Глава 
16

1Кор.16  с толкованием

1
О милостыни же, яже ко святым, якоже устроих церквам Галатийским, тако и вы сотворяйте:

1Кор.16:1  с толкованием

2
по единей от суббот кийждо вас да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешится, да не егда прииду, тогда собрания бывают.

1Кор.16:2  с толкованием

3
Егда же прииду, ихже аще искусите, с посланьми сих послю отнести благодать вашу во Иерусалим.

1Кор.16:3  с толкованием

4
Аще же достойно будет и мне ити, со мною пойдут.

1Кор.16:4  с толкованием

5
Прииду же к вам, егда Македонию преиду: Македонию бо прохожду.

1Кор.16:5  с толкованием

6
У вас же, аще случится мне, пребуду, или и озимею, да вы мя проводите, аможе аще поиду.

1Кор.16:6  с толкованием

7
Не хощу бо вас ныне в мимохождении видети: уповаю же время некое пребыти у вас, аще Господь повелит.

1Кор.16:7  с толкованием

8
Пребуду же во Ефесе до Пентикостии:

1Кор.16:8  с толкованием

9
дверь бо ми отверзеся велика и поспешна, и сопротивнии мнози.

1Кор.16:9  с толкованием

10
Аще же приидет Тимофей, блюдите, да без страха будет у вас: дело бо Господне делает, якоже и аз:

1Кор.16:10  с толкованием

11
да никтоже убо его уничижит: проводите же его с миром, да приидет ко мне, жду бо его с братиею.

1Кор.16:11  с толкованием

12
О Аполлосе же брате: много молих его, да приидет к вам с братиею: и всяко не бе воля, да ныне приидет, приидет же, егда упразднится.

1Кор.16:12  с толкованием

13
Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся:

1Кор.16:13  с толкованием

14
вся вам любовию да бывают.

1Кор.16:14  с толкованием

15
Молю же вы, братие: весте дом Стефанинов, яко есть начаток Ахаии, и в служение святым учиниша себе:

1Кор.16:15  с толкованием

16
да и вы повинуйтеся таковым и всякому споспешствующу и труждающуся.

1Кор.16:16  с толкованием

17
Возрадовахся же о пришествии Стефанинове и Фуртунатове и Ахаикове, яко ваше лишение сии исполниша:

1Кор.16:17  с толкованием

18
упокоиша бо мой дух и ваш. Познавайте убо таковыя.

1Кор.16:18  с толкованием

19
Целуют вы церкви Асийския: целуют вы о Господе много Акила и Прискилла с домашнею их церковию.

1Кор.16:19  с толкованием

20
Целуют вы братия вся. Целуйте друг друга лобзанием святым.

1Кор.16:20  с толкованием

21
Целование моею рукою Павлею.

1Кор.16:21  с толкованием

22
Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят, маран афа.

1Кор.16:22  с толкованием

23
Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,

1Кор.16:23  с толкованием

24
(и) любы моя со всеми вами о Христе Иисусе. Аминь.

1Кор.16:24  с толкованием

Толкования на главу 1Кор.16
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на первое послание к коринфянам Святого Апостола Павла

1Кор.16

Глава 
16

1Кор.16  с толкованием

При сборе же (περί δε της λογίας) для святых поступайте так, как я установил (διέταξα) в церквах Галатийских.
 

1Кор.16:1 с толкованием
Окончив догматическое учение, перешел к главе добродетелей — милостыне. Милостыней называют сбор для того, чтобы облегчить дело в самом его начале. Ибо что было собираемо от многих, то для каждого было легко. Потом побуждает их к соревнованию, повествуя о том, что совершено было другими, как, говорит, сделали галаты. Не сказал: я предложил, но: установил, — что означает большую власть, — дабы ты знал, что это — установление царское, и не пренебрегал этим делом.
 


В первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние.
 

