Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  20

Псалтирь
 


Псалом 
20

Пс.20  с толкованием

1
Начальнику хора. Псалом Давида.

Пс.20:1  с толкованием

2
Господи! силою Твоею веселится царь и о спасении Твоем безмерно радуется.

Пс.20:2  с толкованием

3
Ты дал ему, чего желало сердце его, и прошения уст его не отринул,

Пс.20:3  с толкованием

4
ибо Ты встретил его благословениями благости, возложил на голову его венец из чистого золота.

Пс.20:4  с толкованием

5
Он просил у Тебя жизни; Ты дал ему долгоденствие на век и век.

Пс.20:5  с толкованием

6
Велика слава его в спасении Твоем; Ты возложил на него честь и величие.

Пс.20:6  с толкованием

7
Ты положил на него благословения на веки, возвеселил его радостью лица Твоего,

Пс.20:7  с толкованием

8
ибо царь уповает на Господа, и во благости Всевышнего не поколеблется.

Пс.20:8  с толкованием

9
Рука Твоя найдет всех врагов Твоих, десница Твоя найдет [всех] ненавидящих Тебя.

Пс.20:9  с толкованием

10
Во время гнева Твоего Ты сделаешь их, как печь огненную; во гневе Своем Господь погубит их, и пожрет их огонь.

Пс.20:10  с толкованием

11
Ты истребишь плод их с земли и семя их - из среды сынов человеческих,

Пс.20:11  с толкованием

12
ибо они предприняли против Тебя злое, составили замыслы, но не могли [выполнить их].

Пс.20:12  с толкованием

13
Ты поставишь их целью, из луков Твоих пустишь стрелы в лице их.

Пс.20:13  с толкованием

14
Вознесись, Господи, силою Твоею: мы будем воспевать и прославлять Твое могущество.

Пс.20:14  с толкованием

Толкования на главу Пс.20
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.20

Псалом 
20

Пс.20  с толкованием

В конец, псалом Давиду.
 

Пс.20:1 с толкованием
После оной блистательной и славной победы, после видимой погибели Ассириян, блаженный Езекия впал в болезнь, и узнав чрез Пророка Исаию, что умрет, горячими слезами умилостивил Бога, и не только получил освобождение от болезни, но еще обещано ему пятнадцать лет жизни. Посему божественный Давид, как бы от лица народа, написал также и сей псалом, песнословя Бога за выздоровление царя.
 


Господи силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его.
 

Пс.20:2 с толкованием
Как сильный и человеколюбивый, говорит Пророк, благоволительно принял Ты молитву царя нашего, и дал ему все просимое им; лучше же сказать даровал ему и большее просимаго. Ибо присовокупил и сие:
 


Яко предварил еси его благословением благостынным: положил еси на главе его венец от камене честна
 

Пс.20:4 с толкованием
потому что даровал ему царство, о чем он не просил, и по собственной Своей щедроте украсил главу его царским венцем.
 


Живота просил есть у Тебе, и дал еси ему долготу дний во век века
 

Пс.20:5 с толкованием
то есть, получил он, о чем просил, и приял жизнь, как желал. А выражение: во век века указывает и на жизнь будущую, которой принадлежит негиблемость.
 


Велия слава его спасением Твоим: славу и велелепие возложиши на него
 

Пс.20:6 с толкованием
потому что не только даровал ему спасение, но и соделал его знаменитым, высоким и достойным удивления, как чудесным избиением врагов, так и возвращением вспять солнца. А сие соделалось столько известным повсюду, на суше и на море, что царь вавилонский прислал дары тем, которые сами прежде приносили дары Ассириянам. Ибо по избиении Ассириян, цар сей догадывался, что ради Езекии же и солнце совершило, или потерпело, это возвращение.
 


Яко даси ему благословение во век века: возвеселиши его радостию с лицем Твоим.
 

