Глава 
6

1Кор.6  с толкованием

1
Смеет ли кто от вас, вещь имея ко иному, судитися от неправедных, а не от святых?

1Кор.6:1  с толкованием

2
Не весте ли, яко святии мирови имут судити? И аще вами суд приимет мир, недостойни есте судищем худым?

1Кор.6:2  с толкованием

3
Не весте ли, яко аггелов судити имамы, а не точию житейских?

1Кор.6:3  с толкованием

4
Житейская бо судища аще имате, уничиженных в церкви, сих посаждаете.

1Кор.6:4  с толкованием

5
К сраму вам глаголю: тако ли несть в вас мудр ни един, иже может разсудити между братий своих?

1Кор.6:5  с толкованием

6
Но брат с братом судится, и то пред неверными.

1Кор.6:6  с толкованием

7
Уже убо отнюд вам срам есть, яко тяжбы имате между собою. Почто не паче обидими есте? Почто не паче лишени бываете?

1Кор.6:7  с толкованием

8
Но вы (сами) обидите и лишаете, да еще братию.

1Кор.6:8  с толкованием

9
Или не весте, яко неправедницы Царствия Божия не наследят? Не льстите себе: ни блудницы, ни идолослужителе, ни прелюбодее, (ни сквернителе,) ни малакии, ни мужеложницы,

1Кор.6:9  с толкованием

10
ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадителе, ни хищницы Царствия Божия не наследят.

1Кор.6:10  с толкованием

11
И сими (убо) нецыи бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.

1Кор.6:11  с толкованием

12
Вся ми леть суть, но не вся на пользу: вся ми леть суть, но не аз обладан буду от чего.

1Кор.6:12  с толкованием

13
Брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит. Тело же не блужению, но Господеви, и Господь телу.

1Кор.6:13  с толкованием

14
Бог же и Господа воздвиже, и нас воздвигнет силою Своею.

1Кор.6:14  с толкованием

15
Не весте ли, яко телеса ваша удове Христовы суть? Вземь ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи? Да не будет.

1Кор.6:15  с толкованием

16
Или не весте, яко прилепляяйся сквернодейце едино тело есть (с блудодейцею)? Будета бо, рече, оба в плоть едину.

1Кор.6:16  с толкованием

17
Прилепляяйся же Господеви един дух есть (с Господем).

1Кор.6:17  с толкованием

18
Бегайте блудодеяния: всяк (бо) грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй во свое тело согрешает.

1Кор.6:18  с толкованием

19
Или не весте, яко телеса ваша храм живущаго в вас Святаго Духа суть, Егоже имате от Бога, и несте свои?

1Кор.6:19  с толкованием

20
Куплени бо есте ценою. Прославите убо Бога в телесех ваших и в душах ваших, яже суть Божия.

1Кор.6:20  с толкованием

Толкования на главу 1Кор.6
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феофилакта Болгарского
 

Толкование блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского на первое послание к коринфянам Святого Апостола Павла

1Кор.6

Глава 
6

1Кор.6  с толкованием

Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
 

1Кор.6:1 с толкованием
Многие судились в денежных тяжбах пред эллинскими судьями, как законоведцами. Поэтому стараемся, исправить это зло, которое представилось уму его случайно. Ибо, упомянув о любостяжателях, вдруг воскипел ревностной заботливостью о зараженных таковым грехом. И смотри, какое негодование показывает с самого начала, называя это дело дерзостью и беззаконием. Не сказал: у неверных, но: у нечестивых; ибо всякий тяжущийся обыкновенно ищет справедливости, поэтому апостол показывает, что они не найдут ее, потому что неправедны, говорит, судьи эллинские, как же они тебя будут судить справедливо? Святыми называет верных, самыми наименованиями показывая различие между первыми и последними; ибо одни нечестивы, а другие святы.
 


Разве не знаете, что святые будут судить (κρινοΰσι) мир?
 

