Глава 
28

1Цар.28  с толкованием

1
И бысть во дни оны, и собрашася иноплеменницы в полки своя изыти братися со Израилтяны. И рече Агхус к Давиду: разумея разумей, яко со мною изыдеши на брань ты и мужие твои.

1Цар.28:1  с толкованием

2
И рече Давид ко Агхусу: тако ныне уразумееши, яже сотворит раб твой. И рече Агхус к Давиду: темже началника хранителей телу (моему) поставлю тя во вся дни.

1Цар.28:2  с толкованием

3
И Самуил умре, и рыдаше по нем весь Израиль, и погребоша его во Армафеме во граде его: и Саул изби чревобасники и волхвы земли своея.

1Цар.28:3  с толкованием

4
И собрашася иноплеменницы и приидоша и ополчишася в Сонаме: и собра Саул вся мужы Израилевы, и ополчишася в Гелвуе.

1Цар.28:4  с толкованием

5
И виде Саул полки иноплеменничи, и убояся, и ужасеся сердце его зело.

1Цар.28:5  с толкованием

6
И вопроси Саул Господа, и не отвеща ему Господь ни во сне, ни во явлениих, ни во пророцех.

1Цар.28:6  с толкованием

7
И рече Саул отроком своим: поищите ми жены волшебницы, и пойду к ней, и вопрошу ея. И реша отроцы его к нему: се, жена волшебница во Аендоре.

1Цар.28:7  с толкованием

8
И прикрыся Саул и облечеся в ризы ины, и иде сам и два мужа с ним, и прииде нощию к жене и рече ей: поволхвуй ми чревоволшебством, и возведи ми, егоже реку ти.

1Цар.28:8  с толкованием

9
И рече ему жена: се, ныне ты сам веси, елика сотвори Саул, како истреби чревобасники и волхвы от земли, и вскую ты ловиши душу мою, еже умертвити ю?

1Цар.28:9  с толкованием

10
И клятся ей Саул, глаголя: жив Господь, аще срящет тя неправда о словеси сем.

1Цар.28:10  с толкованием

11
И рече жена Саулу: кого возведу ти? И рече Саул: Самуила возведи ми.

1Цар.28:11  с толкованием

12
И виде жена Самуила, и возгласи гласом велиим, и рече жена к Саулу: почто мя прельстил еси? И ты еси Саул.

1Цар.28:12  с толкованием

13
И рече ей царь: не бойся, рцы кого видела еси? И рече ему жена: боги видех восходящыя от земли.

1Цар.28:13  с толкованием

14
И рече ей: что познала еси? И рече ему (жена): (видех) мужа стара восходяща от земли, и сей оболчен одеянием долгим. И уразуме Саул, яко сей Самуил (есть), и преклони лице свое на землю и поклонися ему.

1Цар.28:14  с толкованием

15
И рече ему Самуил: почто понудил еси мя взыти ми? И рече Саул: скорблю зело, яко иноплеменницы воюют на мя, и Бог отступи от мене, и не услыша мене ктому ни в руках пророческих, ни во снех, ни во явлениих: и ныне призвах тя, да скажеши ми, что сотворю.

1Цар.28:15  с толкованием

16
И рече Самуил: почто вопрошаеши мя, а Господь отступи от тебе и бысть со ближним твоим?

1Цар.28:16  с толкованием

17
И сотвори Господь тебе, якоже глагола Господь рукою моею, и исторгнет Господь царство твое из руку твоею и вдаст е ближнему твоему Давиду,

1Цар.28:17  с толкованием

18
понеже не послушал еси гласа Господня и не исполнил еси гнева ярости Его на Амалике, глагола ради того сотвори тебе Господь в день сей:

1Цар.28:18  с толкованием

19
и предаст Господь Израиля с тобою в руки иноплеменничи, и заутра ты и сынове твои падут с тобою, и полк Израилев предаст Господь в руки иноплеменничи.

1Цар.28:19  с толкованием

20
И потщася Саул, и паде стоящь на землю, и убояся зело от словес Самуиловых, и не бысть ктому крепости в нем: яко не яде хлеба во весь день той и во всю нощь ту.

