Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  18

Псалтирь
 


Псалом 
18

Пс.18  с толкованием

1
Начальнику хора. Псалом Давида.

Пс.18:1  с толкованием

2
Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.

Пс.18:2  с толкованием

3
День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.

Пс.18:3  с толкованием

4
Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.

Пс.18:4  с толкованием

5
По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,

Пс.18:5  с толкованием

6
и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:

Пс.18:6  с толкованием

7
от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.

Пс.18:7  с толкованием

8
Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.

Пс.18:8  с толкованием

9
Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.

Пс.18:9  с толкованием

10
Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;

Пс.18:10  с толкованием

11
они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;

Пс.18:11  с толкованием

12
и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.

Пс.18:12  с толкованием

13
Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня

Пс.18:13  с толкованием

14
и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.

Пс.18:14  с толкованием

15
Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!

Пс.18:15  с толкованием

Толкования на главу Пс.18
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.18

Псалом 
18

Пс.18  с толкованием

В конец, псалом Давиду.
 

Пс.18:1 с толкованием
От блаженнаго Павла приобретаем мы сведение о трех видах божественных законов. Он сказал, что закон дан был людям без письмени в самом творении и естестве. Не видимая бо Его, говорит Апостол, от создания мира творенми помышляема видима суть (Рим.1:20); и еще: егда бо языцы неимуще закона естеством законная творят, сии закона не имуще, сами себе суть закон (Рим.2:14). Великим же Моисеем предан закон в письмени. Ибо Апостол говорит: преступлений ради закон приложися, вчинен Ангелы рукою Ходатая (Гал.3:19). Но Апостолу известен и третий закон, данный после первых, закон благодати. Закон бо духа жизни свободил мя есть, говорит он, от закона греховнаго смерти (Рим.8:2). И блаженный Давид в настоящем псалме преподает людям согласное с сим учение, и в том же самом порядке. Сперва говорит о законе, который в твари проповедует Создателя, потом о законе, который дан Моисеем и желающим внимать сообщает большее ведение о Создателе, а после сего о законе благодати, который совершенно очищает души и освобождает от настоящаго растления. Посему и в конец отсылает нас псалом, предрекая в конце Новый Завет.
 


Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь.
 

Пс.18:2 с толкованием
Видимой только лепоты небес, видимаго их величия, говорит Пророк, достаточно к тому, чтобы проповедать силу Создателя. Если кто видит великое и красивое здание, тот дивится строителю дома, и кто разсматривает хорошо и красиво устроенную ладию, тот представляет в мыслях строившаго судно, и при воззрении на изображение сама собою приходит мысль о живописце; тем паче видимая тварь взирающих на оную руководствует к Создателю. Пророк же упомянул о небе и о тверди, сообразно с учением великаго Моисея; потому что и он сперва сказал о сотворении неба, а потом повествует о создании тверди, которую Бог, как сказано, наименовал также небом (Быт.1:8). Никому да не покажется странным именование: небеса, употребленное во множественном числе. Ибо Писанию обычно употреблять сие именование, иногда в единственном, а иногда во множественном числе. И в единственном числе именует блаженный Давид; ибо говорит: небо небесе Господеви (Пс.113:24); и еще: одевающему небо облаки (Пс.146:8). Но он также и в числе множественном говорит: хвалите Его небеса небес (Пс.148:4). И сие имеет тоже значение, что и выражение: небо небесе Господеви. Ибо видимое небо устроено как некий кров над землею; высшее же небо для видимаго есть тоже, чтб видимое для земли; и потому как называется небом небесе, так именуется и небесами небес. А мы видим, что и города имеют у нас двоякое именование. Ибо один город называем и Тарсом и Тарсами, одному и тому же городу даем название Фивы и Фив; так древние употребляли название Микены и Микен, зная, что город один, хотя именуется во множественном числе. Сие же сказано мною не без причины, но ради тех, которые покушались насчитывать много небес.
 


День дни отрыгает глагол, и нощь нощи возвещает разум:
 

Пс.18:3 с толкованием
потому что установленное преемство дня и ночи указует положенные Создателем пределы, которых не смеет преступить неодушевленная тварь. День и ночь, сообразно с потребностию людей возрастающие и убывающие, друг у друга заимствующие время, и опять друг другу уплачивающие долг, доказывают бодрствующий над ними Промысл. Выражения же: отрыгает глагол, возвещает разум, поведают славу не то дают разуметь, что видимыя твари одушевлены; напротив того видим некое олицетворение, вразумляющее всякаго, как видимым возводиться к невидимому Богу и Ему приносить песнопение.
 


Не суть речи, ниже словеса, ихже не слышатся гласи их. Во всю землю изыде вещание, и в концы вселенныя глаголы их.
 

Пс.18:4 с толкованием
Яснее перевел сие Симмах, сказав: и ночь ночи возвещает ведение, не речениями и словами, которых гласа не слышно; напротив того, во всю землю изошло вещание их, или, по переводу Акилы, правило их; потому что, не слова и речения произнося, но показывая правило и собственно чин свой, всю сушу и все море призывают к божественному песнопению.
 


В солнце положи селение свое: и той яко жених исходяй от чертога своего, возрадуется яко исполин тещи путь. От края небесе исход его, и сретение его до края небесе.
 

Пс.18:6 с толкованием
И это яснее перевели три переводчика, сказав: солнцу положи селение в них, то есть, в небесах. Так и великий Моисей учил: и сотвори Бог два светила великая, и положи я на тверди небесней, еже светити на землю. (Быт.1:16-17). Тоже самое сказал и божественный Давид, что положил солнцу селение на небесах, и катясь по небу, уподобляется оно красотою жениху, с великим благолепием выходящему из чертога, а быстротою - некоему исполину, с великою силою и крепостию совершающему путь.
 


