Библия Синодальный перевод Послание к Галатам Глава  5

Послание к Галатам святого апостола Павла
 


Глава 
5

Гал.5  с толкованием

1
Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

Гал.5:1  с толкованием

2
Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.

Гал.5:2  с толкованием

3
Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.

Гал.5:3  с толкованием

4
Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати,

Гал.5:4  с толкованием

5
а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.

Гал.5:5  с толкованием

6
Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.

Гал.5:6  с толкованием

7
Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?

Гал.5:7  с толкованием

8
Такое убеждение не от Призывающего вас.

Гал.5:8  с толкованием

9
Малая закваска заквашивает все тесто.

Гал.5:9  с толкованием

10
Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе; а смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение.

Гал.5:10  с толкованием

11
За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание? Тогда соблазн креста прекратился бы.

Гал.5:11  с толкованием

12
О, если бы удалены были возмущающие вас!

Гал.5:12  с толкованием

13
К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.

Гал.5:13  с толкованием

14
Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

Гал.5:14  с толкованием

15
Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

Гал.5:15  с толкованием

16
Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,

Гал.5:16  с толкованием

17
ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

Гал.5:17  с толкованием

18
Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

Гал.5:18  с толкованием

19
Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,

Гал.5:19  с толкованием

20
идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси,

Гал.5:20  с толкованием

21
ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

Гал.5:21  с толкованием

22
Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,

Гал.5:22  с толкованием

23
кротость, воздержание. На таковых нет закона.

Гал.5:23  с толкованием

24
Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

Гал.5:24  с толкованием

25
Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

Гал.5:25  с толкованием

26
Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Гал.5:26  с толкованием

Толкования на главу Гал.5
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание к галатам Святого Апостола Павла

Гал.5

Глава 
5

Гал.5  с толкованием

Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос.
 

Гал.5:1 с толкованием
Не вы ведь, говорит он, освободили себя, но Тот, Который дал за вас выкуп. Как же после этого вы подвергаете себя господству закона против намерения освободившего вас Христа? Говоря стойте, он дал знать, что они колебались.
 


И не подвергайтесь опять игу рабства.
 

Гал.5:1 с толкованием
Словом иго он указывает на тяжесть рабства в законе. А выражением опять изобличает их бесчувственность, так как они, несмотря на то, что по опыту знали тяжесть рабства, опять добровольно переходят в него.
 


Вот, я, Павел, говорю вам: если вы обрезываетесь, не будет вам никакой пользы от Христа.
 

Гал.5:2 с толкованием
Вместо всякого доказательства апостол ссылается на свой авторитет. Не приносит уже пользы Христос обрезывающемуся потому, что таковой отвергает Его благодать и обращается к закону, как благодетелю, Христу же вовсе не верит, как будто Он не оказал ему благодеяния. А не веря, он и не может получить пользы от Того, в Которого не верит.
 


Еще свидетельствую всякому человеку обрезывающемуся, что он должен исполнить весь закон.
 

Гал.5:3 с толкованием
Чтобы не подумали, что по вражде говорится это, он прибавляет: не вам только высказываю это, но и всякому обрезывающемуся, что великую тяжесть вы налагаете на себя. Постановления закона тесно связаны между собой, и если ты признаешь малую частичку закона и подчиняешь себя этому игу, то подчиняешь себя господству всего закона. Ибо обрезание требует жертвы и приурочено к известному дню, а жертва требует места, способа ее приношения и очищений. Нечистый ведь не может приносить жертвы. Очищения опять требуют исполнения других законных предписаний. Видишь, как отвергший Христа не только не получает пользы от Него, но и подвергает себя бесчисленным тягостям? Если закон — господин, так исполняй все, а если нет, то не принимай и частички из него.
 


Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати.
 

Гал.5:4 с толкованием
То есть вы не имеете никакого общения со Христом: вы, которые думаете получить оправдание в законе, лишились благодати, поистине оправдывающей. Великое несчастье, когда ты не получишь того, что обещает закон, и лишишься того, что дает благодать.
 


А мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры.
 

Гал.5:5 с толкованием
Мы, говорит он, верующие, не в законе, но в Духе Святом надеемся получить оправдание. Каким образом? Верой. Итак, должно подчиниться водительству веры, потом наитием Святого Духа получить прощение грехов и удостоиться оправдания в крещении.
 


Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.
 

