Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  93

Псалтирь
 


Псалом 
93

Пс.93  с толкованием
[Псалом Давида в четвертый день недели.]
 


1
Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя!

Пс.93:1  с толкованием

2
Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым.

Пс.93:2  с толкованием

3
Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?

Пс.93:3  с толкованием

4
Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие;

Пс.93:4  с толкованием

5
попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое;

Пс.93:5  с толкованием

6
вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют

Пс.93:6  с толкованием

7
и говорят: "не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев".

Пс.93:7  с толкованием

8
Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды?

Пс.93:8  с толкованием

9
Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?

Пс.93:9  с толкованием

10
Вразумляющий народы неужели не обличит, - Тот, Кто учит человека разумению?

Пс.93:10  с толкованием

11
Господь знает мысли человеческие, что они суетны.

Пс.93:11  с толкованием

12
Блажен человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь законом Твоим,

Пс.93:12  с толкованием

13
чтобы дать ему покой в бедственные дни, доколе нечестивому выроется яма!

Пс.93:13  с толкованием

14
Ибо не отринет Господь народа Своего и не оставит наследия Своего.

Пс.93:14  с толкованием

15
Ибо суд возвратится к правде, и за ним последуют все правые сердцем.

Пс.93:15  с толкованием

16
Кто восстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих беззаконие?

Пс.93:16  с толкованием

17
Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания.

Пс.93:17  с толкованием

18
Когда я говорил: "колеблется нога моя", - милость Твоя, Господи, поддерживала меня.

Пс.93:18  с толкованием

19
При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою.

Пс.93:19  с толкованием

20
Станет ли близ Тебя седалище губителей, умышляющих насилие вопреки закону?

Пс.93:20  с толкованием

21
Толпою устремляются они на душу праведника и осуждают кровь неповинную.

Пс.93:21  с толкованием

22
Но Господь - защита моя, и Бог мой - твердыня убежища моего,

Пс.93:22  с толкованием

23
и обратит на них беззаконие их, и злодейством их истребит их, истребит их Господь Бог наш.

Пс.93:23  с толкованием

Толкования на главу Пс.93
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.93

Псалом 
93

Пс.93  с толкованием
Псалом Давиду в четвертый субботы.
 

Не надписан у Евреев. Очевидно, что надпись сия сделана кем-либо другим, а не Пророком и не переводившими псалом в начале. Содержание же псалма следующее. Многие из Иудеев, и князья, и цари, возлюбили беззаконие, и в суде произносили приговор неправедно, отваживаясь на убийства, и за подарки продавая кровь неповинных. Их осуждал блаженный Исаия, говоря, услышите, князи Содомстии (Ис.1:10); и еще: князи твои не покаряются, любяще дары, гоняще воздаяние, сирым не судящии, и суду вдовиц не внимающии (Ис.1:23); и не только осуждал, но и предлагал им увещания: судите сиру, и оправдите вдовицу (Ис.1:17). Тоже обвинение делал и блаженный Аввакум, и принося молитву Богу, сказал: сотвори ми человеки яко рыбы морския, и яко гады не имущия старейшины. Пожирает нечестивый праведнаго (Авв.1:13-14). Так и чудный Иеремия, а равно и другие Пророки продолжали осуждать их неправду. Сие-то издали провидя пророческими очами, божественный Давид написал псалом сей, чтобы от сладкопения, совершаемаго в божественном храме, получали пользу современники. Учит также о промысле Божием, а в следствие онаго и о наказании живущих порочно. Представляет же псалом произнесенным от лица воспитанных в благочестии, которые терпят неправду от сих властителей.
 


Бог отмщений Господь, Бог отмщений не обинулся есть.
 

Пс.93:1 с толкованием
Вместо: не обинулся есть, Акила, а по добно и другие толковники перевели: явись. Умоляю Тебя, Бога всяческих, Владыку, Правителя тварей, налагающаго достойное наказание на делающих неправду, услыши и приими прошение мое, говорит Пророк.
 


Вознесися Судяй земли, воздаждь воздаяние гордым.
 

Пс.93:2 с толкованием
Всем яви высоту Твоего владычества, низложи надмение кичливых, уча самым опытом, что Ты - Судия вселенной.
 