1Кор.6:2 с толкованием
Поскольку верные, как люди неученые, казались неспособными разбирать тяжбы, то сообщает им вес и важность: во-первых, назвал их святыми, потом сказал, что они будут судить мир. Не так, впрочем, это должно представлять, будто они займут места судей и будут произносить приговоры (судить будет Господь); нет, они только осудят (κατακρινοΰσιν). В самом деле, если они, будучи подобны всем прочим, оказались уверовавшими, а эти не уверовавшими, то не осуждение ли это для неверных?
 


Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?
 

1Кор.6:2 с толкованием
Смотри, не сказал: от вас суд приимет, а вами будет судим; потому что вы, уверовавшие, были примером для мира. Изречение недостойны судить маловажные дела имеет такой смысл: кажется, коринфяне стыдились быть судимыми от внутренних; посему говорит: напротив, стыдно вам тогда, когда вы судитесь у внешних; ибо эти судилища худые, а не такие, каковы внутренние.
 


Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
 

1Кор.6:3 с толкованием
Ангелами называет бесов. Итак, мы и бесов осудим, если, несмотря на то, что облечены плотью, окажемся совершеннее их, не имеющих плоти.
 


А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? (ανά μέσον του αδελφού αυτού)
 

1Кор.6:4 с толкованием
Желая отклонить их от внешних судилищ, говорит: может быть, кто-либо скажет, что в Церкви нет никого мудрого, который мог бы разбирать тяжбы. Но если, по вашему мнению, нет в Церкви ни одного мудрого, то лучше поставляйте судьями уничиженных, нежели неверных. Впрочем, я сказал это к вашему стыду, если в самом деле так мало мудрых у вас, что суд производить должны люди простые и необразованные. Слова между братьями своими присовокупил для того, чтобы показать, что в таком случае, если бывает тяжба с братом, не нужны многоразличные сведения, потому что братское расположение всего более содействует к прекращению спора.
 


Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
 

1Кор.6:6 с толкованием
Сугубое зло: одно — то, что он производится с братом, другое — то, что он производится пред неверными.
 


И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою.
 

1Кор.6:7 с толкованием
Прежде запрещал судиться у неверных, а теперь запрещает и самый суд, говоря: и то уже весьма унизительно для вас, то есть предосудительно и постыдно, что вы имеете тяжбы, то есть спорные дела, друг с другом (это значат слова между собой). Апостол сказал это с особенной выразительностью, ибо мы, христиане, должны почитать друг друга братьями.
 


Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
 

1Кор.6:8 с толкованием
Много обвинений. Первое то, что они не умеют переносить обид; второе то, что, напротив, сами обижают; третье то, что обижают братьев. Хорошо было бы, говорит, и не обижать, и не терпеть обид; но если следует избрать одного из двух, то лучше терпеть обиды.
 


Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют?
 

1Кор.6:9 с толкованием
Заключает увещание угрозой, усиливая речь и спрашивая их о предмете, известном всем.
 


Не обманывайтесь.
 

1Кор.6:9 с толкованием
Здесь намекает на тех из коринфян, которые говорили, что Бог человеколюбив и не будет наказывать, но введет в Царство. Посему говорит: не обманывайтесь: ибо и в самом деле явное самообольщение и заблуждение здесь ожидать всяких благ, а там подвергнуться казни.
 


Ни блудники.
 

1Кор.6:9 с толкованием
Того, кто уже осужден, ставит на первом месте.
 


Ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии.
 

1Кор.6:9 с толкованием
Малакиями называет тех, над которыми совершают постыдное, а потом перечисляет и совершающих постыдное.
 


Ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.
 

1Кор.6:10 с толкованием
Многие спрашивают, почему поставил пьяниц и злоречивых наряду с идолослужителями и с теми, которые совершают непотребные дела? Потому, что и Христос признал повинным геенне того, кто скажет брату своему: безумный (Мф.5:22), и потому опять, что иудеи от пьянства дошли до идолослужения. Далее, теперь идет речь не о наказании, но о лишении Царствия; Царствия же лишаются равно все таковые грешники, а будет ли различие в их наказаниях, об этом рассуждать здесь не место.
 


