Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  30

Псалтирь
 


Псалом 
30

Пс.30  с толкованием

1
Начальнику хора. Псалом Давида. [Во время смятения].

Пс.30:1  с толкованием

2
На Тебя, Господи, уповаю, да не постыжусь вовек; по правде Твоей избавь меня;

Пс.30:2  с толкованием

3
приклони ко мне ухо Твое, поспеши избавить меня. Будь мне каменною твердынею, домом прибежища, чтобы спасти меня,

Пс.30:3  с толкованием

4
ибо Ты каменная гора моя и ограда моя; ради имени Твоего води меня и управляй мною.

Пс.30:4  с толкованием

5
Выведи меня из сети, которую тайно поставили мне, ибо Ты крепость моя.

Пс.30:5  с толкованием

6
В Твою руку предаю дух мой; Ты избавлял меня, Господи, Боже истины.

Пс.30:6  с толкованием

7
Ненавижу почитателей суетных идолов, но на Господа уповаю.

Пс.30:7  с толкованием

8
Буду радоваться и веселиться о милости Твоей, потому что Ты призрел на бедствие мое, узнал горесть души моей

Пс.30:8  с толкованием

9
и не предал меня в руки врага; поставил ноги мои на пространном месте.

Пс.30:9  с толкованием

10
Помилуй меня, Господи, ибо тесно мне; иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя.

Пс.30:10  с толкованием

11
Истощилась в печали жизнь моя и лета мои в стенаниях; изнемогла от грехов моих сила моя, и кости мои иссохли.

Пс.30:11  с толкованием

12
От всех врагов моих я сделался поношением даже у соседей моих и страшилищем для знакомых моих; видящие меня на улице бегут от меня.

Пс.30:12  с толкованием

13
Я забыт в сердцах, как мертвый; я - как сосуд разбитый,

Пс.30:13  с толкованием

14
ибо слышу злоречие многих; отвсюду ужас, когда они сговариваются против меня, умышляют исторгнуть душу мою.

Пс.30:14  с толкованием

15
А я на Тебя, Господи, уповаю; я говорю: Ты - мой Бог.

Пс.30:15  с толкованием

16
В Твоей руке дни мои; избавь меня от руки врагов моих и от гонителей моих.

Пс.30:16  с толкованием

17
Яви светлое лице Твое рабу Твоему; спаси меня милостью Твоею.

Пс.30:17  с толкованием

18
Господи! да не постыжусь, что я к Тебе взываю; нечестивые же да посрамятся, да умолкнут в аде.

Пс.30:18  с толкованием

19
Да онемеют уста лживые, которые против праведника говорят злое с гордостью и презреньем.

Пс.30:19  с толкованием

20
Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя и которые приготовил уповающим на Тебя пред сынами человеческими!

Пс.30:20  с толкованием

21
Ты укрываешь их под покровом лица Твоего от мятежей людских, скрываешь их под сенью от пререкания языков.

Пс.30:21  с толкованием

22
Благословен Господь, что явил мне дивную милость Свою в укрепленном городе!

Пс.30:22  с толкованием

23
В смятении моем я думал: "отвержен я от очей Твоих"; но Ты услышал голос молитвы моей, когда я воззвал к Тебе.

Пс.30:23  с толкованием

24
Любите Господа, все праведные Его; Господь хранит верных и поступающим надменно воздает с избытком.

Пс.30:24  с толкованием

25
Мужайтесь, и да укрепляется сердце ваше, все надеющиеся на Господа!

Пс.30:25  с толкованием

Толкования на главу Пс.30
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.30

Псалом 
30

Пс.30  с толкованием

В конец псалом Давиду, изступления.
 

Пс.30:1 с толкованием
Сего не нашел я ни в еврейском подлиннике, ни у прочих толковников, но видел в некоторых списках. И кажется мне, что делается сим намек на поступок с Уриею. Ибо в самом псалме Пророк говорит: аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею (Пс.30:23), то есть, думал я, что, согрешив, лишился Твоего промышления. Изречен же псалом сей блаженным Давидом, повидимому, в то время, когда преследуем был Авессаломом. Яснее покажет сие истолкование самых речений.
 


На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век.
 

Пс.30:2 с толкованием
Грех, говорит Пророк, покрыл меня великим стыдом, но умоляю, чтобы не долго оставался на мне стыд, ради моего упования на Тебя.
 


Правдою Твоею избави мя и изми мя.
 

Пс.30:2 с толкованием
Не на грех мой взирай, говорит Пророк, но на беззаконие преследуюших меня; потому что, произнеся о нем справедливое определение, избавишь меня от облежащих бедствий.
 


Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъяти мя.
 

Пс.30:3 с толкованием
Услышав молитву мою, подай скорую помощь.
 


