Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  77

Псалтирь
 


Псалом 
77

Пс.77  с толкованием
Учение Асафа.
 


1
Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих.

Пс.77:1  с толкованием

2
Открою уста мои в притче и произнесу гадания из древности.

Пс.77:2  с толкованием

3
Что слышали мы и узнали, и отцы наши рассказали нам,

Пс.77:3  с толкованием

4
не скроем от детей их, возвещая роду грядущему славу Господа, и силу Его, и чудеса Его, которые Он сотворил.

Пс.77:4  с толкованием

5
Он постановил устав в Иакове и положил закон в Израиле, который заповедал отцам нашим возвещать детям их,

Пс.77:5  с толкованием

6
чтобы знал грядущий род, дети, которые родятся, и чтобы они в свое время возвещали своим детям, -

Пс.77:6  с толкованием

7
возлагать надежду свою на Бога и не забывать дел Божиих, и хранить заповеди Его,

Пс.77:7  с толкованием

8
и не быть подобными отцам их, роду упорному и мятежному, неустроенному сердцем и неверному Богу духом своим.

Пс.77:8  с толкованием

9
Сыны Ефремовы, вооруженные, стреляющие из луков, обратились назад в день брани:

Пс.77:9  с толкованием

10
они не сохранили завета Божия и отреклись ходить в законе Его;

Пс.77:10  с толкованием

11
забыли дела Его и чудеса, которые Он явил им.

Пс.77:11  с толкованием

12
Он пред глазами отцов их сотворил чудеса в земле Египетской, на поле Цоан:

Пс.77:12  с толкованием

13
разделил море, и провел их чрез него, и поставил воды стеною;

Пс.77:13  с толкованием

14
и днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня;

Пс.77:14  с толкованием

15
рассек камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны;

Пс.77:15  с толкованием

16
из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки.

Пс.77:16  с толкованием

17
Но они продолжали грешить пред Ним и раздражать Всевышнего в пустыне:

Пс.77:17  с толкованием

18
искушали Бога в сердце своем, требуя пищи по душе своей,

Пс.77:18  с толкованием

19
и говорили против Бога и сказали: "может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?"

Пс.77:19  с толкованием

20
Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. "Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?"

Пс.77:20  с толкованием

21
Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля

Пс.77:21  с толкованием

22
за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его.

Пс.77:22  с толкованием

23
Он повелел облакам свыше и отверз двери неба,

Пс.77:23  с толкованием

24
и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им.

Пс.77:24  с толкованием

25
Хлеб ангельский ел человек; послал Он им пищу до сытости.

Пс.77:25  с толкованием

26
Он возбудил на небе восточный ветер и навел южный силою Своею

Пс.77:26  с толкованием

27
и, как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых:

Пс.77:27  с толкованием

28
поверг их среди стана их, около жилищ их, -

Пс.77:28  с толкованием

29
и они ели и пресытились; и желаемое ими дал им.

Пс.77:29  с толкованием

30
Но еще не прошла прихоть их, еще пища была в устах их,

Пс.77:30  с толкованием

31
гнев Божий пришел на них, убил тучных их и юношей Израилевых низложил.

Пс.77:31  с толкованием

32
При всем этом они продолжали грешить и не верили чудесам Его.

Пс.77:32  с толкованием

33
И погубил дни их в суете и лета их в смятении.

Пс.77:33  с толкованием

34
Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу,

Пс.77:34  с толкованием

35
и вспоминали, что Бог - их прибежище, и Бог Всевышний - Избавитель их,

Пс.77:35  с толкованием

36
и льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним;

Пс.77:36  с толкованием

37
сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его.

Пс.77:37  с толкованием

38
Но Он, Милостивый, прощал грех и не истреблял их, многократно отвращал гнев Свой и не возбуждал всей ярости Своей:

Пс.77:38  с толкованием

39
Он помнил, что они плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается.

Пс.77:39  с толкованием

40
Сколько раз они раздражали Его в пустыне и прогневляли Его в стране необитаемой!

