Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  9

Псалтирь
 


Псалом 
9

Пс.9  с толкованием

1
Начальнику хора. По смерти Лабена. Псалом Давида.

Пс.9:1  с толкованием

2
Буду славить [Тебя], Господи, всем сердцем моим, возвещать все чудеса Твои.

Пс.9:2  с толкованием

3
Буду радоваться и торжествовать о Тебе, петь имени Твоему, Всевышний.

Пс.9:3  с толкованием

4
Когда враги мои обращены назад, то преткнутся и погибнут пред лицем Твоим,

Пс.9:4  с толкованием

5
ибо Ты производил мой суд и мою тяжбу; Ты воссел на престоле, Судия праведный.

Пс.9:5  с толкованием

6
Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки и веки.

Пс.9:6  с толкованием

7
У врага совсем не стало оружия, и города Ты разрушил; погибла память их с ними.

Пс.9:7  с толкованием

8
Но Господь пребывает вовек; Он приготовил для суда престол Свой,

Пс.9:8  с толкованием

9
и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте.

Пс.9:9  с толкованием

10
И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби;

Пс.9:10  с толкованием

11
и будут уповать на Тебя знающие имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи.

Пс.9:11  с толкованием

12
Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте между народами дела Его,

Пс.9:12  с толкованием

13
ибо Он взыскивает за кровь; помнит их, не забывает вопля угнетенных.

Пс.9:13  с толкованием

14
Помилуй меня, Господи; воззри на страдание мое от ненавидящих меня, - Ты, Который возносишь меня от врат смерти,

Пс.9:14  с толкованием

15
чтобы я возвещал все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой: буду радоваться о спасении Твоем.

Пс.9:15  с толкованием

16
Обрушились народы в яму, которую выкопали; в сети, которую скрыли они, запуталась нога их.

Пс.9:16  с толкованием

17
Познан был Господь по суду, который Он совершил; нечестивый уловлен делами рук своих.

Пс.9:17  с толкованием

18
Да обратятся нечестивые в ад, - все народы, забывающие Бога.

Пс.9:18  с толкованием

19
Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет.

Пс.9:19  с толкованием

20
Восстань, Господи, да не преобладает человек, да судятся народы пред лицем Твоим.

Пс.9:20  с толкованием

21
Наведи, Господи, страх на них; да знают народы, что человеки они.

Пс.9:21  с толкованием

22
Для чего, Господи, стоишь вдали, скрываешь Себя во время скорби?

Пс.9:22  с толкованием

23
По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют.

Пс.9:23  с толкованием

24
Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя.

Пс.9:24  с толкованием

25
В надмении своем нечестивый пренебрегает Господа: "не взыщет"; во всех помыслах его: "нет Бога!"

Пс.9:25  с толкованием

26
Во всякое время пути его гибельны; суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением;

Пс.9:26  с толкованием

27
говорит в сердце своем: "не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла";

Пс.9:27  с толкованием

28
уста его полны проклятия, коварства и лжи; под языком - его мучение и пагуба;

Пс.9:28  с толкованием

29
сидит в засаде за двором, в потаенных местах убивает невинного; глаза его подсматривают за бедным;

Пс.9:29  с толкованием

30
подстерегает в потаенном месте, как лев в логовище; подстерегает в засаде, чтобы схватить бедного; хватает бедного, увлекая в сети свои;

Пс.9:30  с толкованием

31
сгибается, прилегает, - и бедные падают в сильные когти его;

Пс.9:31  с толкованием

32
говорит в сердце своем: [забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда].

Пс.9:32  с толкованием

33
Восстань, Господи, Боже [мой], вознеси руку Твою, не забудь угнетенных [Твоих до конца].

Пс.9:33  с толкованием

34
Зачем нечестивый пренебрегает Бога, говоря в сердце своем: "Ты не взыщешь"?

Пс.9:34  с толкованием

35
Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

Пс.9:35  с толкованием

36
Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия.

Пс.9:36  с толкованием

37
Господь - царь на веки, навсегда; исчезнут язычники с земли Его.

