Библия Синодальный перевод Послание к Колоссянам Глава  2

Послание к Колоссянам святого апостола Павла
 


Глава 
2

Кол.2  с толкованием

1
Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти,

Кол.2:1  с толкованием

2
дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа,

Кол.2:2  с толкованием

3
в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.

Кол.2:3  с толкованием

4
Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами;

Кол.2:4  с толкованием

5
ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами, радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.

Кол.2:5  с толкованием

6
Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем,

Кол.2:6  с толкованием

7
будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.

Кол.2:7  с толкованием

8
Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;

Кол.2:8  с толкованием

9
ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,

Кол.2:9  с толкованием

10
и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.

Кол.2:10  с толкованием

11
В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;

Кол.2:11  с толкованием

12
быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых,

Кол.2:12  с толкованием

13
и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи,

Кол.2:13  с толкованием

14
истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту;

Кол.2:14  с толкованием

15
отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою.

Кол.2:15  с толкованием

16
Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу:

Кол.2:16  с толкованием

17
это есть тень будущего, а тело — во Христе.

Кол.2:17  с толкованием

18
Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом

Кол.2:18  с толкованием

19
и не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.

Кол.2:19  с толкованием

20
Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:

Кол.2:20  с толкованием

21
"не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся"

Кол.2:21  с толкованием

22
[что все истлевает от употребления], по заповедям и учению человеческому?

Кол.2:22  с толкованием

23
Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.

Кол.2:23  с толкованием

Толкования на главу Кол.2
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Послание к колоссянам

Кол.2

Глава 
2

Кол.2  с толкованием

1
Велик труд подвига, который я совершаю в молитвах, не за вас одних, но также и за Лаодикийцев и за всех, кои не видели лица моего во плоти.

Кол.2:1  с толкованием

2
Делаю это для того, чтобы, даже и отсутствуя, утешать сердца их от печали, причиняемой им их врагами, - и чтобы устроились любовью на всякое богатство полноты, с доверием, а не со спорами и непослушанием, вместе с разумением познания тайны Бога, то есть познанием тайны тела Христова.

Кол.2:2  с толкованием

3
Ибо в Нем открыты все сокровища премудрости, все то есть обетования Божии сокровенныя.

Кол.2:3  с толкованием

4
Итак, никто вас да не соблазнит обольстительными словами.

Кол.2:4  с толкованием

5
Ибо хотя телом отсутствую от вас, но духом с вами есмь, радуйте меня как присутствующего не одними только добрыми делами вашими, но также и усовершенствованием скудости веры вашей.

Кол.2:5  с толкованием

6-7
Посему, как приняли вы Иисуса Христа, разумей Евангелие Иисуса Христа, так в Нем и ходите, - укорененные и устроенные так, чтобы ни один из ветров тех, то есть из софистов и Евреев, не поколебал вас. Итак, утвердитесь в вере, как научены, дабы чрез нее могли вы преизбыточествовать и в благодарении.

Кол.2:6  с толкованием

8
Итак смотрите, чтобы кто не увлек вас, от этой веры, философиею, которая заставляет стыдится веры, - и не соблазняйтесь пустым обольщением человеческим, - и не наследуйте по стихиям сего мира, то есть четырем природам - и не признавайте, что от них все создано, а не из ничего, но живите по учению Христа.

Кол.2:8  с толкованием

9
Потому что в Нем обитает вся полнота Божества телесно, а не в учениях таких людей, кои, благодаря безумствам своим, суть жилища демонов. В Нем же, напротив, живет вся полнота Божества.

Кол.2:9  с толкованием

10
И им наполнена всецело. Воспользовался изречением Господа своего, сказавшего: Я в Отце и Отец во Мне (Ин.10:38). И Он есть глава всякаго начала и власти, то есть Господь и Творец и Владыка начальств и властей.

Кол.2:10  с толкованием

11
В Нем вы обрезаны не обрезанием Евреев, которое бывает посредством руки и состоит в совлечении плоти, когда то есть отнимается обрезанная часть плоти, - но в обрезании Христовом, которое есть крещение Христово, совлекающее с вас ветхое человечество ваше.

Кол.2:11  с толкованием

12
И в Нем вы воскресли с Ним чрез веру, то есть прежде чем пали, вы чрез вашу веру, когда воскрес Христос, как бы воскрешены с Ним силою Божиею, ибо ведь для того Бог и воздвиг Его от мертвых, чтобы дать нам возможность приобрести веру в воскресение мертвых.

Кол.2:12  с толкованием

13
И вас, кои некогда мертвы были во грехах ваших, сооживотворил с Ним в обетовании, - и даровал и отпустил все грехи ваши, посредством крещения.

Кол.2:13  с толкованием

14
И истребил посредством живых заповедей Своих обвинение за грех, написанное в ветхом законе: ибо все язычники мечом и смертною казнью принуждались к исполнению закона, - и висевшее на нас проклятие закона, посредством тела Своего, взял от среды, то есть от всех людей, пригвоздив его к дереву креста тем, что Сам был за нас проклятием. И не только проклятие уничтожил, но и лишил идолов имени божества, коим украшались они.

Кол.2:14  с толкованием

15
И отнял силу у начал и властей (т.е. идолов) и во очию всех с дерзновением подверг их позору, поелику научил, что они созданы, и показал на них знаки Своей победы, так как они оказались не в состоянии помочь почитателям своим, чтобы их не отвлекали от них и чтобы Он не лишал их того имени, коим украшались.