Гал.5:6 с толкованием
Прежде он сказал, что обрезание пагубно, как же он теперь считает его безразличным? По нашему мнению, он говорит здесь об обрезании, которое предшествовало вере; он как бы так сказал: для вступивших в Новый Завет нет пользы, если они обрезаны, и нет вреда, если они не обрезаны. Ибо все заключается в вере, действующей любовью, то есть в вере, которая должна всегда являться деятельной и живой в любви ко Христу. Этим также указывает, что они хотя и уверовали, но не окрепли в любви ко Христу и вследствие этого снова уклонились к закону, или же наставляет их в любви к ближнему. А вместе с тем показывает, что и обольстители их, если бы имели любовь к ним, не дерзнули бы делать этого. Итак, научись, что вера становится деятельной посредством любви, то есть является живой, а не имеющая любви бездейственна, — подобно сказанному: вера без дел мертва (Иак.11:17).
 


Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине?
 

Гал.5:7 с толкованием
Это не вопрос, а сетование. Он говорит: вы достигли совершенства, но что случилось? Кто это возымел такую силу, что воспрепятствовал вам покоряться не евангельской истине, но отмененному закону?
 


Такое убеждение не от Призывающего вас.
 

Гал.5:8 с толкованием
То есть это внимание к обольстителям не от Христа; ведь не на то призвал Он вас, чтобы вы внимали тем, которые склоняют в иудейство.
 


Малая закваска заквашивает все тесто.
 

Гал.5:9 с толкованием
Чтобы не сказали: зачем так сильно упрекаешь нас (ведь только одну заповедь мы нарушили) и преувеличиваешь нашу вину? — он говорит, что это, казалось бы, ничтожное обстоятельство наносит существенный вред. Ибо, как закваска, хотя бы и малая, сама собой заквашивает и изменяет все тесто, так и обрезание, хотя составляет одну только заповедь, вовлекает вас в иудейство во всей его полноте.
 


Я уверен о вас в Господе, что вы не будете мыслить иначе.
 

Гал.5:10 с толкованием
Полагаюсь, говорит он, на вас, потому что я знаю своих учеников, знаю способность вашу к исправлению. Итак, я надеюсь, что вы можете исправиться. Надеюсь также и на Господа, Который не желает гибели какого бы то ни было человека. Таким образом, он побуждает их употребить и собственные усилия, и надеяться на Господа. Ибо иначе невозможно получить что-нибудь от Бога, — если вы не приложите, говорит он, собственного усердия.
 


А смущающий вас, кто бы он ни был, понесет на себе осуждение (κρίμα).
 

Гал.5:10 с толкованием
Хотя вы, говорит он, исправитесь, но обольстившие вас вследствие этого не освободятся от наказания, но подвергнутся суду, как бы великими и достойными веры они ни казались. Ибо это значат слова: кто бы он ни был. А говорит это с тем, чтобы и другие не поверили им.
 


За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание?
 

Гал.5:11 с толкованием
Так как клеветники говорили, что он лицемер и проповедует в одном месте обрезание, а в другом нет, то он говорит: вы свидетели того, что меня преследуют иудеи. Если я проповедую обрезание, за что же другие меня преследуют? Очевидно, преследуют меня за нарушение отеческих их постановлений. А если я проповедую обрезание и охраняю отеческие постановления, зачем после этого меня преследуют? Что же, говорят, из этого? Не обрезал ли ты Тимофея? Да, но это с особой целью. Да притом одно дело — обрезывать, и другое — проповедовать обрезание. Ведь он не сказал: если совершил обрезание, но: если проповедую. Ибо тот, который проповедует, учит, что это всегда должно быть, как безусловно прекрасное, а тот, который делает что-нибудь по особым целям, исполняет это не потому, что оно безусловно хорошо, но потому, что полезно в данном случае.
 


Тогда соблазн креста прекратился бы.
 

Гал.5:11 с толкованием
Если бы я проповедовал обрезание, то не было бы соблазна, который производит в иудеях крест. И не по чему-нибудь иному они соблазняются проповедью о кресте и не принимают ее, как только потому, что ею уничтожается обрезание и закон. Равно как, если бы я проповедовал обрезание, прекратилась бы и исчезла вражда иудеев ко кресту и соблазн, который возбуждает он в них.
 


О, если бы удалены были возмущающие вас!
 

