Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  117

Псалтирь
 


Псалом 
117

Пс.117  с толкованием
[Аллилуия.]
 


1
Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Пс.117:1  с толкованием

2
Да скажет ныне [дом] Израилев: [Он благ,] ибо вовек милость Его.

Пс.117:2  с толкованием

3
Да скажет ныне дом Ааронов: [Он благ,] ибо вовек милость Его.

Пс.117:3  с толкованием

4
Да скажут ныне боящиеся Господа: [Он благ,] ибо вовек милость Его.

Пс.117:4  с толкованием

5
Из тесноты воззвал я к Господу, - и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь.

Пс.117:5  с толкованием

6
Господь за меня - не устрашусь: что сделает мне человек?

Пс.117:6  с толкованием

7
Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих.

Пс.117:7  с толкованием

8
Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека.

Пс.117:8  с толкованием

9
Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей.

Пс.117:9  с толкованием

10
Все народы окружили меня, но именем Господним я низложил их;

Пс.117:10  с толкованием

11
обступили меня, окружили меня, но именем Господним я низложил их;

Пс.117:11  с толкованием

12
окружили меня, как пчелы [сот], и угасли, как огонь в терне: именем Господним я низложил их.

Пс.117:12  с толкованием

13
Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня.

Пс.117:13  с толкованием

14
Господь - сила моя и песнь; Он соделался моим спасением.

Пс.117:14  с толкованием

15
Глас радости и спасения в жилищах праведников: десница Господня творит силу!

Пс.117:15  с толкованием

16
Десница Господня высока, десница Господня творит силу!

Пс.117:16  с толкованием

17
Не умру, но буду жить и возвещать дела Господни.

Пс.117:17  с толкованием

18
Строго наказал меня Господь, но смерти не предал меня.

Пс.117:18  с толкованием

19
Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа.

Пс.117:19  с толкованием

20
Вот врата Господа; праведные войдут в них.

Пс.117:20  с толкованием

21
Славлю Тебя, что Ты услышал меня и соделался моим спасением.

Пс.117:21  с толкованием

22
Камень, который отвергли строители, соделался главою угла:

Пс.117:22  с толкованием

23
это - от Господа, и есть дивно в очах наших.

Пс.117:23  с толкованием

24
Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный!

Пс.117:24  с толкованием

25
О, Господи, спаси же! О, Господи, споспешествуй же!

Пс.117:25  с толкованием

26
Благословен грядущий во имя Господне! Благословляем вас из дома Господня.

Пс.117:26  с толкованием

27
Бог - Господь, и осиял нас; вяжите вервями жертву, ведите к рогам жертвенника.

Пс.117:27  с толкованием

28
Ты Бог мой: буду славить Тебя; Ты Бог мой: буду превозносить Тебя, [буду славить Тебя, ибо Ты услышал меня и соделался моим спасением].

Пс.117:28  с толкованием

29
Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его.

Пс.117:29  с толкованием

Толкования на главу Пс.117
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.117

Псалом 
117

Пс.117  с толкованием
Аллилуия.
 

И сию песнь приносят в дар Богу улучившие спасение. Ибо когда, по возвращении Иудеев, все соседние народы собрались вместе, завидуя прежнему их благоденствию, призвали себе на помощь и другие народы, даже варварские, но по пророчеству Иоиля, Иезекииля, Михея и Захарии ниспосланными от Бога казнями были истреблены; тогда спасенные принесли Богу сию благодарственную песнь. Поелику же в том, что было с Иудеями, преднаписано совершившееся с нами; то песнопение сие приличествует паче уверовавшим из язычников, которые, многими начальствующими и подначальными, народами и народоправителями, царями и военачальниками, быв гонимы, мучимы и терзаемы, претерпев тысячи различных смертей, оказались победителями враждуюших. И Иудеям и сим уверовавшим благодать Духа в песнопении сем предложила учение.
 


Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.
 

Пс.117:1 с толкованием
Воспойте Благаго и Подателя благ; потому что милость Его непреложна, и всегда оказывает Он милость имеюшим в ней нужду.
 


