Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  67

Псалтирь
 


Псалом 
67

Пс.67  с толкованием

1
Начальнику хора. Псалом Давида. Песнь.

Пс.67:1  с толкованием

2
Да восстанет Бог, и расточатся враги Его, и да бегут от лица Его ненавидящие Его.

Пс.67:2  с толкованием

3
Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия.

Пс.67:3  с толкованием

4
А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости.

Пс.67:4  с толкованием

5
Пойте Богу нашему, пойте имени Его, превозносите Шествующего на небесах; имя Ему: Господь, и радуйтесь пред лицем Его.

Пс.67:5  с толкованием

6
Отец сирот и судья вдов Бог во святом Своем жилище.

Пс.67:6  с толкованием

7
Бог одиноких вводит в дом, освобождает узников от оков, а непокорные остаются в знойной пустыне.

Пс.67:7  с толкованием

8
Боже! когда Ты выходил пред народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею,

Пс.67:8  с толкованием

9
земля тряслась, даже небеса таяли от лица Божия, и этот Синай - от лица Бога, Бога Израилева.

Пс.67:9  с толкованием

10
Обильный дождь проливал Ты, Боже, на наследие Твое, и когда оно изнемогало от труда, Ты подкреплял его.

Пс.67:10  с толкованием

11
Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Боже, Ты готовил необходимое для бедного.

Пс.67:11  с толкованием

12
Господь даст слово: провозвестниц великое множество.

Пс.67:12  с толкованием

13
Цари воинств бегут, бегут, а сидящая дома делит добычу.

Пс.67:13  с толкованием

14
Расположившись в уделах [своих], вы стали, как голубица, которой крылья покрыты серебром, а перья чистым золотом:

Пс.67:14  с толкованием

15
когда Всемогущий рассеял царей на сей земле, она забелела, как снег на Селмоне.

Пс.67:15  с толкованием

16
Гора Божия - гора Васанская! гора высокая - гора Васанская!

Пс.67:16  с толкованием

17
что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?

Пс.67:17  с толкованием

18
Колесниц Божиих тьмы, тысячи тысяч; среди их Господь на Синае, во святилище.

Пс.67:18  с толкованием

19
Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога.

Пс.67:19  с толкованием

20
Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас.

Пс.67:20  с толкованием

21
Бог для нас - Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти.

Пс.67:21  с толкованием

22
Но Бог сокрушит голову врагов Своих, волосатое темя закоснелого в своих беззакониях.

Пс.67:22  с толкованием

23
Господь сказал: [от Васана возвращу, выведу из глубины морской,

Пс.67:23  с толкованием

24
чтобы ты погрузил ногу твою, как и псы твои язык свой, в крови врагов].

Пс.67:24  с толкованием

25
Видели шествие Твое, Боже, шествие Бога моего, Царя моего во святыне:

Пс.67:25  с толкованием

26
впереди шли поющие, позади играющие на орудиях, в средине девы с тимпанами:

Пс.67:26  с толкованием

27
"в собраниях благословите Бога Господа, вы - от семени Израилева!"

Пс.67:27  с толкованием

28
Там Вениамин младший - князь их; князья Иудины - владыки их, князья Завулоновы, князья Неффалимовы.

Пс.67:28  с толкованием

29
Бог твой предназначил тебе силу. Утверди, Боже, то, что Ты соделал для нас!

Пс.67:29  с толкованием

30
Ради храма Твоего в Иерусалиме цари принесут Тебе дары.

Пс.67:30  с толкованием

31
Укроти зверя в тростнике, стадо волов среди тельцов народов, хвалящихся слитками серебра; рассыпь народы, желающие браней.

Пс.67:31  с толкованием

32
Придут вельможи из Египта; Ефиопия прострет руки свои к Богу.

Пс.67:32  с толкованием

33
Царства земные! пойте Богу, воспевайте Господа,

Пс.67:33  с толкованием

34
шествующего на небесах небес от века. Вот, Он дает гласу Своему глас силы.

Пс.67:34  с толкованием

35
Воздайте славу Богу! величие Его - над Израилем, и могущество Его - на облаках.

Пс.67:35  с толкованием

36
Страшен Ты, Боже, во святилище Твоем. Бог Израилев - Он дает силу и крепость народу [Своему]. Благословен Бог!

Пс.67:36  с толкованием

Толкования на главу Пс.67
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.67

Псалом 
67

Пс.67  с толкованием

В конец, псалом Давиду.
 