И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
 

1Кор.6:11 с толкованием
Размыслите, говорит, от каких зол освободил вас и какие блага даровал вам Бог. И вы подвержены были всем выше исчисленным порокам, но Он очистил вас от них, и не только очистил, но и освятил. Каким образом? Оправдав вас; сначала омыл вас, потом, оправдав, освятил, не именем того или другого учителя, но именем Христа и Святым Духом. То есть Троица даровала вам эти блага; ибо сказав, что Бог освятил именем Христа и Святым Духом, выражает не другое что-нибудь, но именно Троицу.
 


Все мне позволительно, но не все полезно.
 

1Кор.6:11 с толкованием
Так как и прежде говорил о соблудившем и скоро опять будет говорить о нем же, то вводит речь и о чревоугодии: ибо от чревоугодия преимущественно происходит страсть, блудодеяния. Итак, говорит: позволено мне есть и пить, но вредно для меня принимать пищу и питие не в меру.
 


Все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
 

1Кор.6:12 с толкованием
Я, говорит, господин над пищей и питием; но если буду употреблять их не в меру, то из господина сделаюсь их рабом. Ибо кто пользуется ими как должно, тот господин над ними; напротив, кто впадает в неумеренность, тот уже не господин, а раб их, потому что в этом случае пресыщение делается его тираном. Видишь ли, как того, кто почитал себя властелином, апостол показал подвластным? Смотри: каждый из коринфян говорил: мне можно предаться наслаждениям; а апостол говорит: ты предаешься им не потому, чтобы имел власть над ними, а потому, что сам подлежишь их власти. Ибо доколе остаешься невоздержанным, не ты имеешь власть над чревом, но чрево над тобой.
 


Пища для чрева, и чрево для пищи.
 

1Кор.6:13 с толкованием
Чревом называет чревоугодие, а не член нашего тела; пищей же — неумеренное употребление пищи. Итак, смысл слов такой: неумеренное употребление пищи находится в дружбе и родстве с чревоугодием, и наоборот. И то и другое не может привести нас к Христу, напротив, преданных себе пересылают взаимно одно к другому, — неумеренность к чревоугодию, а чревоугодие к неумеренности.
 


Но Бог уничтожит и то и другое.
 

1Кор.6:13 с толкованием
Не чрево, но чревоугодие, и не пищу, но неумеренность в пище. В слове уничтожит некоторые видят предсказание о состоянии будущего века, то есть что там не будет нужды ни в пище, ни в питии. Если же там и умеренное употребление пищи не будет иметь места, то тем паче упраздняет неумеренность и чревоугодие. Сказав, что вместе с упразднением пищи упразднится и чрево, выразил ту мысль, что вместе с насыщением прекращается желание большего. По словам же других, он запечатлел свое увещание молитвой о том, чтобы упразднились, то есть прекратились, и неумеренность и чревоугодие.
 


Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.
 

1Кор.6:13 с толкованием
Из этих слов видно, что апостол говорит о чревоугодии по поводу речи о блуде. Ибо следовало бы сказать так: тело же не для брашен и не для чрева. Но он не так сказал, а как? не для блуда, показывая, что бывает следствием телесных наслаждений, именно — блуд. А смысл слов его такой: тело, говорит, не для того создано, чтобы утопать в наслаждениях и впадать в блуд, но для того, чтобы повиновалось Христу, как главе своей, а Господь управлял им, как глава.
 


Бог воскресил Господа, воскресит и нас силою Своею.
 

