Библия Синодальный перевод Послание к Галатам Глава  6

Послание к Галатам святого апостола Павла
 


Глава 
6

Гал.6  с толкованием

1
Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

Гал.6:1  с толкованием

2
Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Гал.6:2  с толкованием

3
Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.

Гал.6:3  с толкованием

4
Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,

Гал.6:4  с толкованием

5
ибо каждый понесет свое бремя.

Гал.6:5  с толкованием

6
Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.

Гал.6:6  с толкованием

7
Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:

Гал.6:7  с толкованием

8
сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

Гал.6:8  с толкованием

9
Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.

Гал.6:9  с толкованием

10
Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.

Гал.6:10  с толкованием

11
Видите, как много написал я вам своею рукою.

Гал.6:11  с толкованием

12
Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,

Гал.6:12  с толкованием

13
ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.

Гал.6:13  с толкованием

14
А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.

Гал.6:14  с толкованием

15
Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.

Гал.6:15  с толкованием

16
Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.

Гал.6:16  с толкованием

17
Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.

Гал.6:17  с толкованием

18
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.

Гал.6:18  с толкованием

Толкования на главу Гал.6
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание к галатам Святого Апостола Павла

Гал.6

Глава 
6

Гал.6  с толкованием

Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости.
 

Гал.6:1 с толкованием
Так как многие между ними, думая сдержать согрешающих, действовали при этом под влиянием собственных страстей, будучи движимы к тому любоначалием, то он говорит: если и впадет, то есть увлечен будет силой демонской, вы, духовные, исправляйте, то есть не наказывайте, а наставляйте в духе кротости. Не сказал — кротостью, но: в Духе кротости, показывая, что это Духу угодно, и снисходительное исправление грешников есть дар духовной благодати.
 


Наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
 

Гал.6:1 с толкованием
Дабы не возгордился исправляющий другого, он предостерегает его: смотри, говорит он, и береги себя, чтобы и тебе не впасть в то же самое, подвергшись искушению от противника. И выразительно сказал: наблюдая за собою, напоминая тем о человеческой слабости.
 


Носите бремена друг друга.
 

Гал.6:2 с толкованием
Так как, будучи человеком, невозможно быть безгрешным, то он убеждает не относиться строго к грехам ближнего, но переносить их, чтобы потом и его грехи мог переносить другой.
 


И таким образом исполните (αναπληρώσατε) закон Христов.
 

Гал.6:2 с толкованием
Не сказал: πληρώσατε, но: αναπληρώσατε, то есть сообща все исполняйте, взаимно помогая друг другу, например, проворный пусть помогает медлительному, а медлительный пусть сдерживает его горячие стремления, и таким образом и первый не согрешит при содействии последнего, и последний — при содействии первого. Таким-то образом, подавая друг другу руки, вы при взаимной помощи исполняйте закон Христов, каждый своим содействием ближнему, восполняя то, чего недостает ему. Да и долг любви требует носить бремена друг друга, потому что в любви заключается исполнение заповедей Христовых.
 


Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
 

Гал.6:3 с толкованием
Опять ниспровергает здесь гордость, показывая, что считающий себя чем-то ничтожен и этим самым мнением доказывает свое ничтожество, и обманывает не кого-нибудь другого, а себя.
 


Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом.
 

Гал.6:4 с толкованием
Пусть исследует, говорит он, тщательно свои действия (это ведь значит слово — да испытывает), не сделал ли он что-нибудь по тщеславию, или по лицемерию, или по другой какой-нибудь человеческой причине, и тогда пусть не хвалится пред другим. А если он не удержится, пусть хвалится перед собой, то есть подвергая суду себя самого, пусть нынешнее дело считает лучше вчерашнего и величается добрым делом. Но апостол говорит это по снисходительности, а не в смысле узаконения, чтобы мало-помалу уничтожить тщеславие такого рода. Ибо привыкши не тщеславиться, как фарисей, пред ближними он скоро перестанет хвалиться и пред самим собой.
 