Буди ми в Бога защитителя и в дом прибежища, еже спасти мя. Яко держава моя и прибежище мое еси Ты.
 

Пс.30:4 с толкованием
Тоже сказал и в псалме семнадцатом, изображая всевозможную Божию попечительность. Слова: держава моя Акила и Симмах перевели: камень мой. Кажется же, что пророческое слово согласуется с евангельским, которое указует нам мудраго мужа, создавшаго храмину свою на камени, так что она, по твердости основания, не потерпела вреда от приражения ветров, дождей и рек (Мф.7:29).
 


И имене Твоего ради наставиши мя и препитаеши мя.
 

Пс.30:4 с толкованием
Вместо: препитаеши мя Симмах употребил: попечешься о мне. Говорит же Пророк: сподобишь меня всевозможнаго промышления ради имени Твоего, на которое уповал я. Из всех сих изъясненных нами речений дознаем скромность его мыслей о себе: ибо просил Божественной помоши, не ради собственной своей добродетели, но ради имени Божия и правды Божией, и ради того, что на Бога надеялся.
 


Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми: яко Ты еси защититель мой, Господи.
 

Пс.30:5 с толкованием
Пророк указывал сим на совет Ахитофела, какой подавал он против него, как говорили мы уже прежде.
 


В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи, Боже истины.
 

Пс.30:6 с толкованием
Многократно впадая во многия бедствия, избавлялся я от них Твоею помощию. Посему-то Твоему промышлению предоставляю душу мою. Ибо руками и здесь Пророк называет промысл.
 


Возненавидел еси хранящия суеты вотще.
 

Пс.30:6 с толкованием
Они, говорит Пророк, не на Тебя возложили упование, но водятся своими суетными помыслами; а Тебе обычно от таковых совершенно отвращаться.
 


Аз же на Господа уповах. Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей
 

Пс.30:7 с толкованием
потому что и во время бедствий призываю Твою помощь, и пользуясь уже оною, причину благ приписываю Твоему человеколюбию.
 


Яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою. И неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространне нозе мои.
 

Пс.30:9 с толкованием
Водясь всегда сими разсуждениями, не обманывался я; потому что, неоднократно впадая в устроенныя врагами засады, быв уже в самых распростертых для меня сетях, избегал я уловляющих. Сие выразил Пророк словами: неси мене затворил в руках вражиих. И история извещает, что, не один раз окруженный Саулом, даже запертый в пещере, избегал рук его; в другое же время спасся от Гефеев, притворившись безумным.
 


Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя.
 

Пс.30:10 с толкованием
Симмах выразил сие так: по причине прогневания омрачилось око мое: потому что, прогневав Тебя грехом, принужден я непрестанно плакать. Да и душа моя исполнена волнения и смятения. Утробою же Пророк назвал здесь таибницу помыслов; потому что в смятение приведены были помыслы, а не утроба.
 


Яко изчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих.
 

Пс.30:11 с толкованием
Всю жизнь мою, говорит Пророк, расточил я в болезнях и слезах.
 


Изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася.
 

Пс.30:11 с толкованием
Скудость и недостаток необходимаго истощили тело мое. О сей скудости упоминает история, и говорит: Уесвий сын Наасов, Аммонитянин, и Верзелий Галаадитин принесоша пшеницу и ячмень, и муку и боб, и сочевицу и иное нечто принесоша Давиду, и людем; ибо говорили, что люди голодны и изнемогли живя в пустыне (2Цар.17:27-29).
 


От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим.
 

Пс.30:12 с толкованием
Враги мои, говорит Пророк, благодушествуют, а я смешен, соседи надо мною издеваются, знакомые меня боятся. И яснее выражая сие, присовокупил:
 


Видящии мя вон бежаша от мене
 

Пс.30:12 с толкованием
потому что боятся быть вместе со мною, чтобы не впасть в руки врагов моих.
 


Забвен бых яко мертв от сердца: бых яко сосуд погублен.
 

Пс.30:13 с толкованием
Все отреклись от меня, говорит Пророк, как от погибшаго сосуда, как от мертвеца, вселившагося во гроб.
 


Яко слышах гаждение многих живущих окрест:
 

Пс.30:14 с толкованием
Не по догадкам говорю сие, но своими ушами слышав укоризны. Разумеет же под сим и злословие Семея.
 


Внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Аз же на Тя, Господи, уповах. Рех, Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребии мои.
 

Пс.30:15 с толкованием
Они, собравшись вместе, замышляют мою смерть; а я знаю Тебя Бога и Правителя. Ибо сие выражает Пророк словами: в руку Твоею жребии мои; или, как переводят прочие, в руках Твоих времена мои; то есть, как угодно Тебе, уделяешь каждому и печаль и радость, и снова пременяешь сие по Твоему благоусмотрению. Ибо временами или жребиями называет Пророк перемену в обстоятельствах, богатство и нищету, рабство и господство, мир и войну, а также и иное сему подобное.
 