Доколе грешницы Господи, доколе грешницы восхвалятся? Провещают и возглаголют неправду, возглаголют вси делающие беззаконие?
 

Пс.93:3 с толкованием
Умоляет не о том, чтобы беззаконные подверглись погибели, но чтобы не владычествовали, и не имели власти, дающей им средства делать неправду.
 


Люди Твоя Господи смириша, и достояние Твое озлобиша. Вдовицу и сира умориша, и пришельца убиша.
 

Пс.93:5 с толкованием
Отважились они, Владыка, на всякий род неправды; величаются владычеством, произносят неправдивыя речи, а дела у них хуже слов. Лишившияся супругов и оплакивающие утрату отцев - готовая для них добыча; пришедшие из язычников и пожелавшие жительствовать по Твоим законам терпят от них неправедное заклание: ибо сих Пророк означил именем пришельца.
 


И реша: не узрит Господь: ниже уразумеет Бог Иаковль.
 

Пс.93:7 с толкованием
Вот высшая степень нечестия! Отваживаются на сие, говорит Пророк, не думая, что Ты назираешь и промышляешь о делах человеческих. Не просто же прибавлено: Бог Иаковль, но к увеличению обвинения. Ибо дознав, как велик промысл Божий о народе, и в послании Пророков, и в поставлении священников, и во время войны, и во время мира, не боятся Бога всяческих, как назирающаго над нами. После сего Пророк подает им совет и увещание.
 


Разумейте же безумнии в людех, и буии некогда умудритеся.
 

Пс.93:8 с толкованием
Поздно со временем пожелаете, неразумные, уразуметь и дознать свойство вещей.
 


Насаждей ухо, не слышит ли? или создавый око, не сматряет ли?
 

Пс.93:9 с толкованием
В самых строгих умозаключениях изложил учение Пророк. Ибо говорит: образовавший из персти око и даровавший ему силу зрения, а также создавший уши и одаривший их чувством слуха, ужели Сам не видит, не слышит, и Создатель сего Сам лишен той силы, какую дал другим?
 


Наказуяй языки, не обличит ли?
 

Пс.93:10 с толкованием
Язычников, которые не прияли закона, не пользуются учением пророческим, подвергает Он наказаниям; ужели же не обличит ваше беззаконие?
 


Учай человека разуму.
 

Пс.93:10 с толкованием
Он создал человеческую разумную природу, и тем, что видимо в твари, и что каждый день бывает, сообщает ей еще большее ведение.
 


Господь весть помышления человеческая, яко суть суетна.
 

Пс.93:11 с толкованием
Напротив того, не только видит и слышит, но и знает помышления наши, ложно заключающия о промысле Его. Так, преподав приличное врачевание делающим неправду, Пророк и обиженным предлагает достаточное утешение; а чтобы придать сему более убедительности, разсуждает так:
 


Блажен человек, его же аще накажеши Господи, и от закона Твоего научиши его.
 

Пс.93:12 с толкованием
Ибо многие обыкли называть несчастными возлюбивших благочестие и приобретающих пользу от закона Божия.
 


Укротити его от дней лютых.
 

Пс.93:13 с толкованием
Кто и малое вразумление принял в настоящей жизни, тот будущий суд найдет для себя более кротким. Ибо днями лютыми Пророк назвал вечное мучение.
 


Дондеже изрыется грешному яма;
 

Пс.93:13 с толкованием
потому-то возлюбившие беззаконие преданы будут непрестанно продолжающемуся наказанию. Как для упадшаго в глубокую яму не возможно выдти из нея, если никто не поможет: так нет возможности избежать вечнаго мучения, если не восхощет сего Божие человеколюбие.
 


Яко не отринет Господь людей Своих, и достояния Своего не оставит.
 

Пс.93:14 с толкованием
Народ Божий и в настоящей жизни будет пользоваться надлежащим о нем промышлением, как именующийся достоянием Божиим и людьми Божиими.
 


Дондеже правда обратится на суд.
 

