Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  145

Псалтирь
 


Псалом 
145

Пс.145  с толкованием
[Аллилуия. Аггея и Захарии.]
 


1
Хвали, душа моя, Господа.

Пс.145:1  с толкованием

2
Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.

Пс.145:2  с толкованием

3
Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.

Пс.145:3  с толкованием

4
Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.

Пс.145:4  с толкованием

5
Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,

Пс.145:5  с толкованием

6
сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность,

Пс.145:6  с толкованием

7
творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,

Пс.145:7  с толкованием

8
Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.

Пс.145:8  с толкованием

9
Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.

Пс.145:9  с толкованием

10
Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия.

Пс.145:10  с толкованием

Толкования на главу Пс.145
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.145

Псалом 
145

Пс.145  с толкованием
Аллилуия.
 

В иных списках приложено: Аггея и Захарии. Но сего не нашел я ни в еврейском тексте, ни у других переводчиков, ни у Седмидесяти в екзаплах. Повелевает же и сей псалом песнословить Бога всяческих; сие дает видеть и надписание; потому что Аллилуия, как говорили мы неоднократно, толкуется: хвалите Бога.
 


Хвали душе моя Господа.
 

Пс.145:1 с толкованием
Благодать Духа всем нам повелевает возбуждать себя самих к славословию Божию.
 


Восхвалю Господа в животе моем, пою Богу моему дондеже есмь.
 

Пс.145:2 с толкованием
В псалме шестом сказал Пророк: яко несть в смерти поминаяй Тебе, во аде же кто исповестся Тебе (Пс.6:6)? Посему научаемся песнословить Бога во время жизни, пока не приимем конца жизни настоящей.
 


Не надейтеся на князи.
 

Пс.145:2 с толкованием
Добрый совет; потому что князи не всегда господствуют, но власть их временна, и не все князи чтут справедливость. А если бы и то и другое было; то надобно иметь в виду бренность естества. Ибо Пророк и присовокупляет следующее:
 


На сыны человеческия, в нихже несть спасения.
 

Пс.145:3 с толкованием
Смотри на природу, и не полагайся на власть; потому что человек суете уподобися (Пс.143:4); и: человек яко трава дние его (Пс.102:15).
 


Изыдет дух его и возвратится в землю его.
 

Пс.145:4 с толкованием
Духом Пророк называет здесь душу. Когда отходит душа, тело возвращается к тому, что сродно ему, по Божественному определению: яко земля еси, и в землю отыдеши (Быт.3:19).
 


В той день погибнут вся помышления его.
 

Пс.145:4 с толкованием
По разлучении души с телом, и по разрешении тела в прах, суетным оказывается мечтание помыслов. Сему Господь научил нас и притчею. Ибо представив, что богатый, у котораго угобзися нива, замышляет разорить житницы и построить большия, присовокупил: безумне, в сию нощь душу твою истяжут от тебе: а яже уготовал еси, кому будут (Лк.12:20)? И прочие люди, одни мечтают о начальствовании и властвовании, другие о приобретении полей и постройке домов, иные представляют в уме победы на войне, другие устрояют гибель врагам. Но внезапно приходит смерть, и мечтание помыслов остается неисполненным. Так Пророк, показав суетность надежды на людей, доказывает пользу упования на Бога.
 


Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего.
 

Пс.145:5 с толкованием
Пророк не без причины наименовал Богом Иаковлевым, но, напоминая нам, каким промышлением пользовался Иаков, понадеявшись на Бога, сколько и каких плодов пожал от сей надежды, убеждает и нас надеяться на Бога Иаковлева, и именует его Господом и Богом, а тем и другим возвещает Его могущество. Потом учит, из создания тварей познавать Его благость и могущество.
 


Сотворшаго небо и землю, море, и вся яже в них.
 

Пс.145:6 с толкованием
Кратко объял Пророк словом всю видимую и невидимую тварь. Упомянул не только о небе, земле и море, но и о всем, что в них; а на небе Ангелы, и естество невидимых, и солнце, и луна, и множество звезд; на земле и в море люди и роды безсловесных. Таково могущество Творца всяческих, говорит Пророк. Посему смотри, какая разность между князьями, подлежащими тлению, и Создателем всяческих. Так показав, что Бог - Создатель всяческих, показывает, что Он и промышляет о всем, что сотворил.
 


Хранящаго истину в век: Творящаго суд обидимым: дающаго пищу алчущим.
 

Пс.145:7 с толкованием
Ибо не лжив Обетовавший, любит истину, исполняет обещания, защищает обидимых, судит правдиво, всем алчущим подает потребную для них пищу. После сего Пророк предсказывает и благодеяния, оказанныя воплощением Спасителя.
 


Господь решит окованныя: Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя.
 

Пс.145:8 с толкованием
Сие предрек Бог всяческих и устами Пророка Исаии. Ибо, сказав: дах тя во свет языков, присовокупил: отверсти очи слепых, извести от уз связанныя, и из дому темницы седящия во тме (Ис.42:6-7). И в другом месте сказал от лица Владыки Христа: Дух Господень на Мне; Его же ради помаза Мя, благовестити нищым посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, слепым прозрение (Ис.61:1). И еще в другом месте: тогда услышат глусии словеса книги, и иже во тме, и иже во мгле, очи слепых узрят (Ис.29:18).
 


Господь любит праведники: Господь хранит пришельцы.
 

Пс.145:8 с толкованием
Господь всяческих каждому дает соответственное; и любящих Его праведников вознаграждает тем же, и воздает им отеческою и благосердою любовию. А тех, которые избегли отеческаго нечестия, и приходят к Нему с верою, удостоивает всякаго охранения и промышления. Ибо пришельцами Пророк называет чуждых. Так и блаженный Павел сказал, что были мы некогда без Христа, отчуждени жития Израилева, и чужди от завет обетования, упования не имуще: но бывшии иногда далече, стали близ (Еф.2:12-13).
 


Сира и вдову приимет: и путь грешных погубит.
 

Пс.145:9 с толкованием
Пророк от промысла общаго обращает речь к частным случаям, и говорит, что Правитель всяческих никого не оставляет без попечения о нем, но удостоивает всякаго радения, даже лишенных человеческаго о них призора, и разоряет устроенныя против них козни.
 


Воцарится Господь во век, Бог твой Сионе в род и род
 

Пс.145:10 с толкованием
потому что вечную державу и непрестающее царство имеет Тот, Кто признается твоим только Богом, Сион.