Ибо каждый понесет свое бремя.
 

Гал.6:5 с толкованием
Зачем хвалишься пред ближним? И ты, и он понесете каждый свое бремя и тогда будет оценено дело каждого. Посему, когда ты имеешь бремя и труды, не хвались добрым делом ни пред другими, ни пред самим собой.
 


Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим.
 

Гал.6:6 с толкованием
Наконец, говорит об учащих, дабы наставляемые ими помогали наставникам не в одном чем-нибудь, но во всех благах, уделяя им пищу, одежду, оказывая почтение, расположение и все вообще хорошее. Ибо получаешь больше того, что даешь: вместо вещественных благ получаешь духовные. Посему и называет это дело общением, потому что происходит обмен. Но почему Христос определил, чтобы учителя получали пропитание от учеников? По двум следующим причинам: чтобы, с одной стороны, учителя не превозносились сильно, но, нуждаясь в учениках, были скромны, и чтобы посвящали время только слову, не заботясь о пище, а с другой стороны, чтобы и ученики в доброте к своим учителям учились быть такими же и по отношению к другим, и в то же время не стыдились и сами, находясь в бедности и нужде, так как и учителя их таковы.
 


Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет: сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.
 

Гал.6:7 с толкованием
Так как часто некоторые обвиняли учителей в дурной жизни, презирали их и не питали их в бедности, то он, хотя это и после говорит: делая добро, да не унываем, но и теперь показывает, что и к таким учителям должно быть щедрыми, так как эта трата происходит на дело духовное. Итак, сравнивая издержки на дела плотские с тратой на духовное, он говорит; если ты будешь тратиться на плоть, приготовляя обеды и разные приправы, сея пьянство, роскошь и обжорство, то пожнешь тление. Ибо и само это гибнет, и тело с собой губит. А если будешь сеять духовно, то есть духовные дела, обнаруживая ко всем сострадание и храня воздержание, то пожнешь жизнь вечную. Ибо Бог осмеян и обманут не бывает, но воздаст тогда каждому свое. Итак, лучше тратить на дела духовные, к которым относятся и издержки на учителей, чем на плотские наслаждения, которые тленны и растлевают тело. Потому что от наслаждений и излишеств происходят болезни.
 


Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
 

Гал.6:9 с толкованием
Теперь яснее высказывает, что если бы и дурны были те, которые просят у нас, мы не должны ослабевать в своих благодеяниях к ним. Но указанием на то, что не должны ослабевать, советует щедрость и непрестанное даяние. Потом, много потребовав, он тотчас и награду указывает, именно: пожнем. Каким образом? Не ослабевая, то есть не имея никакого утруждения, но совершенное спокойствие. Ибо здесь соединяются с жатвой изнурение и труды, а там не так.
 


Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере.
 

Гал.6:10 с толкованием
Как не всегда удобно сеять, так точно и оказывать дела милосердия, что показывают и девы, и Лазарь. Поэтому, пока имеем время в этой жизни, не только учителям, но и эллинам и иудеям будем оказывать добро, то есть благодеяние и милосердие. Конечно, не в одинаковой мере нужно оказывать пособие сим последним и единоверцам, но большую щедрость нужно оказывать верующим. Ибо на это указывает словом наипаче. Но заметь, и в этом случае насколько он удаляет их от иудейской узости: ибо закон открывал сердце в отношении к единоплеменникам, благодать же призывает землю и море к трапезе милосердия, хотя и не в одинаковой мере, как сказано.
 


Видите, как много написал я вам своею рукою.
 