1Кор.16:2 с толкованием
Первым днем недели называет день Господень (воскресенье). И самым днем предрасполагает их к милостыне, напоминая о совершаемых в оный таинствах. Очень также благоразумно повелевает каждому сберегать то, сколько позволит ему состояние, то есть что Бог пошлет и что будет сподручно. Ибо не сказал: тотчас неси, Дабы не пристыдить кого-нибудь, имеющего мало, но: отлагай сам у себя, и когда придет время, тогда и неси.
 


Чтобы не делать сборов, когда я приду.
 

1Кор.16:2 с толкованием
Дабы, говорит, вам не собирать тогда, когда нужно раздавать. Словами когда я приду делает их более усердными к сбору, так как пожертвования будут пред его глазами.
 


Когда же приду, то, которых вы наберете, тех отправлю с письмами, для доставления вашего подаяния в Иерусалим.
 

1Кор.16:3 с толкованием
Хорошо сказал: которых вы изберете, — во избежание всякого соблазна, дабы не заподозрили, что он хочет из собранного сколько-нибудь уделить и себе. Итак, после слова изберете поставь точку, потом читай: тех отправлю с письмами. Связь будет такая: кого вы изберете, тех я пошлю со своими письмами. Как бы так говорит: и сам я присоединюсь к ним, и приму участие в этом служении своими письмами. Подаянием (по-церковнославянски — благодатью) назвал это дело, то есть пожертвование, для того, чтобы показать, что они совершают нечто великое, совершают и без скорби, и без принуждения. Ибо благодать — такого свойства. Назвать же приношение милостыней было недостойно святых, которые имели принять оное.
 


А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут.
 

1Кор.16:4 с толкованием
Если, говорит, сбор будет такой, что потребуется и мое служение, то и я отправлюсь. Этим также располагает их к щедрости. Хочет также иметь и свидетелей, что он ничего не возьмет себе. Посему говорит: со мной пойдут.
 


Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.
 

1Кор.16:5 с толкованием
Не сказал: я отправлюсь в Македонию, дабы не сказали: ты предпочитаешь нам македонян, но сказал: я иду чрез Македонию, то есть осматриваю македонян спешно и мимоходом, а у вас поживу. Этим показывает что он предпочитает их македонянам, как учеников искреннейших и достойнейших; ибо церковь коринфская была велика. Словом пробыть устрашает тех, которые грешили. Прибавляет если Господь позволит по причине неизвестности. Ибо он не знал, будет или не будет ему это позволено Духом. Ибо Дух водил его, куда Сам хотел. Находясь в Ефесе, он намеревался оттуда отправиться в Македонию, пройти ее, и потом отправиться к ним. Многими доводами доказывает свое расположение к ним, и тем, что не хочет видеть их мимоходом, и тем, что желает, чтобы они проводили его.
 


В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы.
 

1Кор.16:8 с толкованием
И это знак сильной любви, что сказывает им, где будет, сколько пробудет, и даже присоединяет причину. Ибо продолжает.
 


Ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.
 

1Кор.16:9 с толкованием
То есть многие желают приступить к вере, и мне открыть широкий вход к ним, так как мысль их созрела для веры. Ибо учитель стесняется, когда ученики его не усердны; напротив широкое для него поле, когда ученики его готовы. По этому самому и противников много, ибо диавол, видя, что его лишают рабов его, больше возмущается и восставляет противников.
 


Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен.
 

1Кор.16:10 с толкованием
Поскольку вероятно было, что Тимофей, прибыв в Коринф, будет обличать тех, которые грешили, и поносить их, то предостерегает их, дабы богатые мудрецы не восстали против него, не потому, будто Тимофей не имел мужества и мог пасть, но потому, что они сами себе могли причинить вред. А он был весьма готов на опасности. Хорошо сказал: у вас. Ибо не говори мне об эллинах, когда я требую от вас, что следует.
 


Ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его.
 

1Кор.16:11 с толкованием
То есть проповедует и учит, и не просто, но как я, что составляет великую похвалу для Тимофея. Поскольку он таков, то пусть никто не унижает его. Ибо он был молод и одинок, а ему поручено было заботиться о весьма многих и притом презрительных; вероятно также, что им пренебрегали.
 