Кол.2:15  с толкованием

16
Итак никто, - после столь великих дел, для вас совершенных, - придя к вам, да не отвлекает вас (от Христа) немощными предметами, то есть пищею, или питием, или праздником новолуния, или еврейским празднованием новолетия.

Кол.2:16  с толкованием

17
Ведь это вместе с субботою следы суть будущих времен, - тело же, к коему относятся и на которое указывают, Христос есть, Коего мы проповедуем.

Кол.2:17  с толкованием

18
Пусть никто, желая пожалуй подражать смирению духа нашего, придя к вам, да не соблазняет вас и не увлекает к закону ангелов, именно к учению священников, как будто таковой увидел что-либо не из самого Писания, но собственным своим созерцанием; ибо всуе надмевается таковой измышлениями своими, кои суть измышления ума плоти (плотского ума) его.

Кол.2:18  с толкованием

19
И не держится главы своего (родоначальника) Авраама, коему обетовано было, что в семени его благословятся все народы (Быт.12:3.7): из Коего все тело Церкви, скрепляемое посредством составов и связей, то есть всех свидетельств и всех примеров, кои в Писании имеются, устрояется и возрастает возрастание Божие, то есть в возрастание духовное, а не плотское.

Кол.2:19  с толкованием

20
Итак если вы умерли со Христом для тварей сего мира, то есть для земных обещаний закона, то зачем еще как бы живущие здесь в мире обращаетесь с ним?

Кол.2:20  с толкованием

21
Не прикасайся, говорится (в законе), не дотрогивайся (Лев.5:2), то есть не прикасайся, сказано, к прокаженному, не дотрагивайся до страждущего истечением семени (Лев.15:3 сл.), - не вкушай пищу язычников.

Кол.2:21  с толкованием

22
Ведь все это есть дело тления, так как пришло в ветхость, разложилось и истлело. Это - заповеди и учения не Бога, но людей.

Кол.2:22  с толкованием

23
Но есть в них и некая доля мудрости и суеверия, то есть: благодаря им они ведут себя мудро и смиренно, так что мудростью и смирением увлекают людей к соблюдению закона. И не щадят тела, ибо обрезывают и изнуряют тело, - при некоем небрежении к удовлетворению плоти, то есть в плотских чувствах пребывают они, пока находятся под законом, который в глазах их считает брак нечистым.

Кол.2:23  с толкованием

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на послание колоссянам Святого Апостола Павла

Кол.2

Глава 
2

Кол.2  с толкованием

Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас и ради тех, которые в Лаодикии и Иераполе, и ради всех, кто не видел лица моего в плоти.
 

Кол.2:1 с толкованием
Намереваясь приступить к учению, он наперед указывает на свою великую любовь к ним, чтобы получить большее доверие. Беспокоюсь, говорит, о вас. Но ставит наряду с ними и верующих в Лаодикии и других, очевидно, с тем, чтобы они де пришли в смущение, додумав, что причиной этого их слабость. Почему же ты беспокоишься? Разве замечаешь что-нибудь худое в нас? Потому, говорит, что вы не видели лица моего. Но прибавил: во плоти, удивительным образом показывая, что они непрестанно видели его в Духе.
 


Дабы утешились сердца их, соединенные в любви.
 

Кол.2:2 с толкованием
Наконец, уже приступает к учению; но ни осуждает их, ни вполне освобождает их от обвинения. В этих же словах заключается и ответ. Подвиг, говорит, имею. С какой целью? С тем, чтобы они не различно мыслили, а были в согласии и соединились все в одной вере. Каким образом? Не по принуждению и насилию, но в любви. Сказал же это потому, что разномыслие и порождает раскол.
 


Для всякого богатства (και είς πάν πλοΰτον) совершенного разумения.
 

Кол.2:2 с толкованием
То есть, чтобы они ни в чем не сомневались, чтобы всячески крепло их разумение, то есть познание тайны. И не сказал просто: для богатства, но: для всякого богатства. Знаю, говорит, что имеете познание тайны, но желаю, чтобы и уверенность в этом познании была в вас сильна. Или: желаю, чтобы вы были убеждены разумно, а не безотчетно.
 


Для познания тайны Бога и Отца.
 

Кол.2:2 с толкованием
Как же это тайна Бога? Та, что чрез Сына совершается наше привлечение к Богу, а не чрез ангелов.
 


И Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения.
 

Кол.2:3 с толкованием
Он один знает все. Если же Он один мудр, то мудро, конечно, и пришел в последние дни, а не давно, и напрасно некоторые неразумные нападают на это. Сказав: сокровища, указывает на их множество, а словом: все, показывает, что ничто Богу не безызвестно, а выражением: сокрыты - что один Он знает и у Него должно просить мудрости и знания. Но заметь, если и кажется, что он сказал нечто особенно великое, то и это - в Котором сокрыты сокровища - сказал применительно к пониманию людей очень простых. Ибо Бог есть самопремудрость и самоведение.
 


Это говорю я для того, чтобы кто-нибудь не прельстил вас вкрадчивыми словами.
 

Кол.2:4 с толкованием
Это, то есть что в Христе все ведение, сказал я для того, чтобы кто не прельстил вас. Что до того, что если кто красно говорит? Наперед знайте, что если такой человек говорит не на Христе, то он говорит одни паралогизмы и софизмы.
 


Ибо хотя я и отсутствую телом, но духом нахожусь с вами.
 

