Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  64

Псалтирь
 


Псалом 
64

Пс.64  с толкованием

1
Начальнику хора. Псалом Давида для пения.

Пс.64:1  с толкованием

2
Тебе, Боже, принадлежит хвала на Сионе, и Тебе воздастся обет [в Иерусалиме].

Пс.64:2  с толкованием

3
Ты слышишь молитву; к Тебе прибегает всякая плоть.

Пс.64:3  с толкованием

4
Дела беззаконий превозмогают меня; Ты очистишь преступления наши.

Пс.64:4  с толкованием

5
Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего.

Пс.64:5  с толкованием

6
Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко,

Пс.64:6  с толкованием

7
поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом,

Пс.64:7  с толкованием

8
укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов!

Пс.64:8  с толкованием

9
И убоятся знамений Твоих живущие на пределах земли. Утро и вечер возбудишь к славе Твоей.

Пс.64:9  с толкованием

10
Ты посещаешь землю и утоляешь жажду ее, обильно обогащаешь ее: поток Божий полон воды; Ты приготовляешь хлеб, ибо так устроил ее;

Пс.64:10  с толкованием

11
напояешь борозды ее, уравниваешь глыбы ее, размягчаешь ее каплями дождя, благословляешь произрастания ее;

Пс.64:11  с толкованием

12
венчаешь лето благости Твоей, и стези Твои источают тук,

Пс.64:12  с толкованием

13
источают на пустынные пажити, и холмы препоясываются радостью;

Пс.64:13  с толкованием

14
луга одеваются стадами, и долины покрываются хлебом, восклицают и поют.

Пс.64:14  с толкованием

Толкования на главу Пс.64
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.64

Псалом 
64

Пс.64  с толкованием

В конец, псаломь Давиду, песнь Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити.
 

Пс.64:1 с толкованием
Сии слова: песнь Иеремиева и Иезекиилева, людий преселения, егда хотяху исходити, - прилагаются в некоторых списках, но их нет в еврейском, нет у других переводчиков, даже у семидесяти в экзаплах. И кажется надписание сие прибавил кто нибудь, не вникнув в мысль псалма и не изучив истории. Ибо во первых, Иеремия не участвовал в плене, но, получив дозволение жить, где хочет, избрал пребывание в отечестве. Притом псалом сей приличен вовсе не отходящим в пленение, но живущим в плену. Будучи вдали от отечества и желая воспевать Бога, но воспящаемые законом делать сие (ибо разсуждали: како воспоем песнь Господню на земли чуждей (Пс.136:4) в Вавилоне произнесли они, умоляя Бога: Тебе подобает песнь Боже в Сионе, и Тебе воздастся молитва во Иерусалиме. Услыши молитву мою: к Тебе всяка плоть приидет. И все изречения псалма приличны живущим в Вавилоне. Желая возвращения, возносили они песнопение сие Богу. К предречению же о них присоединяется в псалме пророчество о спасении язычников.
 


Тебе подобает песнь Боже в Сионе, и Тебе воздастся молитва моя во Иерусалиме.
 

Пс.64:2 с толкованием
В этом городе повелел Ты возносить Тебе песнь: посему умоляю, чтобы там была возсылаема Тебе молитва.
 


Услыши молитву мою.
 

Пс.64:3 с толкованием
Приими моление мое и освободи меня от уз плена.
 


Тебе всяка плоть приидет.
 

Пс.64:3 с толкованием
Сие заключает в себе ясное предречение о Боговедении язычников. Теперь, говорит Пророк, умоляем о том, чтобы возвратиться и возносить песнь в освященном Тебе храме; а чрез несколько времени весь род человеческий, избавившись от прелести многобожия, притечет к Тебе, истинному Богу.
 


Словеса беззаконник премогоша нас.
 

Пс.64:4 с толкованием
Симмах переводит так: слова беззаконных возобладали мною, то есть, принужден я быть в рабстве у людей злочестивых и живущих в беззаконии. Потом Пророк открывает причину рабства.
 