Но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.
 

1Кор.16:11 с толкованием
Еще более говорит: и окажет ему честь; ибо это значит: проводите. С миром, то есть безопасно, без борьбы и спора, со всякой покорностью. Словами жду его устрашает, дабы они, зная, что он обо всем расскажет Павлу, ничем не оскорбили его, и одновременно выставляет его достойным почтения; ибо почитает его так необходимым, что ждет его.
 


А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне.
 

1Кор.16:12 с толкованием
Аполлос был и старше Тимофея, и муж красноречивый. Дабы не сказали, почему же послал не его, а младшего, говорит: очень просил его. И не говорит: он воспротивился мне, но, освобождая его от порицания, говорит: но он никак не хотел, то есть не было угодно Богу. А дабы не сказали, что это отговорка и предлог, говорит далее.
 


А придет, когда ему будет удобно.
 

1Кор.16:12 с толкованием
Одновременно и его защищает, и их, желавших видеть его, утешает надеждой на его прибытие.
 


Бодрствуйте.
 

1Кор.16:12 с толкованием
К концу послания опять убеждает; показывает, что не должно надеяться только на учителей, но и самим себе внимать. Бодрствуйте, так как есть обольстители. Сказал это потому, что они как бы спали.
 


Стойте в вере.
 

1Кор.16:12 с толкованием
А не во внешней мудрости; ибо в ней можно не утвердиться, а кружиться. Сказал это потому, что они колебались.
 


Будьте мужественны, тверды.
 

1Кор.16:12 с толкованием
Так как есть наветники. Сказал это потому, что они расслабели духом.
 


Все у вас да будет с любовью.
 

1Кор.16:14 с толкованием
Это против тех, которые смущали и разрывали Церковь. Учит ли кто, учится ли кто, обличает ли кто, все, говорит, да будет с любовью, при посредничестве же любви не будет ни гордости, ни разделения.
 


Прошу вас, братия.
 

1Кор.16:14 с толкованием
Здесь нужна перестановка: умоляю вас, дабы и вы подчинялись таковым; прочее вставлено.
 


Вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии.
 

1Кор.16:15 с толкованием
Вы, говорит, знаете, и не нуждаетесь в научении от меня. Семейство Стефаново называет начатком Ахаии или потому, что оно первое уверовало, или потому, что вело и жизнь прекрасную; ибо начаток всегда должен иметь превосходство пред тем, чему служит началом. Ахаией называет Элладу.
 


И что они посвятили себя на служение святым.
 

1Кор.16:15 с толкованием
Они определили и посвятили себя на принятие верующих нищих и на служение им, и не по принуждению от других, но по своей собственной воле.
 


Будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
 

1Кор.16:16 с толкованием
То есть участвуйте с ними и в денежном иждивении и в телесном служении. И не сказал просто: содействуйте, но: будьте почтительны, заповедуя усиленное послушание. А дабы не подумали, что благоприятствует одному только Стефану, прибавляет: и ко всякому содействующему и трудящемуся, — в чем? в служении святым. Ибо все таковые достойны чести; да и они в таком случае будут сносить труд свой мужественнее.
 


Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше.
 

1Кор.16:17 с толкованием
Они сообщили Павлу известия о разделениях и о прочих погрешностях в Коринфе. Быть может, чрез них-то и уведомили его домашние Хлоины (1Кор.1:11). Поскольку естественно было, что коринфяне ожесточились против них, то он сдерживает их, говоря, что они восполнили отсутствие ваше, то есть пришли вместо всех вас, и ради вас предприняли ко мне такое путешествие.
 


Ибо они мой и ваш дух успокоили.
 

1Кор.16:18 с толкованием
Объявляет, что его спокойствие есть их спокойствие. Поскольку же они успокоили меня, а мое спокойствие для вас самих полезно, то с вашей стороны да не будет заявлено ничего неприятного им самим.
 


Почитайте таковых.
 

1Кор.16:18 с толкованием
То есть почитайте их.
 


Приветствуют вас церкви Асийские.
 