Пс.9:37  с толкованием

38
Господи! Ты слышишь желания смиренных; укрепи сердце их; открой ухо Твое,

Пс.9:38  с толкованием

39
чтобы дать суд сироте и угнетенному, да не устрашает более человек на земле.

Пс.9:39  с толкованием

Толкования на главу Пс.9
этой книги Священного Писания


Библия Толкования на Псалтирь блж. Феодорит Кирский Псалом  9

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.9

Псалом 
9

Пс.9  с толкованием

В конец о тайных 5 сына, псалом Давиду.
 

Пс.9:1 с толкованием
Симмах перевел: победная песнь о смерти сына; Акила: победодавцу сына юности; а Феодотион: о цветушей юности сына. Поэтому все, упомянув согласно о сыне, научают тем нас, что и сей псалом содержит в себе пророчество о победе над смертию Владыки Христа; потому что, небоязненно и мужественно победив грех, и смерти не дав ни малаго повода к уловлению Себя, сокрушил ея державу. Сокровенною же назвали Седмьдесят тайну сию; потому что она сокрыта была от всех прочих и от самых Апостолов. Свидетель сему - Евангелист. Поелику Господь неоднократно говорит им: се восходим во Иерусалим, и Сын человеческий предан будет на пропятие, и убиют Его, и в третий день воскреснет; то Евангелист присовокупил: и сие было сокровенно от очей их (Лк.18:31-34). Посему и блаженный Павел взывает; глаголем премудрость Божию, в тайне сокровенную, юже никтоже от князей века сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы распяли (1Кор.2:7-8); и еще: тайну сокровенную от век и от родов (Кол.1:26). Посему Седмьдесят справедливо смерть Сына наименовали тайною.
 


Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя. Возвеселюся и возрадуюся о Тебе: пою имени Твоему Вышний.
 

Пс.9:2 с толкованием
Совершенным свойственно Богу предоставлять все сердце и Ему посвящать весь ум. Ибо сказано: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим (Лк.10:27). А кто делит помыслы свои между мамоною и Богом, между Христом и золотом, между настоящею и будущею жизнию, тот не может по правде сказать: исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим. Пророк же, духовными очами прозревая в будушее, не только исповедуется всем сердцем, но и поведывает все чудеса Божии, делая слушателей сообщниками песнопения, желая песнословить единаго Благодетеля, и поводом к радованию иметь не богатство и владычество, не здравие и крепость тела, но памятование о Боге. Ибо говорит: возвеселюся и возрадуюся о Тебе. Так и в другом месте сказал: помянух Бога и возвеселихся (Пс.76:4); и еще в другом: веселитеся о Господе, и радуйтеся праведнии (Пс.31:11); и еще: возвеселится сердце ищущих Господа (Пс.104:3).
 


Внегда возвратитися врагу моему вспять, изнемогут и погибнут от лица Твоего.
 

Пс.9:4 с толкованием
Симмах перевел сие так: буду петь имени Твоему, Вышний, когда враги мои будут обращены вспять, преткнутся и погибнут от лица Твоего. Ибо увидев, что неприязненные мне сокрушены и обращены в бегство, а потом взяты в плен и преданы конечной гибели, буду песнословить Тебя, и не престану воспевать Твои благодеяния. Сие говорит Пророк о человеческом естестве, как избавившийся от губителя, и по благодати Божией приобретший свободу. Ибо псалом сей не от лица Самого Спасителя, как предполагали некоторые, но к Нему паче, как к Благодетелю, произносится ощутившими на себе Его благодеяния, что показывают самыя выражения псалма.
 


Яко сотворил еси суд мой, и прю мою.
 

Пс.9:5 с толкованием
Каким же образом?
 


Сел еси на престоле, судяй правду.
 

Пс.9:5 с толкованием
И какой произнес приговор?
 