И нечестия наша Ты очистиши
 

Пс.64:4 с толкованием
то есть, не несправедливо осужден я на рабство, но за нечестие, на какое я издавна отваживался, от котораго умоляю избавить меня по Твоему человеколюбию. После сего пленники начинают ублажать пребывание в отечестве; потому что оно наставляет в благочестии и руководит к оному.
 


Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих: исполнимся во благих дому Твоего
 

Пс.64:5 с толкованием
то есть, счастлив и блажен народ, предпочтенный Тобою другим народам. Ибо, пребывая в священных дворах Твоих, пользуется приобретаемою там пользою и благословением.
 


Свят храм Твой, Дивен в правде.
 

Пс.64:6 с толкованием
Храм Твой исполнен святыни и входящих Твоими словесами поучает правде Твоей.
 


Услыши ны Боже Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече.
 

Пс.64:6 с толкованием
Здесь опять Пророк предсказывает спасение вселенной, и напоминает предречение патриарха Иакова; ибо им изречено: не оскудеет князь от Иуды, вождь от чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние языков (Быт.49:10). Его-то и здесь Пророк назвал упованием всех концей земли и сущих мори далече. А чрез сие означает как жителей островов, так и тех, которым досталось в удел населять по ту сторону лежащую сушу и пределы вселенной. Посему Пророк говорит: услыши нас Ты, Который в скором после сего времени озаришь весь род человеческий светом Боговедения. А потом изображает, сколько можно, силу Божию.
 


Уготовляяй горы крепостию Своею, препоясан силою: Смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит.
 

Пс.64:7 с толкованием
Слово: уготовляяй Симмах перевел: утверждающий, и слово: смущаяй Феодотион заменил словом: укрощающий. Разумеет же Пророк следующее: горы делаешь Ты твердыми и неподвижными, а море, как угодно Тебе, приводишь в движение и снова утишаешь, так что не слышно и шума его; совершаешь же все сие неизреченною и неизмеримою силою, которою облагаешься как бы некиим поясом. Поелику, препоясанный с большим удобством делает, что хочет; то Пророк и Божию силу в переносном смысле наименовал поясом. А после сего начинает уже по порядку описывать благия действия новаго завета.
 


Смятутся языцы.
 

Пс.64:7 с толкованием
Сим указываеть на проповедь Апостолов, которая мгновенно произвела в людях смятение и волнение, по изречению Господа. Ибо Он сказал: приидох разлучити человека с ближним его, сына на отца своего, дщерь на матерь свою, невесту на свекровь свою (Мф.10:35). А потом уже утишил бурю, и даровал мир.
 


И убоятся живущии в концах от знамений Твоих.
 

Пс.64:9 с толкованием
Предшествовало смятение, а последовал страх, произведенный величием чудес, и научил благочестию.
 


Исходы утра и вечера украсиши.
 

Пс.64:9 с толкованием
Человеки, пораженные страхом, при виде чудес, оставив прежнее заблуждение и познав истиннаго Бога, при наступлении и окончании дня, возносят приятное и угодное Богу песнопение. Сие выразил и Симмах: песнословят при наступлении утра и вечером.
 


Посетил еси землю, и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю.
 

Пс.64:10 с толкованием
Симмах перевел так: многоплодием обогати ее. Уже не нам одним приносишь духовное напоение, но до сытости напаяешь и целую вселенную:
 


умножил еси обогатити ю: река Божия наполнися вод.
 

Пс.64:10 с толкованием
Симмах все три действия представил, как нечто желаемое: посети землю и напой ее и обогати ее многоплодием из потоков Божиих, наполненных водами. Неплодную же древле вселенную Владыка соделал и благоплодною и многоплодною, напоив ее из Божествен-ных потоков. А сии потоки Божии, исполненные вод, кто иные, как не божественные Апостолы, о которых сказал Владыка Христос: веруй в Мя, якоже рече писание, реки от чрева его истекут воды живы (Ин.7:38); и еще: иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже Аз дам ему, будет источник воды живыя текущия в живот вечный (Ин.4:14)? А река Божия, по переводу седмидесяти, есть благодать Духа, разделяемая на потоки; и на одного изливает она слово премудрости, другому сообщает ведение, иному дарование исцелений, а иному роды языков, и чрез них напаяет вселенную. Уготовал еси пищу им, яко тако (есть) уготование. Симмах перевел так: плодотворным соделаешь всякое семя ея, так основал Ты ее. Ибо, освободив ее от прежняго заблуждения, соделаешь способною приносить зрелые плоды добродетели, которые и Тебя возвеселят, и произращающих препитают. А по переводу седмидесяти, приносимый плод служит пищею самим приносящим оный. Ибо сказано уготовал еси пищу им, яко тако уготование Твое; то есть, для того соделал Ты их приносящими плод, чтобы питались им.
 