1Кор.16:18 с толкованием
Членов Христовых соединяет чрез приветствие, по всегдашнему своему обыкновению.
 


Приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
 

1Кор.16:19 с толкованием
У них остановился, потому что и сам занимался деланием палаток (Деян.18:1-3). Примечай их добродетель в том, что они сделали дом свой церковью, устроив в нем собрания верных.
 


Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
 

1Кор.16:20 с толкованием
Только здесь делает прибавление о святом целовании, потому что много было разделений. Поскольку же много убеждал их к единению, то наконец соединяет их и целованием святым, то есть бесхитростным, а не лицемерным.
 


Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
 

1Кор.16:20 с толкованием
Сделал собственноручное приветствие, дабы показать, что он придает посланию большое значение.
 


Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран афа.
 

1Кор.16:22 с толкованием
Одним этим словом в страх привел всех, блудников, разномыслящих, употребляющих идоложертвенное, неверующих воскресению, и вообще всех, которые между ними вели себя несогласно с его учением и преданием. Ибо все таковые не любят Господа. Маран афа, то есть Господь пришел. Сказал это отчасти для того, чтобы утвердить учение о домостроительстве, а чрез это и о воскресении, отчасти же для того, чтобы пристыдить их: Владыка за нас принял все на Себя, а вы прогневляете Его, одни — называясь по имени людей, а другие — совершая порочные дела. Употребил выражение не греческое, а еврейское, или язык сирийский; ибо говорил коринфянам, которые придавали много цены внешней мудрости и красоте греческого наречия, он же показывает, что нисколько не нуждается в ней, но хвалится простотой, так что и говорит грубым языком.
 


Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами.
 

1Кор.16:23 с толкованием
Долг учителя не только убеждать, но и молиться, и таким образом вдвойне утверждать: учением и низведением помощи свыше посредством своих молитв.
 


И любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
 

1Кор.16:24 с толкованием
Поскольку удален был от них по месту, то как бы обнимает их руками любви, говоря: любовь моя с вами, то есть я присутствую со всеми вами; ибо я не без вас, хотя и в другом месте. Этим же показывает, что хотя написанное и проявляет горечь, но оно написано не от гнева, не от ярости, а от любви и заботливости. А дабы не подумали, что говорит это из лести к ним, прибавляет: во Христе Иисусе, то есть любовь моя не имеет ничего человеческого или плотского, но духовна и во Христе.
 

Будем же и мы молиться, дабы, любя друг друга во Христе, не носить нам в себе ничего от мирской любви, которая враждебна Богу. Ибо таким образом удостоимся и вожделенных обителей Божиих во Христе Иисусе, Господе нашем, возлюбившем нас, Которому слава во веки веков. Аминь.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к коринфянам

1Кор.16

Глава 
16

1Кор.16  с толкованием

1
О сборе же, который бывает на святых, как распорядился я в церквах Галатии, так и вы делайте.

1Кор.16:1  с толкованием

2
В первый день недели, что собиралось со всей страны, пусть отсылали бы бедным, которые были в Иерусалиме; такое повеление дали ему Апостолы.

1Кор.16:2  с толкованием

9
Дверь же великая и неминуемая отверста ему в Ефесе: или людьми, которые сделались его учениками, - или гонением, которое совершено врагами, поелику восстали на него, чтобы бросить его там к зверям.

1Кор.16:9  с толкованием

15
О доме же Стефана вы сами знаете, что начатки это были мне в странах Ахаии: или ученичеством, или дарами своими, которые давали относить бедным в Иерусалим.

1Кор.16:15  с толкованием
Пусть все для вас будет, дела мои и душа моя, и жизнь моя, во Христе. Какая любовь у Апостола к народу своему! Какова сердечность его к чужим язычникам! За жизнь Евреев сам просил отлучения от Христа, а за жизнь язычников готов отдать дела свои, душу свою и жизнь свою.
 

Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7. Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом", 1995, с.59-110.
 