Избави мя из руки враг моих, и от гонящих мя.
 

Пс.30:15 с толкованием
Потом Пророк показывает и способ избавления.
 


Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею.
 

Пс.30:17 с толкованием
Как скоро приидешь Ты ко мне, немедленно прекратится все скорбное.
 


Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии, и снидут во ад.
 

Пс.30:18 с толкованием
И из сего дознаем, что велико различие между грехом и нечестием. Почему и великий Давид умоляет избавить его от стыда, навлеченнаго грехом, а живуших злочестиво предать постыдной смерти.
 


Немы да будут устны льстивыя, глаголющыя на праведнаго беззаконие, гордынею и уничижением.
 

Пс.30:19 с толкованием
Пророк предрекает здесь смерть Ахитофелу, который, будучи другом и советником Давида, обнаружил давнее притворство, подвиг язык на несделавшаго ему обиды. Совет же его справедливо назвал гордынею и уничижением; потому что сына возбуждал против отца, к совершению убийства.
 


Коль многое множество благости Твоея, Господи, юже скрыл еси боящимся Тебе.
 

Пс.30:20 с толкованием
И здесь Пророк опять речение: коль употребил не для сравнения, но для усиления речи. Почему Акила и Симмах перевели так: велико благо Твое, которое сокрыл Ты, уготовав боящимся Тебя. Изречение же сие имеет такой смысл: награды и воздаяния боящимся Тебя, хотя оне и многочисленны, и велики и чудны, сокрываешь Ты, Владыка; а попускаешь, чтобы боролись они с трудами и бедствиями. Впрочем иногда и явными делаешь воздаяния за победу, ободряя тем подвижников. Ибо сие присовокупил Пророк:
 


Соделал еси уповающим на Тя пред Сыны человеческими.
 

Пс.30:20 с толкованием
Потом подробно описывает какое о них бывает промышление.
 


Скрыеши их в тайне лица Твоего от мятежа человеческа, покрыеши их в крове от пререкания язык.
 

Пс.30:21 с толкованием
Достаточно, говорит Пророк, пришествия Твоего (ибо сие называет лицем), чтобы избавить их от всякаго смятения и волнения человеческаго, и когда окружены врагами, покрыть как бы некою стеною и соделать невидимыми. Сим промышлением пользовался и сам он, гонимый Саулом: ибо среди всех бед получил спасение. Так великий Елисей избежал окруживших его Сириян, мглою омрачив глаза их. И много других подобных примеров можно найти в божественном Писании.
 


Благословен Господь, яко удиви милость Свою во граде ограждения.
 

Пс.30:22 с толкованием
Симмах перевел это так: благословен Господь, соделавший дивною милость Свою ко мне, как бы в укрепленном граде. Ибо человеколюбием Своим, говорит Пророк, так обложил и оградил меня, как жители ограждают город крепкою стеною.
 


Аз же рех во изступлении моем: отвержен есмь от лица очию Твоею: сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе.
 

Пс.30:23 с толкованием
Впав в грех, говорит Пророк, я думал, что далек уже стал от Твоей попечительности. Но, видя смиренныя слова мои, не презрел Ты молящагося. Грех же справедливо назвал изступлением; потому что идя путем правды, отступил от него и совратился, преткнулся и впал в руки кровожадных разбойников. И это самое показывает добродетель Давидову; потому что не имел навыка ко греху, но, отступив несколько от собственнаго своего произволения, подвергся оному поползновению. После сего Пророк превращает речь свою в увещание, тем, что с ним совершилось, доказывая Божественное человеколюбие и промышление.
 


Возлюбите Господа, вси преподобнии Его: яко истины взыскает Господь и воздает излише творящим гордыню.
 

Пс.30:24 с толкованием
Всем вам, вознамерившимся идти путем божественным, говорит Пророк, надлежит с горячностию возлюбить Правителя всяческих, Который, как некое правило, употребляет истину, и наказывает безмерно кичливых. Ибо не просто сказал: творящим гордыню, но излише творящим. И сего достаточно к доказательству Божественной благости: Бог терпит и тех, которые водятся несколько и большим надлежащаго о себе мнением; но кичливых и без меры надмевающихся предает соразмерным сему наказаниям.
 


Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа.
 

Пс.30:25 с толкованием
Посему, зная это, вы, с божественною надеждою преплывающие настоящую жизнь, укрепляйте мужеством души ваши, покоритесь мановениям Кормчаго, ведущим вас, куда Он направляет. Сие увещание полезно и нам, в надежде приобретшим для себя утешение.