1Кор.6:14 с толкованием
Не смутись, услышав, что Бог воздвиг Господа; ибо апостол говорит так, снисходя к ним, как младенцам. И поскольку об Отце, как источнике, все единодушно имели самые высокие понятия; то и воскресение относит апостол к Отцу, и объявляет, что и нас Он воскресит. Ибо как он воздвиг главу нашу, разумею Христа, так воздвигнет и прочие части тела, то есть нас. Далее, в подтверждение своих слов присовокупил: силою Своею, как бы так говоря: не усомнитесь в том, что говорю, ибо сила Божия, совершающая великие дела, исполнит и это. А что воскресение Христа относит к Отцу, как виновнику, это видно из того, что говорил Господь о Самом Себе: разрушьте храм сей, и в три дня воздвигну его (Ин.2:19). И еще о Нем же написано, что Он явил Себя живым (Деян.1:3). Итак, хотя Он и Сам воскресил Себя, но это дело приписывается Отцу как виновнику.
 


Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы?
 

1Кор.6:15 с толкованием
Опять обращается к прежде предложенному увещанию относительно блуда. Между тем, вооружает слово свое великими ужасами.
 


Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы?
 

1Кор.6:15 с толкованием
Не сказал: соединить с блудницей, но, что, ужаснее, сделать членами блудницы. В самом деле, кто не ужаснется, слыша эти слова, то есть отторгнуть члены у Христа и сделать их членами блудницы?
 


Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть.
 

1Кор.6:16 с толкованием
Показывает сказанное, то есть каким образом члены Христовы делаются членами блудницы. Чрез сообщение, говорит, мужчина делается едино с блудницею; потому и члены его, которые были членами Христовыми, становятся членами блудницы.
 


А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом.
 

1Кор.6:17 с толкованием
Смотри, как и самыми наименованиями блудницы и Христа продолжает и усиливает обвинение. Говорит, что соединяющийся с Господом делается не иным чем, как духом, так как не совершает ничего плотского, то есть становится духовным. Ибо единение с Господом подает ему освящение Духа. Показал в этих словах и то, каким образом верные делаются членами Христовыми.
 


Бегайте блуда.
 

1Кор.6:17 с толкованием
Предписывает бегать блуда, как некоего гонителя, от которого мы ни на одну минуту не можем быть безопасными, и напрягать все силы к тому, чтобы удерживаться от оного.
 


Всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела.
 

1Кор.6:18 с толкованием
Блуд, говорит, оскверняет все тело, поэтому-то соблудившие обыкновенно и в бани ходят, свидетельствуя тем, что тело их осквернено. Итак, блудник грешит против самого тела, оскверняя и грязня оное. Хотя и убийство, кажется, телом же совершается, однако оно оскверняет не все тело; ибо можно бросить или камнем, или деревом, или другим каким-либо веществом, но сделать блуд без тела невозможно: поэтому оно всегда оскверняется. Впрочем, у апостола было намерение представить тяжесть этого греха в увеличенном виде, так как его касается настоящее увещание; ибо блуд отнюдь не есть порок, худший всех прочих пороков. Знаю и другие решения по этому предмету. Таково следующее решение: блудник грешит против собственного тела в том отношении, что смешивается не по желанию произвести детей, как при совокуплении с законной женой, но напрасно портит его излиянием семени и тем обессиливает его. Другое решение: блудник грешит против женщины, с которой смешивается, так как она становится чрез это его телом, почему если смешивается с нею незаконно, то грешит против нее. Впрочем, решение великого Иоанна Златоуста лучше всех: разумею — первое решение. Далее, некоторые, изъявляя сомнение, спрашивают: что же? зависть разве не сушит тела? и разрешают опять этот вопрос так: зависть есть страсть, а не действие. Апостол же говорит теперь о действии (ибо вот его слова: всякий грех, какой делает человек), а не о страсти. В самом деле, зависть не производится нами, но бывает в нас.
 


Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога?
 