Пс.77:40  с толкованием

41
и снова искушали Бога и оскорбляли Святаго Израилева,

Пс.77:41  с толкованием

42
не помнили руки Его, дня, когда Он избавил их от угнетения,

Пс.77:42  с толкованием

43
когда сотворил в Египте знамения Свои и чудеса Свои на поле Цоан;

Пс.77:43  с толкованием

44
и превратил реки их и потоки их в кровь, чтобы они не могли пить;

Пс.77:44  с толкованием

45
послал на них насекомых, чтобы жалили их, и жаб, чтобы губили их;

Пс.77:45  с толкованием

46
земные произрастения их отдал гусенице и труд их - саранче;

Пс.77:46  с толкованием

47
виноград их побил градом и сикоморы их - льдом;

Пс.77:47  с толкованием

48
скот их предал граду и стада их - молниям;

Пс.77:48  с толкованием

49
послал на них пламень гнева Своего, и негодование, и ярость и бедствие, посольство злых ангелов;

Пс.77:49  с толкованием

50
уравнял стезю гневу Своему, не охранял души их от смерти, и скот их предал моровой язве;

Пс.77:50  с толкованием

51
поразил всякого первенца в Египте, начатки сил в шатрах Хамовых;

Пс.77:51  с толкованием

52
и повел народ Свой, как овец, и вел их, как стадо, пустынею;

Пс.77:52  с толкованием

53
вел их безопасно, и они не страшились, а врагов их покрыло море;

Пс.77:53  с толкованием

54
и привел их в область святую Свою, на гору сию, которую стяжала десница Его;

Пс.77:54  с толкованием

55
прогнал от лица их народы и землю их разделил в наследие им, и колена Израилевы поселил в шатрах их.

Пс.77:55  с толкованием

56
Но они еще искушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не сохраняли;

Пс.77:56  с толкованием

57
отступали и изменяли, как отцы их, обращались назад, как неверный лук;

Пс.77:57  с толкованием

58
огорчали Его высотами своими и истуканами своими возбуждали ревность Его.

Пс.77:58  с толкованием

59
Услышал Бог и воспламенился гневом и сильно вознегодовал на Израиля;

Пс.77:59  с толкованием

60
отринул жилище в Силоме, скинию, в которой обитал Он между человеками;

Пс.77:60  с толкованием

61
и отдал в плен крепость Свою и славу Свою в руки врага,

Пс.77:61  с толкованием

62
и предал мечу народ Свой и прогневался на наследие Свое.

Пс.77:62  с толкованием

63
Юношей его поедал огонь, и девицам его не пели брачных песен;

Пс.77:63  с толкованием

64
священники его падали от меча, и вдовы его не плакали.

Пс.77:64  с толкованием

65
Но, как бы от сна, воспрянул Господь, как бы исполин, побежденный вином,

Пс.77:65  с толкованием

66
и поразил врагов его в тыл, вечному сраму предал их;

Пс.77:66  с толкованием

67
и отверг шатер Иосифов и колена Ефремова не избрал,

Пс.77:67  с толкованием

68
а избрал колено Иудино, гору Сион, которую возлюбил.

Пс.77:68  с толкованием

69
И устроил, как небо, святилище Свое и, как землю, утвердил его навек,

Пс.77:69  с толкованием

70
и избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих

Пс.77:70  с толкованием

71
и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля.

Пс.77:71  с толкованием

72
И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их.

Пс.77:72  с толкованием

Толкования на главу Пс.77
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.77

Псалом 
77

Пс.77  с толкованием
Разума Асафу.
 

Бог всяческих, дав сынам Израилем ветхий закон, повелел непрестанно поучаться в оном и учить оному детей, а также объяснять потомкам причины праздников, чтобы, дознав Божии благодеяния, были они признательны к Облагодетельствовавшему их. Ибо сказано: научи сему сыны твоя и сыны сынов твоих и сохранят заповеди Господа Бога да благо им будет (Втор.4:40). Сие имеет в виду пророчественная благодать, и в настоящем псалме напоминает Израильтянам и потомкам их, что соделано Богом, какия блага, и с каким неблагодарным сердцем, приняты ими.
 