Кол.2:5 с толкованием
По связи речи нужно было сказать: хотя я и отстою плотью, но духовно вижу обольстителей. Он же в похвалу обратил это слово. Слушай.
 


Радуясь и видя ваше благоустройство и твердость веры вашей во Христа.
 

Кол.2:5 с толкованием
Ибо не только, говорит, вы не пили, но у вас никто не поколебал порядка и твердой веры вашей. Как в боевом строю хороший порядок делает фалангу крепкой, так и Церковь тогда бывает тверда, когда в ней добрый порядок, любовь соединяет всех и нет разделений. Но и вера уже сама по себе составляет твердую опору, потому что не позволяет вкрадываться иным помышлениям, которые, вводя раздвоение, колеблют внутренний строй.
 


Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа.
 

Кол.2:6 с толкованием
Ничего нового не вводим, но что вы приняли, того и желаем опять. Господа Иисуса Христа, а не ангелов.
 


Так и ходите в Нем.
 

Кол.2:6 с толкованием
Ибо Он есть путь, приводящий к Отцу. Такой путь не в ангелах; ибо этот путь не ведет туда.
 


Будучи укоренены.
 

Кол.2:6 с толкованием
То есть стоя неподвижно и не склоняясь то ко Христу, то к ангелам. Ибо укорененные никогда не передвигаются.
 


И утверждены в Нем.
 

Кол.2:6 с толкованием
Показывает, что они пали, так что нуждались в восстановлении, то есть во вторичном построении на Христе, как на основании.
 


И укреплены (βεβαιούμενοι) в вере.
 

Кол.2:6 с толкованием
То есть твердо держась Христа посредством веры, а не рассуждений и словопрений. Ибо шатко строение, если оно и на фундаменте, но не твердо будет стоять на нем.
 


Как вы научены, преуспевая в ней с благодарением.
 

Кол.2:7 с толкованием
Опять ставит слово как, чтобы они, если не другого чего, то самих себя устыдились бы. Итак, и в словах как вы научены апостол положил как бы основание, а в словах преуспевая указывает на здание. Не должно изменять прежде принятое учение, а преуспевать в нем, ставя себе в честь нечто преизбычествующее показать в своей вере, благодаря Бога за то, что Он удостоил нас такой благодати, и не приписывая самим себе этого преуспеяния.
 


Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас.
 

Кол.2:8 с толкованием
Есть тать, тайком он подкрадывается, незаметно подкапывает он стены снизу, намереваясь обокрасть ваш ум. Итак, берегитесь.
 


Философиею и пустым обольщением.
 

Кол.2:8 с толкованием
Показывает и путь, которым приходит тать: это философия. Но так как почтенным считается имя философии, то добавил: и пустым обольщением. Ибо есть и обольщение доброе, о котором говорит Иеремия: "обольстил ты меня. Господи, и я обольстился" (Иер.20:7). И Иаков, казалось бы, обольстил Исава, но это не обольщением должно называть, а домостроительством. (Быт.27:28)
 


По преданию человеческому.
 

Кол.2:8 с толкованием
Видишь от чего обольщение? От того, что привходят человеческие мнения. Христианская же вера - не человеческое учение, поэтому и не получит такого наименования.
 


По стихиям мира.
 

Кол.2:8 с толкованием
Наконец, начинает обличать в наблюдении дней, называя стихиями мира солнце и луну, от которых дни, казалось бы, получают то или другое свойство. И не сказал: наблюдение дней, но: всего настоящего мира, чтобы показать ничтожество его. Ибо если целый мир ничто, то тем более стихии.
 


А не по Христу.
 

Кол.2:8 с толкованием
Если бы и возможно было, говорит он, служить пополам и Христу, и стихиям, то и тогда не должно повиноваться последним; а теперь они и вовсе удаляют вас от Христа. А наблюдения дней были не только эллинские, но и иудейские: первые происходили от философии, а вторые от закона.
 


Ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно.
 

Кол.2:9 с толкованием
То есть то, что есть Бог - Слово, в Нем обитает. Но чтобы, услышав слово обитает, ты не подумал, что Он находился под действием силы, как пророки ибо вселялся в тех Бог, по слову: вселюсь в них и буду ходить в них (Кор.6:16), - он присовокупил: телесно, то есть что Он - не какая-нибудь энергия (сила), но сущность, как воплотившийся и составляющий одну ипостась с воспринятым. Или, по слову святого Кирилла, так живет, как душа в теле; а обитает она в теле существенно, нераздельно и неслиянно. Но душа отделяется от тела во время смерти. Бог же Слово никогда не отделялся от воскресшей плоти: и во гробе был с нею, сохраняя ее от тления, и во аде был с душою, возвещая и давая свободу пленникам, и вообще единение души и тела было и тогда, когда они разделились во время добровольной Его смерти.
 


И вы имеете полноту в Нем.
 

Кол.2:10 с толкованием
Вот как сказал! Вы нисколько не ниже Его, так как и вы исполнены Божественности, но только в Нем, то есть чрез воспринятую Христом плоть (δια του προσλ"μματος). Ибо, когда природа наша соединилась с Богом, и мы в Нем приобщились божественной природы. И повсюду Павел желает нас приблизить ко Христу. Например, когда говорит: воскресил с Ним и посадил на небесах в Иисусе Христе (Еф.2:6), и: если терпим, с Ним и царствовать будем (2Тим.2:12), - и когда называет нас сонаследниками (Рим.8:17).
 


Который есть глава всякого начальства и власти.
 

