Глава 
1

1Цар.1  с толкованием
показать остальные стихи главы...

2
и сему две жены (быша): имя единей Анна и имя вторей Феннана: и бяху Феннане дети, Анне же не бяше отрочате.

1Цар.1:2  с толкованием

3
И восхождаше человек от дне до дне из града своего Армафема покланятися и жрети Господу Богу Саваофу в Силом. И тамо бе Илий и два сына его Офни и Финеес, жерцы Господни.

1Цар.1:3  с толкованием

4
И бысть день, и пожре Елкана и даде Феннане жене своей и сыном ея и дщерем ея части:

1Цар.1:4  с толкованием

5
Анне же даде часть едину, яко не бе ей чада, обаче Анну любляше Елкана паче Феннаны. И Господь затвори ложесна ея:

1Цар.1:5  с толкованием

6
занеже не даде ей Господь чада по скорби ея и по сетованию оскорбления ея, и сетоваше сего ради, яко затвори Господь утробу ея не дати ей чада.

1Цар.1:6  с толкованием

7
Тако творяше от года до года, внегда приходити ей в дом Господень: (укоряше ея тако,) и сетоваше, и плакаше, и не ядяше.

1Цар.1:7  с толкованием

8
И рече ей Елкана муж ея: Анна. И рече ему: се, аз, господи. И рече ей: что ти есть, яко плачешися? И почто не яси? И почто биеши сердце твое? Несмь ли аз тебе добрее паче десяти чад?

1Цар.1:8  с толкованием
показать остальные стихи главы...

Толкования на стих 1Цар.1:5
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на Первую книгу Царств

1Цар.1

Глава 
1

1Цар.1  с толкованием

Вопрос 3. Что значит сказанное: Господь затвори ложесна ея? (1Цар.1:5)

Слово сие научает читателей не на брак возлагать надежду, но Творца призывать на помощь. Ибо, как земледельцу принадлежит ввергнуть семена в землю, а Богу - привести посеянное в совершенство: так браку предоставлено общение, помочь же естеству и образовать живое существо есть Божие дело. Ясно знала сие Анна, потому что, долгое время прожив с мужем, не произвела плода; посему прибегла к Самому Создателю, усердною молитвою и слезами уврачевала не приносившия плода ложесна, и отверзла заключенную утробу. Достойно в ней удивления и смирение ее нрава. Ибо укоряемая за то, будто бы упилась, перенесла сие с кротостию и, устранив от себя ложное подозрение, открыла недуг свой, и получила Первосвященническое благословение. Сказано ей: иди с миром, Господь Бог Израилев да даст ти все прошение твое, еже просила еси от Него (1Цар.1:17). С такою же верою выслушала она благословение, что отложила всякую печаль, с упованием возвратилась к мужу, и вскоре зачала во чреве, а родив, исполнила обет свой. Ибо сохранила власы рожденного ею, и научила его довольствоваться для пития водою. Таков закон для Назореев. По отдоении же сына, немедленно принесла его в дар Богу вместе с равнолетним тельцем, который и был за отрока заклан и принесен в жертву. И в воздаяние от Бога прияла других чад, трех сынов и двух дочерей; потому что Господь щедролюбив и великодаровит к памятующим прежней милости. Достойно же удивления песнопение Анны; ибо не только прославила Подателя за то, что прияла от Него, но срастворила песнь свою и пророчеством, и приобщилась сыновней благодати; носив во чреве Пророка, сама пророчествует по рождении. Сказанное ею: Господь немощна сотвори супостата Его (1Цар.2:10), предвещает низложение диавола; а слова: Господь взыде на небеса и возгреме(1Цар.2:10), предрекают вознесение нашего Спасителя, сошествие Всесвятого Духа и велегласие Апостольской проповеди. Она предсказывает и второе пришествие Владыки Христа. Ибо говорит: Тот судит концем земли, праведен сый (1Цар.2:10), предсказывает и соделавшихся предками Его по плоти и царствовавших от Давида до пленения. Ибо говорит: и даст крепость царем нашим (1Цар.2:10). Объясняя же причину, по которой пользовались они Божиим промышлением, присовокупляет:и вознесет рог Христа своего (1Цар.2:10).
 

А сверх того учит не надеяться ни на богатство, ни на мудрость, ни на могущество, но уповать на Того единого, Кто силен и жизнь даровать и наслатьсмерть, пременить благоуспешность в безуспешность и благополучие в злополучие. Сказанное же Анною: неплоды роди седмь (1Цар.1:5), предвещает многоплодие Церкви; потому что число седмь означает множество; в седми днях круговращается все время, а чада Церкви наполнили вселенную. И многая в чадех изнеможе. Многочадная Иудея, породившая многих Пророков и праведников, болезнует ныне неплодием.