Гал.6:11 с толкованием
Немного поговорив в нравственном духе, он снова возвращается к прежнему, что тревожило его сердце, и показывает, что сам, собственноручно, написал все это послание, не для того, чтобы только показать к ним любовь, но чтобы и уничтожить злое подозрение. Так как клеветали, что он проповедует одним одно, другим — другое, поэтому он вынужден был дать письменное свидетельство своей проповеди. А прочие послания писали другие, сам же он подписывал только приветствие. Выражение же как много (πηλίκοις) указывает не на обширность, а на некрасивость письма, как бы говоря: хотя я и не умею прекрасно писать, однако принужден был собственноручно написать это послание.
 


Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться.
 

Гал.6:12 с толкованием
Желающие, говорит, хвалиться по плоти, то есть у людей, именно у иудеев (ибо они порицали их как отступников от отеческих обычаев), принуждают вас обрезываться, оправдываясь пред иудеями чрез вашу плоть. А словом принуждают показал, что они неохотно переносят его, и вместе с тем дает им побуждение к возвращению, как невольно заблуждающимся.
 


Только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов.
 

Гал.6:12 с толкованием
И по другой, говорит, причине они делают это. Ибо, чтобы не подвергнуться им преследованию и гонению из-за креста и веры, — потому что они преступают ее и обрезываются, — они желают и другим быть участниками в обрезании.
 


Ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
 

Гал.6:13 с толкованием
Не по человекоугодию только, говорит, но и по честолюбию делают это. Ибо не по ревности к закону и не ради благочестия, говорит он, совершают они это, но из-за честолюбия: дабы похвалиться в вашей плоти, то есть чтобы похвалиться обрезанием вашей плоти, так как они якобы ваши учителя и имеют вас учениками.
 


А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа.
 

Гал.6:14 с толкованием
Те, говорит, пусть хвалятся обрезанием, делом отмененным, но для меня да не будет другой похвалы, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (то есть верой в Распятого), который (крест) отменил закон. Отвращался от сего как непотребного, призывая даже на это помощь Божию. В чем же состоит похвала о кресте? В том, что для меня, недостойного, был распят Господь, так возлюбивший меня, что предал даже Самого Себя. Итак, для Павла и для всякого верующего крест служит предметом похвалы, потому что в нем проявляется любовь Господа к нам. И какой раб не хвалится любовью своего господина?
 


Которым для меня мир распят, и я для мира.
 

Гал.6:14 с толкованием
Миром называет житейские дела: славу, богатство, удовольствие. Итак, они умерли для меня и я мертв для них: двойное умерщвление. И они не могут овладеть мной, так как мертвы, и я сам прибегнуть к ним, потому что мертв.
 


Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
 

Гал.6:15 с толкованием
Не указывай, говорит он, мне на обрезание, которое не имеет никакой силы и бесполезно, как и необрезание: ибо Христос все обновил и требует от нас новой жизни. Жизнь по Христе новая тварь потому, что души ваши, обветшавшие грехом, теперь обновились крещением, и потому, что в будущем веке, обновившись телом и сделавшись нетленными, мы удостоимся нетления и славы. Итак, кто пребудет в этом правиле новой жизни по образу Христа, избегая обветшавшего и потерявшего силу обрезания, тот достигнет мира с Богом, освободившись от грехов, которые делают Бога врагом нам, и удостоится человеколюбия, не подвергаясь уже ненависти, как враг Божий, но удостаиваясь милосердия, так как наступил для него мир крестом и благодатью. И таковые составляют Израиля в собственном смысле, как видящие Бога, а те, которые не таковы, хотя бы и были израильтянами по роду, ложно так называются. А это заимствовал Павел у Давида, который говорит: мир на Израиля (Пс.114:5).
 


Впрочем никто не отягощай меня.
 

Гал.6:17 с толкованием
Это говорит он не как утомленный и обезнадеженный. Да и как это возможно тому, который увещевает: настой во время и не во время (2Тим.4:2); а из желания, чтобы данные им постановления, были непоколебимы, и чтобы галаты не ждали от него ничего другого, но были убеждены, что он так проповедует.
 


Ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
 

Гал.6:17 с толкованием
В оправдание, говорит он, против тех, которые говорят вам, что я лицемер и в других местах проповедую обрезание, — я имею язвы и напасти ради Христа. Ибо они сильнее всякой речи свидетельствуют, что я подвергся опасностям не за закон, а за учение Христово. И не сказал: имею, а ношу, как некий трофей или царский знак отличия, и горжусь ими.
 


Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
 

Гал.6:18 с толкованием
Этим пожеланием им показывает, что не по гневу и ненависти все это высказал. И в этом заключается не только пожелание, но и наставление, запечатлевающее все сказанное. Ибо напоминает о благодати, которую они получили не чрез закон, а верой во Христа. И не сказал: с вами, а со духом вашим, удаляя их от телесного и показывая, что не от закона, а от благодати приняли Духа и что не закон и не обрезание, но благодать может сохранить в них Духа, так же как и сообщила Его. А назвав их братьями, напомнил тем о купели, от которой мы становимся братьями, чадами Единого Отца Бога, а не от закона. Да будет же и с нами благодать Божия, так чтобы нам жить по духу и греховной нечистотой не утратить божественного освящения Утешителя, но всегда приумножать в себе оное во Христе Иисусе, Господе нашем, Который явил жизнь новую и духовную, уничтожив ветхую и плотскую. Ему слава во веки. Аминь.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к галатам

Гал.6

Глава 
6

Гал.6  с толкованием

1-10
А если по непредвиденности впадет человек в какое-либо прегрешение, то те, кои благодаря духовным делам своим далеки от прегрешения, пусть они наставляют таковаго в духе кротости, но пусть и остерегаются, чтобы при этом не возобладал ими, едва побежденный ими, порок гордыни, - чтобы и сами они, будучи свободны от прегрешения, в которое впали их ближние, не подвергались искушению тщеславием. Когда один другаго тягости носит, тогда (таким образом) исполнится закон. А не тогда, когда кто мнит (себя) быть чем-то (ср. 2:6). Но да испытываем себя и дела свои, от Бога ли они, и тогда (таким образом) в себе самих только похвалу будем иметь, а не в другом, то есть не в делах другого. Каждый (собственное) бремя свое будет носить, и да не похваляется бременем других, которое не суть. Неопытный пусть согласуется с опытным во всем добром, то есть: ученик да подражает во всем добром своему учителю, который его учит. Не думайте же, что нет суда, и не решайтесь на грех, Бог не допускает поругания чьего-либо: поелику сеющий в плоти своей дела плоти, тот тление пожинает, и именно корысть его есть тление, - а в духе дела духа сеющий, от самых дел своих жизнь вечнаго воскресения пожинает. А добро творя да не унываем и да не ослабеваем в постоянстве, ибо придет время, далекое от косности, - и мы вечно пожинать будем без всякого остатка. Да совершаем добро друг другу, преимущественно же своим по вере, то есть святым, кои были в Иерусалиме, и товарищам тех, кои были у язычников и радостно переносили расхищение своих имуществ.

Гал.6:1  с толкованием

11-16
Смотрите, какими письменами написал я вам моею рукою, об обрезании. А те, что желают льстить и хвалиться во плоти, то есть обрезанием, они принуждают вас обрезываться, дабы хвалиться вашим обрезанием, говоря так: вот, мы обрезываем тех, коих Павел учил не обрезываться. Мне же да не будет похвалы, если не одним только крестом Господа нашего Иисуса Христа, в нем да будет похвала моя; ибо чрез него мир мне распят и я распят страданиями и гонениями на виду мира. Подлинно, во Христе Иисусе ни обрезание что-либо может, ни необрезание, но только то, что человек есть новая тварь. И те, кои это правило благодати (благодатное) твердо содержат, мир будет на них, язычники ли то будут или Израильтяне Божии.

Гал.6:11  с толкованием

17
Впрочем из-за правила обрезания никто мне трудов да не доставляет, ибо вместо обрезания, которое совершается над одним членом и которым хвалятся обрезанные, я страдание Господа Иисуса Христа во всем теле моем ношу.

