Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  22

Псалтирь
 


Псалом 
22

Пс.22  с толкованием
Псалом Давида.
 


1
Господь - Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться:

Пс.22:1  с толкованием

2
Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим,

Пс.22:2  с толкованием

3
подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего.

Пс.22:3  с толкованием

4
Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня.

Пс.22:4  с толкованием

5
Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена.

Пс.22:5  с толкованием

6
Так, благость и милость [Твоя] да сопровождают меня во все дни жизни моей, и я пребуду в доме Господнем многие дни.

Пс.22:6  с толкованием

Толкования на главу Пс.22
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.22

Псалом 
22

Пс.22  с толкованием

В конец, псалом Давиду. Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит.
 

Пс.22:1 с толкованием
И в сем псалме заключается таже мысль, какая и в псалмах пред сим изъясненных. Ибо Пророк сказав в предыдущем псалме: ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его (Пс.21:27); еще: ядоша и поклонишася вси тучнии земли (Пс.21:30), указует здесь Подателя таковой снеди, и Питателя сего называет пастырем. Так именовал Себя и Владыка Христос: Аз есмь пастырь добрый: и знаю Моя, и знают Мя моя (Ин.10:14). Так называл Себя и чрез Пророка Иезекииля (Иез.34:13 и сл.). Посему и здесь все вкусившие спасительной снеди взывают: Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит, потому что Пастырь сей пасомым своим дарует всякое наслаждение благами.
 


На месте злачне, тамо всели мя.
 

Пс.22:2 с толкованием
Поелику Подателя благ наименовал пастырем; то кстати, в переносном также смысле, упомянул о пище овец. Злаком же называет здесь священное учение божественных словес; потому что сей Пастырь сперва питает словом, а потом предлагает таинственную снедь.
 


На воде покойне воспита мя.
 

Пс.22:2 с толкованием
Дает разуметь воду пакибытия, в которой крещаясь, возжелавший благодати совлекается греховной ветхости, и из ветхаго делается новым.
 


Душу мою обрати, настави мя на стези правды.
 

Пс.22:3 с толкованием
Сообщил мне, говорит Пророк, блага сии, прежде всего освободив от заблуждения и приуготовив к тому, чтобы ходить мне путем правым.
 


Ради имене Своего.
 

Пс.22:3 с толкованием
Все же это - дары Его щедроты, потому что пользуемся сим не по добродетели своей. Поэтому, имея такого Помощника и Поборника не убоюсь даже самых врат смерти, но с пренебрежением встречу всякую смерть. Ибо сие присовокупил Пророк:
 


Аще бо и пойду посреде сени смертныя, не убоюся зла, яко Ты со мною еси.
 

Пс.22:4 с толкованием
Присоединяет же к сему и другое:
 


Жезл Твой и палица Твоя, та мя утешиста.
 

Пс.22:4 с толкованием
Ибо жезлом подкрепляет мою немощь, а палицею руководит на правый путь. Посему не погрешает, кто именует так спасительный крест; потому что печатию и воспоминанием онаго освобождаемся от враждебных демонов, и руководимся на истинную стезю.
 


Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне: умастил еси елеом главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна.
 

Пс.22:5 с толкованием
Сие явственно для сподобившихся тайноводства, и не требует никакого изъяснения. Ибо знают они, и духовный елей, которым умастили главу, и укрепляющее, а не разслабляющее, упоение, и таинственную снедь, какую предлагает нам сверх пастырства своего соделавшийся и Женихом. Сими благами, говорит Пророк, преисполнил Ты меня, между тем как неприязненные мне печалятся и безпокоются о том, что с бывшим прежде у них в рабстве произошла такая перемена.
 


И милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний.
 

Пс.22:6 с толкованием
Снабдителем же сих благ - Твое неизреченное человеколюбие, которое не дожидалось нашего прошения, но как некиих беглецев преследовало и постигло, дарует же нам спасение, и в божественных обителях место для пребывания, и в настоящей и в будущей жизни. Ибо сие выразил Пророк, сказав: в долготу дний, то есть, всегда и непрестанно, а это приличествует оным векам, неимеющим конца.