Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  13

Псалтирь
 


Псалом 
13

Пс.13  с толкованием
Начальнику хора. Псалом Давида.
 


1
Сказал безумец в сердце своем: [нет Бога]. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.

Пс.13:1  с толкованием

2
Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.

Пс.13:2  с толкованием

3
Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

Пс.13:3  с толкованием

4
Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?

Пс.13:4  с толкованием

5
Там убоятся они страха, [где нет страха,] ибо Бог в роде праведных.

Пс.13:5  с толкованием

6
Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.

Пс.13:6  с толкованием

7
[Кто даст с Сиона спасение Израилю!] Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.

Пс.13:7  с толкованием

Толкования на главу Пс.13
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.13

Псалом 
13

Пс.13  с толкованием
В конец, псалом Давиду.
 

И сей псалом отсылает нас к концу; потому что предвозвещает будущее. Содержание же его таково: царь ассирийский Сеннахирим наступил некогда с воинством на Иудею и овладел многими городами, из которых иные сдались добровольно, а другие взяты силою. В надежде же овладеть и Иерусалимом к владычествовавшему тогда над Иудеями Езекии послал он Рапсака с богохульными и злочестивыми словами. Ибо говорит он: скажите Езекии, да не обольщает тебя Бог твой, на Котораго ты уповаешь, что избавит Иерусалим от руки моей. Где есть Бог Емафа и Арфада? где есть Бог града Сепфаруима? Не могли они избавить от руки моей, и измет ли Господь Иерусалима из руки моей (4Цар.18:34-35)? Но так говорил Рапсак, а Езекия, пренебрегши и великое воинство, и безумие речей, водясь же собственным своим благочестием, призвал в помощь Божественное споборничество, и вскоре воспользовался оным. Ибо праведный Судия, возгнушавшись нечестием одного, и прияв благочестие другаго, чрез единаго Ангела умертвил сто восемьдесят пять тысяч Ассириян, а прочих обратил в бегство, и осажденным даровал чудное спасение.
 


Рече безумен в сердце своем: несть Бог.
 

Пс.13:1 с толкованием
Начало псалма соответствует словам Сеннахирима и Рапсака.
 


Растлеша и омерзишася в начинаниях: несть творяй благостыню.
 

Пс.13:1 с толкованием
Основание и корень нечестия, говорит Пророк, есть растление жизни; потому что, предав себя самих невоздержанию и зверской жизни, изринули вы из разума памятование о Боге, а безумию вождя последовали и подданные.
 


Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго.
 

Пс.13:2 с толкованием
Тех, которые так делали и говорили, не оставил без внимания на высоких живый и на смиренныя призираяй (Пс.112:5-6); но подвергнув точному изследованию помыслы их, усмотрел, что все одержимы злочестием и вместе беззаконием жизни. Сие подобно тому, что сказано Аврааму: вопль Содомский и Гоморрский умножися ко Мне, и греси их велицы зело. Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне, совершаются (Быт.18:20).
 


Ни ли уразумеют вси делающии беззаконие, снедающии люди Моя в снедь хлеба? Господа не призваша. Тамо убояшася страха, идеже не бе страх.
 

Пс.13:4 с толкованием
Вы, снедаюшие народ Мой, не хотели уразуметь сего; поэтому из самаго опыта дознаете, что этот народ неудобоуловим, и что вы не можете, подобно какому-то снедаемому хлебу, расточать его, пренебрегая Мое промышление. Ибо сие выражает Пророк словами: Господа не призваша. Посему вы, небоязненно разглагольствующие и никого не страшащиеся, впадете в страх и боязнь, и предадитесь бегству, когда ни один человек не будет устрашать и преследовать. Ибо сие означают слова: тамо убояшася страха, идеже не бе страх. А слова: ни ли уразумеют вси делающии беззаконие должно читать с особенною выразительностию. Сие же: Господь с небесе приниче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй, или взыскаяй Бога, сказал Пророк человекообразно, показывая, что с небеси наслал Бог наказание на Ассириян. Ибо явно, что Бог всяческих повсюду пребывает, и, по пророческому слову, содержить круг земли и живущия на ней, аки пруги (Исх.40:22).
 


Яко Бог в роде праведных. Совет нищаго посрамисте: Господь же упование его есть.
 

Пс.13:6 с толкованием
Творит же сие Господь всяческих ради добродетели царя Езекии и благочестно им пасомого рода, который вы, злочестивые, пренебрегли, как ничего нестоющий, и посмеялись его твердому на Меня упованию. Ибо сие упование Пророк назвал советом, а не целию. Надежда на Меня как бы священным якорем служила роду сему, и он улучил спасение, как надеялся. Ибо сие присовокупил Пророк:
 


Кто даст спасение Израилево?
 

Пс.13:7 с толкованием
В сем заключается сугубое пророчество. Ибо предвозвещается не только тогда бывшее спасение осажденным, но и по истечении многих времен тамже бывшее спасительное явление нашего Спасителя.
 


Внегда возвратит Господь пленение людей своих возрадуется Иаков, и возвеселится Израиль.
 

Пс.13:8 с толкованием
Поелику десять колен и жители многих городов иудейских были уже отведены в плен; то Пророк молится, чтобы они улучили то же спасение, и возвратили себе свободу, и говорит, что тогда будет вящшее веселие у народа, имеющаго сугубое именование, потому что наименован не Иаковом только, но и Израилем, наследовав и сие имя, данное Богом праотцу.