Внемлите людие Мои закону Моему.
 

Пс.77:1 с толкованием
Предлагаю вам тщательно выслушать изрекаемое, как некий закон даю вам настоящий совет.
 


Приклоните ухо ваше в глаголы усть Моих.
 

Пс.77:1 с толкованием
От всего сердца выслушайте, что изрекается Мною.
 


Отверзу в притчах уста Моя, провещаю ганания исперва.
 

Пс.77:2 с толкованием
Поелику обвинял отцев на пользу детям; то притчею назвал таковый образ речи, как загадочный и приносящий пользу сокровенную. Прибавил же и то, что предлагает гадания древния, и, показывая где научился сему, присовокупил:
 


Елика слышахом и познахом я.
 

Пс.77:3 с толкованием
- Потом указал, кто учители этому.
 


И отцы наша поведаша нам. Не утаишася от чад их в род ин, возвещающе хвалы Господни, и силы Его, и чудеса Его, яже сотвори
 

Пс.77:4 с толкованием
то есть, древле и в начале самовидцы чудес научили сему своих детей, а они учение сие предали потомкам. Поступили же так, повинуясь Божию закону. Ибо сие присовокупил Пророк.
 


И воздвиже свидение во Иакове, и закон положи во Израили
 

Пс.77:5 с толкованием
Свидением называет сооруженную в пустыне скинию, потому что имела она в себе скрижали свидения. Ибо закон, как говорили мы прежде, называет и заповедями, и свидениями, и судьбами, и оправданиями. Яснее же сказано сие нами в псалме осьмьнадцатом.
 


Елика заповеда отцем нашим, сказати я сыновом своим.
 

Пс.77:5 с толкованием
Оным законоположением, говорит Пророк, Бог повелевал, чтобы повествование о чудесах отцы передали детям, как некое наследие.
 


Яко да познает род ин, сынове родящиися, и востанут и поведять я сыновом своим.
 

Пс.77:6 с толкованием
Так и дети, научившись сему у отцев, сообщали опять учение сие рожденным ими, и незабвенная сохранялась о сем память. А какой плод сего учения?
 


Да положат на Бога упование свое, и не забудут дел Божих, и заповеди Его взыщут.
 

Пс.77:7 с толкованием
Дознав Божию силу, дознав, как не трудно Богу творить всякое благо, приобретут твердое упование на Него, и будут следовать постановленным от Него законам.
 


Да не будут якоже отцы их, род строптив и преогорчеваяй.
 

Пс.77:8 с толкованием
Узнав неблагодарность отцев, узнав о том, что они часто преступлением закона подвигали Бога на гнев, остерегутся подражать им.
 


Род иже не исправи сердца своего, и не увери сь Богом духа своего.
 

Пс.77:8 с толкованием
Ибо не приобрели твердой веры в Бога, не пожелав ходить путем правым, но возъимев сердце противящееся Божиим постановлениям.
 


Сынове Ефремли наляцающе и стреляюще луки, возвратишася в день брани.
 

Пс.77:9 с толкованием
Особенно же колено Ефремово обвиняет в том, что Ефремляне более всех служили идолам. Сие показывают нам и история Судей и третия книга Царств. Ибо Ефремляне поставили юниц, и девять колен отвлекли от служения по закону, а таким образом сделались виновниками отступничества. Сие наипаче провидя, благодать Духа обвиняет Ефремлян в грехе еще несоделанном, предлагая им приличный совет, и хотя знает, что не приимут увещания, однакоже предлагает, что могло бы послужить в пользу. Но, показав силу Ефремлян и их искуство стрелять из лука, обличает и их боязливость; потому что возвратишася в день брани. Высоко думая о своей опытности в военном деле, когда открылась война, они обратились в бегство.
 


Не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити.
 

Пс.77:10 с толкованием
Прекрасно изобразил их своеволие. Ибо, говорит, не восхотели жит по закону, возлюбить образ жизни, согласный с законом.
 


И забыша благодеяния Его и чудеса Его, яже показа им.
 