1Кор.6:19 с толкованием
Устрашает еще более, — и величием дара, то есть Духа, и достоинством сообщившего дар, то есть Бога. Вы, говорит, храм, и притом святой: ибо вы — храм Святого Духа. Не оскверняйте же святого храма и не делайте бесполезным дара Божия; ибо от Бога имеете дар и Духа.
 


И вы не свои. Ибо вы куплены дорогою ценою.
 

1Кор.6:20 с толкованием
Вы, говорит, под Владыкой и ничего не имеете своего, само тело не ваше. Ибо вы куплены дорогою ценою, то есть Кровию Христовой. Посему члены ваши подлежат другому Владыке, и на что Ему угодно, на то и должно обращать их деятельность. Говоря это, не уничтожает свободного произволения, но показывает, что Бог, Которым мы искуплены, по праву требует от нас служения Себе.
 


Посему прославляйте Бога и в телах ваших.
 

1Кор.6:20 с толкованием
Итак, поскольку вы куплены, говорит, то прославьте Бога в теле вашем, то есть совершая телом добрые дела и соблюдая его святым и чистым. Ибо прославление Бога состоит в том, когда люди видят ваши добрые дела и вследствие того прославляют Его.
 


И в душах ваших.
 

1Кор.6:20 с толкованием
Показывает, что не телом только должно избегать блуда, но и душой, так, чтобы и мысленно не оскверняться (ибо душой назвал мысль). В Евангелии (Мф.5:2) запрещено и то прелюбодеяние, которое остается только в сердце.
 


Которые суть Божии.
 

1Кор.6:20 с толкованием
Непрестанно напоминает, что мы не принадлежим самим себе, а находимся под владычеством Бога, Который искупил и душу и тело наше.
 


Толкование преподобного Ефрема Сирина
 

Прп. Ефрем Сирин. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к коринфянам

1Кор.6

Глава 
6

1Кор.6  с толкованием

1
Как смеет кто из вас, дело имея к другому, оставлять святых и судиться у отличающихся лихоимством сынов мира?

1Кор.6:1  с толкованием

2
Или не знаете, что святые мир будут судить, - то есть, что чрез них сей мир будет судим? И если вами будет судим мир весь, то неужели вы недостойны судить маловажныя тяжбы?

1Кор.6:2  с толкованием

3
Или не знаете, что ангелов судим? О товарищах своих - Апостолах, говорит, которые судят священников, названных ангелами. Если великие судища будущие переданы нам, то не тем ли более земные тяжбы сего мира?

1Кор.6:3  с толкованием

4
Итак, если житейския тяжбы будете иметь между собою, то ничтожных из народа поставляйте для суда.

1Кор.6:4  с толкованием

5-6
К стыду вашему сказал я это, призывая вас к суду ничтожных людей. Почему тот, кто мудр между вами не творит суда между братом и ближним его? Посему пусть бы воздержались они ходить судиться у неверных.

1Кор.6:5  с толкованием

7
Уже и то весьма как бы унизительно и постыдно есть в вас, что тяжбы имеете друг с другом. Ведь, если обиду получите, поступайте так, как повелено вам: если когда оскорбят вас, прощайте, как заповедано вам, и не вступайте в судбище друг с другом (Мф.5:38-41).

1Кор.6:7  с толкованием

9-10
Или не знаете, что лихоимцы и блудники и все, кои совершают подобные этим деяния, царства Божия не получат во владение (не наследуют)?

1Кор.6:9  с толкованием

11
И из вас такими когда-то некоторые были, но омылись, освятились и оправдались. Итак, да не возобновляется это снова в вас.

1Кор.6:11  с толкованием

12
Все мне можно употреблять в пищу, но никто из-за яств да не властвует надо мною.

1Кор.6:12  с толкованием

13
Пища для чрева установлена, и чрево требует питания. Бог же пищу и потребности чрева уничтожит. Также и тело назначено не для блуда, но для Господа, чтобы Он обитал в нем; и Господь для тела, чтобы освятить его и обитать в нем.