Кол.2:10 с толкованием
Не как единосущного нам поставляет Его главой, но выше, как источник. Итак, как же вы, оставив Его, прибегаете к ангелам, которых Он есть глава? И всем этим он совершенно разбивает ложное учение об ангелах.
 


В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным.
 

Кол.2:11 с толкованием
Дивное благодеяние, что вы во Христе получили обрезание. Ибо не человеческая рука совершила это обрезание плоти, но Дух Святой: обрезывается не часть, но весь человек.
 


Совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым.
 

Кол.2:11 с толкованием
Там чрез обрезание, чрез снятие покрова плоти, обнажалась часть тела; здесь же тело наше избавляется от греха, который мы совершаем плотью. И таковое обрезание совершает не закон, а Христос в крещении, совлекая с нас ветхую жизнь, - жизнь греховную и вообще плотскую.
 


Быв погребены с Ним в крещении.
 

Кол.2:12 с толкованием
Что назвал обрезанием, то теперь называет гробом, выставляя в сравнение нечто большее, чем обрезание. Ибо обрезанное не просто отбрасывалось, а погибало и истлевало. Итак, крещенный спогребается Христу, троекратным погружением изображая трехдневное погребение Господа, и умирая, как ветхий и греховный человек.
 


В Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.
 

Кол.2:12 с толкованием
Не гробом только, но и воскресением служит крещение. Каким образом? Через веру. Ибо, уверовав, что Бог может воскресить, и имея пример этого в воскресении Христа из мертвых, мы, таким образом, двояко воскресли в Господе: и упованием воскресения, столь несомненным, как бы уже получили его, хотя оно еще будет; и духовно, отбросив мертвенность греховную, и восприняв оживление духом.
 


И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним.
 

Кол.2:13 с толкованием
Христос, говорит он, прияв смерть телесную, оживотворен Отцом, и говорит так не потому, чтобы Христос Господь Сам немощен был оживить Себя, но чтобы все возвести к Единому источнику. А что воскресение Господа есть и собственное Его действие, об этом Он Сам говорит: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Ин.2:19.), и опять говорится: явил Себя живым по страдании Своем (Деян.1:3). Вы же, подвергшись греховной смерти и, будучи необрезанными, то есть имея во множестве и излишестве плотские помыслы, которые вас умерщвляли, оживлены вместе со Христом. Ибо, как Он восстал телом, так вы духом; но восстанем, без сомнения, и телом. Но великий Иоанн дает разуметь, что и иначе можно понимать умерщвление. Ибо, говорит он, по причине падения мы находились под осуждением на смерть.
 


Простив нам все грехи.
 

Кол.2:13 с толкованием
Но смотри, чего нас удостоил и каким образом Он освободил нас.
 


Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас.
 

Кол.2:14 с толкованием
Поскольку сказал, что Он даровал нам, то, чтобы ты не подумал, что Он все же оставил их быть где-либо и видимыми, говорит: нет, не так; Он совсем изгладил их, вычистил. Под рукописанием мы будем разуметь или договор, который как бы собственноручно заключил народ с Моисеем, сказав: все, что сказал Бог, будем исполнять и станем повиноваться (ср. Исх.19:8), - или условие, которое поставил Бог Адаму, сказав: в тот день, в который вкусишь, умрешь (Быт.2:16). Оно-то в руках диавола было как бы рукописанием, оно-то противостояло нам, не дозволяя подняться, ибо за ним было право. Это уничтожил Христос учением, то есть верой, ибо не делами, а учением веры разрушил то.
 


И Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту.
 

Кол.2:14 с толкованием
Не вычистил это только, но и взял от среды, то есть сделал, чтобы его не видно было; и ни нам его не отдал, ни Сам у Себя не сохранил, но, пригвоздив ко кресту, разорвал, как свойственно прощающему с радостью. Ибо все мы были повинны греху и наказанию, но Он, Сам безгрешный, наказанный за нас, на кресте разрушил грех и наказание: посему на нем и разорвал рукописание.
 


Отняв силы у начальств и властей.
 

Кол.2:15 с толкованием
Апостол говорит это о силах диавольских или потому, что они были облечены человеческой природой, или потому, что Сам Сын Божий, сделавшись человеком, знал наготу их и открыл ее, то есть оказался непобедимым для начал и властей. Ибо, если Он и принял на Себя грешную природу, но без греха. Сказанное можешь понимать так: диавол властвовал над человеческой природой двумя способами: посредством страстей и болезней. Посему и Господь облекся в тело для того, чтобы бороться за нас против начал и властей диавола. Я не буду говорить о том, что Он еще в самом начале, при принятии святой Своей плоти, сокрушил их, будучи зачат без похоти и рожден без болезней. Но, однако, и после того, как родился и пришел в возраст, Он был искушаем прежде всего на горе приманками удовольствия, - искушаем непосредственно от врага приманкой чревоугодия, любостяжания, тщеславия, - и победил за нас. Потом скорбями искуситель склонял Его ненавидеть ближних, наущая против Него фарисеев, книжников и лиц, облагодетельствованных Им. Но был: не в силах исполнить это. Наконец, употребил самое сильное средство, пригвоздив Его ко кресту. Но Господь не только не ослабел от всего того, чего желал враг, но и молился даже за распинающих. Таким-то образом на кресте Он совершеннейшим образом отнял силы у начал и властей и, как приобщившийся нашей природы, даровал и нам, подчинившимся им, это отнятие силы у начал и властей.
 