Пс.67:1 с толкованием
Божественный Давид, видя водворяющееся у людей нечестие и преобладание диавола, и наученный Всесвятым Духом о пришествии Бога и Спасителя нашего, приносит молитву, прося, чтобы настало оное, как можно скорее; и немедленно приемлет откровение будущаго; вместе и поучается, и предлагает учение о спасении человеческаго рода, о погибели врагов, кратко сказать, о необычайном изменении дел.
 


Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его.
 

Пс.67:2 с толкованием
Время воскреснуть Тебе, Владыка, говорит Пророк, и совершить спасение человеков. Все полчище врагов немедленно обратится в бегство, разсеянное светом Твоего пришествия. Воскресением же, как говорили мы неоднократно, называет не только прекращение долготерпения, но и то, что Спаситель мира, прияв за нас вольную смерть, по трех днях воскрес.
 


Яко изчезает дым, да изчезнут: яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия.
 

Пс.67:3 с толкованием
Как дым разсевается приражением ветров, и воск тает, приближаясь к огню; так Твоим пришествием, Владыка, совершенно будут приведены в бездействие неприязненные человеку. Названных у седмидесяти грешниками все прочие переводчики наименовали нечестивыми. Так называет их и еврейский текст и сирский переводчик.
 


А праведницы да возвеселятся.
 

Пс.67:3 с толкованием
Когда же совершится сие, говорит Пророк, радости исполнится весь сонм праведных.
 


Да возрадуются пред Богом, да насладятся в веселии.
 

Пс.67:4 с толкованием
Сим показал Пророк, что молитву сию принес он не против людей, но против демонов, враждующих на людей. Когда они будут разсеяны и приведены в бездействие, тогда возрадуются народы, и прославят спасшаго Бога. Ибо Пророк говорит.
 


Воспойте Богу, пойте имени Его: путесотворите возшедшему на запады, Господь имя Ему: и радуйтеся пред Ним.
 

Пс.67:5 с толкованием
Здесь Пророческое слово предлагает священным Апостолам с ликованием и песнопением идти к язычникам, и уготовать путь Всецарю всяческих. Сие же сходно с тем, что сказал им Господь: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф.28:19). Преподаянием сего учения и пакибытием крещения путь суровый обращался в гладкий и уготовлялся Богу, восхотевшему, по слову Пророка, вселиться и походить в них (Лев.26:12). Говорит же Пророк, что возшел Он на запады, означая тму, обымавшую тогда человеческия души. Симмах перевел сие: уравняйте путь ездящему по земле необитаемой. Необитаема же пустыня, и пустынею Божественное Писание называет часто язычников. Ибо сказано: возвеселися пустыня жаждущая (Ис.35:1); и еще: яко многа чада пустыя паче, нежели имущия мужа (Ис.54:1). Над сею-то пустынею, необитаемою, лишенною света, и потому названною западом, взошло Солнце правды, и разсеяло мрак, и необитаемую соделало храмом Своим.
 


Да смятутся от лица Его, отца сирых, и судии вдовиц.
 

Пс.67:6 с толкованием
Ибо не стерпят пришествия Его, зная, что Он - правдивый судия. А попечительностию о вдовах, заботливостию о сиротах Пророк выразил правдивость Его Промысла, который демонов приводит в смятение и страх, как открывает нам божественная евангельская история. Ибо, слышим, сами они говорят; что нам и Тебе, Сын Божий? пришел Ты прежде времени мучить нас.
 


Бог вместе святем Своем.
 

Пс.67:6 с толкованием
Поелику Пророк сказал: да воскреснет Бог, и: путесотворите позшедшему на запады; то кстати присовокупил и сие, чтобы никто не мог подумать, будто бы Бог всяческих совершает дела Своего смотрения, переходя с места на место. Подобно сему сказанное Господом: никтоже взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сый на небеси (Ин.3:13). Ибо сим Господь, как показал неописуемость Божественнаго естества, так научил о Себе, что Он и снисшел, и пребывая долу, живя с человеками, был на небе, не отлучался от Отца.
 


Бог вселяет единомышленныя в дом, изводя окованныя мужеством, такожде преогорчевающыя живущия во гробех.
 