Да речет убо дом Израилев: яко благ, яко в век милость Его. Да речет убо дом Ааронь: яко благ, яко в век милость Его:
 

Пс.117:2 с толкованием
Об Иудеях упомянув раздельно, об уверовавших из язычников делает общее упоминание.
 


Да рекут убо вси боящиися Господа: яко благ, яко в век милость Его.
 

Пс.117:4 с толкованием
Божие человеколюбие, говорит Пророк, все песнословьте: и от Израиля ведущие род, хвалящиеся прародительским благочестием, даже сподобившиеся между ними священства, и вы, происшедшие от различных народов, но избавившиеся нечестия предков; потому что Бог всех один, и всем оказывает различныя благодеяния, и просящим являет милость. Потом Пророк яснее говорит о Божием промысле.
 


От скорби призвах Господа, и услыша мя в пространство.
 

Пс.117:5 с толкованием
Ибо не воспрепятствовал приразиться ко мне бедствиям, но показал опасности, и немедленно разсеял их. Сие сказал Пророк и в четвертом псалме: в скорби распространил мя еси (Пс.4:2), то есть, доставил мне утешение большее и самой скорби.
 


Господь мне помощник, и не убоюся, что сотворит мне человек. Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя
 

Пс.117:6 с толкованием
; потому что, Владыку всяческих имея помощником, не боюсь нападения врагов. Надеюсь же, что, пользуясь Его помощию, весьма скоро увижу погибель их. Потом Пророк благочестивую мысль сию подкрепляет благими помыслами.
 


Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи.
 

Пс.117:8 с толкованием
Он благ, человеколюбив, хощет добра, может сделать все, что хощет, и власть Его негиблема. А люди и по природе тленны, и в мыслях превратны, часто не хотят добра; а иногда хотят, но не могут защитить обиженных; если и начальствуют, то начальство их временно; и царская власть у людей не прочна, но продолжается малое время. Поэтому лучше оставить человеческую помощь, и взыскать помощи Божией.
 


Вси языцы обыдоша мя, и именем Господним противляхся им.
 

Пс.117:10 с толкованием
На Церковь нападали все народы, а на Иерусалим не все, только некоторые. Посему об Иудеях слово сие произносится преувеличенно, о Церкви же истинно; потому что во всяком народе уверовавшие терпели от неверных возстания и беды. Впрочем и Иудеи и уверовавшие, возложив упование на Бога, препобеждали сопротивников.
 


Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им.
 

Пс.117:12 с толкованием
А Симмах перевел так: окружили меня, и снова вокруг обступили меня, то есть, непрестанныя делали нападения, осаждали со всех сторон. Но, оградившись призыванием имени Божия, разсыпал я полчище их.
 


Обыдоша мя яко пчелы сот.
 

Пс.117:12 с толкованием
Как пчелы, нашедши сот, высасывают медовую влагу: так и они, говорит Пророк, покушались отнять у меня бывшую во мне сладость благочестия.
 


И разгорешася яко огнь в тернии.
 

Пс.117:12 с толкованием
Надеялись же; что весьма легко преодолеют меня, как огонь скоро истребляет терние.
 


И именем Господним противляхся им.
 

Пс.117:12 с толкованием
Но ожидая сего, обманулись в надежде, побежденные моею надеждою; потому что всем им противопоставил я Своего Владыку, и Им приобрел победу.
 


Отриновен превратихся пасти, и Господь прият мя.
 

Пс.117:13 с толкованием
Сие приличествует и уверовавшим и Иудеям. Ибо и первые подверглись бы совершенной гибели, если бы не пользовались Божиею благодатию; и последние впали бы в нечестие, если бы не поддержала их Божественная сила.
 


Крепость моя и пение мое Господь, и бысть мне во спасение.
 

Пс.117:14 с толкованием
Поэтому Богдля нас - и сила, и победа, и источник песнопения; потому что, от Него прияв блага, с благодушием приносим в дар Ему песнь.
 