Властно подверг их позору 6.
 

Кол.2:15 с толкованием
То есть сделал, что они посрамили себя. Ибо диавол никогда не посрамлял себя так. Он надеялся овладеть Христом, а лишился и тех, которых имел. Стоящее же в греческом тексте слово "явно" (εν παρρησία) употреблено вместо: всенародно, в виду всех. Если бы мог, диавол сделал бы все, чтобы уверить людей, что Он не умер. Ибо в этом заключается его великое поражение и - уничтожение - подвергнуть смерти Человека безгрешного. Вот почему он и произвел бесчисленные ереси, которые утверждали, что смерть была призрачная. Поэтому и Господь умер явно, а не воскрес явно. Потому что доказательством воскресения Его служило все последовавшее затем время, а для доказательства смерти, если бы не послужило самое время смерти, уже не было бы другого времени.
 


Восторжествовав над ними Собою.
 

Кол.2:15 с толкованием
То есть на кресте показал, что демоны побеждены. Триумфом называют то, когда кто-либо, возвращаясь с победы над неприятелем, совершает торжественное шествие, показывая всем связанных и пленников. Посему и Господь, поставив на кресте Свой трофей, как бы на всенародном зрелище эллинов, римлян и иудеев, восторжествовал над демонами. Если, таким образом, не ангелы умерли за нас, а Сам Христос, то как же вы говорите, что чрез них приведены к Богу.
 


Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу.
 

Кол.2:16 с толкованием
Доселе говорил загадочно: чтобы кто не увлек вас обольщением ; теперь же яснее, когда упомянул о благодеяниях Божиих. Ибо если, говорит, вы достигли такого величия, то для чего подчиняете себя маловажному? Итак, не подчиняйтесь тем, кто вас осуждает за несоблюдение иудейских церемоний в пище и питье. Этим он будто хвалит их, как чуждающихся иудейства, О каком-нибудь празднике сказал потому, что не дерзали сохранять все. Ибо если они и субботствовали, то не так строго, так как исповедывали христианскую веру. Таким образом показывает, что напрасно такое наблюдение, когда не все наблюдается; оно только ведет к нарушению всего. Ибо если было бы хорошо, то соблюдалось бы всецело.
 


Это есть тень будущего.
 

Кол.2:16 с толкованием
Грядущими называет блага Нового Завета, ибо грядущими они были по отношению к Ветхому Завету, существовавшему дотоле, пока было его время.
 


А тело - во Христе. Никто да не обольщает вас.
 

Кол.2:17 с толкованием
Одни ставят знак на слове во Христе, чтобы такой был смысл: ветхозаветное было тень, тело же, то есть истина, - Христова есть. Какая же нужда хвататься за тень, когда присуще тело? А другие соединяют эти слова с последующими, чтобы так можно было понимать: "тело же Христово", то есть вас, "никто да не обольщает" - (καταβραβεύετω, то есть лишает), ибо καταβραβεύειν значит, когда один одерживает победу, а другой получает награду. Вы победили диавола и стали выше: зачем же опять подчиняться греху чрез соблюдение закона, который не может оправдать? Иначе: властвующего над нами победил Христос, а не закон; у Него и должна быть награда, а равно и у вас, составляющих тело Христово. Каким же образом это даруемое вы уступаете закону? Совершенно ясно, что если мы живем еще по-иудейски, то закон господствует над нами и чрез него мы надеемся спастись. Если же закон - тень. Христовы же дела - тело, то прежде нам следовало свыкнуться с тенью. Посему справедливо Он воплотился в последние дни, чтобы нас привести к Отцу.
 


Самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел 7.
 

Кол.2:17 с толкованием
После того как исполнил их негодования, показав, что с ними хотят поступить злодейски, лишить их награды, - апостол излагает и самый еретический догмат, говоря: они хотят вас лишить награды, прельстив кажущимся смиренномудрием. Ибо недостойно, говорили, величия Единородного учить, что Единородный привел вас к Отцу, так как это больше, нежели сколько сообразно с человеческой малостью. Почему основательнее полагать, что вашему приведению ко Отцу послужили ангелы. Исходя из этой мысли, они вводили и особое служение ангелам, и убеждали простосердечных к ним обращаться, будто к нашим спасителям. И они, никогда не видавшие ангелов, утверждают о них то и то, как будто видели их.
 


Безрассудно надмеваясь плотским своим умом.
 

Кол.2:17 с толкованием
Напрасно, говорит, надмеваются своим учением, которое есть дело плотского размышления, а не духовного. Не обличает ли огрубелости их ума то, что они отрицают сказанное Христом: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного (Ин.3:16) за людей; и опять: и за них Я посвящаю Себя (Ин.17:19); еще: жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и иные овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести (Ин.10:15,16). Много и других подобных мест. Итак, как же выше сказал: смиренномудрием ? Смирение их было кажущееся, а не действительное. Иначе: надмевались, как упорные догматисты, не допускавшие даже, чтобы им предлагаемо было истинное учение. Хотя и настаивают на своем учении по смиренномудрию, но его они не имели, а только говорили смиренно: заклану быть за нас Единородному, - это больше, чем потребно для людей (не по мере их, не под стать им).
 


И не держась главы, от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим.
 