1Цар.28:20  с толкованием

21
И вниде жена к Саулу, и виде его, яко смятеся зело, и рече к нему: се, ныне послуша раба твоя гласа твоего, и положих душу мою в руце мои, и послушах словес, яже ми глаголал еси:

1Цар.28:21  с толкованием

22
и ныне послушай гласа рабы твоея, и положу пред тобою укрух хлеба, и яждь, и будет в тебе крепость, яко идеши в путь.

1Цар.28:22  с толкованием

23
И не хотяше ясти: и понудиша его отроцы его и жена, и послуша гласа их, и воста от земли, и седе на седалищи.

1Цар.28:23  с толкованием

24
Жене же бяше юница питомая в дому: и потщася, и закла ю: и взя муку и смеси, и испече опресноки,

1Цар.28:24  с толкованием

25
и принесе пред Саула и пред отроки его: и ядоша, и восташа и отидоша в нощь ону.

1Цар.28:25  с толкованием

Толкования на главу 1Цар.28
этой книги Священного Писания


Толкование блаженного Феодорита Кирского
 

Блж. Феодорит Кирский. Толкование на Первую книгу Царств

1Цар.28

Глава 
28

1Цар.28  с толкованием

Вопрос 62. Почему писатель, написав выше (1Цар.25:1), о кончине Самуила, снова упомянул о ней? (1Цар.28:3)

Намереваясь повествовать о волшебнице, он вынужден был упомянуть о смерти Самуиловой.
 


Вопрос 63. Как должно разуметь повествуемое о волшебнице? (1Цар.28:7 и т.д.)