Глас радости и спасения в селениих праведных
 

Пс.117:15 с толкованием
потому что после победы, избавившись от прежняго плача, предались веселию и благохвалениям, песнословя Бога.
 


Десница Господня сотвори силу. Десница Господня вознесе мя.
 

Пс.117:15 с толкованием
Десницею как говорили мы многократно, Пророк называет благую действенность. Делающие же добро не себе самим приписывают победу, не на свою ревность и силу возлагают надежду, но взывают, что прияли это по Божией благодати.
 


Десница Господня сотвори силу. Не умру, но жив буду, и повем дела Господня.
 

Пс.117:16 с толкованием
Посему, воспользовавшись помощию свыше и препобедив смерть, благодеяния Божии поведаю незнающим, и напомяну знающим, а напоминанием оных воспламеню любовь к Богу.
 


Наказуя наказа мя Господь, смерти же не предаде мя.
 

Пс.117:18 с толкованием
Господь, отечески вразумляя меня, попустил приразиться ко мне горестям, но разсеял мрачное их облако, и совершенно избавил меня от угрожавшаго мне вреда.
 


Отверзите мне врата правды: вшед в ня исповемся Господеви.
 

Пс.117:19 с толкованием
Пророк вратами правды называет не врата храма, но различные виды добродетели, при которых можно достойным образом песнословить Бога всяческих. И сие яснее дал видеть в присовокупляемом; потому что как бы дает ответ на вопрос, и говорит:
 


Сия врата Господня: праведнии внидут в ня.
 

Пс.117:20 с толкованием
Так и юноше, пожелавшему узнать путь к вечной жизни, Господь сказал: заповеди веси: не прелюбы твори: не укради, чти отца твоего и матерь твою (Лк.18:20); возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе (Мф.19:19). Так и Себя, как путеводителя и учителя добродетели, Владыка наименовал дверию. Ибо говорит: Аз есмь дверь овцам: Мною аще кто внидет, и внидет и изыдет, и пажить обрящет (Ин.10:9). Сие и здесь изрекло пророческое слово: сия врата Господня: праведнии внидут в ня.
 


Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение.
 

Пс.117:21 с толкованием
Посему воспеваю Тебя, приявшаго прошение мое и даровавшаго спасение.
 


Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла.
 

Пс.117:22 с толкованием
Хотя бы тысящекратно с безстыдством утверждали Иудеи, но сие не может приложено быть к кому либо иному. Ибо, если разделенными коленами древле и управлял Зоровавель; то правление его было не продолжительно. А Владыка Христос две стены, стоявшия прямо одна против другой, - разумею уверовавших, как из Иудеев, так и из язычников, и одних порабощенных злочестию, а других влекущих иго закона, сведя во едино, совокупил разстоявшее, и из тех и других составил единую Церковь, подобно некоему углу, связуюшему и одну с другою взаимно совокупляющему две сии стены. Сей-то Камень бывшие древле зиждущими, фарисеи и саддукеи, иереи и книжники, пренебрегли и распяли: но бысть во главу угла, или по переводу Симмаха, стал краеугольным. О сем-то Камне и устами Пророка Исаии предвозвестил Бог: се полагаю в Сионе камень многоценен, избран, краеуголен, честень, в основание ему, и всяк веруяй в онь, не постыдится (Ис.28:16). Сие сказал и блаженный Павел: наздани бывше на основании Апостол и Пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу (Еф.2:20). Сей-то Камень и Блаженный Даниил видел отсеченным без рук, научаемый сим неискусомужному рождению Девы, - видел, что Он сокрушил тело, то есть, суету жизни, и бысть гора велика, и покрыл Собою вселенную (Дан.2:34-35).
 


От Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших.
 

Пс.117:23 с толкованием
Податель же сей благодати - Бог; и мы дивимся неизглаголанному Его человеколюбию.
 


Сей день, его же сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь.
 