Запретил еси языком, и погибе нечестивый, имя его потребил еси в век, и в век века
 

Пс.9:6 с толкованием
то есть, не потерпел, чтобы долее оставался без призрения человеческий род, несчастно порабощенный злым мучителем; но подобно некоему судии, возседшему на высоком некоем престоле среди страшнаго судилища, наложил на него такое наказание, что память его предана будет конечному забвению. А слова: запретил еси языком, и погибе нечестивый имеют следующий смысл: чрез священных Апостолов, и бывших после них проповедников истины, преподал Ты язычникам божественные догматы. И поелику язычники приняли их, и освободились от заблуждения; то погибе нечестивый, не имея у себя обольщенных и покланяющихся ему. Так Павел и Варнава, когда Ликаоняне покушались принести жертву, запрещали сие, взывая: мужие, что сия творите? И мы подобострастни есмы вам человецы, от сих суетных обращающие вас к Богу (Деян.14:15). Так блаженный Павел выговаривал Галатам: о несмысленнии Галате, кто вы прельстил есть, имже пред очима Иисус Христос преднаписан бысть распят (Гал.3:1). Так выговаривал и Коринфянам: отнюд слышится в вас блужение, и таково блужение, яково же ни во языцех именуется (1Кор.5:1). Посему запретил языком, и погибе нечестивый, и имя его истребил в век века. Совершенно уничтожены и конечному преданы забвению нечестивые обряды, так что из живущих ныне никто и не знает таинств нечестия.
 


Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси.
 

Пс.9:7 с толкованием
Враг лишился собственных своих оружий, не имея у себя служителей нечестия. Которые самих себя предавали ему в орудия, те, перешедши ныне на противную сторону, ведут брань против него. И города, по сокрушении водворявшагося в них древле нечестия, прияли на себя труд назидать благочестие. Ибо невозможно было утвердить благочестие, не сокрушив прежде нечестия. Сие сказал и божественный Апостол: явися благодать Божия, спасительная всем человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и мирских похотей, целомудренно и благочестно поживем в нынешнем веце и т. д. (Тит.2:11). Так каждый не прежде воскресает со Христом, как прияв общение в смерти Его. Почему и говорит божественный Павел: аще бо снасаждени быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем (Рим.6:5); и еще: аще же умрохом, и живи будем. Так Бог, сокрушив нечестие врагов, наздал благочестие.
 


Погибе память его с шумом. И Господь во век пребывает.
 

Пс.9:8 с толкованием
Враг ввержен в видимую для всех и весьма явную погибель. Сие и означает выражение: с шумом, взятое от домов, падающих во время землетрясения и производящих великий треск. Бог же и Владыка наш, говорить Пророк, имеет вечную державу и негиблющее царство.
 


Уготова на суд престол Свой. И Той судити имать вселенней в правде, судити имать людем в правоте.
 

Пс.9:9 с толкованием
Ибо не только в настоящей жизни являет Свою силу, но и в будущей откроет страшное свое судилище, судя на нем всех людей, и воздавая каждому, чего достоин.
 


И бысть Господь прибежище убогому, помощник в благовремениих, во скорбех.
 

Пс.9:10 с толкованием
Сие: во благовремениих Акила перевел: во время, а Симмах: при времени. Показывает же слово сие, что Господь совершил наше спасение в благопотребное время. Ибо убогим Пророк называет человеческое естество, по великой нищете беззакония. Благопотребность же сего времени указывает блаженный Павел; ибо говорит: егда быхом млади, под стихиями бехом мира порабощени: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем (Гал.4:3-5).
 


И да уповают на Тя знающии имя Твое: яко не оставил еси взыскающих Тя Господи.
 

Пс.9:11 с толкованием
Да уповают Акила и Симмах перевели: будут уверены, вместо повелительнаго употребив определенный образ речи. По соделании Тобою сего спасения, говорит Пророк, познавшие Тебя, Творца и Бога, на Тебя будут возлагать надежды Свои.
 


Пойте Господеви живущему в Сионе.
 

Пс.9:12 с толкованием
Пророк сказал это, сообразно с древним мнением Иудеев. Впрочем из апостольскаго учения дознали мы, что есть и небесный Сион. Ибо сказано: приступисте к Сионстей горе, и ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному (Евр.12:22).
 