Гал.6:17  с толкованием

18
Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами всеми, посему не ищите оправдания от закона.

Гал.6:18  с толкованием
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.156-176.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к галатам

Гал.6

Глава 
6

Гал.6  с толкованием

Братие, аще и впадет человек в некое прегрешение, вы духовнии исправляйте таковаго,
 

Гал.6:1 с толкованием
то есть восставляйте, утверждайте, восполняйте недостающее. Научает же и способу врачевания.
 


Духом кротости.
 

Гал.6:1 с толкованием
Потом внушает и страх врачующему.
 


Блюдый себе, да не и ты искушен будеши.
 

Гал.6:1 с толкованием
Ты — человек, природа твоя удобоизменяема, соболезнуй о том, кто одержим недугом.
 


Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов.
 

Гал.6:2 с толкованием
Один недостаток имеешь ты, а другого не имеешь. Он же, напротив, не имеет недостатка, какой имеешь ты, но имеет другой. Ты перенеси его недостаток, а он пусть переносит твой. Таким образом исполняется закон любви. Ибо любовь назвал Апостол законом Христовым. Христовы это слова: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин.13:34).
 


Аще кто мнит себе быти что, ничтоже сый, умом льстит себе.
 

Гал.6:3 с толкованием
Сим низложил кичливость надмевающихся какими-либо малыми преспеяниями.
 


Дело же свое да искушает кийждо, и тогда в себе точию хваление да имать, а не во инем.
 

Гал.6:4 с толкованием
Если же хочешь похвалиться, то рассмотри свою жизнь и, если найдешь достойною похвалы, хвались о себе, если только должно тебе это сделать.
 


Кийждо бо свое бремя понесет.
 

Гал.6:5 с толкованием
Не любопытствуй знать чужие дела. Ибо каждый из нас отдаст отчет в собственных своих грехах.
 


Да общается же учайся словеси учащему во всех благих.
 

Гал.6:6 с толкованием
Здесь предписывает учителям принимать надлежащие услуги от обучаемых. И дело называет общением и повелевает, чтобы наслаждающиеся духовным делились за то плотским.
 


Не льститеся, Бог поругаем не бывает. Еже бо аще сеет человек, тожде и пожнет.
 

Гал.6:7 с толкованием
Бог всяческих над всем назирает; не думайте, чтобы не знал Он, что делается. Но знайте, что жатва будет соответствовать посеву: что посеешь, то и пожнешь.
 


Яко сеяй в плоть свою, от плоти пожнет истление.
 

Гал.6:8 с толкованием
Кто доставляет плоти наслаждение и удовольствие, тот плодом сего будет иметь нетление, потому что тело предается тлению.
 


А сеяй в дух, от духа пожнет живот вечный.
 

Гал.6:8 с толкованием
Кто стремится к духовной цели и следует законам Духа, тот приобретет жизнь вечную.
 


Доброе же творяще, да не стужаем си: во время бо свое пожнем, не ослабеюще.
 

Гал.6:9 с толкованием
Ничто горестное да не прерывает усердия к доброму. Ибо без труда пожнем посеянное; сие выразил Апостол, сказав: не ослабеюще. Что касается семян чувственных, то и сеяние сопряжено с трудом, а также и жатва. Нередко же расслабляет жнущих и зной жатвенного времени. Но не такова эта жатва; она свободна от труда и пота.
 


Темже убо дондеже время имамы, да делаим благое ко всем, паче же к присным в вере.
 

Гал.6:10 с толкованием
Так и Господь в Священном Евангелии изрек: Будите милосерди, якоже и Отец ваш Небесный милосерд есть (Лк.6:36): яко солнце Свое сияет на злыя и благия и дождит на праведныя и на неправедныя (Мф.5:45). Впрочем, преимущественно надлежит услуживать единоверным.
 