Пс.117:24 с толкованием
Пророк называет от Бога сотворенным тот день, в который Камень сей, по страдании, воскрес; потому что вскоре по воскресении повелел священным Апостолам идти и научить все народы. Но Пророк сказал, что день сей преимущественно создан Богом; потому что в оный в начале сотворил Бог свет; и он же, прияв воскресение нашего Спасителя, лучи Солнца правды излиял на целую вселенную. Бог, создав свет, назвал свет - днем, и ничего инаго не творил в тот день. По этому и сей единый день, подобно дню первому, приял создание света. Ибо в день вторый сотворил Бог твердь, в день третий растения и семена, и также в дни другие создал все прочее: но в первый день сотворил свет, и свет назвал днем. По этому справедливо сказал Пророк: сей день, егоже сотвори Господь: возрадуемся и возвеселимся в онь, как приявшие в оный источники благ.
 


О, Господи, спаси же: о, Господи, поспеши же.
 

Пс.117:25 с толкованием
И в последующее время подавай спасение, Владыка, и ведущий к Тебе путь соделывай легким и удобошественным.
 


Благословен грядый во имя Господне.
 

Пс.117:25 с толкованием
Сие и отроки восклицали Владыке в обличение тех, которые уверяли о себе, что изучили словеса Божии, но не хотели уразуметь истиннаго смысла. Ибо, когда книжники и фарисеи называли Владыку Самарянином, отроки взывали, что Он - и грядый и благословенный. Подобно сему и слово: осанна встречается в сем же пророчестве. Ибо находим, что сказанное: спаси, у Евреев читается: осанна. Отсюда же заимствуя и блаженный Иоанн Креститель, руководствуя к истине учеников своих, спрашивает через них Господа: Ты ли еси грядый, или иного чаем (Мф.11:3)? Но тот, кто Господь, пришел во имя Господне. Так сказал Иудеям: Аз приидох во имя Отца Моего, и не приемлете Мене; ин приидет во имя свое, того приимете (Ин.5:43). Тот, кто есть Благословенный, есть также и Сын Благословеннаго. Так и первосвященник спрашивал: Ты ли еси Сын благословеннаго (Мк.14:61)?
 


Благословихом вы из дому Господня.
 

Пс.117:26 с толкованием
Так говорят победившие возлюбленным ими: приносим вам благословение от того Камня, который соделался домом сущаго в нем Бога Слова. Ибо сказано: и Слово плоть бысть, и вселися в ны (Ин.1:14). И Господь сказал Иудеям: разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю (Ин.2:19).
 


Бог Господь, и явися нам.
 

Пс.117:27 с толкованием
Здесь Пророк Владыку Христа ясно исповедал Богом. Ибо Кого нарек выше Камнем, и потом благословенным и грядущим во имя Господне, Того же наименовал и Господом и Богом, совершившим пришествие Свое и даровавшим спасение уверовавшим.
 


Составите праздник во учащающих до рог олтаревых.
 

Пс.117:27 с толкованием
Поэтому соберитесь все, и празднуя собственное свое спасение, совершите такое великое торжество, чтобы стеснившееся множество достигало до самаго жертвенника. Пророк сказал: во учащающих, то есть, столпившись и теснясь от многолюдства.
 


Бог мой еси Ты, и исповемся Тебе: Бог мой еси Ты, и вознесу Тя.
 

Пс.117:28 с толкованием
Тебя знаю Бога моего, Тебя знаю Владыку моего, Тебя Благодетеля буду песнословить во всю жизнь.
 


Исповемся Тебе, яко услышал мя еси, и был еси мне во спасение. Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его.
 

Пс.117:29 с толкованием
Себя самих, как предпоставленные другим, первых подвигнув к славословию, потом и других убеждают песнословить благаго Владыку, как всем обильно отверзающаго источники милости. Надлежит же знать, что и Иудеям, когда окружили их оные народы, спасительно было познать Того, Кто от них произойдет по плоти, и всем дарует спасение. Ибо сие делало их более отважными против нападаюших, ободряя верою в скрывавшееся в них благословение.