Возвестите во языцех начинания Его.
 

Пс.9:12 с толкованием
Речение: начинания Симмах выразил: искусныя меры, Акила же: изменения. И действительно великое совершилось изменение. Древние враги сделались друзьями, далекие - близкими, рабы - сынами, бывшие в неведении приобрели ведение, бывшие во тме теперь во свете, мертвые имеют упование жизни, нищие стали наследниками небеснаго царства. Иудеи соделались далекими, а язычники близкими, сыны - псами, а псы - сынами. Но и меры, употребленныя Спасителем, Боголепны; потому что даровано смертным безсмертие, смертию - жизнь, безчестием - честь, проклятием - благословение, крестом - спасение. Таковы искусныя меры, таковы начинания Бога нашего.
 


Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих.
 

Пс.9:13 с толкованием
Тот, говорит Пророк, кто над всем надзирает, и в точности разыскивает происходящее, видел, что диавол усиливается чрез обольщение умерщвлять людей, и потому пришел на помощь терпящим обиду. Сие и означают слова: не забы звания убогих. Ибо званием называет здесь Пророк, не молитву и не прошение, но то жалкое состояние, навлеченное грехом, в котором постигают и безвременная смерть, и плач, и бедствия.
 


Помилуй мя Господи, виждь смирение мое от враг моих.
 

Пс.9:14 с толкованием
Таково, говорит Пророк, было взывание сетований и воплей, заключавшее в себе как бы некое прошение об избавлении от обдержащих зол.
 


Возносяй мя от врат смертных: яко да возвещу вся хвалы Твоя.
 

Пс.9:15 с толкованием
Вот, говорит Пророк, конец всех благ - избавление от тления и сокрушение смерти. Насладившись сим, всегда будем песнословить благодеяния Твои.
 


Во вратех дщере Сиони возрадуемся о спасении Твоем.
 

Пс.9:15 с толкованием
Сионом называет Пророк небесный град, как научил нас блаженный Павел (Евр.12:22). Вратами же града именует церкви, сущия по всей земле, чрез которыя верующие вошли в оный град. В них-то, говорит Пророк, радуясь и ликовствуя в надежде воскресения, будем песнословить Виновника сих благ. И поелику упомянул о сокрушении смерти; то кстати присовокупил:
 


Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша: в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. Знаемь есть Господь судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник.
 

Пс.9:16 с толкованием
Словом языцы Пророк и здесь означает полчище демонов, потому что, соорудив спасительный крест, чрез него лишились власти мучительствовать. И в сети, юже скрыша, увязе нога их, и в делех руку своею увязе грешник. Но если разсматриваемое изречение разуметь о народах неуверовавших, предавших смерти добропобедных Апостолов и мучеников; то и в таком случае найдем истинность пророчества. Ибо чрез умерщвление их утверждена проповедь благочестия, и более, нежели сколько уловили они при жизни, пленено ими по смерти. И в делех руку своею увязе грешник, и познан Господь, творяй суд, то есть, премудро и праведно домостроительствующий.
 


Да возвратятся грешницы во ад, вси языцы забывающии Бога. Яко не до конца забвен будет нищий, терпение убогих не погибнет в век.
 

Пс.9:18 с толкованием
Те, говорит Пророк, которые не уверовали по божественной проповеди, весьма скоро будут преданы смерти, и низойдут во ад, не причинив ни малаго вреда гонимым ими; потому что терпение убогих не погибнет во век. Ибо претерпевый до конца той спасен будет (Мф.10:22). И блажени нищии духом, яко тех есть царствие небесное (Мф.5:3). Потом, издали прозрев пророческими очами, как проповедники благочестия расхищаются злочестивыми, Давид молитвенно изрекает:
 


Воскресни Господи, да не крепится человек, да судятся языцы пред Тобою. Постави Господи законоположителя над ними, да разумеют языцы, яко человецы суть.
 