Оригинал электронного текста расположен на сайте pagez.ru
 


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к коринфянам

1Кор.16

Глава 
16

1Кор.16  с толкованием
О милостыни же, яже ко святым, якоже устроих церквам Галатийским, тако и вы сотворяйте.
 

Милостынею Апостол называет денежный сбор. Не без намерения же упомянул о галатах, но давая разуметь, что и им советовал сделать то же.
 

По единей от суббот кийждо вас да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспешится.
 

Количество подаяния Апостол предоставляет расположению, научая, что душам, избирающим лучшее, содействует Бог. Ибо сие выразил словами: еже аще что благопоспешится. Соответствует же делу и день Господень, отличенный воскресением.
 


Да не егда прииду, тогда собрания бывают. Егда же прииду, ихже аще искусите, с посланьми сих послю отнести благодать вашу во Иерусалим. Аще же достойно будет и мне ити, со мною пойдут.
 

1Кор.16:1 с толкованием
Ибо неприлично в моем присутствии быть денежному сбору. Мне надлежит послать собранное к святым с теми, ихже аще искусите. А если же увижу, что подаяние сделано щедрое, то и сам приму участие в сем служении. Не сказал: сам отнесу это, но говорит: со мною пойдут. Ибо что советует другим, то сам делает первый, и безпреткновен бывает Иудеем и Еллином и церкви Божией (1Кор.10:32). Назначает же коринфянам и время своего прибытия.
 


Прииду же к вам, егда Македонию прейду.
 

1Кор.16:2 с толкованием
И что бы коринфяне не оскорбились тем, что предпочтены македоняне, Апостол присовокупил:
 


Македонию бо прохожду. У вас же, аще случится мне, пребуду, или и озимею, да вы мя проводите, аможе аще пойду. Не хощу бо вас ныне в мимохождении видети: уповаю же время некое пребыти у вас, аще Господь повелит.
 

1Кор.16:3 с толкованием
Апостол ничего не намерен делать без Божия мановения, но желает, чтобы управляла им Божия десница. Между тем достаточно утешил коринфян сказанным, обещаясь пробыть с ними несколько времени. Дает же знать, почему не скоро придет.
 


Пребуду же во Ефесе до пентикостии: дверь бо ми отверзеся велика и поспешна, и сопротивнии мнози.
 

1Кор.16:5 с толкованием
Ибо многие приступают к проповеди, но многие противодействуют и стараются служить препятствием спасению первых.
 


Аще же приидет Тимофей, блюдите, да без страха будет у вас,
 

1Кор.16:6 с толкованием
то есть примите его, послужите ему, да не испытает никакого огорчения.
 


Дело бо Господне делает, якоже и аз.
 

1Кор.16:8 с толкованием
Достаточное свидетельство, чтобы и ленивого побудить к оказанию услуг ученику.
 


Да никтоже убо его уничижит.
 

1Кор.16:8 с толкованием
Не смотрите на юность возраста, но примите в нем во внимание апостольские труды.
 


Проводите же его с миром. Да приидет ко мне: жду бо его с братиею.
 

1Кор.16:10 с толкованием
И сие опять присоединил Апостол с намерением побудить коринфян к оказанию услуг ученику, как бы так говоря: ко мне придет и известит меня о всех ваших делах.
 


О Аполлосе же брате: много молих его, да приидет к вам с братиею: и всяко не бе воля, да ныне приидет.
 

1Кор.16:11 с толкованием
И Аполлос уважаем был и близок к коринфянам. Почему Апостол успокаивает их, извещая, что советовал Аполлосу идти к ним. Не присовокупил же, что Аполлос сам отказывался, но возложил все на Божий Промысл.
 


Приидет же, егда упразднится.
 

1Кор.16:11 с толкованием
Утешил сею надеждою.
 


Бодрствуйте, стойте в вере: мужайтеся, утверждайтеся: вся вам любовию да бывают.
 