1Кор.6:13  с толкованием

14
Бог же, Который Господа из мертвых воскресил, также и нас с ним воскресит силою Своею, то есть чрез Христа Своего.

1Кор.6:14  с толкованием

15
Не знаете, что тела ваши члены суть Христовы, кои Он искупил и в кои вселился? Итак, взяв члены, в кои Христос вселился, соделаем ли телом блуда?

1Кор.6:15  с толкованием

16
Или не знаете, что (совокупляющиеся) одним телом названы в законе: будут одним телом (Быт.2:24).

1Кор.6:16  с толкованием

17
Но когда соединяемся с Господом нашим, один дух бываем.

1Кор.6:17  с толкованием

18
Будем бегать блуда. Всякий грех, какой совершит человек, хотя бы и подвергал его второй смерти (Откр.2:11; 20:6.14), однако же вне тела его есть. Так, кто убивает и ворует, тот нимало, конечно, не соединяется чрез убийство, или воровство (с тем или другим человеком). Но кто блудит, у того не только ум (душа) прилепляется к встретившейся ему женщине, но соединяется также и тело его, почему и сказано было: будут двое плотью одной. Итак, блудящий против тела своего грешит, ибо тот, кто не задолго пред тем был членом Христа, чрез блуд делается членом блуда.

1Кор.6:18  с толкованием

19
Или не знаете того, что тела ваши храм суть Духа Святаго, Который обитает в вас? Сначала сказал: не знаете ли, что тела ваши члены суть Христовы, - а потом присоединил еще сюда: не знаете ли, что тела ваши храм суть Духа Святого, Который обитает в вас, - дабы показать именно то, что люди соделаны жилищем и обиталищем Троицы. Это то же, что говорил Господь наш: кто любит Меня, заповеди Мои соблюдет, и Отец Мой возлюбит его; и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин.14:23).

1Кор.6:19  с толкованием

20
Когда, говорит, сохраните ваши тела от всякой нечистоты, - то прославьте Бога, Который обитает в телах ваших.

1Кор.6:20  с толкованием

Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к коринфянам

1Кор.6

Глава 
6

1Кор.6  с толкованием
Смеет ли кто от вас, вещь имея ко иному, судитися от неправедных, а не от святых?
 

Сподобившись Божественной мудрости, при взаимных недоумениях избираете судиями одержимых неразумением нечестия.
 


Не весте ли, яко святии мирови имут судити?
 

1Кор.6:1 с толкованием
Сказал: имут судити, вместо осудят. Ибо сие дают видеть последующие слова. И аще вами суд приимет мир, недостойни есте судищем худым. Так мужие Ниневитстии и царица Южская осудят оный род (Мф.12:41-42); так дванадесять Апостолов будут судить обеманадесяте коленома Израилевома (Мф.19:28), то есть осудят их; осудят же, потому что сами из них произошли, и уверовали в Господа, и подверглись тьмочисленным видам смертей, и не отреклись от веры в Него. Так еще уверовавшие из язычников осудят не уверовавших в спасительную проповедь.
 


Не весте ли, яко ангелов судити имамы, а не точию житейских?
 

1Кор.6:2 с толкованием
Апостол выражение судити имамы употребил опять вместо осудим; ангелами же называет демонов, потому что древле были Ангелами. Осудят же их святые, потому что, будучи обложены телом, заботились о Божественном служении, они же, в бестелесном естестве, возлюбили лукавство.
 


Житейская бо судища аще имате, уничиженых в Церкви, сих посаждаете.
 

1Кор.6:3 с толкованием
Кто всех уничиженнее и меньше в Церкви, и тот, говорит Апостол, лучше почитаемых у них сведущими. Ибо не повелевает судить и самых уничиженных в Церкви. И это дают видеть последующие слова.
 


К сраму вам глаголю: тако ли несть в вас мудрни един, иже может разсудити между братий своих? Но брат с братом судится, и то пред неверными.
 

