп.1:3 с толкованием
Так как можно вспоминать и с печалью, как, например, говорит в другом месте: от великой скорби и стесненного сердца я писал вам (2Кор.2:4). Почему воспоминание с радостью есть свидетельство их добродетели.
 


За ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне.
 

Флп.1:5 с толкованием
Здесь свидетельствует им о великом и истинно апостольском их деле. Он говорит, что сообщники и соучастники мне в труде благовествования, не в то или другое время, но с тех пор как уверовали, даже и доныне. Как же вы участвуете? Посылая мне все нужное и заботясь обо мне. Потому что, кто содействует и помогает всевозможным образом трудящемуся в каком-либо добром деле, тот является участником в его деле. Так те, которые заботятся о мучениках, и те, которые отъемлют всякую заботу о мире у подвижников, и те, наконец, которые учителям дают возможность не отвлекаться, - становятся участниками их венцов.
 


Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его.
 

Флп.1:6 с толкованием
Благодарю, говорит, и радуюсь, в надежде, что Бог, начавший в вас доброе дело. Сам и будет совершать его, потому что по прошедшему я заключаю и о будущем. Посмотри, как он научает их думать о себе скромно, когда приписал все Богу, а не им одним; впрочем, этим самым он нисколько не лишил их почестей, поскольку он сказал: начавший в вас, то есть по вашему желанию. Если бы не было со стороны человека желания, то и Бог ничего бы не сделал; потому что, если бы Он безусловно действовал, то ничего не препятствовало бы Ему действовать и в эллинах, и во всех людях. Итак, Павел немало хвалит филиппийцев за то, что они привлекли к себе благодать Божию для содействия не человеческого, но Божия. Вместе с тем и ободряет их, чтобы они не унывали; потому что если Бог совершит начатое, то не будет для них большого труда.
 


Даже до дня Иисуса Христа.
 

Флп.1:6 с толкованием
То есть до пришествия Господа. Таким образом, говорит, я верю, что не в одних вас Господь будет действовать, но и в тех, которые будут после вас, даже до скончания мира. Или же под днем Иисуса Христа понимай смерть каждого, то есть конец.
 


Как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования.
 

Флп.1:7 с толкованием
Я, говорит, убежден, что вы до конца пребудете таковыми, и я думаю так о вас потому, что всегда имею вас в сердце и знаю ваши хорошие дела, знаю, что вы стараетесь и в отсутствии моем быть соучастниками мне в благодати благовествования и уз. Поэтому справедливо я делаю такое заключение о вас, и по началу сужу о конце. Какая же похвала для филиппийцев в том, что они заключены в сердце Павла, который любит не просто, но с рассуждением и только достойных? Даже и в то время, говорит, когда я защищался пред Нероном, вы не вышли из моей памяти. Узы и скорби он называет утверждением благовествования; но можешь назвать так и самое защищение. Потому что, очевидно, если бы он не был убежден в несказанных воздаяниях и неизреченных благах, то не был бы заключен в узы; не подпал бы суду жестокого Нерона, если бы не предвидел иного царя, более верного и прочного. Итак, скорей его суть утверждение благовествования.
 


Вас всех, как соучастников моих в благодати.
 

Флп.1:7 с толкованием
Здесь апостол показывает, что он не без основания любит их. Потому, говорит, я имею вас в сердце, что вы участвуете со мной в этой благодати, то есть в скорбях и узах, и не только ревностно стараетесь не отпасть от нас в скорбях, но и быть соучастниками в испытаниях, которые мы терпим ради благовествования. Что узы - благодать, это явствует из слов Господа: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи (2Кор.12:9). Или еще лучше, как он в дальнейшем говорит: вам дана благодать страдать за Христа. Заметь: он не сказал - участников, но соучастников, показывая этим, что и он сам участник другим, как и в другом месте говорится: что я сделался соучастником благовествования, то есть чтобы я участвовал в благах, которые предназначены провозвестникам Евангелия.
 


Бог - свидетель, что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа.
 

