Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  109

Псалтирь
 


Псалом 
109

Пс.109  с толкованием
Псалом Давида.
 


1
Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

Пс.109:1  с толкованием

2
Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих.

Пс.109:2  с толкованием

3
В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.

Пс.109:3  с толкованием

4
Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

Пс.109:4  с толкованием

5
Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;

Пс.109:5  с толкованием

6
совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.

Пс.109:6  с толкованием

7
Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.

Пс.109:7  с толкованием

Толкования на главу Пс.109
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.109

Псалом 
109

Пс.109  с толкованием
Псалом Давиду.
 

В предпоставленном псалме, предвозвестив спасительное страдание, Пророк предрекает вознесение Спасителя по страдании. О начале же сего псалма упоминает и божественнейший Петр в Деяниях, и говорит так: не бо Давид взыде на небеса, глаголет же сам, рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене: дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (Деян.2:34-35). И сам Господь, видя, что фарисеи имеют о Христе различныя мнения, предложил им такой вопрос: что вам мнится о Христе? чий есть сын? И когда сказали они: Давидов; ответствовал; како убо Давид духом Господа Его нарицает? глаголя, рече Господь Господеви Моему, седи одесную Мене. Потом выводит заключение: аще убо Давид нарицает Его Господа, како сын ему есть (Мф.22:42-44)? Сказал же сие, не отвергая того, что Христос есть сын Давидов, но к признаваемому прилагая непознанное. Ибо фарисеи признавали, что Христос есть сын Давидов, но совершенно не знали, что Он и Господь Давидов. Посему прилагает последнее, не отрицает же и признаваемаго, научая, что Он - и сын Давидов по плоти, и Господь Давидов, как Бог и Создатель. Посему блаженный Давид ясно проповедует Божество Владыки Христа, и говорит:
 


Рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене.
 

Пс.109:1 с толкованием
Если Давид царь, и царь благочестивый, сподобившийся пророчественной благодати, Владыку Христа называет своим Господом; то следует, что Христос - не человек только, как безумно говорят Иудеи, но и Бог, как Создатель и Господь Давидов. А общность имен означает тождество сущности. Ибо Господь Господу, а не Господь твари, не Господь созданию, говорит: седи одесную Мене. Посему, хотя важно сие, и не только выше естества человеческаго, но выше и всякой твари; однако же и это изречено по человечеству; потому что Сын, как Бог, имеет престол вечный; сказано: престол Твой Боже в век века (Пс.44:6). По кресте и по страдании, не как Бог сподобился сей чести, но как человек приял, что имел как Бог. Не смиренный вознесен, но Вышний, во образе Божии сый, смирил Себя, зрак раба приим (Флп.2:6-7). Посему и Евангелист взывает: Единородный Сын, Сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин.1:18). И сам Господь говорит: Аз во Отце, и Отец во Мне (Ин.14:11); и в другом месте: прослави Мя Ты Отче славою, юже имех у Тебе прежде мир не бысть (Ин.17:5). Посему, как человек, слышит: седи одесную Мене; а как Бог, имеет вечную державу.
 


Дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих.
 

Пс.109:1 с толкованием
Враги по преимуществу - диавол и служители его, демоны, кроме же их и противящиеся божественной проповеди Его, Иудеи и язычники. Речение же: дондеже не время означает, но есть особенный образ выражения, свойственный божественному писанию. Ибо так и чрез Пророка говорит Бог: Аз есмь, Аз есмь, и дондеже состареешися, Аз есмь (Ис.46:4). Явно же, что бытие Божие не оканчивается с старостию человеческою. Ибо, если о небе и о земле говорит Пророк: та погибнут, Ты же пребываеши (Пс.101:27): и еще: Ты же тойжде еси, и лета Твоя не оскудеют (Пс.101:28); тем паче и после того, как человек состареется и окончит жизнь, пребывает Владыка всяческих. Сие подобно оному апостольскому изречению: подобает бо Ему царствовати, дондеже положит вся враги под ногама Своима (1Кор.15:25). Ибо здесь речение: дондеже не время означает. Да и какое было бы основание, царствовать Ему, пока иные еще противятся, и лишиться царства, как скоро все покорятся? И Даниил Пророк сказал, что по убиении зверей воцарится Он во веки, и царствию Его не будет конца (Дан.7:27). Как будут соцарствовать Святые, или с кем будут они царствовать, если обетовавший царство отложит царскую власть? Посему речение: дондеже не время означает, но употреблено по особенному образу выражения, какой свойствен божественному Писанию.
 


Жезл силы послет Ти Господь от Сиона.
 

Пс.109:2 с толкованием
Хотя из Вифлеема жезл Иессеев; ибо сказано: изыдет жезл из корене Иессеова, и цвет от корене его взыдет: и почиет на Нем Дух Божий (Ис.11:1-2); но следующия за сим слова изображают державу Жезла - спасительный крест; потому что крестом покорил все полчище сопротивных; а крест водружен на Сионе.
 