Пс.77:11 с толкованием
И показывая, когда Бог творил сии чудеса, Пророк присовокупил:
 


Пред отцы их, яже сотвори чудеса.
 

Пс.77:12 с толкованием
Потом, указывает время и место.
 


В земли египетстей, на поли Танеосе.
 

Пс.77:12 с толкованием
Все сии чудеса Божии, совершенныя в Египте, которых самовидцами были отцы их, изринули они из памяти.
 


Разверзе море, и проведе их: представи воды яко мех.
 

Пс.77:13 с толкованием
Кратко излагает сказание о чудесах, и сперва упомянул о том, которое было важнее других. Ибо сверхъестественны - совершенное чудо над морем и открытый по оному путь. Водное естество, обыкновенно текущее по склону, Бог всяческих соделал неподвижным сюду и сюду, как бы в мехе каком заключив его словом. Поелику, по устройству своему, мехи могут совершенно удерживать в себе влагу; то Пророк удачно приложил сей образ к разделенному морю, показывая тем силу Божественнаго слова.
 


И настави я облаком во дни, и всю нощь просвещением огня.
 

Пс.77:14 с толкованием
Ибо одно и тоже облако, днем останавливало мучительное действие лучей, а ночью заменяло собою потребность огня.
 


Разверзе камень в пустыни, и напои я яко в бездне мнозе
 

Пс.77:15 с толкованием
потому что извел из него не несколько капель, но источник, достаточный для многих тысячь. И сие Пророк яснее показал в присовокупленном.
 


И изведе воду из камене, и низведе яко реки воды
 

Пс.77:16 с толкованием
потому что истекшая вода разделилась на многие потоки, доставив жаждущим приятное и обильное наслаждение
 


И приложиша еще согрешати Ему, преогорчиша Вышняго в безводней. И искусиша Бога в сердцах своих, вопросити брашна душам своим.
 

Пс.77:17 с толкованием
Однако же и сие не исторгло лукавства из сердца их, но продолжали они болеть недугом неблагодарности. И после стольких благодеяний вознамерились искусить Божию силу, и возъимев нужду в пище, не того взыскали, чтобы получить потребное, но жаловались на Бога, как на не имеющаго силы.
 


И клеветаша на Бога, и реша: еда возможет Бог уготовати трапезу в пустыни? Понеже порази камень, и потекоша воды, и потоцы наводнишася: еда и хлеб может дати? или уготовати трапезу людем Своим?
 

Пс.77:19 с толкованием
Легко и не трудно было дать воду; потому что сокровенное в недрах земли изведено было наружу. А как утолит мучащий нас голод, и нам внезапно даст в пищу хлеб, который сеется и растет с продолжением времени?
 


Сего ради слыша Господь и презре, и огнь возгореся во Иакове, и гнев взыде на Исраиля.
 

Пс.77:21 с толкованием
Посему-то, говорит Пророк, Господь всяческих вознегодовав умедлил дать им землю, обетованную отцам, и предал их всякаго рода наказаниям; но не вдруг послал на них пагубу, ожидая, когда умножится число детей их. О наказании огнем упоминают и писания блаженнаго Моисея. Потерпели же сию казнь, говорит Пророк.
 


Яко не вероваша Богови, ниже уповаша на спасение Его.
 

Пс.77:22 с толкованием
Впрочем, хотя и таковы они были, Бог дал пишу без возделывания земли. Сие показывает присовокупленное.
 


И заповеда облаком свыше, и двери небесе отверзе, И одожди им манну ясти.
 

Пс.77:23 с толкованием
Необычное для себя порождение произвели облака, но вместо дождя, который обыкновенно орошает ввергаемыя в землю семена, породили чудесную пищу. Отверстыми же дверями неба Пророк назвал подаяние свыше. Поелику у нас в обычае запирать двери сокровищниц, и отворяем их, намереваясь что нибудь вынести; то пророческое слово представляет, что Бог всяческих, как бы из некиих сокровищниц, подает манну.
 


И хлеб небесный даде им: Хлеб Ангельский яде человек.
 

