Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  114

Псалтирь
 


Псалом 
114

Пс.114  с толкованием
[Аллилуия.]
 


1
Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое;

Пс.114:1  с толкованием

2
приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои.

Пс.114:2  с толкованием

3
Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь.

Пс.114:3  с толкованием

4
Тогда призвал я имя Господне: Господи! избавь душу мою.

Пс.114:4  с толкованием

5
Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш.

Пс.114:5  с толкованием

6
Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне.

Пс.114:6  с толкованием

7
Возвратись, душа моя, в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя.

Пс.114:7  с толкованием

8
Ты избавил душу мою от смерти, очи мои от слез и ноги мои от преткновения. Буду ходить пред лицем Господним на земле живых.

Пс.114:8  с толкованием

Толкования на главу Пс.114
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.114

Псалом 
114

Пс.114  с толкованием
Аллилуия.
 

Сын Селевков Антиох, по прозванию Епифан, обременил Иудеев многими всякаго рода бедствиями, и проводивших жизнь разсеянную привел к тому, что преступили они Божий закон; а любители благочестия, ревностно подвизавшиеся за оный, восприяли добропобедные венцы. Сие-то мужество их предсказывается в настоящем сладкопении, а вместе описываются приразившияся к ним бедствия и поданная им помощь Богом всяческих.
 


Возлюбих, яко услышит Господь глас моления моего. Яко приклони ухо Свое мне.
 

Пс.114:1 с толкованием
Пророчество научает их говорить следующее: всего приятнее для меня Божественное, всего инаго достолюбезнее служить Богу; потому что приемлет моления мои, и удостоивает Своей помощи.
 


И во дни моя призову.
 

Пс.114:1 с толкованием
Посему-то во всю жизнь мою буду Его песнословить, и просить у Него споборничества. После сего Пророк описывает множество горестей.
 


Объяша мя болезни смертныя, беды адовы обретоша мя.
 

Пс.114:3 с толкованием
Под болезнями в собственном смысле разумеются болезни раждающей при рождении. Посему в переносном смысле болезнями адовыми называются бедствия, которыя доводят до близости к самой смерти. Поэтому Пророк сказует, что окружены многими всякаго рода опасностями, как бы находясь близ самой смерти, и достигнув до самых врат адовых.
 


Скорбь и болезнь обретох: и имя Господне призвах.
 

Пс.114:3 с толкованием
Но, подпав сим опасностям, не покою и разсеянности предался я, и не другия утешения в жизни избрал для себя; но сетуя проливал слезы, и непрестанно молясь, взыскал Божией помощи. Сие всякий точнее может дознать из истории Маккавеев; потому что питомцы благочестия, удалившись в пустыню, томимые голодом и жаждою, умоляли Бога, и получили от Него помощь.
 


О, Господи, избави душу мою.
 

Пс.114:4 с толкованием
Слезно молясь, говорил я следующее: защити, Владыка, и избавь души наши от облежащих зол. Впрочем, дознав опытом великое Его человеколюбие, знал я моляся, что получу просимое. Ибо и сие присовокупил Пророк.
 


Милостив Господь и праведен, и Бог наш милует
 

Пс.114:4 с толкованием
потому что изливает на людей потоки милости. Но Он и правдив, наказывает обидчиков, если не хотят прибегнуть к раскаянию. Пророк, дважды упомянув о милости, однажды упоминает о правде; потому что человеколюбие Божие препобеждает определение правды.
 


Храняй младенцы Господь.
 

Пс.114:5 с толкованием
Ибо столько прилагает попечения о всех людях, что и грудных младенцев удостоивает всякаго промышления. Не только печется о родившихся, но и тех, которые сокрыты еще во чреве матернем, погружены в зловонных водах, заключены в мрачном и темном месте, блюдет, спасает, совершенствует, изводит на свет, подает им источники млека, избавляет их от злоумышлений демонских, и кратко сказать, приемлет их под Свое отеческое промышление. Не без намерения же упомянуло о сем пророческое слово, а в научение, что Бог всяческих не только вознаграждает плоды праведных, но Сам предначинает благодеянием, созидает несуществующих, создав, печется о них, по достижении ими совершеннаго возраста, ожидает от них плодов правды, и тогда добрых снова ущедряет благодеяниями.
 


Смирихся, и спасе мя.
 

Пс.114:5 с толкованием
Симмах же перевел так: изнемог я, и Ты спас меня. Ибо, если младенцы, не получившие еще ведения о Нем, пользуются таким Его попечением; тем паче дарует Он спасение искренно призывающим Его. Посему, как скоро узрел, что смирены мы бедствиями, сподобил нас помощи Своей.
 


Обратися душе моя в покой твой, яко Господь благодействова тя.
 

Пс.114:6 с толкованием
Сами себя ободряют и поощряют к мужеству, указуя множество Божиих благодеяний, и научая самих себя, что, если и смерть приимут за благочестие, то преставятся к жизни радостной и безпечальной. Ибо такую жизнь Пророк назвал покоем, дает же сие видеть следуюшими словами:
 


Яко изъят душу мою от смерти, очи от слез, и нозе мои от поползновения. Благоугожду пред Господем во стране живых.
 

Пс.114:7 с толкованием
Страною живых Пророк называет жизнь не настоящую, в которой и плачь, и сетование, и болезни, и смерть, и грехи, и бедствия, но жизнь от всего этого свободную, в которой не трудно стяжание добродетели, без усилий прибывает богатство правды: потому что возжелавшие трудами собрать оное здесь во много крат приумножат там без трудов. Посему и возносят благодарственное песнопение; потому что очи их избавились от слез, ноги избегли поползновенной жизни, душа пришла в состояние не подпадать греховной смерти; и они самих себя поучают мужественно переносить приражения скорбей и презирать смерть; потому что за смертию следует безпечальная жизнь.