Пс.9:20 с толкованием
При сем справедливо будет спросить кому-либо Иудеев, какого Законоположителя даровать умоляет здесь Пророк? Ибо великий Моисей, в давнем еще времени бывший служитель Божия законоположения, кончил уже жизнь; другаго же законоположителя после него не возставало (Втор.34:10). Если же оказывается, что никто другой не был поставлен законоположителем, ни Иудеям, ни язычникам; то остается уразумет, что указуется Законоположителем язычников Владыка Христос, который в Священном Евангелии взывает: речено бысть древним: не убиеши. Аз же глаголю вам: яко всяк гневайся на брата своего всуе, повинен есть суду. Речено бысть древним: не прелюбы сотвориши. Аз же глаголю вам: яко всяк, иже воззрит на жену, ко еже вожделети ея, уже любодействова с нею в сердце своем. (Мф.5:21, 28). А подобно сему и прочее. Поэтому Пророк умоляет Его, чтобы законоположение даровано было язычникам, и чтобы они, оставив жизнь звероподобную, узнали, яко человецы суть. Ибо человек, как говорит Пророк, в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным, и уподобися им (Пс.48:13). Почему и здесь сказано: да разумеют языцы, яко человецы суть.
 

Псалом 10-й у евреев
 


Вскую Господи отстоя далече, презираеши во благовремениих, в скорбех? Внегда гордитися нечестивому, возгарается нищий: увязают в советех, яже помышляют.
 

Пс.9:22 с толкованием
Поелику не защищаешь обидимых, то представляется, будто бы Ты, Владыка, далече отстоишь, и не взираешь на дела человеческия. Обидимые же, как бы от некоего огня, истаевают от малодушия, видя высокомерие делающих обиды. И весьма прилично о предающихся малодушию Пророк употребил слово: возгарается; потому что уподобляются они попаляемым огнем и как бы некий дым, из уст их исходят воздыхания. Пророк говорит, что от малодушия произойдет для них вред; потому что не помыслами благолепными водятся, но сомневаются в Твоем Промысле. Ибо сие означают слова: увязают в советех, яже помышляют. И показывая тому причину, Пророк присовокупил:
 


Яко хвалимь есть грешный в похотех души своея, и обидяй благословимь есть.
 

Пс.9:24 с толкованием
Производя тысячи зол, приобретают себе за это похвалы от льстецов.
 


Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего.
 

Пс.9:25 с толкованием
Здесь должно поставить знак препинания, и потом присовокупить: не взыщет, в таком значении: раздражи Господа, говоря: не взыщет. Предавшись безумию и неистовству, как будто никто не надзирает над ним, устремляется на всякое беззаконие, и не помнит, что Судия взыщет за сделанное. Потом Пророк выражает сие яснее:
 


Несть Бога пред ним.
 

Пс.9:25 с толкованием
Какая же сему причина?
 


Оскверняются путие его на всяко время: отъемлются судьбы Твоя от лица его.
 

Пс.9:26 с толкованием
Совершенно пренебрегает законы Твои, все время проводит в беззаконии.
 


Всеми враги своими обладает.
 

Пс.9:26 с толкованием
Однако же, и так поступая, благоуспевает. Потом Пророк изображает чрезмерность гордыни.
 


Рече бо в сердце своем: не подвижуся от рода в род без зла.
 

Пс.9:27 с толкованием
Яснее перевел это Симмах: не совращусь в род и род, не буду терпеть зла. Такой предается он дерзости, и думает, что не подвергнется ничему худому, утопая в пороках всякаго рода.
 


Егоже клятвы уста его полна суть, и горести, и льсти: под языком его труд и болезнь
 

Пс.9:28 с толкованием
потому что строит козни, ухищряется на зло, всю жизнь проводит в умыслах против убогих.
 


Приседит в ловительстве с богатыми, в тайных, еже убити неповиннаго.
 

Пс.9:29 с толкованием
Заседая в собраниях и в сонмищах, уготовляет невинным какия-либо сети и уловления.
 


Очи его на нищаго презираете. Ловит в тайне, яко лев во ограде своей: ловит, еже восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей смирит его
 

Пс.9:30 с толкованием
Как лев озирается туда и сюда, ища себе добычи; так и он день и ночь придумывает средства к хищению и лихоимству. Однако же
 


преклонится и падет, внегда ему обладати убогими.
 