Пс.77:23 с толкованием
Хлебом ангельским называет Пророк, потому что подаваем был Ангелами. Ибо Ангелы, как знаем из божественнаго Писания, служат Божиим мановениям; говорит же так божественный Апостол: не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение (Евр.1:14)? И еще: аще бо глаголанное Ангелы слово бысть известно (Евр.2:2), и так далее. Хлебом же небесным называет, как ниспосланный свыше; потому что птиц, летающих по воздуху, божественное Писание именует птицами небесными (Быт.2:10).
 


Брашно посла им до сытости
 

Пс.77:25 с толкованием
то есть, до насыщения даровал им сей пищи. Потом Пророк извещает и о подаянии мяс.
 


Воздвиже юг с небесе, и наведе силою Своею Лива: И одожди на ня яко прах плоти, и яко песок морский птицы пернаты.
 

Пс.77:26 с толкованием
Ветрами согнав отвсюду этих птиц, повелел им летат около кущей израильских, доставляя тем добровольно отдающуюся в руки добычу.
 


И нападоша посреде стана их, окрест жилищ их. И ядоша и насытишася зело, и желание их принесе им Не лишишася от желания своего.
 

Пс.77:28 с толкованием
Насладились тем, чего вожделевали, и удовлетворили жадности; впрочем понесли наказание за ненасытность.
 


Еще брашну сущу во устех их, И гнев Божий взыде на ня, и уби множайшая их, и избранным Израилевым запят.
 

Пс.77:30 с толкованием
Поелику, имев много опытов Божией силы, не веровали, что Бог может подать пищу; то явил им вразумление, научая, что может творить то и другое, и блага подавать, и налагать наказания. Впрочем тем не менее продолжали они согрешать. Ибо Пророк присовокупил следующее:
 


Во всех сих согрешиша еще, и не вероваша чудесем Его. И исчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием.
 

Пс.77:32 с толкованием
Греша, впадая в ошибки, и ни мало не промышляя о том, что могло послужить в пользу, предавшись же суетным и безполезным начинаниям, и со всем тщанием приводя их в исполнение, отошли они из сей жизни.
 


Егда убиваше я, тогда взыскаху Его, и обращахуся, и утренневаху к Богу. И помянуша, яко Бог помощник им есть, и Бог Вышний избавитель им есть.
 

Пс.77:34 с толкованием
Человеколюбивый Владыка не напрасно налагал на них узы; потому что немалую пользу получали от сего. Наслаждаясь благами, не чувствовали сего, а наказываемые, начинали испрашивать Божия человеколюбия.
 


И возлюбиша Его усты своими, и языком своим солгаша Ему: Сердце же их не бе право с Ним, ниже уверишася в завете Его.
 

Пс.77:36 с толкованием
Обещались же любить Его словами лживыми; потому что словам сим противоречил помысл, совещавая в себе противное божественным законам, и не хотя веровать божественным глаголам.
 


Той же есть щедр, и очистит грехи их, и нерастлит.
 

Пс.77:38 с толкованием
Однако же Он, действуя по собственной Своей благости, не восхотел предать их совершенному растлению.
 


И умножит отвратити ярость Свою, и не разжжет всего гнева Своего.
 

Пс.77:38 с толкованием
А Симмах перевел так: и долго отвращал гнев Свой, и не возбуждал всей ярости Своей; то есть, не налагал на них наказания, соразмернаго их преступлениям.
 


И помяну, яко плоть суть, дух ходяй и необращаяйся.
 

Пс.77:39 с толкованием
Ибо знал немощь их естества, знал, что, по истечении не долгаго времени, приимуть конец жизни.
 


Коль краты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней? И обратишася, и искусиша Бога, и Святаго Исраилева раздражиша.
 

Пс.77:40 с толкованием
Всем этим показывает Божие долготерпение. Подробнее же о каждом из сих событий можно дознать из истории, потому что Иудеи, то обоготворили тельца, то причастишася Веелфегору (Пс.105:28), а иногда помышляли похитить власть у великаго Моисея; насыщаясь манною, оставались неблагодарными; получив повеление занять обетованную землю, отговаривались страхом; и сверх сего делали тысячи других огорчений, о которых не будем упоминать, не желая продолжить слово.
 