Флп.1:8 с толкованием
Апостол призывает в свидетели Бога не потому, чтобы он опасался недоверия, но потому, что он не может выразить словом свое великое душевное расположение, предоставляя это Богу, испытующему сердца. И это есть явное доказательство его искренности. Потому что, если бы он им льстил, то не призывал бы в свидетели Бога. Сказал: любовью Иисуса Христа, то есть не ради чего-нибудь человеческого, не ради того, что вы прислали потребное для меня, но любовью ради Бога. Или, сделавшись вашим отцом чрез веру во Христа, я люблю вас любовью не плотской, но той, какую дает Христос Своим истинным рабам, рождающим Ему чад Евангелия. Всех я объемлю великой любовью, потому что все вы таковы.
 


И молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала.
 

Флп.1:9 с толкованием
Хотя он и любим столько, однако желает еще больше быть любимым, потому что свойство любви - никогда не останавливаться. Обрати внимание на его оборот речи, который он более усиливает, когда говорит: еще более и более возрастала. Говорит так с тем, чтобы не его одного любили, но и других.
 


В познании и всяком чувстве.
 

Флп.1:9 с толкованием
То есть, чтобы вы любили не просто, но с рассуждением и уверенностью и испытанием, потому что есть много таких, которые любят безрассудно, от чего такая любовь и не бывает прочна. Или чтобы не любили еретиков.
 


Чтобы, познавая лучшее.
 

Флп.1:9 с толкованием
То есть полезное. Если вы любите благоразумно и с рассуждением, то вы можете избирать полезное и распознавать, кто достоин любви, то есть верных, и кто не достоин, то есть неверных. Но как же говорит он в другом месте: будьте в мире со всеми людьми (Рим.12:18). Во-первых, он не безусловно сказал, но с ограничением: если возможно, будьте в мире со всеми людьми. Затем, иное - быть в мире, и иное любить; первое значит не враждовать, а для любви требуется душевное расположение и как бы слияние и тождество в нравах, чего не следует оказывать по отношению к еретикам. Ибо если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его (Мф.5:29).
 


Вы были чисты и непреткновенны в день Христов.
 

Флп.1:10 с толкованием
Я говорю это не ради своей пользы, но для того, чтобы вы под предлогом любви не приняли какого-либо ложного учения. Сказал: чисты - это пред Богом, непреткновенны - это пред людьми; потому что хотя дружба с еретиком и не приносит вреда тебе, но соблазняет другого; а если ты соблазняешь своих братьев, то как же явишься чистым в день Христов?
 


Исполнены плодов праведности Иисусом Христом, в славу и похвалу Божию.
 

Флп.1:11 с толкованием
То есть, чтобы вы сообразно с правотой учения и жизнь вели безукоризненную. Под праведностью апостол разумеет всякую добродетель, или в частности милосердие. Не говорю, чтобы вы исполняли добродетель или милосердие несовершенно, но чтобы вы были исполнены ими. А так как и эллины думали приписывать себе добродетель и милосердие, то он и прибавил - Иисусом Христом; так как их дела не по Христу, но ради тщеславия и человекоугодия. В славу Божию, то есть: а не во славу меня, который научаю сему; вам не должно препятствовать славе Божией. Вместе с тем он и ободряет их, как бы говоря, что Бог будет содействовать им в деле, которое они будут совершать во славу Его.
 


Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования.
 

Флп.1:12 с толкованием
По-видимому, филиппийцы, узнав, что Павел связан, беспокоились, как бы это не послужило препятствием проповеди Евангелия. Поэтому, чтобы уничтожить это подозрение, Павел и говорит, что узы не только не воспрепятствовали моему благовествованию, но, напротив, послужили к большему его успеху.
 


Так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим.
 

Флп.1:13 с толкованием
То есть, хотя я и связан, но говорю с еще большей смелостью и не молчу, но проповедь моя достигла даже до самой претории, то есть самого дворца царского, и распространилась во всем городе. И это совершилось о Христе, то есть это не мое дело, но Христа. Или: узы мои о Христе, то есть узы, которые я терплю за Христа
 


И большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
 

Флп.1:14 с толкованием
И прежде они смело проповедовали, теперь же еще больше, видя меня, смело проповедующего, хотя я и в узах. Ибо, когда они увидели меня в узах, то еще большую почувствовали ревность к проповеди. А так как Павлу казалось слишком сильным сказать: я их воодушевил, то прибавил: в Господе. Итак, если находящиеся близко к моим узам не смущаются, но восприемлют большее дерзновение, то тем более прилично это вам.
 


Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
 

Флп.1:15 с толкованием
После того как Павел был схвачен, многие из числа неверных стали проповедовать Христа, желая этим возбудить Нерона к большему гневу, чтобы он как можно скорее умертвил Павла, так как чрез него проповедь распространяется повсюду. Это и значат слова: по зависти и любопрению. Или же, потому они стали проповедовать Христа, что хотели и сами получить честь и отнять что-нибудь от моей славы. Другие же, говорит, проповедовали Христа с добрым расположением, то есть без лицемерия и истинно.
 


Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто.
 

Флп.1:16 с толкованием
То есть неискренне, не ради самого блага.
 


Думая увеличить тяжесть уз моих.
 

Флп.1:16 с толкованием
Думая, говорит, тем самым подвергнуть меня большей опасности и приложить печаль к печали. Но не удастся им это ухищрение; потому что проповедь чрез это становится славнее, и моя радость увеличится чрез это. Видишь ли, что доброе дело не следует делать без доброго расположения и что возможно не только не получить награды, но и подвергнуться наказанию.
 


А другие - из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
 

Флп.1:17 с толкованием
То есть другие по любви как к Богу, так и ко мне, проповедуют Евангелие, зная, что я должен отдать отчет в проповеди, и ради этого содействуют мне в этом деле. Ибо, если многие пристанут к моей проповеди, то мне легко будет защищать благовествование. Таким-то образом они содействуют мне, научая многих.
 


Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно.
 

Флп.1:18 с толкованием
Что говорит, много говорить? Или, зачем мне заботиться о том, так или иначе, притворно, то есть по зависти и лицемерию, или искренно проповедуют Христа? Основываясь на этом, некоторые неразумные заключили, что Павел дал начало ересям. Потому что, говорят они, пусть бы кто ни проповедовал, только бы о Христе, - это не составляет никакого различия. Но обрати внимание: во-первых, апостол не сказал: καταγγελλέσθω - пусть проповедуют Христа, как будто он постановляет закон, но - καταγγέλλεται - проповедуется, - указывая на совершившееся событие. Затем, хотя бы он и сказал это в виде узаконения, все-таки он чрез это не открыл бы доступ ересям. Как же это? Поскольку те, о которых он говорит, не ввели ложного учения, но проповедовали истинное, хотя не праведно и не с истинным намерением. Еретики же по преимуществу проповедуют не истинное, а превратное и ложное учение, да кроме того, и цель имеют превратную.
 


Я и тому радуюсь и буду радоваться.
 

Флп.1:18 с толкованием
Они делают это для того, чтобы причинить мне печаль; а я радуюсь тому, что Христос чрез это больше проповедуется. И если они впредь будут совершать это, то я буду радоваться еще более. Видишь ли, как козни диавола уничтожают его самого?
 


Ибо знаю, что это послужит мне во спасение.
 

Флп.1:19 с толкованием
Что - это? То, что чрез вражду и ревность по отношению ко мне проповедь слова возрастает.
 


По вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа.
 

Флп.1:19 с толкованием
Обрати внимание на смиренномудрие апостола Павла. Своими бесчисленными и добрыми делами он уже заслужил спасение; однако он говорит: если только буду удостоен ваших молитв и чрез них будет дарован в большем изобилии Дух, в таком только случае я получу спасение. Под содействием разумеет обильнейшее подаяние благодати Святого Духа.
 


При уверенности и надежде моей.
 

Флп.1:20 с толкованием
Уверенностью - άποκαραδοκίαν - апостол называет твердую и непоколебимую надежду, которая выражается всем положением головы - κάρα - и уверенным взором. Итак, говорит: я твердо надеюсь, что буду спасен. Под спасением же нужно разуметь освобождение от жестокости Нерона. Как я, говорит, избег первой опасности, также точно избегну и нынешней. Здесь же он научает, чтобы мы не полагались исключительно на молитвы других, но и сами нечто привносили, как и сам Павел причиной всех благ поставляет свою уверенность. Ибо и пророк говорит: да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя (Пс.32:22). И в другом месте: кто верил Господу, и был постыжен? (Сирах.2:10). И сам Павел говорит: надежда не постыжает (Рим.5:5).
 