Пс.67:7 с толкованием
Единомысленными называет Пророк тех, у которых одна цель, которые решились иметь попечение об одной только добродетели, и не предпочитают иногда одно, а иногда другое; Пророк говорит, что они вселяются в Божий дом. Окованными же именует обложенных узами греха, и о них предрекает, что, будучи разрешены от уз, сделаются мужественными. Таков был Матфей, таков Иаков Алфеев, таков Закхей; они, освободившись от уз неправды, весьма мужественно вступили в брань с оковавшим их. Но Пророк говорит, что не только окованных делает мужественными, но и тех, которые дошли до крайней степени злочестия и, как в смрадных гробах, вселяются в телах своих, вместе с первыми сподобит спасения.
 


Боже, внегда исходити Тебе пред людьми Твоими, внегда мимоходити Тебе в пустыни; Земля потрясеся, ибо небеса кануша.
 

Пс.67:8 с толкованием
Симмах перевел это так: когда предшествовал Ты, Боже, народу Твоему, ходя по необитаемой; земля потряслась, небо кануло; то есть, когда намеревался Ты проходить оною необитаемою и неприявшею еще в себя лучей света пустынею, восколебал и сотряс землю, с неба же уканул росу благодати. Совершилось же сие и в то время, как был Ты на кресте, ибо тогда земля потряслась и камни распались, и по возшествии на небеса, ибо тогда благодать Духа снизошла на Апостолов, как бы подобно каким каплям росы. Потом, яснее открывая иудеям Соделывающаго все сие, Пророк присовокупил:
 


От лица Бога Синаина, от лица Бога Израилева.
 

Пс.67:8 с толкованием
Кто являлся предкам нашим на горе Синае, говорит Пророк, тот и землю потряс во время страдания, обличая ваше безумие; Он даровал и благодать Духа.
 


Дождь волен отлучиши Боже достоянию Твоему.
 

Пс.67:10 с толкованием
Что выше назвал Пророк каплями росы, то здесь именует дождем; потому что учителям подавалась благодать соразмерно с потребностию учащихся. Ибо дождем называет напоение учением. Наименовал же его вольным по произвольному желанию; потому что непринужденно напоевается человек, но, убедившись учением, приемлет благодать.
 


И изнеможе, Ты же совершил еси е.
 

Пс.67:10 с толкованием
Изнемогшим Пророк назвал не дождь, но достояние; изнеможением же наименовал востание злочестивых. Так и Господь сказал Павлу: довлеет ти благодать Моя: сила бо Моя в немощи совершается (2Кор.12:9). Но и во время востания Ты утвердил и подкрепил подвижников; потому что они - Твое достояние, по пророчеству, в котором сказано: проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли (Пс.2:8), Так перевел и Симмах: которое усовершил и прочно основал; Акила же еще яснее выразил: и утомленное соделал Ты твердым; потому что утружденное гонениями достояние сохранил незыблемым.
 


Животная Твоя живут на ней.
 

Пс.67:11 с толкованием
Животными Божиими называет Пророк священных Апостолов, чрез которых Господь отгнал прелесть и людей обратил к Боговедению. Так и о Павле сказано: сосуд избран Ми есть сей, принести имя Мое пред языки и царми, и сынми израилевыми (Деян.9:15). Они-то будут жить в достоянии Божием, то есть, среди язычников, - так возвещает пророческое слово. Живут же и до сего дня, не только освящая приближающихся к ракам вмещающим тела их, но и обращая человеческия души учением, заключающимся в их писаниях.
 


Уготовал еси благостию Твоею нищему Боже.
 

Пс.67:11 с толкованием
Сие, говорит Пророк, по благости Твоей даровал Ты обнищавшему естеству человеческому.
 


Господь даст глагол благовествующим силою многою.
 

Пс.67:12 с толкованием
Наименованных выше животными называет здесь Пророк благовестниками. И поелику были они рыбари, мытари, скинотворцы, поставлены же учителями философов, софистов, риторов и величающихся даром слова; то кстати извещает, откуда почерпая струи учения, всех они напоевают.
 


Царь сил Возлюбленнаго, красотою дому Твоего разделити корысти.
 

