Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  110

Псалтирь
 


Псалом 
110

Пс.110  с толкованием
Аллилуия.
 


1
Славлю [Тебя], Господи, всем сердцем [моим] в совете праведных и в собрании.

Пс.110:1  с толкованием

2
Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.

Пс.110:2  с толкованием

3
Дело Его - слава и красота, и правда Его пребывает вовек.

Пс.110:3  с толкованием

4
Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.

Пс.110:4  с толкованием

5
Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.

Пс.110:5  с толкованием

6
Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников.

Пс.110:6  с толкованием

7
Дела рук Его - истина и суд; все заповеди Его верны,

Пс.110:7  с толкованием

8
тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.

Пс.110:8  с толкованием

9
Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!

Пс.110:9  с толкованием

10
Начало мудрости - страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.

Пс.110:10  с толкованием

Толкования на главу Пс.110
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.110

Псалом 
110

Пс.110  с толкованием
Аллилуия.
 

Древле Аммонитяне, Моавитяне, Идумеи, собрав, сколько возможно, великое множество, ополчились однажды против колена Иудова; а царствовал тогда над ним Иоасафат, потомок Давидов, муж, котораго благочестие засвидетельствовано. Он, узнав о множестве врагов, со всем народом притек к Богу, прося неодолимой Его помощи, и получил просимое; потому что Богвсяческих повелел им смело идти на врагов, как бы под Его водительством. С наступлением дня, враги устремились друг против друга, и сами себя стали убивать как противников, так что ни один не избег этой гибели. Воинство Иудеев, усмотрев сие с одного подзорнаго места, устремилось как на готовую добычу; обобрали врагов, и возвратились с великими корыстями, и, как показывает история Паралипоменон, с мусикийскими орудиями вошли в божественный дом, песнословя Подателя победы (2Пар.20:28). Сие провидя, Пророк написал псалом сей, как бы некую песнь, возглашаемую благочестивым Иосафатом. И в надписании называется он песнию; потому что слово: аллилуиа, как уже объяснили мы, переводится словами: хвалите Господа; так как аллилу значит: хвалите, а Иа - Господа, или Сущего.
 

Исповемся Тебе Господи всем сердцем моим.
 

От всего помышления приношу Тебе, Владыка, благодарственную песнь.
 


В совете правых и сонме.
 

Пс.110:1 с толкованием
Не я один, но со мною и собрание благочестивых; потому что в это время народ освободился от идольской прелести, царь всех обучил благочестию. Посему советом правых Пророк называет собрание благочестивых.
 


Велия дела Господня.
 

Пс.110:1 с толкованием
Подлинно чудно и достоудивительно совершаемое силою Господнею.
 


Изыскана во всех волях Его.
 

Пс.110:2 с толкованием
Все, что угодно Господу, творит Он; каждое из произведений Его исполнено премудрости, и привлекает от всех хвалу.
 


Исповедание и великолепие дело Его.
 

Пс.110:3 с толкованием
Все, производимое Им, и создание, и домостроительство, и величественно, и преестественно, и, достойно песнопения всех людей. Исповеданием Пророк называет здесь благодарение.
 


И правда Его пребывает в век века.
 

Пс.110:3 с толкованием
Нет ничего неправеднаго в совершаемом Им, но все украшается правдою; потому что всем управляет, вечно водясь правдою.
 


Память сотворил есть чудес Своих.
 

Пс.110:4 с толкованием
Поелику явно совершил гибель врагов, а сие же самое творил и при предках, то скрыв под водами Египтян, то воздеянием рук Моисеевых поразив Амаликитян, и чрез Иисуса Навина сокрушив Хананеев и иные народы; то наказание врагов Пророк назвал напоминанием чудес: то есть, что истинны славныя чудеса Твои, которыя у неверных почитаются ложными, доказал Ты новым чудотворением, и напомнил нам, что совершил Ты при наших предках.
 


Милостив и щедр Господь. Пищу даде боящимся Его.
 

Пс.110:4 с толкованием
Слово пищу другие переводчики заменили словом: добычу. То и другое верно; потому что Иудеи, как на готовую добычу, устремились на богатство врагов, и принесли оттуда обильную пищу.
 


Помянет в век завет Свой.
 

Пс.110:5 с толкованием
Симмах же перевел так: добычу дал боящимся Его, памятуя вечный завет Свой; потому что хранит незабвенную память о данных отцам обетованиях, и ради оной сообщает нам блага.
 


Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати имь достояние язык.
 

Пс.110:6 с толкованием
Нам наипаче явною соделал силу Свою, даровав нам богатство посрамления ими, но и имущество их обратил в нашу собственность.
 


Дела рук Его истина и суд.
 

Пс.110:7 с толкованием
Совершил же сие не вопреки справедливости, но весьма законно; потому что враги, ни в чем не имея права жаловаться на нас, покушались истребить нас совершенно. А поэтому произнес на них истинный и правдивый приговор.
 


Верны вся заповеди Его, Утвержены в век века, сотворены во истине и правоте.
 

Пс.110:8 с толкованием
Бог, законополагая, обещал благоволение Свое хранящим закон. Сие говорит Пророк и здесь, а именно, что не лживы обетования о хранении заповедей, и решившиеся исполнять их всегда пользуются промышлением Его. Ибо и мы, искренно умолявшие Его, оказались победителями неприязненых. Сие выразил Пророк и в присовокупляемом.
 


Избавление посла людем Своим: заповеда в век завет Свой.
 

Пс.110:9 с толкованием
Обетования Божии не только не лживы, но и навсегда непреложны.
 


Свято и страшно имя Его.
 

Пс.110:9 с толкованием
Для верующих оно свято, превожделенно, и источает обилие благ, а неверующих и живущих беззаконно мучит и наказует.
 


Начало премудрости страх Господень.
 

Пс.110:9 с толкованием
Посему необходимо страшиться и трепетать Его. Это - первое основание божественнаго учения. Ибо премудростию Пророк называет не искусство в слове, но познание божественнаго. Посему необходимы, для начинающих страх, а для совершенных приобретение любви.
 


Разум же благ всем творящим и.
 

Пс.110:10 с толкованием
Для совершенства недостаточно ведения; и созерцание имеет нужду в деятельности; сподобившемуся божественнаго разумения надлежит ведение украшать делами, и служить им Подателю разумения.
 


Хвала Его пребывает в век века.
 

Пс.110:10 с толкованием
Кстати присовокупил Пророк и сие, научая, как любитель добродетели сам для себя извлекает из сего пользу; потому что Бог, еслибы и никто не восхотел песнословить Его, имеет вечное и непрекращающееся песнопение. У Евреев, сказывают, псалом сей написан по азбуке, и составлен по порядку букв. Подобно ему составлен и следующий за ним псалом.