Что я ни в чем посрамлен не буду.
 

Флп.1:20 с толкованием
То есть ни в жизни, потому что проповедую Евангелие, ни в смерти, так как враги не победят. А если бы они и умертвили меня, то и тогда откроется для меня еще более непостыдная слава. Но это им не удастся.
 


Но при всяком дерзновении (и ныне, как и всегда) 1 возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
 

Флп.1:20 с толкованием
Они, говорит, думали, что посредством своих козней ввергнут меня в опасности и смерть; но не удастся им это их усердное старание; напротив, при всяком дерзновении, то есть явно и непреложно возвеличится Христос в теле моем, то есть пока я живу и ношу это тело, ибо я не умираю. А чтобы кто-нибудь не сказал: что же? если ты, Павел, умрешь, то Христос, конечно, не возвеличится? он прибавляет, что и смертью моею Он возвеличится, поскольку Он сделал меня сильнее самой смерти. Но теперь Он пока прославляется жизнью, ибо Он ее даровал мне, избавил меня от опасности. О смерти же он говорит не потому, что он в скором времени должен умереть, но если это случится, чтобы они не смущались этим; ибо они сильно любили его.
 


Ибо для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение.
 

Флп.1:21 с толкованием
То есть я живу новой жизнью, и Христос для меня все: и дух, и жизнь, и свет. Под жизнью разумеется, во-первых, естественная жизнь: ибо Им мы, говорит апостол, живем и движемся (Деян.17:28); разумеется затем жизнь во грехах; так, когда говорит: мы умерли для греха: как же нам жить в нем? (Рим.6:2). Разумеется, наконец, вечная жизнь, или жизнь во Христе: наше жительство, говорит, на небесах (Флп.3:20). Здесь Павел, конечно, отвергает не естественную, но греховную жизнь, то есть преданную греховной прелести. Он исповедует, что Христос для него - жизнь, как и в другом месте говорит: живу верою в Сына Божия (Гал.2:20). Говорит, что смерть для него - приобретение, потому что тогда, говорит, более явно с Ним соединюсь. Поэтому доставят мне приобретение те, которые стараются изъять меня из жизни в этом мире, так как они приведут меня ко Христу, Который есть моя жизнь.
 


Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать.
 

Флп.1:22 с толкованием
Чтобы ты не подумал, что апостол порицает настоящую жизнь, то говорит: если жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то есть хотя я и сказал, что смерть есть приобретение для меня, но так как и жизнь во плоти не бесполезна для меня (так как я приношу плоды, научая и просвещая всех), то поэтому я не знаю, что избрать. Здесь, таким образом, заграждаются уста еретиков, которые порицают настоящую жизнь: если она доставляет нам плоды, то, значит, она не есть зло. Поэтому причина зла не сама жизнь, но воля тех, которые дурно ею пользуются. Открывая как бы некоторую тайну, апостол показывает, что он сам господин жизни и смерти. Потому что если я пожелаю, говорит, просить сего у Бога, Он окажет мне эту милость. Отсюда вы, говорит, должны получить утешение, что если я и умру, то не по злобе врагов, а по устроению Божию.
 


Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас.
 

Флп.1:23 с толкованием
Он говорит это с той целью, чтобы приготовить их мужественно перенести его предстоящую смерть. Зачем, говорит, вам скорбеть о моей смерти? Я желаю этого, и это для меня лучше, потому что дает мне возможность быть со Христом. Поэтому вам не следует скорбеть. Но с другой стороны, и оставаться во плоти еще более нужно для вашей пользы; потому что ищу не своего, но вашего. Влечет меня то и другое, то есть я нахожусь в затруднительном положении и не знаю, что предпочесть, однако признаю более необходимым продолжением жизни быть для вас полезным. С чем после сего можно сравнить высокую душу Павла? Соединению со Христом он предпочитал пользу другим; и чтобы полнее усвоить себя Христу, отлагал соединение с Ним.
 


