|
|
1
Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2
Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3
Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4
Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
5
Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным. [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир.]
6
Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла.
7
Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8
Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9
Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
10
В устах царя - слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде.
11
Верные весы и весовые чаши - от Господа; от Него же все гири в суме.
12
Мерзость для царей - дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол.
13
Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.
14
Царский гнев - вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его.
15
В светлом взоре царя - жизнь, и благоволение его - как облако с поздним дождем.
16
Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.
17
Путь праведных - уклонение от зла: тот бережет душу свою, кто хранит путь свой.
18
Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.
19
Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
20
Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
21
Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
22
Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость.
23
Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
24
Приятная речь - сотовый мед, сладка для души и целебна для костей.
25
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
26
Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
27
Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
28
Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
29
Человек неблагонамеренный развращает ближнего своего и ведет его на путь недобрый;
30
прищуривает глаза свои, чтобы придумать коварство; закусывая себе губы, совершает злодейство; [он - печь злобы].
31
Венец славы - седина, которая находится на пути правды.
32
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
33
В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа.
1
Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
2
Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
3
Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь.
4
Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
5
Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].
6
Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их. [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола.]
7
Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые.
8
Подарок - драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
9
Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
10
На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
11
Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
12
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью.
13
Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
14
Начало ссоры - как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
15
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом.
16
К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума. [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды.]
17
Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
18
Человек малоумный дает руку и ручается за ближнего своего.
19
Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
20
Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду.
21
Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется.
22
Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
23
Нечестивый берет подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
24
Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли.
25
Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей.
26
Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
27
Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
28
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным.
1
Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного.
2
Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум.
3
С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение.
4
Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток.
5
Нехорошо быть лицеприятным к нечестивому, чтобы ниспровергнуть праведного на суде.
6
Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои.
7
Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его.
8
[Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать.]
9
Слова наушника - как лакомства, и они входят во внутренность чрева.
10
Нерадивый в работе своей - брат расточителю.
11
Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен.
12
Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении.
13
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе.
14
Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему.
15
Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его?
16
Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания.
17
Подарок у человека дает ему простор и до вельмож доведет его.
18
Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его.
19
Жребий прекращает споры и решает между сильными.
20
Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка.
21
От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается.
22
Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его.
23
Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа. [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив.]
24
С мольбою говорит нищий, а богатый отвечает грубо.
25
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.
1
Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели [богатый] со лживыми устами, и притом глупый.
2
Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится.
3
Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа.
4
Богатство прибавляет много друзей, а бедный оставляется и другом своим.
5
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, не спасется.
6
Многие заискивают у знатных, и всякий - друг человеку, делающему подарки.
7
Бедного ненавидят все братья его, тем паче друзья его удаляются от него: гонится за ними, чтобы поговорить, но и этого нет.
8
Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо.
9
Лжесвидетель не останется ненаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.
10
Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями.
11
Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам.
12
Гнев царя - как рев льва, а благоволение его - как роса на траву.
13
Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба.
14
Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа.
15
Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод.
16
Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет.
17
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его.
18
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его.
19
Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его.
20
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым.
21
Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом.
22
Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый.
23
Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его.
24
Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего.
25
Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление.
26
Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный.
27
Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума.
28
Лукавый свидетель издевается над судом, и уста беззаконных глотают неправду.
29
Готовы для кощунствующих суды, и побои - на тело глупых.
1
Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен.
2
Гроза царя - как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя.
3
Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
4
Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего.
5
Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их.
6
Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит?
7
Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него!
8
Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое.
9
Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?"
10
Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред Господом.
11
Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его.
12
Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь.
13
Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб.
14
"Дурно, дурно", говорит покупатель, а когда отойдет, хвалится.
15
Есть золото и много жемчуга, но драгоценная утварь - уста разумные.
16
Возьми платье его, так как он поручился за чужого; и за стороннего возьми от него залог.
17
Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится дресвою.
18
Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.
19
Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.
20
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
21
Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии.
22
Не говори: "я отплачу за зло"; предоставь Господу, и Он сохранит тебя.
23
Мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро.
24
От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?
25
Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать.
26
Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо.
27
Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца.
28
Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой.
29
Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина.
30
Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева.
|
|
|