Кол.2:19 с толкованием
Кто учит этому, тот, говорит, не держится Главы, то есть Сына Божия. Ибо Он есть Глава ангелов, как Творец и Миродержитель, а равно и Глава всей Церкви, как поэтому, так и потому, что мы и по телу Его члены, ибо Он и в этом самом общник нам. Из Него, таким образом, все тело Церкви имеет и просто бытие, и благобытие. Кто отпадает от Него, тот погиб. Как из головного мозга чувствительный дух посредством нервов передается во все тело, - и от головы всякое чувство и всякое движение: так и все тело Церкви снабжается, то есть получает, чем жить и расти духовно. Когда же оно имеет это? Когда состоит в сочетании (когда хорошо сложено) с Ним и само в себе. Ибо в таком только случае Дух Святой снабжает тело, чем расти: так что если тело не имеет общения с Главой и само с собой, то не бывает ни снабжения Духа, ни возращения Божия, то есть наилучшей жизни по Богу.
 


Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений.
 

Кол.2:20 с толкованием
Чрез крещение, говорит, умерши со Христом, вы умерли для всей прежней жизни, чтобы больше уже не служить стихиям, которым были подчинены прежде. Поэтому, зачем вы снова подчиняетесь им, как бы живя прежней жизнью? Вы признаете один день счастливым, а другой несчастным, но это наблюдения эллинские. Смотри же как незаметно он осмеивает их, говоря: держитесь постановлений - δογματίζεσθε. Вы, говорит, подобно детям, только что начавшим учиться, сидите, принимая научения и наставления, что должно делать.
 


"Не прикасайся", "не вкушай", "не дотрагивайся" (что все истлевает от употребления).
 

Кол.2:21 с толкованием
Приводит и другое наблюдение их относительно пищи, преимущественно иудейское, подобно тому, как относительно дней было приведено эллинское. Посрамляя надмение тамошних догматистов (лжеучителей), апостол говорит, что все это не важно, но оканчивается нетлением в употребляющих; истлевши во чреве, это извергается потом афедроном, так что для души в этом, как оно есть само по себе, нет ни пользы, ни вреда.
 


По заповедям и учению человеческому.
 

Кол.2:21 с толкованием
Это не есть наставления божественные, а постановления человеческие. Итак, что же? Разве закон не суть учение Божие? - Он существовал, когда было время, а теперь не существует, потому что время его исполнилось. Или говорит так потому, что его искажали старейшины иудейские, устанавливая предания помимо закона, как об этом и Христос говорит в Евангелии. Или он намекает на учения эллинов.
 


Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.
 

Кол.2:23 с толкованием
Вид мудрости имеют, а не силу и истину. Ибо тот, кто этому учит, кажется благочестивым, скромным и презирающим тело ради воздержания от пищи. Однако Бог почтил тело и дал яства, чтобы, питаясь ими, плоть могла существовать и добровольно господствовать над страстями. А они не в чести держат тело, а лишают его должного, отнимая у него власть и не позволяя ему действовать без принуждения.
 


Примечания


По греч. тексту: έδειγμάτισεν εν παρρησία.


"Ходя всуе" (вместо: "уча") по другому чтению славянского перевода, которое отвечает греч. слову: έμβατεύων, употребленному блж. Феофилакта.

Блаженного Феофилакта Болгарского Толкования на Деяния и Соборные Послания Святых Апостолов. -М, 2000. [OCR 01.03.2002]
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Послание к колоссянам

Кол.2

Глава 
2

Кол.2  с толкованием

Хощу убо вас ведети, колик подвиг имам о вас и о сущих в Лаодикии, и елицы не видеша лица моего во плоти.
 

Кол.2:1 с толкованием
Желательно мне уверить вас, какая великая у меня забота и о вас, и о лаодикийцах, и не только о вас и лаодикийцах, но и о всех, даже не видевших еще меня. А что в таком смысле сказано сие Апостолом, видно то и из последующего.
 


Да утешатся сердца их.
 

Кол.2:2 с толкованием
Не сказал: ваши, но: их, то есть не видевших еще меня. Какой же способ утешения?
 


Снемшихся в любви,
 

Кол.2:2 с толкованием
чтобы хранить им согласие по Христу.
 


И во всяцем богатстве извещения разума,
 

Кол.2:2 с толкованием
и со всею уверенностию принять богатство проповеди.
 


В познание тайны Бога и Отца и Христа, в Немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна.
 

Кол.2:3 с толкованием
Апостол показал, что тайна Домостроительства есть дело, общее Отцу и Сыну. Сказал же, что во Христе сокровенны все сокровища премудрости и ведения, потому что Им в будущей жизни откроется всем людям цель Домостроительства. А все сие говорит он, врачуя вкравшуюся болезнь и научая, что не законными наблюдениями, но верою в Господа доставляется истинное спасение. Ибо присовокупил:
 


Сие же глаголю, да никтоже вас прельстит в словопрении.
 

Кол.2:4 с толкованием
Всю эту речь веду с вами, умоляя вас не увлекаться обольстительными словами.
 


Аще бо и плотию отстою, но духом с вами есмь, радуяся и видя ваш чин и утверждение вашея веры; яже во Христа.
 

Кол.2:5 с толкованием
Снова к учению примешивает похвалы, умягчая слух и увещанию своему приготовляя свободный доступ. А сим опять выразил то, что написал сие послание, видевши уже колоссян. Ибо как здесь сказал: аще бо и плотию отстою, но духом с вами есмь, так и коринфянам писал: аще не у вас сый телом, ту же живый духом (1Кор.5:3).
 


Якоже убо приясте Христа Иисуса Господа, в Нем ходите укоренены и наздани в Нем и извествовани верою, якоже научистеся, избыточествующе в ней благодарением.
 