И несть иже укрыется теплоты его.
 

Пс.18:6 с толкованием
Слово: теплота Пророк употребил здесь вместо слова: свет, показывая, что действенность света солнечнаго больше, нежели действенность света рукотвореннаго; почему и в дали находящиеся могут наслаждаться теплотою солнечною. Тогда как свет рукотворенный не в состоянии производить сего действия на тех, которые не приближаются к нему, солнце, и издали посылая лучи, вместе с светом сообщает и теплоту. И сего достаточно к тому, чтобы показать людям Творца. Однако же Бог дал в помощь и закон, который бы заблуждающихся мог возвращать на путь. Ибо Пророк говорит:
 


Закон Господень непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы. Оправдания Господня права, веселящая сердце: заповедь Господня светла, просвещающая очи. Страх Господень чист, пребываяй в век века. Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе. Вожделенны паче злата и камене честна многа, и слаждша паче меда и сота.
 

Пс.18:8 с толкованием
Законом, свидетельством, оправданиями, заповедию, судьбами Пророк называет закон Моисеев. Ибо так именует себя и сам закон, когда говорит: сия оправдания и суды, какия дал Господь Моисею (Втор.4:45), а в другом месте: сохраняй закон Господа Бога Твоего, и соблюдай заповеди Его. Называется же законом, потому что благоустрояет и в совершенство приводит общественную жизнь; а свидетельством, потому что служит свидетельством на согрешающих, и показывает наказание за преступление;оправданиями же, потому что научает справедливому, и запрещает несправедливое, преуспевающих же в добре называет праведными; и заповедию, потому что заповедует и со властию повелевает, что должно делать; судьбами же, потому что указует Божественныя определения и научает, каких благ сподобится сохраняюший закон, и каким наказаниям подвергнется преступающий его. Посему Пророк говорит, что Закон Божий, будучи свободен от всякой укоризны, обращает человеческия души, и соделывает их неукоризненными, а свидетельство, устрашая, умудряет несовершенных и младенцев, возвеселяют же сердце оправдания, указывая причину нашего оправдания; а заповедь просвещает зрение ума, научая, чем благоугождается Бог всяческих, благоговение же и страх Божий, внушая хранение Божиих законов, приводят к наслаждению вечными благами. И справедливо страх Божий наименовал чистым, то есть, неподлежащим порицанию, тогда как страх человеческий порицается, и именуется робостию; судьбы же назвал истинными и оправданными, потому что определяют людям законныя почести и наказания. Посему сказал, что они дороже золота и драгоценных камней и сладостнее меда, но не для всякаго человека, а для того, кто истинно человек, и по жизни, по слову того же Пророка, не уподобляется скотам несмысленным (Пс.48:21).
 


Ибо раб Твой хранит я.
 

Пс.18:12 с толкованием
Какое же от сего приобретение? Скажи яснее.
 


Внегда сохранити я воздаяние много;
 

Пс.18:12 с толкованием
то есть, решившимся хранить их предлежит самое великое воздаяние. И поелику сказал о себе, что хранит судьбы Божии; то, приведя себе на мысль человеческую немощь, и размыслив о чрезмерной силе сего изречения, немедленно присовокупил:
 


Грехопадения кто разумеет? от тайных моих очисти мя.
 

Пс.18:13 с толкованием
Хотя с великим усердием намереваюсь хранить заповеди Божии, но, по естественной немощи, и против воли увлекаюсь во многое, и в ином погрешаю, сам того не ведая, а в ином, препобеждаясь встретившимися обстоятельствами. Хотя избегаю греха на самом деле, но помыслы наполняют меня всякою нечистотою. Посему умоляю Тебя, Который можешь соделать чистым, и взываю к Тебе: от тайных моих очисти мя.
 


И от чуждих пощади раба Твоего.
 

Пс.18:13 с толкованием
Не помыслы только окружают меня, но осаждает и полчище демонов. И одни злоумышляют отвне, другие содействуют внутри. Справедливо же назвал их чуждыми, как неприязненных и врагов, совершенно отрекшихся от свойства с нами.
 


Аще не обладают мною, тогда непорочен буду, и очищуся от греха велика. И будут во благоволение словеса уст моих, и поучение сердца моего предо мною выну
 

Пс.18:14 с толкованием
Вожделеваю воспользоваться Твоею помощию, чтобы, избежав их козней, мог я представить Тебе душу чистою от всякой укоризны, и, получив от Тебя прощение за прежния грехопадения, приносить Тебе вечное песнопение, непрестанно поучаясь в словесах Твоих. А сим предвозвещает новый завет, благодать крещения и дар Всесвятаго Духа, с которым верующие приемлют оставление прежних грехопадений, и имея в нем достаточную помощь на последующее время, преодолевают востающия страсти и злокозненных лукавых духов. Пророк присовокупляет к сему:
 


Господи помощниче мой и избавителю мой.
 

Пс.18:14 с толкованием
Кстати приложив к псалму сие заключение, призвал Господа, как Творца и Создателя, и Избавителя, как возрождением всесвятаго крещения освобождающаго от прежняго растления, избавляющаго от рабства демонскаго, дарующаго нетление и безсмертие. Псалом объемлет в себе то и другое, и начало его учит о создании и промысле, средина - о законе, а окончание - о благодати. Ибо говорит: грехопадения кто разумеет? и: от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба твоего, и: Господи, помощниче мой и избавителю мой. Податель же сих благ есть Новый Завет.