И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере.
 

Флп.1:25 с толкованием
Так как, говорит, необходимо мне остаться во плоти, то я несомненно и с полной уверенностью знаю, что останусь, то есть буду жить, и не просто, но с вами, то есть буду видеть вас. Для чего же? Для того чтобы вы возросли в вере, то есть, чтобы утвердились и укрепились как в учении, так и в жизни; этот успех составляет истинную радость и для вас, и для меня. Здесь же апостол и устрашает их, как бы так говоря: смотрите, ради вас я отложил единение со Христом; итак, не сделайте напрасным и тщетным мое пребывание во плоти. Итак, что же? Ради одних филиппийцев он остался? Не ради их одних, а говорит так по великой заботливости о них и побуждая их к большей трезвенности.
 


Дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
 

Флп.1:26 с толкованием
Так как он выше сказал, что он останется ради их успеха, то показывает теперь, что и он из этого извлекает некоторую пользу, именно, большее чрез них свое прославление, тем, что они благодаря его пришествию к ним, более преуспеют. Но что же? Пришел ли он к ним? Это неизвестно и составляет предмет спора.
 


Только живите достойно благовествования Христова.
 

Флп.1:27 с толкованием
Только того от вас требую, чтобы вы успевали в добродетели. Тот живет достойно благовествования, кто отрекся самого себя, взял крест и последовал Христу.
 


Чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас.
 

Флп.1:27 с толкованием
Говорит это не потому, что он изменил свое желание и как будто уже не намерен придти к ним. Но если бы, говорит, как-нибудь случайно и не пришел я, то могу и отсутствуя радоваться вашей жизни по Евангелию. Поэтому вы не падайте духом, если я не приду, но бодрствуйте, так как я непременно узнаю, как вы будете вести себя.
 


Что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую.
 

Флп.1:27 с толкованием
То есть в одном и том же даре единомыслия. Ибо таким только образом единомысленные имеют как бы одну душу, то есть когда в них живет единый дух. Подвизаясь единодушно за веру, то есть помогая друг другу в борьбе за веру.
 


И не страшитесь ни в чем противников.
 

Флп.1:28 с толкованием
Не говорю, пишет, просто: не колеблитесь, но и не страшитесь, то есть не смущайтесь ничем, хотя бы вам угрожали опасностью, или пугали смертью; ибо они ничего не могут сделать, только угрожать, - до того они слабы.
 


Это для них есть предзнаменование погибели, а для вас - спасения.
 

Флп.1:28 с толкованием
Когда они увидят, что все их бесчисленные ухищрения не в состоянии устрашить вас, то не будут ли считать это явным доказательством того, что дела их погибнут, а ваши останутся твердыми и нерушимыми, и в то же время спасительными.
 


И сие от Бога, потому что вам дано ради Христа, не только веровать в Него, но и страдать за Него.
 

Флп.1:29 с толкованием
Называя страдание за Христа даром, Павел делает филиппийцам два следующие наставления: во-первых, чтобы они не стыдились и на падали духом во время страданий; во-вторых, чтобы не гордились, потому что все это, говорит, от Бога. Он и добродетель называет даром. Говорит так не потому, чтобы он не признавал свободной воли, но с тем, чтобы научить их думать о себе скромно; потому что без Бога мы ничего не можем делать. Быть может, этот дар больше дара воскрешения мертвых, потому что там я должник, здесь же имею должником Христа. О, чудо! мне дарует и чрез это самое остается мне должен.
 


Таким же подвигом, какой вы видели во мне и ныне слышите о мне.
 

Флп.1:30 с толкованием
Показывает, что они борются из-за того же и терпят то же, что и он; а это свидетельствует о великой их добродетели. Вы, говорит, имеете во мне образец, потому что знаете, что я переносил страдания на ваших глазах, когда, действительно, был наказан и брошен в темницу; вы и теперь даже слышите об этом.
 


Примечания


Слов и ныне, как и всегда в тексте блж. Феофилакта нет.

Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. -М, 2000. [OCR 01.03.2002]
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к филиппийцам

Флп.1

Глава 
1

Флп.1  с толкованием

Павел и Тимофей, раби Иисус Христовы, всем святым о Христе Иисусе сущым в Филиппех, с епископы и диаконы. Благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
 

Флп.1:1 с толкованием
Апостол пишет послание всем в совокупности — и удостоившимся священства, и пасомым ими. Ибо святыми наименовал сподобившихся крещения, а епископами называет пресвитеров, потому что оба сии названия имели они в то время. А сие нам дает знать и история Деяний, ибо блаженный Лука, сказав, что божественный Апостол послал в Милет пресвитеров ефесских, передает и сказанное им. Говорит же им Павел: Внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Христову (Деян.20:28), и одних и тех же именует и пресвитерами, и епископами. Так и в Послании к блаженному Титу говорит: Сего ради оставих тя в Крите, да устроиши по градом пресвитеры: якоже тебе аз повелех (Тит.1:5), и, сказав, какими надлежит быть рукополагаемым, присовокупил: Подобает бо епископу без порока быти, якоже Божию строителю (Тит.1:7). Да и здесь то же дает видеть, ибо к епископам присовокупил диаконов, не упомянув о пресвитерах. Притом и невозможно было бы многим епископам быть пастырями одного города; а из сего видно, что Апостол епископами наименовал пресвитеров. Блаженного же Епафродита в сем послании назвал он апостолом их, ибо говорит: вашего посланника и споспешника потребе моей (Флп.2:25). Посему Павел ясно дал видеть, что Епафродиту, имеющему наименование апостола, вверено было епископское домостроительство.
 


Благодарю Бога моего о всей памяти вашей, всегда во всяцей молитве моей за всех вас с радостию молитву творя, о общении вашем в благовествование от перваго дне даже и доныне.
 

Флп.1:3 с толкованием
Непрестанно воспоминая о вас, исполняюсь всякою радостию; песнословлю же и Бога всяческих, что и проповедь евангельскую вы приняли с усердием, и доныне пребыли непоколебимыми. А общением благовествования назвал Апостол веру.
 


Надеявся на сие истое, яко начный дело благо в вас совершит е даже до дне Иисус Христова.
 

Флп.1:6 с толкованием
Верую же, что Даровавший вам сие доброе усердие соблюдет оное невредимым до пришествия Спасителя нашего.
 


Якоже есть праведно мне сие мудрствовати о всех вас, за еже имети ми в сердцы вас, во узах моих и во ответе и извещении благовестия, сообщников мне благодати всех вас сущих.
 

Флп.1:7 с толкованием
Это вменяю себе перед вами в долг, потому что был я вашим и насадителем; почему храню всегда живую о вас память, когда я в темнице и в узах, когда держу ответ, защищая дело проповеди. Извещением же благовестия Апостол назвал страдания. Намеревающиеся обмануть со временем изменяются и не решаются до смерти стоять за ложь; а кто за проповедь подвергается тяжким опасностям и стоит в одном и том же, тот, очевидно, всему предпочитает истину и учение подтверждает страданиями. Не малую же похвалу восписал Апостол филиппийцам, назвав их сообщниками благодати. А благодатию назвал страдания, ибо сие дает видеть в сказанном далее: яко вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати (Флп.1:29).
 


Свидетель бо ми есть Бог, яко люблю всех вас утробою Иисус Христовою.
 

Флп.1:8 с толкованием
Это — не человеческая, но духовная любовь, потому что утробою Иисус Христовою назвал Апостол духовное сердоболие.
 


И о сем молюся, да любовь ваша еще паче и паче избыточествует в разуме и во всяцем чувствии, во еже искушати вам лучшая.
 

Флп.1:9 с толкованием
Молюсь же, чтобы любовь ваша всегда получала приращение, и вы исполнялись ведения и способности различать, и знали, что хорошо, что еще лучше и что во всех отношениях одно с другим не согласно. И здесь Апостол как сделал намек об оных обманщиках, так молитвою научает, что им должно делать, чтобы знать, какое учение истинно и какое чуждо истины.
 


Да будете чисти и непреткновенни в день Христов исполнени плодов правды Иисус Христом, в славу и похвалу Божию.
 