1Кор.6:4 с толкованием
Апостол указывает множество несообразностей: во-первых, что верный судится, ибо верного называет братом; потом, что судится с единоверным; а что всего хуже, судится у судии неверного. При сем надобно знать, что сие не противоречит написанному к римлянам, ибо не противиться начальникам повелевает, но дает закон, чтобы обиженные не прибегали к защите сих начальников. Ибо выбор — потерпеть ли обиду или быть оправданным от единоверного — зависел от их произвола. Потом вводит совершеннейшее узаконение.
 


Уже бо отнюдь вам срам есть, яко тяжбы имате между собою.
 

1Кор.6:5 с толкованием
Достойно порицания то самое, что судитесь. Почто не паче обидими есте? Почто не паче лишени бываете? Вот что требуется для совершенства. А коринфяне, как показывает Апостол, не только не соблюдают сего, но поступают даже совершенно сему противоположно.
 


Но вы сами обидите и лишаете.
 

1Кор.6:7 с толкованием
Потом самое большее обвинение есть последнее: Да еще братию. Худое дело обидеть и чужого, гораздо хуже — обижать своего.
 


Или не весте, яко неправедницы Царствия Божия не наследят?
 

1Кор.6:8 с толкованием
Потом Апостол перечисляет другие виды беззаконий.
 


Не льстите себе.
 

1Кор.6:9 с толкованием
Имеет в виду некоторых, утверждающих, что Бог, как человеколюбивый, не наказывает. Почему присовокупляет:
 


Ни блудницы, ни идолослужителе, ни прелюбодее, ни малакии, ни мужеложницы, ни лихоимцы, ни татие, ни пияницы, ни досадителе, ни хищницы Царствия Божия не наследят.
 

1Кор.6:9 с толкованием
Меньшие же грехи ставит в один ряд с большими, потому что речь идет не о наказании, а о Царстве. Но чтобы, памятуя грехи, содеянные до всесвятого крещения, не отчаялись в спасении, по необходимости присовокупил:
 


И сими убо нецыи бесте, но омыстеся, но освятистеся, но оправдистеся именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего.
 

1Кор.6:10 с толкованием
Апостол ясно показал равенство Сына и Духа, присоединил упоминание о Боге и Отце, ибо призыванием Святой Троицы освящается водное естество и подается отпущение грехов. Потом снова продолжает речь о блуде и говорит:
 


Вся ми леть суть?
 

1Кор.6:11 с толкованием
Сие должно читать, как вопрос; а потом, как ответ:
 


Но не вся на пользу.
 

1Кор.6:11 с толкованием
Также и следующие слова:
 


Вся ми леть суть? Но не аз обладай буду от чего.
 

1Кор.6:11 с толкованием
Ты говоришь это, потому что живешь не под законом, но свободен и имеешь полное право выбирать. Впрочем, неполезно тебе во всяком случае пользоваться сим правом. Ибо, как скоро сделаешь что-нибудь неприличное, утратишь сие право и соделаешься рабом греха.
 


Брашна чреву, и чрево брашном: Бог же и сие и сия упразднит.
 

1Кор.6:12 с толкованием
Если хочешь пользоваться в этом свободою, то пользуйся, потому что для чрева созданы брашна. Но надлежит тебе знать, что этому будет конец, ибо за гробом излишни для людей брашна и будущая жизнь не имеет ничего такого; в ней, по слову Господа, как ни женятся, ни посягают (Мф.22:30), так и не едят и не пьют. Слово же упразднит Апостол употребил пророчественно. Тело же не блужению, но Господеви, и Господь телу. Апостол нередко называет Господа Главою нашею. Посему тело сопряжено с Ним, как с Главою. Ибо тело не создано для блуда, подобно тому, как чрево соделано приемником пищи.
 


