Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  23

Псалтирь
 


Псалом 
23

Пс.23  с толкованием
Псалом Давида. [В первый день недели].
 


1
Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней,

Пс.23:1  с толкованием

2
ибо Он основал ее на морях и на реках утвердил ее.

Пс.23:2  с толкованием

3
Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

Пс.23:3  с толкованием

4
Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душею своею напрасно и не божился ложно [ближнему своему], -

Пс.23:4  с толкованием

5
тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего.

Пс.23:5  с толкованием

6
Таков род ищущих Его, ищущих лица Твоего, Боже Иакова!

Пс.23:6  с толкованием

7
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

Пс.23:7  с толкованием

8
Кто сей Царь славы? - Господь крепкий и сильный, Господь, сильный в брани.

Пс.23:8  с толкованием

9
Поднимите, врата, верхи ваши, и поднимитесь, двери вечные, и войдет Царь славы!

Пс.23:9  с толкованием

10
Кто сей Царь славы? - Господь сил, Он - царь славы.

Пс.23:10  с толкованием

Толкования на главу Пс.23
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.23

Псалом 
23

Пс.23  с толкованием
Псалом Давиду.
 

В некоторых списках нашел я: единыя от суббот; но в Ексаплах сего не прилагается. Впрочем, чтобы и сего не оставить неизъясненным, скажем: надобно знать, что сими словами означается Владычнее воскресение, после котораго все, земля и море, прияло лучи Боговедения. А таким образом псалом предвозвещает воскресение, а сверх того и восшествие Владыки на небеса.
 


Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней.
 

Пс.23:1 с толкованием
Поелику Иудеи предполагали, что Господь обладает одною Палестиною, и о них только одних промышляет, будучи их только Богом; то пророческое слово весьма кстати научает, что обладает Он целою вселенною. Обладает же ею, не восхитив Себе власть, и не другаго кого лишив обладания, но Сам создав вселенную и приведя ее из небытия в бытие.
 


Той на морях основал ю есть, и на реках уготовал ю есть.
 

Пс.23:2 с толкованием
А сим указует не на создание только, но и на Промысл. Ибо земле, которая по природе суха, даровал соразмерную влажность, отвне и посреди ея поместив великия моря, и устроив, что посреди твердых земель или протекают весьма многочисленныя и великия реки, или струятся источники. А таким образом, доказав владычество Божие и предвозвестив Богопознание язычников, Пророк предлагает советы о добродетели, ведя опять речь в виде вопросов и ответов. Ибо говорит:
 


Кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его?
 

Пс.23:3 с толкованием
Горою же называет здесь, не земный, но небесный Сион, который указал нам блаженный Павел, говоря: приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр.12:22). Поелику предварительно научил, что Бог всяческих есть Творец и Создатель; то весьма кстати указует ведущий к Нему путь, и на вопрос дает ответ.
 


Неповинен рукама, и чист сердцем, иже не прият всуе душу свою, и не клятся лестию искреннему своему.
 

Пс.23:4 с толкованием
Кто желает взойдти на оную гору, тому, говорит Пророк, надлежит очистить душу от неуместных помыслов и иметь руки свободными от подобных деяний. Ибо слово: руки употребил вместо слова: деяния; а под словом сердце разумел помышления; потому что в сердце слагаем намерения, а руками приводим в действие. Говорит же Пророк, что таковому надлежит не желать ничего преходящаго и тленнаго. Ибо сие называет суетным. Так именует это и Екклесиаст, говоря: суета суетствий, всяческая суета (Еккл.1:2). И поелику с любостяжательностию бывают сопряжены лесть и нарушение клятв; то кстати вместе с тем запрещает и это: и не клятся лестию искреннему своему. Потом показывает плод сих добрых дел.
 