1Кор.16:12 с толкованием
Сказал: бодрствуйте, по причине обманщиков, и также: стойте, мужайтеся, утверждайтеся, по причине явных врагов, потому что благочестивые были гонимы злочестивыми. Сие же: вся вам любовио да бывают — сказано тем, которые производили разделения в теле Церкви, дали в себе место страсти любоначалия, вкушали идоложертвенное и пренебрегали соблазняющихся.
 


Молю же вы, братие: весте дом Стефанинов и Фортунатов, яко есть начаток Ахаии_о Христе, и в служение святым учиниша себе: да и вы повинуйтеся таковым, и всякому споспешствующу и труждающуся.
 

1Кор.16:12 с толкованием
Две похвалы восписал Апостол: что первые прияли спасительную проповедь и что, открыв дом святым, оказывают им всякую услугу, а потому и дает приказание, чтобы они и соизволяющие на подобное сему пользовались всякою честию.
 


Возрадовахся же о пришествии Стефанинове и Фуртунатове и Ахаикове, яко ваше лишение сии исполниша: упокоиша бо мой дух и ваш. Познавайте убо таковыя.
 

1Кор.16:13 с толкованием
С ними прислали письмо коринфяне и спрашивали Апостола об оженившихся. С ними и Апостол отправил сие послание. Ибо не блаженный Тимофей, как предполагали некоторые, послужил доставлению писания. Он, хотя к ним был послан, но, вероятно, выполнив другую потребность в ином городе, потом уже прибыл к ним. На сию мысль наводит написанное о нем, ибо сказано: Аще приидет Тимофей, блюдите, да без страха будет у вас. А сих с особенною заботою одобряет Апостол, чтобы коринфяне не причинили им печали, по подозрению, будто бы они были обвинителями коринфян.
 


Целуют вы церкви Асийския.
 

1Кор.16:15 с толкованием
И сие присовокупил Апостол на пользу коринфянам, показывая распространение проповеди.
 


Целуют вы о Господе много Акила и Прискилла, с домашнею их церковию.
 

1Кор.16:17 с толкованием
Вместе с ними жил божественный Апостол: бяху бо и они скинотворцы хитростию (Деян.18:3). И они по великой добродетели соделали дом церковию, вознамерившись делать то одно, что прилично церкви.
 


Целуют вы братия вся. Целуйте друг друга лобзанием святым.
 

1Кор.16:17 с толкованием
Апостол изгнал раздор и святым лобзанием связал их между собою.
 


Целование моею рукою Павлею,
 

1Кор.16:19 с толкованием
то есть послание сказывал я писавшему, а приветствие приложил своею рукою, сими письменами давая знать, что все написанное мое.
 


Аще кто не любит Господа Иисуса Христа, да будет проклят.
 

1Кор.16:20 с толкованием
Да будет чужд общего тела Церкви, кто не имеет горячей любви ко Владыке Христу. А сим Апостол внушил страх тем, которые были уже обвинены. И как любящие телесное никого не хотят иметь сообщником в любви, так божественный Апостол желает, чтобы все люди вместе с ним были любителями, и кто не таков, отсекает тех от Церкви.
 


Маран афа.
 

1Кор.16:20 с толкованием
Это не еврейское, как думали некоторые, но сирское слово. В переводе же значит: Господь пришел.
 

Апостол употребил оное, смиряя величавость коринфян, гордившихся даром слова, и научая, что потребна не ученость, но вера.
 


Благодать Господа Иисуса с вами: и любы моя со всеми вами о Христе Иисусе. Аминь.
 

1Кор.16:22 с толкованием
Апостол по обычаю пожелал коринфянам благодати Господа Иисуса, о любви же своей упомянул не просто, но давая знать, что, движимый любовию к ним, употребил слова более суровые, подражая отеческому любвеобилию и желая их спасения.
 

А мы извлечем из сего пользу и возлюбим Возлюбившего Владыку, чтобы не пала и на нас апостольская клятва, но чтобы сподобиться нам апостольских сеней о Христе Иисусе Господе нашем. С ним Отцу со Всесвятым Духом честь и велелепие ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.
 

Первое послание к Коринфянам послано из города Филиппы со Стефаном, Фортунатом и Ахаиком.