Кол.2:6 с толкованием
Сохраните неповрежденным учение, какое приняли, и следуйте евангельским законоположениям, показывая в себе твердую веру (ибо сие означает слово укоренени) и присовокупив к сему приобретение добродетели (ибо сие выражает слово наздани). А сие: извествовани верою — значит: имейте веру совершенную, да не будет в ней никакого недостатка, но да источается она обильно и преизбыточествует в вас, чтобы вам за все песнословить Благодетеля. Сие и разумеет Апостол в слове благодарением.
 


Блюдитеся, да никтоже вас будет прельщая философиею и тщетною лестию, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христе.
 

Кол.2:8 с толкованием
Что выше назвал, Апостол словопрением, то здесь называет философиею. Тщетною же лестию наименовал суетное и вредное предание человеческое, не самый закон, но неблаговременное его хранение, а стихиями мира — наблюдение дней, потому что дни и ночи зависят от солнца и луны. Посему повелевает Апостол колоссянам бодрствовать, трезвиться и совершенно отвращаться намеревающихся похитить у них веру, как отлучающих от Христа и привязывающих к бесполезным законным наблюдениям.
 


Яко в Том живет всяко исполнение Божества телесне.
 

Кол.2:9 с толкованием
Иные учители утверждали, что Христом наименована здесь Церковь и что в ней живет всяко исполнение Божества. Но не знаю, прилично ли такому умопредставлению слово телесне. Думаю же, что поелику Апостол назвал Христа главою Церкви, а как очевидно, по человечеству Он — глава наша, то и сие сказано о Нем как о человеке, в Себе носящем все Божество. Ибо божественный Апостол, желая выразить разность закона и благодати, нищете стихий противопоставил Христа и, в намерении взаимным сравнением показать Его превосходство, присовокупил, что в Нем живет всяко исполнение Божества телесне, то есть как в собственном теле; потому что, говорит Апостол, не частную какую-либо благодать, подобно Моисею, приял Христос. Он Богочеловек, и с сим видимым соединено все Божество Единородного. С таким разумением согласно и последующее:
 


И да будете в Нем исполнени.
 

Кол.2:10 с толкованием
Ибо от Него насладились вы благодатию и прияли оттуда исходящие лучи.
 


Иже есть глава всякому началу и власти.
 

Кол.2:10 с толкованием
И отсюда видно, что не о Церкви сказал сие Апостол, но о Самом Владыке Христе, Который по человечеству есть наша глава, а над Ангелами и Архангелами владычествует по естеству Божественному. Ибо здесь слово глава Апостол употребил вместо слова начало. И последующее доказывает, что не Церковь назвал выше Христом.
 


О Немже и обрезани бысте обрезанием нерукотворенным, в совлечении тела греховнаго плоти, во обрезании Христове.
 

Кол.2:11 с толкованием
Поелику колоссяне, увлекшись, возлюбили жизнь подзаконную, то Апостол объясняет также различие обрезания и говорит: оно не плотское, но духовное, не рукотворенное, но Божественное, не отьятие малой части тела, но освобождение от всякого повреждения.
 

Виновник же сего — не закон, но Владыка Христос, Законоположник закона. Ибо сие выразил Апостол словами: о Немже и обрезани бысте, и еще: во обрезании Христове. Совлечением же тела греховнаго плоты назвал спасительное крещение, потому что в нем совлекаем с себя оскверненный хитон греха; и всесвятое крещение есть образ будущего, в жизни же будущей тело, соделавшись нетленным и бессмертным, не может уже принимать на себя греховной скверны. А что Апостол сказал сие о крещении, свидетельствуют и последующие слова:
 


Спогребшеся Ему крещением.
 

Кол.2:11 с толкованием
А поелику спасительное крещение назвал образом смерти (ибо в сем смысле сказал: спогребшеся), то благовествует воскресение.
 


О Немже и совостасте.
 

Кол.2:11 с толкованием
И поелику имеем еще естество смертное, то присовокупил:
 


Верою действия Бога, воскресившаго Его из мертвых.
 

Кол.2:12 с толкованием
Ибо, веруя Божией силе, ожидаем воскресения, поручительством для себя имея Воскресение Владыки Христа.
 


И вас, мертвых сущих в прегрешениях и в необрезании плоти вашея, сооживил есть с Ним, даровав нам вся прегрешения.
 

Кол.2:13 с толкованием
Всех нас умертвил грех, потому что он произнес на нас смертный приговор. Но Бог всяческих соделал нас участниками жизни Владыки Христа и даровалнам оставление грехов. Необрезанием же плоти назвал Апостол греховность, научая, что необрезание телесное нимало не вредит имеющим оное, а необрезание душевное вредно и телу и душе; и сим доказывает, что обрезание телесное никакой не приносит пользы обрезанным, отъятие же греховности доставляет истинное спасение.
 


Истребив еже на нас рукописание ученьми, еже бе сопротивно нам, и то взят от среды, пригвоздив е на Кресте.
 