Пс.67:13 с толкованием
Симмах же перевел так: Господь дал речи благовествующим воинству многому. Цари воинств возлюблены, сделались возлюбленными, и обитание дома разделит корысти. Воинством же многим называеть уверовавших. Так и Апостол, пиша к Тимофею, говорит: да воинствуеши, доброе воинство (1Тим.1:18); и: никто же воин бывая обязуется куплями житейскими, да воеводе угоден будет (2Тим.2:4). А царями воинств наименовал их учителей, и говорит, что они возлюблены и именуются возлюбленными. Так называет их и Господь: вы друзи Мои есте. Не ктому вас глаголю рабы, но други (Ин.15:14-15). Так и божественный Апостол говорит: любовь Божия обдержит нас (2Кор.5:14); и: кто ны разлучит от любве Христовой (Рим.8:35)? И корыстями Пророк называет тех, которые древле собственные свои члены соделали рабами греха, и предали их в рабство диаволу. Их-то разделил священным Апостолам, одного поставив учителем римлян, а другаго - еллинов, одних соделав проповедниками у индов, а других у египтян. Сии корысти священным Апостолам разделила красота дому. Дом же Божий, по словам божественнаго Апостола, суть уверовавшие (Евр.3:6), а красота дому - благодать Святаго Духа, украшающая и осиявающая его всяким обилием даров. И сие яснее раскрыл Пророк в присовокупленном.
 


Аще поспите посреде предел, криле голубине посребрене, и междорамия ея в блещании злата.
 

Пс.67:14 с толкованием
Крилами голубиными Пророк называет благодать Духа, потому что в виде голубине снисшел на струи иорданския. Говорит же, что крила Его посребрены, а междорамия украшены золотом; потому что людям простым предлагает простейшее и удобнейшее к уразумению, а совершенным - более глубокое. Ибо тайны Мои - Мне и Моим 17. И одних, как несовершеных, напоевает млеком, а другим предлагает твердую пищу. Пределами же называет два завета. Посему в том и другом учении говорит: приступите, и узрите многоразличную благодать Святаго Духа. Повелевает же не просто приступить, но всегда прилежно внимать.
 


Внегда разнствит Небесный цари на ней, оснежатся в Селмоне.
 

Пс.67:15 с толкованием
И выше Апостолов назвал царями, как наследников небеснаго Царствия, подобно тому как в Пс.44-м наименовал их князьями. Ибо говорит: поставиши их князи по всей земли (Пс.44:17). Предсказывает же снисшествие Всесвятаго Духа, бывшее в день Пятьдесятницы, в который прияли они благодать различных языков. Посему сказует, что в то время, когда разделит им царство вселенной, и повелит начальствовать одному над теми, а другому над другими народами, соделает их блистающими и убелит подобно снегу. Предсказывает же и место, где сие будет; потому что Селмоном наименовал Иерусалим. Ибо, в нем пребывая, апостольский лик сподобился благодати Всесвятаго Духа.
 


Гора Божия, гора тучная: гора усыренная, гора тучная.
 

Пс.67:16 с толкованием
Названных животными, благовестниками, царями именует и горою. Так и Господь в священном Евангелии сказал: не может град укрытися верху горы стоя (Мф.5:14). Так и Исаия взывает: будет в последняя дни явлена гора Господня (Ис.2:2). Называет же ее тучною и усыренною, как доставляющую обильное питание пасущимся на ней стадам, и приявшую много тука от Божественной благодати.
 


Вскую непщуете горы усыренныя? гора, юже благоволи Бог жити в ней.
 

Пс.67:17 с толкованием
Акила же перевел так: для чего состязуетесь горы надменныя с горою, которой возжелал Бог, чтобы возседать на ней? Пророческое слово сие обращено к иудеям и беззаконным еретическим сборищам, которыя именуют себя церквами. Оно говорит: для чего кичитесь, состязуясь и равняя себя с горою, которую Бог соделал своею обителию?
 


Ибо Господь вселится до конца.
 

Пс.67:17 с толкованием
Не какое-либо определенное время, как обитал Он у вас, иудеи, будет обитать и в горе сей; напротив того вечное в ней иметь будет жилище. Ибо сие означает сказанное: до конца.
 


Колесница Божия тмами тем, тысяща гобзующих.
 

Пс.67:18 с толкованием
У вас, иудеи, Бог имел малое число святых, на которых возседал, и с которыми был в общении, но не так будет и теперь. Ибо тьмы тем достойны Божия на них возседания; безчисленныя тысячи и тьмы гобзующих и плодоносящих Богу благочестие имеет новое достояние; все они благоустроены, достойны венцев, поспешают к почести высшаго звания (Флп.3:14).
 