Бог же и Господа воздвиже, и нас воздвигнет силою Его
 

1Кор.6:13 с толкованием
Не пренебрегай Владыку, как мертвеца. Он воскрешен; воскресит же и нас воскресивший Его Бог силою воскресшего. Посему Апостол ясно показал, что Христос воскрешен по человечеству, а нас воскресит как Бог.
 


Не весте ли, яко телеса ваша удове Христовы суть?
 

1Кор.6:14 с толкованием
Не так ли, как невеста с женихом, и вы сочетались со Христом?
 


Взем ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи? Да не будет.
 

1Кор.6:15 с толкованием
Апостол весьма увеличил силу беззакония, лены наши назвав членами Христовыми. Они уже не твои, говорит он, но Христовы. Поэтому как же делаешь их уды блудничи? Потом объясняет, каким образом делаются они уды блудничи.
 


Или не весте, яко прилепляяйся сквернодейце едино тело есть? Будета бо, рече, оба в плоть едину. (Быт.2:24) Прилепляяйся же Господеви един дух есть с Господем.
 

1Кор.6:15 с толкованием
Не без основания сказанное о брачном сочетании Апостол приложил к блуду, потому что и то и другое по сущности дела есть одно и то же; разность же показывает законность и незаконность дела. Посему говорит, что прилепляющийся блуднице члены свои делает уды блудничи, а сочетающийся духом с Господом члены свои делает уды Христовы. Итак, если сочетался ты с Господом и снова идешь к блуднице, то поругание простирается на Самого Владыку, потому что Его уды отдаешь блуднице и уды Владычние делаешь уды блудничи.
 


Бегайте блудодеяния.
 

1Кор.6:16 с толкованием
Апостол не сказал: возненавидьте или отвращайтесь, но говорит: бегайте, зная стремительность сего греха; и преследуемого им восставляет и повелевает ему бежать от преследующего; объясняет же и гнусность дела:
 


Всяк бо грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй во свое тело согрешает.
 

1Кор.6:16 с толкованием
Кто делает тысячи других грехов, нарушает клятвы, сквернит язык хулами, присвояет себе нимало ему не принадлежащее, тот не ощущает так живо греха, а соделавшийся рабом непотребства немедленно по совершении греха ощущает зло и гнушается самим телом. Посему-то, прибегая к баням, омывают тело в той мысли, что чрез сие свергнут с него несколько гнусности.
 


Или не весте, яко тело ваше храм живущаго в вас Святаго Духа есть, Егоже имате от Бога?
 

1Кор.6:18 с толкованием
Выше Апостол назвал тело храмом Божиим, назвал его и удами Христовыми; теперь именует его еще храмом Всесвятого Духа; Духом же называет дарование. Из всего же этого дознаем равенство Троицы.
 


И несте свои.
 

1Кор.6:19 с толкованием
Почему?
 


Куплени бо есте ценою.
 

1Кор.6:19 с толкованием
За вас излита Владычняя кровь, под другим состоите владычеством. Апостол говорит сие в ответ на вопрос: Вся ми лет суть? — научая, что состоим мы под Владыкою и надобно жить нам по Его законам. Ибо сие и присовокупил:
 


Прославите убо Бога в теле вашем и в духе вашем, яже суть Божия.
 

1Кор.6:19 с толкованием
И душ и тел наших создатель — Бог. Но не сотворил только их, а и освободил от диавольского владычества. Посему надлежит нам и телом и душою прославлять Его, и делая и говоря то, что язык всякого возбуждает к благоговению. Сим Апостол заключил первую главу.
 

А мы, памятуя совет его, и телеса представим жертву живу, святу, благоугодну Богови (Рим.12:1), и душу освятим памятованием многоразличных благодеяний, чтобы и в настоящей жизни поистине именоваться храмами Божиими, и насладиться обетованных благ, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа. С Ним Отцу со Всесвятым Духом подобают слава и велелепие ныне и всегда, и во веки веков! Аминь.