Библия Синодальный перевод Второзаконие Глава  33

Второзаконие
 


Глава 
33

Втор.33  с толкованием

1
Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею.

Втор.33:1  с толкованием

2
Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огнь закона.

Втор.33:2  с толкованием

3
Истинно Он любит народ [Свой]; все святые его в руке Твоей, и они припали к стопам Твоим, чтобы внимать словам Твоим.

Втор.33:3  с толкованием

4
Закон дал нам Моисей, наследие обществу Иакова.

Втор.33:4  с толкованием

5
И он был царь Израиля, когда собирались главы народа вместе с коленами Израилевыми.

Втор.33:5  с толкованием

6
Да живет Рувим и да не умирает, и [Симеон] да не будет малочислен!

Втор.33:6  с толкованием

7
Но об Иуде сказал сие: услыши, Господи, глас Иуды и приведи его к народу его; руками своими да защитит он себя, и Ты будь помощником против врагов его.

Втор.33:7  с толкованием

8
И о Левии сказал: туммим Твой и урим Твой на святом муже Твоем, которого Ты искусил в Массе, с которым Ты препирался при водах Меривы,

Втор.33:8  с толкованием

9
который говорит об отце своем и матери своей: "я на них не смотрю", и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает; ибо они, левиты, слова Твои хранят и завет Твой соблюдают,

Втор.33:9  с толкованием

10
учат законам Твоим Иакова и заповедям Твоим Израиля, возлагают курение пред лице Твое и всесожжения на жертвенник Твой;

Втор.33:10  с толкованием

11
благослови, Господи, силу его и о деле рук его благоволи, порази чресла восстающих на него и ненавидящих его, чтобы они не могли стоять.

Втор.33:11  с толкованием

12
О Вениамине сказал: возлюбленный Господом обитает у Него безопасно, [Бог] покровительствует ему всякий день, и он покоится между раменами Его.

Втор.33:12  с толкованием

13
Об Иосифе сказал: да благословит Господь землю его вожделенными дарами неба, росою и дарами бездны, лежащей внизу,

Втор.33:13  с толкованием

14
вожделенными плодами от солнца и вожделенными произведениями луны,

Втор.33:14  с толкованием

15
превосходнейшими произведениями гор древних и вожделенными дарами холмов вечных,

Втор.33:15  с толкованием

16
и вожделенными дарами земли и того, что наполняет ее; благословение Явившегося в терновом кусте да приидет на главу Иосифа и на темя наилучшего из братьев своих;

Втор.33:16  с толкованием

17
крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли: это тьмы Ефремовы, это тысячи Манассиины.

Втор.33:17  с толкованием

18
О Завулоне сказал: веселись, Завулон, в путях твоих, и Иссахар, в шатрах твоих;

Втор.33:18  с толкованием

19
созывают они народ на гору, там заколают законные жертвы, ибо они питаются богатством моря и сокровищами, сокрытыми в песке.

Втор.33:19  с толкованием

20
О Гаде сказал: благословен распространивший Гада; он покоится как лев и сокрушает и мышцу и голову;

Втор.33:20  с толкованием

21
он избрал себе начаток земли, там почтен уделом от законодателя, и пришел с главами народа, и исполнил правду Господа и суды с Израилем.

Втор.33:21  с толкованием

22
О Дане сказал: Дан молодой лев, который выбегает из Васана.

Втор.33:22  с толкованием

23
О Неффалиме сказал: Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословения Господа; море и юг во владении его.

Втор.33:23  с толкованием

24
Об Асире сказал: благословен между сынами Асир, он будет любим братьями своими, и окунет в елей ногу свою;

Втор.33:24  с толкованием

25
железо и медь — запоры твои; как дни твои, будет умножаться богатство твое.

Втор.33:25  с толкованием

26
Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе и во славе Своей на облаках;

Втор.33:26  с толкованием

27
прибежище [твое] Бог древний, и [ты] под мышцами вечными; Он прогонит врагов от лица твоего и скажет: истребляй!

Втор.33:27  с толкованием

28
Израиль живет безопасно, один; око Иакова видит пред собою землю обильную хлебом и вином, и небеса его каплют росу.

Втор.33:28  с толкованием

29
Блажен ты, Израиль! кто подобен тебе, народ, хранимый Господом, Который есть щит, охраняющий тебя, и меч славы твоей? Враги твои раболепствуют тебе, и ты попираешь выи их.

Втор.33:29  с толкованием

Толкования на главу Втор.33
этой книги Священного Писания


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на книгу Второзаконие

Втор.33

Глава 
33

Втор.33  с толкованием

2
Господь от Синаи прииде. Там Господь явился мне, когда послал меня. И явися от Сиира нам, а после того явился и всему народу в пустыне от горы Фарани: тьмы святых с Ним, то есть, окрест Его, одесную и ошуюю, были Ангелы, когда дал нам закон.

Втор.33:2  с толкованием

3
Возлюбил люди; или так называет народ израильский, или показывает, что Бог не имеет ненависти ни к одному делу рук Своих, и любит все народы. Моисей говорит сперва об Иуде, по причине его царственного достоинства, а потом - о Левии, по причине его священства. После Левии о Вениамине, и потом об Иосифе, по причине начальственного достоинства. Сим объясняется, почему Моисей пересчитывает имена сынов Иаковлевых не в порядке. Сколько позволит неведение наше, начнем изъяснение благословений.