И господствуй посреде врагов Твоих.
 

Пс.109:2 с толкованием
Ибо не попутными ветрами водились проповедники евангелия, но, терпя нападения от Еллинов и варваров, будучи окружены потоками злочестия, возобладали неприязненными, и как некиих пленников привели к Царю и заставили возлюбить служение Ему.
 


С Тобою начало в день силы Твоея, во светлостех святых Твоих.
 

Пс.109:3 с толкованием
Ты имеешь негиблющую державу; преимущественно же покажешь сие в день суда, в который Святых соделаешь светлыми и славными. Ибо днем силы Пророк назвал второе пришествие Спасителя, когда приидет Он с Ангелами во славе Отчей; тогда и Святые просветятся яко солнце, по слову самаго Господа (Мф.13:43).
 


Из чрева прежде денницы родих Тя.
 

Пс.109:3 с толкованием
Здесь открыто велелепие Божества Его, и изрекший Ему Господь: седи одесную Мене, исповедует единосущие, и провозглашает тождество естества. Сказанное: прежде денницы, дает видеть, что бытие Его прежде времен и прежде веков, А слово: из чрева показывает тождество сущности. Не от инаго чего, говорит Бог, но от Моего естества рожден Ты. И слово: чрево очевидно разумеется применительно. Как из чрева раждают люди, и раждаемое имеет одно естество с родившими; так рожден Ты от Меня, и показуешь в Себе сущность Родшаго.
 


Клятся Господь, и не раскается: Ты еси иерей во век, по чину Мелхиседекову.
 

Пс.109:4 с толкованием
Вполне истолковал сие божественный Апостол в послании к Евреям, и доказал нескончаемость сего первосвященства тем, что священство левитское не с клятвою прияло обетования, а сие подтверждено клятвою. И посему присовокуплено: и не раскается; потому что Бог всяческих не однократно домостроительствовал многое, и попускал, что подвергалось сие изменениям. Так священство иудейское учредил, и отменил; так царство иудейское воставил, и разрушил; так попускал быть царствам ассирийскому, вавилонскому и македонскому, и повелевал сокрушаться. Благоволив же, чтобы священство сие было вечное, как сказано, поклялся, что не раскается. А сказано сие человечески; потому что Божество не знает страдания, раскаяние же есть страдание. Мелхиседек - иерей не Иудеев, но язычников; так и Владыка Христос не за Иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание; когда прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите от него: сие есть тело Мое; а также и чашу растворив, даде ученикам Своим, глаголя, пийте от нея вси: сия бо есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов (Мф.26:26-28). Находим же, что Мелхиседек - и иерей и царь (потому что был образом истиннаго иерея и царя), и приносит Богу не безсловесныя жертвы, но хлеб и вино. Ибо сие принес и Аврааму, духовно провидя в чреслах Патриарха Первообраз собственнаго своего первосвященства. Посему, если от Давида Христос по плоти, Давид же от Иуды, а Христос приял первосвященство по чину Мелхиседекову; то священство левитское престало, благословение же высшаго священства перешло на колено Иудово.
 


Господь одесную Тебе сокрушил есть в день гнева Своего цари.
 

Пс.109:5 с толкованием
Противоборных и дерзких ныне князей и царей предаст мучению в день суда. Сказанное же: Господь одесную Тебе, подобно сказанному в пятнадцатом псалме: предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную Мене есть, да не подвижуся (Пс.15:8). И там изрек сие по человечеству, и выразил неотлучность соединившагося естества; и здесь изрекает вместе и Божеское и человеческое. Сказанное: седи одесную Мене относится к естеству человеческому; а слова: из чрева прежде денницы родих Тя, означает Божество. А сие: Ты еси иерей во век, опять сказано человеку; также слова: Господь одесную Тебе значат: неотлучным имеешь соединившееся Божество.
 


Судит во языцех, исполнит падения, сокрушит главы на земли многих.
 

Пс.109:6 с толкованием
Еще яснее выразил здесь суд и то, что в оный день казням всякаго рода предаст живших злочестиво, хотя и в настоящей жизни многократно подвергал их многим вразумлениям, научая неведущих познать силу Его.
 


От потока на пути пиет: сего ради вознесет главу
 

Пс.109:7 с толкованием
то есть, вочеловечившись будет жить в великой скудости, так что водами, находимыми на пути, станет утолять жажду. Подобное сему изрек и Апостол Павел: смирил Себе даже до смерти, смерти же крестныя. Темже и Бог его превознесе (Флп.2:8-9). Явно же, что сие сказано по человечеству; потому что, как Бог не смиренным быв превознесен, но будучи Всевышним, смирил Себя; а как человек, приял, чего не имел.