Библия Синодальный перевод Книга Премудрости Соломона Главы  11-15

Книга Премудрости Соломона
 


Глава 
11


1
Она благоустроила дела их рукою святого пророка:


2
они прошли по необитаемой пустыне, и на непроходных местах поставили шатры;


3
противостали неприятелям и отмстили врагам;


4
томились жаждою и воззвали к Тебе, и дана им была вода из утесистой скалы и утоление жажды - из твердого камня.


5
Ибо, чем наказаны были враги их,


6
тем они, находясь в затруднении, были облагодетельствованы:


7
вместо источника постоянно текущей реки, смрадною кровью возмущенной,


8
в обличение их детоубийственного повеления, Ты неожиданно дал им обильную воду,


9
показав тогда чрез жажду, как Ты наказал их противников.


10
Ибо, когда они были испытываемы, подвергаясь, впрочем, милостивому вразумлению, тогда познали, как мучились во гневе судимые нечестивые;


11
потому что их Ты испытывал, как отец, поучая, а тех, как гневный царь, осуждая, истязал.


12
И отсутствовавшие и присутствовавшие одинаково пострадали:


13
их постигла сугубая скорбь и стенание от воспоминания о прошедшем.


14
Они, когда услышали, что чрез их наказания те были облагодетельствованы, познали Господа.


15
Кого они прежде, как отверженного, отреклись с ругательством, Тому в последствие событий удивлялись, потерпев неодинаковую с праведными жажду.


16
А за неразумные помышления их неправды, по которым они в заблуждении служили бессловесным пресмыкающимся и презренным чудовищам, Ты в наказание наслал на них множество бессловесных животных,


17
чтобы они познали, что, чем кто согрешает, тем и наказывается.


18
Не невозможно было бы для всемогущей руки Твоей, создавшей мир из необразного вещества, наслать на них множество медведей или свирепых львов,


19
или неизвестных новосозданных лютых зверей, или дышащих огненным дыханием, или извергающих клубы дыма, или бросающих из глаз ужасные искры,


20
которые не только повреждением могли истребить их, но и ужасающим видом погубить.


21
Да и без этого они могли погибнуть от одного дуновения, преследуемые правосудием и рассеваемые духом силы Твоей; но Ты все расположил мерою, числом и весом.


22
Ибо великая сила всегда присуща Тебе, и кто противостанет силе мышцы Твоей?


23
Весь мир пред Тобою, как колебание чашки весов, или как капля утренней росы, сходящей на землю.


24
Ты всех милуешь, потому что все можешь, и покрываешь грехи людей ради покаяния.


25
Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил, ибо не создал бы, если бы что ненавидел.


26
И как могло бы пребывать что-либо, если бы Ты не восхотел? Или как сохранилось бы то, что не было призвано Тобою?


27
Но Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи.


Глава 
12


1
Нетленный Твой дух пребывает во всем.


2
Посему заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи.


3
Так, возгнушавшись древними обитателями святой земли Твоей,


4
совершавшими ненавистные дела волхвований и нечестивые жертвоприношения,


5
и безжалостными убийцами детей, и на жертвенных пирах пожиравшими внутренности человеческой плоти и крови в тайных собраниях,


6
и родителями, убивавшими беспомощные души, - Ты восхотел погубить их руками отцов наших,


7
дабы земля, драгоценнейшая всех у Тебя, приняла достойное население чад Божиих.


8
Но и их, как людей, Ты щадил, послав предтечами воинства Твоего шершней, дабы они мало-помалу истребляли их.


9
Хотя не невозможно было Тебе войною покорить нечестивых праведным, или истребить их страшными зверями, или грозным словом в один раз;


10
но Ты, мало-помалу наказывая их, давал место покаянию, зная, однако, что племя их негодное и зло их врожденное, и помышление их не изменится вовеки.


11
Ибо семя их было проклятое от начала, и не из опасения перед кем-либо Ты допускал безнаказанность грехов их.


12
Ибо кто скажет: "что Ты сделал?"- или кто противостанет суду Твоему? и кто обвинит Тебя в погублении народов, которых Ты сотворил? Или какой защитник придет к Тебе с ходатайством за неправедных людей?


13
Ибо, кроме, Тебя нет Бога, который имеет попечение о всех, чтобы доказывать Тебе, что Ты несправедливо судил.


14
Ни царь, ни властелин не в состоянии явиться к Тебе на глаза за тех, которых Ты погубил.


15
Будучи праведен, Ты всем управляешь праведно, почитая не свойственным Твоей силе осудить того, кто не заслуживает наказания.


16
Ибо сила Твоя есть начало правды, и то самое, что Ты господствуешь над всеми, располагает Тебя щадить всех.


17
Силу Твою Ты показываешь не верующим всемогуществу Твоему, и в не признающих Тебя обличаешь дерзость;


18
но, обладая силою, Ты судишь снисходительно и управляешь нами с великою милостью, ибо могущество Твое всегда в Твоей воле.