Не помянуша руки Его, в день в оньже избави я из руки оскорбляющаго.
 

Пс.77:42 с толкованием
Не захотели привести себе на мысль прежния благодеяния, разсудить о силе Божией, которою освобождены были от египетской работы. Потом исчисляет Пророк бывшия там чудеса.
 


Якоже положи во Египте знамения Своя, и чудеса Своя на поли Танеосе.
 

Пс.77:43 с толкованием
В Танисе был дворец Фараонов. Там великий Моисей низводил казни на Египтян.
 


И преложи в кровь реки их и источники их, яко да не пиют.
 

Пс.77:44 с толкованием
Ибо прежде всего не только речныя воды, но и скопившияся от дождей, превратил в кровь, томя жаждою прекословящих.
 


Посла на ня песия мухи, и поядоша я, и жабы, и растли я. И даде рже плоды их, и труды их пругом.
 

Пс.77:45 с толкованием
Песиих мух и жаб употребив служителями гнева, причинил им жестокия мучения, а ржею и саранчею повредил земные плоды.
 


Уби градом винограды их, и черничие их сланою.
 

Пс.77:47 с толкованием
Как ржею и саранчею истребил плоды, так градом и инеем умертвил самые корни дерев. Вместо: черничие иные толковники перевели: дикая смоковница.
 


И предаде граду скоты их, и имение их огню.
 

Пс.77:48 с толкованием
А Симмах перевел так: предал скот их язве, и стяжания их - птицам хищным; потому что, прияв внезапную кончину, соделались пищею плотоядных птиц.
 


Посла на ня гнев ярости Своея, ярость и скорбь, послание аггелы лютыми. Яростию и гневом и скорбию
 

Пс.77:49 с толкованием
Пророк назвал жестокия казни. А лютыми аггелами - служителей казни, лютостию именуя не естественную и не произвольную злобу, но мучительность наказания. Так днем лютым (Пс.40:1) называет день наказания. То же дал разуметь и Симмах; ибо вместо: лютыми аггелы, перевел: аггелами мучащими.
 


Путесотвори стезю гневу Своему
 

Пс.77:49 с толкованием
то есть, человеколюбие не воспрепятствовало наказанию, но дало место праведному вразумлению. Сие выразил Пророк и в присовокупляемом:
 


И не пощаде от смерти душ их, и, скоты их в смерти заключи: И порази всякое первородное в земли египетстей, начаток всякаго труда их в селениих Хамовых.
 

Пс.77:50 с толкованием
Ибо, увидев упорное их сердце, нещадно наслал на них казни, предав сперва гибели скот, а потом неожиданной смерти первородных. Селениями же Хамовыми назвал Египет; потому что сын Хамов - Месрем, а Месрем - Египет.
 


И воздвиже яко овцы люди Своя, и возведе я яко стадо в пустыни.
 

Пс.77:52 с толкованием
Так, наказав Египтян, собственный народ Свой извел в пустыню, уподобляясь пастырю, ведущему стадо
 


И настави я на упование, и не убояшася.
 

Пс.77:53 с толкованием
Ибо, дав многия ручательства в собственной силе Своей, повелел твердо уповать на Него и не приходить в боязнь. Но хотя и сие соделано было Богом всяческих; однако же не захотели они положиться на Божию силу.
 


И враги их покры море.
 

Пс.77:53 с толкованием
Самое море открыло им путь, а врагов погребло в волнах.
 


И введе я в гору святыни Своея, гору сию юже стяжа десница Его.
 

Пс.77:54 с толкованием
Посему, освободив их из Египта, дал им землю, какую обетовал. Ибо горою Сион Пророк означил всю землю.
 


И изгна от лица их языки, и по жребию даде им ужем жребодаяния.
 