Иные говорят, что волшебница действительно вызвала Самуила. А другие опровергли это мнение и полагают, что обольститель людей демон показал Самуилов образ, и говорил то, что он часто слышал говорившим Самуила, но не знал времени Сауловой смерти. А я первое мнение признаю хульным и злочестивым. Ибо не верю, что вызывающие мертвых могут извести чью бы то ни было душу, а не только душу Пророка, и такого Пророка. Явно, что души пребывают в другом некоем месте, ожидая воскресения тел. Потому весьма злочестиво верить, что чревовещательницы имеют такую силу. Другое же мнение показывает более неразумие, нежели злочестие. Ибо, покусившись опровергнуть первое хульное мнение, представили себе ложным сделанное предречение, и потому приписали оное наставникам во лжи демонам. Но я, читая книгу Паралипоменон, нашел, что написавший сию историю сказал так: и умре Саул за беззакония своя, имиже беззаконнова Господеви по словеси Господню, понеже не сохрани его, и яко вопроси Саул волшебницы, еже вопросити, и отвеща ему Самуил Пророк. И не взыска Господа... и уби его (1Пар.10:13-14). Из сего явствует, что Сам Бог всяческих, как Ему было угодно, представив образ Самуилов, произнес определение, так как не могла сделать сего волшебница, а Бог и чрез противников произнес приговор. Ибо слышим, говорит Он: аще приидет к Пророку ложному, Аз Господь отвещаю ему (Иез.14:9). Так и чрез Валаама благословил народ, чрез нечестивого прорицателя предрек булущее и провозвестил спасение вселенной; и при сем не дух нечистый говорил, но действовал Божий и всесвятый Дух. Поеликуже иные представляли предречение ложным, то почитаю полезным вкратце разсудить и о сем. Писатель сказал предварительно, что во дни оны собрашася иноплеменницы в полки своя изыти братися со Израильтяны (1Цар.28:1), и приидоша и ополчишася в Сонаме: и собра Саул вся мужи Израилевы, и ополчишася в Гелвуе. И виде Саул полки иноплеменничи, и убояся, и ужасеся сердце его зело. И вопроси Саул Господа, и не отвеща ему Господь ни во сне, ни в явлениях, ни во Пророцех (1Цар.28:4-6). Явлениями же назвал открываемое посредством ефуда. И рече Саул отроком своим: поищите ми жены волшебницы(1Цар.28:7). Итак явно, что Саул искал волшебницы, когда Евреи и иноплеменники ополчились уже на брань. И сказано: виде полки иноплеменничи, и убояся, и ужасеся сердце его зело. Пришедши же к волшебнице, и выслушав от Бога определение, немедленно упал, потому что не ел ни во весь день той (1Цар.28:20), ни ночью, когда тайно оставил войско, и пошел вопросить волшебницу. Но по совету жены принял пищу, и к концу ночи возвратился в войско. Сие показывает история:и принесе пред Саула, и пред отроки его, и ядоша, и восташа, и отъидоша в нощь ону (1Цар.28:25). Потом с разсветом произошла битва. Посему истинно предреченное: заутра умрешь ты и Иоанафан сын твой с тобою, и тебя и полк Израилев предаст Господь в руки иноплеменничи (1Цар.28:19). Ничего такого не предрекал божественный Самуил, когда был еще жив, предрек же одно отъятие царства; не делал никакого упоминания и об Иоанафане. А здесь предсказал и его и Иоанафанову гибель, и поражение народа, и победу иноплеменников. Предполагают, что между предсказанием и битвою прошло много дней, и тогда уже писатель, как обычно в Писании, возвратился к повествованию о сей войне. Но не хотят вникнуть, что и о смерти Самуиловой писатель, сказав уже прежде, после многих повествований снова говорит. И Самуил умре: и рыдаше по нем весь Израиль. и погребоша его в Армафеме, во граде его (1Цар.28:3). Повторил же сие повествование, как говорил я, для того, чтобы начать повествование о волшебнице. Так повторил и повествование о войне, чтобы показать, как воеводы иноплеменников воспретили Давиду идти с ними на брань, как он, пришедши в Кеиль, нашел его разоренным, и догнав Амаликитян, одержал над ними решительную победу, и побил всех, кроме немногих, и отнял у них всю добычу, и свое собственное, и им принадлежавшее. Когда же писатель окончил сие повествование, возвратился к слову о войне с иноплеменниками, и разсказал, как убиты Саул и Иоанафан. А времени же свидетельствует и начало второй книги Царств. Ибо сказано: и бысть егда умре Саул, и Давид возвратися победив Амалика, и пребысть Давид в Секелазе дни два. И бысть в третий день, и се муж прииде от полка людей Сауловых, ризы же его раздраны, и персть на главе его(2Цар.1:1, 2), Но почитаю нужным снова вкратце изложить сказанное. Когда собралось войско иноплеменников, воеводы Анхусовы увидели Давида, и вознегодовав, убедили Анхуса отпустить Давида, как врага. Давид, возвратившись, нашел Кеиль сожженным. Посему не медленно устремившись и нашедши Амаликитян наслаждающихся награбленным, победил их, и вместе с своею собственностию отнял и их имущество. Когда же происходило сие, Саул, оставив воинский стан, пошел к волшебнице. Услышав определение о себе, и со скорбию вкусив пищи, всю ночь провел в пути, и к утру пришел в стан, а потом начато сражение, и он убит. Следовательно предречение истинно, потому что было оно божественное, но произнесено, думаю, не Самуилом. Волшебница сказала, какой облик она видит, а Саул по облику предположил, что - это Самуил. История же называет явившагося Самуилом, потому что Саул так был уверен. Так Писание явившихся Аврааму Ангелов и Владыку их наименовало мужами, потому что, за мужей приняв их, патриарх предложил трапезу. Так и тех, которые не боги, именует богами. Господь наш над всеми боги (Пс.134:5). Так и здесь явившийся в образе Самуила, был ли это Ангел, или призрак, показывавший облик Самуилов, наименован Самуилом, чтобы Саул, с верою приняв изреченное определение, в скорбях кончил жизнь.
 


Вопрос 64. Почему волшебница узнала Саула? (1Цар.28:12)

Обольстителю людей демону не трудно было открыть ей, кто беседует с нею. А что Давид не участвовал в сражении вместе с иноплеменниками, сие, полагаю я, было делом Божественного смотрения, потому что не презрел Бог гибнущего народа, но всячески промышлял и о народе, и о Сауле.