19
Но такими делами Ты поучал народ Твой, что праведному должно быть человеколюбивым, и внушал сынам Твоим благую надежду, что Ты даешь время покаяния во грехах.


20
Ибо, если врагов сынам Твоим и повинных смерти Ты наказывал с таким снисхождением и пощадою, давая им время и побуждение освободиться от зла,


21
то с каким вниманием Ты судил сынов Твоих, которых отцам Ты дал клятвы и заветы благих обетований!


22
Итак, вразумляя нас, Ты наказываешь врагов наших тысячекратно, дабы мы, когда судим, помышляли о Твоей благости и, когда бываем судимы, ожидали помилования.


23
Посему-то и тех нечестивых, которые проводили жизнь в неразумии, Ты истязал собственными их мерзостями,


24
ибо они очень далеко уклонились на путях заблуждения, обманываясь, подобно неразумным детям, и почитая за богов тех из животных, которые и у врагов были презренными.


25
Посему, как неразумным детям, в посмеяние послал Ты им и наказание.


26
Но, не вразумившись обличительным посмеянием, они испытывали заслуженный суд Божий.


27
Ибо, что они сами терпели с досадою, то же увидев на тех, которых считали богами и чрез которых были наказываемы, они познали Бога истинного, Которого прежде отрекались знать;


28
посему и пришло на них окончательное осуждение.


Глава 
13


1
Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника,


2
а почитали за богов, правящих миром, или огонь, или ветер, или движущийся воздух, или звездный круг, или бурную воду, или небесные светила.


3
Если, пленяясь их красотою, они почитали их за богов, то должны были бы познать, сколько лучше их Господь, ибо Он, Виновник красоты, создал их.


4
А если удивлялись силе и действию их, то должны были бы узнать из них, сколько могущественнее Тот, Кто сотворил их;


5
ибо от величия красоты созданий сравнительно познается Виновник бытия их.


6
Впрочем, они меньше заслуживают порицания, ибо заблуждаются, может быть, ища Бога и желая найти Его:


7
потому что, обращаясь к делам Его, они исследывают и убеждаются зрением, что все видимое прекрасно.


8
Но и они неизвинительны:


9
если они столько могли разуметь, что в состоянии были исследывать временный мир, то почему они тотчас не обрели Господа его?


10
Но более жалки те, и надежды их - на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки.


11
Или какой-либо древодел, вырубив годное дерево, искусно снял с него всю кору и, обделав красиво, устроил из него сосуд, полезный к употреблению в жизни,


12
а обрезки от работы употребил на приготовление пищи и насытился;


13
один же из обрезков, ни к чему не годный, дерево кривое и сучковатое, взяв, старательно округлил на досуге и, с опытностью знатока обделав его, уподобил его образу человека,


14
или сделал подобным какому-нибудь низкому животному, намазал суриком и покрыл краскою поверхность его, и закрасил в нем всякий недостаток,


15
и, устроив для него достойное его место, повесил его на стене, укрепив железом.


16
Итак, чтобы произведение его не упало, он наперед озаботился, зная, что оно само себе помочь не может, ибо это кумир и имеет нужду в помощи.


17
Молясь же пред ним о своих стяжаниях, о браке и о детях, он не стыдится говорить бездушному,


18
и о здоровье взывает к немощному, о жизни просит мертвое, о помощи умоляет совершенно неспособное, о путешествии - не могущее ступить,


19
о прибытке, о ремесле и об успехе рук - совсем не могущее делать руками, о силе просит самое бессильное.


Глава 
14


1
Еще: иной, собираясь плыть и переплывать свирепые волны, призывает на помощь дерево, слабейшее носящего его корабля;


2
ибо стремление к приобретениям выдумало оный, а художник искусно устроил,


3
но промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах,


4
показывая, что Ты можешь от всего спасать, хотя бы кто отправлялся в море и без искусства.


5
Ты хочешь, чтобы не тщетны были дела Твоей премудрости; поэтому люди вверяют свою жизнь малейшему дереву и спасаются, проходя по волнам на ладье.


6
Ибо и вначале, когда погубляемы были гордые исполины, надежда мира, управленная Твоею рукою, прибегнув к кораблю, оставила миру семя рода.


7
Благословенно дерево, чрез которое бывает правда!


8
А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его - за то, что сделал; а это тленное названо богом.


9
Ибо равно ненавистны Богу и нечестивец и нечестие его;


10
и сделанное вместе со сделавшим будет наказано.


11
Посему и на идолов языческих будет суд, так как они среди создания Божия сделались мерзостью, соблазном душ человеческих и сетью ногам неразумных.


12
Ибо вымысл идолов - начало блуда, и изобретение их - растление жизни.


13
Не было их вначале, и не вовеки они будут.