Пс.9:31 с толкованием
Когда над всеми восторжествует; никак не избегнет челюстей смерти, но подобно другим сойдет в могилу.
 


Рече бо в сердце своем: забы Бог, отврати лице Свое, да не видит до конца.
 

Пс.9:32 с толкованием
Нисколько не помогут ему злочестивыя слова, безбожные помыслы; но на самом деле узнает, что Правитель всяческих назирает за делами человеческими. Злочестивыми словами сими крайне огорчившись, Пророк снова превращает речь свою в молитву, и говорит:
 


Воскресни Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, незабуди убогих Твоих до конца.
 

Пс.9:33 с толкованием
Поелику предающиеся злочестию и беззаконию самыми делами как бы говорят: Бог забыл; то научи их опытом, что не забываешь Ты, не отвращаешь лица Своего, но имеешь попечение об обидимых. И еще более оскорбившись хулами злочестивых, Пророк присовокупил:
 


Чесо ради прогнева нечестивый Бога? Рече бо в сердце своем: не взыщет.
 

Пс.9:34 с толкованием
Но хотя и тысячу раз помышляет об этом; Ты видишь.
 


Видиши, яко Ты болезнь и ярость смотряеши, да предан будет в руце Твои.
 

Пс.9:35 с толкованием
Так разделил слова сии и Симмах: видишь, потому что призираешь на труд и раздражение, и Акила: знаешь, потому что обращаешь взор на труд и раздражение. Хотя преданные злочестию, говорит Пророк, тысячу раз будут утверждать, что не взираешь Ты на дела человеческия, но мы знаем, что смотришь и призираешь на их беззакония, и подвергнешь их достойному наказанию. Ибо
 


Тебе оставлен есть нищий, сиру Ты буди помощник.
 

Пс.9:35 с толкованием
Посему умоляю Тебя:
 


Сокруши мышцу грешному и лукавому.
 

Пс.9:36 с толкованием
А сие будет, если восхощешь только взыскать грех его. Если же будет сие сделано; то немедленно окажется он безсильным, и предан будет конечной погибели. Ибо сие выразил Пророк, сказав: взыщется грех его, и не обрящется, по причине самаго греха. Но яснее сказал это Симмах: взыщется нечестие его, чтобы не обрестись ему; потому что, как скоро будет разыскано и объявлено нечестие, нечестивый погибнет.
 


Господь царь во век и в век века.
 

Пс.9:37 с толкованием
Поелику злочестивые говорили, что Бог не взыскивает, не смотрит; то пророческое слово кстати научает, что Бог будет царствовать, и не просто царствовать, но в век века. Царю же свойственно промышлять о подданных. Погибнете языцы от земли Его языцы, преданные беззаконию, неприявшие спасительной проповеди.
 


Желание убогих услышал еси Господи, уготованию сердца их внят ухо Твое.
 

Пс.9:38 с толкованием
Слово: уготование Симмах заменил словом: намерение. Ты в точности знаешь, говорит Пророк, чего вожделевают нищие, и какое имеют намерение. Потом означает сие яснее.
 


Суди сиру и смирену.
 

Пс.9:38 с толкованием
Сего, говорит Пророк, желает каждый из обидимых.
 


Да не приложит ктому величатися человек на земли.
 

Пс.9:39 с толкованием
Когда будут наказаны живущие нечестиво и беззаконно; будет от того великая польза для других людей, потому что, взирая на них, не осмелятся и сами поступать подобно им. Пророк же не просто присоединил сие к настоящему псалму, но во-первых с намерением показать, в каком состоянии был древле человеческий род, и как Единородное Божие Слово, вочеловечившись, благовременно приложило к язвам потребныя врачевства; а сверх сего Пророк учит, что не восхотевших сколько либо воспользоваться сим благодеянием Бог всяческих предаст тягчайшим казням в день втораго пришествия.
 


Примечания


Ὑπὲρ τῶν κρυϕίων, о сокровенных.