Господь в них в Синаи во Святем.
 

Пс.67:18 с толкованием
Кто на Синае являлся предкам нашим, говорит Пророк, Тот самый правит и сими. Ибо не иный есть тот, и иный - этот, но один и тот же Господь всех, богатый во всех призывающих Его. Так пророческое слово, указав снисшедшаго и низложившаго полчище врагов, показывает Его же восходящаго и дарующаго свободу древле плененным.
 


Возшел еси на высоту, пленил еси плен.
 

Пс.67:19 с толкованием
Восхождение дает видеть и нисхождение. Свидетель сему Апостол, который говорит а еже, взыде, что есть, точию, яко и сниде прежде в долнейшия страны земли? Сшедый, Той есть и возшедый превыше всех небес (Еф.4:9-10). Пленил же плен, восприяв соделавшихся древле пленниками, и как бы снова пленив их и даровав им свободу.
 


Приял еси даяния в человецех.
 

Пс.67:19 с толкованием
Апостол сказал: дал (Еф.4:11). Совершено же то и другое. Ибо, приемля от приходящих к Нему веру, дарует благодать.
 


Ибо непокоряющияся еже вселитися.
 

Пс.67:19 с толкованием
Это яснее перевел Акила: даже не соглашавшихся поселиться. Не воззрел Ты, говорит Пророк, на прежнюю их непокорность, но, и видя противоречущими, продолжал благодетельствовать, пока не соделал их собственным Своим жилищем.
 


Господь Бог благословен, благословен Господь день дне.
 

Пс.67:20 с толкованием
Справедливо Пророк подвиг язык свой к песнопению. Показав столь великое человеколюбие, говорит он, Ты достоин всегда быть воспеваемым.
 


Поспешит нам Бог спасений наших.
 

Пс.67:20 с толкованием
Кто даровал нам спасение, говорит Пророк, Тот уравняет и путь, чтобы не остаться нам не достигшими стольких благ.
 


Бог наш Бог еже спасати.
 

Пс.67:21 с толкованием
Подаст же сие, будучи источником спасения.
 


И Господня Господня исходища смертная.
 

Пс.67:21 с толкованием
Ибо Господь отверз нам неисходную темницу смерти, сокрушил врата медная, и сломил вереи железныя (Ис.45:2). Сие и дает видеть Пророк в присовокупленном.
 


Обаче Бог сокрушит главы врагов Своих, верх влас преходящих в прегрешениих своих.
 

Пс.67:22 с толкованием
Он, говорит Пророк, отверз нам врата смертныя, сокрушив главы врагов, которые входили в разыскание человеческих прегрешений, не хотели оставит не разысканными даже волос головных. Под волосом же разумеет самый маловажный проступок. И смысл слов сих есть следующий: Бог в наказание согрешающим определил смерть. Диавол же, как безжалостный какой исполнитель казни, подвергая разысканию жизнь человечеекую, не опускает из вида и самаго маловажнаго, но предает смерти естество наше. Посему, увидев Владыку Христа облеченнаго тем же естеством, приступил к Нему, отыскивая вины смертной. Ибо сие сказал и Господь в священном Евангелии: грядет сего мира князь, и во Мне не обрящет ничесоже (Ин.14:30). Впрочем, и ничего не обретши, неправедно предал смерти. Сия-то неправда сокрушила его державу, а человекам отверзла ад, о чем пространнее сказано мною в словах о Промысле. Да и божественный Апостол сказал, что диавол имеет державу смерти (Евр.2:14).
 


Рече Господь: от Васана обращу, обращу во глубинах морских.
 

Пс.67:23 с толкованием
Симмах же переводит так: сказал Господь: от Васана возвращу, из глубин морских. А Васан в переводе значит стыд; стыд же есть плод греха. Посему от греха и из глубин морских обратил нас Бог всяческих. Что же такое глубина морская, научает сему сам Пророк, взывая: да избавлюся от ненавидящих мя, и от глубоких вод. Да не потопит мене буря водная ниже да пожрет мене глубина. (Пс.68:15-16).
 


Яко да омочится нога Твоя в крови, язык пес Твоих от враг от него.
 