Пс.93:14 с толкованием
Будет же пользоваться сим промышлением, пока не явится правда Божия, сотворить суд всем человекам. Сим пророческое слово дает разуметь воплощение Бога и Спасителя нашего и отречение Иудеев. Ибо правдою наименовало Самаго Владыку Христа, так как Он именуется и солнцем правды и о Нем сказал блаженный Павел: дан бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление (1Кор.1:31). Посему Пророк, упомянув о Божественном промысле, и сказав: яко не отринет Господь людей Своих, и достояния Своего не оставит, и провидев будущее их отречение, кстати присовокупил: дондеже правда обратится на суд. Ибо, пока не станут отрицать пришествия правды, будут они пользоваться промышлением о них свыше.
 


И держащиися ея вси правии сердцем.
 

Пс.93:15 с толкованием
Акила же и Феодотион перевели: и в след ея все правые сердцем; то есть, за сим Источником спасения, Который у Пророка назван правдою, последуют имеющие разум, не омраченный неверием, и водящиеся правыми помыслами. Согласны с сказанным и слова Господа. Ибо, увидев Петра и Андрея, вметающих мрежи в море сказал им: грядита по Мне, и сотворю вы ловца человеком (Мф.4:19); и сказавшему: повели ми прежде ити и погребсти отца моего, отвечал Господь, остави мертвых погребсти своя мертвецы; а ты гряди по Мне (Мф.8:21-22). Посему Пророк говорит, что Бог будет промышлять об Иудеях до отречения их, а правые сердцем соделаются Его последователями, держащимися Его, преданными Ему и вовсе не желающими оставить Его.
 


Кто востанет ми на лукавнующия? или кто спредстанет ми на делающия беззаконие?
 

Пс.93:16 с толкованием
Яснее перевел Симмах; кто возстанет за меня против злодеев? кто станет за меня против делающих неправды? Лишен я всякой человеческой помощи, но имею великаго Помощника, Который легко может разсыпать полчища сопротивных. Сие дал видеть Пророк в присовокупляемых словах.
 


Аще не Господь помогл бы ми, вмале вселилася бы во ад душа моя.
 

Пс.93:17 с толкованием
Если бы не пользовался я промышлением Его о мне; то, без сомнения, предали бы меня смерти.
 


Аще глаголах, подвижеся нога моя, милость Твоя Господи помогаше ми.
 

Пс.93:18 с толкованием
Ибо немедленно призывая на помощь Твой промысл и открывая немощь свою, пользовался я Твоим человеколюбием.
 


По множеству болезней моих в сердце моем, утешения Твоя возвеселиша душу мою.
 

Пс.93:19 с толкованием
От Твоей благости получал я утешение, соответственное болезням. Так сказал и блаженный Павел: якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше (2Кор.1:5); и еще: во всем скорбяще, но не стужающе си: нечаеми, по не отчаяваеми: гоними, но не оставляеми: низлагаеми, но не погибающе (2Кор.4:8-9).
 


Да не прибудет Тебе престол беззакония, созидаяй труд на повеление.
 

Пс.93:20 с толкованием
Яснее перевел Симмах: да не присоединяется к Тебе престол оскорбления, вопреки повелению устрояющий бедствие; то есть, не соглашайся быть сообщником неправды с судящими беззаконно; произносящие приговор вопреки тому, что повелено Тобою, навлекают происходящее от сего бедствие. Ибо престолом оскорбления и беззакония Пророк назвал неправдивых судей, которые плодом неправды пожинают труд и бедствие.
 


Уловят на душу праведничу, и кровь неповинную осудят.
 

Пс.93:21 с толкованием
В том и дело сих беззаконных судей, чтобы употреблять всякое ухищрение против праведных, и неповинных, ни в чем не погрешивших, осуждать на смерть.
 


И бысть мне Господь в прибежище, и Бог мой в помощь упования моего.
 

Пс.93:22 с толкованием
А я пользовался промышлением о мне Владыки, и Его имел крепким оплотом.
 


И воздаст им Господь беззаконие их, и по лукавствию их погубит я Господь Бог.
 

Пс.93:23 с толкованием
Они соберут плоды своих трудов, и получат достойное их лукавства воздаяние. Написано сие не для них только, но и для всех людей; потому что Бог всяческих, промышляя о всех людях, всем предлагает полезное врачевание.