Библия Синодальный перевод Псалтирь Псалом  94

Псалтирь
 


Псалом 
94

Пс.94  с толкованием
[Хвалебная песнь Давида.]
 


1
Приидите, воспоем Господу, воскликнем [Богу], твердыне спасения нашего;

Пс.94:1  с толкованием

2
предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,

Пс.94:2  с толкованием

3
ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.

Пс.94:3  с толкованием

4
В Его руке глубины земли, и вершины гор - Его же;

Пс.94:4  с толкованием

5
Его - море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.

Пс.94:5  с толкованием

6
Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;

Пс.94:6  с толкованием

7
ибо Он есть Бог наш, и мы - народ паствы Его и овцы руки Его. О, если бы вы ныне послушали гласа Его:

Пс.94:7  с толкованием

8
"не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне,

Пс.94:8  с толкованием

9
где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое.

Пс.94:9  с толкованием

10
Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих,

Пс.94:10  с толкованием

11
и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой".

Пс.94:11  с толкованием

Толкования на главу Пс.94
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на сто пятьдесят псалмов.

Пс.94

Псалом 
94

Пс.94  с толкованием
Хвала песни Давиду, не надписан у Еврей.
 

Царь Иосия был весьма благочестив. Увидев, что большая часть народа возлюбили служение идолам, повелел он умертвить всех жрецов идольских, жертвенники же идольские разорить до основания; и даже раскопав гробы умерших жрецов, кости их сожег на самых демонских жертвенниках. Потом, собрав весь народ, увещавает прибегнуть к покаянию, умилостивить Бога и тем избежать угрожающей конечной гибели; потому что пророчица Олда предвозвещала всему народу страшныя и тяжкия бедствия. Посему-то блаженный Давид, издалека провидя сие пророческими очами, написал псалом сей на пользу Иудеям и в научение всем человекам. Псалом же предлагается как бы от лица Иосии и священников Божиих.
 


Приидите возрадуемся Господеви, воскликнем Богу Спасителю нашему.
 

Пс.94:1 с толкованием
Начало приличное ликующим и радующимся об избавлении от нечестия. Вкупе, сказано, восшлем Богу победную песнь; потому что воскликновение есть кличь одерживающих победу. Сонм же благочестивых победил полчище злочестивых. Поэтому не без причины возносят Богу победную песнь.
 


Предварим лице Его во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему.
 

Пс.94:2 с толкованием
Принесем покаяние прежде, нежели наступило время наказания; и прежде, нежели произнесен на нас приговор, умилостивим Владыку; вознесем же Ему подобающее песнопение. Потом Пророк извещает о победе Божией и об одолении идолов.
 


Яко Бог велий Господь, и Царь велий по всей земли.
 

Пс.94:3 с толкованием
Неизреченна сила нашего Владыки; Он - истинный Бог, Ему принадлежит держава над всеми, Он обличает ложное название так именуемых богов. Потом Пророк, сколько возможно сие для естества человеческаго, показывает признаки Божией силы.
 


Яко в руце Его вси концы земли, и высоты гор Того суть. Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создасте.
 

Пс.94:4 с толкованием
Он - всех Творец, всех Владыка, всем управляет; в руке Своей содержит тварь, словом создал влажную сущность и сушу; Ему принадлежат верхи гор, хотя демоны тысячекратно убеждают людей неразумных, водружать там капища им.
 


Приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем сотворшим нас.
 

Пс.94:6 с толкованием
Посему все притечем к Нему усердно, и воздадим Ему подобающее чествование, сетуя и проливая слезы, испросим у Него милость; потому что Он - и Творец и Владыка наш. Показывает же и история, что Иосия и народ, по прочтении Второзакония, проливали слезы.
 


Яко Той есть Бог наш, и мы людие пажити Его, и овцы руки Его.
 

Пс.94:7 с толкованием
И по естеству Он - Владыка наш, и по преимуществу - наш Бог; потому что называет нас народом Своим, и как о Своих овцах прилагает о нас попечение. Потом непокаряюшимся Пророк угрожает уже наказанием, устрашая напоминанием об отцах, и их обвинением стараясь доставить пользу.
 


Днесь аще глас Его услышите, Не ожесточите сердец ваших, яко в прогневании.
 

Пс.94:8 с толкованием
Поелику Владыка, по человеколюбию Своему, презрел прежнее ваше нечестие; то, по крайней мере, теперь послушайте Его увещаний и предлагаемаго Им спасительнаго учения, и не подражайте нерешительному и упорному нраву отцев. Ибо прогневанием Пророк назвал неоднократное их прекословие в пустыне. Так и в другом псалме сказал: колькраты преогорчиша Его в пустыни, прогневаша Его в земли безводней (Пс.77:40)? Но Пророк показал и самоволие их; ибо не просто сказал: не ожесточайтесь, но не ожесточите сердец ваших, давая знать, что сами сделали таким сердце свое. Потом яснее напоминает о непокорности отцев.
 


По дни искушения в пустыни: Идеже искусиша Мя отцы ваши, искусиша Мя, и видеша дела Моя, Четыредесять лет.
 

Пс.94:9 с толкованием
Поелику не захотели войдти в обетованную землю, представляя в предлог неразумный страх, и с боязнию говоря, что сами будут убиты, а дети их соделаются пленниками; то Бог устроил, что сорок лет провели они в пустыне, пока не вымерли.
 


Негодовах рода того, и рех: присно заблуждают сердцем.
 

Пс.94:10 с толкованием
Вместо: негодовах Акила и Симмах перевели: недоволен Я был; то есть, за сие возгнушался Я родом этим, увидев их легкомыслие и непостоянство сердца.
 


Тии же не познаша путей Моих: Яко кляхся во гневе Моем, аще внидут в покой Мой.
 

Пс.94:11 с толкованием
Не захотели внять угрозам, произнесенным с клятвою, не разсудили отвратить угрозу покаянием; а потому не достигли земли, обетованной отцам. Ибо оную землю Пророк нарек покоем. Поелику, ходя по пустыне, часто переменяли места в предшествии скинии, в которой, по их мнению, обитал Бог, в земле же обетования и сами прекратили странствование, и скиния водружаема была на местах освященных; то Пророк землю обетования справедливо назвал покоем. А путями Божиими наименовал Божие домостроительство.