Гал.5:12 с толкованием
Подвергшихся обольщению он назвал вначале неразумными и порицал не более, чем детей, самих же обольстителей, как больных неизлечимо, он проклинает и говорит: о, если б они не только обрезывались, но и совсем изрезали все тело свое! И смотри, он назвал их возмущающие (по-славянски развращающие, по-гречески принуждающие оставить свое отечество и свободу), отводящие их в плен. Потому что они и действительно лишали их свободы и, уводя от горнего Иерусалима, как переселенцев пристраивали к закону и к мелочности иудейства. Заметь также относительно тех, которые оскопляют себя, что они навлекают на себя проклятие апостола.
 


К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти.
 

Гал.5:13 с толкованием
Не с тем, говорит, мы призваны Христом, чтобы стать рабами закона, но чтобы освободиться от ига подзаконного рабства. Потом, дабы кто-нибудь не подумал, что так как мы свободны, то нам можно делать все, что ни захотим, он исправляет это и говорит: да не будет нам свобода поводом к угождению плоти, то есть плотским пожеланиям. Ведь не для того мы освобождены от ига закона, чтобы совершать преступления, но чтобы и без ярма идти в порядке, как свойственно получившим хорошее воспитание. И не для того получили мы свободу, чтобы нарушать закон, но чтобы превзойти даже закон.
 


Но любовью служите друг другу.
 

Гал.5:13 с толкованием
Устранив иго закона, он налагает другое иго, иго любви, и более легкое, и вместе более крепкое, чем то. Намекает также, что обольстители эти явились к ним из желания власти, ибо властолюбие мать ересей. Посему, так как любоначалие произвело разделение в вас, то любовью служите друг другу, а словом служите обозначает любовь напряженную и сильную. Обращаясь затем к нравственным наставлениям, показывает способ, которым можно устранить порабощение плотским пожеланиям.
 


Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
 

Гал.5:14 с толкованием
Если вполне, говорит он, вы желаете исполнять закон, так исполняйте не обрезанием, но любовью, потому что в этом заключается полнота закона. Смотри, излагая нравственные наставления, он не забывает и догматического учения. Так сильно он скорбел об их заблуждении.
 


Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
 

Гал.5:15 с толкованием
То, что знает за верное, высказывает под сомнением, и следующее за тем выражение: берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом — опасение и предостережение, а не осуждение. Не сказал просто: угрызаете (что свойственно гневу), но прибавил: съедаете, что служит проявлением крайнего зверства. Этим указывает и на испорченное учение, подразумевает также козни друг против друга, хищничество и любостяжание. И так как они, причиняя зло и строя козни, думали только вредить другим, то он говорит: смотрите, чтобы против вас самих не обратилось это дело.
 


Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти.
 

Гал.5:16 с толкованием
Сказав, что угрызать и снедать пагубно, он указывает и врачевание против этого, которое и любовь сохраняет, и само сохраняется ею, а именно, чтобы они были духовными. Ибо если мы будем духовными, то будем сильнее любить, а если будем любить, будем духовными и затем не будем совершать плотской похоти.
 


Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
 

Гал.5:17 с толкованием
На основании этих слов манихеи и все подобного рода еретики говорят, что человек состоит из двух противоположных сущностей и что апостол подтверждает это настоящими словами. Но нет: он рассуждает не о сущности, но плотью называет земные помыслы, беспечные и беззаботные, а не тело, и духом называет духовные помыслы, а не душу. Земные помыслы, говорит он, противятся духовным, а духовные — земным. Итак, он признает борьбу злых и добрых помыслов, но не тела и души. Ибо желать и не желать есть дело рассуждающей души. Прибавляет же: не то делаете, что хотели бы, потому что и тело содействует душе, а не противится, и душа держится тела и все терпит, чтобы не оставить его, и оторванная от него, скорбит. Какие же они после этого противники, когда имеют такую связь друг с другом?
 


Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
 

Гал.5:18 с толкованием
Имеющий духа погашает дурные пожелания, а свободный от них не нуждается в совете закона и не подчиняется ему. Ибо не гневающийся какую имеет нужду в том, который заповедует не убивать? И не имеющий вожделений какую имеет нужду в том, который советует не прелюбодействовать? То же, что и в другом месте сказал: закон положен не для праведника (1Тим.1:9). Кажется также, что говорит и в похвалу закона, так как он заменял собой Духа, исполняя по своей силе обязанность руководителя до определенного времени. Как после этого вы снова подчиняетесь воспитателю, оставив Духа, делающего вас совершенными — подобно тому, как если бы кто, будучи философом, нуждался в руководителе?
 


Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд.
 

Гал.5:19 с толкованием
Это, говорит он, дела растленной плотской воли, в числе которых признается прелюбодеяние и блуд. И ясно, насколько прелюбодеяние отличается от блуда.
 


Нечистота, непотребство.
 

Гал.5:19 с толкованием
Этим намекает на бесстыдные обычаи, которые даже и назвать не осмелился.
 


Идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны,) ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
 

Гал.5:20 с толкованием
Пусть скажут нам те, которые клевещут на плоть. Пусть бесстыдство и прелюбодеяние — грехи тела, но вражда, ереси и тому подобное, как они зависят от плоти? Поэтому ясно, что все это дело развращенной воли. Если бы они были делами плоти, как природные наши свойства, каким образом они лишали бы нас Царствия Божия? Ибо не природе, а воле свойственны и наказания, и награды. Сверх того, если бы страсти были свойствами природы, он не сказал бы: поступающие так, но претерпевающие, потому что действие предполагает волю. Под враждой разумеет вражду несправедливую. Ибо есть неприязнь и справедливая, которая происходит во имя веры и направляется против всех, уклоняющихся от прямого пути. Ревностью называет другое ее проявление (ζηλοτυπία). Потому что ревность бывает и хорошей, когда кто подражает делающему добро (ревнует о добре). Но прекрасно сопоставил ереси с распрями и разногласиями, потому что всякая ересь происходит от зависти, и бесчинства — от пьянства. Бесчинства ведь — это наглые песни пьяных. Поэтому он сначала указал на причины, производящие это, затем на то, что от них происходит.
 


Плод же духа: любовь, радость, мир.
 

Гал.5:22 с толкованием
Дела дурные происходят только от нас. Поэтому он и назвал их делами плоти, которые вместе с тем совершаются с усилием и напряжением. Добрые же дела требуют не только нашей заботливости, но и содействия свыше. Поэтому назвал их плодом Духа, так как от нас дается семя, то есть произволение, но чтобы стать ему плодом — это зависит от Бога. Корень же всех благ он полагает, во-первых, в любви, а потом в радости. Ибо любящий всегда радуется, даже и когда переносит зло, потому что на причиняющего зло он смотрит, как на благодетеля. Но радуется о Боге, так как все для Него делает и переносит, и вследствие этого веселится с благой совестью. А от любви и радости он пользуется и миром душевным, потому что не волнуется помыслами и со всеми посторонними. А если, казалось бы, он и оказывает вражду к кому-нибудь, то враждует не против самих людей, а против их пороков; он любит их как братьев, и эту вражду он проявляет к их пользе, чтобы они исправились.
 


Долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
 

Гал.5:22 с толкованием
Долготерпение по Писанию тем, по-видимому, отличается от кротости, что долготерпеливый после долгого размышления, не поспешно, но медлительно, полагает соответственное наказание на грешника; а кроткий совсем прощает. Как например, Моисей, простивший Мариам и Аарона, был назван кротким пред всеми живущими на земле. Благость же нечто более общее сравнительно с милосердием (άγαθοδύνη). Благ Господь ко всем вообще, но милосердие благодетельствует только достойным, по выражению: ублажи, Господи, благия (Пс.24:4). И о вере говорит не о простой, но о той, которая двигает горами, которая несомненно верит, что невозможное у людей возможно для Бога. Но выше всего воздержание не от яств только, но и от всего дурного.
 


На таковых нет закона.
 

Гал.5:22 с толкованием
Ибо душа, совершающая таковые дела Духом, не имеет нужды в наставлении закона, будучи сама выше его, подобно тому как от природы быстрые кони не нуждаются в биче. И в данном случае он устраняет закон не потому, что он плох, но потому, что он ниже подаваемой Духом мудрости.
 


Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
 

Гал.5:24 с толкованием
Как бы на тайный вопрос: кто это так добродетелен, как ты говоришь? — он отвечает: те, которые Христовы, то есть те, которые составляют удел Христов, распяли плоть, то есть умертвили телесные помыслы. Ибо они не самих себя умерщвляли: под плотью ты разумей не существо плоти, а земные помыслы, так, чтобы не жили в них ни страсти гнева, ни похотения, но те и другие были распяты и умерщвлены. Или страстями он называет вообще страстные действия, происходят ли они от гнева, или от похоти. Итак, он говорит не только об умерщвлении таких действий, но и самих причин их, то есть пожеланий.
 


Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
 

Гал.5:25 с толкованием
Если, говорит он, такова сила Духа, то ею и станем жить, и ею довольствоваться. Ибо выражение: по духу и поступать должны употреблено вместо: будем довольствоваться силой Духа и не станем искать помощи у закона.
 


Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
 

Гал.5:26 с толкованием
Этим показывает, что обольстители их из тщеславия взялись за это (ибо в этом причина всех зол), вызывая друг друга на спор и распрю; подобно тому, как если бы кто-нибудь говорил своему противнику: если ты силен, давай померяемся силами. А так как от тщеславия происходит зависть, то он и запрещает ее.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к галатам

Гал.5

Глава 
5

Гал.5  с толкованием

1-6
Твердо да стоим во Христе, и опять игу рабства закона да не подвергаемся. Вот я Павел, который более вас знаю это, говорю вам, что если будете обрезываться, как говорят вам, то в этом и ради этого Христос вам ничем не будет полезен. Притом, ведь всякий, кто допускает обрезание, должен потом исполнять он и весь закон; то есть хранить субботы его, совершать праздники его, вкушать опресноки его и агнца и горькие травы. А если это вы будете делать, то вы остались без Христа, кои этим законом хотите оправдаться. Если хотите получить оправдание своими делами по закону, то от благодати, которая совершена у вас, как и у всех язычников, вы отпали. Но (ибо) мы духом веры, которую приняли, надежду оправдания, которое дается этою верою, ожидаем: ибо во Христе Иисусе ни обрезание не имеет никакой силы, ни необрезание, но вера, чрез любовь превозмогающая, чрез веру, очевидно, нашу в Господа нашего и нашу взаимную любовь друг к другу.

Гал.5:1  с толкованием

7-12
Хорошо шли вы в том, что указал я, - кто вас остановил и прельстил отпасть от истины, которую я предал вам? Ибо то, во что уверовали вы (прежде, происходит) от Того, Кто вас призвал, а убеждение это, противоположное прежнему - от того, кто вас прельстил и остановил теперь, - или: убеждение ваше от Бога есть, от Коего и призвание всех язычников. Подобно закваске (дрожжам) всякое учение: в кого оно влагается, ум того, как тесто, заквашивает собою. Но я надеюсь на (о) вас в Господе, что ничего другаго кроме того, что я предал вам, не помыслите. А смущающий истину, которую я посеял в вас, он один понесет осуждение, которое придет на того, кто соблазняет ближнего (ср. Мф.18:6 сл.). Я же, если бы обрезание проповедывал (продолжал проповедывать), конечно, не подвергался бы гонению от самих Иудеев. Следовательно упразднен соблазн Креста, то есть уничижение Креста, которое мы проповедуем, - чрез обрезание, которое они проповедуют. О если бы и совсем удалены были за нашу ревность те, кои возмущают вас!

Гал.5:7  с толкованием

13-15
Вы же, братья, к свободе призваны были, поэтому не обращайтесь к закону. И свобода ваша да не будет в пробуждение (пожеланиям) плоти, но любовию рабствуйте друг другу, а не чуждым учением. Ведь закон, к коему вы прибегаете для исполнения многих постановлений его, в немногих делах исполняется, именно: возлюбишь ближняго твоего как себя самого (Лев.19:18 ср. Мф.22:39, Мк.12:31. Рим.13:8 сл.). Если же друг друга ненавидите и угрызаете, то не только закон не исполняете, но и друг от друга истребляетесь.