Видите, колицеми книгами писах вам моею рукою.
 

Гал.6:11 с толкованием
Все это послание, как видно, написал сам, научая тем, что, когда дело касается истины, не должно обращать внимания на достоинство лиц. Слова колицеми книгами иные толковали: большими, а иные: нескладными письменами, то есть сам я написал послание, хотя пишу и некрасиво.
 


Елицы хотят хвалитися по плоти, сии нудят вы обрезатися, точию да не креста ради Христова гоними будут.
 

Гал.6:12 с толкованием
Домогающиеся людской славы и промышляющие о собственной своей безопасности предлагают учение о необходимости обрезания, чтобы не терпеть поругания и заключения во узы подобно нам, проповедующим Христа.
 


Ни бо обрезающиися сами закон хранят, но хотят вам обрезоватися, да в вашей плоти похвалятся.
 

Гал.6:13 с толкованием
Ибо как возможно хранить им закон, живя вдали от Иерусалима? Как совершать праздники? Как приносить жертвы? Как делать омовения, прикоснувшись к нечистому? Посему явно, что, желая похвалиться, будто бы преподали вам новое учение, заставили вас обрезаться.
 


Мне же да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: имже мне мир распяся, и аз миру.
 

Гал.6:14 с толкованием
Но я желаю хвалиться единым спасительным крестом. Потому-то вся жизнь для меня излишня, но и я для нее излишен, потому что ожидаю жизни бессмертной. Ибо сие присовокупил Апостол:
 


О Христе бо Иисусе ни обрезание что может, ни необрезание, но нова тварь.
 

Гал.6:15 с толкованием
То же сказал и в Послании к Коринфянам: Темже аще кто во Христе, нова тварь (2Кор.5:17). Новою же тварию в собственном смысле называет будущую по воскресении из мертвых перемену вещей. Ибо тогда и тварь освободится от лежащего на ней тления, и человеческое естество облечется в безсмертие. Но как бы некий образ будущего показывает спасительное крещение. Ибо в нем совлекаем с себя ветхого человека и облекаемся в нового; сложив с себя бремя грехов, приемлем благодать Духа. Посему ни всесвятое крещение, ни будущая жизнь не знают различия между обрезанием и необрезанием. Миром же назвал Апостол все житейское, честь, славу, богатство. И сказал, что мертв он для них.
 


И елицы правилом сим жителствуют, мир на них и милость, и на Израили Божии.
 

Гал.6:16 с толкованием
Правилом назвал Апостол предлежащее учение, как украшенное правотою и не имеющее в себе ничего недостаточного и излишнего, и возлюбившим оное пожелал милости и мира. Израилем же Божиим наименовал верных, как созерцающих Бога верою. Ибо сие значит имя: Израиль.
 


Прочее, труды да никтоже ми дает: аз бо язвы Господа Иисуса на теле моем ношу.
 

Гал.6:17 с толкованием
Приведя на память труды, какие подъял, принеся к ним Божественное Евангелие, как бы в некое свидетельство изрек слово сие. Не хочу, говорит, еще писать что-нибудь; вместо письмен показываю язвы и знаки поруганий, пусть они засвидетельствуют истину проповеди. Ибо за нее готов я терпеть все.
 


Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братие, аминь.
 

Гал.6:18 с толкованием
Как бы некую печать, приложил к писанию обычное благословение. Присовокупил упоминание о духе, приводя на память данный им дар, какой прияли при посредстве не закона, а веры.
 

Будем и мы хранить сию благодать и не станем оскорблять Духа Святаго, Имже знаменались в день избавления (Еф.4:30); но умному сему Свету, как некий елей, принесем добрые дела, чтобы, озаряясь Им, шествовать нам прямою стезею и достигнуть желанного конца пути о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава и держава ныне и всегда и во веки веков! Аминь.
 

Послание к Галатам писано из Рима, когда божественный Апостол видел и научил уже их.