Пс.67:24 с толкованием
Симмах же переводит так: да сокрушит нога Твоя до крови, и язык псов Твоих полижет каждаго из врагов Твоих. Поелику Пророк показал, что Бог всяческих, как доблестный некий воитель, поборает врагов и освобождает порабощенных неправедно; то изображает словом и потоки крови, и попираемых мертвецов, которые притом брошены непогребенными и оставлены в снедь псам. Так и чрез Исаию взывает Господь: один истоптал Я точило, и от язык никто не был со Мною, попрах я яростию Моею, и сведох кровь их в землю, и окропил ризы Моя поражением их (Ис.63:3).
 


Видена быша шествия Твоя Боже, шествия Бога моего Царя, иже во святем.
 

Пс.67:25 с толкованием
Шествиями Божиими Пророк называет дела домостроительства; а святым - от семени Давидова восприятый храм. Всем человекам, говорит Пророк, явно стало промышление Твое, все познали различныя дела домостроительства Твоего.
 


Предвариша князи близ поющих, посреде дев тимпанниц.
 

Пс.67:26 с толкованием
Здесь уже показывает Пророк веселие церквей; князьями же называет священных Апостолов, как соделавшихся архитектонами церквей, и девами тимпанницами хранящих девство и приносящих Богу божественное сладкопение.
 


В церквах благословите Бога, Господа от источник израилевых.
 

Пс.67:27 с толкованием
Пророк показал прекращение Ветхаго Завета; потому что храм иудейский был один, а здесь предвозвещает множество церквей, в которых повелевает Господа всяческих воспевать от источник Израилевых. Источниками же Израилевыми справедливо иный назовет пророческия книги, из которых приносим сладкопение Богу. Но поелику кроме пророческих источников даровал нам Бог и апостольские; то Пророк справедливо присовокупляет:
 


Тамо Вениамин юнейший во ужасе.
 

Пс.67:28 с толкованием
Акила же переводит: там Вениамин малый, обладающий ими; а по переводу Феодотиона: наставник их. Вениамин же юнейший есть блаженный Павел, произшедший от колена Вениаминова. Он юнейший, как после всех призванный и таким наименованный. Сверх того история Деяний называет его юношею (Деян.7:58). Он обладает в Церкви, наставляет в божественном, и желающих руководить ко спасению. Но был он и в ужасе от того, что Гонимый им и почитаемый мертвым - на небесах. Но поелику не блаженный только Павел, но и прочий лик Апостолов наставляют верующих в божественном; то справедливо пророческое слово упомянуло и о них.
 


Князи Иудовы владыки их, князи Завулони, князи Неффалимли.
 

Пс.67:28 с толкованием
Ибо от сих колен вели род свой прочие Апостолы. И именуемые братия Господни происходили из колена Иудина. Петр и Андрей, Иаков и Иоанн и Филипп были из селения Вифсаиды; а Матфей и Иаков, по сказанию истории, жили в Капернауме; Симон Зилот называется Кананитом; а это были селения галилейския: Завулон же и Неффалим Галилею имели своим жребием. На сие два есть свидетеля: Пророк и Евангелист, и один предсказывает, а другой приводит в свидетельство; говорят же так: земля Завулоня, и земля Неффалимля, и прочии при мори живущии, и об ону страну Иордана, людие седящии во тме, видеша свет велий (Ис.9:1-2. Мф.4:15-16).
 


Заповеждь Боже силою Твоею: укрепи Боже сие, еже соделал еси в нас. От храма Твоего во Иерусалим.
 

Пс.67:29 с толкованием
Симмах переводит так: повели, Боже, о силе Твоей. Укрепи, Боже, что соделал Ты нам, ради храма Твоего, который над Иерусалимом, то есть, утверди, Владыка, благодать, какую даровал ради храма Твоего, от нас Тобою занятаго, и посажденнаго превыше всякаго начальства и власти и силы, и всякаго имени, именуемаго не точию в веце сем, но и во грядущем (Еф.1:21). Ибо Иерусалимом Пророк называет вышний град, о котором блаженный Павел говорит: а вышний Иерусалим: свободь есть, иже есть мати всем нам (Гал.4:26). Посему просят ради родства с храмом утвердить данную благодать, чтобы ради начатка и все смешение насладилось сообщенным даром. Отсюда Пророк начинает предсказание об обращении царей.
 


Тебе принесут царие дары.
 

Пс.67:29 с толкованием
Ибо, прекратив гонение, воздадут достолепное чествование, как Богу. И как сами приемлют дань от подданных, так, подобно рабам и подданным, принесут они дары Тебе. Свидетелями сему собственныя наши очи, которыми видим истинность пророчества.
 