Сей приимет благословение от Господа, и милостыню от Бога Спаса своего:
 

Пс.23:5 с толкованием
Весьма же прилично с благословением совокупил и милостыню; потому что почитаемое нами воздаянием дается людям по единому Божию человеколюбию, и всякая человеческая правда ничего не значит в сравнении с дарами ниспосылаемыми оть Бога, не говорю уже о дарах будущих, которые превышают и помышление человеческое.
 


Сей род ищущих Господа, ищущих лице Бога Иаковля.
 

Пс.23:6 с толкованием
Вознамерившиеся вести жизнь по сим правилам, говорит Пророк, действительно вожделевают узреть законоположника добродетели, Который древле сподобил некогда явления Своего и великаго Иакова. Посему, как в одиннадцатом псалме, говоря об ином роде, живущем во всякой злобе и во всяком лукавстве, умолял Бога: Ты Господи сохраниши ны, и соблюдеши ны от рода сего и во век; так здесь возвещают противное: сей род ищущих Господа. Ибо, по воплощении Бога и Спасителя нашего, вся земля и море, уверовав божественной проповеди, оставили отеческих богов и взыскали Бога Иаковля. Так Пророк, предсказав спасение вселенной, научает приступивших к вере, что Владыка Христось не только воскрес, разрушив державу смерти, но и восшел на небеса. А поелику двадцать первый псалом заключал в себе предвещание о спасительных страданиях и пророчество о спасении язычников; то кстати и здесь, упомянув опять о язычниках и предрекши их Богопознание, предызображает Владычнее восшествие на небо, и показует нам лики Ангелов, из которых одни предшествуют Владыке Христу, а другие свыше вопрошают, и желают познать, что значит чудное сие зрелище.
 


Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь крепок и силен, Господь силен во брани. Возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы. Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы.
 

Пс.23:7 с толкованием
Никто да не подивится, слыша о незнании невидимых сил. Ибо не имеют предведения, и не все знают; ведение же сие имеет одно Божественное естество. Ангелы и Архангелы и другие лики невидимых Сил знают в той только мере, в какой научены. Почему и божественный Апостол, разсуждая о них, сказал: да скажется ныне началом и властем на небесных Церковию многоразличная премудрость Божия (Еф.3:10). Если же и из того, что совершается в Церкви, точнее узнают Божию премудрость; то нет ничего страннаго, что горния Силы не познали тайны вознесения Христова, увидев естество человеческое, но не усмотрев сокровеннаго в нем Божества. Но если кто не согласится допустить сию мысль; то пусть из объясненнаго в сем псалме, извлечет решение и для настоящаго места. Выше Пророк наставление о нравственной добродетели представил в виде вопроса и ответа, сказав: кто взыдет на гору Господню? или кто станет на месте святем Его? и предложив сей вопрос, присовокупил ответ: неповинен рукама, и чист сердцем и т. д. Представь и здесь подобный образ речи, положи, что вопрошающие предлагают вопрос не по незнанию, но чтобы сим провозглашением научить всех человеков о владычестве Восходящаго на небо. Почему ответствующия Силы говорят, что Он Царь славы, как от всех приемлющий славу и имеющий истинное и постоянное царство. Называют же Его и Господом крепким и сильным в брани, потому что разрушил жестокое мучительство диавола, и разсеял обольщение покорных ему демонов. Дается же повеление вратам вечным, чтобы отверзлись, потому что не были еще отверсты для естества человеческаго, и никто из человеков никогда не проходил оными. Но вочеловечившийся Бог-Слово, восприяв наш начаток, возвел оный на небеса, и седе одесную величествия на высоких (Евр.1:3), превыше всякаго начальства и власти и господства, и всякаго имене именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем (Еф.1:21). Восхищен был и великий Илия, впрочем не на небо, но, яко на небо (4Цар.2:11). Так, после перваго вопрошения и ответа, снова одни вопрошают, другие ответствуют, и дознают, что Господь Сил, той есть Царь Славы, то есть, Творец и Создатель Ангелов и Архангелов и всякаго невидимаго и сотвореннаго естества.