Пс.77:55 с толкованием
Ибо, освободив оную землю от древних обитателей, обладание ею, по обетованиям, передал народу Своему. Сие значит сказанное: ужем жребодаяния. Ибо собственную свою землю обыкновенно меряют владетели. Жребии же и разделения земли подробнее показаны в писании Иисуса Навина.
 


И всели в селениих их колена Исраилева
 

Пс.77:55 с толкованием
потому что разделили они землю по коленам. Так Пророк, показав неверие их в пустыне, описывает нарушение ими закона в земле обетовалия.
 


И искусиша и преогорчиша Бого Вышняго, и свидений Его не сохраниша.
 

Пс.77:56 с толкованием
После многих и великих благодеяний продолжали нарушать закон и преступать заповеди Божии.
 


И отвратишася, и отвергошася, якоже и отцы их.
 

Пс.77:57 с толкованием
Подражали злобе отцев, и видев наказание их, даже и тем не воспользовались.
 


Превратишася в лук развращен.
 

Пс.77:57 с толкованием
Искусно уготованный лук пущенныя с него стрелы отправляет прямо в цель. А если лук как-либо искривлен; то не может дать прямаго направления пущенным стрелам. Посему и они, утратив правоту ума, не воспользовались, как должно, божественными благодеяниями, что могло служить к пользе, обратили то в повод ко вреду.
 


И прогневаша Его в холмех своих, и во истуканных своих раздражиша Его.
 

Пс.77:58 с толкованием
Прияв блага от Бога всяческих, послужили бездушным идолам.
 


Слыша Бог и презре.
 

Пс.77:59 с толкованием
То есть, молящихся не удостоил Своего промышления. Но яснее показывает это история Судей; потому что Бог предавал их, то Амоннитянам, то Моавитянам, иногда же Мадианитянам и Филистимлянам, наказывая за нечестие.
 


И уничижи зело Исраиля.
 

Пс.77:59 с толкованием
Так пресловутый народ, чудесно освобожденный от египетскаго рабства, который море виде и побеже, и Иордань возвратися вспять (Пс.113:3), - сей самый народ легко преодолевали соседи.
 


И отрину скинию Силомскую селение Свое идеже вселися в человецех.
 

Пс.77:60 с толкованием
О сем повествуется уже в начале Царств, где упоминается о первосвященнике Илии и о беззаконии сынов его.
 


И предаде в плен крепость их, и доброту их в руки врагов.
 

Пс.77:61 с толкованием
Крепостию и добротою их Пророк называет кивот. Офни и Финеес, вынесши его на помощь единоплеменникам своим, понесли наказание за свои преступления. Кивот же, взяв иноплеменники, как лучшую некую часть добычи, принесли в дар Дагону. А это был идол, которому они служили.
 


И затвори во оружии люди Своя, и достояние свое презре.
 

Пс.77:62 с толкованием
Предал их в руки врагов, по причине чрезмернаго беззакония. А достоянием наименовал их Пророк, потому что всегда пользовались великим попечением Божиим. Так назвал их и великий Моисей; ибо говорит: и бысть часть Господня, людие Его Иаков: уже наследия Его, Исраиль (Втор.32:9). Потом Пророк исчисляет виды наказания.
 


Юношы их, пояде огнь, и девы их не осетованы быша: Священницы их мечем падоша, и вдовицы их не оплаканы будут.
 

Пс.77:63 с толкованием
Одних предал огню, а над другими не было обычнаго плача; потому что каждый занят был собственными своими бедствиями. А священники Офни и Финеес, несшие самый кивот, убиты, научаемые самым делом, что живущие в беззаконии не должны надеяться на Божие о них попечение.
 


И воста яко спя Господь.
 

Пс.77:65 с толкованием
Впрочем, подвергая их сим наказаниям, и врагам их показал причины совершившагося.
 


Яко силен и шумен от вина: И порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им.
 

Пс.77:66 с толкованием
Как бы некий сон отложив долготерпение, нанес иноплеменникам такой удар, по которому у всех стали они достойными осмеяния. Разумеет же Пророк болезнь на седалищах, о которой повествует и история (1Цар.5:9). Сие же выразило и пророчество; ибо сказано: порази враги Своя вспять, означив приличным выражением часть тела, которой нанесена язва. Сном же назвал Пророк долготерпение; а шумом от вина - негодование; так как Богу и праведно налагать наказание на прегрешающих есть нечто привходящее для Него.
 