Кол.2:14 с толкованием
Под рукописанием иные разумели закон, ибо сказано, что по произнесении клятвы законной весь народ говорил: Вся, елика глагола Господь Бог наш, сотворим и послушаем (Исх.24:7). Но это было рукописание иудеев, а не всех людей. Посему думаю, что рукописанием называется и наше тело, потому что при его посредстве отваживаемся на всякий беззаконный поступок, глазами смотря бесстыдно, языком говоря ненадлежащее, слухом приемля в себя вредное учение, руками отваживаясь на татьбу, и любостяжательность, и убийство. Посему Бог Слово, восприяв естество наше, сохранил оное свободным от всякого греха и изгладил долговые обязательства, нами на него ко вреду нашему данные; дозволив же пригвоздить оное ко Кресту, уплатил общий за всех нас долг и, исполнив закон, положил конец ему как древле бывшему полезным для одних иудеев, а для нас нимало не пригодному, дал же нам евангельские догматы, за хранение их обетовав нам спасение.
 


Совлек начала и власти, изведе в позор дерзновением, изобличив их в Себе.
 

Кол.2:15 с толкованием
Поелику посредством телесных страстей имели над нами владычество демоны, а Христос, облекшись в тело, стал победителем греха, то сокрушил Он владычество сопротивных и показал всем людям очевидную их немощь, собственным телом Своим даровав всем нам победу над ними.
 


Да никтоже убо вас осуждает о ядении, или о питии, или о части праздника, или о новомесячиих, или о субботах: яже суть стень грядущих.
 

Кол.2:16 с толкованием
Посему, дознав, что закон утратил свою силу, нимало не увлекайтесь покушающимися посеять у вас подзаконные наблюдения. Прекрасно же присовокупил Апостол и сие: о части праздника; потому что не могли выполнять сего. Ибо возможно ли было три раза в год ходить из Фригии во Иудею, чтобы во Иерусалиме совершать по закону праздники, особливо при близости пятидесятницы к пасхе, тогда как более пятидесяти дней требовалось для пути? Тению же грядущих Апостол назвал закон, научая, что им прообразована благодать Нового Завета. Сие и присовокупил он:
 


Тело же Христово,
 

Кол.2:17 с толкованием
то есть евангельское житие, представляет собою тело, а закон — стень, тень же при появлении света предшествует телу. А как закон — тень, благодать — тело, Владыка же Христос — свет.
 


Никтоже вас да прельщает.
 

Кол.2:17 с толкованием
(καταβραβέυετω) Приставленных судить о подвизающихся на ристалищах называют ценителями (βραβεοται), потому что подают они голос о победе одержавших верх. Ценить же неправильно значит обольщать. Итак, поелику примешивавшие к Евангелию подзаконные наблюдения от высшего низводили колоссян к низшему, то Апостол справедливо сказал: Никтоже вас да прельщает. Потом яснее показывает причиняемый вред.
 


Изволенным ему смиренномудрием и службою Ангелов, яже не уведе ходя, всуе дмяся от ума плоти своея.
 

Кол.2:18 с толкованием
Защитники закона внушали воздавать почтение Ангелам, говоря, что ими дан закон. Приверженность эта долго держалась во Фригии и Писидии. Потому-то собор, сошедшийся в Лаодикии Фригийской, законом воспретил молиться Ангелам (Прав. 35). Но в тех и сопредельных тем местах и доныне можно видеть храмы святого Михаила. Посему так советовали поступать защитники закона, водясь, конечно, смиренномудрием и говоря, что Бог всяческих невидим, неприступен и непостижим и что чрез Ангелов надлежит приобретать Божие благоволение. Сие-то разумеет Апостол в словах: смиренномудрием и службою Ангелов. Сказанное же: дмяся — не противоречит смиренномудрию, ибо смиренномудрием они прикрывались, в действительности же обладала ими страсть гордыни. А сие: яже не уведе ходя, значит: водясь собственными своими помыслами, ибо сие присовокупил Апостол: всуе дмяся от ума плоти своея.
 


А не держа главы, из неяже все тело, составы и соузы подаемо и снемлемо, растит возращение Божие.
 

Кол.2:19 с толкованием
Апостол снова Владыку Христа наименовал главою, а состав Церкви — телом. Да и все сказал в смысле переносном. Ибо как в теле головной мозг есть корень жил, а посредством жил тело получает ощущения, так тело Церкви от Владыки Христа приемлет и источники учения, и начала спасения. А что в теле сочленения, то в составе Церкви апостолы, пророки и учители. Потом Апостол и иным образом доказывает, что им нимало не прилично хранение закона.
 


Аще убо умросте со Христом от стихий мира, почто аки живуще в мире стязаетеся? Не коснися, ниже вкуси, ниже осяжи: яже суть вся во истление употреблением, по заповедем и учением человеческим.
 

Кол.2:20 с толкованием
В крещении спогреблись вы со Христом, стали мертвы для закона. Почему же терпите у себя учащих сему, и думаете, что одни из яств законны, а другие противозаконны, и не принимаете во внимание, что в них ничего нет постоянного? Ибо все превращается в гной. Заповедями же и учениями назвал Апостол не закон, но неблаговременное их учение.
 


Яже суть слово убо имуща премудрости в самовольней службе и смиренномудрии и непощадении тела, не в чести коей, к сытости плоти.
 

Кол.2:23 с толкованием
Апостол указал на имеющих одну наружность, а не действительность, ибо сие дает разуметь выражение: самовольная служба, то есть вносят они свое постановление, не следуют цели закона, обольщают пышностию слов и хранение закона называют смиренномудрием, говоря, что не должно нарушать закона, как данного Богом. И непощадением тела называется у Апостола — не всем небоязненно пользоваться, а это — явное рабство и отъятие дарованной чести, ибо от иного должно воздерживаться свободно, не как от чего-либо мерзкого, но как от самого приятного.