Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  90

Псалтирь
 


Псалом 
90

Пс.90  с толкованием
[Хвалебная песнь Давида.]
 


1
Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

Пс.90:1  с толкованием

2
говорит Господу: "прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!"

Пс.90:2  с толкованием

3
Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

Пс.90:3  с толкованием

4
перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение - истина Его.

Пс.90:4  с толкованием

5
Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,

Пс.90:5  с толкованием

6
язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

Пс.90:6  с толкованием

7
Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

Пс.90:7  с толкованием

8
только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

Пс.90:8  с толкованием

9
Ибо ты сказал: "Господь - упование мое"; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

Пс.90:9  с толкованием

10
не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

Пс.90:10  с толкованием

11
ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих:

Пс.90:11  с толкованием

12
на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

Пс.90:12  с толкованием

13
на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

Пс.90:13  с толкованием

14
"За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

Пс.90:14  с толкованием

15
Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

Пс.90:15  с толкованием

16
долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое".

Пс.90:16  с толкованием

Толкования на главу Пс.90
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.90

Псалом 
90

Пс.90  с толкованием
Хвала песни Давидовы, не надписан у Еврей.
 

Псалом не имеет надписания, показывает же непреоборимость упования на Бога. Ибо блаженный Давид, издалека духовными очами провидя, что будет с блаженным Езекиею, и усматривая, как он, возложив надежду на Бога, сокрушил Ассирийское воинство - изрек псалом сей, указуя всем человекам, какое обилие благ заключается в том, чтобы уповать на Бога.
 


Живый в помощи Вышняго, в крове Бога небеснаго водворится.
 

Пс.90:1 с толкованием
Кто полагается на Божию о нем попечительность, тот воспользуется охранением от Бога небеснаго, и будет иметь сие твердое ограждение, сию необоримую защиту.
 


Речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него.
 

Пс.90:2 с толкованием
Ибо, имея твердое упование на Бога, наречет Его покровителем, попечителем и несокрушимою оградою.
 


Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна.
 

Пс.90:3 с толкованием
Отсюда Пророк начинает речь, обращенную к самому уверовавшему, и ободряет его, говоря, что Бог соделает его победителем, не только врагов явных, но и тех, которые подстерегают, готовят засады и в тайне строят козни; потому что сетию означил тайныя козни; а вместо сего: слово мятежное, Симмах перевел: слово обидное; таковы же слова соплетающих ложь и клеветы. Впрочем и сие препобедили многие упованием на Бога. Так великий Иосиф, понесши на себе клевету в прелюбодеянии, избежал сетей; так чудная Сусанна воспользовалась помощию свыше.
 


Плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися.
 

Пс.90:4 с толкованием
Бог будет твоим защитником, и покроет тебя при нападении врагов. Переносный же образ речи заимствован от тех, которые стоят в передних рядах во время брани, и плечами своими закрывают находящихся позади. А крылами Пророк называет действия промысла, и употребил это выражение, взяв в подобие птиц, которыя крыльями покрывают птенцов. Так блаженный Моисей крылами нарек Божию попечительность, и говорит: сохрани его яко зеницу ока. Яко орел покры гнездо свое, и на птенцы своя возжеле: простер крыле свои, и прият их, и подъят их на раму свою (Втор.32:10-11). Сие и Владыка изрек Иерусалиму: колькраты восхотех собрати чада твоя, якоже собирает кокош птенцы своя под криле, и не восхотесте (Мф.23:37)?
 


Оружием обыдет тя истина Его.
 

Пс.90:4 с толкованием
Поелику выше упомянул о слове мятежном и лживом; то кстати обещает здесь, что всеоружием его будет истина.
 


Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни: От вещи во тме преходящия; от сряща и беса полуденнаго.
 

Пс.90:5 с толкованием
Не только чувственных, но и мысленных, врагов преодолеешь божественною надеждою, избегнешь и ночью угрожающих козней, и днем совершаемых вражеских нападений, и с полною уверенностию, как охраняемый Богом, отженешь от себя страх, не будешь приходить в боязнь среди полудня, но избегнешь демонских наветов, пользуясь помощию свыше. Выражение же: бес полуденный, Пророк употребил согласно с принятым у многих мнением; потому что и злокозненному человеку естественно устремляться на кого либо по принятии им пищи и по насыщении, как на готовую добычу, и не трудно поработить того, кто лишен попечения о нем свыше.
 


Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится. Обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши.
 

Пс.90:7 с толкованием
Вместо: от страны твоея Симмах и Акила перевели: напротив тебя. Говорит же Пророк, что если с правой и с левой стороны у тебя выйдет безчисленное множество, тебе не будет никакого вреда; а их увидишь низглагаемых Божественною карою. Сие и было при Езекии; потому что сто восемьдесят пять тысяч Ассириян поражено без воинских орудий. Так при Гедеоне, так при Ионафане, а также при Иосафате и при пророке Елисее было тоже самое.
 


Яко Ты Господи упование мое: Вышняго положил еси прибежище твое.
 

Пс.90:9 с толкованием
Сподобишься же сего промышления, говорит Пророк, предавшись упованию на Бога, и Его соделав прибежищем. Ибо в составе речи недостает следующаго: сказал Ты, Господи, упование мое; и это - отличительное свойство пророческих писаний, преимущественно же псалмов. Впрочем и связь речи явною делает сию неполноту. Сказано: поелику уповаешь на Бога, и призываешь Его на помощь, то удостоишься Его попечения.
 


Не приидет к тебе зло, и рана не приближится
 

Пс.90:10 с толкованием
селению твоему. Превозможешь диавольския приражения, и не потерпишь оттого вреда. Так Божественная благодать оградила дом Иова; свидетель сему самь враг, который взывает: не Ты ли оградил еси внешняя и внутренняя дому его (Иов.1:10)? Когда же попустил Бог; и враг показал злобу свою, и праведный Судия увенчал победоноснаго подвижника.
 


Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих.
 

Пс.90:11 с толкованием
Это сказал и в тридцать третьем псалме: ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их (Пс.33:8). Слышали же мы, что патриарх Иаков говорит: Ангел иже мя избавляет от всех зол (Быт.48:16). И великий Авраам в ободрение раба сказал: Бог послет Ангела Своего пред Тобою, и поимеши жену сыну моему Исааку оттуду (Быт.24:7). Поэтому, из всего дознаем, что Бог всяческих посредством Ангелов охраняет уповающих на Него.
 


На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою.
 

Пс.90:12 с толкованием
Будешь пользоваться от них всяческим о тебе промышлением, чтобы ни откуда не приключалось тебе ни малаго вреда. Ибо малость вреда Пророк означил словами: преткнуться о камень; а выражение: на руках возмут тя, означает: поведут за руку, укажут путь, подадут всякую помощь.
 


На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия.
 

Пс.90:13 с толкованием
Пророк упомянул о самых сильных и лютых зверях, желая выразить преобладание над всяким видом лукавства. Ибо львом и змием означил силу; потому что звери сии весьма сильны; а под аспидом и василиском дал разуметь крайнее лукавство; потому что аспид испускает смертоносный яд, а василиск причиняет вред и самым взором. Однакоже многие, уверовав в Бога, преодолели и сих зверей. Так чудный Даниил связал уста львов; так божественный Павел не потерпел вреда от эхидны; так Ной, живя вместе с зверями, остался невредимым; так тысячи возлюбивших жизнь пустынную, пребывая вместе со зверями, упованием на Бога избегли неприязненнаго их нападения.
 


Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое.
 

Пс.90:14 с толкованием
Воззовет ко Мне, и услышу его. Сие наконец изрек Бог всяческих, показывая, какой плод упования. Ибо говорит: избавлю его, огражденнаго упованием на Меня, от упомянутых видимых и невидимых наветников. А для сего буду его охранять и покрывать, услышу, едва начнет говорить, и прошение его прииму.
 


С ним есмь в скорби.
 

Пс.90:14 с толкованием
Если впадет в какое искушение, с ним буду, и подам достаточное утешение.
 


Изму его, и прославлю его.
 

Пс.90:14 с толкованием
Не только освобожу его от горестей, но и соделаю славным.
 


Долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
 

Пс.90:16 с толкованием
Дам ему достигнуть глубокой старости, и предварительно явлю спасение, какое готовится ему в будущей жизни. Сего сподобился и блаженный Езекия; потому что, просив приложения лет жизни, получил оное на пятнадцать лет, и приобрел себе великую именитость гибелью Ассириян. Ему весьма приличествуют слова сии: изму его, и прославлю его, и явлю ему спасение Мое. Но и все уповающие на Бога насладятся всякими благами, как показывает древняя история, и как свидетельствует видимое ныне.