И отрину селение Иосифово, и колено Ефремово не избра.
 

Пс.77:67 с толкованием
Опять Пророк, оставив прочия колена, упоминает одно Ефремово, провидя будущее похищение власти; потому что из него происшедший Иеровоам отторг десять колен от царства Давидова. Иосифом же и Ефремом называет одно и тоже колено; потому что Ефрем - сын Иосифов. Сказует же, что колено сие отринуто, потому что не осталась скиния в Силоме, но прешла благодать божественнаго кивота в Иерусалим, где после того Соломон воздвиг божественный храм.
 


И избра колено Иудово, гору Сионю, юже возлюби.
 

Пс.77:68 с толкованием
Колено Иудино избрал ради жезла, который, как ожидали, должен был процвесть от Иесеея. О сей леторасли предвозвестил и Патриарх Иаков, благословляя Иуду. Упоминает же о ней и божественный Павел, говоря так: яве же, яко от колена Иудова возсия Господь наш Иисус Христос (Евр.7:14). Поэтому ради сея леторасли Бог предпочел прочим коленам колено Иудино. Но, поелику тайна сия для многих была некоторым образом неведома; то Пророк для большей ясности присовокупил: гору Сионю, юже возлюби, чтобы утушить зависть в других коленах, как бы так говоря: никакого предлога к зависти не имейте для себя в этом; потому что ради горы Сиона избрал Бог колено Иудино. Сверх того Пророк хочет показывать досточтимость горы, по причине храма, какой будет создан на ней
 


И созда яко единорога святилище Свое.
 

Пс.77:69 с толкованием
Говорят, что единорог вооружен одним рогом. Единому покланяться Богу учил и закон. Посему Пророк справедливо единорогу уподобил единый храм, посвященный единому Богу.
 


На земли основа и в век.
 

Пс.77:69 с толкованием
А Симмах перевел так: как землю, которую основал в век. И другие толковники выражают туже мысль. Посему говорит: как одну создал землю, так повелел один создать храм Иудеям.
 


И избра Давида раба Своего, и восприять его от стад овчих.
 

Пс.77:70 с толкованием
Сим в одно и тоже время дал видеть, и добродетель Давида, наименовав его рабом Божиим, и щедрость Бога, Который пастыря овец соделал царем.
 


От доилиц поят его.
 

Пс.77:70 с толкованием
А Симмах перевел так: последующим за носящими во чреве вел его. Это - особенное доказательство Божией щедрости. Ибо Давид был не совершенный пастырь, но помощник пастыря, который ходит вслед рождающих овец.
 


Пасти Иакова раба Своего, и Израиля достояние Свое.
 

Пс.77:71 с толкованием
И сие показывает преизбыток попечительности. Ибо не над каким-либо незначительным народом поставил пастыря овец, но над потомками Израиля, усвоившими себе именование праотца и пользовавшимися Божиим о них промышлением, над теми, которых Бог Себе отделил, как некий жребий 18.
 


И упасе я в незлобии сердца своего, и в разумех руку своею наставил я есть.
 

Пс.77:72 с толкованием
И не был не признателен к Божиим благодеяниям, но срастворив благоразумие с простотою, руководил их по божественным законам. Сему подобно и законоположение Господне: будите мудри яко змия, и цели яко голубие (Мф.10:16). Ибо Господь, устранив порок того и другаго, отъяв и злобу змии и неразумие голубя, срастворил достойную похвалы добродетель. В сей-то добродетели надлежит преспевать и нам, которые с блаженным Давидом призваны на тоже, или лучше сказать, на вящшее; потому что нам поручено служение в высших делах, по законоположению божественнаго Павла, ходити достойно звания, в неже звани быхом (Еф.4:1).
 


Примечания


При переводе сего места предпочтено греческое чтение, согласное с древними славянскими переводами, сохраняющимися в рукописях.