Запрети зверем тростным
 

Пс.67:29 с толкованием
в иных же списках читается: лесным. Но принять ли лес, или трость, тем и другим означается безплодие. Имеют же их жилищем своим мысленные звери, которых Пророк научил изгонять призыванием имени Божия.
 


Сонм юнец в юницах людских, еже затворити искушенныя сребром.
 

Пс.67:31 с толкованием
Юнцами Пророк называет все множество иудеев, за обычную их дерзость, а юницами людскими наименовал уверовавших из язычников, по новости их призвания. Посему пророческое слово предсказывает востания иудеев на благочестивых, бывшия в начале проповеди. Поступят же так иудеи, говорит Пророк, в намерении отлучить и даннаго благаго жребия лишить тех, которые, подобно разжженному серебру, оказались достоценными. Сие сказал о них и блаженный Павел: ревнуют по вас не добре, но отлучити вас хотят (Гал.4:17). Поелику же и между язычниками были прекословящие, предававшие святых различным смертям, то Пророк и о них справедливо говорит:
 


Расточи языки хотящия бранем.
 

Пс.67:31 с толкованием
Так, возвестив о прекословящих, Пророк обращает речь к уверовавшим.
 


Придут молитвенницы от Египта.
 

Пс.67:31 с толкованием
Об Египте упомянул о первом, как издревле преобладавшем в нечестии. Упоминает же об Египтянахь и история Деяний, повествуя о собранных в день Пятьдесятницы, в которой снизошла на Апостолов благодать Всесвятаго Духа.
 


Ефиопия предварит руку свою к Богу.
 

Пс.67:32 с толкованием
И сие пришло в исполнение. Свидетель сему евнух царицы ефиопской Кандакии, котораго Филипп привел к истине. Потом Пророк призывает царства целой вселенной.
 


Царства земная пойте Богу, воспойте Господеви.
 

Пс.67:33 с толкованием
Все живущие во вселенной, говорит Пророк, примите свет Боговедения, и за благодеяние принесите песнопение.
 


Возшедшему на небо небесе на востоки.
 

Пс.67:34 с толкованием
Ибо Владыка Христос возшел не на видимое только, но и на превысшее, небо, и седе одесную величествия, в превыспренней горнице Своего востока, ниспосылая лучи всем человекам.
 


Се, даст гласу своему глас силы.
 

Пс.67:34 с толкованием
Означает же сим Пророк по вознесении Спасителя нашего бывшее сошествие Всесвятаго Духа. Ибо и Господь наименовал оное силою, сказав: вы же седите во граде сем, дондеже облечетеся силою свыше (Лк.24:49). О гласе сем упоминает и блаженный Лука, говоря: и бысть глас с небесе, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще (Деян.2:2).
 


Дадите славу Богови.
 

Пс.67:34 с толкованием
Сие сходно с узаконением Апостола; ибо говорит: прославите Бога в теле вашем и в духе вашем, яже суть Божия (1Кор.6:20). Воспользовавшись столькими благами, справедливо за все прославлять благодетеля.
 


На Израили велелепота Его, и сила Его на облацех.
 

Пс.67:35 с толкованием
Священные Апостолы, ведя род свой от Израиля, доказали величие Божие теми чудесами, какия они совершали; а после них приявшие дарование учительства, подобно некиим облакам, почерпая дождь из моря всесвятаго Духа, приносят людям орошение.
 


Дивен Бог во святых Своих.
 

Пс.67:36 с толкованием
И все другие любители добродетели, говорит Пророк, уготовляются песнословить Бога, по слову Господа да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашего, иже на небесех. (Мф.5:16)
 


Бог Израилев, Той даст силу и державу людем Своим.
 

Пс.67:36 с толкованием
Не просто Пророк упомянул здесь об Иакове, потому что Иаков, убоявшись Исава, а потом сподобившись Богоявления, укрепился и изгнал из сердца страх. Научает же нас слово сие, что Соделавший сильным Иакова и показавший его победителем неприязненных, и новый народ Свой укрепит и соделает непреоборимым и непобедимым.
 


Благословен Бог.
 

Пс.67:36 с толкованием
Приличное псалму окончание! Ибо сказание о столь многих благах и надлежало заключить песнопением.
 


Примечания


Слова сии по некоторым изданиям читаются у Пророка Исаии (Ис.24:17).