14
Они вошли в мир по человеческому тщеславию, и потому близкий сужден им конец.


15
Отец, терзающийся горькою скорбью о рано умершем сыне, сделав изображение его, как уже мертвого человека, затем стал почитать его, как бога, и передал подвластным тайны и жертвоприношения.


16
Потом утвердившийся временем этот нечестивый обычай соблюдаем был, как закон, и по повелениям властителей изваяние почитаемо было, как божество.


17
Кого в лицо люди не могли почитать по отдаленности жительства, того отдаленное лицо они изображали: делали видимый образ почитаемого царя, дабы этим усердием польстить отсутствующему, как бы присутствующему.


18
К усилению же почитания и от незнающих поощряло тщание художника,


19
ибо он, желая, может быть, угодить властителю, постарался искусством сделать подобие покрасивее;


20
а народ, увлеченный красотою отделки, незадолго пред тем почитаемого, как человека, признал теперь божеством.


21
И это было соблазном для людей, потому что они, покоряясь или несчастью, или тиранству, несообщимое Имя прилагали к камням и деревам.


22
Потом не довольно было для них заблуждаться в познании о Боге, но они, живя в великой борьбе невежества, такое великое зло называют миром.


23
Совершая или детоубийственные жертвы, или скрытные тайны, или заимствованные от чужих обычаев неистовые пиршества,


24
они не берегут ни жизни, ни чистых браков, но один другого или коварством убивает, или прелюбодейством обижает.


25
Всеми же без различия обладают кровь и убийство, хищение и коварство, растление, вероломство, мятеж, клятвопреступление, расхищение имуществ,


26
забвение благодарности, осквернение душ, превращение полов, бесчиние браков, прелюбодеяние и распутство.


27
Служение идолам, недостойным именования, есть начало и причина, и конец всякого зла,


28
ибо они или, веселясь, неистовствуют, или прорицают ложь, или живут беззаконно, или скоро нарушают клятву.


29
Надеясь на бездушных идолов, они не думают быть наказанными за то, что несправедливо клянутся.


30
Но за то и другое придет на них осуждение, и за то, что нечестиво мыслили о Боге, обращаясь к идолам, и за то, что ложно клялись, коварно презирая святое.


31
Ибо не сила тех, которыми они клянутся, но суд над согрешающими следует всегда за преступлением неправедных.


Глава 
15


1
Но Ты, Бог наш, благ и истинен, долготерпив и управляешь всем милостиво.


2
Если мы и согрешаем, мы - Твои, признающие власть Твою; но мы не будем грешить, зная, что мы признаны Твоими.


3
Знать Тебя есть полная праведность, и признавать власть Твою -корень бессмертия.


4
Не обольщает нас лукавое человеческое изобретение, ни бесплодный труд художников - изображения, испещренные различными красками,


5
взгляд на которые возбуждает в безумных похотение и вожделение к бездушному виду мертвого образа.


6
И делающие, и похотствующие, и чествующие суть любители зла, достойные таких надежд.


7
Горшечник мнет мягкую землю, заботливо лепит всякий сосуд на службу нашу; из одной и той же глины выделывает сосуды, потребные и для чистых дел и для нечистых - все одинаково; но какое каждого из них употребление, судья - тот же горшечник.


8
И суетный труженик из той же глины лепит суетного бога, тогда как сам недавно родился из земли и вскоре пойдет туда же, откуда он взят, и взыщется с него долг души его.


9
Но у него забота не о том, что он должен много трудиться, и не о том, что жизнь его кратка; но он соревнует художникам золотых и серебряных изделий, и подражает медникам, и вменяет себе в славу, что делает мерзости.


10
Сердце его - пепел, и надежда его ничтожнее земли, и жизнь его презреннее грязи;


11
ибо он не познал Сотворившего его и вдунувшего в него деятельную душу и вдохнувшего в него дух жизни.


12
Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда-либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла.


13
Впрочем такой более всех знает, что он грешит, делая из земляного вещества бренные сосуды и изваяния.


14
Самые же неразумные из всех и беднее умом самых младенцев - враги народа Твоего, угнетающие его,


15
потому что они почитают богами всех идолов языческих, у которых нет употребления ни глаз для зрения, ни ноздрей для привлечения воздуха, ни ушей для слышания, ни перстов рук для осязания и которых ноги негодны для хождения.


16
Хотя человек сделал их, и заимствовавший дух образовал их, но никакой человек не может образовать бога, как он сам.


17
Будучи смертным, он делает нечестивыми руками мертвое, поэтому он превосходнее божеств своих, ибо он жил, а те - никогда.


18
Притом они почитают животных самых отвратительных, которые по бессмыслию сравнительно хуже всех.


19
Они даже некрасивы по виду, как другие животные, чтобы могли привлекать к себе, но лишены и одобрения Божия и благословения Его.