Бразды ея упой.
 

Пс.64:10 с толкованием
Из сего видно, что это есть предречение будущаго, а не описание бывшаго.
 


Умножи жита ея;
 

Пс.64:10 с толкованием
то есть, продолжай, Владыка, подобно браздам некиим, напоевать их умы и возбуждать к плодоношению.
 


В каплях ея возвеселится возсияющи.
 

Пс.64:11 с толкованием
Возвеселят же и соделают ее процветающею благовременно приносимыя учителями капли росы.
 


Благословиши венец лета благости Твоея.
 

Пс.64:12 с толкованием
Лето благости есть наименованное у Исаии лето Господне приятно. Ибо сказано: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза мя, благовестити нищим посла мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, нарещи лето Господне приятно (Ис.61:1-2). Посему летом благости именует Пророк время по вочеловечении Спасителя нашего, как приносящее Ему единый плод - благочестие. Сему-то времени пророческое слово испрашивает благословения.
 


И поля твоя исполнятся тука Разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся.
 

Пс.64:13 с толкованием
По явлении сей благости прежняя пустыня даст зрелый плод, и холмы, оскверненные бесовскими жертвами, прияв на себя непрестанно песнословящих Бога и возлюбивших ангельскую жизнь, соделаются как бы светлыми и знаменитыми. И сказанное подтверждается самым делом. Ибо видим, что все притекают к поселившимся на вершинах гор и упражняющимся в самой высокой добродетели.
 


Одеяшася овни овчии.
 

Пс.64:14 с толкованием
Овнами овчиими и Пророк Иезекииль именует сильных. Но Пророк обвиняет их, что паслись они на благой пажити, а останок ногами попирали, пили чистую воду, а останок ногами возмущали (Иез.34:18); но здесь и им предрекается доброе. Ибо Давид говорит, что одеялись и облеклись они: качество одежды сей показывает божественный Павел. Ибо говорит елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал.3:27). Поелику Владыка Христос первоначально избрал рыбарей, живущих трудами рук и в бедности; то благодать Духа предвещает также спасение богатых и властелинов. Посему говорит: одеяшася овни овчии. Ибо, не другия только овцы, но и самые овцы приступают к спасительному крещению.
 


И удолия умножат пшеницу.
 

Пс.64:14 с толкованием
И получившие в удел бедность, избрав жизнь благочестивую, принесут Богу плод свой, кто - тридцать, кто - шестдесят, кто - сто.
 


Воззовут, ибо воспоют.
 

Пс.64:14 с толкованием
Все же поименованные выше со всем усердием воспоют Бога, даровавшаго роду человеческому такое пременение.
 

Знаем, что иные писатели, поверхностно выразумев сказанное в псалме, утверждали, будто бы все сказанное в нем совершилось по возвращении из плена, и сверх свободы дарованы были иудеям плодородие и обильные дожди, так что наводнился Иордан, который, по словам их, и назван рекою Божиею. Но дознав из истории, что ничего подобнаго не было, что иудеи долгое время жили в великой бедности, как показал это Эздра; а притом нашедши в псалме ясное предречение о спасении язычников (в нем сказано: к Тебе всяка плоть приидет, и: услыши ны Боже Спасителю наш, упование всех концей земли, и сущих в мори далече), - сообразным с сими изречениями признал я данный мною псалму сему смысл. А любители басен, мечтая о построении Иерусалима и разсказывая свои подобные сновидениям вымыслы, говорили, что сего еще не было, но будет по призвании иудеев: так к искажению иных догматов приложили они и эту баснь. Но мы, предоставляя им суесловить, будем держаться Божественных словес, взывая с Давидом: светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс.118:105).