Гал.5:13  с толкованием

16-26
Но говорю: духом, делами именно духа, ходите, и похоти плоти вашей не совершайте: ибо плоть вожделевает того, что не есть воля (желание) духа, - а дух желает того, что служит к обузданию плоти. Поелику же две эти стороны человеческого существа друг другу противоположны (противятся), то не только не творите (всего) того, что ни пожелаете, но делайте то, чего желает дух, живущий в вас. Если же духом водитесь, то вы (есте) не под законом. Известны дела плоти, когда господствует закон ее, каковы суть: блудодеяния, нечистоты и прочие, - о коих я говорил, пока находился у вас, - и теперь в отсутствии пишу вам, что таковыя (дела) совершающие царства Божия не наследуют. Плод же духа есть любовь и мир и прочее. На таковыя (дела) нет закона, так как не написано в законе - совершать их, но по нашей свободной воле мы охотно решаемся делать это. Кои же суть Христовы, те плоть свою распяли со всеми похотями плоти, мною указанными. Станем жить по духу и последуем ему чрез добрые дела наши. Да не будем тщеславны, друг друга вызывая к соблюдению закона ветхозаветного.

Гал.5:16  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к галатам

Гал.5

Глава 
5

Гал.5  с толкованием

Свободою, еюже Христос нас свободи, стойте, не паки под игом работы держитеся.
 

Гал.5:1 с толкованием
Свободою называет Апостол житие вне закона, а игом работы — жизнь подзаконную. Ибо так и божественный Петр сказал в Деяниях: что искушаете Бога, хотяще возложити иго на выи учеником егоже ни отцы, ни мы возмогохом понести (Деян.15:10).
 


Се, аз Павел глаголю вам, яко аще обрезаетеся Христос вас ничтоже пользует.
 

Гал.5:2 с толкованием
Прямо и ясно сказываю вам, выставляя напереди имя свое, что никакой пользы не получите от веры во Христа, приняв обрезание.
 


Свидетельствую же паки всякому человеку обрезающемуся, яко должен есть весь закон творити.
 

Гал.5:3 с толкованием
И весьма справедливо, потому что закон подвергает проклятию неисполняющих всего им предписанного. Сверх того, произвольно оставивший свободу и решившийся быть в рабстве подчиняется всем приказаниям господина.
 


Упразднистеся от Христа.
 

Гал.5:3 с толкованием
Почему говоришь это?
 


Иже законом оправдаетеся, от благодати отпадосте.
 

Гал.5:4 с толкованием
Давший закон обетовал дать и благодать. Посему, когда благодать дана, сим показано, что закон бездействен и излишен. А потому избирающие жизнь подзаконную лишают себя даров благодати.
 


Мы бо духом от веры упования правды ждем.
 

Гал.5:5 с толкованием
Прияв залог Духа и веруя в обетования, ожидаем мы уповаемой жизни, которая, украшаясь бессмертием, свободна от приражений греха.
 


О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но вера любовию поспешествуема.
 

Гал.5:6 с толкованием
Любитель ты закона? Храни необходимое в законе, приобрети любовь к ближнему; ею исполняется весь закон. Различие же между обрезанием и необрезанием уничтожила вера. Ибо и в воинах ищут военачальники не белизны или черноты, но воинской опытности.
 


Течасте добре: кто вам возбрани не покарятися истине!
 

Гал.5:7 с толкованием
Хвалит их течение и оплакивает, что прекратили свое течение.
 


Препрение не от призвавшаго вы.
 

Гал.5:8 с толкованием
Богу свойственно призывать, а слышащим призвание — повиноваться.
 


Мал квас все смешение квасит.
 

Гал.5:9 с толкованием
Плачу о вас; боюсь же, что болезнь сообщится и другим.
 


Аз надеюся о вас в Господе, яко ничтоже ино разумети будете.
 

Гал.5:10 с толкованием
Не сказал: разумеете; но: разумети будете. Ибо за то, что уже сделано, укоряет, желает же увидеть перемену на лучшее.Смущаяй же вас понесет грех, кто бы ни был. Опять выразился неопределенно: кто бы ни был, чтобы, если и высокие имеют о себе мнения, дознали, что должны быть наказаны Богом. А поелику лукавые сии защитники закона говорили, что сам Апостол хранит закон и не везде проповедует одно и то же, то по необходимости оправдывается и в этом.
 


Аз же, братие, аще обрезание еще проповедую, почто еще гонимь есмь? Убо упразднися соблазн Креста.
 

Гал.5:11 с толкованием
За что же ненавидят меня иудеи и ясно враждуют против меня, если проповедую обрезание и предписываю хранить закон? Ибо, если делаю это, излишня проповедь Креста, да и соблазн иудеев уничтожается. Сие говорит и коринфянам: мы же проповедуем Христа распята, Иудеем убо соблазн, Еллином же безумие (1Кор.1:23).
 