Втор.33:3  с толкованием

12
Возлюбленный Господем вселится спокойно. Сим указывается на тот покой, в какой, потомок Вениаминов, Павел приведен был откровением, бывшим ему на пути в Дамаск. Осенит его весь день, и посреде рамен его почиет. Сим указуется на тот глас, который осенил Павла с неба, и показал ему мысленные небеса. И сие согласно с тем, что Бог сказал о Павле Анании: он пронесет имя Мое пред языки, яко сосуд избран Ми есть (Деян.9:15). Удел Вениаминов был в пределах Иерусалима, Еммануил осенял его весь день, когда, пригвожденный ко кресту на горе Голгофе, до вечера простирал руки Свои.

Втор.33:12  с толкованием

13
Иосифови рече: благословенна земля его Господом в плодах от росы небесной. В Иосифе, как в образе, видим Еммануила. Земля есть человеческое Его естество. Плод от росы небесной свыше, и от бездны лежащей внизу. Росою небесною изображается в Нем ведение небесного, землею же ведение земного и того, что над землею.

Втор.33:13  с толкованием

14
Первый из плодов солнечных, каких Моисей желает Иосифу, то есть, разумение святых, изображает собою первый плод Божества. Плод, какой произведет луна, есть тварь.

Втор.33:14  с толкованием

15
Плод холмов вечных есть воскресение для блаженства после суда.

Втор.33:15  с толкованием

16
Плод земли и исполнения ее указывает на блаженство тел по воскресении. Благоволение Обитающего в купине, то есть, благословения сии да приидут на главу Иосифу, на вершину венца братьев его, по благоволению Того, Кто обитает в купине.

Втор.33:16  с толкованием

17
Первородный юнца доброта его; не что-либо обыкновенное принесет в дар Богу, но одесятствует и принесет в дар первородных юнцов. Рози единорога рози его: ими же языки избодет вкупе. Как не знает ярма единорог, так и Ефрем не будет рабствовать. Сии тысящи Манассии. Ефрем изображает народы языческие, которые спасены, потому что вера их возросла и умножилась паче веры народа еврейского, представляемого здесь в образе Манассии.

Втор.33:17  с толкованием

18
Возвеселися, Завулоне, во исходе твоем. Сим означается радость языческих народов, которые пришли от неведения к ведению, от заблуждения к высокой истине.

Втор.33:18  с толкованием
И Иссахаре в селениих твоих. Сим указывается на веселье святых Апостолов в небесных обителях. Ибо им даны обители, от которых отбеже печаль.
 


19
Призовут народы на гору. Трубами Апостолов и Пророков призванные народы из пропасти греха вошли на духовную гору. Богатство морское воздоит их, и корабли сокрытые в песке. Сим изображается обращение Апостолами всех народов. Обремененные тяжестью греха, и погрязшие в нечистоте, не могли они войти в духовное море; но Апостолами проложен им путь, и они вступили в умную пристань.

Втор.33:19  с толкованием

20
Благословен разширяяй Гада. Сим указуется на Еммануила, который чрез Апостолов отверз вход в царство евангельского учения, и расширил оное. Яко лев почи, сокрушил мышцу и главу. Мышцею именуется область демонов, а главою - диавол, которые сокрушены.

Втор.33:20  с толкованием

21
Там сокрыта часть истолкователя, то есть, часть Моисея и Пророков, истолкователей таин Христовых.

Втор.33:21  с толкованием

22
Дан, скимен львов, ссет из Мафнаина. Мафнаин есть образ греха и ада. Скимен львов есть Еммануил, Который языческие народы, бывшие дотоле младенцами в духовном, освободил от греха, возлег, и из ада извлек души святых подобно тому, как львенок высасывает молоко у львицы.

Втор.33:22  с толкованием

23
Неффалим насыщен благоволением и исполнен благословением от Господа. Наффалим изображает собою достигших совершенства по благодати Еммануила, Который есть благоволение Отца небесного. Запад и юг наследит. Наследие на западе есть Христос. О нем взывает Пророк, говоря: воспоите Возшедшему на запади, Господь имя Ему (Пс.67:5). Наследие на юге есть также Христос, разделяющий обители святым в царстве Своем.

Втор.33:23  с толкованием

24
Благословен от чад Асир. Асир значит начальник поющих; поэтому, он предначинатель славословий. Омочит в елей ногу свою. Елей означает причастие Духа; нога же - делание правды.

Втор.33:24  с толкованием

25
Железо и медь сапог твой. Сим дается разуметь, сколько тверды и постоянны должны быть те, которые славословят и возвещают Бога.

Втор.33:25  с толкованием
Симеон не благословлен; потому что был проклят отцом своим Иаковом за избиение Сихемлян, и вместо того, чтобы покаяться в первом своем преступлении, приложил к сему новое преступление в лице Замврия, сына Салмоня, подвергнул истреблению двадесять четыре тысящи (Числ.25:9), которые за грех его поражены язвою. Левий же, хотя и был проклят вместе с Симеоном, но приял благословение от Моисея, во-первых за ревность левитов, которые поразили братий своих, поклонившихся тельцу, а во-вторых за ревность левита Финееса, с какою он устремился на Замврия, сына Салмоня, и убил его.
 

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.6. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.424-449. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1901.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru