Глава 
14

1Кор.14  с толкованием

1
Держитеся любве: ревнуйте же духовным, паче же да пророчествуете.

1Кор.14:1  с толкованием

2
Глаголяй бо языки, не человеком глаголет, но Богу: никтоже бо слышит, духом же глаголет тайны:

1Кор.14:2  с толкованием

3
пророчествуяй же, человеком глаголет созидание и утешение и утверждение.

1Кор.14:3  с толкованием

4
Глаголяй (бо) языки себе зиждет, а пророчествуяй церковь зиждет.

1Кор.14:4  с толкованием

5
Хощу же всех вас глаголати языки, паче же да прорицаете: болий бо пророчествуяй, нежели глаголяй языки, разве аще (кто) сказует, да церковь созидание приемлет.

1Кор.14:5  с толкованием

6
Ныне же, братие, аще прииду к вам языки глаголя, кую вам пользу сотворю, аще вам не глаголю или во откровении, или в разуме, или в пророчествии, или в научении?

1Кор.14:6  с толкованием

7
Обаче бездушная глас дающая, аще сопель, аще гусли, аще разнствия писканием не дадят, како разумно будет пискание или гудение?

1Кор.14:7  с толкованием

8
Ибо аще безвестен глас труба даст, кто уготовится на брань?

1Кор.14:8  с толкованием

9
Тако и вы аще не благоразумно слово дадите языком, како уразумеется глаголемое? Будете бо на воздух глаголюще.

1Кор.14:9  с толкованием

10
Толицы убо, аще ключится, роди гласов суть в мире, и ни един их безгласен.

1Кор.14:10  с толкованием

11
Аще убо не увем силы гласа, буду глаголющему иноязычник, и глаголющий мне иноязычник.

1Кор.14:11  с толкованием

12
Тако и вы, понеже ревнителе есте духовом, (яже) к созиданию церкве просите, да избыточествуете.

1Кор.14:12  с толкованием

13
Темже глаголяй языком да молится, да сказует.

1Кор.14:13  с толкованием

14
Аще бо молюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть.

1Кор.14:14  с толкованием

15
Что убо есть? Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом.

1Кор.14:15  с толкованием

16
Понеже аще благословиши духом, исполняяй место невежды како речет аминь, по твоему благодарению? Понеже не весть, что глаголеши.

1Кор.14:16  с толкованием

17
Ты убо добре благодариши, но другий не созидается.

1Кор.14:17  с толкованием

18
Благодарю Бога моего, паче всех вас языки глаголя:

1Кор.14:18  с толкованием

19
но в церкви хощу пять словес умом моим глаголати, да и ины пользую, нежели тмы словес языком.

1Кор.14:19  с толкованием

20
Братие, не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте.

1Кор.14:20  с толкованием

21
В законе пишет: яко иными языки и устны иными возглаголю людем сим, и ни тако послушают Мене, глаголет Господь.

1Кор.14:21  с толкованием

22
Темже языцы в знамение суть не верующым, но неверным: а пророчество не неверным, но верующым.

1Кор.14:22  с толкованием

23
Аще убо снидется церковь вся вкупе, и вси языки глаголют, внидут же (и) неразумивии или невернии, не рекут ли, яко беснуетеся?

1Кор.14:23  с толкованием

24
Аще же вси пророчествуют, внидет же некий неверен или невежда, обличается всеми, (и) истязуется от всех,

1Кор.14:24  с толкованием

25
и сице тайная сердца его явлена бывают: и тако пад ниц поклонится Богови, возвещая, яко воистинну Бог с вами есть.

1Кор.14:25  с толкованием

26
Что убо есть, братие? Егда сходитеся, кийждо вас псалом имать, учение имать, язык имать откровение имать, сказание имать: вся (же) к созиданию да бывают.

1Кор.14:26  с толкованием

27
Аще языком кто глаголет, по двема, или множае по трием, и по части: и един да сказует.

1Кор.14:27  с толкованием

28
Аще ли не будет сказатель, да молчит в церкви, себе же да глаголет и Богови.

1Кор.14:28  с толкованием

29
Пророцы же два или трие да глаголют, и друзии да разсуждают:

1Кор.14:29  с толкованием

30
аще ли иному открыется седящу, первый да молчит.

1Кор.14:30  с толкованием

31
Можете бо вси по единому пророчествовати, да вси учатся и вси утешаются.

1Кор.14:31  с толкованием

32
И дуси пророчестии пророком повинуются:

1Кор.14:32  с толкованием

33
несть бо нестроения Бог, но мира, яко во всех церквах святых.

1Кор.14:33  с толкованием

34
Жены вашя в церквах да молчат: не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет.

1Кор.14:34  с толкованием

35
Аще ли чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают: срамно бо есть жене в церкви глаголати.

1Кор.14:35  с толкованием

36
Или от вас слово Божие изыде? Или вас единых достиже?

1Кор.14:36  с толкованием

37
Аще кто мнится пророк быти или духовен, да разумеет, яже пишу вам, зане Господни суть заповеди?

1Кор.14:37  с толкованием

38
Аще ли кто не разумеет, да не разумевает.

1Кор.14:38  с толкованием

39
Темже, братие моя, ревнуйте еже пророчествовати, и еже глаголати языки не возбраняйте:

1Кор.14:39  с толкованием

40
вся же благообразно и по чину да бывают.

1Кор.14:40  с толкованием

Толкования на главу 1Кор.14
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на первое послание к коринфянам Святого Апостола Павла

1Кор.14

Глава 
14

1Кор.14  с толкованием
Достигайте (διώκετε) любви.
 

Показав, что любовь есть великий дар, далее располагает стремиться к ней. Не сказал: ищите любви, но достигайте любви, требуя усиленного старания. Ибо она удаляется от нас, и много нужно пробежать, чтобы достигнуть ее.
 


Ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
 

1Кор.14:1 с толкованием
Дабы не подумали, что превознес любовь с целью унизить дарования, присовокупляет: ревнуйте о дарах духовных, то есть о дарованиях, преимущественно же о пророчестве. Сказал это против того, что коринфяне надмевались даром языков.
 


Ибо кто говорит на незнакомом языке (γλώσση), тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом; а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение,
 

1Кор.14:2 с толкованием
Сравнивает языки с пророчеством и показывает, что они не совершенно бесполезны сами по себе; ибо говорят не людям, но Богу, то есть не говорят удобопонятное и ясное для людей, но Духом Святым говорят таинственное. Посему, как говорящие от Духа, они — великое дело, а как неполезные людям, они — ниже пророчества. Ибо оно и от Духа и многополезно; оно назидает нетвердых, увещает и возбуждает нерадивых, утешает малодушных. Итак, Павел везде поставляет высшим то, что полезнее.
 


Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
 

1Кор.14:2 с толкованием
Многие, говорящие языками, не могли объяснить того, что сами говорили. Посему они были полезны только сами себе. А пророчествующий полезен для всех слушателей. Посему какое расстояние между пользой одному и пользой Церкви, такое же расстояние между языками и пророчеством.
 


Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали.
 

1Кор.14:5 с толкованием
Поскольку у коринфян многие говорили языками, то дабы не подумали, что из зависти унижает языки, говорит: я желаю, чтобы вы говорили все, не один или два; еще более желаю, чтобы вы пророчествовали, потому что это много полезнее.
 


Ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
 

1Кор.14:5 с толкованием
Пророк, говорит, выше; но выше того, кто только говорит языками, а не умеет объяснить. Если же умеет и объяснить, то он равен пророку. Ибо чрез объяснение того, что говорит языком неясно, он назидает Церковь. Объяснение было также дарованием, и иным из говорящих языками подавалось, а иным не подавалось.
 


Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
 

1Кор.14:6 с толкованием
Хотите ли знать, что языки без объяснения бесполезны? Пусть я Павел, учитель ваш, говорю языками; ив этом случае не будет никакой пользы для слушателей, если я не изъясню чего-нибудь откровением, то есть как обыкновенно говорят получившие откровение от Бога; ибо и это также вид пророчества, когда в присутствии многих открываются помыслы каждого. Или познанием, то есть как могут говорить имеющие знание и изъясняющие слушателям тайны Божий. Или пророчеством, то есть когда кто-нибудь ведет речь и о прошедшем, и о настоящем, и о будущем. Ибо пророчество обширнее, чем откровение. Или учением, то есть в виде учительского слова, когда бывает речь то о добродетели, то о догматах. Ибо и учение бывает на пользу слушателям. Иные слово откровением понимали так: говорит что-нибудь удобопонятное, ясное и наглядное, а познанием — сказать такое, что может быть познано.
 


И бездушные вещи, издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?
 

1Кор.14:7 с толкованием
И что, говорит, я говорю, что у нас неясное бесполезно, а ясное полезно? Если и у бездушных орудий звуки не будут производить раздельных тонов, то есть ясных, но все будет смешано, то нельзя ни распознать того, что играют, ни получить удовольствия и радости.
 


И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
 

1Кор.14:8 с толкованием
От вещей не необходимых перешел к необходимейшим, упомянул о трубе, и говорит, что и от нее бывают стройные звуки, одни приготовляющие к войне, а другие отвлекающие от войны. Если она будет издавать неясный и неопределенный звук, то воины не будут готовы, и что пользы от неясного звука?
 


Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
 

1Кор.14:9 с толкованием
Дабы не сказали: какое к нам отношение имеет пример свирели и трубы?, говорит: если и вы даром языков не будете произносить слов вразумительных, то есть ясных, то вы говорите напрасно и на ветер, потому что никто не понимает; ибо вся сила в том, чтобы дар был полезен, для чего же он подавался? Ужели для того, чтобы находил пользу один только получивший его? Если же он желал быть полезным и для других, то должен был или молиться Богу и чрез чистую жизнь получить дар истолкования, или обратиться к тому, кто может изъяснять. Павел для того говорит это, чтобы соединить их друг с другом, и чтобы они не считали себя достаточными для самих себя, но принимали к себе тех, которые могут и истолковать: ибо тогда дар будет полезнее.
 


Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
 

1Кор.14:10 с толкованием
То есть столько наречий появилось в мире, скифское, индийское, фракийское и иных народов, и все племена говорят что-нибудь; ибо они не без языка.
 


Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
 

1Кор.14:11 с толкованием
Если я не буду разуметь значения слов, то говорящий покажется мне чужестранцем, то есть говорящий непонятное; подобным покажусь и я ему, не по худости слов, но по нашему непониманию.
 


Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви.
 

1Кор.14:12 с толкованием
Некоторые после слов так и вы ставят точку, и объясняют: так и вы, говорящие языками непонятное, кажетесь слушателям чужестранцами; потом снова начинают и читают: ревнуя о дарах духовных. Но святой Иоанн Златоуст читает без разделения. Поскольку, говорит, вы ревнуете о дарах духовных, то и я желаю этого, и принимаю это, как и прежде сказал; только вы старайтесь обогатиться ими к назиданию, то есть к пользе Церкви. Ибо я не только не препятствую вам говорить языками, но желаю, чтобы вы обогатились этим даром, лишь бы только употребляли его на пользу общую.
 


А потому, говорящий на незнакомом языке, молись о даре истолкования.
 

1Кор.14:13 с толкованием
Указывает способ, как дар этот сделать полезным для многих. Говорит: говорящий языками пусть долится, дабы получить и дар истолкования. Значит, они сами виновны в том, что не получают дара истолкования, потому что не просят его у Бога.
 


Ибо когда я молюсь на незнакомом языке, то хотя дух мой и молится, но ум мой остается без плода.
 

1Кор.14:14 с толкованием
В древности некоторые вместе с даром языков получали дар молитвы, и произносили слова персидские или римские, но ум не понимал того, что они говорили. Павел и говорит, что дух мой, то есть дарование, движущее язык, молится, а ум мой пребывает без плода, так как не разумеет ничего из произносимого. Смотри же, как он постепенно доказал, что говорящий только языком бесполезен и сам для себя. Так объясняет это место святой Иоанн. Некоторые же понимают так: если я говорю языком, но не объясняю, то дух мой, то есть душа моя, сама по себе получает пользу, а ум мой остается без плода, потому что не приносит пользы другим. Понимающие так это изречение, по моему мнению побоялись заблуждения Монтана: ибо он ввел такую ересь, что пророки решительно не понимали своих речей, но одержимые Духом говорили нечто, а что говорили, того не разумели. Но это здесь неуместно. Ибо апостол сказал это, то есть что не понимают своих слов не о пророках, но о говорящих языками, и из них не о всех, но некоторых.
 


Что же делать? Стану молиться духом, стану молиться и умом; буду петь духом, буду петь и умом.
 

1Кор.14:15 с толкованием
Что же, говорит, полезнее? и чего нужно просить у Бога? того, чтобы молиться духом, то есть дарованием, а также и умом, то есть мыслью, сознавать слова молитвы. Подобным образом и о пении.
 


Ибо если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: "аминь" при твоем благодарении? Ибо он не понимает, что ты говоришь.
 

1Кор.14:16 с толкованием
Когда, говорит, ты поешь, если будешь благословлять духом, то есть духовным дарованием посредством языка, то занимающий место простеца, то есть мирянин, как при твоей молитве скажет аминь? ибо ты слова во веки веков сказал неясно и на незнакомом ему языке, и он не уразумел, и потому не получает пользы.
 


Ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
 

1Кор.14:17 с толкованием
Дабы не подумали, что решительно унижает дарование языков, говорит: ты с своей стороны хорошо благодаришь, но, так как при этом нет пользы ближнему, благодарение твое бесполезно.
 


Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками.
 

1Кор.14:18 с толкованием
Дабы не подумали, что унижает этот дар потому, что сам не имеет его, говорит: я более всех говорю языками.
 


Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке.
 

1Кор.14:19 с толкованием
Умом моим, то есть понимая и сознавая свои слова, и будучи в состоянии объяснить их, дабы принести пользу и другим. Нежели тьму слов на незнакомом языке, то есть когда не могу истолковать их; ибо в таком случае польза ограничивается только мной одним. Пять же слов говорит всякий учитель, который прилагает приличное лекарство к каждому из пяти чувств наших.
 


Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.
 

1Кор.14:20 с толкованием
Показав, какое место занимает дар языков, употребляет наконец грозную речь и порицает их за то, что они мудрствуют, как дети. Ибо поистине детям свойственно удивляться предметам малым, потому что они могут поражать, каковы и языки, и пренебрегать предметами великими, потому что они не обнаруживают ничего нового, каковы и пророчества. Итак, здесь убеждает не превозноситься, даже просто не знать, что такое злоба, как и дети не знают, а умом быть совершенными, то есть рассуждать, какие дарования выше и полезнее. И иначе: на злое младенец тот, кто никому не делает зла, но незлобив, как дитя, а совершен умом тот, кто, не делая никому зла, приносит еще пользу, и не только зла избегает, но и добродетели достигает, и сохраняет сам себя невредимым от вещей временных. Это наставление подобно следующему: будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф.10:16).
 


В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему; но и тогда не послушают Меня, говорит Господь.
 

1Кор.14:21 с толкованием
Опять сравнивает пророчество с языками, и показывает превосходство его, а в чем оно, видно из того, что сказано далее. Законом обычно называет весь Ветхий Завет. Посему и теперь о словах, написанных в конце книги Исаии (Ис.28:11-12), говорит, что написаны в законе. Словами но и тогда не послушают Меня показывает, что чудо могло изумить их, но если они не убедились, то это их вина. Ибо Бог всегда делает Свое и являет Свой промысл, хотя знает, что люди не покорятся, — дабы они были безответны.
 


Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих.
 

1Кор.14:22 с толкованием
Знамение изумляет, но не научает и не приносит пользы, а часто и вредит, как язык без истолкования, почему далее (1Кор.14:23) и говорит: не скажут ли, что вы беснуетесь? Притом знамения и даны для неверующих, ибо верующие не нуждаются в них, потому что они уже веруют.
 


Пророчество же не для неверующих, а для верующих.
 

1Кор.14:22 с толкованием
Пророчество, говорит, полезно для верующих, потому что оно наставляет их. Но ужели пророчество не служит и для верных? Как же (1Кор.14:24) говорит, что если все пророчествуют, и войдет кто неверующий? Вот пророчество и для неверующих. На это можно ответить: апостол не сказал, что пророчество бесполезно для неверующих, но что оно не служит бесполезным знамением, как языки. Кратко сказать: язык служит знамением для неверующих, то есть только для изумления их, а пророчество полезно верующим и неверующим, обличая их, хотя не называется знамением для них.
 


Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить незнакомыми языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?
 

1Кор.14:23 с толкованием
Прикровенно объясняет, что дар языков без дара истолкования бывает поводом и ко вреду. Говорит же это с целью смирить гордость их. Они думали, что дар языков делает их предметом удивления; Павел, напротив, доказывает, что он обращается им в бесславие, давая повод считать их безумными. А дабы ты не подумал, что от самого дарования зависит, что имеющего оное покрывают бесславием, говорит: неразумные скажут, что вы беснуетесь. Незнающие, говорит, или неверующие, каковы были те, которые об апостолах говорили, что они напились сладкого вина (Деян.2:13). А благоразумные получают пользу и от дара языков, как например, бывшие при апостолах удивлялись, что они говорили о великих делах Божиих (Деян.2:19).
 


Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются, и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог.
 

1Кор.14:24 с толкованием
Видишь ли, как пророчество полезнее как оно, открывая тайны сердечные, заставляет неверующего признавать Бога, падать ниц и поклоняться, и исповедывать: истинно с вами Бог? Подобное совершил Бог и с Навуходоносором. Ибо, когда Даниил открыл ему значение сна, он сказал: Истинно Бог ваш есть Бог, открывающий тайны (Дан.2:47). Познай отсюда значение и того, что сказано выше: откровением (1Кор.14:6). Ибо вот, откровение — один из видов пророчества. Заметь и то, что Дух есть Бог. Ибо говорит: истинно с вами Бог. В пророках же, несомненно, действует Дух. Ибо выше (1Кор.12:10-11) так сказал, что пророчества даются Духом.
 


Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию.
 

1Кор.14:26 с толкованием
В древности и псалмы составляли по дарованию, и на учительство подаваем был дар. Откровением же называет пророчество, давая роду имя вида. Упоминает и о даре языков, дабы не сочли этот дар совершенно презренным и не входящим даже в ряд дарований. Все это, говорит, пусть бывает к назиданию. Ибо отличительное свойство христианина — назидать, приносить пользу. Как же может назидать, приносить пользу тот, кто имеет один только дар языков? Так: если он сойдется с имеющим дар истолкования, и они будут проявлять свои дарования в союзе.
 


Если кто говорит на незнакомом языке, говорите двое, или много трое, и то порознь, а один изъясняй.
 

1Кор.14:27 с толкованием
Я не возбраняю говорить на языках, но чтобы это было не без истолкования. И пусть немногие говорят на языках, дабы не произошло смешения и беспорядка; и то порознь, то есть преемственно. Но, во всяком случае, должен быть истолкователь.
 


Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу.
 

1Кор.14:28 с толкованием
Если не будет иметь истолкователя, пусть не говорит в церкви, дабы не показаться чужестранцем, произносящим непонятное и невразумительное для многих. Если же будет настолько тщеславен, что не захочет молчать, то пусть говорит себе и Богу, то есть без шума и тайно, про себя, так, чтобы слова его были слышны одному только Богу, а не людям. Смотри, как, казалось бы, дозволяет, а между тем запрещает.
 


И пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают.
 

1Кор.14:29 с толкованием
Между пророками укрывались и волхвователи. Посему говорит: пусть прочие рассуждают о них, дабы не укрылся в тайне как-нибудь волхвователь. Ибо как выше (1Кор.12:10) сказано, что был дар и различения духов для распознания ложных и истинных пророков. Повелевает пророчествовать двоим или троим, для соблюдения благочиния и для того, чтобы во множестве не укрылись волхвователи.
 


Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи. Ибо все один за другим можете пророчествовать, чтобы всем поучаться и всем получать утешение.
 

1Кор.14:30 с толкованием
Здесь научает благочинию и смиренномудрию. Когда, говорит, Дух возбудит другого, ты, первый, молчи. Ибо если бы Духу угодно было, чтобы ты говорил, то все, один за другим, можете пророчествовать, то есть не печалься, ибо можешь и ты, и другой, и все пророчествовать поодиночке и преемственно. Ибо это дарование не ограничивается одним только, но подается всем, дабы вся Церковь поучалась и получала поощрение к добродетели.
 


И духи пророческие послушны пророкам.
 

1Кор.14:32 с толкованием
И это в утешение тому, которому повелел молчать. Слова эти имеют такое значение: не возражай, не противься. Ибо Сам Дух, то есть дарование, находящееся в тебе, и действие Духа, находящегося в тебе, повинуется дарованию другого, возбужденного к пророчеству: и если Дух повинуется, то тем более ты сам, получивший Духа, не должен возражать. Некоторые же понимали так: языческие прорицатели, если раз овладел ими бес, хотя бы и хотели, не могли молчать; а наши святые пророки не так, но от их воли зависит молчать или говорить. Это и значат слова: духи пророческие, то есть дарования, послушны пророкам и воле пророков молчать и не молчать. Дабы имеющий это дарование не сказал: как я, по твоему повелению, могу молчать, когда я говорю по побуждению от Духа?, говорит, что Дух Сей, побуждающий тебя, повинуется тебе, и в твоей уже власти состоит молчать, и потому на Духа не ссылайся напрасно.
 


Потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Так бывает во всех церквах у святых.
 

1Кор.14:33 с толкованием
Показывает, что и Богу так угодно, чтобы первый молчал; потому что Бог не есть Бог неустройства и беспорядка (а беспорядок будет, если никто не молчит, а все пророчествуют), но мира. Сей мир соблюдается во всех Церквах у святых, то есть верующих. Ибо есть церкви эллинские и греческие. Постыдитесь и вы вести себя иначе, нежели как ведут себя все церкви.
 


Жены ваши в церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит.
 

1Кор.14:34 с толкованием
Указав хороший порядок всему, что касалось дара языков и пророков, именно, чтобы немногие пророчествовали, и оттоле не происходило бы замешательства и неустройства, теперь уничтожает беспорядок, происходивший от жен, и говорит, что они должны молчать в церкви. Потом говорит нечто большее, именно, что им приличнее быть в подчинении. Ибо подчинение означает молчание от страха, как это бывает в рабынях. Законом же называет книгу Бытия, в которой написано: к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт.3:16). Если же жене определено быть в подчинении у мужа, тем более — у духовных учителей в церкви.
 


Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают о том дома у мужей своих.
 

1Кор.14:35 с толкованием
Чтобы не сказал кто-нибудь: если они не будут говорить, то как научатся тому, чего не знают? отвечает, что они дома должны учиться у мужей своих. Это сделает их скромными, а мужей более внимательными, так как они должны будут слышанное ими в церкви точно передать женам по их вопросам. Заметь же, что женам не позволено в церкви говорить даже о предметах необходимых и душеполезных.
 


Ибо неприлично жене говорить в церкви.
 

1Кор.14:35 с толкованием
Быть может, они красовались духовными беседами в церкви; а он, напротив, говорит, что это для них бесславно и постыдно.
 


Разве от вас вышло слово Божие? Или до вас одних достигло?
 

1Кор.14:36 с толкованием
Речь обращена к кому-то, как бы возразившему ему. Что говорит, вы противитесь, и не признаете хорошим, чтобы жены молчали в церквах? Не потому ли, что вы учители, и от вас проповедь перешла к прочим? Ужели вера утвердилась у одних вас, и вы не должны принимать то, что принято другими? Вы — верующие, но не первые, не единственные. Посему и вы должны охотно принимать то, что угодно вселенной.
 


Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни.
 

1Кор.14:37 с толкованием
К концу поставил то, что сильнее всего, именно, что так повелевает чрез меня Бог, и это, несомненно, признает тот, кто у вас почитается пророком или имеющим иное какое-нибудь духовное дарование, например, дар знания.
 


А кто не разумеет, пусть не разумеет.
 

1Кор.14:38 с толкованием
То есть: я сказал; кто хочет, тот поверит. Такой тон речи показывает человека, не свое желание старающегося исполнить, но имеющего в виду общую пользу. Так обыкновенно поступает Павел тогда, когда не очень нужно противоречить. Ибо какая нужда Павлу противостоять и убеждать, что слова его суть заповеди Божий, когда он говорит своим ученикам, и сказал уже, что кто духовен, тот признает их божественность? Очевидно, что все поспешат назвать их божественными, дабы показаться духовными.
 


Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками.
 

1Кор.14:39 с толкованием
Поговорив о дарованиях, вставил слово о женщинах: теперь опять говорит о дарованиях, и дару пророчества дает первое место, сказав: ревнуйте, а дару языков — второе. Не сказал: позволяйте, но: не запрещайте. Так мы обыкновенно говорим о предметах не необходимых, ни позволяя, ни запрещая.
 


Только все должно быть благопристойно и чинно.
 

1Кор.14:40 с толкованием
Как бы сразу все исправляет, и то, что касалось говоривших на языках, и то, что касалось жен, говоривших в церкви, и вообще все, что у них происходило не в порядке. Благопристойно же и чинно будет все тогда, когда говорящие на языках будут говорить с истолкованием, а не как беснующиеся, когда пророки будут друг другу уступать, когда жены будут молчать.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к коринфянам

1Кор.14

Глава 
14

1Кор.14  с толкованием

1
Достигайте любви, потом благодатных даров Духа, особенно же того, чтобы пророчествовать.

1Кор.14:1  с толкованием

2
Ибо кто говорит языками, говорит Богу, знающему, что говорит, ибо никто другой и даже сам он не знает, что говорит.

1Кор.14:2  с толкованием

3
А кто пророчествует, людям говорит, которые слышат и знают, что говорит он назидание, увещание и утешение.

1Кор.14:3  с толкованием

4
Кто говорит языком, себя только самого назидает тем, что узнает, что он удостоен даров Духа, - а кто пророчествует, тот всю Церковь Божию назидает.

1Кор.14:4  с толкованием

5
Желаю же всем вам говорить языками, но лучше пророчествовать; ибо пророчествующий, по доставляемой им пользе, больше (есть), чем говорящий языками.

1Кор.14:5  с толкованием

6
Ибо если я приду к вам, языками говоря отличными от всех ваших, то чем вам буду полезен?

1Кор.14:6  с толкованием

7
Разве я не буду - как свирель и гусли без души; ибо если не дадут некотораго различия звуков, как узнать то, что играют на свирели или на гуслях?

1Кор.14:7  с толкованием

9
Так и вы, если скажете какое-либо слово на языке, чуждом вашему эллинскому наречию, будете вследствие этого как бы на воздух говорящими, а не с людьми.

1Кор.14:9  с толкованием

13
Посему говорящий языком, пусть молится, чтобы на греческом языке эллинов могло быть истолковано то, что говорит на чужом языке. Дары Духа были такого рода, что одному давались роды языков, а другому - толкование языков, так что один имел нужду в другом, то есть - кто говорил в том, кто толковал; Церковь же - в том и другом.

1Кор.14:13  с толкованием

14
Если я молюсь, говорит, языком, то дух мой молится, а ум мой безплоден (есть), то есть: Дух Святый, говорящий, знает, что говорит Он во мне, - но ум мой, поелику не знает, что говорит языком, остается без плода в оной молитве.

1Кор.14:14  с толкованием

15
Посему не прошу в молитве, чтобы знать мне значение языка, но если буду молиться духом, то буду молиться и умом.

1Кор.14:15  с толкованием

16
Кроме того: если посредством языка, который получил ты, благословишь духом твоим, то простец, чуждый языка твоего, как может сказать аминь в конце благословения?

1Кор.14:16  с толкованием

17
Хотя бы хорошо ты сказал, но ближний твой не понимает, что ты скажешь; посему - не назидается.

1Кор.14:17  с толкованием

18
Ведь, вы знаете, что я более вас языком говорю, но я нисколько не хвалюсь этим.

1Кор.14:18  с толкованием

19
Но в народе желаю пять слов правильно и с толком сказать и другим быть полезным, нежели тьму слов на языке наговорить; так как не достохвально это, и я не принесу пользы ближним моим.

1Кор.14:19  с толкованием

20
Не будьте дети мыслями вашими, чтобы гоняться за такими (мыслями), которые возмущают простецов и совершенно бесполезны для совершенных.

1Кор.14:20  с толкованием

21-22
В законе написано, что на ином языке и устами иными буду говорить народу сему, и ни так станут выслушивать Меня, говорит Господь (Ис.28:11-12). Итак, если ради народа того даны языки, дабы посредством языков познавали бы время нового Евангелия, то теперь языки в знамение суть не верным, каковы есте вы, но неверным, то есть рассеянным Евреям, - тем, о коих сказано: и так не будут выслушивать Меня, говорит Господь. Пророчество же - не неверным, но верным: ибо если не веруют тому, что говоришь, - то как будут слушать то, что станешь говорить?

1Кор.14:21  с толкованием

23
Итак, если сойдется весь народ вместе, и все языками заговорят сразу, то простецы, которые войдут туда, не скажут ли, как сказали об Апостолах, что они напились сладкаго вина (Деян.2:13), - и о нас, что мы подлинно безумны?

1Кор.14:23  с толкованием

24
Если же все пророки были бы и назидали бы, войдет же кто неверный или простец, то он обличается от заблуждения своего и судится дурными делами своими.

1Кор.14:24  с толкованием

25
Итак, тайны сердца его явными делаются чрез пророчество, которое открывает тайны его, - таким образом, падая на лице поклоняется и говорит: истинно Бог есть в них, ибо Он открыл то, что было сокрыто внутри, в сердце.

1Кор.14:25  с толкованием

26
Итак, когда сходитесь для совершения служения или единосубботия (воскресного богослужения), то кто знает псалом, пусть поет, - кто учение имеет, пусть учит, - и, таким образом, по одиночке друг за другом пусть говорят все к созиданию Церкви.

1Кор.14:26  с толкованием

27-28
Если же языком кто говорит и не будет могущего истолковать, то пусть молчит в народе; себе же да говорит молитвами, к Богу изливаемыми.

1Кор.14:27  с толкованием

29
Пророки так же - двое или трое пусть говорят, а другие - да разсуждают, то есть пусть делают понятным народу то, о чем пророки пророчествовали.

1Кор.14:29  с толкованием

32
Ибо дух пророчества пророкам подчиняется, то есть: что говорил один пророк, это изъяснялось другим пророком.

1Кор.14:32  с толкованием

33
Ибо не есть раздора Бог, но мира, то есть не смятения и беспорядка, но благоустроенности и порядка.

1Кор.14:33  с толкованием

34
Как во всех церквах у святых, жены ваши в церквах да молчат. Говорят, что какая-то женщина у них - пророчица говорила в собрании (Церкви) Коринфян.

1Кор.14:34  с толкованием

37
Посему сказал: если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть знает прежде, что я написал вам, потому что это Господни суть заповеди.

1Кор.14:37  с толкованием

38
В противном случае и сам он пред Господом нашим не познается.

1Кор.14:38  с толкованием

39
Итак, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать и не препятствуйте тем, кои говорят языками.

1Кор.14:39  с толкованием

40
Все же благопристойно, благоразумно и по чину совершайте, как и подобает.

1Кор.14:40  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к коринфянам

1Кор.14

Глава 
14

1Кор.14  с толкованием
Держитеся любве, ревнуйте же духовным, паче же да пророчествуете.
 

Итак, поелику любовь есть достояние столько великое, приобретение ее почитайте делом великим, не оставаясь, однако ж, в нерадении о духовных дарованиях; и предпочтительно другим возлюбите пророчество. Ибо Апостол снова смиряет высокомерие, величающееся дарованием языков.
 

Глаголяй бо языки не человеком глаголет, но Богу: никтоже бо слышит, духом же глаголет тайны.
 

Апостол производит вместе то и другое. Коринфян обвиняет в любочестии и дает видеть потребность дарования. Оно дано проповедникам по причине разных языков у людей, чтобы, пришедши к индам, предлагали Божественную проповедь, говоря их языком, а также, беседуя с персами, скифами, римлянами и египтянами, проповедали им евангельское учение на языке каждого из сих народов. Посему беседующим в Коринфе излишним делом было говорить на языках скифском, или персидском, или египетском, которых не могли коринфяне понимать. Поэтому-то божественный Апостол и сказал, что глаголяй языки, не человеком глаголет, но Богу, ибо присовокупил следующее: никтоже бо слышит. А чтобы не почли дарования бесполезным, прибавил еще: духом же глаголет тайны.
 


Пророчествуяй же человеком глаголет созидание и утешение и утверждение,
 

1Кор.14:1 с толкованием
потому что все слышат, что говорит он.
 


Глаголяй языки себе зиждет.
 

1Кор.14:2 с толкованием
Ибо присутствующие не понимали того, что говорил он.
 


А пророчествуяй Церковь зиждет.
 

1Кор.14:3 с толкованием
Ибо, видя и откровение помыслов, и обнаружение тайно совершающегося, получали весьма великую пользу. И чтобы не пришло кому на мысль, будто бы Апостол говорит сие, побуждаемый завистию, по необходимости присовокупил он:
 


Хощу же всех вас глаголати языки, паче же да прорицаете: болий бо пророчествуяй, нежели глаголяй языки, разве аще сказует, да Церковь созидание приемлет.
 

1Кор.14:3 с толкованием
Апостол ясно дал видеть, почему сказал: паче. Я не умаляю, говорит он, дарования, но ищу его потребности: Когда нет переводчика (сказующего), тогда лучше пророчество, потому что от него больше пользы.
 


Ныне же, братие, аще прииду к вам языки глаголя, кую вам пользу сотворю, аще вам не глаголю или во откровении, или в разуме, или в пророчествии, или в научении?
 

1Кор.14:3 с толкованием
Апостол снова ввел собственное свое лицо, утешая тем обвиняемых. Пришедши к вам и говоря разными языками, говорит он, какую пользу принесу вам, если не преподам учения, открывая вам сокровенные тайны, путеводя к Божественному и предлагая приличные для вас советы? Представляет же и подобие, соответственное предлагаемому слову.
 


Обаче бездушная глас дающая, аще сопель, аще гусли, аще разнствия писканием не дадят, како разумно будет пискание или гудение? Ибо аще безвестен глас труба даст, кто уготовится на брань?
 

1Кор.14:5 с толкованием
И сами вы знаете, что и свирель, и гусли имеют нужду в какой-то мерности и в искусстве. Ибо при этом, будучи и неодушевленными, издают некий стройный звук. Если же кто без этого употребит их в дело, исполнение не имеет значения. Так и труба, если прозвучит невоинственно, не вооружает воинов.
 


Так и вы, аще не благоразумно слово дадите языком, како уразумеется глаголемое? Будете бо на воздух глаголюще. Толицы убо, аще ключится, роди гласов суть в мире, и ни един их безгласен.
 

1Кор.14:6 с толкованием
Что для гуслей стройная мерность и для трубы — военный знак, то для языков сказание. Ибо когда присутствующие не понимают, слова напрасно разливаются в воздухе.
 


Аще убо не увем силы гласа, буду глаголющему иноязычник, и глаголющий мне иноязычник.
 

1Кор.14:7 с толкованием
Апостол то же сказал иными словами.
 


Тако и вы, понеже ревнителе есте духовом, к созиданию Церкве просите, да избыточествуете.
 

1Кор.14:9 с толкованием
В укоризну назвал Апостол коринфян ревнителями духовом. Повелевает же им все делать для пользы церковной.
 


Темже глаголяй языком да молится, да сказует.
 

1Кор.14:11 с толкованием
Проси, говорит Апостол, Давшего тебе дарование языков, приложить и дарование сказания, чтобы мог ты принести пользу Церкви.
 


Аще бо молюся языком, дух мой молится, а ум мой без плода есть.
 

1Кор.14:12 с толкованием
Плодом для говорящего служит польза слушающих. Сие сказал Апостол и в Послании к Римлянам: да некий плод имею и в вас, якоже и в прочих языцех (Рим.1:13). Посему, беседуя на другом языке и не предлагая присутствующим сказания, не буду иметь никакого плода, потому что они не получат пользы.
 


Что убо есть? Помолюся духом, помолюся же и умом: воспою духом, воспою же и умом.
 

1Кор.14:13 с толкованием
Духом называет Апостол дарование, а умом — изъяснение сказанного. Говорит же, что беседующему на ином языке, во псалмопении ли то, в молитве ли, в учении ли, надлежит или самому быть переводчиком к пользе слушающих, или другого, способного на это, брать в сотрудники к учению.
 


Понеже аще благословиши духом, исполняяй место невежды како речет аминь, по твоему благодарению? Понеже не весть, что глаголеши?
 

1Кор.14:14 с толкованием
Невеждою (простолюдином) называет Апостол состоящего в чине мирянина, потому что и находящихся вне воинского чина обыкли называть простолюдинами.
 


Ты убо добре благодариши, но другий не созидается.
 

1Кор.14:15 с толкованием
Знаю, говорит Апостол, что, вдохновенный Божиею благодатию, песнословишь ты Бога; но не знающий языка не понимает произносимого. Потом Апостол, стыдя коринфян, говорит:
 


Благодарю Бога моего, паче всех вас языки глаголя. Но в церкви хощу пять словес умом моим глагола ти, да и ины пользую, нежели тмы словес языком.
 

1Кор.14:16 с толкованием
Прежде вас сподобился я сего дарования; чрез меня и вы прияли благодать сию. Однако же, заботясь о пользе многих, ясное учение предпочитаю неясному. Потом продолжает с упреком:
 


Братие, не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте, умы же совершени бывайте.
 

1Кор.14:17 с толкованием
Не извращайте порядка и соревнуйте не малосмыслию, но незлобию детей; а у совершенных возрастом заимствуйте не лукавство, но сметливость.
 


В законе пишет: яко иными языки и устны иными возглаголю людем сим, и ни тако послушают Мене, глаголет Господь.
 

1Кор.14:18 с толкованием
Пророческое это изречение (Ис.28:11); законом же наименовал Апостол ветхозаветное Писание. Приведя свидетельство, присовокупляет он и толкование.
 


Темже языцы в знамение суть не верующим, но неверным.
 

1Кор.14:20 с толкованием
Ибо различие языков поражает неверного. Сие и в день Пятидесятницы в Иерусалиме испытали собравшиеся там. Посему тотчас сказали: Не вси ли суть глаголющии Галилеане? И како мы слышим их кийждо свой язык, в немже родихомся, Парфяне, Мидяне и так далее (Деян.2:7-9)?
 


А пророчество не неверным, но верующым.
 

1Кор.14:21 с толкованием
У Апостола одна цель — польза многих. Почему и коринфянам советует предпочитать пророчество, как доставляющее пользу всему обществу. Пользу же пророчества показывает в последующих словах:
 


Аще убо снидется Церковь вся вкупе, и вси языки глаголют, внидут же и неразумивии, или невернии, не рекут ли, яко беснуетеся?
 

1Кор.14:22 с толкованием
Неразумивыми назвал здесь Апостол некрещенных и дает видеть, что не понимающие произносимого возымеют о них такое мнение, что они беснуются.
 


Аще же вси пророчествуют, внидет же некий неверен или невежда, обличается всеми, и истязуется от всех, и сице тайная сердца его явлена бывают: и тако пад ниц, поклонится Богови, возвещая, яко воистинну Бог с вами есть.
 

1Кор.14:22 с толкованием
Так напал на всех страх, когда Анании и Сапфире сделано обличение. При сем должно заметить, что Апостол ясно наименовал здесь Богом Всесвятого Духа, потому что пророчество было действием Духа Божия: Вся же сия действует един и тойжде Дух, разделяя властию коемуждо якоже хощет (1Кор.12:11); между тем как Апостол выразился здесь: пад ниц поклонится Богови, возвещая, яко воистинну Бог с вами есть, Всесвятого Духа называя Богом. Так и блаженный Петр сказал: Почто прельстил (исполни) сатана сердце твое, солгати Духу Святому? Не человеком солгал еси, но Богу (Деян.5:3-4). Так Апостол, показав различие дарований, учит коринфян и приличному для них благочинию.
 


Что убо есть, братие? Егда сходитеся, кийждо вас псалом имать, учение имать, язык имать, откровение имать, сказание имать: вся же к созиданию да бывают.
 

1Кор.14:23 с толкованием
Апостол опять указал на тело и на члены тела, ибо словом сходитеся указал на единое тело, а словами кийждо вас имать то или другое — на различие членов; и потом опять приносимую каждым пользу всему обществу выражает словами: вся к созиданию да бывают.
 


Аще языком кто глаголет, по двема, или множае по трием, и по части.
 

1Кор.14:24 с толкованием
Не ведите общего собеседования, от чего происходят беспорядок и смятение, и не многие беседуйте: довольно для сего и двоих. Впрочем, пусть число беседующих так ограничится троими.
 


И един да сказует.
 

1Кор.14:26 с толкованием
Ибо присутствующим надобно уразуметь, что говорится.
 


Аще ли не будет сказатель, да молчит в церкви: себе же да глаголет и Богови.
 

1Кор.14:27 с толкованием
Ибо всего неуместнее дарование Божие употреблять в угождение любочестию, а не для пользы.
 


Пророцы же два или трие да глаголют, и друзии да разсуждают.
 

1Кор.14:27 с толкованием
Божественный Апостол причислял уже к духовным дарованиям и разсуждение духовом (1Кор.12:10). Посему то же говорит и здесь, а именно, что сподобившиеся сего дарования рассуждают о произносимом, по действию ли Божия Духа говорится это. Ибо диавол как пророкам противопоставлял лжепророков, так и апостолам — лжеапостолов; и сие дает видеть Апостол во Втором послании к Коринфянам, ибо говорит: Таковии лживи апостоли делателе льстивии (2Кор.11:13).
 


Аще ли иному открыется седящу, первый да молчит.
 

1Кор.14:28 с толкованием
Если, говорит Апостол, иного подвигнет благодать Духа, то да уступит ему начавший говорить.
 


Можете бо вси по единому пророчествовати, да вси учатся и вси утешаются.
 

1Кор.14:29 с толкованием
Ничто да не делается беспорядочно и с замешательством, потому что может всякий из вас предложить пророчество собравшимся и чрез это принести им пользу. Этот порядок и до настоящего времени остался в церквах, и из учителей одни беседуют с народом в это торжественное собрание, а другие — в другое.
 


И дух Пророков Пророком повинуется.
 

1Кор.14:30 с толкованием
Духом называет Апостол дарования. Так повиновались Иисус Моисею, Елисей Илии, множество пророков — самому Елисею и сему самому Апостолу — Тимофей, Тит и прочие.
 


Несть бо нестроения Бог, но мира, яко во всех церквах святых.
 

1Кор.14:31 с толкованием
Не новое что узаконяем, но учим вас тем законам церквей, какие установил Сам Охранитель мира. Поелику же духовною благодатию преисполнялись не мужи только, но и жены, ибо сие предвозвестил Бог устами пророка Иоиля: И излию от Духа Моего на всяку плоть, и прорекут сынове ваши и дщери ваши (Иоил.2:28), то Апостол по необходимости постановил закон и для жен.
 


Жены ваша в церквах да молчат: не повелеся бо им глаголати, но повиноватися, якоже и закон глаголет.
 

1Кор.14:31 с толкованием
Ибо Еве сказал Бог: к мужу твоему обращение твое, и той тобою обладати будет (Быт.3:16).
 


Аще ли чесому научитися хотят, в дому своих мужей да вопрошают: срамно бо есть жене в церкви глаголати.
 

1Кор.14:33 с толкованием
Потом Апостол опять обращается к коринфянам с упреком.
 


Или от вас слово Божие изыде? Или вас единых достиже?
 

1Кор.14:34 с толкованием
Не вы первые и не вы одни прияли евангельскую проповедь. Посему не своими довольствуйтесь законами, но следуйте законоположениям церковным.
 


Аще кто мнится пророк быти или духовен, да разумеет, яже пишу вам, зане Господни суть заповеди.
 

1Кор.14:35 с толкованием
Духовными наименовал Апостол тех, в ком обитает Божий Дух. А лишенный сей благодати не может разуметь. Посему Апостол присовокупил:
 


Аще ли кто не разумеет, да не разумевает.
 

1Кор.14:36 с толкованием
Потом предлагает советы.
 


Темже, братие моя, ревнуйте еже пророчествовати, и еже глаголати языки не возбраняйте.
 

1Кор.14:37 с толкованием
Апостол снова показал, что одно предпочтительнее, но и другое также потребно, ибо сие означается словом не возбраняйте.
 


Вся же благообразно и по чину да бывают.
 

1Кор.14:38 с толкованием
Чин же этот Апостол дал видеть в сказанном прежде.
 

Будем же и мы хранить сие благочиние и последуем апостольским законоположениям, чтобы сподобиться нам общения с Законоположником по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда и во веки веков! Аминь.