О, дабы отсечени были развращающий вас.
 

Гал.5:12 с толкованием
О если бы совершенно отделились от вас соблазняющие обрезанием!
 


Вы бо на свободу звани бысте, братие.
 

Гал.5:13 с толкованием
Освобождены вы от рабства закона.
 


Точию да не свобода ваша в вину плоти.
 

Гал.5:13 с толкованием
Апостол переходит уже к нравственным советам и повелевает позаботиться и о деятельной добродетели. Не для того, говорит освобождены мы от рабства закона, чтобы грешить небоязненно. И из сего явствует, что он, отметая излишнее в законе, повелевает хранить необходимое, и, во-первых, любовь. Ибо это и говорит:
 


Но любовию работайте друг другу.
 

Гал.5:13 с толкованием
Ибо, кто искренно любит, тот не отказывается служить любимому.
 


Ибо весь закон во единем словеси исполняется, во еже: возлюбиши ближняго твоего якоже себе.
 

Гал.5:14 с толкованием
Исполняя эту одну заповедь, можете исполнить весь закон.
 


Аще же друг друга угрызаете и снедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете.
 

Гал.5:15 с толкованием
Сим Апостол дает разуметь, что одни, обольстившись, обрезались, а другие пребыли твердыми в вере. Однако же препирались между собою и восхвалявшие житие подзаконное, и удивлявшиеся дарам благодати. Посему-то и предложил им прежде всего совет пребывать в любви.
 


Глаголю же: духом ходите, и похоти плотския не совершайте.
 

Гал.5:16 с толкованием
Если хотите преобладать над плотскими страстями, то следуйте духовным заповедям.
 


Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся.
 

Гал.5:17 с толкованием
Плотию называет Апостол наклонность воли к худшему, духом же — обитающую благодать, потому что она руководствует душу к лучшему. Как же возможно препобедить плотские страсти?
 


Да не яже хощете, сия творите.
 

Гал.5:17 с толкованием
Не следуйте неумест ным помыслам, то есть преодолевайте их, имея содейственницею благодать Духа.
 


Аще ли духом водими есте, несте под законом.
 

Гал.5:18 с толкованием
Закон не доставлял сего. Если некоторые, и живя под законом, прияли духовную благодать, то очень немногие сподобились пророчества. А здесь все сподобляются спасительного крещения.
 


Явлена же суть дела плотская.
 

Гал.5:18 с толкованием
Опять плотию называет плотское мудрование.
 


Яже суть прелюбодеяние, блуд, нечистота, студодеяние, идолослужение, чародеяния, вражды, рвения, завиды, ярости, разжжения, распри, ереси, зависти, убийства, пиянства, безчинни кличи и подобная сим.
 

Гал.5:19 с толкованием
Явно же, что идолослужение, чародеяние и подобное сему свойственны не плоти, но душе. Посему обвиняет не плоть, но беспечность в образе мыслей.
 


Яже предглаголю вам, якоже и предрекох, яко таковая творящии Царствия Божия не наследят.
 

Гал.5:19 с толкованием
Сие божественный Апостол изрек и в Послании к Коринфянам (1Кор.6:9-10).
 


Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.
 

Гал.5:22 с толкованием
Если бы вышеисчисленные дела были делами одного тела, то должно было бы показать и дела души. Но Апостол не указал их. Посему явно, что плотию назвал он плотское мудрование, то есть наклонность души к худшему, а духом называет данную благодать. Посему-то плодом духовным нарек и любовь, и радость, и прочее. Ибо присодействии Духа преуспевает душа в каждом из сих дел.
 


На таковых несть закона.
 

Гал.5:23 с толкованием
Ибо излишен закон для преуспевающих в добродетели, потому что праведнику закон не лежит (1Тим.1:9).
 


А иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми,
 

Гал.5:24 с толкованием
то есть спогребшись Христу, соделали тело мертвым для греха.
 


Аще живем духом, духом и да ходим,
 

Гал.5:25 с толкованием
живя не по закону, но следуя благодати.
 


Не бываим тщеславны, друг друга раздражающе, друг другу завидяще.
 

Гал.5:26 с толкованием
Тщеславие и зависть породили это разделение. Ибо, может быть, твердые в вере, непрестанно осуждая поколебавшихся, возбуждали ссоры. Их-то и увещевает Апостол подать руку тем, которые преклонялись к закону.