Флп.1:11 с толкованием
Пользуясь сими дарованиями, сохраните веру чистою, принося Богу плод правды и устрояя, чтобы Он всеми был прославляем. В сем смысле и сказал Апостол: в славу и похвалу Божию. Пересказывает же к пользе их и бывшее в Риме.
 


Разумети же хощу вам, братие, яко яже о мне паче во успех благовествования приидоша, яко узы мои явленны о Христе быша во всем судищи и в прочих всех.
 

Флп.1:12 с толкованием
Поелику филиппийцы по крайней заботливости послали блаженного Епафродита, то Апостол утешает их, извещая, что возложенные на него узы стали для многих поводом ко спасению. Ибо успехом благовествования назвал множество верующих. И причина уз, говорит он, стала известна всем в царском доме; ибо судищем (πραιτώριον) назвал царский дом. Вероятно же, что он в это время так и назывался, потому что преобладало римское могущество.
 


И множайшии братия о Господе, надеявшиися о словах моих, паче дерзают без страха слово Божие глаголати.
 

Флп.1:14 с толкованием
Во многих же из братий вследствие уз моих родилась смелость, ибо, видя, что я с удовольствием переношу злострадание, небоязненно проповедуют Божественное Евангелие.
 


Нецыи убо по зависти и ревности, друзии же и соблаговоление Христа проповедуют.
 

Флп.1:15 с толкованием
Но не у всех одна мысль, потому что одни делают это из горячего расположения к благочестию, а другие по неприязни, какую имеют ко мне, стараются увеличить тем мое бедствование. Ибо сие дает видеть Апостол в последующих словах:
 


Ови убо от рвения Христа возвещают нечисте, мняще печаль нанести узам моим.
 

Флп.1:16 с толкованием
Поелику видели, что порабощенные злочестию весьма недовольны успехом Евангелия и причиною оного признают богомудрого Павла, то иные, к вящему раздражению гнева, стали, смело ходя по торжищу, проповедовать Христа, не о спасении слушающих заботясь, но Апостолу готовя новые опасности.
 


Ови же от любве, ведяще, яко во ответе благовествования лежу.
 

Флп.1:17 с толкованием
Другие же, говорит Апостол, проповедуют искренно, полагаясь на мои узы, ибо ясно знают, что проповедником Евангелия поставил меня Владыка Бог.
 


Что убо? Обаче всяцем образом, аще лицемерием, аще истиною, Христос проповедаемь есть.
 

Флп.1:18 с толкованием
И невольно, говорит Апостол, враги истины содействуют истине. Иные из несмысленных предполагали, что сказано сие и о ересях. Но им надлежало принять во внимание, что у Апостола выражено сие не в виде повеления, но повествовательно; не сказал он: Да будет проповедуем, но: проповедаемь есть, и обвинил их не за то, что учат худому, но что доброму учат худо, имея целию не благочестие, а крайнюю неприязненность. Но что еретиков обвиняет он во всех отношениях, легко дознать это желающему, ибо явно выставляет на позор то Фигелла и Ермогена, то Именея и Филита и повелевает еретика человека по переем и вторем наказании отрицатися (Тит.3:10). Но возвратимся к толкованию.
 


Я о сем радуюся, но и возрадуюся. Вем бо, яко сие сбудется ми во спасение вашею молитвою и подаянием Духа Иисус Христова, по чаянию и упованию моему, яко ни о единем же постыжуся.
 

Флп.1:19 с толкованием
А я, говорит Апостол, веселюсь, видя, что и противниками засвидетельствована истина. Ибо происходящие от сего опасности послужат мне во спасение, при содействии ваших молитв и подаянии мне благодати Божиим Духом; на нее-то твердо надеясь, знаю, что преодолею все злострадания. Сие выражает он словом: не постыжуся. А Духом Иисусовым назвал благодать Духа, потому что Христос подал им оную. Ибо, по словам богомудрого Иоанна, от исполнения Его мы вси прияхом (Ин.1:16).
 


Но во всяцем дерзновении, якоже всегда, и ныне возвеличится Христос в теле моем, аще животом, аще ли смертию.
 