Пс.20:7 с толкованием
Да и во всех родах будет он славен, возымев такое дерзновение пред Тобою. Ибо слова: с лицем Твоим Симмах перевел: пред лицем Твоим. Посему, говорит Пророк, возвеселится и будет иметь непрестанное услаждение, сподобившись Твоего лицезрения, то есть, Твоего благоволения. А причиною сего было то, что на Тебя возложил упование. Ибо Пророк присовокупил следующее:
 


Яко царь уповает на Господа: и милостию Вышняго не подвижится.
 

Пс.20:8 с толкованием
Берет он верх над враждующими, пользуясь Твоею благодатию; а пользуется ею, ни на одного человека не возлагая упования, но единственно по надежде на Тебя.
 


Да обрящется рука Твоя всем врагом Твоим: десница Твоя да обрящет вся ненавидящия Тебе.
 

Пс.20:9 с толкованием
Яснее выразил это Симмах: рука Твоя обымет всех врагов Твоих, десница Твоя обрящет всех ненавидящих Тебя. Тесную же связь имеет сказанное с предыдущим. Царь не напрасно ободрял себя надеждою на Тебя, но зная, что возможет сокрушить всех врагов десница Твоя. Словами же: десница и рука Пророк наименовал опять Божию действенность.
 


Яко положиши их яко пещь огненную во время лица Твоего: Господь гневом Своим смятет я, и снесть их огнь. Плод их от земли погубиши, и семя их от сынов человеческих.
 

Пс.20:10 с толкованием
Не трудно Тебе, говорит Пророк, разжечь их на подобие печи, и как удобовоспламеняемое вещество истребить огнем, не их только, но и потомков их (ибо потомков наименовал и семенем и плодом), чтобы изгладилась всякая память о них. Сказал же: во время лица вместо: во время гнева Твоего, когда заблагоразсудишь совершить это, и признаешь время благопотребным к наказанию.
 


Яко уклониша на Тя злая
 

Пс.20:12 с толкованием
потому что против Тебя воздвигли язык, и изрекли слова хульныя.
 


Помыслиша советы, ихже невозмогут составити.
 

Пс.20:12 с толкованием
В некоторых списках читается: составити. А Симмах выразился так: помыслили помышления невозможныя. И сим предрекает Пророк хульныя изречения Ассириянина: да не обольщает Тебя Бог, на Котораго возлагаешь Ты упование, что избавит Иерусалим от руки моей. О сих-то изречениях говорит, что помыслили помышления невозможныя, или помыслиша советы, ихже не возмогут составити, понадеявшись, что, как преодолели идолов, так преодолеют и Бога истиннаго.
 


Яко положиши я хребет.
 

Пс.20:13 с толкованием
Симмах же выразил так: потому что поставишь их смотрящими взад. Ибо избежавших поражения от Ангела обратишь в бегство, и принудишь показать тыл, чтобы, пришедши домой, возвестили они о совершившемся. Пророк же представил сие в виде предсказания, как еще несбывшееся.
 


Во избытцех Твоих уготовиши лице их.
 

Пс.20:13 с толкованием
Сие, как утверждали иные, сказано в обратном смысле, и разумели так: во избытцех Твоих уготовиши лице Твое, то есть, подвергнешь наказанию оставшихся и спасшихся бегством. Но можно, и удерживая тоже словосочинение, приспособить к словам туже мысль. Во избытцех Твоих уготовиши лице их; потому что не трудно и удобно для Тебя подвергнуть их остающимся у Тебя казням, и тех, которые спаслись бегством, обратили хребет, и думают, что избежали смерти, возможно Тебе остановить, возвратить и наказать.
 


Вознесися Господи силою Твоею: воспоем и поем силы Твоя.
 

Пс.20:14 с толкованием
Не как униженный возносится Бог, и не что-либо такое, чего не имел, восприемлет, но Он открывает, что имеет. Посему справедливо сказал Пророк: вознесися Господи силою Твоею. Ибо высота Твоя доказывается неизреченною силою, которую мы непрестанно будем воспевать и песнословить Тебя, поведая чудеса Твои.