Флп.1:19 с толкованием
Сказал: возвеличится, то есть окажется, кто Он, явным соделается величие силы Его. Говорит же: Избегну ли опасности смертной или подвергнусь смерти, одинаково будет явлено могущество Владыки Христа. Ибо, если преодолею опасности, все удивятся Исхитившему меня из таких многих сетей; а если буду предан смерти, изумит всех сила проповеди, заставляющая проповедников презирать смерть.
 


Мне бо еже жити, Христос, и еже умрети, приобретение есть.
 

Флп.1:21 с толкованием
Мне полезно то и другое, и жизнь, и смерть, потому что и жизнь украшаю Христовыми законами, и смерть за Христа приемлю с удовольствием.
 


Аще же, еже жити ми телом, сие плод дела: и что изволю, не вем. Обдержимь же есмь от обою, желание имый разрешитися и со Христом быти, много паче лучше: а еже пребывати во плоти, нужнейше есть вас ради.
 

Флп.1:22 с толкованием
Желаю себе и жизни, чтобы оказать пользу вам, и смерти, чтобы мне быть со Христом. Посему выбор для меня затруднителен, потому что знаю и пользу жизни, и неизреченную приятность освобождения от здешней жизни. Удивления же достойно в божественном Апостоле, что ради спасения людей он предпочитал эту жизнь с ее трудами и опасностями.
 


И сие известне вем, яко буду и спребуду вам всем в ваш успех и радость веры, яко да похвала ваша избыточествует о Христе Иисусе во мне, моим пришествием паки к вам.
 

Флп.1:25 с толкованием
Знаю, что избегну предстоящей опасности, чтобы снова доставить вам обильную пользу и радость, как достигшим желаемого. И предречение сие исполнилось: ибо, во-первых, избежал он ярости Нерона, что дал видеть в посланиях к блаженному Тимофею. Говорит же так: В первый мой ответ никтоже бысть со мною, но вси мя оставиша: да не вменится им. Господь же мне предста, и укрепи мя: и избавлен бых от уст льва (2Тим.4:16-17). И история Деяний извещает нас, что в первое пребывание жил он в Риме два лета сам по себе своею мздою (Деян.28:30). Оттуда же отправившись в Испанию и там пронеся Божественное Евангелие, возвратился в Рим и тогда усечен во главу. Так пересказав о себе, обращает слово к наставлению.
 


Точию достойне благовествованию Христову жителствуйте, да аще пришед и видев вас, аще и не сый у вас, услышу яже о вас, яко (истиною) стоите во единем дусе, и единодушне сподвизающеся по вере благовествования (волею), и не колеблющеся ни о единем же от сопротивных: еже тем убо есть явление погибели, вам же спасения.
 

Флп.1:27 с толкованием
Посему умоляю вас возлюбить жизнь, сообразную Евангелию, чтобы мне, приду ли к вам или буду жить где в другом месте, увеселяться восписуемыми вам похвалами; доставляют же мне это веселие ваше согласие, единомыслие в Божественном, общий вам подвиг в деле истины и то, что нимало не приводят вас в смятение противники; потому что сие им готовит погибель, а вам спасение. Впрочем, надобно знать, что Апостол написал это не просто, но узнав, что высота добродетели произвела в некоторых высокое о себе мнение. Посему и присовокупил совет о единомыслии и согласии. Сверх того, надлежит принять во внимание, что обещал им свое прибытие не неопределенно, но к обещанию присоединил некое ограничение, ибо сказал так: да аще пришед и видев вас, аще и не сый у вас, услышу яже о вас.
 


И сие от Бога: яко вам даровася, еже о Христе, не токмо еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, тойже подвиг имуще, яков же во мне видесте и ныне слышите о мне.
 

Флп.1:29 с толкованием
Дарами Божиими назвал Апостол — и веровать, и славно подвизаться, не отвергая сим свободы произволения, но научая, что произволение, лишенное благодати, само по себе не может преуспевать в добром. Ибо потребно то и другое — и наше усердие, и Божия помощь; и не имею щим усердия недостаточно благодати Духа; а также и усердие, лишенное благодати, не может собрать богатства добродетели.